<< Пред. стр. 104 (из 272) След. >>
Незаконченное высшее(двухгодичный колледж)
Средняя школа
Начальная школа
Возраст
РИС 17-1. Кривые зависимостей доходов от возраста мужчин, с различным образовательным уровнем, США, 1984 г.
Цифры указывают средний доход в Соединенных Штатах для различного возраста и длительности обучения. Каждый образователь-
ный уровень представлен отдельной кривой. Доходы повышаются по мере роста уровня образования и, до определенною предела, —
возраста (Источник U.S. Bureau of Census. Current Population Reports, Series P-60, Money Incomes of Household, families, and Persons in
the United States: 1984, Table 34.)
О Человеческий капитал есть мера вопло-
щенной в человеке способности приносить до-
ход. Человеческий капитал включает врожден-
ные способности и талант, а также образова-
ние и приобретенную квалификацию.
Обычно когда мы говорим о капитале, мы подра-
зумеваем активы (оборудование, дома, промыш-
ленные здания), обладающие двумя признаками:
они являются результатом инвестиций и генериру-
ют на протяжении определенного периода време-
ни поток дохода. Сходным образом человеческий
капитал создается тогда, когда человек (возможно,
с помощью своих родителей) инвестирует в самого
себя, оплачивая образование и приобретение ква-
лификации. Инвестиции в человеческий капитал со
временем окупаются, давая отдачу в виде более
высокой заработной платы или способности вы-
полнять работу, приносящую большее удовлетворе-
ние.
В этом параграфе мы используем понятие челове-
ческого капитала для анализа влияния высшего об-
разования3 на уровень доходов. Затем в п. 2 мы рас-
смотрим экономику инвестиций в высшее образова-
ние, а также обсудим вопросы производственного
обучения и заработной платы в спорте и сцениче-
ском искусстве. Анализ, проведенный в этих двух
параграфах, предполагает, что различия в заработ-
ной плате полностью зависят от различий в произ-
водительности разных типов труда Это соответству-
ет теории, изложенной в гл. 16, согласно которой
труд получает в качестве дохода свой предельный
продукт.
Графики зависимости доходов
от образования и возраста
Вначале отметим, что работники с более высоким
уровнем образования имеют в среднем и более вы-
сокие доходы. На рис. 17-1 видно, как величина до-
* Здесь и далее термин «высшее образование» используется в качестве си-
нонима понятия «образование на уровне колледжа» (college education).
(Прим. пер.)
$ 22 —Экономика
304 Часть 4: Рынки факторов производства и распределение доходов
ходов изменяется в зависимости от возраста и обра-
зования. На рисунке изображены кривые зависимо-
стей средних доходов от возраста мужчин в 1984 г.
О Кривая зависимости доходов от возраста
показывает взаимосвязь между доходом и воз-
растом отдельного человека или группы людей.
Каждая из кривых показывает, какова была в 1984 г.
величина доходов мужчин разных возрастов с дан-
ным уровнем образования. Рисунок иллюстрирует
два ключевых факта Во-первых, за исключением са-
мых молодых, работники зарабатывают в среднем
тем больше, чем выше их образовательный уровень.
Во-вторых, степень крутизны кривых наиболее вы-
сока для молодых людей, в особенности на графи-
ках, соответствующих более высокому уровню обра-
зования. С возрастом зависимости приобретают по-
логий вид, а некоторые даже убывают при прибли-
жении к пенсионному возрасту4.
Из всего этого следует важнейший вопрос: поче-
му вообще более образованные должны получать
более высокую плату? Существуют по меньшей ме-
ре два возможных ответа Во-первых, вероятно, эти
данные просто отражают тот факт, что в целом у
людей с большими способностями выше и уровень
образования. Во-вторых, возможно, школа выраба-
тывает специальные навыки, такие, как чтение,
письмо, извлечение квадратного корня, а также
формирует привычку к труду, которая впоследствии
оказывается полезной на производстве.
Было сделано множество попыток обнаружить,
существует ли такая разница в доходах (при одина-
ковом уровне способностей), которая могла бы
быть вменена исключительно образованию. Сопо-
ставление доходов отдельных людей с одинаковыми
коэффициентами интеллектуального развития (IQ),
но с разным уровнем образования показало, что по-
вышение образовательного уровня ведет к увеличе-
нию доходов5. Это, однако, не доказывает того, что
уровень образования влияет на производительность.
Дело в том, что IQ не может измерить всех аспек-
тов способностей, которые влияют на производи-
тельность труда Некоторые люди, скажем, просто
усерднее работают, а показатель IQ это не учитыва-
4 Это явление требует разъяснения. График показывает доходы людей раз-
личных возрастов в 1984 г. Из него не видно, как доходы одного и того
же человека изменяются с возрастом. Для того чтобы узнать это, нам
нужно определить, сколько зарабатывал человек в разные периоды своей
жизни. На таких графиках обычно видно, что до ухода человека на пен-
сию его доходы с возрастом увеличиваются. Причина разницы между
кривыми, изображенными на рис 17-1, и графиком зависимости дохода
от возраста для данного человека состоит в том, что в среднем каждое
поколение зарабатывает больше предыдущего. Таким образом, поколе-
ние, поступающее в колледж в конце 80-х годов, будет иметь график с
более высоким уровнем доходов в любом своем возрасте, чем имело по-
коление 70-х годов.
5 Доходы зависят, конечно, не только от способностей и образования. Обя-
зательно следует учитывать и семейные традиции.
ет. Таким образом, определить зависимость доходов
от образования при одинаковом уровне способно-
стей довольно трудно, поскольку трудно учесть все
аспекты способностей.
Образование: формальный признак
или реальное свидетельство
профессиональной подготовки?
Исходя из этих наблюдений, некоторые экономи-
сты выдвигали тезис о том, что работодатели готовы
платить больше образованным работникам только
потому, что наличие образования служит признаком
способностей, которые трудно или невозможно из-
мерить непосредственно6. Логика здесь состоит в
том, что сама учеба в колледже и сдача экзаменов
как бы «сигнализируют» фирмам, что студенты спо-
собны хорошо делать некоторые вещи, которые мо-
гут оказаться полезными в работе, например умеют
вовремя приходить на работу и добиваться постав-
ленных целей. Подобным же образом хорошие от-
метки указывают на стремление к конкурентной
борьбе, а внеклассная деятельность свидетельствует
о способности сотрудничать с другими. Дипломы,
отметки и общественная деятельность являются ин-
формацией для фирм, экономящих свое время и
деньги, которые они были бы вынуждены тратить
на оценивание кандидатов. Что касается студентов,
то обучение в колледже имеет для них прямой
смысл, поскольку фирмы охотно платят надбавку к
зарплате выпускников колледжей.
Отсюда следует интересный вывод. Студенты (и
их родители) имеют возможность производить
огромные инвестиции в образование, а наниматели
могут платить образованным людям больше, даже
если образование в действительности не повышает
производительность. Такая позиция рациональна
лишь в той мере, в какой образование выявляется
через различия в производительности, т.е. дает воз-
можность понять, увеличивает ли оно производи-
тельность. Если для отдельного человека расходы на
образование могут быть рациональными, для обще-
ства в целом они имеют смысл только в том случае,
если образование действительно повышает произво-
дительность. В противном случае общество может
сэкономить свои средства, отыскав более дешевый
способ отбора тех, чья квалификация найдет спрос
на рынке
Имеющиеся свидетельства говорят о том, что те-
зис об образовании только как о некоем «сигнале»
ошибочен: высшее образование и в самом деле по-
вышает производительность. Однако из-за того, что
6 Основной источник Michael Spence, Market Signaling: Informational
transfer in Hiring and Related Screening Processes, Harvard University Press,
Cambridge, Mass, 1974.
природные способности с трудом подвергаются из-
мерению, очень сложно определить точные пределы,
в которых образование может повысить производи-
тельность. Никто не думает, что в колледже студен-
ты не изучают ничего полезного, хотя бы потому,
что такие курсы, как бухгалтерский учет и компью-
терное программирование, непосредственно связа-
ны с производством. С другой стороны, трудно по-
верить, что наличие образования не рассматривает-
ся нанимателями в качестве «сигнала». Разумно
предположить, что образование способствует росту
производительности и находит в нем свое отраже-
ние В дальнейшем мы и будем исходить из этого
предположения.
2. Образование и профессиональное
обучение
Начнем с анализа экономики инвестирования в
высшее образование и, опираясь на результаты это-
го анализа, рассмотрим функционирование рынка
рабочей силы с высшим образованием. Затем рас-
смотрим роль производственного обучения в про-
цессе накопления человеческого капитала и завер-
шим материал обсуждением человеческого капитала
в искусстве и профессиональном спорте.
Инвестирование в образование
Если образование увеличивает доходы, почему тогда
все люди не поступают в колледжи? Решение посту-
пить в колледж в отличие от решения найти работу
является скорее всего инвестиционным решением,
учитывающим как затраты, так и выгоды. Основные
составляющие такого решения следующие:
Существуют прямые расходы или непосред-
ственные вычеты из текущего дохода, такие, как
плата за обучение, учебники и др.
Учеба в колледже также влечет за собой альтер-
нативные издержки: тот, кто приходит на ры-
нок труда позже, жертвует доходом, который он
мог бы получать в течение нескольких лет.
Финансовые (выраженные в долларах) преиму-
щества колледжа уже обсуждались: обучение в
колледже, будучи завершено, ведет к повышен-
ным доходам, получаемым в течение длительно-
го периода.
Высшее образование имеет издержки и выгоды
неденежного характера: большинство людей не
любят сидеть на некоторых скучных лекциях и
сдавать экзамены, но многим доставляет удо-
вольствие расширять свой кругозор, встречать
новых людей и воспринимать новые идеи, смот-
реть футбольные матчи, играть самому и делать
Глава 17: Человеческий капитал и профсоюзы 305
все то, что обычно делают студенты. Большин-
ство людей, окончивших учебное заведение, по
крайней мере в своих воспоминаниях, признают,
что в колледже выгоды неденежного характера
перевешивали издержки неденежного характера.
Прежде чем принимать инвестиционное решение о
поступлении в колледж, следует взвесить все эти из-
держки и выгоды. Ясно, что, чем больший доход
приносит диплом о высшем образовании, тем при-
влекательнее выглядит колледж и тем больше сту-
дентов решатся инвестировать в него. С другой сто-
роны, повышение платы за обучение или других
прямых издержек вызовет снижение числа студен-
тов, посещающих колледж, и, таким образом, сокра-
тит приток людей с высшим образованием в бли-
жайшем будущем. Повышение стоимости ссуд на
обучение также приведет к сокращению набора.
На рис 17-2 мы показываем важные денежные
элементы инвестиционного решения, сравнивая
структуру доходов выпускника средней школы7,
вступающего на рынок труда в возрасте 18 лет, и
структуру доходов выпускника колледжа, вступаю-
щего на рынок в 22 года. Издержки обучения в
колледже, обозначенные участками серого цвета,
включают прямые затраты и альтернативные из-
держки от упущенных возможностей получения до-
ходов в возрасте от 18 до 22 лет. Финансовые выго-
ды выпускника колледжа при вступлении на рынок
труда обозначены голубым цветом.
Отдача от инвестиций в высшее
образование
Имеет ли смысл получать высшее образование, при-
нимая во внимание только финансовые издержки и
преимущества? Для того чтобы выяснить это, нам
нужно каким-то образом сопоставить издержки,
представленные участком серого цвета на рис 17-2,
и преимущества, представленные участком голубого
цвета. Основной трудностью такого рода сравнений
является то, что издержки осуществляются раньше,
чем реализуются преимущества Чем дальше отсто-
ит срок реализации преимуществ, тем меньшей
ценностью они обладают, поэтому мы не можем
просто взять и сравнить, площадь какого участка,
серого или голубого, больше Нужно найти какой-
нибудь другой способ, чтобы выяснить окупаемость
высшего образования.
Обычно при решении таких проблем издержки
считаются вложениями, которые в будущем ком-
пенсируются выгодами, получаемыми в последую-
щие годы. Далее, мы ставим вопрос о том, какая
7 Здесь и далее термином «средняя школа» характеризуется аналог амери-
канской high school {Прим. пер.)
22»
306 Часть 4; Рынки факторов производства и распределение доходов
РИС. 17-2. Финансовые послед-
ствия обучения в колледже. На
рисунке показано влияние учебы в
колледже на индивидуальные доходы.
Если человек не обучался в колледже,
то его доходы на протяжении жизни
будут такими, как показано на гра-
фике зависимости дохода от возраста
для выпускников средней школы. Ес-
ли человек обучался в колледже, то
его доходы будут соответствовать гра-
фику, приведенному для выпускников
колледжа. (Мы оборвали динамику на
уровне 70 лет, показав падение дохо-
дов в пенсионном возрасте, равном
65 годам. В действительности, разуме-
ется, кривая доходов продолжается и
за 70-летним пределом) Учеба в кол-
ледже обходится в сумму, равную
участку, окрашенному в серый цвет,
т.е. сумму, состоящую из «недополу-
ченной зарплаты» и прямых расходов
на обучение. Преимущество учебы в
колледже отражено на участке голу-
бого цвета Это сумма доходов выпу-
скника колледжа, которая превышает
доход выпускника средней школы
после 22 лет, т.е. возраста, в котором,
как предполагается, выпускник кол-
леджа приступает к работе
процентная ставка при данном объеме инвестиций