<< Пред.           стр. 7 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу

  СЛУЧАЙ II - МЕТА-ВОПРОС
  Другая широко распространенная ситуация, которую с пользой можно
 применять, чтобы помочь людям научиться замечать сдвиги или различия в
 коммуникации пациента, связана с так называемыми мета-вопросами. Рассмотрим
 следующий пример:
  Пациент: Я так неудовлетворен своей работой. Психотерапевт: Да, и что
 вы чувствуете по поводу своего чувства неудовлетворенности своей работой?
  Пациент: Я чувствую опасения по поводу своего чувства
 неудовлетворенности работой.
  Этот вопрос очень активно применяется Вирджинией Сейтер в ее
 динамической терапии. Она считает, что этот вопрос -- отличный способ
 исследовать самооценку пациента (чувства пациента относительно своих
 собственных чувств), то есть ту часть пациента, которая тесно связана с его
 способностью действовать в трудных ситуациях и справляться с ними (см.
 "Структуру магии I", глава 6, в которой этот вопрос рассмотрен подробнее). В
 процессе такого обмена репликами происходит радикальный переход
 пара-сообщений пациента в каждом из выходных каналов от первого утверждения,
 касающихся его чувств, к ответу на мета-вопрос психотерапевта о чувствах,
 испытываемых пациентом по отношению к его собственным чувствам, т.е. переход
 на следующий логический уровень. Мы вернемся к этому примеру при обсуждении
 интеграции, чтобы показать существующие эффективные способы, с помощью
 которых психотерапевт может справиться с различными частями пациента,
 представленными (в данный момент развития процесса) .как различные
 логические типы, один из которых занимает мета-позицию по отношению к
 другому.
 
  СЛУЧАЙ III
  Анатомическая основа инконгруэнтности
  Исследования, проведенные в последнее время, показали, что у большей
 части праворуких субъектов языковая функция локализована в левом полушарии
 головного мозга. Эта асимметрия представляет собой, по-видимому, наиболее
 широко признанный факт относительно различий, существующих, судя по
 заявлениям различных специалистов, между двумя полушариями головного мозга
 человека. Наиболее впечатляющие данные, касающиеся возможности независимого
 действия каждого полушария, получены в результате исследований, проведенных
 над людьми, у которых хирургически была нарушена связь между двумя
 полушариями. Ряд медиков убеждены, что в результате подобной операции у
 человека появляется два независимых, слабо связанных между собой сознания.
 Гадзаннига в своей книге пишет: "...в других случаях, когда воля и намерение
 одного полушария (обычно это было левое полушарие) могли возобладать над
 всей двигательно-моторной системой, антагонистическое поведение между двумя
 половинами тела удерживались на минимальном уровне.. Пациент 1, однако,
 часто обнаруживал, что в то время, как одна его рука тянула штаны вверх,
 другая пыталась спустить их вниз. Однажды он схватил жену левой рукой и
 начал ее с силой трясти, одновременно пытаясь правой рукой помочь ей
 справиться с воинствующей левой рукой." (Gazzaniga, oo- eit, o.o. 106-107).
  Мы заметили, что билатеральность характерна для большинства
 инконгруэнтностей наших пациентов; слова, произносимые пациентом,
 конгруэнтны пара-сообщениям, выражаемым правой половиной тела пациента,
 напротив, левая половина (если пациент праворукий) выдает набор
 пара-сообщений, инконгруэнтных как по. отношению к вербальному
 пара-сообщению, так и к сообщениям противоположной (правой) половины тела.
 Например, довольно часто встречается инконгруэнтность, которую мы называем
 "удавленником": слова пациента и сообщения правой стороны тела конгруэнтны,
 между тем, как левая рука пациента сжимает горло пациента, препятствуя
 свободному прохождению воздуха через него. Внимательно присматриваясь к
 пара-сообщениям, передаваемым словами и правой половиной тела пациента и
 сравнивая их с пара-сообщениями левой половины тела, психотерапевт получает
 возможность постоянно тренироваться в своих умениях обнаруживать
 инконгруэнтности (6).
  Завершая наше описание фазы 1, связанной с идентификацией
 инконгруэнтности пациента, предлагаем вам серию упражнений. Эти упражнения
 помогут вам развить способность замечать инкопгруэнтности в коммуникации,
 что является важной компонентой квалификации психотерапевта.
  УПРАЖНЕНИЯ
  Развитие способностей замечать инконгруэнтности
  Визуально
  При пробуждении по утрам на вас буквально обрушивается поток зрительной
 информации. Большая часть этой информации не имеет отношения к людям. Это
 упражнение должно помочь вам в развитии способности к визуальной
 идентификации инконгруэнтных пара-сообщений. В начале каждого дня перед
 выходом из дома позаботьтесь о том, чтобы обеспечить себе в течение дня
 тридцатиминутный период, когда вы могли бы потренироваться в развитии
 способности к идентификации инконгруэнтных сообщений, воспринимаемых
 зрением. Выберите конкретное время и место -- место должно давать вам
 возможность наблюдать за разговаривающими между собой людьми и при этом
 самому не участвовать в разговоре. Наблюдать предпочтительно на расстоянии
 от полутора до шести метров. Для этих целей хорошо подходят такие места, как
 кафе, рестораны, аэропорт или парк.
  Этап 1. Прибыв на выбранное место, отыщите удобное место, выньте
 записную книжку в глубоко вдохните. Выберите человека для наблюдения и
 наблюдайте его с полным вниманием в течение 10 минут. Не обращайте внимания
 на звуки, особенно звуки, исходящие от человека, за которым вы наблюдаете. В
 записной книжке у вас должен быть список визуальных контрольных пунктов,
 приведенных в конце данного упражнения. Начните с сознательного и системного
 рассмотрения каждого из трех первых пунктов, приведенных в контрольном
 списке. Не спешите, обстоятельно проверяйте один за другим каждый из
 указанных пунктов, проверяя на конгруэнтность пара-сообщения, поступающие по
 каждому из упомянутых в вашем списке выходных каналов.
  Когда вы заметите, что проверка пара-сообщений, связанных с тремя
 первыми пунктами вашего контрольного списка не составляет для вас труда,
 увеличивайте число контрольных пунктов до тех пор, пока не охватите весь
 список. По истечении 10 минут выберите для наблюдения другого человека и
 проведите наблюдение согласно описанному способу. Сравните результаты
 наблюдения за этими тремя индивидами.
  Этап 2. После ежедневного выполнения упражнения, описанного в этапе 1 в
 течение недели, или после того, как вы обнаружите, что можете легко
 справиться с заданием, попытайтесь сделать следующее. Снова выберите время и
 место для выполнения упражнения, соблюдая требования, сформулированные для
 этапа 1. Выберите человека для наблюдения, но на этот раз прорабатывайте
 контрольный список для каждой половины тела отдельно. То есть, если вы,
 например, наблюдаете за руками, то сопоставьте между собой пара-сообщения,
 передаваемые положением и движениями правой руки с пара-сообщениями,
 передаваемыми положением и движением левой руки.
  Затем сопоставьте множество пара-сообщений, поступающих от всех
 контрольных точек по одной половине тела данного человека с множеством
 пара-сообщений, поступающих от второй половины тела. Уделите этому первые 15
 минут. В течение остальных 15 минут наблюдайте за другим человеком, но на
 этот раз не применяйте контрольного списка. Устремите свой взгляд на
 какую-нибудь точку, расположенную примерно в полутора метрах сбоку (не
 важно, какого) от наблюдаемого человека (отыщите какой-либо объект, на
 котором можно было бы сосредоточить взгляд). Обратите внимание на то, что,
 сосредоточив свой взгляд описанным способом, вы сможете более точно, чем при
 обычном наблюдении, регистрировать движения пациента. Особое внимание
 обращайте на плавность (или ее отсутствие) в движениях человека,
 присмотритесь, доводит ли он каждое движение до конца или же обрубает их.
 Конгруэнтны ли движения одной половины тела с движениями другой. Уделите
 данному типу наблюдения 5 минут. В течение оставшихся 10 минут просто
 наблюдайте за своим субъектом, не обращаясь к специально подготовленному
 контрольному списку и, отмечая для себя, какие части тела, которые особенно
 выразительны и, следовательно, особенно должны быть важными для
 идентификации инконгруэнтности. Вы обнаружите, что некоторые части тела
 наблюдаемого человека движутся в унисон, как если бы они были жестко
 соединены друг с другом, в то время, как другие движутся независимо друг от
 друга.
  Практикуйтесь в этом упражнении в течение недели, или до тех пор, пока
 не почувствуете, что можете легко выполнять его.
  Контрольный список для наблюдения за визуальными пара-сообщениями
  1. Руки индивида.
  2. Движение индивида.
  3. Ноги и ступни ног индивида.
  4. Паттерны фиксаций при движении глаз.
  5. Взаимосвязь: голова/шея/плечи.
  6. Выражение лица, особенно брови, рот и лицевые мышцы.
  Аудиально
  По утрам на вас обрушивается нe только визуальная, но и аудиальная
 информация. Предлагаемое упражнение должно помочь вам в развитии навыков
 идентификации инконгруэнтных пара-сообщений с помощью слуха. Как и в первом
 упражнении в начале каждого дня до выхода из дома, предусмотрите период
 длиной 30 минут для тренировки этого нового умения. Выберите для этой цели
 конкретное время и место. Расположение этого места должно позволять вам
 сидеть достаточно близко (от 1,5 до 3 метров, в зависимости от уровня шума,
 от наблюдаемого объекта), чтобы иметь возможность четко слышать голос его.
 Для этой цели подходят те же места, что и для визуальной практики.
  Прибыв на выбранное место, отыщите удобное место, выньте блокнот и
 карандаш и сделайте глубокий вдох. Выберите человека, которого вы будете
 слушать и слушайте все, что он говорит, полностью отдавшись этому занятию, а
 чтобы это было легче сделать, либо отключите зрение, либо остановите взгляд
 на каком-нибудь однородном неподвижном объекте, например, на стене без
 украшений. Отстранитесь от всего, что вступает на визуальный входной канал,
 и сосредоточьте свое внимание целиком на выбранном вами человеке. В блокноте
 у вас должен быть список аудио-различий, которым вы должны уделить свое
 внимание. Проработайте три первых пункта этого списка однозначно и системно,
 принимая во внимание каждый из них поочередно. Затем попарно сравните их
 между собой, стремясь определить, являются ли поступающие по соответствующим
 каналам сообщения конгруэнтными или же нет. Если вы обнаружите, что легко
 можете судить о конгруэнтности этих пара-сообщений, увеличивайте число
 применяемых контрольных пунктов до тех пор, пока не станете применять их
 все. Отведите на это 10 минут из 30. Повторите это упражнение, наблюдая за
 другими людьми. Сравните паттерны конгруэнтности, характеризующие
 пара-сообщения людей, за которыми вы вели наблюдение.
  Контрольный список для наблюдения за аудиальными пара-сообщениями
  1. Тон голоса наблюдаемого человека.
  2. Темп речи.
  3. Слова, словосочетания и предложения, произносимые наблюдаемым
 субъектом
  4. Громкость разговора.
  5. Интонационные модели, характеризующие речь данного субъекта.
  Визуально и аудиально
  Первоначально подготовку проведите в соответствии с указаниями для двух
 предыдущих упражнений -- выберите место и время и выделите по 30 минут
 ежедневно в течение недели для выполнения этого упражнения. Это упражнение
 поможет вам натренироваться сравнивать пара-сообщения в различных
 модальностях на наличие инконгруэнтности или ее отсутствие. Расположитесь
 таким образом, чтобы иметь возможность одновременно видеть и слышать
 выбранного вами для наблюдения субъекта. Начните с проверки на
 конгруэнтность по трем первым пунктам вашего визуального контрольного
 списка. Затем подобным же образом проверьте три первых пункта аудиального
 списка, и наконец, сопоставьте между собой визуальные и аудиальные
 пара-сообщения. Увеличивайте число пара-сообщений по каждому списку до тех
 пор, пока не охватите весь список. Слушайте и наблюдайте за тремя
 индивидами, уделяя каждому из них по 10 минут. Сравните между собой паттерны
 конгруэнтности каждого из этих людей. После того, как это будет удаваться
 вам без труда, начните обращать особое внимание на паттерны
 конгруэнтности/инконгруэнтности в соответствии с указаниями в разделе
 "Случай III -- Анатомическая основа инконгруэнтности". Говоря конкретнее,
 отмечайте для себя паттерны конгруэнтности/инконгруэнтности для
 прагматического использования вербальных пара-сообщений, выражаемых позами в
 движениями той половины тела наблюдаемого индивида, которая контролируется в
 первую очередь доминантным полушарием головного мозга.
 
  ФАЗА 2: Сортировка инконгруэнтностей пациента
  Когда пациент предъявляет психотерапевту множество инконгруэнтных
 пара-сообщений, он в буквальном смысле вручает ему множество выборов,
 касающихся возможных способов помощи в деле изменения и роста. Каждое
 пара-сообщение -- это как бы заявление психотерапевту о том, что у пациента
 имеется определенный ресурс, который психотерапевт может употребить в
 процессе роста пациента. Считая каждое пара-сообщение пациента валидной
 репрезентацией пациента, психотерапевт берет и использует ресурсы пациента
 таким образом, что ему не приходится судить о том, что именно является для
 пациента предпочтительным, или о том, какие именно из противоречивых
 пара-сообщений представляют собой истинную репрезентацию пациента 5).
 Начиная с этого момента, то есть, с момента, когда инконгруэнтности в
 коммуникации пациента определены, психотерапевт приступает к активному
 преобразованию инконгруэнтностей пациента в опознаваемые, полностью
 выраженные части. Один из важнейших выборов, совершаемых здесь
 психотерапевтом, состоит в решении, касающемся того, в каком количестве и
 какие именно части пациента он поможет пациенту интегрировать. Нам в нашей
 практике случалось работать одновременно с двумя и более (до 20) частями,
 подлежащими интеграции.
 
  Полярности
  Чаще других применяется метод сортировки инконгруэнтностей пациента на
 две части. Для обозначения этой ситуации, ввиду ее распространенности,
 придуман специальный термин. Когда инконгруэнтные пара-сообщения
 рассортированы для дальнейшей психотерапевтической работы на две части, мы
 называем эти части полярностями. При умелом исполнении работа над
 полярностями дает чрезвычайно впечатляющие в психотерапевтическом отношении
 результаты, суть которых -- глубокое и устойчивое изменение пациента.
 Секвенциальная (последовательная) инконгруэнтность
  Симультантная (одновременная) инконгруэнтность
  Пара-сообщение А Пара-сообщение Б
  Пара-сообщение Н
  Полярности
 
  Пара-сообщение А
  Пара-сообщение А
 
  Пара-сообщение Ж
  Пара-сообщение Н
 
 
  Сортировку инконгруэнтностей на полярности можно рекомендовать в
 качестве отличной психотерапевтической техники, позволяющей, наряду с
 прочим, уловить смысл поведения пациента. Эффективная работа с полярностями
 выступает в процессе подготовки а тренировки психотерапевтов в качестве
 необходимого этапа, предшествующего переходу к одновременной работе с более
 чем двумя идентифицированными частями пациента. А в предлагаемом ниже
 описании фаз 2 и 3 мы полностью сосредоточимся на ситуации с двумя частями,
 то есть на случае с полярностями. Замечания, высказываемые нами по ходу
 обсуждения, действительны (только) для одновременной работы с большим числом
 частей. Более конкретно, вопрос о том, как следует работать в случае, когда
 число частей больше 2, мы рассмотрим в конце раздела, посвященного
 рассмотрению фаз 2 и 3.
  Сортировка инконгруэнтностей по полярностям
  Итак, психотерапевт готов помочь пациенту рассортировать
 инконгруэнтности по полярностям. Вначале он выбирает одно из пара-сообщений,
 предъявленных ему пациентом. Предположим, что мы работаем со случаем,
 описанным выше в качестве примера. Идентифицированные нами ранее сообщения
 (поступающие от мужчины) суть:
  Напряженное тело (пара-сообщение А) Поверхностное, неровное дыхание
 (пара-сообщение Б) Левая рука с прямым указательным пальцем (пара-сообщение
 В)
  Правая рука раскрытой ладонью вверх на коленях (пара-сообщение Г)
  Грубый пронзительный голос (пара-сообщение Д) Стремительный темп речи
 (пара-сообщение Е) Слова: "Я делаю все, что могу, чтобы помочь ей; я так
 люблю ее" (пара-сообщение Ж)
  Мы имеем здесь набор несогласующихся между собой пара-сообщений,
 следовательно, данный пациент инконгруэнтен. На данном этапе психотерапевт
 не интерпретирует пара-сообщения, он лишь отмечает, что не все они между
 собой согласуются. Некоторые из пара-сообщений, тем не менее, согласуются
 друг с другом. Например:
  Группа 1
  Левая рука с прямым указательным пальцем
  Грубый пронзительный голос
  Стремительный темп речи
 
  Группа 2
  Правая рука раскрытой ладонью вверх на коленях
  Слова: "Я делаю все, что могу, чтобы помочь ей, а так люблю ее"
  Пара-сообщения, входящие в группу 1, согласуются между собой. Сказанное
 относится также к пара-сообщениям группы 2. В то же время пара-сообщения
 одной группы не согласуются с пара-сообщениями другой (Пара-сообщения, не
 включенные в список группы 1 и группы 2, согласуются с пара-сообщениями
 любой группы). Опыт выражения смешанных чувств по отношению к жене у данного
 пациента, по-видимому, достаточно продолжительный, поэтому он в большинстве
 случаев совершенно не осознает инконгруэнтностей, характерных для его манеры
 общаться. Психотерапевт выбирает одну из групп пара-сообщений, согласующихся
 между собой, и включает в процесс помощи пациенту, направленной на то, чтобы
 научить пациента полно выражать одну из своих полярностей. 'Предположим, что
 психотерапевт предпочел начать с паpa-сообщений группы 2. Он устанавливает
 два пустых стула друг напротив друга и предлагает пациенту сесть на один из
 стульев и повторить то, что он только что сказал. Пациент повторяет
 собственные слова, а психотерапевт внимательно слушает его и пристально
 наблюдает за ним. I. Его задача -- научить пациента совершенно конгруэнтной
 коммуникации, применяя для этого в качестве руководства пара-сообщения
 группы 2. Другими словами, когда пациент повторяет сказанное им ранее,
 психотерапевт выступает в роли режиссера, натаскивающего своего пациента,
 обеспечивающего обратную связь, который с помощью своих рук в буквальном
 смысле слова формирует тело пациента, подсказывает ему нужный тон речи и ее
 темп до тех пор, пока по всем выходным каналам пациента не начнут поступать
 одинаковые (конгруэнтные) пара-сообщения. Затем он предлагает пациенту
 занять стул напротив, .Оставив позади только что выраженные им чувства и
 мысли. Психотерапевт придает пациенту позу и жесты, которые он
 идентифицировал в качестве пара-сообщений группы 1. Оформив пациента таким
 образом, психотерапевт предлагает ему сказать что-нибудь, что подходит для
 него, в данный момент речи, произнося это в быстром темпе и грубым
 пронзительным голосом. Отталкиваясь от собственного умения обнаруживать
 инконгруэнтности, психотерапевт изменяет части коммуникативного поведения
 пациента (его пара-сообщения), несогласующиеся с пара-сообщениями группы 1.

<< Пред.           стр. 7 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу