<< Пред.           стр. 45 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу

 свидетельству латинских средневековых авторов-очевидцев
 Гельмольда и Саксона-грамматика, у балтийских славян при
 арконском храме содержался в большом почете белый конь,
 посвященный Световиту, а возле огромного скульптурного
 изображения этого Бога висели седло и удила. Ездить на
 Световитовом коне было строжайше запрещено, дотрагиваться до
 него -- тоже. Только жрец имел право выводить и кормить
 священного коня. Народ верил, что Световит садился ночью на
 своего небесного коня и, устремляясь в небо на врагов славян,
 истреблял их дотла121.
  Конь -- устойчивый образ народного искусства.
 Многочисленные и разнообразные изображения солнечных коней
 встречаются в русском орнаменте, резьбе, утвари (рис. 153).
 Летающие и скачущие до небес кони -- излюбленные образы
 русского фольклора.
  В народной памяти древние представления о солнечном
 золотом коне сохранились также в виде мнения о солнечных
 зайчиках, как о кониках, что солнышко выпускают. Кстати, и о
 зайце -- древнейшем тотеме праиндоевропейцев и всех народов
 земли. Заяц и кролик -- древнейший магический (а во многих
 случаях демонический -- откуда поверье: встреча с зайцем
 приносит несчастье122) фольклорный персонаж народов Европы,
 Азии, Африки и обеих Америк. Космические реминисценции,
 связанные с зайцем, прослеживаются и в русском фольклоре.
  Помимо солнечных зайчиков, доживших и до наших дней, заяц
 отождествлялся и с месяцем. В одной детской народной песенке он
 так и именуется -- Заяц-Месяц:
 
 
 
 
  Заяц-месяц
  Сорвал травку,
  Положил на лавку...
 
 
 
 
  С детства и навсегда врезаются в память завораживающие
 строки, дошедшие из незапамятных времен и звучащие как
 заклинания:
  "Конь бежит -- земля дрожит, из ушей дым валит, из
 ноздрей пламя пышет".
  "Сивка-Бурка, Вещая Каурка, стань передо мной, как лист
 перед травой!"
  "В правое ухо влезь, в левое вылезь -- станешь таким
 красавцем, каких свет не видывал".
  Космические реминисценции проступают и в сюжетах о конях,
 скачущих до неба, и в сюжетах о героях, рожденных от лошади.
 Так, в известной сказке об Иване-Кобыльникове сыне, записанной
 в Сибири в начале века123, спутниками и помощниками героя
 выступают Иван-Солнцев сын и Иван-Месяцев сын.
  В русском фольклоре и народном миросозерцании с
 единосущностью коня и Солнца связаны другие известные образы и
 имена. Так, сказочный конь Сивка-Бурка (или в сказках других
 славянских народов -- Солнечный конь, Конь-солнышко), вне
 всякого сомнения, олицетворяет дневное светило. Его имя также
 восходит к протоиндоевропейским верованиям (Богиня Сива " Бог
 Шива).
  В одной из самых емких по мифологической закодированности
 сказок из афанасьевского сборника (No 104) о Василисе
 Прекрасной приоткрываются древнейшие представления русского
 народа о слитности смены дня и ночи с космическими всадниками:
 День ясный -- "сам белый, одет в белом, конь под ним белый и
 сбруя на коне белая"; Солнце красное -- всадник "сам красный,
 одет в красном и на красном коне"; Ночь темная -- "опять
 всадник: сам черный, одет во всем черном и на черном коне".
  Мифологические солнцеобразы не просто вошли в плоть и
 кровь народного миросозерцания -- они стали неотъемлемой частью
 народного искусства и повседневного быта. Конские головы,
 укрепляемые на краю крыш, символизируют солнечную колесницу (в
 развернутых сюжетах вышивок, росписей и резьбы эти кони, как
 правило, изображаются вместе с Солнцем). В композиции русской
 избы кони, устремленные в небо, как бы уносят весь дом в
 космические дали. Солнце присутствует здесь же в разных
 украшениях -- оно неотделимо от этого полета, более того -- это
 как бы модель солнечной колесницы, запряженной деревянными
 навершными конями. Навершие крыши, называемое охлупень (от
 слова "охлуп" -- "крыша", "кровля"), не обязательно делалась в
 виде коня. На русском Севере были также распространены
 охлупни-утицы. Утка, водружавшаяся при этом на конек,
 раскрывала еще более глубинные пласты народного миросозерцания:
 она символизировала ту самую Праматерь-утку, которая, по общему
 представлению многочисленных народов Евразии, сотворила землю и
 весь мир.
  Современное русское "конь" -- сокращенное от
 древнерусского "комонь". "Комони ржут за Сулою", -- навсегда
 врезается в память фраза из "Слова о полку Игореве".
 Общеиндоевропейская линия развития этого понятия содержится в
 санскритском бrvan -- "конь". Корень этот сохранился в
 старорусских словах "орать" -- "пахать", "орало" -- "соха",
 "оратай" -- "пахарь". Солнечный аспект обнаруживается в
 собирательном имени древнегреческих Богинь -- Оры, они отвечают
 за смену времен года и заботятся о божественных колесницах. По
 Велесовой книге, один из обожествленных прародителей древних
 руссов звался Ореем (Орем). (А.И.Асов -- известный
 интерпретатор "Книги Велеса" -- так и переводит это имя: Арий).
 Корень здесь, хотя и сродни санскритскому бrvan ("конь")
 и родственным ему древнерусским "оралу" и "оратаю", но
 непосредственно восходит, как, скажем, и имя древнегреческого
 героя Ореста к общеарийскому понятию arjб --
 "благородный" (откуда и само понятие "арий", "ариец"). Наконец,
 вспомним, что один из санскритских синонимов названия Солнца --
 arkб.
  Эти понятия, как и образованные от него имена, несравненно
 более древнего происхождения, чем гнездо слов, связанных с
 понятием коня. Одомашнивание лошади современные историки
 относят к VII тысячелетию до новой эры, а первые
 документированные (в том числе и археологические) факты
 существования культа коня у племен, населявших территорию нашей
 Родины, относятся к концу IV тысячелетия до новой эры. Времена
 же существования общего праязыка и последующей его
 дифференциации -- значительно более ранние, не совпадающие с
 эпохой приручения лошади.
  Архетипы космических животных, выступавшие опорными
 точками народного мировоззрения и неисчерпаемыми источниками
 духовных сил, пронизали в дальнейшем всю русскую литературу --
 поэзию и прозу. Собирательный образ, объединивший в себе
 одновременно коня, птицу и русскую землю -- это "птица-тройка"
 из поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души". Русь -- устремленная в
 будущее, но не стремящаяся оторваться от своего прошлого
 "птица-тройка". Русь -- Мать-родина соединяется в представлении
 русского человека с Матерью Сырой Землей. Это -- следующий и
 последний архетип народного миросозерцания, уходящий своими
 корнями к самым истокам общечеловеческой культуры.
 
  Космос -- это не только далекие звезды, ослепительное
 Солнце и таинственная Луна. Космос, точнее частичка его -- это
 и сама Земля, физически и космологически неотделимая от всей
 Вселенной. Человек -- сын Матери-Земли. Он неразрывно связан с
 ней тысячами невидимых нитей с момента рождения и до момента
 смерти. Но сын Земли -- значит, и сын Космоса, значит, он сам
 -- частичка этой Вселенной: Солнечной системы, Земли,
 Галактики. В философском плане такая проблема рассматривается в
 форме традиционного вопроса о единстве Макрокосма и Микрокосма.
 Однако интуитивно данный научный факт осознавался и на
 донаучном уровне. Мифологизированное мировоззрение сформировало
 образ Великой матери, которая в народном сознании сливается в
 конечном итоге с Матерью Сырой Землей (рис. 154).
  Бессознательное поклонение Матери-Земле и беспрекословное
 ее приятие как Великого материнского первоначала уходит корнями
 в доисторические времена, в ту пору, когда женщина была и
 прародительницей и вершительницей судеб рода. Данная эпоха,
 растянувшаяся на тысячелетия, нашла свое отражение в
 многочисленных изображениях женщин, олицетворявших великое
 материнское начало (рис. 155). Земля представлялась живым и
 жизнедарующим началом, поскольку она плодоносит так же, как
 плодоносят животные или растения. Отсюда распространенные во
 многих древних (и не только в древних) культурах сопоставления
 плодоносящего поля и деторождающей женщины. А земледельческий
 труд отождествлялся с актом зарождения жизни, где вспахивающее
 орудие труда -- от заостренного кола и мотыги до сохи и плуга
 -- постоянно сравнивался с мужским детородным органом --
 фаллосом, без которого немыслимо никакое плодоношение земли. У
 народов, находящихся на низкой ступени развития, сохранилось
 немало древних обычаев, связанных с культом земли: возложение
 только что родившегося ребенка на землю, обязательное
 погребение детей, вынос больных и умирающих на голую землю с
 целью возможного исцеления и др. Многие из этих обычаев глубоко
 и всесторонне проанализированы в классическом труде немецкого
 исследователя древней мифологии Альбрехта Дитериха (1866
 -- 1908), который так и называется: "Мать Земля" (1905 г.).
  Одной из главных причин поклонения женщине как Великой
 богине явилось также и то, что именно с женщин-собирательниц
 плодов земли зачалось искусство земледелия, сохранение семян и
 выращивание растений. Все это вместе взятое и слилось в
 священное таинство, олицетворением коего явилась женщина-мать,
 роженица и рожаница -- рожающая детей и рождающая в
 эзотерическом союзе с землей урожай, обеспечивающая продолжение
 собственного рода и сохраняющая преемственность в жизни
 растительного (а затем и животного) царства. Она -- сама царица
 в этом мире, она -- Богиня (Деметра, Кибела, Рожаница, Гея,
 Рея, Мать Сыра Земля).
  Земля -- мать всего сущего, считали эллинские мыслители:
 "все рождает земля и все берет она опять". Самые таинственные
 Элевсинские мистерии у афинян были связаны с культом Земли.
 Участники сакраментальных актов спускались в подземный храм
 Матери-земли Деметры и тем самым превращались в ее детей, дабы
 подготовить в недрах подземной Богини к новому рождению после
 смерти из лона божественной матери. Что именно происходило в
 подземельях храма Деметры, известно лишь в общих чертах124:
 каждый участник Элевсинских мистерий был связан обетом
 молчания, нарушение которого было хуже смерти -- и потому никто
 не оставил никаких свидетельств. Элевсинские мистерии надолго
 аккумулировали и законсервировали в символическо-закодированной
 форме древнейшую память о мифическом прошлом эллинов, включая и
 гиперборейскую старину.
  Общеславянские и русские мифы о Земле-матери очень
 древнего происхождения -- они пронизывают все исторические
 эпохи, различие между которыми весьма условно. Для русского
 человека земля, на которой он живет, -- самое святое на свете.
 Он зовет ее Матерью и привязан к ней всеми фибрами своей души,
 каждой частичкой своего тела. Никому не хочется расставаться с
 ней, а если вдруг и случится час разлуки, все помыслы и
 устремления направлены к тому, чтобы как можно скорей вернуться
 назад. Русский народ, Родина, родная земля -- понятия
 неразделимые.
  Полнокровным содержанием, впитавшим всю любовь народа к
 родной земле, русское мировоззрение наполнилось, пройдя через
 множество этапов развития, и приобрело полновесное звучание с
 возникновением земледелия, когда начала доминировать идеология
 крестьянина-землепашца, а богатство России и ее народа стало
 напрямую зависеть от земельных просторов Руси и земли, как
 главного мерила богатства -- материального и духовного.
 Выразителем и олицетворением этой крестьянской идеологии стал
 былинный богатырь Микула Селянинович, чья сила в прямом смысле
 дарована самой землей и чья идеология целиком и полностью
 опирается на земную силу Руси.
  Первый русский оратай -- любимый сын Матери Сырой Земли и
 русского крестьянства. В почесть ему, милостивому кормильцу и
 поильцу, справлялись коллективные пиры -- столованья на
 братчинах -- микулищинах, пелись громкие микульские песни в
 честь наступающего дня именин Матери Сырой Земли:
 
  Микула-свет, с милостью
  Приходи к нам, с радостью,
  С великою благостью...
  Мать Сыра Земля добра,
  Уроди нам хлеба,
  Лошадушкам овсеца,
  Коровушкам травки!..
 
  В древней обрядовой песне этой закодированы сразу три
 космических символа русских крестьян -- Корова, Лошадь (Конь) и
 Мать Сыра Земля, объединенные общим символом, к тому же
 выразителем Света, Микулой Селяниновичем. В литературе
 отмечено, что традиционный языческий праздник в честь оратая
 Микулы Селяниновича впоследствии перевели на христианского
 святого, Николая Чудотворца. Оттого-то на Руси так Николу
 милостивого и почитают. Весенний праздник в честь Святого
 Николы (Миколы) был специально приурочен к празднику Матери
 Сырой Земли, что любит "Миколу и его род". Вот почему на Руси
 сходятся два народных праздника: первый -- "Микула с кормом"
 (Никола-великий) 9 мая по старому стилю; другой -- "именины
 Матери Сырой Земли" 10 мая125.
  Микула Селянинович -- носитель тяги земной, то есть силы
 Матери Земли. В сборнике П.Н.Рыбникова приведен прозаический
 пересказ былины о Святогоре и Микуле. Это удивительное и
 драгоценное свидетельство о древнейших космомифических
 воззрениях наших предков. В этой былине Святогор пытается
 догнать на широком пути-дороге прохожего и никак не может. И
 тогда проговорил богатырь таковы слова:
  -- Ай же ты, прохожий человек, приостановись не то
 множечко, не могу тебя догнать на добром поле.
  Приостановился прохожий, снимал с плеч сумочку и кладывал
 сумочку на сыру землю. Говорит Святогор-богатырь:
  -- Что у тебя в сумочке?
  -- А вот подыми с земли, так увидишь.
  Сошел Святогор с добра коня, захватил сумочку рукою, -- не
 мог и пошевелить; стал здымать обеими руками, только дух под
 сумочку мог подпустить, а сам по колена в землю угряз. Говорит
 богатырь таковы слова:
  -- Что это у тебя в сумочке накладено? Силы мне не
 занимать стать, а я и здынуть сумочку не могу.
  -- В сумочке у меня тяга земная.
  -- Да кто ж ты есть и как тебя именем зовут, звеличают
 как по изотчины?
  -- Я есть Микулушка Селянинович.
  Микула -- носитель тяги земной в прямом смысле: он несет
 Силу Матери сырой земли в сумочке за плечами, легко обгоняя
 самого могучего старорусского богатыря Святогора. Тяга земная,
 заключенная в котомке, легко прикасается к своему источнику,
 питаясь необъятной силой Матери Земли, чтобы затем вновь
 вернуться на плечи Микулы, и передается сполна крестьянскому
 богатырю. Но точно таким же в античной мифологии был великан
 Антей, сын Посейдона и Геи, который черпал свою нечеловеческую
 силу, прикасаясь к Матери-Земле. Несомненен и общий
 индоевропейский источник происхождения двух казалось бы
 совершенно несходных образов. Функциональное сходство тем не
 менее практически абсолютное: оба героя черпают свою необъятную
 силу у одной и той же матери -- Геи-Земли. Конец вот только у
 героев разный: Антея задушил Геракл, оторвав его от Земли и
 лишив тем самым силы, а равному по силе Микуле не нашлось ни
 среди людей, ни среди богатырей, ни среди Богов.
  Мать Сыра Земля всегда выступала ядром русской идеологии.
 Достаточно сопоставить два периода -- очень далекий, связанный
 с предысторией Руси, и недавний, когда древние образы по-новому
 переосмыслялись русскими мыслителями. Древний миф о Земле и
 Солнце сохранили для нас русские раскольники, скрывшиеся от
 преследования в заволжских лесах. Нижегородские легенды
 вдохновили А.Н.Островского на создание сказки о Снегурочке,
 погубленной Солнцем-Ярилой. Более древний миф о браке Земли и
 Солнца донес роман П.И.Мельникова-Печерского "В лесах", где
 воспроизведен заветный текст древнерусских космогонических
 воззрений, передававшихся из поколения в поколение126.
  "Вот сказание наших праотцов о том, как бог Ярила
 возлюбил Мать Сыру Землю и как она народила всех земнородных.
  Лежала Мать Сыра Земля во мраке и стуже. Мертва была -- ни
 света, ни тепла, ни звуков, никакого движения.
  И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Яр: "Взглянем
 сквозь тьму кромешную на Мать Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль
 она, придется ли по мысли нам?".
  И пламень взора светлого Яра в одно мгновение пронизал
 неизмеримые слои мрака, что лежали под спавшей землею. И где
 Ярилин взор прорезал тьму, там воссияло Солнце Красное.
  И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярилина
 света. Мать Сыра Земля от сна пробуждалася и в юной красе как
 невеста на брачном ложе раскинулась... Жарко пила она золотые
 лучи живоносного света, и от того света палящая жизнь и томящая
 нега разлились по недрам ее.

<< Пред.           стр. 45 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу