<< Пред. стр. 8 (из 56) След. >>
лишено вероятности, что имя Иапет -- обычное прозвище,связанное с древнегреческим глаголом iapto, значение
которого многопланово: "кидать", "бросать", "низвергать",
"произносить", "нападать", "поражать", "носиться", "мчаться",
"плясать". Соответственно и Иапет может считаться и
Низвергателем, и Мчащимся, и Плясуном, и т.д. Среди
неавтохтонных пришлых народов, известных античным авторам, были
иаподы, жившие на стыке Балканского и Апеннинского
полуостровов, а также иапиги, поселившиеся в конечном счете в
Италии, куда они прибыли с Крита под водительством Иапига, сына
легендарного мастера Дедала и неизвестной критянки. Что
заставило критян спешно покинуть остров -- колыбель доэллинской
цивилизации, -- об этом история умалчивает. Известно однако,
что сам Дедал был связан с Севером (Арктом), о чем еще будет
сказано ниже.
Просматриваются параллели и с русским языком, хотя и носят
они гипотетический характер. Так, хорошо известное русское
слово "ябедник" в прошлом означало "служитель" и писалось,
начиная с "Русской правды" Ярослава Мудрого, "ябет[ь]ник",
уходя своими корнями, по мнению большинства специалистов, в
скандинавские языки. Впоследствии, но не ранее XVI века, из
существительного "ябедник" образовался глагол "ябедничать" со
смыслом "доносить", "клеветать", а "ябедник" превратился в
"ябеду-доносчика". С учетом взаимопревращаемости согласных
звуков "б" и "п" можно допустить форму "япетник", где
лексическая основа "япет" обнаруживается очень четко. Кроме
того, в русле индоевропейской фонетической трансформации
известно превращение "б" в "пф" (или наоборот). Русское
"яблоко" имеет общую корневую и генетическую основу с немецким
Apfel, где "б"="пф". Отсюда понятно, почему в
вокализации имени Япета возможен вариант со звуком "ф" вместо
"п". Конечно, созвучность имени-символа Япет-Яфет и
древнерусского слова "ябеть[ник]" может оказаться случайной, но
во всякой Истории -- в том числе и в истории языка -- ничего
случайного, по большому счету, не бывает.
Таким образом, многие Олимпийские Боги, эллинские герои и
связанные с ними сюжеты окрашены в "русские тона". Данный на
первый взгляд парадоксальный тезис нужно понимать не в том
плане, что эллины произошли от русских (или наоборот), а в том
смысле, что предыстория тех и других имеет общие корни и даже
ствол: некогда существовал нерасчлененный Пранарод с общим
языком и культами, но в дальнейшем праэтнос расщепился, места
расселения изменились, языки обособились. Однако следы былой
общности не стерлись. Это -- бесспорный факт, и в дальнейшем
изложении он неоднократно будет подкрепляться все новыми и
новыми аргументами. Еще в прошлом веке вывод о
близкородственности древнегреческой и русской народных культур
настойчиво пропагандировал выдающийся славист и фольклорист
Петр Алексеевич Бессонов (1827 -- 1898), а также уже
упомянутый А.Д.Чертков. Кроме того, был издан сравнительный
словарь А.О.Готтеса "Основание всеобщей словесности и
происхождение русского языка" (СПб., 1844), получивший
неоднозначную оценку в научных кругах, но наглядно
демонстрировавший сотни параллелей между русским и
древнегреческим языками. Ныне к идее совпадения древних и
коренных индоевропейских культур с русским мировоззрением и
традициями обратились многие современные исследователи.
Наибольший интерес в данном плане представляют публикации
Ю.Д.Петухова (см., напр.: Дорогами Богов. М., 1990; Русские
Боги Олимпа // Голос Вселенной. 1996. No5) и В.И.Щербакова
(см.: Асгард -- город Богов. М., 1991; Века Трояновы. М.,
1995).
В последнее время принято более внимательно относиться к
Библии как к историческому документу. Безусловно, Книга Книг
таковым и является. Здесь аккумулировано древнее знание многих
народов. И в особенности это касается предыстории. Позволю и я
в качестве отправного пункта для объяснения некоторых
таинственных явлений доисторического прошлого взять две
загадочные библейские фразы из 6-й главы "Бытия". Здесь
рассказывается о временах, предшествовавших всемирному потопу,
о грехах людских и о том, как "сыны Божьи" (Эрих фон Деникен
расценивает их как посланцев иных миров) стали брать в жены
дочерей человеческих, и те начали рожать от них детей. Но не к
этому сюжету, казалось бы, имеющему непосредственное отношение
к палеоконтактам, хотелось бы привлечь внимание. В 6-й главе
"Бытия" есть небольшое вставное отступление, которое не имеет
никакого отношения ни к предыдущему, ни к последующему
изложению. Всего две фразы: "В то время были на земле исполины
<...> Это сильные, издревле славные люди" (Быт. 6, 4).
Обычно слова эти воспринимаются как дань уважения
фольклору и сказкам о великанах. Но, во-первых, в фольклоре
также отображена реальная история, особенно -- древняя.
Во-вторых, почему бы не посмотреть на сам библейский текст как
на историческое свидетельство. Тем более перед нами далеко не
единичное свидетельство. Напротив, свидетельств масса -- как и
заслуживающих внимания фактов. Сошлемся только на два.
В России почти не знают вавилонского историка Бероса (ок.
350 -- 280 до н.э.). Труды его (точнее -- дошедшие из них
фрагменты) никогда на русский язык не переводились и вообще
считаются чуть ли не апокрифическими. Между тем они -- один из
важнейших источников по древней истории. Сам Берос был
жрецом-астрологом, но после взятия Вавилона Александром
Македонским и наступления "смутного времени" бежал в Элладу,
выучил греческий язык, затем возвратился на родину и написал
по-гречески для царя Антиоха I историю Вавилонии, включая
доисторические времена, опираясь при этом на древние, погибшие
уже тогда источники. Так вот Берос, описывая допотопную историю
Земли, делит населявших ее разумных существ на три категории:
гиганты, обыкновенные люди и существа, жившие в море, которые
обучили людей искусствам и ремеслам.
Сначала исполины были добрые и славные, говоря словами
Библии. Но постепенно деградировали и стали угнетать людей.
"Питаясь человеческим мясом, -- пишет Берос, -- они изгоняли
утробные плоды женщин для приготовления кушанья. Блудно
сожительствовали с родными матерями, сестрами, дочерьми,
мальчиками, животными; не уважали Богов и творили всякие
беззакония". Боги за нечестие и злобу затмевали им разум, а под
конец решили истребить нечестивцев, наслав на Землю воды
потопа. Погибли все, кроме праведника Ноа [библейский Ной] и
его семейства. От него и пошел по новой род людской.
Берос описывал события на Ближнем и Среднем Востоке. Но не
знал, что творилось на Севере, на Дальнем Востоке и уж тем
более -- в Америке. А там происходило примерно то же самое.
Помимо людей, существовали еще и человекообразные существа
исполинского роста. Сначала они были нормальными "людьми",
однако постепенно деградировали, превратившись в злобных и
кровожадных людоедов. Вот об одном таком обитавшем на
территории России уже в историческое время и сохранилось
документальное свидетельство. Принадлежит оно Ахмеду
ибн-Фалдану, который в 921 -- 922 гг. вместе с посольством
багдадского халифа посетил царя волжских булгар, проехав перед
тем и по русским владениям. Книга, которую написал ибн-Фалдан,
-- бесценный источник по истории дохристианской Руси, но
интересующий нас отрывок из нее обычно стыдливо замалчивается.
А рассказывается в нем ни больше ни меньше как о последнем
исполине, проживавшем на волжской территории. Вот о чем поведал
арабский путешественник.
Еще находясь в Багдаде, он слышал от одного пленного
тюрка, что при ставке владыки Булгарского царства содержится в
неволе один исполин -- "человек чрезвычайно огромного
телосложения". Когда посольство прибыло на Волгу, ибн-Фалдан
попросил царя показать гиганта. К сожалению, его не так давно
умертвили из-за буйного и злобного характера. Как рассказывали
очевидцы, от одного взгляда исполинского существа дети падали в
обморок, а у беременных женщин случались выкидыши. Одичавший
великан был пойман далеко на Севере, в стране Вису (как считают
современные историки, это -- летописная весь, жившая где-то в
районе Печоры. -- В.Д.), и доставлен в столицу Волжской
Булгарии. Его держали за городом, прикованным цепью к огромному
дереву. Здесь же и удавили. Ибн-Фалдану показали останки: "И я
увидел, что голова его подобна большой кадке, и вот ребра его
подобны самым большим сухим плодовым веткам пальм, и в таком же
роде кости его голеней и обе его локтевые кости. Я изумился
этому и удалился"36.
Перед нами важное документальное свидетельство,
беспристрастно подтверждающее то, что хорошо известно из
фольклора и мифологии, а также по многим рисункам и изваяниям.
Архаичный пласт древних мифологий скрыт за семью печатями.
И все же он поддается смысловой реконструкции. Причем для
обоснования его северного происхождения одного лишь
культурологического материала недостаточно. Необходимы также
антропологические, геологические, климатологические и даже
космологические факты.
Гиперборейцы -- потомки титанов, свидетели и участники
Титаномахии. На это прямо указывают античные авторы:
"Гиперборейцы были титанического происхождения ... Они взросли
из крови бывших прежде титанов"36-а. Вспомним, море вблизи
Гипербореи именовалось Кронидским, по имени главы "партии"
титанов Крона -- отца Зевса. Да и сам Крон, если отвлечься от
поздней проолимпийской версии о низвержении в Тартар, продолжал
властвовать на Островах Блаженных, мало чем отличавшихся от рая
земного и расположенных опять-таки на широте Гипербореи. Жизнь
на Островах Блаженных, как она представлялась и описывалась
античными авторами, почти полностью совпадает с описаниями
жизни гиперборейцев.
Как уже неоднократно упоминалось, среди титанов -- хозяев
Севера Евразии -- был и Япет (Иапет), ставший прообразом
библейского Яфета, от сына которого -- Мосоха (Мосха, Моска)
произошли Московиты -- жители Москвы и Московии. В античной
традиции эта эпоха титанов получила название "золотого века" --
царства счастья, добра, справедливости и изобилия. У русского
народа память о Золотом веке сохранилась в виде сказочного
образа Золотого царства -- источника богатства, благополучия и
процветания. Знаменитое описание "золотого века" дается
Гесиодом:
Создали прежде всего поколенье людей золотое
Вечно живущие Боги, владельцы жилищ олимпийских.
Был еще Крон-Повелитель в то время владыкою неба.
Жили те люди, как Боги, с спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость
К ним приближаться не смела. В пирах они жизнь
проводили.
А умирали, как будто объятые сном. Недостаток
Был им ни в чем не известен. Большой урожай и обильный
Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,
Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая
богатства...
В память о "золотом веке" справлялись самые веселые
праздники древности -- дионисии у греков и сатурналии у римлян.
Все необузданное веселье рождественских карнавалов, святок,
ряжения и колядования с подарками, игрушками, наряжением
деревьев (в настоящее время -- в основном елки), расцвечением
огнями -- все это идет от дионисий и сатурналий, а еще раньше
-- от гиперборейских традиций: "золотой век" титанов и
счастливая жизнь гиперборейцев происходили в одно и то же время
и на одной и той же северной территории. Вот еще одно из
описаний -- в стиле бурлеска -- той стародревней жизни предков:
Там миром дышала природа кругом;
постоянной он был ей стихией.
Не страх, не болезни рождала Земля;
добровольно давала, что нужно.
Там в канавах златое струилось вино;
с калачами там сайки дралися,
Умоляя тебя: "Что же ты губы надул?
Знай, бери из нас ту, что белее!.."
...............................................
Ни раба там мир не видел,
Ни рабыни никогда...
Аналогичную картину Царства Света, где обитают блаженные,
рисует и средневековый манихейский текст, опирающийся на
древнеиранские и иные источники:
...Там места нет ни злобе и ни козням;
Рождение и смерть, разрушаемое и преходящее --
Всего этого лишено Царство света...
Из сотен потоков, рек, озер и вечно бьющих ключей
Струится живая вода (амброзия), глубокая и чистая,
ароматная и удивительная,
И в ней нельзя ни утонуть, ни захлебнуться;
Нет здесь и наводнения, несущего беду и разорение.
Здесь -- драгоценные деревья, растущие в один ряд,
Их драгоценные плоды всегда в соку, не вянут и не
гниют,
Все они одинаковой величины и лишены чревоточины,
Свежи, сочны, обильны, и поистине, вечно существуют.
Драгоценная Страна света беспредельна,
Искать ее край и берег бесполезно;
Поистине, она свободна от малейшего угнетения,
в ней нет нужды и убытка,
Здесь каждый движется, как хочет, живет по своей
вольной воле.
Возникает закономерный вопрос: в какие временные и
пространственные параметры укладывается модель "золотого века",
а также других периодов древнейшей истории. Попробуем
спроецировать высказанные выше предположения на ступени
реального исторического процесса в соответствии с современными
научными данными, по которым (см., напр., пятитомник
"Возникновение человека". М. 1977 -- 1979) о человеке в
современном понимании можно говорить лишь применительно ко
временному отрезку в 40 тысяч лет, отсчитывая назад от наших
дней.
Начало данного сорокатысячелетнего периода знаменует
проникновение человека в Северную и Южную Америку, а затем и в
Австралию. Переселенцы унесли с собой начатки общечеловеческой
культуры, мифологии и мировоззрения, общий языковой субстрат и
исходный словарный запас. Распад некогда единого для всех языка
к тому времени уже шел полным ходом. Но Евразия еще долго
оставалась лингвистически монолитной. Дольше всего сохранялось
единство будущих индоевропейских, тюркских и финно-угорских
языков; их дифференциация началась, вероятнее всего, где-нибудь
после ХХ тысячелетия до новой эры. Затем пошел активный процесс
обособления индоевропейских этносов и языков.
Существует, впрочем, и иная концепция, популярная в
основном в Новом Свете и практически не известная в Европе. Ее
разработал выдающийся аргентинский ученый Флорентино Амегино
(1854 -- 1911). Опираясь на данные палеонтологии и
археологии, он выдвинул гипотезу (до сих пор никем не
опровергнутую) о южноамериканской прародине человека. Новейшие
исследования с применением радиоуглеродного анализа к отдельным
останкам древнего человека, найденным на Американском
континенте, дали следующие результаты: Южная Калифорния -- 50
000 лет, Дель-Мар и Сан-Диего -- 48 000 лет, Ла-Джоли -- 44 000
лет и Лос-Анджелес -- 26 000 лет. Эти данные противоречат
господствующей точке зрения относительно заселения Северной,
Центральной и Южной Америки. Стартовая планка начала
миграционных процессов должна быть значительно снижена, что
заставляет по-иному взглянуть также и на социоэтнические и
культурно-лингвистические явления, происходившие на
евразийских, американских, африканских и прочих территориях.
12 тысяч лет тому назад Земля была уже основательно
заселена. Определились очаги будущих великих цивилизаций --
китайской, ближневосточной. Однако на берегах Нила, в
Индостане, на Балканах и в Италийских землях нет еще и намека
на те этносы, которым в дальнейшем предстоит создать
древнеегипетскую, древнеиндийскую, древнегреческую и
древнеримскую культуры. Эти народы появятся в местах своей
новой родины постепенно: шумеры -- не ранее V тысячелетия до
н.э., эгейцы, этруски -- не ранее III тысячелетия до н.э.
(нередко указывается еще более поздняя дата); эллины и латины
-- начиная с рубежа между III и II тысячелетиями до н.э.
Примерно к этому же времени относится начало передвижения
протославян и проторуссов, описываемого в самых ранних текстах,
зафиксированных на утраченных дощечках Велесовой книги.
Откуда же все они пришли? У каждого народа был свой долгий
и трудный маршрут и общее направление миграций, как правило, с
Севера на Юг. На то были свои и вполне естественные причины:
геофизические катаклизмы и сопряженные с ними глобальные
изменения климата, сопровождавшиеся в северных широтах
наводнениями и всеобщим похолоданием. Вот как лапидарно
описывает Авеста (кстати, название священной книги родственно
русскому слову "весть") ситуацию, вынудившую прапредков иранцев