<< Пред.           стр. 7 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 Оценка эффективности решений
  Повышение эффективности управления практически тождественно росту эффективности управленческих решений на всех уровнях иерархии, так как принятие решений представляет собой основной инструмент управляющего воздействия; именно в разработке, принятии, организации и контроле выполнения решений заключается деятельность как отдельных менеджеров, так и аппарата управления в целом. Вместе с тем задача определения эффективности управленческих решений относится к числу наиболее сложных и спорных проблем управления и потому полностью еще не решена. В дальнейшем изучении нуждаются такие вопросы, как показатели эффективности и факторы, влияющие на эффективность управленческих решений. Прежде всего рассмотрим понятие "эффективность управленческого решения" в системе близких по смыслу категорий "эффективность управления" и "эффективность управленческого труда".
  Обычно эффективность системы управления определяется через результаты функционирования управляемого объекта, а они в свою очередь - по степени достижения поставленной цели. При таких условиях оценка уровня управления организацией осуществляется на основе таких показателей, как объем производства товаров или услуг, объем продаж, полученная прибыль, производительность труда, уровень рентабельности и т.п. Однако такой метод при всей его логической обоснованности и простоте имеет и серьезные недостатки. Во-первых, эффективность управления отождествляется с эффективностью производства. Между тем одинаковые технико-экономические результаты могут быть достигнуты при разных уровнях организации управления, поэтому оценить указанным способом эффективность каждой конкретной системы управления и, тем более, ее подразделений и отдельных работников не представляется возможным. Во-вторых, при таком подходе не принимается во внимание фактор времени - определенный временной зазор между управляющим воздействием и его результатом (решение может быть принято одним руководителем, а его положительный результат, проявившийся через некоторое время, будет использован другим).
  Что же касается эффективности управленческого труда, то трудности точного определения его непосредственных результатов привели к появлению оценок его эффективности, основанных на использовании преимущественно косвенных характеристик. В этом случае система оценок содержит такие показатели, как количество обрабатываемых документов в единицу времени, объем и скорость передачи данных, удельный вес персонала, масштаб контроля и т.п. Такие показатели характеризуют скорее уровень организации труда в аппарате управления, нежели его эффективность.
  При оценке непосредственных результатов деятельности управляющей системы необходимо исходить из того, что управление может рассматриваться как своеобразное производство, продуктом труда в котором является управленческое решение. Поэтому вполне обоснованно считать, что эффективность принимаемых решений может служить средством измерения эффективности деятельности всего аппарата управления. Таким образом, оценивая эффективность принимаемых решений, можно следить за эффективностью управляющей системы.
  Понятие эффективности управленческого решения (в отличие от его качества) не может быть рассмотрено изолированно от его реализации. Дело в том, что эффективность решения заключается не столько в его абсолютной правильности, сколько в том, что будучи последовательно и в срок реализовано, оно, благодаря своей правильности, достигнет поставленной цели. Следовательно, эффективность управленческих решений обусловливается как качеством самих решений, так и качеством их осуществления. Между тем, как свидетельствует практика управления, далеко не все принимаемые решения реализуются в заданные сроки (по некоторым данным их удельный вес в общем числе принятых составляет около 30%). Кроме того, часть реализованных решений не дает ожидаемого результата, т.е. оказывается недостаточно эффективной. Экспертные оценки самих руководителей свидетельствуют, что таких решений в их практике не менее 25%. Каковы же наиболее существенные причины этого явления? Конечно, это как дефекты самого решения, вызываемые неполнотой информации, некомпетентностью ЛПР или недостатком времени для тщательной разработки альтернатив, так и плохая организация его выполнения и прежде всего несогласованность и отсутствие контроля.
  Эффективность управленческих решений определяется, как уже отмечено выше, действием множества факторов технического, организационного, экономического и социально-психологического характера, влияние которых неоднозначно и проявляется на разных стадиях процесса разработки и реализации решений. Но в целом можно считать, что основными из них являются:
 > компетентность и опыт работы принимающего решения;
 > степень информированности ЛПР;
 > уровень коллегиальности в процессе разработки решения;
 > удельный вес контролируемых решений;
 > степень непосредственного участия руководителей и специалистов, разрабатывавших решение, в его реализации;
 > мотивация исполнителей;
 > характер и степень ответственности руководителей за результаты решения.
  Схема влияния перечисленных выше факторов на эффективность управленческих решений приведена на рис. 12.2.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 12.2. Основные факторы повышения эффективности управленческих решений
 
  Методы оценок экономической эффективности
  Положительный экономический эффект от УР - это экономия, отрицательный - убыток. Известны ряд методов для измерения (точнее, оценки) экономической эффективности, среди которых чаще используются:
 * косвенный метод сопоставления различных вариантов;
 * по конечным результатам;
 * по непосредственным результатам деятельности.
  Косвенный метод предполагает анализ рыночной стоимости УР и затрат на УР путем анализа вариантов УР для одного и того же типа объекта, разработанных и реализованных примерно в равных условиях.
  Данный метод позволяет вместо рыночной стоимости УР использовать рыночную стоимость произведенной продукции.
  Так при реализации двух вариантов УР относительную экономическую эффективность управленческих решений можно определить по формуле:
 
  ЭЭ = ( П2Т/З2Т - П1Т/З1Т ).100%,
  где
  П1Т - прибыль, полученная за реализацию товара при первом варианте УР;
  П2Т - прибыль, полученная за реализацию товара при втором варианте УР;
  З1Т - затраты на производство товара при первом варианте УР;
  З2 Т - затраты на производство товара при втором варианте УР.
 
  По методу конечных результатов эффективность от принятия управленческого решения можно определить
 
  ЭЭ = ( ПхК)/ОЗ,
  где:
  П - прибыль, полученная от реализации товара;
  ОЗ - общие затраты;
  К - доля управленческого решения в эффективности производства (20 - 30%).
  Метод определения ЭЭ по непосредственным результатам деятельности основан на оценке непосредственного эффекта от УР при достижении целей, реализации функций, методов и т.д.
  Основными параметрами при оценке ЭЭ являются стандарты (временные, ресурсные, финансовые и т.д.). Величину ЭЭ определяют из соотношения:
  ЭЭ = С/Р х 100%,
 
 где:
  С - стандарт на использование (трату) ресурса для реализации УР,
  Р - реальное использование (затраты) ресурса для разработки и реализации УР.
  Контрольные вопросы к теме 12
 1. Понятие эффективности управленческих решений.
 2. Составляющие эффективности управленческих решений.
 3. Основные виды функциональной эффективности.
 4. Методы оценок экономической эффективности управленческих решений.
 5. Основные факторы повышения эффективности управленческих решений.
 6. Влияние на эффективность управленческих решений:
 > компетентности и опыта работы принимающего решения;
 > степени информированности ЛПР;
 > уровня коллегиальности в процессе разработки решения;
 > степени непосредственного участия руководителей и специалистов, разрабатывавших решение, в его реализации;
 > мотивация исполнителей;
 > характер и степень ответственности руководителей за результаты решения.
 
 
  Тема 13
 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗА ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  Полномочия и права, делегируемые руководителю, формируют круг проблем, которые он должен решать, разрабатывая и реализуя УР. За эту работу руководитель получает согласно договору материальное и моральное вознаграждение. Полномочия и права немыслимы без обязанностей и ответственности за выполненную работу. В словаре С.И. Ожегова имеются следующие толкования ключевых понятий данной темы.
  Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. Выделяют служебные, общественные и всеобщие воинские обязанности.
  Ответственность - это необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках. Ответственность может быть официальная и личная (чувство ответственности как черта характера).
 
 Виды ответственности
  Многообразие сфер деятельности компаний сформировало следующий типовой набор видов ответственности: профессиональная, юридическая (в том числе уголовная), социальная, экологическая, экономическая, этическая, политическая, партийная, дисциплинарная, административная, материальная (рис.13.1).
  Профессиональная ответственность и обязанность руководителя отражаются в должностных инструкциях компании. Типовая должностная инструкция руководителя включает четыре раздела: общие положения, обязанности, права и ответственность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис.13.1. Классификация видов ответственности
 
  Должностная инструкция начальника бюро экономического анализа планово-экономического отдела
  Общие положения
  1. Начальник бюро экономического анализа непосредственно подчиняется начальнику планово-экономического отдела.
  2. Начальник бюро экономического анализа руководствуется в своей работе Положением о планово-экономическом отделе и настоящей должностной инструкцией.
  3. На должность начальника бюро экономического анализа назначаются лица с высшим экономическим или инженерно-экономическим образованием и стажем экономической работы не менее трех лет или средним специальным образованием и стажем экономической работы не менее пяти лет.
 
  Обязанности
  1. Организовывать и проводить совместно с другими подразделениями комплексный экономический анализ деятельности организации и ее подразделений для выявления резервов и разрабатывать рекомендации, направленные на выпуск конкурентоспособной продукции.
  2. Проводить анализ нормативов, применяемых в планировании технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности организации, устанавливать новые прогрессивные нормативы.
  3. Участвовать в разработке организационно-технических мероприятий, направленных на улучшение постановки и методов экономической работы в организации.
  4. Разрабатывать совместно с другими подразделениями мероприятия по повышению уровня рентабельности организации и .отдельных видов продукции.
  5. Принимать участие в обосновании уровня качества продукции, в расчетах по технико-экономическому обоснованию развития внутризаводской специализации и кооперирования.
  6. Осуществлять методическое руководство и контроль за расчетами, проводимыми подразделениями по обоснованию инвестиций, передовой технологии, лицензионных сделок, рационализации и изобретательству.
  7. Подготавливать для руководства организации необходимые материалы по результатам экономического анализа работы организации.
  8. Организовывать и контролировать совместно с главной бухгалтерией результаты и затраты в работе производственных подразделений по выпуску продукции (товаров, услуг, информации или знаний).
  9. Участвовать в разработке системы показателей для оценки деятельности цехов и служб организации в соответствии со спецификой их работы.
  10. Использовать современные программные средства и информационные технологии для повышения качества и производительности выполняемых работ.
  Права
  1. Участвовать в анализе рыночной информации.
  2. Докладывать руководству планово-экономического отдела обо всех выявленных недостатках в пределах своей компетенции.
  3. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями.
  Ответственность
  Начальник бюро экономического анализа планово-экономического отдела несет ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на него настоящей должностной инструкцией обязанностей.
  В качестве профессиональной ответственности могут применяться меры юридической, дисциплинарной и экономической ответственности. В настоящее время все большее распространение находит страхование экономических рисков профессиональной ответственности. Например, страхование профессиональной ответственности нотариуса, водителя автомобиля, аудитора.
  Юридическая ответственность частично или полностью касается тех видов ответственности, в которых закреплены регламенты, входящие в состав государственных законов и норм государственного регулирования, например, в Гражданский и Уголовный кодекс, Трудовой кодекс Российской Федерации. Юридическая ответственность реализуется в форме замечания, выполнения предписанных действий, заключения под стражу, ареста.
  Дисциплинарная ответственность за бездействие или ненадлежащее выполнение задания реализуется в форме взыскания, замечания, выговора, перевода на другую работу, увольнения.
  Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, нарушения прав и свобод граждан. Базой для реализации административной ответственности является административное и гражданское право и другие регламенты.
  Экономическая ответственность призвана компенсировать полный или частичный ущерб от УР, нанесенный руководителем в материальной или денежной форме.
  Этическая ответственность наступает в случае нарушения руководителем этических норм, представляющих собой систему общих ценностей и правил этики, соблюдение которых обязательно для всех работников организации. Этические нормы включают оценки смысла жизни, назначения человека, содержания добра и зла, морального долга, нравственных принципов и идеалов (благородство, вежливость, выдержка, гуманизм, доверие, единство слова и дела, искренность, правдивость, принципиальность, самообладание, скромность). Ответственность реализуется в форме изменения общественного мнения о руководителе, вынесении ему общественного порицания, объявления о его несоответствии должности по этическим соображениям. Примеров реализации такой ответственности в мировой практике можно найти достаточно много.
  Политическая ответственность наступает за неправильную или ненадлежащую деятельность субъекта государственной власти и управления, а также деятельность субъекта общественных группировок. Попытки привлечения к политической ответственности конкретных политических деятелей предпринимались в разных странах, в том числе в Чили, в СССР. Формами реализации ответственности могут быть отставка, импичмент, перевыборы.
  Партийная ответственность наступает за деятельность партийного функционера, существенно расходящуюся с уставными документами и решениями представляемой им политической организации. Ответственность реализуется в форме осуждения, исключения из партии, вывода из руководящего состава партии.
  Материальная ответственность обычно применяется по отношению к компаниям с ограниченной ответственностью. Для РУР разработаны следующие принципы:
  • хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает наносимого ущерба;
  • ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть достигнут с учетом экономических и социальных факторов.
  Эффективность УР оценивается показателями качества жизни: продолжительность жизни человека, состояние его здоровья, отклонение состояния окружающей среды от нормативов, уровень знаний или образовательных навыков, доход, измеряемый валовым внутренним продуктом на душу населения, объем отходов на душу населения, уровень занятости, степень реализации прав человека.
  Контрольные вопросы к теме 13
 1. Ответственность и обязанность - неотъемлемый атрибут управленческой деятельности.
 2. Классификация видов ответственности.
 3. Профессиональная ответственность.
 4. Социальная ответственность.
 5. Экологическая ответственность.
 6. Юридическая ответственность.
 7. Экономическая ответственность.
 8. Материальная ответственность.
 9. Партийная ответственность.
 10. Политическая ответственность.
 11. Административная ответственность.
 12. Этическая ответственность.
 
 Тема 14
 КОНТРОЛЬ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
 
 Общие сведения о контроле УР.
  Контроль как функция управления. Контроль УР как на стадии разработки, так и на стадии реализации является важнейшей функцией управления. Контроль может осуществляться в двух вариантах: по результатам и по упреждению.
 
 
  Удовлетво-
  рительная
 
 
  Неудовлетворительная
 
 
  Рис. 14.1. Схема процесса контроля по результатам
  Контроль по результатам осуществляется на базе организационной, технической, экономической, финансовой и другой документации. Оценивается отклонение фактического результата от планового, зафиксированного в соответствующих документах. Например, контроль сроков, проработанности, согласованности с заинтересованными сторонами элементов бизнес-плана. Данный вариант контроля эффективен для циклических процессов с малым временем цикла, например, несколько часов или дней, при небольшой стоимости разработки или реализации УР. Путем корректировок УР можно постепенно, "цикл за циклом" совершенствовать УР, анализируя предыдущий результат разработки или реализации .
  Контроль по упреждению осуществляется на базе норм, стандартов и правил до начала или в процессе разработки или реализации УР. Он применим к любой организации и характеризует высокий профессионализм управленческого ремесла.
  Контроль УР. Развитие теории и практики контроля привело к созданию нового направления в менеджменте - контроллингу. Он включает административный и технологический контроль, ревизию, аудит (рис. 14.2).
 
 
 
 
 
 
  Рис.14.2. Типология контроля УР
  Объектами контроллинга являются конечная продукция, технологические и управленческие решения. Для УР составляющие контроллинга имеют следующие толкования:
  административный контроль - проверка и постоянное наблюдение за процессами РУР, сроками и качеством их выполнения;
  технологический контроль - проверка и постоянное наблюдение за используемыми технологиями при разработке и реализации УР;
  ревизия - документальная фискальная проверка результатов разработки или реализации УР;
  аудит - документальная проверка результатов разработки или реализации УР, устанавливающая уровень их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам. Аудиторов обычно выбирает сама контролируемая организация.
  Различают три вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.
  Предварительный контроль осуществляется до начала реализации целей и программ организации. Основная его задача - разработка или корректировка критериев оценки, отладка методики и регламента проведения дальнейшего контроля. Неудачно разработанная система контроля может ориентировать работников не на выполнение поставленных целей, а на удовлетворение требований контроля.
  Текущий контроль осуществляется в ходе разработки и реализации УР по разработанному регламенту. Контроль может быть пассивным или активным.
  Заключительный контроль выполняется после завершения работ и достижения целей.
  Контрольные вопросы к теме 14
 1. Контроль как функция управления.
 2. Типология контроля управленческих решений.
 3. Контроль по упреждению
 4. Контроль по результатам.
 5. Контроль по результатам.
 6. Административный контроль.
 7. Технологический контроль.
 8. Ревизия.
 9. Аудит.
 10. Предварительный, текущий, заключительный контроль.
 11. Организация контроля реализации управленческих решений.
 12. Контроль процедур разработки и реализации, согласования, принятия, утверждения и организации выполнения управленческих решений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 В О П Р О С Ы
 для проведения экзамена по предмету "Разработка управленческого решения"
 
 1. Возможные, допустимые и целесообразные варианты принятия решений. Поле альтернатив.
 2. Рациональные и разумные альтернативы.
 3. Процесс выработки управленческих решений (УР).
 4. Сущность управленческих решений.
 5. Формы разработки и реализации управленческих решений.
 6. Особенности разработки, принятия и реализации управленческого решения.
 7. Системный подход к принятию управленческого решения.
 8. Характеристики системности подхода.
 9. Экономическая, организационная, социальная, правовая, технологическая сущность УР.
 10. Классификационные признаки УР.
 11. Требования к количеству критериев выбора, сфере воздействия, методам разработки УР.
 12. Формы разработки УР (указ, указание, закон, акт, приказ, распоряжение, протокол, инструкция, договор, соглашение, план, контракт, оферта, акцепт, положение, правила).
 13. Формы реализации УР (предписание, деловая беседа, деловая игра, совещание, заседание, отчет).
 14. Циклическая схема управления (внешняя среда, ОПС, критерии, дерево целей и решений, алгоритм).
 15. Процесс выбора (анализ ситуации, идентификация проблемы, управление реализацией, контроль и оценка результатов).
 16. Понятие типологии УР.
 17. Требование к функциям, процедурам и операциям, их иерархия.
 18. Общие функции разработки УР.
 19. Процедуры при подготовке и реализации УР.
 20. Типы моделей процесса принятия решений.
 21. Использование моделей при разработке УР.
 22. Требования к качеству процедур УР.
 23. Оценка качества УР.
 24. Понятия миссии и целей в процессе управления.
 25. Факторы, воздействующие на выбор метода принятия управленческих решений.
 26. Оценка эффективности управленческих решений.
 27. Реализация управленческих решений как важнейшая функция менеджмента.
 28. "Прогнозирование-планирование" - единая система методических приемов разработки управленческих решений.
 29. Свойства сложных систем управления.
 30. Контроль, как важнейшая функция управления.
 31. Технология контроля: выбор концепции контроля, определение цели контроля, нормы контроля, методы контроля, объем и область контроля.
 32. Виды контроля: предупредительный, диагностический, текущий, финишный.
 33. Психологические аспекты принятия управленческих решений.
 34. Природа и роль интуиции в принятии управленческих решений.
 35. Эвристические методы принятия решений. Характерные наборы приемов эвристических методов.
 36. Активизирующие методы принятия УР.
 37. Условия применения экспертных методов.
 38. Экспертные методы : метод простой ранжировки, метод задания весовых коэффициентов, метод последовательных сравнений, парных сравнений.
 39. Психологические аспекты принятия управленческих решений.
 40. Основные виды ответственности лиц, принимающих решения (ЛПР).
 41. Теоретико-игровой метод принятия УР.
 42. Внутреннее и внешнее кольцо элементов внешней среды.
 43. Особенности элементов ближнего и дальнего окружения компании.
 44. Основные свойства внешней среды
 45. Взаимодействие методов и моделей при РУР.
 46. Аналитические, статистические и математические методы принятия решений.
 47. Влияние характеристик информации на неопределенности при РУР.
 48. Условия неопределенности и риска.
 49. Понятия "определенность", "риск", "неопределенность" в процессе принятия решения
 50. Проблемы разработки и выбора управленческих решений в условии неопределенности и риска.
 51. Влияние профессионализма на уменьшение неопределенности при РУР.
 52. Основные типы ошибок для организационной, экономической, технологической, социальной, правовой составляющих, при выборе методики подбора и расстановки кадров.
 53. Управление неопределенностями.
 54. Организационные методы уменьшения неопределенности.
 55. Учет неопределенностей при составлении договоров купли - продажи.
 56. Уменьшение отрицательных рисков организационными способами.
 57. Страхование управленческих рисков.
 58. Качество продукции - конечный результат УР.
 59. Общие сведения об ISO.
 60. Оценка качества УР.
 61. Основные виды функциональной эффективности.
 62. Составляющие эффективности УР.
 63. Методы оценок экономической эффективности УР.
 64. Составляющие прогноза, плана, решения, операций.
 65. Основные методы прогнозирования.
 66. Особенности принятия стратегических решений.
 67. Процедуры разработки и реализации УР.
 68. Процедуры согласования УР.
 69. Процедуры принятия УР.
 70. Процедуры утверждения УР.
 71. Процедуры организации выполнения УР
 72. Типология контроля УР. Контроллинг.
 73. Ответственность и обязанность - неотъемлемый атрибут управленческой деятельности.
 74. Классификация видов ответственности.
 75. Социальная, экологическая, юридическая, экономическая виды ответственности.
 76. Управленческая деятельность и основы обработки информации.
 77. Особенности информационной поддержки управленческих решений.
 
 ГЛОССАРИЙ
 Административный контроль - проверка и постоянное наблюдение за процессами РУР, сроками и качеством их выполнения;
 Альтернатива - конкурирующий вариант выбора.
 Ассоциации - связь между элементами психики, благодаря которой возбуждение одного элемента в определенных условиях вызывает возбуждение другого, с ним связанного. Аудит - документальная проверка результатов разработки или реализации УР,

<< Пред.           стр. 7 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу