<< Пред.           стр. 105 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 дает возможность получить реальную отдачу. Как
 подробно объясняется в приложении, для инвести-
 ций в высшее образование также существует норма
 отдачи. Чем выше ее уровень, тем выгоднее с фи-
 нансовой точки зрения поступать в колледж. Для
 того чтобы рассчитать окупаемость обучения в кол-
 ледже более корректно с экономической точки зре-
 ния, мы можем принять во внимание альтернатив-
 ное использование средств, вложенных в высшее об-
 разование (серый участок), например для приобре-
 тения облигаций или акций. Была ли бы норма от-
 дачи в этом случае выше?
 Исследования, проведенные в 60-х годах, показа-
 ли, что реальная норма отдачи инвестиций в обра-
 зование была равна более 10%. Фактическая норма
 отдачи вложений в акции в Соединенных Штатах в
 среднем составляла около 6% в год, а в облигации
 — около 2%. Любое инвестирование выглядит мно-
 гообещающим, если отдача превышает 10%8. Таким
 8 Как подробно обсуждается в гл. 18, реальная процентная ставка (или
 норма процента) является процентной ставкой, учитывающей инфляцию.
 Если процентная ставка 12%, а инфляция 5%, то реальная процентная
 ставка составит 7%, отражая отдачу в терминах товаров и услуг, которые
 можно приобрести в результате вложений капитала (а не долларов, по-
 купательная способность которых все врелм падает).
 образом, в 60-е годы колледж являлся очень привле-
 кательным объектом капиталовложений. Однако в
 70-е годы реальная норма отдачи от инвестиций в
 высшее образование упала ниже 10%. Это сниже-
 ние частично явилось следствием увеличения числа
 людей, поступающих в колледжи. Таким образом,
 величина превышения нормы отдачи от инвестиций
 в образование по сравнению с показателем инвести-
 ций в акции в существенной мере сократилась.
 Последней составляющей решения о поступле-
 нии в колледж является неденежная, или потреби-
 тельская, часть эффекта высшего образования. В
 этом вопросе вкусы людей различаются. Многие
 считают, что в колледже интересно и весело, и они
 поступили бы в колледж, даже если бы их финансо-
 вые затраты и не окупались. Другие ненавидят шко-
 лу и не делали бы вложений в колледж даже при
 высокой норме отдачи в денежной форме. Посколь-
 ку более способные люди, как правило, испытывают
 большее удовольствие от учебы, решение поступить
 и закончить колледж является ценным «сигналом»
 для потенциальных нанимателей.
 Рынок работников с высшим образованием
 Теперь, когда мы обсудили решение о получении
 Глава 17s Человеческий капитал и профсоюзы 307
 высшего образования, применим модель спроса и
 предложения для анализа рынка работников с выс-
 шим образованием На рис. 17-3 на вертикальной
 оси показана разница между уровнем заработной
 платы, выплачиваемой выпускникам колледжей, и
 аналогичным показателем для выпускников средней
 школы. На горизонтальной оси мы отметили долю в
 совокупной рабочей силе лиц с высшим образова-
 нием.
 Кривая, отмеченная буквой D, является кривой
 спроса на работников с высшим образованием Для
 каждого значения разницы в заработной плате она
 показывает величину той части совокупной рабочей
 силы, которую фирмы хотели бы видеть с дипломом
 колледжа. Например, в точке В, где разница в зара-
 ботной плате велика, фирмам требуется лишь такое
 количество работников с высшим образованием, ко-
 торое представляет собой небольшую часть рабочей
 силы. В точке С, где труд работников с высшим об-
 разованием стоит почти столько же, сколько труд
 работников с образованием в объеме средней шко-
 лы, фирмы хотели бы иметь больше работников с
 дипломом колледжа. Чем выше разница в заработ-
 ной плате, тем предпочтительнее для фирм исполь-
 зовать работников без высшего образования вместо
 работников с высшим образованием, уровень произ-
 водительности которых предполагается в среднем
 более высоким. Поэтому кривая D направлена вниз.
 В любой данный момент времени тот процент,
 который лица с высшим образованием составляют в
 совокупной рабочей силе, является фиксированной
 величиной. Это означает, что уровень предложения
 работников с высшим образованием представляет
 собой фиксированную величину, а кривая предло-
 жения S для краткосрочного периода вертикальна.
 Расположение этой кривой показывает число тех,
 кто когда-либо в прошлом учился в колледже. На-
 пример, в 1984 г. в Соединенных Штатах лишь 19%
 населения старше 25 лет проучились в колледже 4
 года и более, а еще 16% проучились в колледже 1-3
 года
 В долгосрочной перспективе доля рабочей силы с
 высшим образованием может измениться. Если над-
 бавка, выплачиваемая за высшее образование, увели-
 чивается, то растет и количество людей, поступаю-
 щих в колледжи ради получения возможности за-
 нять лучшее рабочее место. Таким образом, с точки
 зрения долгосрочной перспективы предложение ра-
 ботников с высшим образованием растет по мере
 увеличения надбавки к заработной плате. Отсюда
 мы вычерчиваем кривую предложения работников с
 высшим образованием S для долгосрочного периода
 в виде направленной вверх линии.
 В краткосрочном периоде величина равновесной
 разницы в заработной плате уравновешивает спрос
 на рабочую силу, имеющую высшее образование, с
 фиксированным объемом ее предложения. На ри-
 сунке эта точка равновесия обозначена E, а соответ-
 ствующая разница в заработной плате равна WD.
 Рисунок 17-3 построен исходя из предположения,
 что точка E находится также и на кривой долгос-
 рочного предложения S', Из всего этого следует, что
 при разнице заработной платы, равной WD, 25%
 потенциальных студентов изъявляют желание учить-
 ся в колледже.
 Теперь предположим, что произошло повышение
 спроса на работников с высшим образованием, что
 отмечено на рис 17-3 как сдвиг кривой спроса из
 положения D в положение D'. Такой сдвиг может
 произойти, скажем, из-за переориентации экономи-
 
 РИС. 17-3. Разница в заработной плате и рынок
 рабочей силы с высшим образованием. Кривая
 спроса на работников с высшим образованием на-
 правлена вниз. Кривая краткосрочного предложения S
 определяет процент совокупной рабочей силы, имею-
 щей высшее образование в данный момент. Кривая У
 является кривой предложения работников с высшим
 образованием в долгосрочной перспективе Чем выше
 уровень вознаграждения работников с высшим обра-
 зованием, тем больше людей будет поступать на учебу
 в колледж. Первоначально равновесие достигается в
 точке E. Когда спрос на работников с высшим образо-
 ванием смещается до О', разница в заработной плате
 за короткий промежуток времени резко подскакивает
 до WD'. Значительная разница в заработной плате
 привлекает большее количество людей на учебу в кол-
 ледж, и уровень равновесия для долгосрочной перс-
 пективы перемещается в точку E" с разницей в зара-
 ботной плате на уровне WD" и большей долей населе-
 ния с высшим образованием
 Доля лиц с высшим образованием в совокупной рабочей силе
 308 Часть 4: Рынки факторов производства и распределение доходов
 ки с выпуска текстильной и сельскохозяйственной
 продукции на производство высокотехнологичных
 изделий, где труд работников с высшим образовани-
 ем обладает более высокой производительностью.
 Точка равновесия для краткосрочного периода сме-
 щается из E в ?', и разница в заработной плате в
 краткосрочном периоде резко возрастает, с WD до
 WD'. Такие значительные масштабы повышения
 объясняются тем, что предложение не в состоянии
 за короткий срок отреагировать должным образом
 на возрастание спроса. Высшее образование по-
 прежнему имеют только 25% населения. Люди еще
 только должны пойти учиться в колледж, и на саму
 учебу уходят годы.
 Следующим шагом в ответ на смещение спроса
 является то, что все большее число выпускников
 средней школы принимает решение поступить в
 колледж. Все те, кто и раньше, до введения надба-
 вок выпускникам колледжей, планировал получить
 высшее образование, разумеется, так и не изменят
 своего решения. Многие же из тех, кто ранее при-
 нял решение устроиться на работу после окончания
 школы, возможно, выберут все же колледж. В ре-
 зультате доля в совокупном предложении рабочей
 силы выпускников колледжей увеличится, как это
 видно из долгосрочной кривой предложения У. По-
 этому по истечении некоторого времени равновесие
 будет достигнуто в точке E" при разнице в заработ-
 ной плате лишь на уровне WD". Это сокращение
 произойдет в результате пересмотра образователь-
 ных ориентиров лицами, впервые вступающими на
 рынок труда. В конечном счете 32% рабочей силы
 будут иметь высшее образование.
 Подобный анализ раскрывает механизм воздей-
 ствия, которое оказывает снижение стоимости обу-
 чения в колледже. В краткосрочном периоде прием
 новых студентов возрастает, но спрос на работников
 с высшим образованием остается неизменным. Од-
 нако в долгосрочном периоде при любой разнице в
 оплате труда число таких людей на рынке возрастет.
 Поэтому кривая предложения для долгосрочной
 перспективы направлена вниз. Как видно из рис.
 17-3, доля населения с дипломами колледжей будет
 расти, а разница в оплате сокращаться.
 ОБРАЗОВАНИЕ И «СВИНЫЕ ЦИКЛЫ». Тот факт,
 что на получение высшего образования требуется
 время, ведет к запаздыванию реакции на изменения
 спроса. Смещение кривой спроса вверх способству-
 ет кратковременному росту разницы в оплате труда
 и увеличивает число выпускников средней школы,
 желающих поступить в колледж. Однако после по-
 лучения дипломов колледжей их заработки окажут-
 ся ниже, что повлечет за собой разочарование и
 других в получении высшего образования. Падение
 набора в колледжи в свою очередь сократит в буду-
 щем приток выпускников колледжей, заработки
 опять возрастут и т.д. Если этот процесс, иногда на-
 зываемый «свиным циклом» или «паутиной», набе-
 рет силу9, то уровень равновесного предложения и
 цен (под которыми в данном случае подразумевают-
 ся разница в оплате труда и отдача от образования)
 для краткосрочной перспективы будет колебаться
 вокруг своих долгосрочных значений.
 Хорошим примером такого типа циклов является
 рынок научных работников. После того как русские
 запустили первый искусственный спутник Земли в
 1957 г, в Соединенных Штатах начался научный
 бум Это резко повысило спрос на ученых, увеличив
 тем самым разницу в оплате, а также число людей,
 получающих соответствующую подготовку. Позднее,
 когда фирмы и правительство сократили финанси-
 рование научно-исследовательских работ, спрос на
 ученых сократился. Разница в оплате упала, а набор
 студентов уменьшился.
 С точки зрения функционирования механизма
 спроса и предложения, проиллюстрированного на
 рис. 17-3, происходит следующее. Сначала кривая
 спроса сдвигается вверх и в результате этого цена
 (разница в оплате) растет вдоль вертикальной кри-
 вой предложения для краткосрочного периода. Эта
 возросшая цена поощряет студентов к занятиям на-
 укой, тем самым медленно передвигая эту кривую
 вправо. Но как только кривая переместилась, цена,
 смещаясь вдоль кривой спроса, сократится, а вместе
 с ней и желание заниматься наукой, а не чем-либо
 другим.
 Таблица 17-1 показывает динамику заработков
 докторов физики и, для сравнения, средней оплаты
 труда специалистов, занятых во всех профессиях, где
 доминируют мужчины, а также долю докторов фи-
 зики в общей численности дипломированных уче-
 ных. Можно отчетливо видеть рост заработков в
 «послеспутниковый» период 1954-1962 гг, за кото-
 рым последовало увеличение числа докторов физики
 в 1962-1968 гг. Как только на рынке выросло пред-
 ложение докторов физики (проиллюстрированное
 динамикой их доли в общем числе докторов), отно-
 сительные заработки упали (в 1962-1968 гг.) и за-
 тем, в 1968-1970 гг., число докторов физики сокра-
 тилось.
 Обучение на рабочем месте и кривые
 зависимости доходов от возраста
 Образование увеличивает доходы, и поэтому инве-
 стиции, вложенные в образование, окупаются. Одна-
 ко время, проведенное на работе, также приносит
 ' Процесс, описанный здесь, первоначально изучался на примере рынка
 свиней и других сельскохозяйственных рынков.
 ТАБЛИЦА 17-1. Динамика относительных заработков
 докторов физики
 1951- 1954- 1962- 1968-
 1954 гг. 1962 гт. 1968 гг. 1970 гг.
 Темпы прироста заработков*:
 докторов физики 9,2 67,7 22,3 8,8
 занятых во всех
 «мужских» профессиях 20,5 40,1 36,4 17,4
 Доктора физики в %
 от всех докторов** 5,9 5,4 5,6 5,1
 ' Richard Freeman, «Supply and Salary Adjustment to the Changing
 Science Manpower Market Physics, 1948-1973», American Economic
 Review, March 1975.
 * Statistical Abstract of the United States за соответствующие годы.
 свои плоды. Опытный работник гораздо ценнее, чем
 новичок, для своей, как, впрочем, и для любой дру-
 гой, фирмы. Разница между новичком и опытным
 работником заключается в величине человеческого
 капитала, который приобретается либо просто в ре-
 зультате выполнения работником своих обязанно-
 стей (т.е. через приобретение соответствующих на-
 выков), либо путем обучения непосредственно на
 рабочем месте. Такое обучение включает свойствен-
 ные для данной специальности обязанности, коопе-
 рацию в ходе технологического процесса и приоб-
 ретение специальных навыков. Обучение на рабочем
 месте является главной причиной начальной крутиз-
 ны кривых зависимости доходов от возраста (см,
 рис 17-1). Работники, имеющие некоторый опыт,
 являются более производительными, чем неквали-
 фицированные; соответственно с приобретаемым
 опытом растет и оплата.
 Из всего этого следует вопрос кто оплачивает та-
 кое обучение? Если производственный опыт дает
 рабочим полезные навыки, не следует ли именно
 рабочим платить фирме за предоставление им тако-
 го опыта, соглашаясь на более низкую зарплату? На
 практике многие так и поступают.
 Для того чтобы ясно представлять себе, кто дол-
 жен платить за обучение на рабочем месте, очень
 важно уметь различать два вида квалификации. Во-
 первых, это человеческий капитал, специфшный для
 данной фирмы, т.е. умение работать в какой-то кон-
 кретной фирме. Важно научиться, например, эффек-
 тивно сотрудничать с конкретным коллективом.
 Специальные навыки такого рода являются беспо-
 лезными в любом ином месте Другое дело — чело-
 веческий капитал общею назначения, т& те знания,
 которые, оставаясь в активе работника, могут быть
 использованы им везде.

<< Пред.           стр. 105 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу