<< Пред.           стр. 4 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу

 "бел-свет", а словосочетание "на руси" значит "на виду". У Даля
 же находим еще одно удивительное слово -- "светорусье",
 означающее "русский мир, земля"; "белый, вольный свет на Руси".
 Здесь не только корневые основы, но и их значения сливаются в
 одно целое. О распространенности и укорененности понятия
 "светорусье" можно судить по "Сборнику Кирши Данилова", где
 эпитет "светорусские могучие богатыри" выступает как норма. Еще
 раньше (по письменной фиксации) сочетание слов "светлый" и
 "русский" употребляется в договоре князя Олега с греками 911
 г., текст которого включен в "Повесть временных лет".
  Классическая схема научного познания очерчена Львом
 Гумилевым. Любую проблему можно рассматривать по меньшей мере
 трояко: с точки зрения мышиной норы, с вершины кургана и с
 высоты птичьего полета. Современная этимология -- в основном
 взгляд из мышиной норы. Этимологи копали глубоко и обильно, но
 при этом, как правило, не смотрели вдаль, воображая, что весь
 мир языка -- сплошная мышиная нора. Мало кому хватает фантазии
 и воображения подняться хотя бы на вершину кургана и тем более
 достичь высоты птичьего полета. Макроэтимология же позволяет
 отвлечься от частностей, мелких деталей, нудных транскрипций,
 традиционных подходов, закостенелых схем, ползучего эмпиризма,
 -- и, воспаряя ввысь, взглянуть на современную лексику с высот
 тысячелетий. Безусловно, вероятность погрешности в
 макроэтимологических изысканиях достаточно велика, но не
 настолько, чтобы отступить от научности, и не намного выше
 традиционных микроэтимологических выкладок, учитывая
 значительную вариативность и гипотетичность последних.
  Мифология -- всегда мистифицированная и опоэтизированная
 история. И космология! Причем мистификация происходит без
 всякого злого умысла -- вполне естественным путем. При передаче
 сведений от поколения к поколению в условиях отсутствия
 письменности (если не выработаны специальные приемы сохранения
 информации) первоначальные сведения подвергаются неизбежному и
 непроизвольному искажению. К тому же в течение веков и
 тысячелетий этносы (а вместе с ними роды, племена, семьи)
 распадаются, переселяются с одной территории на другую, а то и
 вовсе исчезают с лица Земли. Да еще войны и социальные
 перевороты. Да еще идеологическая или религиозная цензура. Да
 еще поэты и художники поприбавят. В результате факты и
 превращаются в мифы.
  Значит ли все сказанное, что мифы -- сплошная выдумка?
 Ничуть! Они вполне поддаются научному анализу и реконструкции
 первоначального смысла. В мифологических сюжетах и образах
 закодированы и реальные события далекого прошлого, и отголоски
 стародавних общественных отношений и норм поведения, и
 представления о мироздании и его законах, и память о
 катастрофах в истории Земли и великих переселениях народов.
 Именно в таком смысле следует понимать энергичное утверждение
 Н.Ф. Федорова: "Мифология не басня, а истина, действительность,
 и никогда ее не убьет метафизика"12. Применительно к истории
 вообще и русской истории в особенности не менее определенно
 высказался Г.В.Вернадский: "...Следы древней исторической
 основы могут легко быть обнаружены под мифологическим
 покровом"13.
  Мысль о том, что мифология и фольклор (особенно эпос) --
 это не что иное, как преломленная сквозь призму народного
 миросозерцания древняя история, развивалась еще Якобом
 Гриммом (1785 -- 1863) в его классическом и, к сожалению,
 до сих пор не переведенном на русский язык труде "Немецкая
 мифология" (1835 г.). Но здесь он вовсе не был оригинален.
 Существует древнейшая традиция -- считать Богов, которые
 впоследствии стали объектом религиозного поклонения, по
 происхождению своему такими же людьми, как и простые смертные.
 Подобный подход присущ народам всех континентов, хотя схемы и
 модели самого обожествления не всегда и не у всех совпадали. И
 уж, конечно, сказанное никак не относится к позднейшему
 монотеизму мировых религий, рассматривающих Бога как безличное
 и достаточно абстрактное Первоначало. Ничего похожего не было
 ни в египетской, ни в ведийской, ни в шумерской, ни в
 ассиро-вавилонской, ни в древнекитайской, древнеславянской,
 древнекельтской, древнегерманской, ацтекской и всем наборе
 северо-, центрально- и южноамериканских мифологий. Здесь Боги
 изначально выступали как люди, разве что наделенные бульшими
 способностями и силой воли.
  С наибольшей наглядностью это проявилось в античной
 мифологии и политеизме. А возникшие позднее распространенные
 переложения, скажем, древнегреческих мифов не имеют ничего
 общего с реальными событиями. В настоящее время налицо
 восприятие мифов исключительно как вымысла -- либо
 художественного, восходящего к Гомеру, либо
 социологизированного (в плане вульгарного истолкования религии
 как иллюзорной формы сознания, а то и прямого обмана). Дабы
 убедиться, что все здесь не совсем так и даже совсем не так,
 достаточно обратиться к сочинениям античных историков Диодора
 Сицилийского (единственный раз переведенного на русский язык в
 ХVIII веке) или Дионисия Галикарнасского (вообще никогда не
 переводившегося на русский язык, как и вавилонский историк
 Берос, писавший по-гречески). Все трое излагали историю
 античных Богов в русле реальной человеческой истории. Вот что
 пишет, к примеру, Диодор об Уране, считавшемся Богом Неба, о
 котором и Гомер, и Гесиод, и другие мифологи не могли сообщить
 ничего конкретного и вразумительного:
  "Повествуют, что первый начал царствовать у них
 (атлантийцев) Уран, который свел разбросанно живущих людей в
 городскую ограду, причем они согласились прекратить внезаконную
 и звериную жизнь. Он изобрел употребление и накопление домашних
 плодов и немало из других полезных вещей. Он овладел большей
 частью вселенной, по преимуществу -- странами к западу и
 северу. (4) Ставши усердным наблюдателем звезд, он предсказывал
 многое из того, что должно совершиться в мире. Он ввел для
 народа исчисление года по солнечному движению, месяцев же -- по
 луне и научил распознавать времена каждого года. Потому-то
 многие, не зная вечного порядка звезд, удивлялись происходящему
 по предсказанию; и, с другой стороны, предположили, что
 сообщавший об этом причастен божественной природе. После его
 ухода от людей, ввиду его благодеяний и распознания им звезд,
 ему стали воздавать бессмертные почести. Его прозвище перенесли
 на мир; одновременно с тем, что он оказался причастен к восходу
 и заходу звезд и к прочему, что совершается на небе, как и
 одновременно с размером почестей, стали чрезмерно расцениваться
 и его благодеяния. И его навеки объявили вечным царем Всего.
 <...> Повествуют, что <...> сыновья Урана разделили
 царство; из них наиболее видными являются Атлант и Кронос.
 Атлант получил по жребию местности, прилегающие к Океану, и
 этот народ получил название атлантийцев, и самая высокая гора в
 этой стране подобным же образом получила название Атланта.
 Рассказывают, что он точно преподал [людям] астрономию и первым
 же дал людям науку о сферах. По этой причине составилось
 мнение, что весь Космос держится на плечах Атланта14.
  Таким образом, Диодор Сицилийский считал Урана первым
 царем загадочной страны Атлантиды, исчезнувшей впоследствии в
 пучинах океана. Именно Уран объединил атлантов "в одно общество
 или гражданство" (доподлинные слова греческого историка). При
 этом подчеркивалось: Уран властвовал не только в странах
 Запада, но и на Севере.
  Аналогичным образом представлялся и верховный Бог
 древнегерманского пантеона Один. Первоначально он мыслился в
 человеческом обличии и лишь впоследствии был обожествлен. Дадим
 слово древнему свидетельству: "Один был великий воин и много
 странствовал и завладел многими державами. Он был настолько
 удачлив в битвах, что одерживал верх в каждой битве, и потому
 люди его верили, что победа всегда должна быть за ним. Посылая
 своих людей в битву или с другими поручениями, он обычно сперва
 возлагал руки им на голову и давал им благословение. Люди
 верили, что тогда успех будет им обеспечен. Когда его люди
 оказывались в беде на море или на суше, они призывали его, и
 считалось, что это им помогало. Он считался самой надежной
 опорой. Часто он отправлялся так далеко, что очень долго
 отсутствовал"15.
  В данном же плане нужно рассматривать и закодированное
 общечеловеческое знание, доставшееся нам от предков и
 прапредков в виде фольклористики. В научной и учебной
 литературе в последнее время возобладало мнение о фольклоре как
 преимущественно об устном народно-поэтическом творчестве, к
 тому же оторванном от реальной действительности. На самом же
 деле фольклористика как базисный пласт мировой культуры --
 явление не просто емкое, но в полном смысле необъятное и
 неисчерпаемое. Будучи простым и удобным каналом аккумуляции и
 передачи накопленного за многие тысячелетия опыта и знаний,
 фольклор (дословно "народная мудрость") вобрал в себя в
 специфически компактной символическо-образной форме
 многообразные факты истории, этногенеза, а также связанные с
 бытовыми традициями, мировоззренческими представлениями,
 культовыми ритуалами, обрядами, поверьями, пережитками и т.п.
 Один из основоположников современного традиционализма Рене
 Генон (1886 -- 1951) так расценивал действительное значение
 фольклора (в его соотношении с мифологией) для познания истории
 и предыстории: "Народ сохраняет, сам того не понимая, останки
 древних традиций, восходящие порою к такому отдаленному
 прошлому, которое было бы затруднительно определить и которое
 поэтому мы вынуждены относить к темной области "предыстории";
 он выполняет в некотором роде функцию более или менее
 "подсознательной" коллективной памяти, содержание которой,
 совершенно очевидно, пришло откуда-то еще"16.
  Отсюда и фольклористика как наука призвана в полном объеме
 собирать и изучать различные проявления жизни народа как
 элемента исторически сложившейся цивилизации. Ни в коей мере не
 является она исключительно филологической наукой (или частью
 таковой), напротив, она становится абстрактной и непонятной в
 отрыве от этнографии, религиоведения, археологии, социологии и
 философии истории. Попытка представить русскую сказку, былину,
 песню, заговор и т.д. вне их обусловленности народным бытием во
 всех нюансах его исторического развития оборачивается
 искаженным истолкованием этих ценнейших памятников русской
 культуры, отразивших все основные вехи ее становления.
  У нас ведь как принято относится к фольклорным
 произведениям? К сказке, например? Как к чисто развлекательному
 жанру. А сказке той, быть может, десятки тысяч лет и донесла
 она до нынешних дней дыхание наших далеких прапредков, осколки
 их тотемного мышления, наивно-целостного миросозерцания. Или
 так называемый обрядовый фольклор, связанный в том числе и с
 древнейшими народными празднествами: Коляда, Масленица,
 Кострома, Иван Купала и др. Здесь соединено все -- и остатки
 языческого мировоззрения, и сакральный символизм, и первобытный
 ритуал, и песни, и танцы, и карнавал. Традиции, возникшие в
 глубинах веков и тысячелетий, передавались из поколения в
 поколение, закреплялись в слове и обрядовой символике,
 демонстрируя нераздельность человека и высших космических сил,
 проявлявшихся в смене времен года, дня и ночи, закономерностях
 движения на небосводе (иллюзорного, как известно) Солнца, Луны,
 других светил и звезд.
  На первый взгляд нет ничего на свете более несхожего, чем
 наука и фольклор. Но если вдуматься -- есть между ними одна
 несомненно общая черта. Это -- способ описания и
 воспроизведения действительности. И наука и фольклор пользуются
 одним и тем же универсальным языком символов.
 Символическую форму имеют и логические абстракции, и
 философские категории, и художественные образы, и
 мифологические сюжеты, и фольклорные мотивы (все они облачены в
 словесно-знаковую, а следовательно -- символическую оболочку).
 Естественные науки предпочитают излагать добытое позитивное
 знание на символическом языке математики или иным способом --
 как это имеет место в химических формулах. Может быть, такова
 вообще природа человека -- отражать мир в символической форме?
 А может быть, сам человек и есть главный символ Мироздания и
 источник всех прочих символов? Символы не существуют сами по
 себе, а в качестве таковых они должны быть преломлены через
 сознание. На Земле человек -- главный носитель сознания. Как
 Микрокосм он создает образ, картину, символ Микрокосма,
 преломляя его через свое сознание. Следовательно, и сам человек
 выступает как обобщенный символ Макрокосма.
  Человек привержен, привязан к знакам и символам как
 некоторым обобщающим реальным ориентирам, отторгнутым в
 субстратной форме от него самого (им самим или объективно
 вычлененных природой). Человек и человечество просто не могут
 существовать без знаков и символов, представляя и сам Космос в
 виде глобального небесно-звездного символа. Ибо то звездное
 небо, что дано человеку в виде зрительных ощущений: набор
 структурно-организованных созвездий, изменяющих свое положение
 в течение ночи и перемещающихся среди них по определенным
 законам Луны и планет (а днем -- Солнца), -- все это всего лишь
 результат местоположения и размещения самого человека на
 вращающейся планете Земле. Но познает он Большой Космос,
 отталкиваясь именно от этой картины-символа звездного неба,
 проникая в глубь Вселенной и открывая ее подлинные законы.
 Происходит это путем преодоления самоочевидной и чувственно
 данной картины и построения на основе достигнутых знаний той
 или иной научной модели, приближающей нас к постижению истины.
  Космический знак (как и всякий знак вообще) -- всегда
 некоторое вторичное явление, указывающее на некоторую скрытую
 первопричину, далеко не всегда явную и доступную
 непосредственному познанию. В этом смысле непрерывную смену дня
 и ночи можно рассматривать как соответствующие знаки,
 указывающие на подлинную причину -- вращение Земли вокруг
 собственной оси. Точно так же циклическая смена времен года
 (весна -- лето -- осень -- зима) -- следствие движения Земли
 вокруг Солнца, обусловленное высшими космическими силами. Для
 людей же смена дня и ночи или смена времен года может выступать
 в форме определенных знаков, проверенных многократным опытом и
 служащих точкой отсчета множества других явлений, событий и
 необходимых действий. Например, спиралевидный орнамент,
 пронизывающий историю мировой культуры от самых ее истоков,
 имеет несомненную космическую кодировку. Вопрос лишь в том:
 воспринял ли человек этот космический символ самостоятельно или
 же сам Космос обладает неведомыми пока каналами, и по ним
 передаются и кодируются соответствующие закономерности. Так или
 иначе, спиралевидные структуры пронизывают не только разумную
 жизнь на Земле, но и ее бессознательные формы (раковины
 некоторых моллюсков).
  Сущность не только людских отношений, но и отношений всего
 животного мира -- в выполнении разного рода обрядностей. Так
 считал Николай Алексеевич Умов (1846 -- 1915) --
 выдающийся русский ученый-космист, еще в начале 70-х годов
 прошлого века, задолго до первых публикаций по теории
 относительности выдвинувший идею о взаимодействии энергии и
 массы, а также о том, что энергия пропорциональна массе. Уже
 животные метят мочой и экскрементами занятую ими территорию. И
 эти метки выполняют функции знаков-символов, обусловливая
 поведение животных на помеченной территории. А брачная
 обрядность в животном мире? То же и у людей, но в их жизни
 обряды, ритуалы, знаки и символы играют абсолютно решающую
 роль, особенно с появлением письма, искусства и т.п. Говоря в
 общих чертах, в общественной жизни роль метки играют и
 некоторые канонизированные тексты -- священные писания, законы,
 конституции, уставы общественных партий, множество
 регламентирующих правил и запретов. Все это может действовать и
 в устной форме. Но превратившись в утвержденный и принятый
 текст (заново упорядоченная письменная система), они обретают
 самодовлеющую, автономную самостоятельность, выступая в форме
 некоторого окончательного критерия для действий людей. Быть
 может, это незыблемый природно-обусловленный
 естественно-исторический закон. Космическая упорядоченность
 проецируется на общественные отношения в виде определенного
 строя, обязательных запретов и алгоритмов действий, облеченных
 в некие ритуалы. А это, в свою очередь, невозможно без
 многоцветной и строгой вместе с тем системы символов,
 включающих языковые и знаковые формы.
  Такой механизм взаимосвязи между Макрокосмом и
 Микрокосмом, а также в структуре самого Микрокосма, видимо,
 запрограммирован в законах природы с самого начала и является
 ее своего рода самоохранительным началом. Человеку изначально
 раз и навсегда не дано переступать некоторую запретную границу,
 он обречен представлять (познавать) глубинные законы материи и
 Космоса только посредством разного рода символов, включая и
 мысленные абстракции. Выход за этот символический барьер
 возможен, но только с помощью теоретического воображения, а оно
 само по себе также представляет лишь оперирование символами.
 Воображение питает и фольклорные образы, а также
 символы-мифологемы.
  И античный мудрец, и ведийский жрец, и славянский волхв, и
 современный ученый говорят примерно об одном и том же, пытаясь
 описать одну и ту же объективную реальность, но используя при
 этом различные системы символов и построенных на их основе
 языков. Здесь, кстати, лишний раз подтверждается известный
 тезис Алексея Федоровича Лосева (1893 -- 1988),
 сформулированный в его классическом труде "Диалектика мифа":
 всякая наука сопровождается и питается мифологией, черпая из
 нее свои исходные интуиции17. С точки зрения единых
 закономерностей выражения действительности через символы и
 постижения действительности через символы современная наука

<< Пред.           стр. 4 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу