<< Пред.           стр. 5 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу

 столь же мифологична, сколь научна всякая мифология.
  Современные естественно-математические науки, включающие
 космологию и ее ответвления, ничто без упорядоченных
 математических символов. Посредством этих символов создается
 научная картина мира, с их помощью она и прочитывается. Убрать
 символы -- и останется одна пустота, ничто. Следовательно, и
 тайна космического мышления кроется в символах. Познай их -- и
 ты познаешь все.
  Приятно это кому бы то ни было или неприятно, но следует
 набраться мужества и признать: человек, познавая
 действительность, практически никогда не имеет дел
 непосредственно с этой действительностью, но лишь с набором
 некоторых символов и кодов, включая собственные ощущения, более
 чем опосредованно данную действительность отражающими. И
 безразлично, в какой именно форме искажается объективная
 действительность, представая в мозгу то в виде мифологических
 картин и сцен, то в виде поэтических или фантастических
 образов, то в виде метафизических схем, то в виде
 математических формул.
  Таким образом, каналы символизации и алгоритмы кодировки
 глубинного смысла бытия и его закономерностей одинаковы как для
 науки, так и для мифологии. Типичны и возможные искажения при
 обоих способах осмысления действительности. В результате
 свободного оперирования символами, знаками, образами,
 словесными догмами, математическими формулами и теоретическими
 моделями сплошь и рядом возникают некоторые спекулятивные
 конструкции, настолько далеко отступающие от отображенной в них
 реальности, что превращаются в прямую противоположность
 объективной истине. Гете называл это "ложным светом знаний". "Я
 проклял знаний ложный свет", -- так перевел соответствующую
 строку из "Фауста" Пушкин. Не менее определенно высказался
 Байрон в "Манфреде": наука -- "обмен одних незнаний на другие"
 (перевод Ивана Бунина). Густав Шпет перевел эти слова еще
 резче:
 
  Наука вся -- невежества обмен
  На новый вид невежества другого.
 
  Столь же безапелляционно высказался о сути псевдонаучного
 теоретизирования Максимилиан Волошин: "Я призрак истин сплавил
 в стройный бред".
  Другими словами, то, что в общественном мнении считается
 наукой, на самом деле представляет собой сумму более или менее
 верных взглядов на определенный фрагмент действительности,
 событие или проблему. Группа интерпретаторов объявляет
 собственное видение вопроса истиной в последней инстанции и,
 обладая монополией на владение и распространение информации,
 всеми доступными средствами старается утвердить в общественном
 мнении только свою (а не какую-то другую) точку зрения. Однако
 в процессе естественной смены поколений (в том числе и ученых)
 ранее господствовавшая парадигма (то есть некоторая
 теоретическая модель, объявленная эталоном), как правило,
 претерпевает существенные изменения, а то и отбрасывается
 вообще. Это хорошо видно на примере разного рода учебников и
 справочников: казалось бы, именно в них сосредоточена
 квинтэссенция последнего слова науки. Но нет -- сегодня никто
 не учится по учебникам, написанным несколько десятилетий назад
 и тем более -- в прошлом или позапрошлом веке. Точно так же
 спустя некоторое время и на лучшие нынешние учебники (а равно
 -- энциклопедии и справочники) будут глядеть, как на допотопный
 анахронизм.
  Безусловно, как существуют научные факты и истины, так
 были, есть и всегда будут их правильные истолкования, а также
 новые эпохальные открытия -- все, что составляет гордость
 человеческой цивилизации и обеспечивает ее непрерывный
 социальный и научно-технический прогресс. Тем не менее общее
 количество незыблемых истин, отвоеванных человеком у
 бесконечно-неведомой природы, более чем ограничено, и обретение
 их никогда не завершится. В этом, собственно, и состоит суть и
 смысл научного познания. Все остальное -- мифы, беллетристика и
 околонаучные легенды.
  Таким образом, всякий миф, фольклорный образ, имеют под
 собой такое же реальное основание, как и научный факт. И
 заложенный в обычных мифах первоначальный смысл поддается
 строго научному анализу и реконструкции. Итальянский
 фольклорист Джузеппе Питре (1843 -- 1916) проницательно
 напутствовал всех, кто прикасается к неисчерпаемой сокровищнице
 народного творчества и народной памяти: "Философ, законодатель,
 историк -- всякий, кто хочет понять свой народ до конца, должен
 присматриваться к его песням, пословицам, сказкам, а также к
 его поговоркам, отдельным выражениям и словам. За словом всегда
 стоит его значение, за буквенным смыслом -- смысл тайный,
 аллегорический, под странным пестрым одеянием сказки кроется
 история и религия народов и наций"18. Все сказанное относится и
 к закодированным в мифологических сюжетах и образах сведениям о
 реальных событиях далекого прошлого, о стародавних общественных
 отношениях и нормах поведения, об устройстве мироздания, его
 происхождении и законах, о катастрофах и великих переселениях
 народов. Рассмотрению этого как раз и посвящена настоящая
 книга.
 
 ЧАСТЬ 1
 
 
 
 
 
  Как не любить свой край северный,
  Много ведь чудности в нем, много прелестей:
  Зимой-то у нас стоят снежочки белые,
  На земле блестят, будто светлы звездочки,
  А льды наши зимние блестят, будто браманты,
  Морозы выигрывают, будто струны серебряные,
  А ночное сияние очень чудное, очень дивное,
  Уж мы любим нашу зимушку морозную, студеную.
  Марфа Крюкова
 
  Вопрос о глубинных корнях русского народа, других народов
 Земли всегда волновал русские умы. С него, собственно, и
 начинается Несторова летопись. Здесь явственно обозначена
 начальная точка отсчета нового витка истории человечества,
 последовавшего после глобальной мировой катастрофы, и резкого
 изменения лика планеты (в Библии данный вселенский катаклизм
 кратко именуется "потопом"). "По потопе, -- сообщает летописец,
 -- трое сыновей Ноя разделили землю, Сим, Хам, Иафет"19. В те
 времена, как особо подчеркивается в Лаврентьевском и других
 русских летописных сводах, "был единый народ". Эти
 знаменательные слова Начальной летописи по существу
 представляют собой формулу одного из исходных тезисов настоящей
 книги, опирающейся на концепцию единого происхождения языков и
 народов мира.
  В дальнейшем, согласно древнейшему летописному своду --
 "Повести временных лет", Иафет стал родоначальником основной
 массы европейских народов, включая славяно-русские племена.
 Данная точка зрения, однако, не является единственной. По-иному
 излагается предыстория человечества в популярном и достаточно
 распространенном в средневековой Руси апокрифе, кратко
 именуемом "Откровение Мефодия Патарского о Мунте сыне Ноевом".
 Хотя Мефодий епископ Патарский является одним из
 канонизированных Отцов церкви, принадлежность ему
 неканонической версии древнейшей истории ортодоксальными
 богословами отрицается, а само "Откровение о Мунте" включено в
 индекс отреченных (запрещенных) книг.
  Как известно, в Библии ничего не говорится о четвертом
 сыне Ноя, поименованном Мунтом (в некоторых списках апокрифа он
 назван внуком). Но так как первоисточники библейских текстов
 давно утрачены, а сами они неоднократно переделывались, --
 вполне вероятно, что истинный автор Сказания о Мунте, которое
 впоследствии Мефодий Патарский включил в свое Откровение,
 опирался на недошедший до нас первоисточник. В нем весьма
 логично представлено послепотопное разделение Земли по четырем
 странам света: Симу досталась "восточная страна земля"
 (Восток), Хаму -- "полуденная страна земля" (Юг), Яфету
 (Иафету) -- "западная страна земля" (Запад), Мунту --
 "полунощная страна земля" (Север)20.
  По апокрифической версии, именно Мунт и был перво-предком
 всех северных народов, включая и славяно-русские. Иафет же на
 каком-то этапе присылал к братцу людей для оказания помощи в
 строительстве северной град-столицы21. Но Мунт был не только
 прапредком северных народов и устроителем северных земель.
 Согласно апокрифу, он стал еще и основателем астрономии как
 науки и основоположником "острономейной мудрости", то есть, по
 существу, -- космической философии. "Мунт живяше на полунощной
 стране, и прият дар много и милость от Бога и мудрость
 острономейную обрете". Первая книга по астрономии также
 принадлежит Мунту. А составил "сию книгу острономию" Мунт
 вопреки предостережениям Архангела Михаила22, бросив вызов
 Божьему посланнику и самим небесам. Тем самым он уравнял силу
 человеческого разума с космическими силами и положил начало
 мировому космизму.
  От древних мифологических сказаний и апокрифов
 отталкивался в своей концепции Прародины человечества и великий
 русский космист Н.Ф.Федоров. Эта тема красной нитью проходит
 через всю его "Философию общего дела". Федоров выделял два
 центра мировых цивилизаций: 1) вселенский -- полярная гора Меру
 -- ось мира; 2) духовный -- Памир -- "могила праотца" и бывший
 рай (Эдем), куда, согласно апокрифическим преданиям, Ной во
 время потопа вывез тело (или прах?) первочеловека Адама и где
 "покоятся забытые предки всех арийских и анарийских племен
 (Иафета, Сима и Хама)"23. Оба топонима -- Меру и Памир -- имеют
 один и тот же доиндоевропейский корень mr, от него
 образовано и однозвучное русское слово "мир", означающее
 одновременно и Вселенную, и род людской, и согласие, и
 справедливость -- "меру".
  Символ Полярной Отчизны -- золотая гора Меру, по
 древнеарийским и доарийским представлениям, возвышалась на
 Северном полюсе, окруженная семью небесами, где пребывали
 Небожители и царил "золотой век" (отсюда, кстати, русская
 поговорка: "На седьмом небе" -- синоним высшего блаженства).
 Гора Меру считалась центральной точкой бесконечного Космоса,
 вокруг нее как мировой оси вращались созвездие Медведицы,
 Солнце, Луна, планеты и сонмы звезд. В древнерусских
 апокрифических текстах вселенская гора прозывалась "столпом в
 Окияне до небес". Апокриф ХIV века "О всей твари" так и гласит:
 "В Окияне стоит столп, зовется адамантин. Ему же глава до
 небеси".24 В полном соответствии с общемировой традицией
 вселенская гора здесь поименована алмазной (адамант -- алмаз, в
 конечном счете это -- коррелят льда: фольклорная стеклянная,
 хрустальная или алмазная гора означает гору изо льда или
 покрытую льдом).
  От доиндоевропейского названия вселенской горы Меру и
 произошло понятие "мир" в его главном и первоначальном смысле
 "Вселенная" (понятие "Космос" греческого происхождения и в
 русский обиход вошло сравнительно недавно). Священная гора --
 обитель всех верховных Богов индоевропейцев (рис.14, 15). Среди
 них -- Митра, один из Солнцебогов (рис.16), чье имя созвучно с
 названием горы Меру. Из верований древних ариев культ Митры
 переместился в религию Ирана, а оттуда был заимствован
 эллинистической и римской культурами. Миротворческая роль Митры
 заключалась в утверждении согласия между вечно враждующими
 людьми. Данный смысл впитало и имя Солнцебога, оно так и
 переводится с авестийского языка -- "договор", "согласие". И
 именно в этом смысле слово "мир", несущее к тому же
 божественный отпечаток (мир -- дар Бога), вторично попало в
 русский язык в качестве наследства былой нерасчлененной
 этнической, лингвистической и культурной общности Пранарода. Но
 это еще далеко не все. Космизм священной полярной горы
 распространялся и на род людской: считалось, например, что
 позвоночный столб играет в организме человека ту же роль
 центральной оси, что и гора Меру во Вселенной, воспроизводя на
 микрокосмическом уровне все ее функции и закономерности. Отсюда
 в русском мировоззрении закрепилось еще одно значение понятия
 "мир" -- "народ"("всем миром", "на миру и смерть красна", --
 говорят и поныне). Следующий смысл из общеарийского наследства
 -- слово "мера", означающее "справедливость" и "измерение" (как
 процесс, результат и единицу), непосредственно калькирующее
 название горы Меру.
  Разные авторы помещают Прародину индоевропейцев (ариев) в
 разных местах: Г.М.Бонгард-Левин и Э.А.Грантовский -- в степях
 Евразии; Т.В. Гамкрелидзе и В.В.Иванов -- в Передней Азии, на
 территории, примыкающей к Кавказу, В.А. Сафронов -- в Восточной
 Европе, Ю.А.Шилов -- в Причерноморье, А.И.Асов и Н.Р.Гусева --
 на Севере и т.д. Между тем есть достаточно оснований считать
 Север Прародиной не одних только ариев, но и всех народов
 Земли. Именно гора Меру, упоминаемая еще в Ригведе, и подробно
 описываемая в "Махабхарате", -- вселенский символ
 доиндоевропейских и индоарийских народов -- однозначно
 указывает на истинную прародину человечества -- полярные,
 заполярные и приполярные области современной Евразии, где
 климат в те далекие времена (примерная начальная точка отсчета
 -- 40 тысяч лет до новой эры), согласно многочисленным научным
 данным, был совершенно иным. Оттуда постепенно мигрировали
 прапредки современных народов, составлявшие ранее единое целое
 и говорившие на общем для всех языке. Есть ли тому
 доказательства? Великое множество!
  Еще в прошлом веке выдающийся индийский ученый и
 общественный деятель Балгангадхар Тилак (1856 -- 1920)
 выводил родину древних ариев из приполярных областей.
 Аргументы, приводимые Тилаком, следующие. В древнейших
 источниках, например, в Тайттирии-Брахмане (а также в Авесте)
 описывается Прародина человечества, где Солнце всходит и
 заходит по одному разу в год, а сам год делится на один долгий
 день и одну долгую ночь, -- что, как известно, соответствует
 ситуации, фиксируемой в высоких полярных широтах. В Ведах же
 встречаются такие высказывания: "То, что есть год, -- эта
 только один день и одна ночь Богов"; "В Меру Боги видят Солнце
 восходящим только один раз в году". Общие положения
 подкрепляются более детальными, основанными на точном
 математическом расчете, свидетельствующем, в частности, что в
 Ригведе описываются зори более продолжительные, чем они могут
 быть на юге; там же рассказывается о северном сиянии и летнем
 поведении Солнца вблизи полюса, когда оно поднимается на
 максимальную высоту над горизонтом, некоторое время "стоит" на
 месте, прежде чем начинает опускаться25.
  Данная концепция вполне совпадает с современными
 историческими, этнографическими и геологическими
 предположениями о существовании в далеком прошлом в обширных
 районах преимущественно Российского Севера огромной приполярной
 территории Арктиды, изменившей свой природно-климатический
 облик и в основном исчезнувшей с лица Земли в результате
 катаклизмов, включая похолодание и оледенение. Земли эти были
 заселены протоиндоевропейцами, которые вошли в историю под
 названием гиперборейцев26.
  Сведения об обычаях и миграциях этих племен сохранились в
 мировом фольклоре и мифологии. Лучшим подтверждением факта
 существования Арктиды (помимо геологических данных, полученных
 при изучении дна Северного Ледовитого океана) являются
 ежегодные массовые миграции перелетных птиц с Юга на древнюю
 Северную Прародину и обратно, обусловленные генетически
 закрепленной памятью, природно-космический механизм которой до
 сих пор не ясен.
  Прошлая жизнь в приполярных областях зафиксирована во
 многих древних культурах и летосчислениях. Сведения эти
 самоочевидны и лежат, так сказать, на поверхности, но
 становятся понятными лишь в свете представлений о полярном
 происхождении древних цивилизаций. Искомые факты легко
 обнаруживаются, к примеру, при анализе календарных реформ,
 проведенных в свое время в Древнем Египте и Древнем Риме.
 Древнеегипетский солнечный календарь включал первоначально 360
 дней. Между прочим, именно отсюда возникло разделение
 окружности на 360 градусов -- как символ годичного круговорота
 Солнца и по соответствующему числу солнечных дней. Затем,
 благодаря Богу Тоту-Гермесу (подробнее об этом см. далее), было
 добавлено еще 5 дней. Но откуда могли взяться эти 360 солнечных
 дней? И на каком основании произведена добавка пяти дней? Все
 очень просто: некогда, в отдаленном прошлом, прапредки египтян
 наблюдали солнце 360 дней в году, а несколько дней (а именно --
 5), в соответствии с законами движения Земли вокруг главного
 светила, оно на небосклоне не наблюдалось. Такое (опять-таки в
 соответствии с законами природы) возможно только в приполярных
 областях. В ходе этнической миграции праегиптян на Юг старое
 летосчисление долгое время сохранялось, хотя и противоречило
 видимым фактам и новым географическим условиям, но затем была
 произведена коренная реформа календаря.
  Еще более серьезной корректировки потребовало
 первоначальное римское летосчисление. В момент основания Рима
 и, естественно, до этого события пришлые народы, заселявшие
 Апеннинский полуостров, начиная с конца III тысячелетия до
 н.э., пользовались солнечным календарем. Он включал только 10
 месяцев и оканчивался декабрем, что дословно и означает

<< Пред.           стр. 5 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу