<< Пред.           стр. 6 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу

 "десятый" и, кстати, не воспринимается как нонсенс в
 современном двенадцатимесячном календаре. Следовательно, до
 появления в Италии пришлые племена обитали в таких областях,
 где в течение двух месяцев Солнце не наблюдалось. Такое, как
 снова нетрудно догадаться, возможно лишь в условиях долгой
 полярной ночи. Второй после Ромула римский царь Нума Помпилий,
 которому при помощи нимфы-прорицательницы Эгерии, по словам
 Плутарха, "открылась небесная мудрость", -- исправил анахронизм
 старого сумбурного календаря и добавил к имевшимся 10 месяцам
 еще 2 -- январь и февраль27 (год у этрусков, латинов, сабинян и
 прочих италийских племен начинался так же, как и у древних
 славян, -- с марта месяца).
  Полярные реминисценции, как бы это ни показалось
 парадоксальным на первый взгляд, обнаруживаются и в Библии. В
 Книге Исаии говорится об обители (сонме) Богов на краю Севера,
 куда стремился один из возгордившихся и наказанных за это сынов
 человеческих -- Денница, сын Зари (Ис. 14, 13). Северные те
 Боги, по Библии, обитают на священной горе, хорошо известной в
 индоиранской традиции под названием Меру. В книге Иова подробно
 и эмоционально описывается полярная ночь: "Ночь та, -- да
 обладает ею мрак, да не сочтется она в днях года, да не войдет
 в число месяцев! О! ночь та -- да будет она безлюдна; да не
 войдет в нее веселие! Да проклянут ее проклинающие день,
 способные разбудить Левиафана! Да померкнут звезды рассвета ее:
 пусть ждет она света, и он не приходит: и да не увидит она
 ресниц денницы..." (Иов 3, 6-9). В Книге Иисуса Навина
 содержится ссылка на еще более древнюю книгу Праведного, где
 описывается поведение Солнца в приполярных областях: "Стояло
 Солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день" (Нав.
 10, 13). Данный фрагмент практически полностью соответствует
 строкам Ригведы: "Свою колесницу Бог Солнца остановил посреди
 неба", где также в метафорической форме описывается полярный
 день.
  А есть ли полярные мотивы в древнегреческих мифах? Не
 могут не быть, если только прапредки эллинов пришли с Севера и
 принесли с собой ядро тех сказаний, которые, приспособившись к
 новым условиям и обрастая массой подробностей, приобрели
 впоследствии привычный для нас вид. Но сквозь оболочку
 позднейших наслоений нет-нет да и сверкнет Полярная звезда
 памяти о далеком прошлом. Так, перед битвой с гигантами
 Зевс велел Солнцу-Гелиосу, Луне-Селене и Заре-Эос не
 светить на землю. В небе остались только звезды. Здесь
 явственный намек: гигантомахия (точнее -- события ей
 предшествовавшие) сопряжена с полнощными странами и полярной
 ночью. Также в легендах о рождении Геракла различные источники
 единодушно свидетельствуют: когда Зевс соблазнил Алкмену, их
 первая брачная ночь ознаменовалась тем, что Солнце трое суток
 не поднималось над Землей. Такое может случиться только в
 Приполярье или Заполярье. Следовательно, именно там и
 происходили описываемые события. И именно туда, на родину
 предков, неоднократно возвращался величайший герой древности
 Геракл при совершении некоторых из своих подвигов и при
 освобождении Прометея. Лишь в эпоху расцвета античной
 цивилизации первичное ядро северных легенд было
 трансформировано и приспособлено к условиям Средиземноморья.
  Один из крупнейших представителей сравнительного
 языкознания и сравнительной мифологии Макс Мюллер (1823
 -- 1900) не без оснований полагал, что в период,
 предшествовавший образованию современных этносов, каждое слово
 в первоначальном арийском языке было мифом, каждое имя --
 образом, каждое существительное -- определенным лицом и каждый
 предлог -- маленькой драмой. По этой причине многие языческие
 Боги -- индийские, иранские, греческие, германские, славянские
 и прочие -- не что иное, как результат персонификации
 поэтических обозначений (имен), неожиданных даже для тех, кто
 их придумал. Интересно взглянуть под данным углом зрения на
 скупые сведения древних историков, связанные с преданиями о
 Гиперборее. Естественно, что в Ведах, Авесте, Библии и других
 древних книгах не содержится упоминаний ни о Гиперборее, ни о
 гиперборейцах, поскольку это вообще не автохтонные
 наименования. Дословно этноним гиперборейцы означает "те, кто
 живет за Бореем (Северным ветром)", или просто -- "те, кто
 живет на Севере". В древнерусской географии также было принято
 разделение мира по ветрам, и территория современной России
 обозначалась соответственно по направлению северного ветра.
 "Благословил есть праотец наш Ной, -- сказано в "Мазуринском
 летописце", -- прадеда нашего Иафета частию земли западного
 всего и северного и полунощного ветров".28
  О гиперборейцах писали многие античные авторы. Одни
 подвергали сомнению само существование гиперборейцев ввиду
 отсутствия достоверных фактов. Так, отец истории Геродот, хотя
 и четко помещает их на крайнем Севере на берегах "последнего
 моря", опасается домысливать что-либо к известным ему фактам,
 связанным с регулярным принесением даров в храм Аполлона на
 острове Делос посланцами гиперборейцев. Напротив, другой гигант
 античности Плиний Старший пишет о гиперборейцах, как о реальном
 древнем народе, живущем у Полярного круга, имеющем древние
 традиции и генетически связанном с эллинами, а также с
 культурой и религией всего античного мира -- через культ
 Аполлона.
  Плиний Старший -- один из самых беспристрастных ученых --
 старался излагать только бесспорные факты, воздерживаясь от
 каких-либо комментариев. Вот что дословно сообщал он в
 "Естественной истории" (IV, 26): "За этими [Рипейскими] горами,
 по ту сторону Аквилона [Северный ветер -- синоним Борея. --
 В.Д.], счастливый народ (если можно этому верить), который
 называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и
 прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли
 мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в
 течение полугода, и это только один день, когда солнце не
 скрывается (как о том думали бы несведущие) от весеннего
 равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды
 в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем.
 Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и
 лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются
 рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем
 обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть
 приходит там только от пресыщения жизнью. После вкушения пищи и
 легких наслаждений старости с какой-нибудь скалы они бросаются
 в море. Это -- самый счастливый род погребения... Нельзя
 сомневаться в существовании этого народа" [подчеркнуто мной. --
 В.Д.]29.
  Даже из этого небольшого отрывка из "Естественной истории"
 нетрудно составить ясное представление о Гиперборее. Первое --
 и это самое главное, -- она размещалась там, где Солнце может
 не заходить по нескольку месяцев. Другими словами, речь может
 идти только о приполярных областях, тех, что в русском
 фольклоре именовались Подсолнечным царством. Другое важное
 обстоятельство: климат на Севере Евразии во времена расцвета
 Гипербореи был совсем другим.
  Новейшие комплексные исследования, проведенные на севере
 Шотландии по международной программе, показали, что 4 тысячи
 лет назад (это -- стык III и II тысячелетий до новой эры)
 климат на данной широте был сравним с нынешним климатом
 Средиземноморья. Еще ранее российскими океанографами и
 палеонтологами было установлено, что в 30 -- 15 тысячелетии до
 н.э. климат Арктики был достаточно мягким, а Северный Ледовитый
 океан был теплым, несмотря на присутствие ледников на
 континенте. Примерно к таким же выводам и хронологическим
 рамкам пришли американские и канадские ученые. По их мнению, во
 время Висконсинского оледенения в центре Северного Ледовитого
 океана существовала зона умеренного климата, благоприятная для
 такой флоры и фауны, которые не могли существовать на
 приполярных и заполярных территориях Северной Америки.
  Косвенным свидетельством в пользу существования в северных
 широтах древней высокоразвитой цивилизации могут служить
 находящиеся повсюду мощные каменные сооружения и другие
 мегалитические памятники. При зарождении археологии как науки
 им придавалось исключительно важное значение в понимании
 далекого прошлого человечества. Так, в северной Шотландии, на
 Шетландских и Оркнейских островах хорошо известны развалины
 могучих доисторических башен-крепостей, воздвигнутых задолго до
 римских и тем более норманских завоеваний30. Функционально эти
 башни больше всего напоминают такие же каменные сооружения на
 Северном Кавказе. А то, что расположены они на самой северной
 оконечности Британских островов и сориентированы на отражение
 возможной атаки с Севера, невольно наводит на мысль на их
 сопряженность с Прародиной цивилизации -- Гипербореей. Остатки
 подобных сооружений обнаружены и на Кольском полуострове.
  Несомненно также, что в те далекие времена эллины были
 близки гиперборейцам и по обычаям и по языку -- об этом прямо
 пишет Диодор Сицилийский (П, 47). Судя по всему, два
 родственных народа жили когда-то вместе в северных широтах.
 Затем некоторые обстоятельства (о них речь пойдет ниже)
 заставили предков эллинов мигрировать на стыке II и I
 тысячелетий до н.э., вытесняя и поглощая таких же пришлых (но
 примерно на тысячелетие раньше) завоевателей -- создателей
 эгейской и минойской культуры, строителей величественных
 каменных сооружений и лабиринтов. Трудно, разумеется, если
 придерживаться научного подхода, и далее детализировать
 сведения по той стране, которая уже во времена Геродота была
 объектом легенд. Но именно научный подход и позволяет найти
 некоторые зацепки и провести ряд аналогий. Так, известна карта
 Герхарда Меркатора (1512 -- 1594) -- одного из самых
 известных картографов всех времен, опиравшегося на какие-то
 древние знания, на которой Гиперборея изображена как огромный
 арктический материк, окружающий Северный полюс и с высокой
 горой (Меру?) посередине (рис.17). С другой стороны, древние
 авторы и, в частности, Страбон в своей знаменитой "Географии",
 пишут об окраинной северной территории, полярной оконечности
 Земли, именуемой Туле (Тула). Туле как раз и занимает то
 место, где по расчетам должны быть Гиперборея или Арктида
 (точнее Туле -- одна из оконечностей Арктиды).
  У Страбона, который опирался на недошедшие до нас тексты
 предшественников, нет каких-либо подробностей относительно
 Туле, кроме того, что он (остров) расположен в шести днях
 плавания на север от Британии и что море там и вся окружающая
 среда студнеобразные, напоминают тело одной из разновидностей
 медуз, по-древнегречески называемой "морское легкое". Если
 точно следовать тексту Страбона, то в использованном им, но
 впоследствии утраченном описании плавания Пифея (он,
 собственно, и посетил таинственную землю, где летом солнце не
 садится за горизонт по нескольку месяцев и столько же
 продолжается зимняя ночь), приводимые подробности поддаются
 лишь гипотетической расшифровке. В окрестностях Туле "нет более
 воздуха, а некое вещество, сгустившееся из всех этих элементов,
 похожее на морское легкое; в нем, говорит Пифей, висят земля,
 море и все элементы, и это вещество является как бы связью
 целого: по нему невозможно ни пройти, ни проплыть на
 корабле"31. По эзотерическому преданию, столицей легендарной
 страны Туле был Город Солнца -- Гелиополь. Именно с тех пор
 священное название, превращенное в своего рода символ, начало
 свое победное шествие по всему миру. Сам топоним греческого
 происхождения, но он калькирует исконно-автохтонные названия.
 Одна из религиозных столиц Древнего Египта известна под
 названием Гелиополя. Развалины таких же "гелиополев" --
 городов-святилищ Солнца разбросаны по всему американскому
 континенту -- от Мексики и Гватемалы до Боливии и Перу.
 Впоследствии имя Города Солнца как символ достойной и
 счастливой жизни перекочевал в тайные учения и утопические
 доктрины -- наиболее известной из них явилась знаменитая книга
 Томмазо Кампанеллы.
  Если других фактов не сохранилось, а материальные
 памятники либо не распознаны, либо скрыты под арктическим
 льдом, -- остается прибегнуть к испытанному средству --
 реконструкции смысла. Ибо язык как хранитель мысли и знаний
 исчезнувших поколений такой же надежный памятник, как каменные
 мегалиты -- дольмены, менгиры и кромлехи. Нужно только
 научиться читать скрытый в них смысл.
  Калькой древнего арктического материка Туле (Тула)
 является название старинного русского города Тула. Конечно,
 вряд ли русский город Тула имеет прямое отношение (по
 принадлежности) к древней Гиперборее (Туле). Однако налицо,
 если так можно выразиться, довольно очевидное, хотя и косвенное
 свидетельство: народ, связанный с Гипербореей (Туле), возможно,
 пришел или был вынужден бежать из легендарной страны, народ, в
 чьем языке слово "тула" означало нечто скрытое и заветное --
 он-то и дал наименование тому месту, где впоследствии возник
 современный город Тула (дословно -- "потаенное место").
  Именно такой смысл имеет, согласно Словарю Владимира Даля,
 понятие "тула". Это -- "скрытое, недоступное место" --
 "затулье", "притулье" ("тулить" -- укрывать, скрывать, прятать
 и т.п.). Есть и другие русские слова с этим корнем: "туло,
 туловище" -- тело без головы, рук и ног; "туло" -- колчан в
 виде трубки, где хранятся стрелы (отсюда -- "втулка").
 Производными от той же корневой основы в русском языке являются
 слова: "тыл" -- затылок и вообще -- задняя часть чего-либо,
 "тло" -- основание, дно (в современном языке сохранилось
 устойчивое словосочетание "до тла"); "тлеть" -- гнить или чуть
 заметно гореть и т.д.
  Как видим, имя города Тула имеет богатейшее смысловое
 содержание. Топонимы с корнем "тул" вообще имеют чрезвычайное
 распространение: города Тулон и Тулуза во Франции, Тульча -- в
 Румынии, Тульчин -- на Украине, Тулымский камень (хребет) -- на
 Северном Урале, река в Мурманской области -- Тулома, озеро в
 Карелии -- Тулос. И так далее -- вплоть до самоназвания одного
 из дравидских народов в Индии -- тулу. На американском
 континенте также известен город Тула -- древняя столица
 доколумбова государства тольтеков (на территории современной
 Мексики), просуществовавшая до 12 века н.э. Предположение о
 лексической и смысловой сопряженности этнонима тольтеков и
 названия их главного города с легендарной приполярной
 территории Туле было высказано еще Рене Геноном в его
 знаменитом эссе "Атлантида и Гиперборея". Тольтекская Тула с ее
 реставрированными памятниками (включая знаменитую пирамиду
 Кецалькоатля) -- один из известнейших
 архитектурно-археологических комплексов Нового Света. Однако в
 данном случае нас интересует этимология тольтекского названия
 города: 1) восходит ли оно к запредельно-древним временам,
 когда прапредки индейских племен вычленились из общей
 этнолингвистической массы и начали свое миграционное шествие по
 американскому континенту, покинув общую прародину всех народов
 мира (предположительно не ранее 40 тысяч лет до н.э.); 2)
 принадлежит ли оно исчезнувшему народу, прибывшему с одного из
 погибших гипотетических материков или архипелагов Атлантиды или
 Арктиды; 3) является ли автохтонным -- с учетом того, что сама
 культура тольтеков была кратковременной (в пределах трех
 столетий) и сравнительно поздней.
  Но если даже остановиться на последнем возможном
 объяснении, -- нельзя отрицать, что сами тольтеки возникли не
 на пустом месте и не вдруг -- у них были предки и прапредки, в
 словарном запасе которых непременно были слова с корневой
 основой "тул[а]", лежащей, кстати, в фундаменте самого этнонима
 "тольтеки". Кроме того, на месте разрушенной столицы
 государства тольтеков ранее существовал легендарный город
 индейцев науа -- Толлан (или Тольян), чье название созвучно
 лексеме "тул". И эту цепочку поколений, тянущуюся вглубь веков,
 опять-таки можно проследить до 40-го тысячелетия до н.э., то
 есть до начала распада единой этнолингвистической общности всех
 народов и языков мира.
  Несмотря на скудные сведения историков, античный мир
 располагал обширными представлениями и немаловажными
 подробностями о жизни и нравах гиперборейцев. Солнцебог Аполлон
 Гиперборейский -- покровитель муз -- вдохновил многих поэтов и
 писателей, дабы воспели они своих северных прапредков. И все
 потому, что корни давних и тесных связей с гиперборейцами
 уходят в древнейшую общность праиндоевропейской цивилизации,
 естественным образом связанную и с Полярным кругом, и с "краем
 земли" -- северной береговой линией Евразии и древней
 материковой и островной культурой.
  Именно здесь, как пишет Эсхил: "на краю земли", "в
 безлюдной пустыне диких скифов" -- по приказу Зевса был
 прикован к скале непокорный Прометей (рис.18), который, вопреки
 запрету, подарил людям огонь, открыл тайну движения звезд и
 светил, научил искусству сложения букв, земледелию и плаванию
 под парусами. Но край, где томился терзаемый драконоподобным
 коршуном Прометей, покуда его не освободил Геракл, -- не всегда
 был столь безлюдным и бесприютным. Все выглядело иначе, когда
 сюда, на край Ойкумены, к гиперборейцам приходил знаменитый
 герой древности -- Персей, чтобы сразиться с Горгоной Медусой,
 завладеть ее несущей смерть головой. За то и был он прозван
 "Гиперборейским", о чем в подробностях поведал Пиндар --
 величайший эпический поэт Эллады:
  Но ни вплавь, ни впешь
  Никто не вымерил дивного пути
  К сходу гипербореев --
  Лишь Персей,
  Водитель народа,
  Переступил порог их пиров,
  Там стожертвенным приношением Богу закалывались ослы,

<< Пред.           стр. 6 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу