<< Пред.           стр. 311 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Проблемы совр. психологии, т. 2, Л., 1926;
 Рубинштейн С. Л., Принципы и пути развития психологии, М., 1959, с. 164—84.
 САМООРГАНИЗАЦИЯ, процесс, в ходе к-рого создаётся, воспроизводится или
 совершенствуется
 организация сложной динамич. системы. Процессы С. могут иметь место только в
 системах,
 обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов, связи
 между к-рыми
 имеют не жёсткий, а вероятностный характер. Свойства С. обнаруживают объекты
 самой различной
 природы: живая клетка, организм, биоло-гич. популяция, биогеоценоз, человеч.
 коллектив и т. д.
 Процессы С. происходят за счёт перестройки существующих и образования новых
 связей между
 элементами системы. Отличительная особенность процессов С.— их целенаправленный,
 но вместе с
 тем и естественный, спонтанный характер: эти процессы, протекающие при
 взаимодействии системы
 с окружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы от
 среды.
 Различают 3 типа процессов С. Первый — это самозарождение организации, т. е.
 возникновение из
 нек-рой совокупности целостных объектов определ. уровня новой целостной системы
 со своими
 специфич. закономерностями (напр., генезис многоклеточных организмов из
 одноклеточных).
 Второй тип — процессы, благодаря к-рым система поддерживает определ. уровень
 организации при
 изменении внеш. и внутр. условий её функционирования (здесь исследуются гл. обр.
 гомеостатич.
 механизмы, в частности механизмы, действующие по принципу отрицат. обратной
 связи). Третий тип
 процессов С. связан с совершенствованием и саморазвитием таких систем, к-рые
 способны
 накапливать и использовать прошлый опыт.
 Спец. исследование проблем С. впервые было начато в кибернетике. Термин
 «самоорганизующаяся
 система» ввёл англ. кибернетик У. Р. Эшби (1947). Широкое изучение С. началось в
 кон. 50-х гг. в
 целях отыскания новых принципов построения технич. устройств, обладающих высокой
 надёжностью, и создания вычислит.
 машин, способных моделировать различные стороны интеллектуальной деятельности
 человека. С 70-
 х гг. к изучению С. широко привлекается аппарат термодинамики открытых систем.
 Поведение таких
 систем, описываемое с помощью экстремальных принципов, представляет собой
 необратимый
 процесс — пос-ледоват. переход от одного неравновесного стационарного состояния
 к другому,
 происходящий с понижением энтропии, т. е. с повышением организованности системы.
 • Самоорганизующиеся системы, пер. с англ., М., 1964; Принципы С., пер. с англ.,
 М., 1966; Эйген М.,С. материи и
 эволюция биологич. макромолекул, пер. с англ., М., 1973; Пригожий А. И.,
 Социологич. аспекты управления, ?., 1974;
 Self-organizing systems, Wash., 1962.
 САМОРАЗВИТИЕ, см. в ст. Самодвижение. САМОСОЗНАНИЕ, осознание, оценка человеком
 своего знания, нравств. облика и интересов, идеалов и мотивов поведения,
 целостная оценка самого
 себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. С. свойственно не
 только индивиду, но и
 обществу, классу, социальной группе, когда они поднимаются до понимания своего
 положения в
 системе производст. отношений, своих общих интересов и идеалов. В С. человек
 выделяет себя из всего окружающего мира, определяет своё место в круговороте
 природных и
 обществ. событий. С. тесно связано с рефлексией, где оно поднимается до урвня
 теоретич.
 мышления. С. формируется на определ. ступенй развития личности под влиянием
 образа жизни, к-
 рьй требует от человека самоконтроля собств.. поступков и действий, принятия
 полной ответственно-
 сти за них.
 Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде
 всего др. люди,
 С. по самому существу носит глубоко обществ. характер. См. ст. Сознание и
 лит. к ней.
 САНКХЬЯ (санскр., букв.— число, перечисление, расчёт), одна из шести др.-инд.
 ортодоксальных
 (брахманских) филос. школ, признающих авторитет Вед. Вместе с тем С. основана не
 на тексте Вед
 непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. В этом смысле С.
 объединяется с ньяей,
 вайшешикой и йогой и противостоит веданте и мимансе. Название С. («число»)
 объясняется, видимо,
 тем, что С. строится как анали-тич. перечисление элементов космоса в их
 становлении от исходных
 принципов до всего многообразия мира объектов. Основателем С. по традиции
 считается Капила (7 в.
 до н. э.); соч. его и учеников (Асури, Панча-шикха, Гаргья, Улука) до нас не
 дошли. Древнейший из
 сохранившихся источников С.— «С.-карика» Иш-варакришны. Из др. текстов наиболее
 авторитетны
 «С.-карика-бхашья» Гаудапады, «Таттвакаумуди» Ва-часпати и «С.-сара»
 Виджнянабхикшу.
 Исходный пункт метафизики С.— учение о наличии следствия в причине; следствие и
 причина
 понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же
 субстанции. Это
 приводит С. к поиску первопричины, не связанной непременно с богом (демиургом),
 и к теории
 эволюции — инволюции в объяснении мира. Вместе с тем в отличие от адвайта-
 веданти, считающей
 переход причины в следствие лишь видимо-стью, последователи С. говорят о
 реальном превращении
 причины в следствие. С. исходит из признания двух исходных реальностей —
 пракрита (материаль-
 ная первопричина) и пуруша («Я», дух, сознание). Пракрити независима и активна,
 но лишена
 сознания; она — единство противоположностей, основа и первопричина существования
 любых
 объектов. Пракрити состоит из трёх гун (субстанций-сил, а не атрибутов или
 качеств. как в нек-рых
 др. системах), находящихся в равновесии. Пуруша («Я») пассивен, но обладает
 сознанием,
 составляющим его сущность. При соприкосновении пуруши с пракрити исконное
 равновесие гун
 нарушается; в недрах пракрити начинается волнение, гуны дифференцируются с тем,
 чтобы,
 соединяясь в разных комбинациях и пропорциях, образовать весь мир объектов.
 Первый продукт развития — махат, «великое» (единство), основа всего
 материального, он же —
 буддхи, тонкая субстанция всех умств. процессов, интеллект; сознающий различие
 объекта и
 субъекта. Из махата возникает второй продукт эволюции — аханкара (мое, «Я»),
 принцип
 индивидуальности, самосознания. В зависимости от преобладания той или иной гуны
 или аханкары
 возникают 5 органов восприятия, 5 органов действия, манас (ум как орган познания
 и действия; как
 сложный продукт пракрити; соприкасаясь с чувствами, он преобразует неопредел.
 чувств.
 восприятия, полученные от органов чувств. в определ. восприятия с конкретной —
 положит. или
 отрицат.— оценкой воспринятых объектов), 5 тонких элементов (танматры, т. е.
 потенции звука,
 осязания, цвета, вкуса и запаха); из к-рых в свою очередь возникают 5
 материальных элементов —
 акаша (эфир), воздух, огонь, вода, земля. Все эти начала образуют сложную цепь,
 в к-рой пракрити
 — причина всего, кроме пуруши; махат, аханкара и
 САНКХЬЯ 591
 танматры — следствия одних начал и причина других; чувства и материальные
 элементы — только
 следствия.
 Особое место в процессе эволюции занимает джива— «Я», предполагающее связь
 чувств с определ.
 телом и потому подверженное страданиям, лежащим в основе всякого телесного
 бытия.
 Освобождение от страданий достигается через возвращение к собственному «Я» из
 его видимого
 смешения с «не-Я» (тело, чувства, ум), осознание их нетождественности,,
 разъединение пуру-ши
 (познающего) и пракрити (познаваемого), приводящее к прекращению эволюц. игры, к
 выходу из
 круговорота рождений и смертей (сансара). «Я» становится бесстрастным по
 отношению к внеш.
 миру и, следовательно, свободным. Теория познания С. признаёт три независимых
 источника
 достоверного познания — восприятие с помощью чувств. логич. умозаключение и
 свидетельства
 авторитетов. С. в целом свойственно убеждение в недоказуемости бытия бога: бог
 как первопричина
 и первотворец только дублировал бы пра-крити (хотя существуют и теистич.
 интерпретации С., при
 к-рых бог рассматривается как совершенный дух, соприсутствующий миру и
 побуждающий материю
 творить).
 С. оказала значит. влияние на др. филос. системы. Так, йога заимствовала из С.
 метафизику и теорию
 познания. Много общего с С. у буддизма: учение о страдании и освобождении, цепи
 причин и
 следствий, отрицание крайнего аскетизма и др. Особое значение С. в истории инд.
 мысли
 определяется теорией эволюции, предполагающей выводимость всего мира из
 взаимодействия двух
 естсств. начал, учением о наличии следствия в причине и тенденцией к плюрализму.
 * T е к с т ы: Sarhkhya-pravacana-bhasya, ed. by R. Garbo, unb., 1943;
 в рус. пер.— Лунный свет С.-истины, пер. с
 санскр. Н. И. Герасимова, М., 1900.
 * Ч а т т е р д ж и С., Д а т т а Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М.,
 1954; Радхакришнаи С.., Инд. философия,
 пер. с англ., т. 2, М., 1957; Garbe R. v., Die Samkhya-Philosophie, Lpz., 19172;
 M a j u m d a r A. K., The Sankbya conception
 of personality, [Calc.], 1930; J o h n s t o n E. II., Early Samkhya, L., 1937;
 Keith A.B., The Samkhya system, Calc., 19492; С h a
 k r а т a r t i P., Origin and development of the Samkhya system of thought,
 Calc., 1952; F r a u w a 1-1 ner E., Zur
 Erkenntnisletire de« klassischen Samkhya-Systems, «Wiener Zeitschrift fur die
 Kunde Sud- und Ostasiens», 1058, Bd 2, S. 84—
 129; H а с k с r P., The Sankhyization of the emanation doctrine shown in a
 critical analysis of texts, там же, 1961, Bd 5, S. 75—
 112; D a s g u p t a S., A history of Indian philosophy, v. l, Delhi, 1975. B.
 H. Топоров.
 САНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ, реакции социальной группы (общества, трудового коллектива,
 общественной организации, дружеской компании и т. и.) на поведение индивида,
 отклоняющееся
 (как в позитивном, так и в негативном смысле) от социальных ожиданий, норм и
 ценностей. С. с.
 являются одним из механизмов социализации, поскольку, создавая у индивида
 перспективу
 вознаграждения за одни действия и наказания за другие, влияют на формирование
 его личности. Как
 средство социального контроля, С. с. побуждают индивида участвовать в определ.
 системе
 совместной деятельности, обеспечивают непрерывность этой деятельности и
 сплочённость группы.
 В римском нраве термин «санкция» означал наказание, налагаемое на человека, к-
 рый нарушил
 юридич. нормы. До 19 в. С. с. исследовались гл. обр. с т. зр, гос. поддержания
 социального порядка.
 Однако этнографич. изучение сообществ. контролирующих поведение своих членов без
 помощи гос-
 ва и права, а также исследование групп, лишённых возможности апеллировать к
 закону и полиции,
 привели к пониманию того, что С. с. могут опираться также на обычаи, нравы,
 мораль, религию.
 По способу воздействия на индивида различаются физич. С. с. (избиение, лишение
 свободы,
 смертная казнь), экономические (времии, штрафы, лишение имущества) и
 символические (знаки
 любви, уважения, приз-
 592 САНКЦИИ
 нания или неуважения, позора). Наиболее распростра-: нено деление С. с. на
 «негативные»,
 пресекающие нежелательное поведение, и «позитивные», стимулирующие желательное.
 Если С. с.
 налагаются в соответствии с заранее оформленной (в законе, уставе, положении)
 процедурой, они
 наз. формальными, или оформленными. Как негативные (арест, штраф, анафема), так
 и позитивные
 (повышение по службе, премии, ордена) формальные С. с. осуществляются специально
 уполно-
 моченными для атой цели лицами. Неформальные или диффузные С. с. возникают как
 спонтанные,
 эмоционально окрашенные реакции непосредств. окружения (сослуживцев, друзей,
 родственников,
 соседей) на поведение, отклоняющееся от социальных ожиданий. Поскольку индивид
 одновременно
 принадлежит к разным группам, одни С. с. могут подкреплять или ослаблять
 действие других.
 Влияние С. с. всегда опосредствуется направленностью и структурой личности
 объекта воздействия.
 В 20 в. особый интерес вызывают исследования ненамеренных, или скрытых
 (латентных),
 последствий применения С. с. Так, расширение и ужесточение наказаний может
 вызвать
 противоположные результаты: боязнь риска приведёт к снижению активности
 индивидов и
 распространению конформизма, а страх перед суровым наказанием за сравнительно
 мелкий
 проступок может вынудить человека к более серьёзному преступлению, если таким
 путём он
 надеется избежать разоблачения. Однако вопрос о природе и эффективности тех или
 других С. с.
 может быть решён лишь конкретно-исторически, в связи с определ. ситуацией,
 местом и временем.
 Марксизм-ленинизм рассматривает С. с. как элемент процесса социального
 взаимодействия, как
 аспект че-ловеч. взаимоотношений, обусловленных в конечном счёте экономич.
 базисом данного
 общества, его политич. и юридич. надстройкой и соответствующими формами обществ.
 сознания.
 Содержательный подход к проблеме С. с. требует чётко определить, чьи интересы
 (какого класса,
 социального слоя и т. д.) защищают те или иные С. с. Изучение С. с. проводится
 для выявления
 последствий их применения как для общества, так и для личности, что важно для
 совершенствования
 управления производств. коллективами, укрепления со-циалистич. правопорядка,
 повышения
 эффективности коммунистич. воспитания трудящихся.
 • Социология преступности. Сб. ст., пер. с англ., М., 1966; Амер. социология,
 пер. с англ., М., 1972; II а н т о Р., Г p а-в и
 т ц М., Методы социальных наук, [пер. с франц.], М., 1972; Социальная
 психологич. М., 1975; Б о б н е в а М. И.,
 Социальные нормы и регуляция поведения, М., 1978; см. также лит. к ст.
 Социальный контроль.
 CAHCАPA [санскр., букв.— прохождение через что-либо, перерождение, беспрерывное
 перерождение (личности или души)], одна из осн. концепций инд. философии и
 религии, в т. ч.
 индуизма, буддизма, джайнизма. Восходит к добрахманистско-ведийским
 представлениям и к
 первонач. анимистич. верованиям. Рано ассимилируется с религ.-филос. идеями
 брахманизма
 (встречается уже в «Ригведе» и «Атхарваведе», становится доминирующей в
 упанишадах).
 Концепция С. заключает в себе идею родственности всего живого и перехода между
 его формами
 (перерождение возможно не только в образе человека, но и бога, и животного).
 Определяющей при
 этом является мысль о неуничто-жаемости: «возникновение» и «уничтожение» не
 затрагивают
 действит. сущности вещей, происходят лишь колебания внеш. оболочки. В концепции
 С., т. о.,
 смерть не несёт в себе сознания чего-то противостоящего жизни, она — лишь
 неоднократный
 переход к её продолжению.
 С концепцией С. связано понятие об идеале, обязат. частью к-рого в инд.
 философии становится
 освобождение от пут перерождений, с одной стороны, отрицание значимости

<< Пред.           стр. 311 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу