<< Пред.           стр. 2 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу

 Подтверждением тому служат и другие сюжеты чудских (в смысле
 "чудесных" от русского слова "чудо") сокровищ. Так, повсеместно
 распространенными являются изображения сдвоенных солнечных
 коней (рис.8), найденных также и в Прикамье. Но доказывает это
 лишь одно -- общемировое происхождение культур и их носителей!
  Описания "механизма" полетов во множестве сохранились в
 памяти северных народов в виде устойчивых фольклорных образов,
 бережно передаваемых из поколения в поколение. Ниже, в основной
 части книги, будут приведены русские устные и письменные
 свидетельства. Сейчас же уместно напомнить кульминационный
 эпизод "Калевалы", где рассказывается о решающем морском
 сражении между главными героями карело-финского эпоса с
 противостоящим им народом далекой северной земли Похъелы за
 право владения волшебной мельницей Сампо -- неиссякаемым
 источником богатства и процветания. Действие происходит посреди
 моря-океана. Испробовав все боевые средства против сынов страны
 Калевы и потерпев неудачу, владычица Похъелы -- ведьма Лоухи --
 оборачивается гигантской птицей-"летучим кораблем". Вот как это
 выглядело в передаче народных сказителей:
 
 
 
  Сто мужей на крылья сели,
  Тысяча на хвост уселась,
  Села сотня меченосцев,
  Тысяча стрелков отважных.
  Распустила Лоухи крылья,
  Поднялась орлом на воздух.
 
 
  Дополнительным доводом в пользу сказанного может послужить
 еще один факт, продолжающий "крылатую тематику". Археологов не
 перестает удивлять обилие так называемых "крылатых предметов",
 постоянно находимых в эскимосских могильниках и относимых к
 самым отдаленным временам истории Арктики. Вот он -- еще один
 символ Гипербореи! Сделанные из моржового клыка (откуда их
 поразительная сохранность), эти распростертые крылья, не
 вписывающиеся ни в какие каталоги, сами собой наво-дят на мысль
 о древних летательных приспособлениях (рис.9).
 
  Впоследствии эти символы, переда-ваясь из поколе-ния в
 поколение, распространились по всему свету и закрепились
 практически во всех древних культурах: египетской, ассирийской,
 хеттской, персидской, ацтекской, майя и так -- до Полинезии
 (рис.10). Ныне парящие крылья как подсознательная память о заре
 человечества стали эмблемой российской авиации и космонавтики
 (рис.11).
 
  Таковы некоторые факты и гипотезы. Вопросов больше, чем
 ответов. Тем не менее логика неопровержима. Она-то -- логика
 научного поиска -- и будет путеводной нитью в дальнейшем
 путешествии в глубь и даль веков и тысячелетий. Надежные и
 апробированные методы есть, хотя, быть может, они не столь
 привычны для читателя. Потому-то и необходимы некоторые
 предварительные пояснения. С них и начнем...
 
 ДВА ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЮ ДРЕВНЕЙ РУСИ
 
  Со времени воинствующих русофобов-норманистов XVIII-XIX
 веков в исторической литературе насаждается далекая от науки
 точка зрения, согласно которой собственно русская история
 начинается якобы с призвания варяжских князей, а также с
 последовавшего вскоре вслед за этим принятия христианства. А до
 той поры пребывал русский народ, дескать, в диком, варварском
 состоянии, не говоря уж о том, что славянские племена вообще
 являются пришлыми на территории, где они обитают в настоящий
 момент. Укреплению данных идей, весьма далеких от
 действительности, к сожалению, во многом содействовал
 Николай Михайлович Карамзин (1766 -- 1826), задавший тон
 в своей "Истории государства Российского" следующей
 меланхолической фразой: "Сия великая часть Европы и Азии,
 именуемая ныне Россиею, в умеренных ее климатах была искони
 обитаема, но дикими, во глубину невежества погруженными
 народами, которые не ознаменовали бытия своего никакими
 собственными историческими памятниками"1.
  Отрицание самобытности и автохтонности древней русской
 культуры, а по существу отторжение древнейших корней русского
 народа и установление границы его исторического бытия где-то в
 IX веке н.э. (некоторые снижают эту ограничительную планку до
 IV -- VI веков) было на руку и официальным властям, и
 представителям церкви. Первых не интересовало что бы то ни было
 за пределами государственно-правовых структур, а их
 возникновение однозначно связывалось с появлением первой
 правящей династии Рюриковичей. Вторых более чем устраивал тезис
 о дикости нравов и культуры русских людей до принятия
 христианства. Позиция эта, всячески поощряемая и
 культивируемая, дожила до наших дней и заняла доминирующее
 положение в школьных и вузовских учебниках, научной и
 популярной литературе, в средствах массовой информации и т.д. В
 результате повсеместно насаждается мнение, что до определенных
 (указанных выше) временных пределов русский народ как бы вовсе
 и не существовал, пребывая во внеисторическом состоянии, а
 когда возник (вроде бы из небытия) на исторической арене, то
 просто воспринял идеологию, культуру и государственно-правовые
 традиции, сложившиеся до него и без него.
  По счастью, в русской исторической науке всегда была
 сильна и другая струя. Многие выдающиеся и рядовые
 исследователи постоянно искали истоки русской самобытности в
 самых глубинах человеческой истории, не противопоставляя славян
 древнейшим этносам, жившим на территории современной России, и
 отыскивая русские корни (и не только их) у народов, испокон
 веков обитавших на Севере и в других областях Евразии. Эта
 традиция восходит к двум замечательным деятелям отечественной
 науки -- Василию Никитичу Татищеву (1686 -- 1750) и
 Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711 -- 1765). Труды
 обоих, посвященные древнейшей русской истории, были
 опубликованы посмертно; первый том "Истории Российской"
 Татищева, где подробнейшим образом рассматривается генезис
 русского народа, увидел свет даже на год позже ломоносовской
 "Древней российской истории..." (хотя и создан был почти на два
 десятилетия раньше). Однако оба русских ученых независимо друг
 от друга отстаивали одну и ту же мысль: корни русского народа
 уходят в глубины тысячелетий и затрагивают этносы, издревле
 заселявшие север Евразии и известные под разными именами
 античным и иным авторам (к последним можно отнести составителей
 библейских книг, арабских, персидских, китайских и других
 хронистов).
  Татищев напрямую вел родословную славян (а следовательно,
 и русских) от скифов, по современным данным появившихся в
 Причерноморье ориентировочно в VII веке до н.э., ареал же их
 расселения распространял далеко на Север и в Сибирь, именуя
 наших далеких северных прапредков скифами [г]иперборейскими.
 Праотцом славян и русских, исходя из данных вавилонского
 летописца Бероса, Иосифа Флавия и более поздних историков
 вплоть до анонимного автора "Синопсиса" XVII века, Татищев
 считал Мосоха -- шестого сына библейского Яфета (Иафета) и
 внука легендарного Ноя. А.И.Асов удачно объясняет происхождение
 имени Моск от протославянского и древнерусского слова "мозг": в
 устной речи две последние согласные становятся глухими, и все
 слово звучит как "моск". От имени Мосоха (Моска) впоследствии
 образовались наименования: Москва -- сначала река, затем и
 город на ней, Московия, московиты, москвитяне, москвичи... Яфет
 (Иафет) же, сын Ноя, по мнению многих, тождественен греческому
 титану Япету (Иапету), отцу Прометея, жившему, как и все другие
 титаны (после поражения от Олимпийцев и временного низвержения
 в Тартар), на Островах Блаженных, на самом краю Земли, то есть
 на Крайнем Севере -- в Гиперборее (о чем речь пойдет впереди).
