<< Пред.           стр. 8 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу

 лишено вероятности, что имя Иапет -- обычное прозвище,
 связанное с древнегреческим глаголом iapto, значение
 которого многопланово: "кидать", "бросать", "низвергать",
 "произносить", "нападать", "поражать", "носиться", "мчаться",
 "плясать". Соответственно и Иапет может считаться и
 Низвергателем, и Мчащимся, и Плясуном, и т.д. Среди
 неавтохтонных пришлых народов, известных античным авторам, были
 иаподы, жившие на стыке Балканского и Апеннинского
 полуостровов, а также иапиги, поселившиеся в конечном счете в
 Италии, куда они прибыли с Крита под водительством Иапига, сына
 легендарного мастера Дедала и неизвестной критянки. Что
 заставило критян спешно покинуть остров -- колыбель доэллинской
 цивилизации, -- об этом история умалчивает. Известно однако,
 что сам Дедал был связан с Севером (Арктом), о чем еще будет
 сказано ниже.
  Просматриваются параллели и с русским языком, хотя и носят
 они гипотетический характер. Так, хорошо известное русское
 слово "ябедник" в прошлом означало "служитель" и писалось,
 начиная с "Русской правды" Ярослава Мудрого, "ябет[ь]ник",
 уходя своими корнями, по мнению большинства специалистов, в
 скандинавские языки. Впоследствии, но не ранее XVI века, из
 существительного "ябедник" образовался глагол "ябедничать" со
 смыслом "доносить", "клеветать", а "ябедник" превратился в
 "ябеду-доносчика". С учетом взаимопревращаемости согласных
 звуков "б" и "п" можно допустить форму "япетник", где
 лексическая основа "япет" обнаруживается очень четко. Кроме
 того, в русле индоевропейской фонетической трансформации
 известно превращение "б" в "пф" (или наоборот). Русское
 "яблоко" имеет общую корневую и генетическую основу с немецким
 Apfel, где "б"="пф". Отсюда понятно, почему в
 вокализации имени Япета возможен вариант со звуком "ф" вместо
 "п". Конечно, созвучность имени-символа Япет-Яфет и
 древнерусского слова "ябеть[ник]" может оказаться случайной, но
 во всякой Истории -- в том числе и в истории языка -- ничего
 случайного, по большому счету, не бывает.
  Таким образом, многие Олимпийские Боги, эллинские герои и
 связанные с ними сюжеты окрашены в "русские тона". Данный на
 первый взгляд парадоксальный тезис нужно понимать не в том
 плане, что эллины произошли от русских (или наоборот), а в том
 смысле, что предыстория тех и других имеет общие корни и даже
 ствол: некогда существовал нерасчлененный Пранарод с общим
 языком и культами, но в дальнейшем праэтнос расщепился, места
 расселения изменились, языки обособились. Однако следы былой
 общности не стерлись. Это -- бесспорный факт, и в дальнейшем
 изложении он неоднократно будет подкрепляться все новыми и
 новыми аргументами. Еще в прошлом веке вывод о
 близкородственности древнегреческой и русской народных культур
 настойчиво пропагандировал выдающийся славист и фольклорист
 Петр Алексеевич Бессонов (1827 -- 1898), а также уже
 упомянутый А.Д.Чертков. Кроме того, был издан сравнительный
 словарь А.О.Готтеса "Основание всеобщей словесности и
 происхождение русского языка" (СПб., 1844), получивший
 неоднозначную оценку в научных кругах, но наглядно
 демонстрировавший сотни параллелей между русским и
 древнегреческим языками. Ныне к идее совпадения древних и
 коренных индоевропейских культур с русским мировоззрением и
 традициями обратились многие современные исследователи.
 Наибольший интерес в данном плане представляют публикации
 Ю.Д.Петухова (см., напр.: Дорогами Богов. М., 1990; Русские
 Боги Олимпа // Голос Вселенной. 1996. No5) и В.И.Щербакова
 (см.: Асгард -- город Богов. М., 1991; Века Трояновы. М.,
 1995).
  В последнее время принято более внимательно относиться к
 Библии как к историческому документу. Безусловно, Книга Книг
 таковым и является. Здесь аккумулировано древнее знание многих
 народов. И в особенности это касается предыстории. Позволю и я
 в качестве отправного пункта для объяснения некоторых
 таинственных явлений доисторического прошлого взять две
 загадочные библейские фразы из 6-й главы "Бытия". Здесь
 рассказывается о временах, предшествовавших всемирному потопу,
 о грехах людских и о том, как "сыны Божьи" (Эрих фон Деникен
 расценивает их как посланцев иных миров) стали брать в жены
 дочерей человеческих, и те начали рожать от них детей. Но не к
 этому сюжету, казалось бы, имеющему непосредственное отношение
 к палеоконтактам, хотелось бы привлечь внимание. В 6-й главе
 "Бытия" есть небольшое вставное отступление, которое не имеет
 никакого отношения ни к предыдущему, ни к последующему
 изложению. Всего две фразы: "В то время были на земле исполины
 <...> Это сильные, издревле славные люди" (Быт. 6, 4).
  Обычно слова эти воспринимаются как дань уважения
 фольклору и сказкам о великанах. Но, во-первых, в фольклоре
 также отображена реальная история, особенно -- древняя.
 Во-вторых, почему бы не посмотреть на сам библейский текст как
 на историческое свидетельство. Тем более перед нами далеко не
 единичное свидетельство. Напротив, свидетельств масса -- как и
 заслуживающих внимания фактов. Сошлемся только на два.
  В России почти не знают вавилонского историка Бероса (ок.
 350 -- 280 до н.э.). Труды его (точнее -- дошедшие из них
 фрагменты) никогда на русский язык не переводились и вообще
 считаются чуть ли не апокрифическими. Между тем они -- один из
 важнейших источников по древней истории. Сам Берос был
 жрецом-астрологом, но после взятия Вавилона Александром
 Македонским и наступления "смутного времени" бежал в Элладу,
 выучил греческий язык, затем возвратился на родину и написал
 по-гречески для царя Антиоха I историю Вавилонии, включая
 доисторические времена, опираясь при этом на древние, погибшие
 уже тогда источники. Так вот Берос, описывая допотопную историю
 Земли, делит населявших ее разумных существ на три категории:
 гиганты, обыкновенные люди и существа, жившие в море, которые
 обучили людей искусствам и ремеслам.
  Сначала исполины были добрые и славные, говоря словами
 Библии. Но постепенно деградировали и стали угнетать людей.
 "Питаясь человеческим мясом, -- пишет Берос, -- они изгоняли
 утробные плоды женщин для приготовления кушанья. Блудно
 сожительствовали с родными матерями, сестрами, дочерьми,
 мальчиками, животными; не уважали Богов и творили всякие
 беззакония". Боги за нечестие и злобу затмевали им разум, а под
 конец решили истребить нечестивцев, наслав на Землю воды
 потопа. Погибли все, кроме праведника Ноа [библейский Ной] и
 его семейства. От него и пошел по новой род людской.
  Берос описывал события на Ближнем и Среднем Востоке. Но не
 знал, что творилось на Севере, на Дальнем Востоке и уж тем
 более -- в Америке. А там происходило примерно то же самое.
 Помимо людей, существовали еще и человекообразные существа
 исполинского роста. Сначала они были нормальными "людьми",
 однако постепенно деградировали, превратившись в злобных и
 кровожадных людоедов. Вот об одном таком обитавшем на
 территории России уже в историческое время и сохранилось
 документальное свидетельство. Принадлежит оно Ахмеду
 ибн-Фалдану, который в 921 -- 922 гг. вместе с посольством
 багдадского халифа посетил царя волжских булгар, проехав перед
 тем и по русским владениям. Книга, которую написал ибн-Фалдан,
 -- бесценный источник по истории дохристианской Руси, но
 интересующий нас отрывок из нее обычно стыдливо замалчивается.
 А рассказывается в нем ни больше ни меньше как о последнем
 исполине, проживавшем на волжской территории. Вот о чем поведал
 арабский путешественник.
  Еще находясь в Багдаде, он слышал от одного пленного
 тюрка, что при ставке владыки Булгарского царства содержится в
 неволе один исполин -- "человек чрезвычайно огромного
 телосложения". Когда посольство прибыло на Волгу, ибн-Фалдан
 попросил царя показать гиганта. К сожалению, его не так давно
 умертвили из-за буйного и злобного характера. Как рассказывали
 очевидцы, от одного взгляда исполинского существа дети падали в
 обморок, а у беременных женщин случались выкидыши. Одичавший
 великан был пойман далеко на Севере, в стране Вису (как считают
 современные историки, это -- летописная весь, жившая где-то в
 районе Печоры. -- В.Д.), и доставлен в столицу Волжской
 Булгарии. Его держали за городом, прикованным цепью к огромному
 дереву. Здесь же и удавили. Ибн-Фалдану показали останки: "И я
 увидел, что голова его подобна большой кадке, и вот ребра его
 подобны самым большим сухим плодовым веткам пальм, и в таком же
 роде кости его голеней и обе его локтевые кости. Я изумился
 этому и удалился"36.
  Перед нами важное документальное свидетельство,
 беспристрастно подтверждающее то, что хорошо известно из
 фольклора и мифологии, а также по многим рисункам и изваяниям.
  Архаичный пласт древних мифологий скрыт за семью печатями.
 И все же он поддается смысловой реконструкции. Причем для
 обоснования его северного происхождения одного лишь
 культурологического материала недостаточно. Необходимы также
 антропологические, геологические, климатологические и даже
 космологические факты.
 
  Гиперборейцы -- потомки титанов, свидетели и участники
 Титаномахии. На это прямо указывают античные авторы:
 "Гиперборейцы были титанического происхождения ... Они взросли
 из крови бывших прежде титанов"36-а. Вспомним, море вблизи
 Гипербореи именовалось Кронидским, по имени главы "партии"
 титанов Крона -- отца Зевса. Да и сам Крон, если отвлечься от
 поздней проолимпийской версии о низвержении в Тартар, продолжал
 властвовать на Островах Блаженных, мало чем отличавшихся от рая
 земного и расположенных опять-таки на широте Гипербореи. Жизнь
 на Островах Блаженных, как она представлялась и описывалась
 античными авторами, почти полностью совпадает с описаниями
 жизни гиперборейцев.
  Как уже неоднократно упоминалось, среди титанов -- хозяев
 Севера Евразии -- был и Япет (Иапет), ставший прообразом
 библейского Яфета, от сына которого -- Мосоха (Мосха, Моска)
 произошли Московиты -- жители Москвы и Московии. В античной
 традиции эта эпоха титанов получила название "золотого века" --
 царства счастья, добра, справедливости и изобилия. У русского
 народа память о Золотом веке сохранилась в виде сказочного
 образа Золотого царства -- источника богатства, благополучия и
 процветания. Знаменитое описание "золотого века" дается
 Гесиодом:
 
  Создали прежде всего поколенье людей золотое
  Вечно живущие Боги, владельцы жилищ олимпийских.
  Был еще Крон-Повелитель в то время владыкою неба.
  Жили те люди, как Боги, с спокойной и ясной душою,
  Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость
  К ним приближаться не смела. В пирах они жизнь
  проводили.
  А умирали, как будто объятые сном. Недостаток
  Был им ни в чем не известен. Большой урожай и обильный
  Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,
  Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая
  богатства...
 
 
  В память о "золотом веке" справлялись самые веселые
 праздники древности -- дионисии у греков и сатурналии у римлян.
 Все необузданное веселье рождественских карнавалов, святок,
 ряжения и колядования с подарками, игрушками, наряжением
 деревьев (в настоящее время -- в основном елки), расцвечением
 огнями -- все это идет от дионисий и сатурналий, а еще раньше
 -- от гиперборейских традиций: "золотой век" титанов и
 счастливая жизнь гиперборейцев происходили в одно и то же время
 и на одной и той же северной территории. Вот еще одно из
 описаний -- в стиле бурлеска -- той стародревней жизни предков:
 
  Там миром дышала природа кругом;
  постоянной он был ей стихией.
  Не страх, не болезни рождала Земля;
  добровольно давала, что нужно.
  Там в канавах златое струилось вино;
  с калачами там сайки дралися,
  Умоляя тебя: "Что же ты губы надул?
  Знай, бери из нас ту, что белее!.."
  ...............................................
  Ни раба там мир не видел,
  Ни рабыни никогда...
 
 
  Аналогичную картину Царства Света, где обитают блаженные,
 рисует и средневековый манихейский текст, опирающийся на
 древнеиранские и иные источники:
 
  ...Там места нет ни злобе и ни козням;
  Рождение и смерть, разрушаемое и преходящее --
  Всего этого лишено Царство света...
  Из сотен потоков, рек, озер и вечно бьющих ключей
  Струится живая вода (амброзия), глубокая и чистая,
  ароматная и удивительная,
  И в ней нельзя ни утонуть, ни захлебнуться;
  Нет здесь и наводнения, несущего беду и разорение.
  Здесь -- драгоценные деревья, растущие в один ряд,
  Их драгоценные плоды всегда в соку, не вянут и не
  гниют,
  Все они одинаковой величины и лишены чревоточины,
  Свежи, сочны, обильны, и поистине, вечно существуют.
  Драгоценная Страна света беспредельна,
  Искать ее край и берег бесполезно;
  Поистине, она свободна от малейшего угнетения,
  в ней нет нужды и убытка,
  Здесь каждый движется, как хочет, живет по своей
  вольной воле.
 
 
  Возникает закономерный вопрос: в какие временные и
 пространственные параметры укладывается модель "золотого века",
 а также других периодов древнейшей истории. Попробуем
 спроецировать высказанные выше предположения на ступени
 реального исторического процесса в соответствии с современными
 научными данными, по которым (см., напр., пятитомник
 "Возникновение человека". М. 1977 -- 1979) о человеке в
 современном понимании можно говорить лишь применительно ко
 временному отрезку в 40 тысяч лет, отсчитывая назад от наших
 дней.
  Начало данного сорокатысячелетнего периода знаменует
 проникновение человека в Северную и Южную Америку, а затем и в
 Австралию. Переселенцы унесли с собой начатки общечеловеческой
 культуры, мифологии и мировоззрения, общий языковой субстрат и
 исходный словарный запас. Распад некогда единого для всех языка
 к тому времени уже шел полным ходом. Но Евразия еще долго
 оставалась лингвистически монолитной. Дольше всего сохранялось
 единство будущих индоевропейских, тюркских и финно-угорских
 языков; их дифференциация началась, вероятнее всего, где-нибудь
 после ХХ тысячелетия до новой эры. Затем пошел активный процесс
 обособления индоевропейских этносов и языков.
  Существует, впрочем, и иная концепция, популярная в
 основном в Новом Свете и практически не известная в Европе. Ее
 разработал выдающийся аргентинский ученый Флорентино Амегино
 (1854 -- 1911). Опираясь на данные палеонтологии и
 археологии, он выдвинул гипотезу (до сих пор никем не
 опровергнутую) о южноамериканской прародине человека. Новейшие
 исследования с применением радиоуглеродного анализа к отдельным
 останкам древнего человека, найденным на Американском
 континенте, дали следующие результаты: Южная Калифорния -- 50
 000 лет, Дель-Мар и Сан-Диего -- 48 000 лет, Ла-Джоли -- 44 000
 лет и Лос-Анджелес -- 26 000 лет. Эти данные противоречат
 господствующей точке зрения относительно заселения Северной,
 Центральной и Южной Америки. Стартовая планка начала
 миграционных процессов должна быть значительно снижена, что
 заставляет по-иному взглянуть также и на социоэтнические и
 культурно-лингвистические явления, происходившие на
 евразийских, американских, африканских и прочих территориях.
  12 тысяч лет тому назад Земля была уже основательно
 заселена. Определились очаги будущих великих цивилизаций --
 китайской, ближневосточной. Однако на берегах Нила, в
 Индостане, на Балканах и в Италийских землях нет еще и намека
 на те этносы, которым в дальнейшем предстоит создать
 древнеегипетскую, древнеиндийскую, древнегреческую и
 древнеримскую культуры. Эти народы появятся в местах своей
 новой родины постепенно: шумеры -- не ранее V тысячелетия до
 н.э., эгейцы, этруски -- не ранее III тысячелетия до н.э.
 (нередко указывается еще более поздняя дата); эллины и латины
 -- начиная с рубежа между III и II тысячелетиями до н.э.
 Примерно к этому же времени относится начало передвижения
 протославян и проторуссов, описываемого в самых ранних текстах,
 зафиксированных на утраченных дощечках Велесовой книги.
  Откуда же все они пришли? У каждого народа был свой долгий
 и трудный маршрут и общее направление миграций, как правило, с
 Севера на Юг. На то были свои и вполне естественные причины:
 геофизические катаклизмы и сопряженные с ними глобальные
 изменения климата, сопровождавшиеся в северных широтах
 наводнениями и всеобщим похолоданием. Вот как лапидарно
 описывает Авеста (кстати, название священной книги родственно
 русскому слову "весть") ситуацию, вынудившую прапредков иранцев

<< Пред.           стр. 8 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу