<< Пред.           стр. 81 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 абсолютно неразличимого единого, взаимоотражения субъекта и объекта в познании,
 учение о
 вечной подвижности космоса. Диалектич. воззрения неоплатонизма, отражавшие
 ощущение
 приближающейся гибели антич. мира, пронизаны мистич. рассуждениями и схоластич.
 система-
 тикой.
 Господство монотеистич. религии в ср. века перенесло Д. в сферу теологии.
 Центром схоластич.
 мышления стал личный абсолют. В пантеистич. (см. Пантеизм) воззрениях этого
 периода
 содержались элементы Д. Отождествление пантеизмом бога и природы приводило к
 тому, что бог из
 творца и устроителя мироздания превращался в принцип самодвижения все-
 го сущего. У Николая Кузанского идеи Д. развиваются в учении о вечном движении,
 о совпадении
 противоположностей, о любом в любом, о совпадении максимума и минимума и т. п.
 Диалектич.
 идеи единства противоположностей развивались Бруно.
 В философии нового времени, несмотря на господство метафизич. воззрений во всех
 сферах
 мышления, выдвигались диалектич. идеи. Декарт развивал идею о неоднородности
 пространства, о
 развитии применительно к космологии. Спиноза вводит диалектич. понимание
 субстанции (природы)
 как «причины самой себя» и выявляет Д. необходимости и свободы, утверждая, что
 свобода есть
 осознанная необходимость, а связь идей в мышлении трактует как отражение связи
 вещей. Отвергая
 представление о материи как о чём-то косном. Лейбниц заменяет его учением,
 согласно к-рому
 материя проявляется в самодвижущихся, активных субстанциях — монадах, каждая из
 к-рых
 отражает мир и присутствует во всякой иной. Лейбниц подошёл к глубокой
 диалектич. идее о
 единстве пространства и времени: пространство мыслилось им как порядок
 сосуществования
 материальных вещей, а время — как порядок их последовательности. Глубоки мысли
 Лейбница о Д.
 непрерывности, связи прошлого и настоящего.
 Классич. нем. философия разрабатывает на идеалис-тич. основе целостную концепцию
 Д. как
 универс. теории и метода познания мира. У Канта Д. выступает как средство
 разоблачения иллюзий
 человеч. разума, желающего достигнуть цельного и абс. знания. По Канту, знание
 опирается на
 чувств. опыт и обосновывается деятельностью рассудка, а высшие понятия разума
 (бог, мир, душа,
 свобода) этими свойствами не обладают. Поэтому Д. и обнаруживает те неминуемые
 противоречия, в
 к-рых запутывается разум, устремлённый к постижению абс. цельности. Эта критич.
 Д. имела огром-
 ное историч. значение: она обнаружила в разуме его необходимую противоречивость,
 что в
 дальнейшем привело к поискам путей преодоления противоречий разума и легко в
 основание
 позитивной Д.
 Вершиной классич. идеалистич. Д. явилось учение Гегеля, к-рый «...впервые
 представил весь
 природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном
 движении,
 изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю
 связь этого
 движения и развития» (Э н г е л ь с Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20,
 с. 23). У Гегеля Д.
 охватывает всю область действительности, начиная от чисто логич. категорий,
 переходя далее к
 природе и духу и кончая категориальной Д. историч. процесса. В его Д. дана
 содержат. картина
 общих форм движе- ния. Он делит Д на бытие, сущность и понятие. Бытие есть
 самое первое и
 самое абстрактное определение мысли. конкретизирующееся в категориях
 качества, количества
 и меры. Логически исчерпав категорию бытия, Гегель вновь рассматривает бытие, но
 уже с про- (
 тивопоставлением его самому же себе, т. е. как реф- тактирующее. Отсюда
 рождается категория
 сущности, а синтез сущности и явления выражается в катего-рии
 действительности. Этим
 исчерпывается у него сущ-ность. Но сущность не может пребывать в отрыве от
 бытия. Он исследует
 ту ступень Д., где фигурируют ка-тегории, содержащие в себе как бытие, так и
 сущность.? Это и есть
 понятие. Развитие, т.о., есть переход от абстрактного к конкретному, переход
 явления из од-ного
 качеств. состояния в другое, осуществляющийся на основе выявления и
 разрешения
 противоречий. При этом само развитие трактовалось как саморазвитие абс.
 духа, проходящего в
 своём поступательном шествии от бытия к сущности, а от сущности к понятию.
 Будучи объективным
 идеалистом, Гегель именно в понятии находил высший расцвет и бытия, и сущно-
 ДИАЛЕКТИКА 155
 сти. У него понятие выступало n как субъект, и как объект, и как абс. идея.
 По Гегелю, каждая из ступеней развития имеет свой принцип: переход, рефлексия
 (отражение) и
 собственно развитие. На этом пути раскрывается Д. всей разно-уровневой системы
 категорий филос.
 и науч. мышления: качество, количество, мера, сущность и явление, тождество и
 различие, причина и
 следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, и т. д.
 Моделью
 гегелевской Д. служила не объективная реальность, а отражающее её мышление.
 Отсюда проистекает
 утверждение Гегеля, что порождение происходит лишь в лоне идеи, а не
 природы. Д. Гегеля про-
 тиворечила данным естествознания, к-рое выдвинуло глубоко диалектич. идеи:
 теория развития
 применительно к геологии (Ч. Лайель), эволюц. идеи Ламарка, космогонич. идеи
 Канта—Лапласа и
 др.
 Серьёзную попытку материалистич. осмысления Д. осуществили рус. революц.
 демократы Герцен,
 Белинский, Чернышевский — как применительно к естествознанию, так и к явлениям
 социальной
 реальности: они усмотрели в её принципах свидетельство закономерности
 прогрессирующего
 развития общества.
 Однако лишь марксизм смог подняться до всеобъемлющего синтеза принципа
 материализма и Д. на
 основе науч. обобщения обществ. практики, а также данных обществ. наук и
 естествознания.
 Результаты этого обобщения на филос. уровне выразились в создании
 диалектического
 материализма.
 Бурж. философия 2-й пол. 19 в. отказывается от Д., к-рая трактуется как
 «софистика», «логич.
 ошибка» и даже «болезненное извращение духа» (Р. Гайм, А. Трен-деленбург, Э.
 Гартман). В
 неокантианстве марбург-ской школы (Г. Коген, П. Наторп) Д. «абстрактных понятий»
 подменяется
 «логикой математич. понятия о функции», что приводит к отрицанию понятия
 субстанции. Лишь в
 кон. 19 в. под влиянием обострения социальных противоречий возрождается интерес
 к Д. Однако она
 трактуется с позиций субъективизма, иррационализма и пессимистич. мироощущения.
 Неоге-
 гельянство приходит к т. н. отрицат. диалектике, заявляя, что противоречия,
 обнаруживаемые в
 понятиях, свидетельствуют о нереальности, лишь «кажимости» их объектов. У
 Бергсона наблюдается
 иррационалистич. трактовка единства противоположностей, а само единство мыслится
 как «чудо». В
 экзистенциализме (Ясперс, Сартр) Д. релятивистски понимается как более или менее
 случайная
 структура сознания. В познании природы действует «позитивистский разум»,
 диалектич. же разум,
 будто бы черпающий свои принципы из глубин сознания и индивидуальной практики
 человека,
 познаёт социальные феномены. Другие экзистенциалисты (Марсель, Бубер)
 теологически трактуют
 Д. как диалог между человеком и богом. И только в рамках отд. школ (напр.,
 неорационализм
 Башлара) получает выражение, хотя и далеко непоследовательное, Д. природы.
 Д. и метафизика. Д. возникла и историч. развивалась в борьбе с метафизич.
 методом мышления (см.
 Метафизика), характерной особенностью к-рого является односторонность,
 абстрактность,
 абсолютизация того или иного момента в составе целого. Метафизич. ходы мысли
 прошли различные
 историч. формы. Так, в античности Гераклит подчёркивал одну сторону противоречия
 бытия —
 изменение вещей, доведённое софистами до полного релятивизма. Подвергая критике
 гераклитовский принцип текучести всего сущего, элеаты заострили внимание на
 другой стороне —
 на устойчивости и впали в др. крайность, предположив, что всё неизменно. Одни
 расплавляли мир в
 потоке огня, а другие как бы кристаллизовали его в неподвижном камне. В новое
 время метафизика
 выступила
 156 ДИАЛЕКТИКА
 в виде абсолютизации аналитико-классификац. приёмов в познании природы.
 Постоянно повторяясь
 в науч. исследованиях, приёмы анализа, экспериментальной изоляции и
 классификации со временем
 породили в мышлении учёных нек-рые общие принципы, согласно к-рым в «мастерской»
 природы
 предметы существуют как бы изолированно, особняком. В связи с дальнейшим
 развитии философии
 и конкретных наук центр борьбы Д. и метафизики переместился на интерпретацию
 принципа
 развития. Метафизич. мышление проявлялось в виде т. н. плоского эволюционизма и
 различных
 концепций «творч. эволюции». Если первый гипертрофирует количеств. и постепенные
 изменения,
 упуская из вида качеств. переходы и перерывы постепенности, то вторые
 абсолютизируют именно
 качеств., существ. преобразования, не улавливая их предварительные, постепенные
 количеств.
 процессы. Т. о., для метафизики характерно «шараханье» мысли в крайности,
 преувеличение какой-
 либо стороны объекта: устойчивости, повторяемости, относит самостоятельности и
 др. Единств.
 противоядием против метафизики и её разновидности — догматизма — является Д., не
 терпящая
 застоя и не налагающая никаких ограничений на познание и его возможности:
 неудовлетворенность
 достигнутым — её стихия, революц. активность — её суть.
 Марксистская Д. В марксизме, к-рый обобщил всё ценное в истории развития
 диалектич. мысли и
 поднял филос. мысль на новый уровень, Д. выступает как учение о всеобщих связях,
 о наиболее
 общих законах развития бытия и мышления. Материалистич. Д. выражается в системе
 филос.
 категорий и законов. «Главные законы: превращение количества и качества —
 взаимное
 проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда
 они доведены
 до крайности,— развитие путем противоречия, или отрицание отрицания,— спиральная
 форма
 развития» (Энгельс Ф., там же, с. 343). Среди осн. законов особое место занимает
 закон единства и
 борьбы противоположностей, названный В. И. Лениным ядром Д.
 В философии марксизма-ленинизма Д. рассматривается и как теория познания, и как
 логика
 (диалектич. логика). Это вытекает из того, что человеч. мышление и объективный
 мир подчинены
 одним и тем же законам, поэтому они не могут противоречить друг другу в своих
 результатах (см.
 там же, с. 581). Однако единство бытия и мышления, их подчинённость одним и тем
 же законам не
 означает, что это единство есть тождество. Если всеобщие связи и развитие
 объективной реальности
 существуют вне и помимо сознания человека, то связи и развитие познающего
 мышления, отражая
 объективные связи и развитие, подчиняются своим спе-цифич. гносеологич. и логич.
 принципам.
 Д. как теория познания основана на принципе отражения и представляет собой
 применение
 «...диалектики к Bildertheorie (теории отражения.— Ред.), к процессу и развитию
 познания» (Л е н и н
 В. И., ПСС, т. 29, с. 322). Она несколько шире, чем диалектич. логика, и изучает
 такие проблемы, как
 познаваемость мира, виды знания, движущие силы познават. деятельности, практика
 как основа
 познания и критерий истины, формы истинного знания, чувственное и рациональное
 знание и Д. их
 соотношения, и др. Вместе с тем Д. как логика в ином отношении шире теории
 познания — она изу-
 чает весь категориальный строй мышления. Предмет исследования Д. как логики —
 творчески
 познающее мышление (в его поисковой деятельности и развитии через преодоление
 постоянно
 возникающих противоречий); его логич. структуры и соотношения их элементов —
 понятий,
 суждений, теорий; прогнозирующая функция мышления. Д. как логика изучает
 принципы и
 закономерности формирования, изменения и развития знания, средства и методы их
 получения и
 проверки. Диалектич. исследование мышления предполагает анализ его возникновения
 и истории
 развития в резуль-
 тате обобщения истории материальной в духовной культуры. Д. как логика изучает
 всю систему
 категорий в их гносеология, и логич. функциях, а также спе-цифич. познават.
 категории, принципы и
 процедуры (напр., восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному, переход
 от абстрактного
 к понятийно-конкретному, соотношение эмпирического и теоретического, приёмы
 обобщения,
 идеализации, анализа и синтеза, индукции и дедукции и др.). Следовательно, Д.
 как логика изучает
 не только принципы и категории, равным образом действующие в природе, истории и
 мышлении, но
 и такие, к-рые присущи лишь процессу познания, мышления. Одной из характерных
 особенностей Д.
 как логики является то, что она исследует переходы от одной системы знания к
 другой, более вы-
 сокой. При этом неизбежно выявляются диалектич. противоречия, отражающие как
 противоречия в
 самом объекте познания, так и противоречия взаимодействия субъекта и объекта
 познания, а также
 противоречивость в самом процессе познания. Особенно острую форму они
 приобретают на
 «границах» такой теории, к-рая исчерпала свои объяснит. возможности, и требуется
 переход к новой.
 Этот переход предполагает разрешение противоречий между старой теорией и новой
 системой
 фактов. Такое разрешение противоречий не является формализуемой процедурой.
 Допуская определ.
 типологию разрешения противоречий, Д. как логика не определяет однозначно
 результат разреше-
 ния: здесь происходит изменение содержания знания (см. Теория, Гипотеза).
 Будучи логикой мышления, Д. отвлекается от конкретного содержания мыслей, и в
 этом отношении
 она является «формальной» наукой, однако существенно отличающейся от формальной
 логики,
 изучающей приемлемые способы рассуждения, ведущие к истине, логически
 необходимую связь
 суждений в рассуждениях, принудит. убедительность к-рых вытекает из самой формы
 этой связи
 безотносительно к содержанию мысли. Ограничение формальной логики относительно
 устойчивыми,
 инвариантными структурами мышления с необходимостью вытекает из самого существа
 метода
 формализации как осн. её принципа. Диалектич. логика находится в сложном
 диалектич.
 соотношении с формальной логикой, являющейся частной наукой. Обладая
 принципиально иной
 мерой формализации, чем Д. как логика, формальная логика исследует такие

<< Пред.           стр. 81 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу