<< Пред.           стр. 104 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 Незаконченное высшее
 (двухгодичный колледж)
 Средняя школа
 Начальная школа
 
 Возраст
 РИС 17-1. Кривые зависимостей доходов от возраста мужчин, с различным образовательным уровнем, США, 1984 г.
 Цифры указывают средний доход в Соединенных Штатах для различного возраста и длительности обучения. Каждый образователь-
 ный уровень представлен отдельной кривой. Доходы повышаются по мере роста уровня образования и, до определенною предела, —
 возраста (Источник U.S. Bureau of Census. Current Population Reports, Series P-60, Money Incomes of Household, families, and Persons in
 the United States: 1984, Table 34.)
 О Человеческий капитал есть мера вопло-
 щенной в человеке способности приносить до-
 ход. Человеческий капитал включает врожден-
 ные способности и талант, а также образова-
 ние и приобретенную квалификацию.
 Обычно когда мы говорим о капитале, мы подра-
 зумеваем активы (оборудование, дома, промыш-
 ленные здания), обладающие двумя признаками:
 они являются результатом инвестиций и генериру-
 ют на протяжении определенного периода време-
 ни поток дохода. Сходным образом человеческий
 капитал создается тогда, когда человек (возможно,
 с помощью своих родителей) инвестирует в самого
 себя, оплачивая образование и приобретение ква-
 лификации. Инвестиции в человеческий капитал со
 временем окупаются, давая отдачу в виде более
 высокой заработной платы или способности вы-
 полнять работу, приносящую большее удовлетворе-
 ние.
 В этом параграфе мы используем понятие челове-
 ческого капитала для анализа влияния высшего об-
 разования3 на уровень доходов. Затем в п. 2 мы рас-
 смотрим экономику инвестиций в высшее образова-
 ние, а также обсудим вопросы производственного
 обучения и заработной платы в спорте и сцениче-
 ском искусстве. Анализ, проведенный в этих двух
 параграфах, предполагает, что различия в заработ-
 ной плате полностью зависят от различий в произ-
 водительности разных типов труда Это соответству-
 ет теории, изложенной в гл. 16, согласно которой
 труд получает в качестве дохода свой предельный
 продукт.
 Графики зависимости доходов
 от образования и возраста
 Вначале отметим, что работники с более высоким
 уровнем образования имеют в среднем и более вы-
 сокие доходы. На рис. 17-1 видно, как величина до-
 * Здесь и далее термин «высшее образование» используется в качестве си-
 нонима понятия «образование на уровне колледжа» (college education).
 (Прим. пер.)
 $ 22 —Экономика
 304 Часть 4: Рынки факторов производства и распределение доходов
 ходов изменяется в зависимости от возраста и обра-
 зования. На рисунке изображены кривые зависимо-
 стей средних доходов от возраста мужчин в 1984 г.
 О Кривая зависимости доходов от возраста
 показывает взаимосвязь между доходом и воз-
 растом отдельного человека или группы людей.
 Каждая из кривых показывает, какова была в 1984 г.
 величина доходов мужчин разных возрастов с дан-
 ным уровнем образования. Рисунок иллюстрирует
 два ключевых факта Во-первых, за исключением са-
 мых молодых, работники зарабатывают в среднем
 тем больше, чем выше их образовательный уровень.
 Во-вторых, степень крутизны кривых наиболее вы-
 сока для молодых людей, в особенности на графи-
 ках, соответствующих более высокому уровню обра-
 зования. С возрастом зависимости приобретают по-
 логий вид, а некоторые даже убывают при прибли-
 жении к пенсионному возрасту4.
 Из всего этого следует важнейший вопрос: поче-
 му вообще более образованные должны получать
 более высокую плату? Существуют по меньшей ме-
 ре два возможных ответа Во-первых, вероятно, эти
 данные просто отражают тот факт, что в целом у
 людей с большими способностями выше и уровень
 образования. Во-вторых, возможно, школа выраба-
 тывает специальные навыки, такие, как чтение,
 письмо, извлечение квадратного корня, а также
 формирует привычку к труду, которая впоследствии
 оказывается полезной на производстве.
 Было сделано множество попыток обнаружить,
 существует ли такая разница в доходах (при одина-
 ковом уровне способностей), которая могла бы
 быть вменена исключительно образованию. Сопо-
 ставление доходов отдельных людей с одинаковыми
 коэффициентами интеллектуального развития (IQ),
 но с разным уровнем образования показало, что по-
 вышение образовательного уровня ведет к увеличе-
 нию доходов5. Это, однако, не доказывает того, что
 уровень образования влияет на производительность.
 Дело в том, что IQ не может измерить всех аспек-
 тов способностей, которые влияют на производи-
 тельность труда Некоторые люди, скажем, просто
 усерднее работают, а показатель IQ это не учитыва-
 4 Это явление требует разъяснения. График показывает доходы людей раз-
 личных возрастов в 1984 г. Из него не видно, как доходы одного и того
 же человека изменяются с возрастом. Для того чтобы узнать это, нам
 нужно определить, сколько зарабатывал человек в разные периоды своей
 жизни. На таких графиках обычно видно, что до ухода человека на пен-
 сию его доходы с возрастом увеличиваются. Причина разницы между
 кривыми, изображенными на рис 17-1, и графиком зависимости дохода
 от возраста для данного человека состоит в том, что в среднем каждое
 поколение зарабатывает больше предыдущего. Таким образом, поколе-
 ние, поступающее в колледж в конце 80-х годов, будет иметь график с
 более высоким уровнем доходов в любом своем возрасте, чем имело по-
 коление 70-х годов.
 5 Доходы зависят, конечно, не только от способностей и образования. Обя-
 зательно следует учитывать и семейные традиции.
 ет. Таким образом, определить зависимость доходов
 от образования при одинаковом уровне способно-
 стей довольно трудно, поскольку трудно учесть все
 аспекты способностей.
 Образование: формальный признак
 или реальное свидетельство
 профессиональной подготовки?
 Исходя из этих наблюдений, некоторые экономи-
 сты выдвигали тезис о том, что работодатели готовы
 платить больше образованным работникам только
 потому, что наличие образования служит признаком
 способностей, которые трудно или невозможно из-
 мерить непосредственно6. Логика здесь состоит в
 том, что сама учеба в колледже и сдача экзаменов
 как бы «сигнализируют» фирмам, что студенты спо-
 собны хорошо делать некоторые вещи, которые мо-
 гут оказаться полезными в работе, например умеют
 вовремя приходить на работу и добиваться постав-
 ленных целей. Подобным же образом хорошие от-
 метки указывают на стремление к конкурентной
 борьбе, а внеклассная деятельность свидетельствует
 о способности сотрудничать с другими. Дипломы,
 отметки и общественная деятельность являются ин-
 формацией для фирм, экономящих свое время и
 деньги, которые они были бы вынуждены тратить
 на оценивание кандидатов. Что касается студентов,
 то обучение в колледже имеет для них прямой
 смысл, поскольку фирмы охотно платят надбавку к
 зарплате выпускников колледжей.
 Отсюда следует интересный вывод. Студенты (и
 их родители) имеют возможность производить
 огромные инвестиции в образование, а наниматели
 могут платить образованным людям больше, даже
 если образование в действительности не повышает
 производительность. Такая позиция рациональна
 лишь в той мере, в какой образование выявляется
 через различия в производительности, т.е. дает воз-
 можность понять, увеличивает ли оно производи-
 тельность. Если для отдельного человека расходы на
 образование могут быть рациональными, для обще-
 ства в целом они имеют смысл только в том случае,
 если образование действительно повышает произво-
 дительность. В противном случае общество может
 сэкономить свои средства, отыскав более дешевый
 способ отбора тех, чья квалификация найдет спрос
 на рынке
 Имеющиеся свидетельства говорят о том, что те-
 зис об образовании только как о некоем «сигнале»
 ошибочен: высшее образование и в самом деле по-
 вышает производительность. Однако из-за того, что
 6 Основной источник Michael Spence, Market Signaling: Informational
 transfer in Hiring and Related Screening Processes, Harvard University Press,
 Cambridge, Mass, 1974.
 природные способности с трудом подвергаются из-
 мерению, очень сложно определить точные пределы,
 в которых образование может повысить производи-
 тельность. Никто не думает, что в колледже студен-
 ты не изучают ничего полезного, хотя бы потому,
 что такие курсы, как бухгалтерский учет и компью-
 терное программирование, непосредственно связа-
 ны с производством. С другой стороны, трудно по-
 верить, что наличие образования не рассматривает-
 ся нанимателями в качестве «сигнала». Разумно
 предположить, что образование способствует росту
 производительности и находит в нем свое отраже-
 ние В дальнейшем мы и будем исходить из этого
 предположения.
 2. Образование и профессиональное
 обучение
 Начнем с анализа экономики инвестирования в
 высшее образование и, опираясь на результаты это-
 го анализа, рассмотрим функционирование рынка
 рабочей силы с высшим образованием. Затем рас-
 смотрим роль производственного обучения в про-
 цессе накопления человеческого капитала и завер-
 шим материал обсуждением человеческого капитала
 в искусстве и профессиональном спорте.
 Инвестирование в образование
 Если образование увеличивает доходы, почему тогда
 все люди не поступают в колледжи? Решение посту-
 пить в колледж в отличие от решения найти работу
 является скорее всего инвестиционным решением,
 учитывающим как затраты, так и выгоды. Основные
 составляющие такого решения следующие:
 Существуют прямые расходы или непосред-
 ственные вычеты из текущего дохода, такие, как
 плата за обучение, учебники и др.
 Учеба в колледже также влечет за собой альтер-
 нативные издержки: тот, кто приходит на ры-
 нок труда позже, жертвует доходом, который он
 мог бы получать в течение нескольких лет.
 Финансовые (выраженные в долларах) преиму-
 щества колледжа уже обсуждались: обучение в
 колледже, будучи завершено, ведет к повышен-
 ным доходам, получаемым в течение длительно-
 го периода.
 Высшее образование имеет издержки и выгоды
 неденежного характера: большинство людей не
 любят сидеть на некоторых скучных лекциях и
 сдавать экзамены, но многим доставляет удо-
 вольствие расширять свой кругозор, встречать
 новых людей и воспринимать новые идеи, смот-
 реть футбольные матчи, играть самому и делать
 Глава 17: Человеческий капитал и профсоюзы 305
 все то, что обычно делают студенты. Большин-
 ство людей, окончивших учебное заведение, по
 крайней мере в своих воспоминаниях, признают,
 что в колледже выгоды неденежного характера
 перевешивали издержки неденежного характера.
 Прежде чем принимать инвестиционное решение о
 поступлении в колледж, следует взвесить все эти из-
 держки и выгоды. Ясно, что, чем больший доход
 приносит диплом о высшем образовании, тем при-
 влекательнее выглядит колледж и тем больше сту-
 дентов решатся инвестировать в него. С другой сто-
 роны, повышение платы за обучение или других
 прямых издержек вызовет снижение числа студен-
 тов, посещающих колледж, и, таким образом, сокра-
 тит приток людей с высшим образованием в бли-
 жайшем будущем. Повышение стоимости ссуд на
 обучение также приведет к сокращению набора.
 На рис 17-2 мы показываем важные денежные
 элементы инвестиционного решения, сравнивая
 структуру доходов выпускника средней школы7,
 вступающего на рынок труда в возрасте 18 лет, и
 структуру доходов выпускника колледжа, вступаю-
 щего на рынок в 22 года. Издержки обучения в
 колледже, обозначенные участками серого цвета,
 включают прямые затраты и альтернативные из-
 держки от упущенных возможностей получения до-
 ходов в возрасте от 18 до 22 лет. Финансовые выго-
 ды выпускника колледжа при вступлении на рынок
 труда обозначены голубым цветом.
 Отдача от инвестиций в высшее
 образование
 Имеет ли смысл получать высшее образование, при-
 нимая во внимание только финансовые издержки и
 преимущества? Для того чтобы выяснить это, нам
 нужно каким-то образом сопоставить издержки,
 представленные участком серого цвета на рис 17-2,
 и преимущества, представленные участком голубого
 цвета. Основной трудностью такого рода сравнений
 является то, что издержки осуществляются раньше,
 чем реализуются преимущества Чем дальше отсто-
 ит срок реализации преимуществ, тем меньшей
 ценностью они обладают, поэтому мы не можем
 просто взять и сравнить, площадь какого участка,
 серого или голубого, больше Нужно найти какой-
 нибудь другой способ, чтобы выяснить окупаемость
 высшего образования.
 Обычно при решении таких проблем издержки
 считаются вложениями, которые в будущем ком-
 пенсируются выгодами, получаемыми в последую-
 щие годы. Далее, мы ставим вопрос о том, какая
 7 Здесь и далее термином «средняя школа» характеризуется аналог амери-
 канской high school {Прим. пер.)
 22»
 306 Часть 4; Рынки факторов производства и распределение доходов
 
 РИС. 17-2. Финансовые послед-
 ствия обучения в колледже. На
 рисунке показано влияние учебы в
 колледже на индивидуальные доходы.
 Если человек не обучался в колледже,
 то его доходы на протяжении жизни
 будут такими, как показано на гра-
 фике зависимости дохода от возраста
 для выпускников средней школы. Ес-
 ли человек обучался в колледже, то
 его доходы будут соответствовать гра-
 фику, приведенному для выпускников
 колледжа. (Мы оборвали динамику на
 уровне 70 лет, показав падение дохо-
 дов в пенсионном возрасте, равном
 65 годам. В действительности, разуме-
 ется, кривая доходов продолжается и
 за 70-летним пределом) Учеба в кол-
 ледже обходится в сумму, равную
 участку, окрашенному в серый цвет,
 т.е. сумму, состоящую из «недополу-
 ченной зарплаты» и прямых расходов
 на обучение. Преимущество учебы в
 колледже отражено на участке голу-
 бого цвета Это сумма доходов выпу-
 скника колледжа, которая превышает
 доход выпускника средней школы
 после 22 лет, т.е. возраста, в котором,
 как предполагается, выпускник кол-
 леджа приступает к работе
 процентная ставка при данном объеме инвестиций

<< Пред.           стр. 104 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу