<< Пред. стр. 5 (из 56) След. >>
столь же мифологична, сколь научна всякая мифология.Современные естественно-математические науки, включающие
космологию и ее ответвления, ничто без упорядоченных
математических символов. Посредством этих символов создается
научная картина мира, с их помощью она и прочитывается. Убрать
символы -- и останется одна пустота, ничто. Следовательно, и
тайна космического мышления кроется в символах. Познай их -- и
ты познаешь все.
Приятно это кому бы то ни было или неприятно, но следует
набраться мужества и признать: человек, познавая
действительность, практически никогда не имеет дел
непосредственно с этой действительностью, но лишь с набором
некоторых символов и кодов, включая собственные ощущения, более
чем опосредованно данную действительность отражающими. И
безразлично, в какой именно форме искажается объективная
действительность, представая в мозгу то в виде мифологических
картин и сцен, то в виде поэтических или фантастических
образов, то в виде метафизических схем, то в виде
математических формул.
Таким образом, каналы символизации и алгоритмы кодировки
глубинного смысла бытия и его закономерностей одинаковы как для
науки, так и для мифологии. Типичны и возможные искажения при
обоих способах осмысления действительности. В результате
свободного оперирования символами, знаками, образами,
словесными догмами, математическими формулами и теоретическими
моделями сплошь и рядом возникают некоторые спекулятивные
конструкции, настолько далеко отступающие от отображенной в них
реальности, что превращаются в прямую противоположность
объективной истине. Гете называл это "ложным светом знаний". "Я
проклял знаний ложный свет", -- так перевел соответствующую
строку из "Фауста" Пушкин. Не менее определенно высказался
Байрон в "Манфреде": наука -- "обмен одних незнаний на другие"
(перевод Ивана Бунина). Густав Шпет перевел эти слова еще
резче:
Наука вся -- невежества обмен
На новый вид невежества другого.
Столь же безапелляционно высказался о сути псевдонаучного
теоретизирования Максимилиан Волошин: "Я призрак истин сплавил
в стройный бред".
Другими словами, то, что в общественном мнении считается
наукой, на самом деле представляет собой сумму более или менее
верных взглядов на определенный фрагмент действительности,
событие или проблему. Группа интерпретаторов объявляет
собственное видение вопроса истиной в последней инстанции и,
обладая монополией на владение и распространение информации,
всеми доступными средствами старается утвердить в общественном
мнении только свою (а не какую-то другую) точку зрения. Однако
в процессе естественной смены поколений (в том числе и ученых)
ранее господствовавшая парадигма (то есть некоторая
теоретическая модель, объявленная эталоном), как правило,
претерпевает существенные изменения, а то и отбрасывается
вообще. Это хорошо видно на примере разного рода учебников и
справочников: казалось бы, именно в них сосредоточена
квинтэссенция последнего слова науки. Но нет -- сегодня никто
не учится по учебникам, написанным несколько десятилетий назад
и тем более -- в прошлом или позапрошлом веке. Точно так же
спустя некоторое время и на лучшие нынешние учебники (а равно
-- энциклопедии и справочники) будут глядеть, как на допотопный
анахронизм.
Безусловно, как существуют научные факты и истины, так
были, есть и всегда будут их правильные истолкования, а также
новые эпохальные открытия -- все, что составляет гордость
человеческой цивилизации и обеспечивает ее непрерывный
социальный и научно-технический прогресс. Тем не менее общее
количество незыблемых истин, отвоеванных человеком у
бесконечно-неведомой природы, более чем ограничено, и обретение
их никогда не завершится. В этом, собственно, и состоит суть и
смысл научного познания. Все остальное -- мифы, беллетристика и
околонаучные легенды.
Таким образом, всякий миф, фольклорный образ, имеют под
собой такое же реальное основание, как и научный факт. И
заложенный в обычных мифах первоначальный смысл поддается
строго научному анализу и реконструкции. Итальянский
фольклорист Джузеппе Питре (1843 -- 1916) проницательно
напутствовал всех, кто прикасается к неисчерпаемой сокровищнице
народного творчества и народной памяти: "Философ, законодатель,
историк -- всякий, кто хочет понять свой народ до конца, должен
присматриваться к его песням, пословицам, сказкам, а также к
его поговоркам, отдельным выражениям и словам. За словом всегда
стоит его значение, за буквенным смыслом -- смысл тайный,
аллегорический, под странным пестрым одеянием сказки кроется
история и религия народов и наций"18. Все сказанное относится и
к закодированным в мифологических сюжетах и образах сведениям о
реальных событиях далекого прошлого, о стародавних общественных
отношениях и нормах поведения, об устройстве мироздания, его
происхождении и законах, о катастрофах и великих переселениях
народов. Рассмотрению этого как раз и посвящена настоящая
книга.
ЧАСТЬ 1
Как не любить свой край северный,
Много ведь чудности в нем, много прелестей:
Зимой-то у нас стоят снежочки белые,
На земле блестят, будто светлы звездочки,
А льды наши зимние блестят, будто браманты,
Морозы выигрывают, будто струны серебряные,
А ночное сияние очень чудное, очень дивное,
Уж мы любим нашу зимушку морозную, студеную.
Марфа Крюкова
Вопрос о глубинных корнях русского народа, других народов
Земли всегда волновал русские умы. С него, собственно, и
начинается Несторова летопись. Здесь явственно обозначена
начальная точка отсчета нового витка истории человечества,
последовавшего после глобальной мировой катастрофы, и резкого
изменения лика планеты (в Библии данный вселенский катаклизм
кратко именуется "потопом"). "По потопе, -- сообщает летописец,
-- трое сыновей Ноя разделили землю, Сим, Хам, Иафет"19. В те
времена, как особо подчеркивается в Лаврентьевском и других
русских летописных сводах, "был единый народ". Эти
знаменательные слова Начальной летописи по существу
представляют собой формулу одного из исходных тезисов настоящей
книги, опирающейся на концепцию единого происхождения языков и
народов мира.
В дальнейшем, согласно древнейшему летописному своду --
"Повести временных лет", Иафет стал родоначальником основной
массы европейских народов, включая славяно-русские племена.
Данная точка зрения, однако, не является единственной. По-иному
излагается предыстория человечества в популярном и достаточно
распространенном в средневековой Руси апокрифе, кратко
именуемом "Откровение Мефодия Патарского о Мунте сыне Ноевом".
Хотя Мефодий епископ Патарский является одним из
канонизированных Отцов церкви, принадлежность ему
неканонической версии древнейшей истории ортодоксальными
богословами отрицается, а само "Откровение о Мунте" включено в
индекс отреченных (запрещенных) книг.
Как известно, в Библии ничего не говорится о четвертом
сыне Ноя, поименованном Мунтом (в некоторых списках апокрифа он
назван внуком). Но так как первоисточники библейских текстов
давно утрачены, а сами они неоднократно переделывались, --
вполне вероятно, что истинный автор Сказания о Мунте, которое
впоследствии Мефодий Патарский включил в свое Откровение,
опирался на недошедший до нас первоисточник. В нем весьма
логично представлено послепотопное разделение Земли по четырем
странам света: Симу досталась "восточная страна земля"
(Восток), Хаму -- "полуденная страна земля" (Юг), Яфету
(Иафету) -- "западная страна земля" (Запад), Мунту --
"полунощная страна земля" (Север)20.
По апокрифической версии, именно Мунт и был перво-предком
всех северных народов, включая и славяно-русские. Иафет же на
каком-то этапе присылал к братцу людей для оказания помощи в
строительстве северной град-столицы21. Но Мунт был не только
прапредком северных народов и устроителем северных земель.
Согласно апокрифу, он стал еще и основателем астрономии как
науки и основоположником "острономейной мудрости", то есть, по
существу, -- космической философии. "Мунт живяше на полунощной
стране, и прият дар много и милость от Бога и мудрость
острономейную обрете". Первая книга по астрономии также
принадлежит Мунту. А составил "сию книгу острономию" Мунт
вопреки предостережениям Архангела Михаила22, бросив вызов
Божьему посланнику и самим небесам. Тем самым он уравнял силу
человеческого разума с космическими силами и положил начало
мировому космизму.
От древних мифологических сказаний и апокрифов
отталкивался в своей концепции Прародины человечества и великий
русский космист Н.Ф.Федоров. Эта тема красной нитью проходит
через всю его "Философию общего дела". Федоров выделял два
центра мировых цивилизаций: 1) вселенский -- полярная гора Меру
-- ось мира; 2) духовный -- Памир -- "могила праотца" и бывший
рай (Эдем), куда, согласно апокрифическим преданиям, Ной во
время потопа вывез тело (или прах?) первочеловека Адама и где
"покоятся забытые предки всех арийских и анарийских племен
(Иафета, Сима и Хама)"23. Оба топонима -- Меру и Памир -- имеют
один и тот же доиндоевропейский корень mr, от него
образовано и однозвучное русское слово "мир", означающее
одновременно и Вселенную, и род людской, и согласие, и
справедливость -- "меру".
Символ Полярной Отчизны -- золотая гора Меру, по
древнеарийским и доарийским представлениям, возвышалась на
Северном полюсе, окруженная семью небесами, где пребывали
Небожители и царил "золотой век" (отсюда, кстати, русская
поговорка: "На седьмом небе" -- синоним высшего блаженства).
Гора Меру считалась центральной точкой бесконечного Космоса,
вокруг нее как мировой оси вращались созвездие Медведицы,
Солнце, Луна, планеты и сонмы звезд. В древнерусских
апокрифических текстах вселенская гора прозывалась "столпом в
Окияне до небес". Апокриф ХIV века "О всей твари" так и гласит:
"В Окияне стоит столп, зовется адамантин. Ему же глава до
небеси".24 В полном соответствии с общемировой традицией
вселенская гора здесь поименована алмазной (адамант -- алмаз, в
конечном счете это -- коррелят льда: фольклорная стеклянная,
хрустальная или алмазная гора означает гору изо льда или
покрытую льдом).
От доиндоевропейского названия вселенской горы Меру и
произошло понятие "мир" в его главном и первоначальном смысле
"Вселенная" (понятие "Космос" греческого происхождения и в
русский обиход вошло сравнительно недавно). Священная гора --
обитель всех верховных Богов индоевропейцев (рис.14, 15). Среди
них -- Митра, один из Солнцебогов (рис.16), чье имя созвучно с
названием горы Меру. Из верований древних ариев культ Митры
переместился в религию Ирана, а оттуда был заимствован
эллинистической и римской культурами. Миротворческая роль Митры
заключалась в утверждении согласия между вечно враждующими
людьми. Данный смысл впитало и имя Солнцебога, оно так и
переводится с авестийского языка -- "договор", "согласие". И
именно в этом смысле слово "мир", несущее к тому же
божественный отпечаток (мир -- дар Бога), вторично попало в
русский язык в качестве наследства былой нерасчлененной
этнической, лингвистической и культурной общности Пранарода. Но
это еще далеко не все. Космизм священной полярной горы
распространялся и на род людской: считалось, например, что
позвоночный столб играет в организме человека ту же роль
центральной оси, что и гора Меру во Вселенной, воспроизводя на
микрокосмическом уровне все ее функции и закономерности. Отсюда
в русском мировоззрении закрепилось еще одно значение понятия
"мир" -- "народ"("всем миром", "на миру и смерть красна", --
говорят и поныне). Следующий смысл из общеарийского наследства
-- слово "мера", означающее "справедливость" и "измерение" (как
процесс, результат и единицу), непосредственно калькирующее
название горы Меру.
Разные авторы помещают Прародину индоевропейцев (ариев) в
разных местах: Г.М.Бонгард-Левин и Э.А.Грантовский -- в степях
Евразии; Т.В. Гамкрелидзе и В.В.Иванов -- в Передней Азии, на
территории, примыкающей к Кавказу, В.А. Сафронов -- в Восточной
Европе, Ю.А.Шилов -- в Причерноморье, А.И.Асов и Н.Р.Гусева --
на Севере и т.д. Между тем есть достаточно оснований считать
Север Прародиной не одних только ариев, но и всех народов
Земли. Именно гора Меру, упоминаемая еще в Ригведе, и подробно
описываемая в "Махабхарате", -- вселенский символ
доиндоевропейских и индоарийских народов -- однозначно
указывает на истинную прародину человечества -- полярные,
заполярные и приполярные области современной Евразии, где
климат в те далекие времена (примерная начальная точка отсчета
-- 40 тысяч лет до новой эры), согласно многочисленным научным
данным, был совершенно иным. Оттуда постепенно мигрировали
прапредки современных народов, составлявшие ранее единое целое
и говорившие на общем для всех языке. Есть ли тому
доказательства? Великое множество!
Еще в прошлом веке выдающийся индийский ученый и
общественный деятель Балгангадхар Тилак (1856 -- 1920)
выводил родину древних ариев из приполярных областей.
Аргументы, приводимые Тилаком, следующие. В древнейших
источниках, например, в Тайттирии-Брахмане (а также в Авесте)
описывается Прародина человечества, где Солнце всходит и
заходит по одному разу в год, а сам год делится на один долгий
день и одну долгую ночь, -- что, как известно, соответствует
ситуации, фиксируемой в высоких полярных широтах. В Ведах же
встречаются такие высказывания: "То, что есть год, -- эта
только один день и одна ночь Богов"; "В Меру Боги видят Солнце
восходящим только один раз в году". Общие положения
подкрепляются более детальными, основанными на точном
математическом расчете, свидетельствующем, в частности, что в
Ригведе описываются зори более продолжительные, чем они могут
быть на юге; там же рассказывается о северном сиянии и летнем
поведении Солнца вблизи полюса, когда оно поднимается на
максимальную высоту над горизонтом, некоторое время "стоит" на
месте, прежде чем начинает опускаться25.
Данная концепция вполне совпадает с современными
историческими, этнографическими и геологическими
предположениями о существовании в далеком прошлом в обширных
районах преимущественно Российского Севера огромной приполярной
территории Арктиды, изменившей свой природно-климатический
облик и в основном исчезнувшей с лица Земли в результате
катаклизмов, включая похолодание и оледенение. Земли эти были
заселены протоиндоевропейцами, которые вошли в историю под
названием гиперборейцев26.
Сведения об обычаях и миграциях этих племен сохранились в
мировом фольклоре и мифологии. Лучшим подтверждением факта
существования Арктиды (помимо геологических данных, полученных
при изучении дна Северного Ледовитого океана) являются
ежегодные массовые миграции перелетных птиц с Юга на древнюю
Северную Прародину и обратно, обусловленные генетически
закрепленной памятью, природно-космический механизм которой до
сих пор не ясен.
Прошлая жизнь в приполярных областях зафиксирована во
многих древних культурах и летосчислениях. Сведения эти
самоочевидны и лежат, так сказать, на поверхности, но
становятся понятными лишь в свете представлений о полярном
происхождении древних цивилизаций. Искомые факты легко
обнаруживаются, к примеру, при анализе календарных реформ,
проведенных в свое время в Древнем Египте и Древнем Риме.
Древнеегипетский солнечный календарь включал первоначально 360
дней. Между прочим, именно отсюда возникло разделение
окружности на 360 градусов -- как символ годичного круговорота
Солнца и по соответствующему числу солнечных дней. Затем,
благодаря Богу Тоту-Гермесу (подробнее об этом см. далее), было
добавлено еще 5 дней. Но откуда могли взяться эти 360 солнечных
дней? И на каком основании произведена добавка пяти дней? Все
очень просто: некогда, в отдаленном прошлом, прапредки египтян
наблюдали солнце 360 дней в году, а несколько дней (а именно --
5), в соответствии с законами движения Земли вокруг главного
светила, оно на небосклоне не наблюдалось. Такое (опять-таки в
соответствии с законами природы) возможно только в приполярных
областях. В ходе этнической миграции праегиптян на Юг старое
летосчисление долгое время сохранялось, хотя и противоречило
видимым фактам и новым географическим условиям, но затем была
произведена коренная реформа календаря.
Еще более серьезной корректировки потребовало
первоначальное римское летосчисление. В момент основания Рима
и, естественно, до этого события пришлые народы, заселявшие
Апеннинский полуостров, начиная с конца III тысячелетия до
н.э., пользовались солнечным календарем. Он включал только 10
месяцев и оканчивался декабрем, что дословно и означает