<< Пред. стр. 12 (из 272) След. >>
12 Часть 1: ВведениеСмешанные экономики
И командная экономика, и экономика свободного
рынка, следовательно, представляют собой нереали-
стичные, крайние случаи. Они интересны главным
образом потому, что помогают нам понять функци-
онирование реальных экономических систем, явля-
ющихся сложной смесью этих крайностей.
О В смешанной экономике и государство, и
частный сектор (предприятия и потребители)
играют важную роль в ответах на вопросы
«что», «как» и «для кого» для общества в це-
лом.
Экономические системы всех стран являются сме-
шанными, хотя одни тяготеют больше к команд-
ным, в то время как другие опираются в основном
на рыночные.
На рис. 1-5 представлено несколько примеров.
Государство играет гораздо более существенную
роль в экономике стран Советского блока, чем в
Соединенных Штатах и других странах. Но даже в
Албании, где роль государства, возможно, наиболь-
шая, потребители могут выбирать, какие товары по-
купать, и с некоторой натяжкой можно говорить о
существовании там частных сельскохозяйственных
рынков. С другой стороны, в экономике Гонконга,
может быть, наиболее рыночной, государство взима-
ет налоги, обеспечивает получение образования,
препятствует голоду и регулирует деятельность на
многих рынках. Во многих странах, включая Соеди-
ненные Штаты, вопрос об оптимальном уровне го-
сударственного вмешательства является причиной
длительной напряженной полемики.
Так как решения и государства, и частного секто-
ра являются важными в реальной экономике, то и
Командная Смешанная экономика Экономика
экономика свободного
рынка
РИС. 1-5. Степень рыночной ориентации. В чисто команд-
ной экономике все решения по поводу распределения ресурсов
принимаются государством. В противоположность этому в чисто
рыночной экономике все ресурсы распределяются через рынки.
Все реальные экономики являются смешанными: имеют значе-
ние и государственные решения, и рынки. Тем не менее относи-
тельная значимость государства и рынка существенно изменяется
по странам
те, и другие широко анализируются в этой книге.
Основное внимание уделяется экономике Соеди-
ненных Штатов, где большая часть (но не все) про-
изводства осуществляется частными фирмами, кото-
рые не получают подробных, типа «что» и «как»,
инструкций от государства Вы узнаете о том, как
работают рынки и когда их деятельность приводит
к эффективному использованию ресурсов или пре-
пятствует этому. Вы изучите как теорию, так и
практику государственного вмешательства в рыноч-
ного экономику, а также освоите методы анализа
экономических аргументов за и против конкретных
действий государства11.
4. Что же дальше?
Куда мы направляемся теперь? Следующие три гла-
вы закладывают основы всего дальнейшего изложе-
ния. В них обсуждаются методы и технические при-
емы, используемые экономистами, процесс форми-
рования рыночных цен в результате взаимодействия
спроса и предложения и роль государства в сме-
шанной экономике Освоив эти основополагающие
понятия, вы можете приступать к изучению микро-
либо макроэкономики.
Микро и макро
Микроэкономика, изучение которой охватывается
частями со 2-й по 5-ю включительно, имеет дело с
экономическим поведением отдельных экономиче-
ских элементов — в основном домашних хозяйств и
фирм, а также конкретных рынков и отраслей.
Упор делается на цены и объемы выпуска конкрет-
ных товаров и услуг и на то, как в результате взаи-
модействия рынков формируется распределение
ограниченных ресурсов по миллионам альтернатив-
ных направлений использования. Типичные микроэ-
кономические вопросы включают следующее поче-
му галлон бензина стоит меньше, чем галлон моло-
ка, и больше, чем галлон воды? Какое влияние ока-
зывает контроль за арендной платой на предложе-
ние жилья? Каково влияние минимальной оплаты
труда молодежи на ее занятость, а также на заня-
тость пожилых? Почему цены на электроэнергию
всегда устанавливаются государством?
Макроэкономика, наоборот, изучает функциони-
рование экономики в целом В макроэкономике ак-
центы делаются на общий объем производства това-
ров и услуг в экономике и на изменения среднего
уровня цен. Прчему наблюдаются спады и подъемы?
11 Мы завершим наше изложение подробным сравнением альтернативных
экономических систем, расположенных вдоль всей линии, изображен-
ной на рис. 1-5, в гл. 40.
Глава 1: Введение в экономику 13
Почему цены растут быстрее в одном периоде, чем
в другом, т.е почему темп роста инфляции иногда
высокий, а иногда низкий? Почему общее число
безработных в экономике иногда бывает высоким, а
иногда низким? Какое воздействие оказывает дефи-
цит государственного бюджета на инфляцию и без-
работицу? Как изменение стоимости доллара отно-
сительно других валют влияет на экономику Соеди-
ненных Штатов? Эти и другие взаимосвязанные во-
просы рассматриваются в частях с 6-й по 8-ю.
Несмотря на различия в акцентах, микроэконо-
мика и макроэкономика по существу не являются
различными дисциплинами. Одни и те же концеп-
ции и основные идеи используются в обеих обла-
стях, и понимание одной поможет вам разобраться
в другой.
Экономический жаргон
Большинство академических дисциплин пользуются
специальными языками, или жаргоном, для того,
чтобы облегчить тем, кто изучает их, общение друг
с другом Физики, например, используют необычные
слова, такие, как «нейтрон» и «протон». Но жаргон
физиков содержит также и знакомые слова, такие,
как «сила» и «масса», которые употребляются в
формально точном, специфическом смысле Чтобы
преуспеть в физике, вы должны освоить как упот-
ребление незнакомых слов («нейтрон»), так и спе-
цифические значения знакомых слов («сила»), ис-
пользующихся в профессиональном жаргоне физи-
ков.
Определения и того, и другого рода важны также
и в экономике. «Альтернативная стоимость», напри-
мер, — это новый термин для большинства читате-
лей данной книги, в то время как «эффектив-
ность» — знакомое слово, имеющее специальное
значение на экономическом жаргоне. Большинство
определений, которые вам необходимы, чтобы овла-
деть экономической теорией и ее жаргоном, содер-
жат знакомые слова и фразы. Студенты имеют
обыкновение пропускать определения тех понятий,
которыми они пользуются каждый день, и исполь-
зовать эти термины в «научных разговорах» точно
так же, как и в обычной речи. Будьте осторожны:
этот путь небезопасен. Например, когда экономист
говорит «деньги», он не имеет в виду «доход» или
«богатство», хотя в обычной речи зачастую нет раз-
личий в употреблении этих слоа
? Говорят, президент Трумэн просил своих бли-
жайших советников найти ему «однорукого» эконо-
миста Он имел в виду, что устал слушать, как эко-
номисты говорят ему, что если он предпринимает
практически любое действие, «с одной стороны, в
результате произойдет нечто хорошее, но, с другой
стороны, произойдет нечто плохое». Однако в реаль-
ной жизни большинство экономических решений
требует именно такого рода анализа, и в этом смыс-
ле не существует «одноруких» экономистов. Эконо-
мика — это наука о том, как осуществляется выбор
в условиях ограниченности ресурсов, т. е. такой вы-
бор, который мы как индивиды и как члены обще-
ства должны осуществлять каждый день.
Резюме
Экономика изучает, каким образом общества, сталки-
ваясь с центральной проблемой согласования безгра-
ничных желаний в потреблении товаров и услуг с
ограничивающими их выпуск дефицитными ресурса-
ми, решают, что, как и для кого производить.
Экономисты имеют дело с позитивными и норматив-
ными проблемами. Позитивная экономика ищет науч-
ные объяснения функционированию экономики, она
имеет дело с тем, что есть или могло бы быть. Норма-
тивная экономика предлагает рецепты действий, осно-
ванные на личных оценочных суждениях, она имеет
дело с тем, что должно быть. Наиболее глубокие раз-
ногласия среди экономистов вызывают вопросы в
рамках нормативного подхода, позитивный подход к
экономике, как правило, споров не вызывает.
Граница производственных возможностей (PPF) пока-
зывает максимально возможное количество какого-ли-
бо товара или вида услуг, которое может быть произ-
ведено для каждого данного уровня выпуска других
товаров и услуг. PPF любого общества изменится, если
изменяется количество или качество производствен-
ных ресурсов или если появляются новые полезные
знания.
PPF воображаемой экономики, в которой имеются
только два возможных вида выпуска, иллюстрирует
базисные экономические принципы. Альтернативные
издержки, связанные с увеличением выпуска одного
товара, определяются количеством других товаров, ко-
торым необходимо при этом пожертвовать. Только те
изменения, которые могли бы произойти в результате
конкретного действия, следует рассматривать при
оценке их желательности; решения должны прини-
маться в соответствии с предельными изменениями.
Чтобы расширить (сдвинуть вовне) PPF или иметь воз-
можность увеличить производство завтра, общество
должно уменьшить потребление сегодня. Общество
растрачивает ресурсы, если находится внутри своей
PPF; работает эффективно, если находится на PPF. Точ-
ки, расположенные вовне PPF, недостижимы вслед-
ствие органиченности ресурсов.
В командной экономике все решения о том, что, как
и для кого производить, должны были бы принимать-
4. 14 Часть 1: Введение
ся государством. Управление такого рода экономикой
было бы почти наверняка неразрешимой задачей для
государства; в действительности чисто командных эко-
номик не существует.
В экономике свободного рынка — прямой противопо-
ложности командной экономики — государство не иг-
рало бы никакой роли в распределении ресурсов; вза-
имодействие решений фирм и домашних хозяйств
осуществлялось бы посредством рынков для принятия
решений о том, что, как и для кого производить. Адам
Смит утверждал, что индивиды, руководствуясь свои-
ми собственными интересами на свободных рынках,
направляются как бы невидимой рукой в целях дости-
жения интересов общества в целом. Но чисто рыноч-
ных экономик также не существует; все реально суще-
ствующие государства оказывают влияние на решения
о распределении ресурсов различными способами и
по различным причинам.
Все современные экономики являются смешанными —
находятся в промежутке между двумя крайностями:
чисто командной и чисто рыночной системами. В сме-
шанных экономиках распределение ресурсов опреде-
ляют и государственные решения, и рыночные силы.
Действительное соотношение государства и рынка в
различных странах сильно варьируется. В США веду-
щая роль принадлежит рынку. Подчас напряженный
спор возникает именно по поводу той роли, которую
должны играть государство и рынок в экономике.
В экономике существуют два основных раздела. Мик-
роэкономика сосредоточена на изучении функциони-
рования отдельных рынков и их взаимодействия. Мак-
роэкономика изучает экономику в целом, сосредото-
чиваясь на таких вопросах, как инфляция, безработи-
ца и рост совокупного выпуска. В обоих разделах при-
меняются одни и те же основные принципы.
Ключевые термины
Ограниченность
Вопросы «что», «как» и «для кого» производить
Компромиссы
Позитивная экономика в отличие от нормативной
Альтернативная стоимость
Выбор по предельным характеристикам
Экономический рост
Эффективное производство
Рынки
Цены
Командная экономика
Экономика свободного рынка
Невидимая рука
Смешанная экономика
Микроэкономика и макроэкономика
Задачи
1. (а) Предположим, что вы живете в одиночестве на
острове. Какие из трех основных экономических про-
блем вам не пришлось бы решать? (Ь) Почему не воз-
никает никаких экономических проблем, когда люди
имеют все, что хотят? (с) Как вы думаете, действи-
тельно ли неограниченны человеческие потребности
или настанет день, когда мы будем производить
столько, что каждый сможет иметь все и в любом ко-
личестве?
Как проблемы «что», «как» и «для кого» решаются в
вашей семье?
Представьте экономику с пятью работниками, каждый
из которых за день может произвести либо четыре
торта, либо три рубашки, (а) Начертите границу про-
изводственных возможностей такого общества. (Ь)
Сколько тортов могло бы потребить общество, если бы
оно было готово обходиться без рубашек? (с) Отметьте
точки на вашем графике, соответствующие неэффек-
тивным методам производства, (d) Объясните, почему
точки вовне границы являются недостижимыми. j
Дана экономика такая же, как в задаче 3. Однако для j
производства рубашек изобретен новый метод, благо- J
даря которому один работник может производить
пять рубашек в день. Улучшений в производстве тор-
тов не произошло, (а) Покажите новую границу про-
изводственных возможностей общества. (Ь) Как она
соотносится с предыдущей границей? (с) Если потре-
бители предпочитают иметь и торты, и рубашки, ка-
ков, вероятнее всего, будет общественный выбор отно- ,
сительно того, что производить?
Экономисты обычно говорят, что не существует такой
вещи, как «бесплатные обеды». Но если общество ра-
ботает неэффективно, существует возможность произ-
водить больше товаров всех видов. В этом смысле в та-
кой экономике есть место «бесплатным обедам» — не
нужно ни от чего отказываться, чтобы произвести еще
один «обед». Объясните, когда нет места «бесплатным
обедам» и почему.
Даже в странах советского блока рабочие, получая до-
ход, могут по крайней мере часть его израсходовать в i
магазинах, покупая то, что они хотят. Как вы думаете,
почему советские плановики не идут дальше по пути
усиления командности экономики к непосредственно-
му распределению всех товаров и услуг между отдель- ,