  Родословная потомков Ноя и основанные на ней легенды были
 когда-то чрезвычайно популярны на Руси2 и породили вереницу
 апокрифических сочинений. Насчитывается около ста списков
 подобных "повестей" -- преимущественно ХVII века; некоторые из
 них полностью вошли в хронографы и летописцы (например, в
 "Мазуринский летописец"). Публикация данных произведений,
 исключительно важных для понимания русской предыстории и
 становления национального самосознания, прекратилась еще в
 прошлом веке. Современные ученые вообще считают их продуктом
 чистого сочинительства. Сидел якобы некто (и откуда такой
 прозорливец взялся?), глядел в потолок и от нечего делать
 сочинял, что в голову придет, а другие потом у него списали.
 Так ведь получается? Но нет! Безымянные авторы, вне всякого
 сомнения, опирались на какие-то не дошедшие до нас источники
 (если не письменные, то устные). Следовательно, ядро этих
 повестей опирается на действительную историю, хотя и
 закодированную в виде образов дописьменного творчества народных
 масс.
  Историки-снобы подчеркнуто высокомерно и чуть ли не с
 брезгливостью относятся к попыткам свести генезис древних
 народов к отдельно взятым предкам или родоначальникам,
 рассматривая это исключительно как акт мифопоэтического
 творчества. Но факты говорят о другом. Никто ведь не
 усматривает ничего крамольного в высказываниях типа: "Иван
 Грозный взял Казань"; "Петр Великий построил Петербург";
 "Суворов перешел через Альпы"; "Кутузов разгромил Наполеона".
 Каждому ясно: хотя речь идет о событиях, связанных с деяниями
 больших масс людей, символизируют их в каждом конкретном случае
 отдельные личности. Так было в прошлом, так будет всегда. Кроме
 того, родословие во все времена начиналось с какой-то точки
 отсчета, и к ней всегда привязывалось конкретное лицо -- пусть
 даже легендарное.
  Татищев не был одиночкой в изучении древнейших корней
 русского племени. Не менее скрупулезно и панорамно данная
 проблема проанализирована Василием Кирилловичем
 Тредиаковским (1703 -- 1769) в обширном историческом труде
 с подробным, в духе XVIII века, названием: "Три рассуждения о
 трех главнейших древностях российских, а именно: I о первенстве
 словенского языка над тевтоническим, II о первоначалии россов,
 III о варягах-руссах, словенского звания, рода и языка" (СПб,
 1773). В этом незаслуженно забытом трактате только вопросу о
 Мосохе (Мосхе) как прапредке московитов-москвичей посвящено не
 менее двух десятков страниц. Вывод таков: "...Рос-Мосх есть
 праотец как россов, так и мосхов... Рос-Мосх есть едина особа,
 и, следовательно, россы и мосхи суть един народ, но разные
 поколения... Рос есть собственное, а не нарицательное и не
 прилагательное имя, и есть предимение Мосхово"3.
  Тредиаковский, как никто другой, имел право на вдумчивый
 историко-лингвистический и этимологический анализ
 вышеочерченных проблем. Всесторонне образованный ученый и
 литератор, обучавшийся не только в московской
 Славяно-греко-латинской академии, но также в университетах
 Голландии и парижской Сорбонне, свободно владевший многими
 древними и новыми языками, работавший штатным переводчиком при
 Академии наук в Санкт-Петербурге и утвержденный академиком по
 латинскому и русскому красноречию, -- выдающийся отечественный
 просветитель стоял вместе с Ломоносовым у истоков русской
 грамматики и стихосложения и явился достойным продолжателем
 Татищева в области русской истории.
  Помимо завидной эрудиции, Тредиаковский обладал редким
 даром, присущим ему как поэту, -- чувством языка и интуитивным
 пониманием глубинного смысла слов, что неведомо
 ученому-педанту. Так, он решительно поддержал и развил мнение,
 упомянутое еще у Татищева, о русскости древнегреческого
 наименования "скифы". В соответствии с нормами греческой
 фонетики эта слово произносится, как "скит[ф]ы". Второй слог в
 греческом написании слова "скифы" начинается с "теты" -- Q в
 русском озвучивании она произносится и как "ф", и как "т", --
 причем в течение времени произношение звука менялось. Так,
 заимствованное из древнегреческого языка слово "театр" до XVIII
 века звучало как "феатр", а слово "теогония" ("происхождение
 Богов") еще недавно писалось "феогония". Отсюда же расщепление
 звучания в разных языках имен, имеющих общее происхождение:
 Фе[о]дор -- Теодор, Фома -- Том[ас]. До реформы русского
 алфавита в его составе (в качестве предпоследней) была буква
 "фита" -- Q, предназначенная для передачи заимствованных слов,
 включающих букву "тета". И слово "скифы" в дореволюционных
 изданиях писалось через "фиту". В действительности же "скит" --
 чисто русский корень, образующий лексическое гнездо со словами
 типа "скитаться", "скитание". Следовательно, "скифы-скиты"
 дословно означают: "скитальцы" ("кочевники"). Вторично, в
 качестве позднейшего заимствования из греческого языка, где оно
 служило названием пустыни, общая корневая основа "скит" вновь
 вошла в русское словоупотребление в смысле: "отдаленное
 монашеское убежище" или "старообрядческий монастырь".
  Ломоносов по поводу вопроса: можно ли именовать Мосоха
 прародителем славянского племени вообще и русского народа в
 частности -- высказался гибко и дипломатично. Великий россиянин
 не принял бесповоротно, но и не отверг категорически
 возможности положительного ответа, оставляя "всякому на волю
 собственное мнение"4. Аналогичным образом было расценено и
 предположение о вероятном родстве московитов-славян с
 Геродотовым племенем месхов, оказавшихся в конечном счете в
 Грузии. Что касается самой Геродотовой "Истории", то ее
 авторитет для раскрытия генетических корней русского племени
 Ломоносов считал непререкаемым. В концентрированном виде такое
 же понимание впоследствии сформулировал другой выдающийся
 русский историк -- Иван Егорович Забелин (1820 -- 1909):
 "...Никакая отрицающая и сомневающаяся... критика не может
 отнять у русской истории истинного сокровища, ее первого
 летописца, которым является сам Отец истории -- Геродот"5.
  Ныне представление о прямом родстве славяноруссов со
 скифами и другими древними народами Евразии считается не иначе
 как наивным. Между тем позиция Татищева -- Ломоносова --
 Забелина может быть существенно подкреплена за счет аргументов,
 заимствованных из исторического языкознания, мифологии и
 фольклора. Линия, идущая от историков ХVII -- ХVIII веков, была
 продолжена и закреплена в трудах Дмитрия Ивановича
 Иловайского (1832 -- 1920) и Георгия Владимировича
 Вернадского (1877 -- 1973), написавшего по-английски книгу
 "Древняя Русь" (1938 г.; рус. издание -- 1996 г.), где история
 русского народа начинается с Каменного века и проводится через
 последующие этапы: киммерийский, скифский, сарматский и т.д.
 Нельзя пройти и мимо исторических сочинений Александра
 Нечволодова и Льва Гумилева. Известный в прошлом
 археолог и историк русского права Дмитрий Яковлевич
 Самоквасов (1843 -- 1911) также отстаивал скифское
 происхождение русского народа, а прародину славяноруссов
 именовал Древней Скитанией6. Естественно, речь должна идти не
 об одном только русско-скифском родстве, но и о генетическом
 единстве множества народов, населявших в древности просторы
 Евразии.
  История не всегда благосклонна к собственным радетелям,
 подвижникам и летописцам. Примеров тому не счесть. Для русских
 же поучительна и показательна жизнь и деятельность человека,
 внесшего неоспоримый вклад в становление и организацию
 исторической науки в России. Имя его, мало что говорящее
 современному читателю, -- Александр Дмитриевич Чертков
 (1789 -- 1853). Он обладал одним из самых богатых в России
 собраний книжных, рукописных и нумизматических редкостей. На
 данной основе впоследствии была создана и отстроена (дом с
 лепным фасадом в начале Мясницкой улицы) знаменитая частная
 Чертковская библиотека -- бесплатная и общедоступная. Здесь,
 кстати, до перехода в Румянцевский музей работал Н.Ф.Федоров и
 здесь же состоялось его знакомство с молодым К.Э.Циолковским:
 длительное общение в стенах Чертковской библиотеки в 1873/74
 гг. оказало решающее влияние на формирование космического
 мировоззрения будущего основоположника теоретической и
 практической космонавтики. Бесценное собрание Черткова было
 подарено Москве, некоторое время пребывало в Румянцевском музее
 (ныне Российская государственная библиотека), в настоящее время
 книги находятся в Исторической библиотеке, а рукописи -- в
 Историческом музее.
  В последние годы жизни Чертков являлся президентом
 Общества истории и древностей российских и опубликовал во
 Временнике данного Общества, а также в виде отдельных оттисков
 (книг) несколько удивительных исторических изысканий: "Очерк
 древнейшей истории протословен" -- (1851 г.), "Фракийские
 племена, жившие в Малой Азии" (1852 г.), "Пеласго-фракийские
 племена, населившие Италию" (1853 г.), "О языке пеласгов,
 населивших Италию" (1855 г.). Опираясь на глубокое знание
 древних языков и практически на все доступные ему источники,
 Чертков указал на языковое и этнокультурное сродство между
 славяноруссами, с одной стороны, а, с другой, -- с пеласгами,
 этрусками, скифами, фракийцами, гетами, эллинами, римлянами...
 Однако открытие ученого-романтика, которого можно с полным
 основанием сравнить с Генрихом Шлиманом, не стало событием в
 отечественной и мировой историографии -- здесь в почете были
 совершенно иные ценности: эмпирико-позитивистские,
 вульгарно-социологические, психологические, структуралистские,
 семантико-семиотические и т.п.
  И сегодня время Черткова еще не наступило -- проделанная
 им колоссальная работа ждет и своего продолжения, и своих

<< Пред.           стр. 2 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу