<< Пред. стр. 9 (из 24) След. >>
Мы подробно обсуждали эту тему в "Структуре магии I" в связи спроблемой семантической неправильности (см. особенно главы 3 и 4.) Здесь же
мы хотели указать лишь на то, что характеризовать этот ход как контроль за
поведением пациента -- значит недооценивать способность пациента к усвоению
новых способов реагирования и не верить в его огромный потенциал к
интеграции множества частей самого себя. Одним из результатов того, что
пациент соглашается с указаниями психотерапевта и начинает исполнять свою
полярность в гиперболизированной форме, является то, что довольно быстро
пациент переключается в другую полярность.
Другими словами, в результате гиперболизированного исполнения более
полно выраженной полярности пациента у него возникает противоположная
полярность 11). В различных формах психотерапии эта общая тактика
проигрывания полярностей известна под разными названиями.
Например, в гештальт-терапии это -- "хождение по кругу" ("Гештальт
психотерапия сегодня": сборник статей, составитель Джек Фагин).
Психотерапевт предлагает пациенту проигрывать свою более развитую полярность
с каждым из членов группы до тех пор, пока эта полярность не изменится на
противоположную. Контекст "брифинг-психотерапия" (смотри описание нескольких
случаев в книге Вацлавика II, Уикленда Ж.,Фиша Р., "Изменение") -- эту
методику назначают пациенту довольно часто в качестве домашнего задания.
Милтон Эриксон применяет часто эту методику в качестве первого этапа своей
работы. Например, работая с пациентом, страдающим от ожирения, который
заявляет, что хотел бы скинуть лишний вес, Эриксон обычно начинает с того,
что предписывает ему увеличить вес. Как объясняет сам Эриксон, этот ход
основан на предположении, что пациент способен контролировать собственный
вес, что выполнение задания по увеличению веса равносильно принятию на себя
ответственности в данной конкретной области его поведения, которую он раньше
оценивал в качестве неподвластной ему (см. сборник работ "Продвинутые
методики гипноза в психотерапии, составитель Дж.Хейли.)
Если пациент решил отклонить указание психотерапевта, он выбрал вариант
(Б) -- обычный реакцией в этом случае является смена полярностей. Таким
образом, независимо от того, выбирает пациент А или Б, его менее выраженная
полярность начинает проявлять себя, инициируя в итоге процесса роста и
изменения.
Еще один вариант проигрывания полярностей -- это исполнение полярности
самим психотерапевтом. Цель этого хода состоит в том, чтобы помочь пациенту
в полном выражении более слабой из его полярностей в качестве
подготовительного этапа на пути к интеграции. В данном случае работает тот
же принцип полярностей, так как психотерапевт стремится помочь пациенту в
репрезентации менее полно выраженной полярности, он исполняет более полно
выраженную полярность. Например, психотерапевт принимает положение тела,
совершает движения, использует свой тон голоса, темп речи, характерные
особенности синтаксиса, употребляет соответствующие репрезентативной системе
предикаты и т.д., то есть сообщения, которые поступают по входным каналам
пациента, характеризующие его наиболее полно выраженную полярность. Самым
главным в данном маневре является то, что психотерапевт должен представить
пациенту его собственную полярность с большей конгруэнтностью и напором, чем
это делает пациент, когда он сам представляет данную полярность. Как
свидетельствует опыт, результат часто появляется немедленно и в крайне
резкой форме. В ответ на действие психотерапевта пациент выражает свою,
которая была у него выражена в меньшей степени. Психотерапевт продолжает
играть первую полярность в преувеличенной форме до тех пор, пока пациент с
такой же силой не начнет выражать свою противоположную полярность. Пациент
редко осознает преднамеренность со стороны психотерапевта в этих действиях.
Более того, даже если пациент прекрасно понимает, что психотерапевт всего
лишь играет полярность, он (до достижения интеграции) будет реагировать
противоположной полярностью до тех пор, пока психотерапевт будет выражать
более сильную полярность.
Теперь рассмотрим процессом, с помощью которого психотерапевт
определяет, что пациент успешно рассортировал свои полярности, сделав это
таким образом, который допускает возможность значимой интеграции. Так как
общая цель фазы 2 работы над инконгруэнтностью состоит в том, чтобы
симультанную инконгруэнтность превратить в секвенциальную, психотерапевт
использует все свои входные каналы -- он использует свое тело, прикасаясь к
пациенту, проверяя распределение мышечных напряжений, он использует свои
глаза, внимательно следя за всеми пара-сообщениями, предъявляемыми
положением тела пациента и его жестами, он пользуется слухом, проникновенно
прислушиваясь к тону голоса, обращая внимание на темп речи и предикаты,
отражающее ведущую репрезентативную систему -- все это для того, чтобы
убедиться, что пациент, когда он выражает сначала одну, а затем другую из
своих полярностей, полностью конгруэнтен в своем общении. И ничто, насколько
мы разбираемся в этом деле, не может заменить психотерапевту ясности
слухового и зрительного восприятия и чуткости тела. которыми он пользуется
для проверки пациента на конгруэнтность коммуникативного поведения. Работая
на семинарах по подготовке психотерапевтов, мы обнаружили, что для оценки
результатов фазы 2 над инконгруэнтностью весьма эффективны две очень
конкретные операции контрольной проверки. Можно считать, что
инконгруэнтности пациента адекватно рассортированы и можно начинать их
интеграцию, если соблюдаются все три следующие условия:
1 -- каждая из полярностей устойчиво связана с репрезентативной
системой, отличающейся от репрезентативной системы другой полярности.
2 -- каждая из полярностей устойчиво связана с Сейтер-категорией,
отличающейся от Сейтер-категории другой полярности.
3 -- репрезентативная система и Сейтер-категория каждой полярности
сочетаются друг с другом, как указано ниже:
репрезентативная система Сейтер-категория
визуальная 2 кинестетическая 1 аудиальная 3
Когда эти все условия соблюдены, психотерапевт переходит к интеграции
полярностей -- третьей фазе работы над инконгруэнтностью.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ИНКОНГРУЭНТНОСТЕЙ НА ЧАСТИ (больше двух)
Насколько нам известно, существует только одна техника рассортировки
инконгруэнтностей, предъявленных пациентом, на части, число которых больше
двух. Это "дружеская встреча частей" -- техника Вирджинии Сейтер. Мы
применяем ее в своей работе и считаем, что это отличный и эффективный метод.
В "дружеской встрече" частей в полной мере применяется техника
психодрамы. Обращаясь к технике проекции (состоящей в том, чтобы, например,
отобрать имена ряда известных людей, не важно, действительно существующих
или существовавших или вымышленных, к которым пациент испытывает особо яркие
чувства притяжения или отвращения, а затем наделить каждого прилагательным,
которое наилучшим способом описывает его с точки зрения пациента),
психотерапевт может помочь пациенту отобрать из группы несколько человек в
качестве исполнителей каждой из выделенных частей и проинструктировать их.
После этого члены группы взаимодействуют между собой в контексте дружеской
встречи или приема и т.п., причем каждый из них выступает как бы только в
одном измерении, как, например, если кто-нибудь из членов группы,
участвующих в "дружеской встрече", взялся бы сыграть роль,
охарактеризованную как "гневный", то этот человек (после того, как пациент
проинструктировал его относительно конкретных способов выражения гнева)
будет выдавать гневное сообщение через каждый выходной канал в
каждом пара-сообщении, в каждом контакте с другими частями. Пациент
обычно находится в том месте, чтобы видеть и слышать все, что совершает
каждая из его частей. Как правило, пациент видит и слышит такие действия,
совершаемые своими частями, которые до сих пор происходили с ним только в
воображении, в то же время он наблюдает поведение, которое случалось у него,
когда он имел дело с другими на людях. Обычно, после того, как пациент
идентифицировал (сделал своими собственными) все свои части, во
взаимодействии частей происходит определенный, мобилизирующий их всех
кризис. В итоге кризиса некоторые из частей преобразуются в другие,
связанные с ними способности и ресурсы, а все они вместе научатся
сотрудничать друг с другом. Заключительный этап "дружеской встречи" частей
состоит в том, что пациент принимает каждую из своих частей в качестве
некоторого ресурса -- это фаза интеграции.
Помогая пациенту идентифицировать с помощью техники проекции части или
ресурсы, которыми он располагает, мы обнаружили, что желательно, чтобы
пациент подобрал равное число мужских и женских хорошо известных персонажей.
Обычно мы называем пациенту много персонажей, число которых вдвое меньше
числа персонажей, с которыми мы предлагаем работать. После того, как пациент
подберет прилагательные для выбранных лиц, мы обращаемся к нему с просьбой
назвать нам прилагательное, значение которого прямо противоположно значению
выбранного прилагательного, и так с каждым прилагательным, последовательна
одно за другим. Фактически, он подыскивает прилагательные, описывающие такую
часть самого себя, которая в модели его мира максимальна инконгруэнтна с уже
описанной частью. С помощью такого подхода мы одновременно идентифицируем
так называемые хорошие и плохие части, так и уравновешиваем их по отношению
к модели мира пациента. Это соответствует фазе 1 работы с полярностями,
описанной нами выше. Та часть "дружеской встречи", частей, в которой пациент
с помощью психотерапевта инструктирует каждого из будущих исполнителей
частей, в наибольшей степени связана со второй фазой работы с полярностями,
также описанной выше. Тут мы обычно просим человека проинструктировать
человека, исполняющего какую-либо конкретную часть, например, гнев, стать в
этот момент гневным. С помощью техник, направленной фантазии или
инсценизации (см. Структура магии I. гл.6) мы помогаем пациенту в буквальном
смысле этого слова четко показать тому, кто будет играть гневную часть,
каким образом ее следует играть. В то время, как пациент показывает
исполнителю, как быть гневным, мы применяем свое умение выявлять
инконгруэнтные пара-сообщения, стремясь помочь пациенту добиться
максимальной конгруэнтности в выражении гнева. В данном случае применяются
техники, используемые при обучении пациента максимальной конгруэнтности
общения, например, принятие на себя роли режиссера, проверку употребления
предикатов, характеризующих репрезентативную систему на непротиворечивость,
и т.д. После того, как пациент конгруэнтно выразил свою гневную часть, мы
просим исполнителя этой части скопировать все пара-сообщения -- положение
тела, движения, тон голоса. Теперь пусть сам пациент выступает в роли
режиссера. Его задача состоит в том, чтобы придать исполнителю гневной части
нужное положение тела, движения, тон голоса и т.д., которые в его восприятии
наиболее конгруэнтно выражают его гневную часть.
После того, как первый набор прилагательных распределен между людьми, а
они получили инструкции от пациента о том, как конкретно следует исполнять
эти части, мы, как уже говорилось, просим пациента узнать, назвать для
каждого из них прилагательных первой группы прилагательное, представляющее
собой противоположность. После этого мы опять просим пациента выбрать для
использования этой части кого-либо из членов группы. Здесь хорошие
результаты дает такой прием. В то время, как пациент начинает давать
указания людям, каждый из которых будет играть каждую из полярных
противоположностей, человек, исполняющий исходное прилагательное, выходит
вперед и начинает взаимодействовать с пациентом. В результате (независимо от
того, понял пациент этот маневр или нет) пациент быстро становится
максимально конгруэнтен в выражении полярной противоположности и становится
отличной моделью для исполнителя этого прилагательного. Психотерапевт может
и сам сыграть полярное прилагательное, не привлекая для этого исполнителя
данного прилагательного. С началом встречи пациент с помощью психотерапевта
начинает работать над тем, чтобы исполнители максимально конгруэнтно
исполняли назначенную роль.
Принципы, сформулированные нами для работы с полярностями, работают и в
случае "встречи частей". Стратегия психотерапевта состоит в том, чтобы
помочь пациенту рассортировать его инконгруэнтности на несколько частей.
Некоторые из этих частей полярно противоположны друг другу, что поможет
психотерапевту четко проверить, хорошо ли рассортированы полярности.
Проверить, например, что две полярные противоположности не используются
одной и той же репрезентативной системой. Основная задача психотерапевта в
этой работе состоит в том, чтобы рассортировать противоречивые и
симультанно-инконгруэнтно выраженные модели мира на части, каждая из которых
конгруэнтна. Это готовит основу фазы 3 -- Фазы интеграции, в которой пациент
может использовать эти инконгруэнтности в качестве ресурсов, способных
помочь ему отыскать свой путь в мире и обеспечить дальнейший рост. В этом
процессе психотерапевт помогает пациенту трансформировать противоречивые
части самого себя -- части, являющиеся в прошлом источником боли и
страдания, неудовлетворенности, части, которые своим противоборством мешали
ему получить то, к чему он так стремился -- ресурсы, которые теперь он может
употреблять на то, чтобы создать себе насыщенную, гармонизированную, полную
волнений жизнь, превратив страдание в основу для роста.
ФАЗА 3: Интеграция инконгруэнтностей пациента
После того, как с помощью психотерапевта пациент рассортировал свои
полярности, начинается фаза интеграции. Теперь глобальная стратегия
психотерапевта состоит в том, чтобы помочь пациенту скоординировать свои
полярности таким образом, чтобы они стали ресурсами пациента, а не
источником его боли и неудовлетворенности. Иначе сформулировать эту
глобальную стратегию можно, так, что психотерапевт в своей работе с
пациентом стремится помочь последнему занять мета-позицию по отношению к
своим полярностям (или частям, если работа ведется с большим, чем два,
числом частей пациента). Считается, что индивид занял по отношению к своим
полярностям (частям) мета-позицию, когда он располагает выбором по отношению
к своему поведению (неважно, осознанный это выбор или нет), то есть он
способен выбирать: вести ли себя способом, характерным для одной из
полярностей (частей) или для другой, причем поведение в обеих полярностях
мягкое и уравновешенное, ни одна из полярностей не прерывает другую, причем
обе полярности пациент выражает в уместных обстоятельствах и конгруэнтно.
Интеграционную фазу работы с инконгруэнтностью мы делим на две части --
контакт и интеграцию.
Контакт между полярностями
До настоящего момента работа с инконгруэнтностью у психотерапевта и
пациента была направлена на то, чтобы преобразовать набор симультанных
инконгруэнтных пара-сообщений в последовательность конгруэнтных полярностей
(частей), предъявляемых секвенциально. Теперь эти полярности четко
отграничены друг от друга -- они связаны с двумя различными
репрезентативными системами.
Вне зависимости от того, какой из названных вариантов психотерапевт
выбирает а данный момент времени, он начинает с того, что с особым вниманием
относится как к своему собственному употреблению предикатов, так и к
употреблению предикатов пациента. Если, например, психотерапевт решил начать
работу над достижением контакта в случае полярности "визуальный бламер"
(категория по В. Сейтер 2) с развития способности пациента репрезентировать
свой опыт кинестетически -- вступить в соприкосновение со своими чувствами и
ощущениями -- он намеренно переходит от употребляемых им предикатов, таких
как, например "видеть", "следить", "ясный", которые предполагают визуальную
репрезентативную систему, к таким предикатам, как "чувствовать", "ощущать",
"чувствительный", "восприимчивый", предполагающим кинестетическую
репрезентативную систему. Кроме того, психотерапевт внимательно выслушивает
ответы пациента на свои вопросы, стремясь определить, перешел ли пациент в
своем употреблении на предикаты, согласующиеся с его предикатами. Ниже мы
даем два примера того, как психотерапевт осуществляет выбор, касающийся
репрезентативных систем, и начинает процесс создания контакта между
полярностями.
Пример 1
Психотерапевт рассортировал инконгруэнтности пациента на две
полярности, применяя с этой целью методику простых стульев по Перлсу. Одна
из полярностей пациента -- бламер, визуальная полярность, а другая --
плакатер, кинестетическая полярность. Пациентка, женщина по имени Беатрис,
занимает стул визуальной полярности бламера и конгруэнтно выражает свой
гнев.
Психотерапевт:...Да, и скажите ей точно, что вы видите, глядя на нее,
когда она сидит там и плачет.
Беатрис: Да-а-а, я понимаю...Я внимательно слежу за собой... все время
ты шляешься где-нибудь и плачешь от жалости к самой себе. А в глазах у тебя
столько воды, где тебе видеть, что ты делаешь.
Психотерапевт: А теперь, Беатрис, пересядем на другой стул (положение
тела и место пациентки меняется).
Беатрис: (переходит на другой стул, положение тела, жесты и тон голоса
у нее сдвигаются в сторону пара-сообщений, образующих конгруэнтного
плакатера): О-о-о, (тихо плачет)...мне так плохо...у меня так ноет в
желудке, я хочу только, чтобы меня оставили в покое (продолжает плакать).
Психотерапевт: (отметив про себя, что Беатрис выражает каждую
полярность конгруэнтно, что полярности рассортированы таким образом, что
репрезентативные системы и Сейтер-категории не налагаются друг на друга, он
решает использовать репрезентативную систему, отсутствующую у каждой из
полярностей для того, чтобы помочь полярностям вступить в контакт, а именно
-- аудиальную систему). Беатрис, вы слышали, что она (указывает на стул
бламера, визуальной полярности, который в данный момент пуст) сказала вам?
Беатрис: Что..? Что она сказала? (глядя на стул). Да, я полагаю...
Психотерапевт: Скажите мне, что она сказала?
Беатрис: О-о-о...Я не уверена. Я думаю, что не слышала ее.
Психотерапевт: Ну, что же, Беатрис, тогда спросите ее, что она вам
сказала. Обратитесь к ней по имени.
Беатрис: Беатрис, что вы мне сказали?
Психотерапевт: Пересели! (Беатрис пересаживается на другой стул, причем
положение ее тела и остальные выходные каналы смещаются в полярность
бламера). Отвечай же, Беатрис!
Беатрис: Отвечать? На что отвечать?
Психотерапевт: Вы слышали, что она вам сказала?
Беатрис: Нет, но она всегда...
Психотерапевт: (перебивая Беатрис) Спросите ее, что она сказала.
Беатрис: Так, что ты... (перебивая себя) А-а-а помню.
Психотерапевт: Что?
Беатрис: Она спросила меня, что я сказала ей.
Психотерапевт: Отвечайте же.
Беатрис: Ты все время плачешь и жалеешь себя.
Психотерапевт: Поменяли стул, Беатрис (Беатрис пересаживается). Теперь
вы слышали, что она сказала?
Беатрис: Да, она сказала, что я все время только плачу и жалею себя.
Психотерапевт: Да, а теперь ответьте ей.
Психотерапевт продолжает работать с Беатрис, убеждаясь каждый раз,
когда она переходит с одного стула на другой, что она точно услышала то, что
ей сказала другая полярность, и только после этого разрешал ей отвечать.
Таким образом, обе полярности начинают вступать в контакт друг с другом,
рассказывая друг другу о своих нуждах и потребностях, учатся общаться и
сотрудничать друг с другом, становятся подлинными ресурсами для Беатрис, а
не источником боли и неудовлетворенности жизнью.
Пример 2
Марк, молодой человек, примерно 25 лет, участник работы одной из наших
психотерапевтических групп, работал с одним из наших психотерапевтов над
сортировкой своих инконгруэнтностей на кинестетическую полярность плакатера
и визуальную полярность -- бламера. Чтобы полярности могли вступать в
контакт друг с другом, психотерапевт решает дать в распоряжение каждой
полярности репрезентативную систему противоположной полярности.
Марк: (в кинестетической позиции плакатера) Я так хочу чувствовать себя