<< Пред.           стр. 10 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу

 хорошо, а я так хочу расслабиться... Психотерапевт: Марк, сделайте глубокий
 вдох, откиньтесь на спинку стула и расслабьте мышцы шеи и груди:
 одновременно внимательно всматривайтесь туда, на тот стул, говорите, кого вы
 там видите, на том стуле?
  (Марк подчиняется требованиям психотерапевта, смотрит). Так, что же
 видите там?
  Марк:: Так, мне плохо видно. Я...О-o-o, порядок, да-да, я вижу одного
 типа, он тычет в меня пальцем и орет.
  Психотерапевт: Да, и каким вам кажется его лицо, когда он делает все
 это на ваших глазах?
  Марк: Он выглядит сердитым...О-о-о...Напряженным...вы знаете, у него
 такой вид, будто он чем-то недоволен.
  Психотерапевт: Поменяем стулья, Марк.
  Марк: (переходит на визуальный стул бламера и соответственно изменяет
 положение своего тела) Он (показывая на первый стул) просто плюет на меня...
 Он никогда...
  Психотерапевт: (перебивая Марка) Марк, глядя на него, что вы
 чувствуете, какие у вас ощущения в теле?
  Марк: Чувствовать в теле? что?..
  Психотерапевт: Да, Марк, что вы сейчас в этот момент ощущаете в своем
 теле?
  Марк:...Ну, я вообще не знаю...я не уверен, что я чувствую.
  Психотерапевт: Ну, а теперь пусть глаза у вас закроются. Осознайте свое
 тело. (Марк поступает соответствующим образом.) Теперь скажите, Марк, что вы
 заметили в своем теле?
  Марк: Ух! У меня такое напряжение в плечах, желудок винтом в животе...
 в глазах жжет (он начинает медленно плакать).
  Продолжая работать с Марком, психотерапевт систематически переключается
 с одного набора предикатов на другой, следя за тем, чтобы Марк тоже
 переключал предикаты, так, что в итоге Марк тоже начинает видеть и ощущать в
 обоих положениях. Таким образом, полярности Марка тоже начинают вступать в
 контакт, что представляет собой значительный сдвиг к тому, чтобы Марк занял
 по отношению к своим полярностям мета-позицию.
 
  Полная выраженность полярностей во время контакта
  Установив репрезентативную систему, в которой полярности пациента могут
 вступать в контакт, психотерапевт направляет свои дальнейшие усилия на то,
 чтобы обеспечить полную выраженность каждой полярности по отношению друг к
 другу. Наиболее всесторонним способом
  помощи, направленной на то, чтобы каждая полярность пациента выразила
 себя вербальными средствами, -- применять технику Метамодели, описанной в
 "Структуре магии I". Другими словами, психотерапевт проверяет все вербальные
 выражения пациента на психотерапевтическую правильность -- ни в одном из
 утверждений какой-либо полярности не должно быть опущений, номинализаций,
 неконкретных глаголов, все имена должны располагать референтными индексами и
 т.д. Кроме стандартных примеров Метамодели, имеется два специальных приема,
 которые обнаруживают свою эффективность в контексте работы с полярностями.
  Во-первых, в стандартной Метамодели, когда полярность дает утверждение,
 включающее в свой состав модальный оператор необходимости или невозможности
 (см. "Структуру магии!", гл. 3,4), как то, например, имеет место в следующих
 предложениях:
  Пациент: Я не могу принять помощи. Для меня невозможно просить что-либо
 для самого себя.
  Психотерапевт может поставить под вопрос, спросив:
  Что не дает вам принять помощь?
  В контексте работы с полярностями рекомендуем видоизменить
 вышеприведенные вопросы следующим образом:
  Каким образом он (указывая на другую полярность) не дает вам принять
 помощь?
  Каким образом он (указывая на другую полярность) не дает вам просить
 чего-либо для самого себя?
  Здесь вопрос психотерапевта основан на предположении, что получить
 пациенту то, чего ему хочется, мешает именно противоположная полярность. Это
 помогает пациенту сосредоточить все свое внимание на процессе, посредством
 которого полярности перебивают друг друга, образуя, таким образом, основу
 для инконгруэнтности пациента, его боль и неудовлетворенность жизнью.
  Второе изменение стандартной модели применительно к контексту работы с
 полярностями заключается в том, что в вопросы, формулируемые в соответствии
 с требованиями Метамодели, вводятся предикаты, соответствующие применяемой
 репрезентативной системе. Например, (используя те же примеры):
  Пациент: Я не могу принять помощи. Для меня невозможно просить что-либо
 для себя самого.
  Психотерапевт, работая со зрительной полярностью, может ответить
 примерно таким образом: Что, вы ВИДИТЕ., не дает вам принять помощь? Что, вы
 видите, не дает вам просить что-либо для себя?
  Видоизменяя вопросы Метамодели таким образом, чтобы в них применялись
 предикаты, согласующиеся с (полярностями) предикатами репрезентативной
 системы, применяемой с полярностью пациента, психотерапевт помогает этой
 полярности в деле более полного понимания и реагирования 12).
  Естественно, что психотерапевт может применять оба описанных приема --
 то есть каждая из этих полярностей считает, что другая полярность -- это
 нечто, мешающее ей получить то, чего ей хочется. При этом в вопросы,
 построенные согласно Метамодели, встраиваются предикаты, соответствующие
 применяемой репрезентативной системе. Так, например, обращаясь к уже
 рассмотренным примерам:
  Пациент: Я не могу принять помощи. Для меня невозможно просить что-либо
 для самого себя.
  Психотерапевт может ответить: Каким образом, как вы видите, он не дает
 вам принять помощь? Каким образом он, как вы видите, не дает вам просить
 что-либо для самого себя?
  В дополнение к вопросам Метамодели мы разработали серию вопросов для
 работы с полярностями, которые, как свидетельствует наш опыт, очень
 действенно помогают полярностям установить опыт контакта между собой. Цель
 этих вопросов -- убедиться, что каждая полярность выражает собственные
 потребности прямо и достаточно конкретно для того, чтобы как сам
 психотерапевт, так и другая полярность поняли, чего именно хочет другая
 полярность.
 
  ВОПРОСЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПОЛЯРНОСТЯМИ
  Что конкретно вы хотите для себя самого? (вы видите, слышите,
 чувствуете),
  Каким образом он (указывая на другую полярность) не дает вам получить
 то, что вы хотите для себя самого?
  Видите, слышите, чувствуете ли вы, каким-либо образом. что он (другая
 полярность) как-то может быть вам полезен?
  Что случилось бы, если бы он (другая полярность) совсем ушел от
 вас'[1] Какая польза была бы вам от этого?
  Видите, слышите, чувствуете ли вы, чего он (другая полярность) хочет?
  Видите, слышите, чувствуете ли вы, что вы оба (обе полярности) могли бы
 получить то, чего вы хотите?
  Задавая каждой полярности эту серию вопросов в сочетании со
 стандартными вопросами Метамодели, психотерапевт добивается полного
 выражения каждой полярности. Когда полярность отвечает на каждый из
 поставленных ей вопросов, ответ ее представляет собой набор пара-сообщений,
 который психотерапевт проверяет на конгруэнтность. Кроме того, психотерапевт
 проверяет вербальные пара-сообщения на психотерапевтическую правильность.
  Если в качестве системы, в которой обе полярности вступит в контакт
 друг с другом, психотерапевт решил использовать аудиальную репрезентативную
 систему, мы посоветуем ему вместе того, чтобы задавать полярностям вопросы
 Метамодели и вопросы работы с полярностями. попросить одну из полярностей
 рассказать другой о том, чего ей не хватает, чего она хочет.
  Например, вместо следующих обменов репликами:
  (1) Пациент: Я хочу для себя разные веши. Психотерапевт: Какие вещи
 конкретно?
  (2) Пациент: Я не могу принять помощи. Психотерапевт: Каким образом вы
 видите (слышите, чувствуете), что он (другая полярность) не дает вам принять
 помощь?
  (3) Пациент: Для меня невозможно просить чего-либо для себя самого.
  Психотерапевт: Каким образам вы видите, слышите, чувствуете, что он
 (другая полярность) не дает вам попросить чего-либо для себя самого?
  Психотерапевт дает полярности указание разговаривать, обращаясь не к
 самому психотерапевту, а к другой полярности, как, например, в следующих
 примерах:
  (1) Пациент: Я хочу для себя разные вещи. Психотерапевт: Скажите ему
 конкретно, что именно вы хотите для себя.
  (2) Пациент: Я не могу принять помощи. Психотерапевт: Скажите ему
 конкретно, каким образом, вы визите, слышите, чувствуете, что он не дает вам
  принять помощи.
  (3) Пациент: Для меня невозможно просить чего-либо для себя самого.
  Психотерапевт: Скажите ему, каким образом вы видите, слышите,
 чувствуете, что он конкретно не дает вам просить чего-либо для себя.
  В вышеприведенном примере (1) видно, как для создания контакта между
 полярностями психотерапевт развивает аудиальную репрезентативную систему
 пациента. В подобных случаях, помогая пациенту отвечать на эти вопросы
 (предназначенные специально для работы с полярностью), целесообразно
 показать ему, чтобы он дал другой полярности нужный ответ. При этом, как и в
 примере (1), психотерапевт с помощью проверки должен будет убедиться, что
 полярность, которой предстоит отвечать, действительно слышала вопрос или
 утверждение, и лишь затем разрешить дать ответ.
  Как показывает опыт, в большинстве случаев систематическое применение
 этих техник установления контакта между полярностями -- выбор
 репрезентативных систем, вопросы, предлагаемые Метамоделью (и
 приспособленные для работы с полярностями), и специальные вопросы для работы
 с полярностями -- приводят к тому, что полярности полностью выражают себя и
 заключают между собой соглашение или контракт. В ходе наших семинаров мы
 разработали ряд приемов, которые нужны для того, чтобы убедиться, что
 соглашение или контракт достаточно прочны и способны привести к интеграции
 этих ранее противоречивых и конфликтующих частей пациента.
  Проверка контакта на прочность
  После того, как полярности пациента полностью изжили себя друг перед
 другом и заключили контракт, задача психотерапевта заключается в том, чтобы
 помочь полярностям придти к такому соглашению, которое позволило бы им,
 превратившись в ресурсы пациента, согласованно работать друг с другом.
  Очень часто полярности заключают между собой прочный контракт, который
 служит впоследствии основой для их согласованных действий, стоит только
 заставить соприкоснуться между собой. Если это не происходит само собой,
 психотерапевт сам может вмешаться в этот процесс:
  (1) определить конкретно, в каком пункте между ними возник конфликт;
  (2) заставить их решить, каким наиболее выигрышным способом они смогут
 применить умения друг друга и как именно, в тех областях поведения, где
 ранее они конфликтовали друг с другом;
  (3) договорившись о знаках-подсказках, по которым каждая из полярностей
 может подать сигнал о помощи в подобных стрессовых ситуациях.
  Систематическое применение самим психотерапевтом техник установления
 контакта между полярностями, описанными нами выше, позволит ему быстро
 определить, в каких именно областях поведения эти полярности вступают в
 конфликт, а также понять, каким образом они могут придти к координации
 собственных усилий. Так как у каждой полярности есть умения, которых нет у
 другой полярности (например, когда мы имеем дело с визуальной и
 кинестетической полярностями, одной из полярностей можно поручить наблюдение
 за тем, что в стрессовой ситуации можно видеть, а другой -- за тем, что
 можно чувствовать), суть решения заключается в том, чтобы каждая из
 полярностей получила такие задания, которые согласуются с ее конкретными
 специфическими возможностями.
  Третий этап проверки контакта на прочность, то есть установление
 знаков-подсказок сигналов между полярностями, следует прокомментировать
 более подробно. На случай, когда под влиянием стресса одна из полярностей
 начинает вести себя таким образом, что между двумя полярностями может
 вспыхнуть конфликт, весьма полезно, чтобы полярности имели в своем
 распоряжении сигналы для оповещения друг друга, что эта угроза начала
 осуществляться. Такие сигналы помогают полярностям скоординировать свои
 умения так, чтобы конфликт между ними не возник. Например, психотерапевт,
 работающий с пациенткой, поляризованной как визуальный бламер против
 кинестетического плакатера, при установлении наводящих знаков, располагает
 следующими возможностями для выбора:
  Психотерапевт: (обращаясь к Марго в кинестетической полярности) И что
 именно вы осознаете в данный момент, Марго?
  Марго: О-о, я так взволнована. Я понимаю теперь, как мы (две
 полярности) можем работать вместе. Когда я вдруг начинаю чувствовать себя
 скованной и не понимаю, что происходит, она (другая полярность) может помочь
 мне осмотреться вокруг и увидеть, как обстоят дела, так что моя скованность
 пропадает.
  Психотерапевт: Да, а теперь поменяем места. Марго (Марго занимает
 другой стул). А теперь. Марго, что вы осознаете теперь?
  Марго: Мне действительно ясно, как это теперь будет работать. Я
 действительно могу видеть, каким образом она (другая полярность) может быть
 полезна мне. Я терпеть не могу, когда тупею, когда становлюсь бесчувственной
 -- поэтому, когда я вижу, что это начинается, она может помочь мне не
 отупеть.
  Психотерапевт: (начиная устанавливать знаки-подсказки) Прекрасно!
 Единственно, чего я не могу понять, так это то, как конкретно вы можете
 сообщить ей, что нуждаетесь в ее помощи?
  Марго:...Что? Я не понимаю.
  Психотерапевт: Каким образом, почувствовав, что вы тупеете, вы сможете
 сообщить ей, что вам нужна помощь?
  Марго: Ну, я не уверена... Психотерапевт: Марго, что именно вы
 осознаете в самом начале, когда начинаете становиться бесчувственной,
 тупеть?
  Марго: (с прерывающимся дыханием) Я... я перестаю дышать... вроде...
 вот как сейчас -- я становлюсь бесчувственной. .
  Психотерапевт: Отлично. Ну, а если именно это и использовать как сигнал
 для вашей другой части, чтобы она помогла вам не стать бесчувственной.
  Марго: Да, мне кажется я понимаю. Как только дыхание у меня начнет
 останавливаться, я изо всех сил вздохну и попрошу мою вторую часть помочь
 мне.
  Достижение мета-позиции
  Последняя и наиболее важная область работы над инконгруэнтностью
 состоит в том, чтобы помочь пациенту занять мета-позицию по отношению к
 собственным полярностям. Это значит, что вы, будучи психотерапевтом,
 стремясь довести свою работу до конца и получить устойчивые результаты,
 помимо установления контакта между двумя полярностями, должны будете сделать
 что-то еще. Для того, чтобы пациент перекодировал свои полярности и
 рассортировал пара-сообщения так, чтобы обеспечить постоянные изменения, а
 значит, подлинную мета-позицию, может понадобиться положительный контакт и
 интеграция, хотя это и не всегда необходимо.
  После того, как полярности сначала правильно рассортированы,
 максимально отделены одна от другой; а затем вступили во взаимодействие в
 одной и той же репрезентативной системе, психотерапевт готов начать
 интеграцию. Для достижения интеграции, а значит мета-позиции, необходимо,
 чтобы два или более комплекса репрезентации вашего пациента, контакт между
 которыми был осуществлен в одной и той же репрезентативной системе, получили
 бы некоторый толчок к самореорганизации в новую единую репрезентацию, в
 которую бы входили все пара-сообщения обоих наборов репрезентаций и которая
 бы была больше, чем сумма, составленная из двух упомянутых выборов.
 Например, если у пациента имеется две полярности (А и Б), причем из А
 следует не Б, и из Б следует не А, это значит, что они представляют собой
 взаимоисключающую репрезентацию для одной и той же территории. В этом случае
 мета-позицией была бы не репрезентация полярности А + полярность Б. В
 качестве мета-позиции выступало бы, скорее, множество плюс или минус А Б,
 равное некоторой репрезентации (X), которая бы располагала всем потенциалом
 А и Б, а также не А и не Б и всем богатством выборов, являющихся следствием
 множества комбинаций внутри полярностей и между ними.
  Рассмотрим в качестве примера случай с Денисом, предъявившим
 психотерапевту в высшей степени инконгруэнтное сообщение о своем
 взаимодействии с другими, заявив просто-напросто, что он хочет, чтобы другие
 любили его. Это сообщение было рассортировано на полярности, одна из которых
 была кинестетическим плакатером, который чувствовал, что он должен делать
 то, чего от него ждут другие, иначе он нехороший человек, и никто не будет
 его любить, а другая -- визуальным бламером, видевшим, как другие люди
 помыкают им, жестоки к нему и не заслуживают с его стороны доброго
 отношения. Две эти репрезентации представляют собой противоречивые карты для
 одной и той же территории, в результате чего поведение субъекта заходит в
 тупик, а ласковые слова имеют металлический призвук. Полярности Дениса были
 введены в соприкосновение друг с другом в его визуальной репрезентативной
 системе (в фантазии: очах ума): психотерапевт предложил ему создать два
 стоящих рядом образа самого себя, один из них -- та часть, которая, как
 чувствовал Денис, должна заискивать перед другими (плакатер), а другая -- та
 часть Дениса, которая видела, как люди им помыкают. Ему было сказано следить
 за тем, как две эти, части бранятся между собой, и рассказывать как
 протекает между ними взаимодействие, пользуясь для этого как визуальной, так
 и аудиальной репрезентативными системами. Таким образом, Денис одновременно
 репрезентировал обе свои полярности, визуальную и аудиальную, а сам
 находился при этом в положении наблюдателя.
  Репрезентация кинестетического плакатера
  Денис видит
  Репрезентация визуального бламера
  Хотя одновременная репрезентация была получена в той же системе, что и
 контакт между полярностями, этого еще не было достаточно для полного
 достижения мета-позиции. Дениса попросили высказаться о достоинствах обеих
 полярностей, а затем спросили, не хотел бы он попробовать нечто, что.
 по-видимому, окажется для него новым. Он ответил согласием. Тогда ему
 сказали:
  "Денис, сейчас, когда вы продолжаете сидеть с закрытыми глазами, я бы
 хотел, чтобы вы легко протянули вперед обе руки и ухватили оба этих образа
 по одному за каждую руку. Правильно (Денис протягивает руки вперед; теперь
 медленно подталкивайте их навстречу друг другу, друг в друга, в один образ,
 следя внимательно за тем, как два эти образа становятся одним (Денис
 медленно сводя их вместе, задыхаясь все больше и больше па мере того, как
 его руки сближаются между собой). Теперь, что вы видите?
  Денис: Это я, но другой.
  Психотерапевт: Каким образом? В каком смысле? Денис: Я выгляжу сильным,
 но без низости, Психотерапевт: Что-нибудь еще?
  Денис: Да, он может быть мягким и заботиться о людях, но... Да, он не
 слабый и не слащавый." Психотерапевт: Вы видите образ самого себя,
 обладающего одновременно всеми этими качествами? Денис: Да (вздыхает).
 Психотерапевт: Вам нравится то, что вы видите?
  Денис: Да.
  Психотерапевт: Хотели бы вы сделать это частью самого себя, и обладать
 всеми этими способностями в качестве собственных ресурсов? Денис: Конечно.
  Психотерапевт: Хорошо. Тогда, продолжая мягко удерживать в руках этот

<< Пред.           стр. 10 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу