<< Пред.           стр. 7 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу

  Там длящимся весельям и хвалебным словам
  Радуется Аполлон,
  И смеется на ослиную встающую спесь.
  Не чуждается их нрава и Муза:
  Хоры дев, звуки лир, свисты флейт
  Мчатся повсюду,
  Золотыми лаврами сплетены их волосы,
  И благодушен их пир.
  Ни болезни, ни губящая старость
  Не вмешиваются в святой их род.
  Без мук, без битв
  Живут они, избежавшие
  Давящей правды Немезиды.
  Смелостью дыша,
  Это в их счастливые сборища
  Шагнул, предводимый Афиною,
  Сын Данаи.
  Он убил Горгону,
  Он принес островитянам
  Ту голову, пеструю змеиною гривой,
  Каменную смерть.
  И дивному вера есть, коль вершитель -- Бог.
  Не иначе -- картина "золотого века": равные олимпийским
 Богам гиперборейцы не знают ни нужды, ни войн, ни внутренней
 вражды, ни болезней, ни смерти. Гиперборея -- воистину родина
 Богов, героев и всего человечества. О том же свидетельствует и
 вышеприведенный отрывок из Плиния Старшего.
  Вопрос о подвигах и приключениях Персея интересен не
 только своей географической привязанностью к гиперборейцам, но
 и заглубленностью в те пласты древнего мировоззрения, когда
 действовала совершенно иная по сравнению с классической система
 мифологических ориентиров. Персей отправился на "край земли", в
 царство гиперборейцев как на прародину и самих эллинов, и
 Олимпийских Богов. Там, на Крайнем Севере, обитали потомки
 титанов первого поколения Богов, названных в 37-м Орфическом
 гимне "истоком и началом всего, что смерти подвластно", но
 побежденных все же Олимпийцами в жестокой борьбе. Там, видимо,
 и произошла Титаномахия -- битва Богов и Титанов -- ближайших
 потомков одной и той же матери Земли-Геи и одного и того же
 отца Неба-Урана. В действительности же Титаномахия отразила в
 мифологической форме распад праэтноса и столкновение двух
 тотемных структур -- старой и новой, одна из которых, возможно,
 потерпев, поражение, вынуждена была мигрировать на Юг, оставив,
 однако, потомкам выгодную для себя версию происходивших
 событий.
  Не вдаваясь в перипетии древней войны (ее точные
 подробности все равно не известны), отметим, что титаны и их
 окружение были изничтожены дважды: первый раз -- физически,
 второй раз -- морально. На них была наложена Каинова печать
 сатанинского племени, им были приписаны все мыслимые и
 немыслимые грехи. Так, впрочем, было всегда, когда одна религия
 приходила на смену другой: прежние кумиры в прямом смысле
 уничтожались, на былые верования накладывалось табу, а все, что
 с ними было связано, извращалось и изгаживалось. Именно так
 произошло при распаде индоиранской общности. Первоначально у
 древних индийцев и иранцев были общие Боги. После разделения
 религий и культур одни и те же Боги стали восприниматься с
 противоположными знаками народами, перешедшими во враждебные
 отношения друг к другу. В индоиранской мифологии существовало
 разделение мира демонов и Богов на дэвов и
 асуров. Но если в индийской традиции деви --
 синоним Божества, то в иранской интерпретации (а в дальнейшем и
 у других народов, оказавшихся в орбите персидской культуры)
 дэвы -- злобные, кровожадные оборотни, главные враги
 рода людского. Примерно тот же смысл вкладывают индийцы в
 понятие асуров; зато у древних иранцев ахуры --
 божественные существа, боровшиеся за упорядочение мира и
 общества против сил хаоса, зла и тьмы, а Ахурамазда --
 верховное Божество зороастрийского пантеона.
  По такой же примерно схеме развивались события при
 становлении олимпийской мифологии. Среди эллинов были
 распространены три концепции сотворения мира: 1) пеласгийская и
 2) орфическая, обе развивавшие общеиндоарийские представления о
 космическом яйце как первоколыбели Богов и людей, и 3)
 олимпийская, превратившаяся в официозную религию и идеологию
 после вторжения эллинов на Балканы.
  По олимпийской традиции первоначально существовало четыре
 поколения Божеств. Второе и третье поочередно свергали своих
 предшественников. Согласно Гесиоду, прародителями всего живого
 считались Гея-Земля и Уран-Небо. От их брака народились
 чудовища -- сторукие великаны гекатонхейры, одноглазые циклопы,
 а также титаны и титаниды. Титаны во главе с Кроном (Хроносом)
 восстали против отца Урана, свергли его после оскопления и
 стали править миром. Но не вечно. От брака Крона -- владыки
 мира -- с сестрой-титанидой Реей родилось пятеро детей. Дабы не
 допустить своего свержения, отец тотчас же их проглатывал, пока
 очередь не дошла до последнего -- Зевса. Мать-Рея подменила
 ребенка камнем, а сына надежно спрятала и вырастила. Возмужав,
 Зевс освободил из утробы отца своих братьев и сестер и вместе с
 ними объявил десятилетнюю войну всем титанам. Победа досталась
 Зевсу (рис.19), титаны во главе с Кроном были низвергнуты, а
 миром стал править Зевс и его соратники: братья Посейдон и
 Плутон, сестра Деметра и супруга Гера. В дальнейшем в число
 Олимпийских Богов были включены дети Зевса от разных жен:
 Гефест, Гермес, Аполлон, Артемида, Афина, Арес, Дионис,
 Афродита. Относительно происхожденя последней имеется иная,
 более древняя версия: Афродита -- не дочь, а, скорее, тетка
 Зевса. Она появилась на свет еще до рождения будущего владыки
 Олимпа: плоть оскопленного Урана упала в море, образовав пену,
 из нее-то и возникла Пенорожденная Богиня.
  Спрашивается: какое отношение все это имеет к русскому
 мировоззрению? А вот какое: подавляющее большинство упомянутых
 событий, описанных в классической Теогонии, происходило не на
 Балканах -- территории древней и современной Греции, а в местах
 расселения той части индоевропейской этнической общности,
 которая впоследствии непосредственно разделилась на прапредков
 эллинов и прапредков славян. Находился этот этнический котел
 народов в северных широтах Евразии, то есть главным образом на
 территориях современной России, именуемых в древности
 Гипербореей. Греки и русские -- народы, близкие по генетическим
 корням и духовному мироощущению; неспроста впоследствии они
 вновь духовно объединились в православии.
  Вообще же вопрос о титанах достаточно запутан и относится
 к числу "темных". Расхождения по поводу их генезиса
 существовали уже между Гомером и Гесиодом. По Гесиоду, как уже
 отмечалось, отец двенадцати титанов и титанид -- это Уран-Небо,
 а мать -- Гея-Земля. В дальнейшем титанами именовались и дети
 первого поколения, например, Прометей -- сын Япета (Иапета) и
 Климены. У Гомера титаны -- дети не Урана и Геи, а Океана и
 Тефиды -- родоначальников всего живущего. (Между прочим, то,
 что наименование "титаны" образовано от имени матери -- Тефиды
 (Титии), свидетельствует о матриархальности отношений,
 доминировавших во времена их владычества. Напротив, с
 воцарением Олимпийцев утвердились отношения патриархальные.)
 Аполлодор в "Мифологической библиотеке" придерживается версии
 Гесиода. Впоследствии их точка зрения и была канонизирована,
 хотя уже многие античные авторы -- и в их числе знаменитый
 философ Гераклит Эфесский -- выражали глубокие сомнения в
 компетенции Гесиода. Это подтверждают и некоторые, как принято
 выражаться, независимые источники.
  Сохранились свидетельства так называемых Сивиллиных книг,
 некогда обширных мифологических источников древнейшего
 происхождения. Первоначально Кумская Сивилла принесла
 последнему царю Древнего Рима Тарквинию Гордому девять
 священных книг, и уже тогда шесть из них были сожжены.
 Оставшиеся не раз переписывались, сокращались, пока их
 окончательно не уничтожили варвары после захвата Рима. Тем не
 менее некоторые отрывки уцелели, среди них -- касающиеся
 происхождения титанов. Иногда утверждают: перед нами не
 подлинник, а позднейший пересказ. Ну и что! Ничуть не меркнет
 заслуга нередко безымянных авторов, сумевших донести до нас
 голос подлинника, в том или ином виде бывшего у кого-то перед
 глазами. Ценность первоначальных свидетельств не снижается,
 оттого что они передаются от поколения к поколению.
  В III Сивиллиной книге излагается версия, отличная от
 общепринятой: титаны вовсе не были Первобогами, а представляли
 десятое поколение, жившее после потопа (какого по счету потопа
 -- не говорится). Самое интересное, что Титан в Сивиллиной
 книге -- имя собственное: "И владычествовали тогда Крон, Титан
 и Япет, названные превосходнейшими детьми Геи (Земли) и Урана
 (Неба), по причине того, что они были лучшими земными людьми.
 Вся земля была разделена между ними на три части и каждый
 владычествовал в своей части бесспорно, ибо отец наложил на них
 клятву, а дележ был справедливый. Но когда старому отцу пришел
 конец и он умер, тогда клятва была нарушена постыдным образом,
 и сыновья заспорили о царском достоинстве и владычестве над
 всеми людьми. Воевали же (преимущественно) Крон и Титан"32.
 Далее подробно рассказывается о перипетиях этой борьбы.
  Поражает обыденность и приземленность данной версии:
 титаны и будущие Олимпийцы оказываются простыми людьми (Зевс,
 кстати, прозывается Дисом и признается таким же смертным, как
 все люди, Боги и полубоги). Любопытна интерпретация и самого
 образа Титана: первоначально это брат-соперник Крона и Япета (в
 Сивиллиной книге -- вопреки Гесиоду и Аполлодору -- они не
 называются титанами; зато таковыми именуются 60 сыновей
 первородителя).
  Имеются веские основания предполагать, что Титан -- вообще
 не имя, а прозвище. Исходя из значения древнегреческого слова и
 близких ему по смыслу слов, "титан" означает: "простирающий
 руку", "стремящийся", "мыслитель", "властелин", "питатель"
 ("властелин" уместно признать основным смыслом). Точно так же
 Прометей -- сын Япета (Ипета) -- не имя собственное, а
 прозвище: "провидец", "промыслитель", "прозорливец", "ведун"
 (от слов: "ведать, "проведать"), то есть из одного ряда с
 русскими словами: "ведьма" (ж. род), "волхв" (м. род). Крон
 также в известном смысле прозвище: имена Крон[ос] и Хронос
 тождественны, а Хронос означает Время. Косвенно это
 подтверждает и один из фундаментальных памятников мировой
 историографии -- "История Армении" (V в. н.э.). Ее автор --
 выдающийся сын армянского народа Мовсес Хоренаци также
 опирался на III Сивиллину книгу, но другую ее редакцию, где
 вместо Крона-Хроноса фигурирует его персидский эквивалент Зрван
 (Зерван). В древнеиранской мифологии Зрван -- Время, являющееся
 первоначальной мировой субстанцией; отсюда -- зерванизм
 (зрванизм) -- самобытная философская концепция, оказавшая
 непосредственное влияние на зороастризм, маздеизм, иудаизм,
 гностицизм, каббалистику, а в манихействе Зрван и вовсе
 является Верховным Богом.
  Вообще же имя древнегреческого Первобога-титана Крона
 родственно таким русским словам, как "крона" (дерева) или
 "корона" (от лат. corona -- венок). Поэтому изначальный
 смысл самого имени Крон можно реконструировать как:
 "верховник", "венценосец". Одновременно в русском языке
 прижился и вторичный смысл имени Крона -- Хронос-Время. Имя
 Крона, олицетворяющее им онтологическое и историософское
 значение времени, сохранилось и в современном слове "хроника".
 Древнее русифицированное его звучание -- "кроника", где
 корневая основа "крон" наличествует в первозданном виде. Термин
 "кроника" в различных ее вокализациях был достаточно широко
 распространен в старинной книжной литературе, где выступал
 синонимом слова "летопись", обозначая исторические своды -- в
 особенности иноязычные и переводные33 . Из общего корневого
 гнезда проистекают и другие исконно русские слова: глагол
 "кроить" и существительное "край", восходящее к тому же к
 авестийскому karаna -- "край", "сторона" (см.: Словарь
 М.Фасмера).
  Несмотря на олимпийский переворот, Крон продолжал
 почитаться практически во всех странах древнего мира -- от
 Египта до территорий, заселенных славянами, ибо, по мнению
 древних -- свидетельствует Плутарх, -- "все произошло от Крона
 и Афродиты"34, то есть -- от всепоглощающего времени и
 всепобеждающей любви. Древние считали его еще и Богом холода и
 зимы -- еще одно указание на полярную прародину. Некоторые
 авторы прямо называют Крона гиперборейским Божеством, владыкой
 Полюса и полярных стран. Неспроста ведь в отдельных античных
 источниках современная акватория Ледовитого океана именовалась
 Кронидским морем. Латинским эквивалентом Бога Крона был Сатурн.
 Именно под этим именем он упоминается как Божество славян в
 книге арабского путешественника Аль-Массуди. В X веке, еще до
 введения христианства на Руси, он посетил нынешние российские
 территории, путешествуя по Хазарии и Волжской Булгарии. В одном
 из славянских Храмов на Черной горе, рассказывает Аль-Массуди в
 книге "Золотые луга", стоял идол, представлявший Сатурна в
 образе старца с палкою в руках, ею он разгребал могильные кости
 смертных; под правою ногой были изображены разного рода
 муравьи, а под левою вороны и другие подобные птицы35.
  Ясно, что упомянутое славянское Божество Времени и Смерти
 имело свое собственное имя -- в прошлом веке его пытались
 реконструировать известные европейские мифологи. Со ссылкой на
 чешские хроники считали, что имя его Ситоврат, созвучное
 Сатурну и означающее Солнцеворот (или, возможно также, Врата
 Солнца). Со ссылкой на средневековые латинские словари считали,
 что звали его Крът (Крет) -- созвучно (первые две буквы) имени
 Крона, а также названию одной из разновидностей сокола --
 "кречета". Подобной точки зрения придерживался Якоб
 Гримм, проделавший скрупулезный лингвистический анализ
 данного теонима. В конечном счете родственными имени Крът
 (Крон) признаются слова с корнем "крес" -- ("огонь") и
 "крад-крак", включая название древнего польского города Краков.
 От себя добавим, не менее созвучен имени Крът и топоним Крит --
 название средиземноморского острова, очага эгейской
 цивилизации. Для имени Зевс -- низвергателя Крона и других
 титанов -- тоже нетрудно подыскать аналоги в русском языке. Это
 слово "зев", и "зов", и сопряженные с ними единоосновные
 глаголы "зиять", "звать", "зевать". Последний, по Далю, помимо
 общераспространенного смысла, означал также: "кричать",
 "орать", "реветь". "Зев -- рев" -- вот, вероятнее всего, та
 смысловая "вилка", которая нашла свое отражение в имени
 Олимпийского Громовержца.
  А какие сведения можно почерпнуть в древнерусских
 источниках? Крупнейший русско-украинский историк Николай
 Иванович Костомаров (1817 -- 1885) в монографии
 "Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого
 уклада (История Новгорода, Пскова и Вятки)" ссылается на
 хронографы XVI и XVII веков, где записана уже упоминавшаяся
 легенда о начале Русской земли. Здесь рассказывается о потомках
 Яфета (Япета) Скифе и Зар-дане, переселившихся на юг в
 Причерноморье; в свою очередь их потомки -- Словен и Рус
 вернулись в места прежнего проживания своих предков на Севере.
 Имя Зар-дан в русских источниках нигде более не зафиксировано.
 Оно может быть интерпретировано двояким образом: во-первых, с
 учетом чередования согласных звуков и по аналогии с понятием
 Зрван, означающим Время и прямиком выходящим на его греческий
 эквивалент Хронос-Крон[ос]; во-вторых, как собственно русское
 имя, состоящее из двух русских корней "зар" (ср.: "заря") и
 "дан" (ср.: "данный") -- в таком случае Зардан сродни имени
 Богдан. Думается, однако, что различие между обоими подходами
 условно, если обратиться к теории единого происхождения языков
 мира; впрочем, общая основа наверняка отыщется уже в
 общеиндоевропейских корнях.
  Сходным образом понятие и слово "титан" образуют общее
 лексико-смысловое гнездо с исконно русскими словами: "тита"
 (женская грудь -- "титька"), "тетя", "тятя" ("тата -- отец",
 откуда и слово "отечество") -- все они предполагают некоторую
 близкородственную основу. По поводу Крона в русских летописях
 есть еще одно любопытное свидетельство, почерпнутое из
 византийских хроник, излагавших эллинскую мифологию. В русском
 Хронографе редакции 1512 года упоминается один из прародителей
 человечества -- исполин Крон, названный так "по имени великой
 звезды" (то есть планеты Сатурн). Русский хронограф считает
 Крона дедом великого пророка Зороастра, "рекше зорозвездник,
 славный перьскый звездозаконник".
  Остается разобраться с этимологией имени Япет (Иапет) --
 Яфет (последнее в древности писалось -- Афет, в современных
 изданиях -- Иафет). С ним сопрягается имя Ипат --
 мистически-роковой символ русской истории: с Ипатьевского
 монастыря началась история династии Романовых, а в Ипатьевском
 доме в Екатеринбурге она трагически завершилась. Полное имя для
 Ипата -- Ипатий, он же -- Евпатий, древнерусское написание --
 Еупатий (так звали организатора сопротивления Батыю в Рязанском
 княжестве), восходящее к греческому Евпатору, что означает
 "благородный" (такое прозвище было у знаменитого властителя
 Боспорского царства Митридата VI). Русское имя Ипат, исходя из
 греческой первоосновы, также переводят обычно: "знатный",
 "важный".
  Однако нахождение иноязычного эквивалента -- лишь первый
 шаг на пути отыскания истины: корни и греческого, и
 славяно-русского слов наверняка уходят в более глубокие
 лексические и смысловые пласты, тем более когда речь идет о
 легендарном прародителе индоевропейских и прочих народов. Не

<< Пред.           стр. 7 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу