<< Пред.           стр. 8 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу

 Другими словами, теперь в качестве руководства применяются пара-сообщения
 группы 1. Цель же при этом остается прежней -- добиться конгруэнтности всех
 прочих пара-сообщений пациента с упомянутыми паpa-сообщениями группы А. В
 данном случае он стремится к тому, чтобы вторая полярность также была
 выражена полно и конгруэнтно. Как правило, психотерапевту приходится
 неоднократно пересаживать пациента с одного стула на другой {то есть из
 одной полярности в другую). Прежде чем пациент научится выражать себя
 конгруэнтно в обоих положениях.
  Чего, собственно, достигает психотерапевт и пациент, когда пациент
 научается выражать себя конгруэнтно в каждой полярности? Один из возможных
 ответов на этот вопрос, полезность которого доказана во время семинаров по
 подготовке психотерапевтов, состоит в утверждении, что пациент перешел от
 выражения симультанной инконгруэнтности к выражению секвенциальной
 инконгруэнтности. В начале сеанса пациент был зажат и чувствовал
 замешательство. Его коммуникация была инконгруэнтна, он одновременно выражал
 не согласующиеся между собой части самого себя. Теперь пациент может
 выражать себя конгруэнтно в любой момент времени, в любой временной точке.
 Хотя он по-прежнему инконгруэнтен, если во внимание принять некоторый период
 времени. Таким образом, вместо ситуации симультанной (то есть одновременной)
 ин конгруэнтности мы имеем ситуацию секвенциальной инконгруэнтности, или,
 другими словами -- чередование полярностей. Достижением этой цели
 завершается вторая фаза работы над инконгруэнтностью. Описывая работу
 психотерапевта по сортировке инконгруэнтностей на полярности, мы пока лишь
 утверждали, не доказывали, что он работает с пациентом, помогая ему общаться
 конгруэнтно в каждой полярности, помогая ему совершенствовать выражение в
 каждой полярности последовательно, одна за другой.
  Ниже мы даем описание ряда эксплицитных техник, с помощью которых
 психотерапевт способен помочь пациенту перейти от симультанной
 инконгруэнтности к чередованию полярностей. Мы рассмотрим три конкретных
 проблемы, постоянно возникающие в связи с сортировкой инконгруэнтностей на
 полярности:
  I. Каким образом рассортировать инконгруэнтности по полярностям --
 какие именно техники эффективны в качестве средства для перехода от набора
 инконгруэнтных пара-сообщений к полярностям;
  2. Как помочь пациенту полностью выразить каждую ? полярность;
  3. Каким образом конкретно можно определить, что отсортированные
 полярности готовы для интеграции.
  Пространственная сортировка
  В вышеописанном примере применялась техника, ставшая популярной
 благодаря покойному Фрицу Перлсу ;-- техника "пустых стульев". В описанном
 примере психотерапевт использовал два стула в качестве мест, которые у
 пациента могут ассоциироваться с каждой из полярностей. Эта методика "пустых
 стульев" -- всего лишь один из потенциально бесконечного множества способов
 сортировки инконгруэнтностей на полярности, основываясь на пространственной
 сортировке (сортировка в пространстве). Каждый из вас, обратившись к
 собственному воображению, может придумать ту или иную вариацию на тему
 техники "пустых стульев". В основе ее лежит принцип:
  стремясь помочь пациенту рассортировать пара-сообщения на полярности,
 следует применять разные пространственные положения, каждое из которых
 привязано к той или иной полярности -- на два раздельных рисунка на ковре,
 две разные стороны в дверном проеме и т.д. Здесь гордится любое решение.
 Наиболее полезным в этой технике является то, что она помогает как
 психотерапевту, так и пациенту знать, где, в каком месте находится каждая
 пара-сообщение. Отметим также, что пространственная сортировка всегда
 активно вовлекает кинестетическую систему пациента, поскольку пациент должен
 физически перемещаться из одного пространственного положения в другое. Это
 действительное кинестетическое изменение ( в особенности, когда оно
 сопровождается советом психотерапевта оставить при переходе в другое
 положение все чувства и мысли (одной полярности) выраженные в данном
 пространственном положении), конгруэнтно изменению, которому пациент учится,
 поскольку оно позволяет сначала выразить одну полярность, а затем -- другую,
 причем в интервале между полярностями инконгруэнтные пара-сообщения
 отсутствуют.
 
  Сортировка посредством фантазирования
  Второй полезный способ, с помощью которого инконгруэнтности можно
 организовать в полярности -- это сортировка посредством фантазирования.
 Особенно эффективен этот способ с пациентами, у которых ведущей
 репрезентативной системой является визуальная система. Обратимся еще раз к
 просмотренному примеру. Предположим, что, обнаружив группировки
 пара-сообщений, психотерапевт решает использовать в качестве руководства
 группу 2: он дает пациенту указание закрыть глаза и визуально представить
 себя стоящим на одном колене с вытянутыми вперед руками ладонями вверх.
 После того, как пациент подаст знак, что сформулировал устойчивый ясный
 сфокусированный образ самого себя, психотерапевт начинает добавлять другие
 пара-сообщения, но в той же самой репрезентативной системе (визуальной), а
 затем и в других репрезентативных системах -- пара-сообщения, конгруэнтные
 пара-сообщения группы 2, уже включенным в образ. Терапевт может, например,
 сказать:
  Наблюдая за тем, как движутся ваши губы, услышьте слова: "Я делаю для
 нее все, что могу, я так люблю ее".
  Затем пациент сообщает терапевту обо всем образе в целом, а
 психотерапевт проверяет его коммуникацию на наличие инконгруэнтных
 сообщений. Добившись конгруэнтности данного образа, психотерапевт начинает
 работать с пациентом над второй зрительной фантазией. На этот раз -- это
 конгруэнтный образ противоположной полярности, который основан на
 пара-сообщениях, включенных в группу 1. Обычно психотерапевту приходится
 несколько раз предлагать пациенту переключаться с одного образа на другой,
 до тех пор, пока каждый из них не станет конгруэнтным. Этот способ
 сортировки дает пациенту доступ к визуальным и аудиальным репрезентациям
 полярностей, которые при пространственной сортировке оказываются
 недостаточными, достижимыми 8).
  Психодраматическая сортировка
  Третья техника, дающая хорошие результаты при сортировке, -- это так
 называемая психодраматическая сортировка. В этом случае пациент по указаниям
 психотерапевта выбирает из группы двух человек для исполнения
  собственных полярностей. С помощью психотерапевта пациент инструктирует
 сначала одного, а затем другого, подготавливая их для исполнения своих
 полярностей. Психотерапевт может, например, добиваться, чтобы один из членов
 группы взял на себя все сообщения группы 2, а другой -- все сообщения из
 группы 1. Затем пациент и психотерапевт работают с каждым из отобранных
 членов группы, добиваясь от каждого из них полностью выраженной конгруэнтной
 полярности. Этот способ сортировки позволяет пациенту испытать собственные
 полярности как визуально, так и аудиально. В процессе инструктажа членов
 группы с целью правильного исполнения полярностей (то есть, чтобы их
 исполнение согласовывалось с моделью пациента) психотерапевт предлагает
 пациенту изобразить сначала одну, а затем -- другую полярность. В результате
 этого у пациента появляется возможность испытать собственные полярности
 кинестетически, а кроме того, обеспечить правильное исполнение полярностей
 членам его группы. Техника психодраматической сортировки -- это отличное
 средство подготовки, помогающее психотерапевту обнаруживать,
 рассортировывать и воспроизводить пара-сообщения, предъявленные пациентом.
  Сортировка по репрезентативным системам
  Четвертая чрезвычайно сильная техника, помогающая пациенту
 рассортировать свои инконгруэнтности на полярности -- это сортировка по
 репрезентативным системам. Один из наиболее распространенных способов, при-.
 меняемых людьми, чтобы сохранить у себя противоречивые модели мира, которые
 лежат в основе инконгруэнтностей, а следовательно, и полярностей, состоит в
 том, что противоречивые части их моделей (или модели) представлены в
 различных репрезентативных системах. Этот принцип может эффективно
 применяться в сортировочной фазе работы над инконгруэнтностями пациентов.
 Например, психотерапевт может предложить пациенту занять один из пустых
 стульев и, применяя в качестве отправной точки пара-сообщения группы 2,
 обратиться к нему с просьбой рассказать о всех чувствах (внутренних телесных
 физических ощущениях -- кинестетическая репрезентативная система),
 касающихся его жены. Особое внимание в данном случае психотерапевт уделяет
 применяемым предикатам, предлагая пациенту применять для описания своих
 чувств кинестетические предикаты. После того, как пациент закончил описание
 своих чувств, терапевт предлагает ему пересесть в другой стул и рассказать
 об образах и зрительных восприятиях, связанных с его опытом общения с женой.
 Тут пациент по просьбе терапевта должен стараться обходиться в своем
 рассказе визуальными предикатами. Один из конкретных способов применения
 этой техники состоит в том, чтобы связать ее с инсценизацией недавнего
 неудовлетворительного опыта, связанного с женой. Пациент рассказывает о всех
 физических ощущениях, испытанных им. Затем он рассказывает о всех образах:
 сообщает визуальную информацию относительно данного опыта. В ходе наших
 семинаров мы поощряем применение этой техники вместе с техникой, описываемой
 ниже -- техникой сортировки по Сейтер категориям -- так как это дает
 результаты, поразительные по своей эффективности.
  Сортировка по категориям Вирджинии Сейтер
  Применяя технику сортировки по категории В.Сейтер, психотерапевт
 просто-напросто распределяет имеющиеся пара-сообщения по трем категориям, к
 которым они принадлежат:
  Группа I Группа 2
  Левая рука с прямым
  указательным пальцем
  Грубый пронзительный голос
  Стремительный темп речи
  Категория 2 по Сейтер-Бламер (обвинительство)
 
  Правая рука раскрытой ладонью вверх лежит на колене
  Слова: "Я делаю все, что могу, чтобы помочь ей, я так люблю ее".
  Категория 1 по Сейтер-Плакатер (задабривание)
  Одновременное применение двух этих техник сортировки во всех случаях
 обеспечивает сортировку инконгруэнтностей на полярности, создавая основу для
 глубокой интеграции я роста пациента. Мы много раз замечали для себя
 определенные паттерны соответствий между репрезентативными системами
 пациентов и их принадлежностью к той или иной категории В.Сейтер. С точки
 зрения частотности и эффективности они распределяются следующим образом:
  Визуальная Визуальная Аудиальная Кин естетическая
  Полярность и по репрезентативным системам Кинестетическая
  Аудиальная Честное слово, не знаю как тут
  Кинестетическая точно расположить
  Кинестетическая
  Бламер 2 Бламер 2 Компьютер 3 Плакатер 1
  Полярности по категориям В.Сейтер Плакатер 1
  Компьютер 3 Плакатер 1 Плакатер 1
  Взаимодействие этих двух принципов в значительной мере обусловливает
 действенность комбинированного применения двух описанных техник. Наиболее
 полезным выводом из имеющегося у нас опыта является тот, что следующие
 категории Сейтер постоянно встречаются в сочетании со следующими
 репрезентативными системами.
  Репрезентативная система
  Кинестетическая
  Визуальная
  Аудиальная
  Сейтер-категория
  Плакатер 1 Бламер 2 Компьютер 3
 
  Зная об этих соответствиях, психотерапевты получают в свое распоряжение
 чрезвычайно мощный организующий принцип, который помогает им рассортировать
 инконгруэнтности на полярности. Любому пациенту, который в своих жестах,
 позах и синтаксисе предстает как представитель Сейтер-категории 1 --
 плакатер (например, группа II), психотерапевт может рекомендовать
 употребление кинестетических предикатов; в случае же, когда поза, жесты и
 т.д. образуют полярность, соответствующую Сейтер-категории 2, психотерапевт
 наиболее эффективно поможет пациенту на этой фазе сортировки, если
 порекомендует употреблять предикаты, связанные со зрительной
 репрезентативной системой. Из опыта известно, что наиболее часто
 встречающейся комбинацией омывается такое расщепление полярностей, при
 которой одна полярность -- это Сейтер-категория 1 (плакатер) с
 кинестетической репрезентативной системой, а вторая полярность -- это
 Сейтер-категория 2 (бламер) с визуальной репрезентативной системой. Имеется
 достаточно сведений, особенно нейро-физиологического порядка, которые
 указывают на то, что если кинестетическая репрезентативная система
 представлена в обоих полушариях головного мозга, то две остальные
 репрезентативные системы -- визуальная и аудиальная -- являются
 специальностью одного какого-то полушария. Конкретно говоря, языковая часть
 аудиальной репрезентативной системы локализована в так называемом
 доминантном полушарии головного мозга, а визуальная репрезентативная система
 в недоминантном полушарии 10).
  Каждое из расщеплений полярностей по репрезентативным системам,
 обнаружившие свою полезность в психотерапевтической практике, подтверждает
 наш вывод о том, что инконгруэнтности чрезвычайно эффективно можно
 рассортировать на полярности, репрезентативные системы которых расположены в
 разных полушариях головного мозга. Это помогает нам понять чрезвычайную
 эффективность подхода, в котором сортировка по репрезентативным системам
 сочетается с сортировкой по категориям В.Сейтер.
  Мы описали пять техник общего характера, которые психотерапевт может
 применять, чтобы помочь пациенту рассортировать полярности. Три первых --
 пространственная сортировка, сортировка фантазированием и психодраматическая
 сортировка -- легко могут сочетаться с двумя последними -- сортировка по
 репрезентативным системам и сортировка по категориям Сейтер. Например,
 применяя технику пространственной сортировки, психотерапевт может обращаться
 к принципам сортировки по репрезентативным системам и по категориям Сейтер.
 Психотерапевт должен внимательно следить, используя свой слух и зрение, за
 тем, чтобы пространственно рассортированные полярности были связаны с
 различными репрезентативными системами и категориями Сейтер. Кроме того, три
 первых техники также могут сочетаться одна с другой. Например, в описании
 примеров применения техники сортировки с помощью фантазирования мы отмечали,
 что ее преимущество заключается в том, что она позволяет предъявлять
 пациенту визуальные и аудиальные репрезентации его полярностей, так как это
 невозможно в случае пространственной сортировки. Отметим, однако, что,
 применяя метод пространственной сортировки, в которой применяются два стула,
 психотерапевт, предлагая пациенту пересесть с одного стула на другой, обычно
 предлагает ему также проигрывать собственную полярность с помощью
 фантазирования средствами визуальной и аудиальной репрезентативных систем.
 Так что преимущества обеих методик естественным образом сочетаются между
 собой. Фактически, это стандартная процедура, активно применяемая нами на
 наших семинарах. Мы бы хотели подчеркнуть, что описанные нами примеры
 рассматривались нами в качестве первоначального руководства к действию, и мы
 рекомендуем вам, чтобы вы относились к нам только как к руководству. С их
 помощью мы демонстрировали принцип, суть которого состоит в преобразовании
 одновременных инконгруэнтностей в полярности, каждая из которых в своем
 выражении конгруэнтна. Мы хотели бы подтолкнуть вас к созданию новых живых и
 оригинальных способов помощи пациентам во второй фазе работы -- в ФАЗЕ
 превращения инконгруэнтностей в ресурсы непрекращающегося роста пациента в
 качестве живых людей.
  ВЫРАЖЕНИЕ ПОЛЯРНОСТЕЙ
  Обратимся к рассмотрению конкретных способов помощи пациентам в
 совершенном выражении каждой из полярностей. В связи с разбором примера уже
 говорилось, что один из эффективных способов достичь этой цели заключается в
 том, что психотерапевт действует подобно режиссеру в театре или кино.
 Исполняя эту роль, он применяет свои способности обнаруживать
 инконгруэнтности и умение обучать пациента, стремящегося к конгруэнтному
 самовыражению. Добиваясь своей цели, психотерапевт требует от пациента,
 чтобы тот представил ему каждую из своих полярностей совершенно конгруэнтно.
 Нередко психотерапевт сам демонстрирует конгруэнтное представление
 полярности, которого он добивается от пациента, являясь, таким образом,
 моделью для пациента. Наряду с этим подходом, скопированным с режиссера кино
 или театра, имеются целый ряд других способов достижения поставленной цели.
  Один из способов помочь пациенту полностью выразить каждую из своих
 полярностей предполагает обращение к техникам Метамодели, описанным в
 "СТРУКТУРЕ МАГИИ I". Согласно этим техникам, психотерапевт обращает внимание
 на форму языковой репрезентации пациента, требуя от него восстановления всех
 опущений (частей предложения, которые оказались опущенными) и конкретизации
 глагола (чтобы описание процессов позволяли бы как пациенту, так и
 психотерапевту восстановить связь языковой репрезентации пациента с его
 опытом). Затем психотерапевт использует остальные различения Метамодели, что
 представляет в его распоряжение метод достижения завершенности каждой из
 полярностей пациента.
  Согласно нашему опыту одна из трудностей при оказании помощи пациентам
 в полном выражении каждого из наборов пара-сообщений в качестве конгруэнтных
 полярностей состоит в том, что часто пациент способен в совершенстве
 выразить одну из своих полярностей (ту, которая у него выражена более
 полно), но испытывает значительные трудности, когда пытается полностью
 развить другую полярность, выраженную у него в меньшей степени. В этом
 случае можно применить обходной маневр, неоднократно доказавший свою
 эффективность при обучении пациента полному выражению более слабых
 полярностей.
  Мы называем этот прием "проигрыванием полярностей". Имеется два
 варианта этого приема: первый вариант -- это когда психотерапевт дает
 пациенту четкие указания продолжать исполнять более полно выраженную
 полярность; фактически, психотерапевт требует от пациента, чтобы тот
 исполнял эту полярность в настолько преувеличенной форме
 гиперболизированной, насколько психотерапевту позволяет его смелость и
 изобретательность, когда он помогает пациенту в ее создании. Этот ход со
 стороны психотерапевта с неизбежностью приводит к ряду положительных
 результатов. Во-первых, психотерапевт полностью принимает поведение пациента
 и использует его. Фактически, он рекомендует пациенту продолжать делать то,
 что он и без того уже делает. Отметим, что пациент здесь оказывается в
 положении, где он может выбрать одну из двух возможностей:
  (А) -- Согласиться с указаниями психотерапевта и начать исполнять то,
 что он уже делает, в гиперболизированной форме.
  (Б) -- Не согласиться с указаниями психотерапевта исполнять то, что он
 уже делает в гиперболизированной форме.
  Если пациент выбирает вариант (А), указание психотерапевта
 воспринимается им в качестве законного. Обычно проблема, возникающая в
 данной ситуации, анализируется как проблема контроля. Эта тема подробно и
 развернуто рассмотрена в работах Хейли (см. например, его книгу "Стратегия
 психотерапии"). Обычно, когда методика проигрывания полярностей только
 вводилась в ходе наших Семинаров, особую озабоченность участников семинара
 вызывало то, что эта методика воспринимается ими в качестве особой техники
 манипулирования. На наш взгляд, здесь речь идет, в первую очередь не о
 контроле. Мы считаем, что этот прием представляет собой такое использование
 ограничений модели пациента, которое помогает пациенту выразить ранее
 подавляемые части самого себя и принять их. Утверждать же, что проблема
 здесь сводится к контролю, -- значит соглашаться с такой моделью мира,
 согласно которой один человек может контролировать, посредством
 манипулирования, другого человека.

<< Пред.           стр. 8 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу