<< Пред. стр. 105 (из 272) След. >>
дает возможность получить реальную отдачу. Какподробно объясняется в приложении, для инвести-
ций в высшее образование также существует норма
отдачи. Чем выше ее уровень, тем выгоднее с фи-
нансовой точки зрения поступать в колледж. Для
того чтобы рассчитать окупаемость обучения в кол-
ледже более корректно с экономической точки зре-
ния, мы можем принять во внимание альтернатив-
ное использование средств, вложенных в высшее об-
разование (серый участок), например для приобре-
тения облигаций или акций. Была ли бы норма от-
дачи в этом случае выше?
Исследования, проведенные в 60-х годах, показа-
ли, что реальная норма отдачи инвестиций в обра-
зование была равна более 10%. Фактическая норма
отдачи вложений в акции в Соединенных Штатах в
среднем составляла около 6% в год, а в облигации
— около 2%. Любое инвестирование выглядит мно-
гообещающим, если отдача превышает 10%8. Таким
8 Как подробно обсуждается в гл. 18, реальная процентная ставка (или
норма процента) является процентной ставкой, учитывающей инфляцию.
Если процентная ставка 12%, а инфляция 5%, то реальная процентная
ставка составит 7%, отражая отдачу в терминах товаров и услуг, которые
можно приобрести в результате вложений капитала (а не долларов, по-
купательная способность которых все врелм падает).
образом, в 60-е годы колледж являлся очень привле-
кательным объектом капиталовложений. Однако в
70-е годы реальная норма отдачи от инвестиций в
высшее образование упала ниже 10%. Это сниже-
ние частично явилось следствием увеличения числа
людей, поступающих в колледжи. Таким образом,
величина превышения нормы отдачи от инвестиций
в образование по сравнению с показателем инвести-
ций в акции в существенной мере сократилась.
Последней составляющей решения о поступле-
нии в колледж является неденежная, или потреби-
тельская, часть эффекта высшего образования. В
этом вопросе вкусы людей различаются. Многие
считают, что в колледже интересно и весело, и они
поступили бы в колледж, даже если бы их финансо-
вые затраты и не окупались. Другие ненавидят шко-
лу и не делали бы вложений в колледж даже при
высокой норме отдачи в денежной форме. Посколь-
ку более способные люди, как правило, испытывают
большее удовольствие от учебы, решение поступить
и закончить колледж является ценным «сигналом»
для потенциальных нанимателей.
Рынок работников с высшим образованием
Теперь, когда мы обсудили решение о получении
Глава 17s Человеческий капитал и профсоюзы 307
высшего образования, применим модель спроса и
предложения для анализа рынка работников с выс-
шим образованием На рис. 17-3 на вертикальной
оси показана разница между уровнем заработной
платы, выплачиваемой выпускникам колледжей, и
аналогичным показателем для выпускников средней
школы. На горизонтальной оси мы отметили долю в
совокупной рабочей силе лиц с высшим образова-
нием.
Кривая, отмеченная буквой D, является кривой
спроса на работников с высшим образованием Для
каждого значения разницы в заработной плате она
показывает величину той части совокупной рабочей
силы, которую фирмы хотели бы видеть с дипломом
колледжа. Например, в точке В, где разница в зара-
ботной плате велика, фирмам требуется лишь такое
количество работников с высшим образованием, ко-
торое представляет собой небольшую часть рабочей
силы. В точке С, где труд работников с высшим об-
разованием стоит почти столько же, сколько труд
работников с образованием в объеме средней шко-
лы, фирмы хотели бы иметь больше работников с
дипломом колледжа. Чем выше разница в заработ-
ной плате, тем предпочтительнее для фирм исполь-
зовать работников без высшего образования вместо
работников с высшим образованием, уровень произ-
водительности которых предполагается в среднем
более высоким. Поэтому кривая D направлена вниз.
В любой данный момент времени тот процент,
который лица с высшим образованием составляют в
совокупной рабочей силе, является фиксированной
величиной. Это означает, что уровень предложения
работников с высшим образованием представляет
собой фиксированную величину, а кривая предло-
жения S для краткосрочного периода вертикальна.
Расположение этой кривой показывает число тех,
кто когда-либо в прошлом учился в колледже. На-
пример, в 1984 г. в Соединенных Штатах лишь 19%
населения старше 25 лет проучились в колледже 4
года и более, а еще 16% проучились в колледже 1-3
года
В долгосрочной перспективе доля рабочей силы с
высшим образованием может измениться. Если над-
бавка, выплачиваемая за высшее образование, увели-
чивается, то растет и количество людей, поступаю-
щих в колледжи ради получения возможности за-
нять лучшее рабочее место. Таким образом, с точки
зрения долгосрочной перспективы предложение ра-
ботников с высшим образованием растет по мере
увеличения надбавки к заработной плате. Отсюда
мы вычерчиваем кривую предложения работников с
высшим образованием S для долгосрочного периода
в виде направленной вверх линии.
В краткосрочном периоде величина равновесной
разницы в заработной плате уравновешивает спрос
на рабочую силу, имеющую высшее образование, с
фиксированным объемом ее предложения. На ри-
сунке эта точка равновесия обозначена E, а соответ-
ствующая разница в заработной плате равна WD.
Рисунок 17-3 построен исходя из предположения,
что точка E находится также и на кривой долгос-
рочного предложения S', Из всего этого следует, что
при разнице заработной платы, равной WD, 25%
потенциальных студентов изъявляют желание учить-
ся в колледже.
Теперь предположим, что произошло повышение
спроса на работников с высшим образованием, что
отмечено на рис 17-3 как сдвиг кривой спроса из
положения D в положение D'. Такой сдвиг может
произойти, скажем, из-за переориентации экономи-
РИС. 17-3. Разница в заработной плате и рынок
рабочей силы с высшим образованием. Кривая
спроса на работников с высшим образованием на-
правлена вниз. Кривая краткосрочного предложения S
определяет процент совокупной рабочей силы, имею-
щей высшее образование в данный момент. Кривая У
является кривой предложения работников с высшим
образованием в долгосрочной перспективе Чем выше
уровень вознаграждения работников с высшим обра-
зованием, тем больше людей будет поступать на учебу
в колледж. Первоначально равновесие достигается в
точке E. Когда спрос на работников с высшим образо-
ванием смещается до О', разница в заработной плате
за короткий промежуток времени резко подскакивает
до WD'. Значительная разница в заработной плате
привлекает большее количество людей на учебу в кол-
ледж, и уровень равновесия для долгосрочной перс-
пективы перемещается в точку E" с разницей в зара-
ботной плате на уровне WD" и большей долей населе-
ния с высшим образованием
Доля лиц с высшим образованием в совокупной рабочей силе
308 Часть 4: Рынки факторов производства и распределение доходов
ки с выпуска текстильной и сельскохозяйственной
продукции на производство высокотехнологичных
изделий, где труд работников с высшим образовани-
ем обладает более высокой производительностью.
Точка равновесия для краткосрочного периода сме-
щается из E в ?', и разница в заработной плате в
краткосрочном периоде резко возрастает, с WD до
WD'. Такие значительные масштабы повышения
объясняются тем, что предложение не в состоянии
за короткий срок отреагировать должным образом
на возрастание спроса. Высшее образование по-
прежнему имеют только 25% населения. Люди еще
только должны пойти учиться в колледж, и на саму
учебу уходят годы.
Следующим шагом в ответ на смещение спроса
является то, что все большее число выпускников
средней школы принимает решение поступить в
колледж. Все те, кто и раньше, до введения надба-
вок выпускникам колледжей, планировал получить
высшее образование, разумеется, так и не изменят
своего решения. Многие же из тех, кто ранее при-
нял решение устроиться на работу после окончания
школы, возможно, выберут все же колледж. В ре-
зультате доля в совокупном предложении рабочей
силы выпускников колледжей увеличится, как это
видно из долгосрочной кривой предложения У. По-
этому по истечении некоторого времени равновесие
будет достигнуто в точке E" при разнице в заработ-
ной плате лишь на уровне WD". Это сокращение
произойдет в результате пересмотра образователь-
ных ориентиров лицами, впервые вступающими на
рынок труда. В конечном счете 32% рабочей силы
будут иметь высшее образование.
Подобный анализ раскрывает механизм воздей-
ствия, которое оказывает снижение стоимости обу-
чения в колледже. В краткосрочном периоде прием
новых студентов возрастает, но спрос на работников
с высшим образованием остается неизменным. Од-
нако в долгосрочном периоде при любой разнице в
оплате труда число таких людей на рынке возрастет.
Поэтому кривая предложения для долгосрочной
перспективы направлена вниз. Как видно из рис.
17-3, доля населения с дипломами колледжей будет
расти, а разница в оплате сокращаться.
ОБРАЗОВАНИЕ И «СВИНЫЕ ЦИКЛЫ». Тот факт,
что на получение высшего образования требуется
время, ведет к запаздыванию реакции на изменения
спроса. Смещение кривой спроса вверх способству-
ет кратковременному росту разницы в оплате труда
и увеличивает число выпускников средней школы,
желающих поступить в колледж. Однако после по-
лучения дипломов колледжей их заработки окажут-
ся ниже, что повлечет за собой разочарование и
других в получении высшего образования. Падение
набора в колледжи в свою очередь сократит в буду-
щем приток выпускников колледжей, заработки
опять возрастут и т.д. Если этот процесс, иногда на-
зываемый «свиным циклом» или «паутиной», набе-
рет силу9, то уровень равновесного предложения и
цен (под которыми в данном случае подразумевают-
ся разница в оплате труда и отдача от образования)
для краткосрочной перспективы будет колебаться
вокруг своих долгосрочных значений.
Хорошим примером такого типа циклов является
рынок научных работников. После того как русские
запустили первый искусственный спутник Земли в
1957 г, в Соединенных Штатах начался научный
бум Это резко повысило спрос на ученых, увеличив
тем самым разницу в оплате, а также число людей,
получающих соответствующую подготовку. Позднее,
когда фирмы и правительство сократили финанси-
рование научно-исследовательских работ, спрос на
ученых сократился. Разница в оплате упала, а набор
студентов уменьшился.
С точки зрения функционирования механизма
спроса и предложения, проиллюстрированного на
рис. 17-3, происходит следующее. Сначала кривая
спроса сдвигается вверх и в результате этого цена
(разница в оплате) растет вдоль вертикальной кри-
вой предложения для краткосрочного периода. Эта
возросшая цена поощряет студентов к занятиям на-
укой, тем самым медленно передвигая эту кривую
вправо. Но как только кривая переместилась, цена,
смещаясь вдоль кривой спроса, сократится, а вместе
с ней и желание заниматься наукой, а не чем-либо
другим.
Таблица 17-1 показывает динамику заработков
докторов физики и, для сравнения, средней оплаты
труда специалистов, занятых во всех профессиях, где
доминируют мужчины, а также долю докторов фи-
зики в общей численности дипломированных уче-
ных. Можно отчетливо видеть рост заработков в
«послеспутниковый» период 1954-1962 гг, за кото-
рым последовало увеличение числа докторов физики
в 1962-1968 гг. Как только на рынке выросло пред-
ложение докторов физики (проиллюстрированное
динамикой их доли в общем числе докторов), отно-
сительные заработки упали (в 1962-1968 гг.) и за-
тем, в 1968-1970 гг., число докторов физики сокра-
тилось.
Обучение на рабочем месте и кривые
зависимости доходов от возраста
Образование увеличивает доходы, и поэтому инве-
стиции, вложенные в образование, окупаются. Одна-
ко время, проведенное на работе, также приносит
' Процесс, описанный здесь, первоначально изучался на примере рынка
свиней и других сельскохозяйственных рынков.
ТАБЛИЦА 17-1. Динамика относительных заработков
докторов физики
1951- 1954- 1962- 1968-
1954 гг. 1962 гт. 1968 гг. 1970 гг.
Темпы прироста заработков*:
докторов физики 9,2 67,7 22,3 8,8
занятых во всех
«мужских» профессиях 20,5 40,1 36,4 17,4
Доктора физики в %
от всех докторов** 5,9 5,4 5,6 5,1
' Richard Freeman, «Supply and Salary Adjustment to the Changing
Science Manpower Market Physics, 1948-1973», American Economic
Review, March 1975.
* Statistical Abstract of the United States за соответствующие годы.
свои плоды. Опытный работник гораздо ценнее, чем
новичок, для своей, как, впрочем, и для любой дру-
гой, фирмы. Разница между новичком и опытным
работником заключается в величине человеческого
капитала, который приобретается либо просто в ре-
зультате выполнения работником своих обязанно-
стей (т.е. через приобретение соответствующих на-
выков), либо путем обучения непосредственно на
рабочем месте. Такое обучение включает свойствен-
ные для данной специальности обязанности, коопе-
рацию в ходе технологического процесса и приоб-
ретение специальных навыков. Обучение на рабочем
месте является главной причиной начальной крутиз-
ны кривых зависимости доходов от возраста (см,
рис 17-1). Работники, имеющие некоторый опыт,
являются более производительными, чем неквали-
фицированные; соответственно с приобретаемым
опытом растет и оплата.
Из всего этого следует вопрос кто оплачивает та-
кое обучение? Если производственный опыт дает
рабочим полезные навыки, не следует ли именно
рабочим платить фирме за предоставление им тако-
го опыта, соглашаясь на более низкую зарплату? На
практике многие так и поступают.
Для того чтобы ясно представлять себе, кто дол-
жен платить за обучение на рабочем месте, очень
важно уметь различать два вида квалификации. Во-
первых, это человеческий капитал, специфшный для
данной фирмы, т.е. умение работать в какой-то кон-
кретной фирме. Важно научиться, например, эффек-
тивно сотрудничать с конкретным коллективом.
Специальные навыки такого рода являются беспо-
лезными в любом ином месте Другое дело — чело-
веческий капитал общею назначения, т& те знания,
которые, оставаясь в активе работника, могут быть
использованы им везде.