<< Пред.           стр. 12 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 12 Часть 1: Введение
 Смешанные экономики
 И командная экономика, и экономика свободного
 рынка, следовательно, представляют собой нереали-
 стичные, крайние случаи. Они интересны главным
 образом потому, что помогают нам понять функци-
 онирование реальных экономических систем, явля-
 ющихся сложной смесью этих крайностей.
 О В смешанной экономике и государство, и
 частный сектор (предприятия и потребители)
 играют важную роль в ответах на вопросы
 «что», «как» и «для кого» для общества в це-
 лом.
 Экономические системы всех стран являются сме-
 шанными, хотя одни тяготеют больше к команд-
 ным, в то время как другие опираются в основном
 на рыночные.
 На рис. 1-5 представлено несколько примеров.
 Государство играет гораздо более существенную
 роль в экономике стран Советского блока, чем в
 Соединенных Штатах и других странах. Но даже в
 Албании, где роль государства, возможно, наиболь-
 шая, потребители могут выбирать, какие товары по-
 купать, и с некоторой натяжкой можно говорить о
 существовании там частных сельскохозяйственных
 рынков. С другой стороны, в экономике Гонконга,
 может быть, наиболее рыночной, государство взима-
 ет налоги, обеспечивает получение образования,
 препятствует голоду и регулирует деятельность на
 многих рынках. Во многих странах, включая Соеди-
 ненные Штаты, вопрос об оптимальном уровне го-
 сударственного вмешательства является причиной
 длительной напряженной полемики.
 Так как решения и государства, и частного секто-
 ра являются важными в реальной экономике, то и
 
 Командная Смешанная экономика Экономика
 экономика свободного
 рынка
 РИС. 1-5. Степень рыночной ориентации. В чисто команд-
 ной экономике все решения по поводу распределения ресурсов
 принимаются государством. В противоположность этому в чисто
 рыночной экономике все ресурсы распределяются через рынки.
 Все реальные экономики являются смешанными: имеют значе-
 ние и государственные решения, и рынки. Тем не менее относи-
 тельная значимость государства и рынка существенно изменяется
 по странам
 те, и другие широко анализируются в этой книге.
 Основное внимание уделяется экономике Соеди-
 ненных Штатов, где большая часть (но не все) про-
 изводства осуществляется частными фирмами, кото-
 рые не получают подробных, типа «что» и «как»,
 инструкций от государства Вы узнаете о том, как
 работают рынки и когда их деятельность приводит
 к эффективному использованию ресурсов или пре-
 пятствует этому. Вы изучите как теорию, так и
 практику государственного вмешательства в рыноч-
 ного экономику, а также освоите методы анализа
 экономических аргументов за и против конкретных
 действий государства11.
 4. Что же дальше?
 Куда мы направляемся теперь? Следующие три гла-
 вы закладывают основы всего дальнейшего изложе-
 ния. В них обсуждаются методы и технические при-
 емы, используемые экономистами, процесс форми-
 рования рыночных цен в результате взаимодействия
 спроса и предложения и роль государства в сме-
 шанной экономике Освоив эти основополагающие
 понятия, вы можете приступать к изучению микро-
 либо макроэкономики.
 Микро и макро
 Микроэкономика, изучение которой охватывается
 частями со 2-й по 5-ю включительно, имеет дело с
 экономическим поведением отдельных экономиче-
 ских элементов — в основном домашних хозяйств и
 фирм, а также конкретных рынков и отраслей.
 Упор делается на цены и объемы выпуска конкрет-
 ных товаров и услуг и на то, как в результате взаи-
 модействия рынков формируется распределение
 ограниченных ресурсов по миллионам альтернатив-
 ных направлений использования. Типичные микроэ-
 кономические вопросы включают следующее поче-
 му галлон бензина стоит меньше, чем галлон моло-
 ка, и больше, чем галлон воды? Какое влияние ока-
 зывает контроль за арендной платой на предложе-
 ние жилья? Каково влияние минимальной оплаты
 труда молодежи на ее занятость, а также на заня-
 тость пожилых? Почему цены на электроэнергию
 всегда устанавливаются государством?
 Макроэкономика, наоборот, изучает функциони-
 рование экономики в целом В макроэкономике ак-
 центы делаются на общий объем производства това-
 ров и услуг в экономике и на изменения среднего
 уровня цен. Прчему наблюдаются спады и подъемы?
 11 Мы завершим наше изложение подробным сравнением альтернативных
 экономических систем, расположенных вдоль всей линии, изображен-
 ной на рис. 1-5, в гл. 40.
 Глава 1: Введение в экономику 13
 Почему цены растут быстрее в одном периоде, чем
 в другом, т.е почему темп роста инфляции иногда
 высокий, а иногда низкий? Почему общее число
 безработных в экономике иногда бывает высоким, а
 иногда низким? Какое воздействие оказывает дефи-
 цит государственного бюджета на инфляцию и без-
 работицу? Как изменение стоимости доллара отно-
 сительно других валют влияет на экономику Соеди-
 ненных Штатов? Эти и другие взаимосвязанные во-
 просы рассматриваются в частях с 6-й по 8-ю.
 Несмотря на различия в акцентах, микроэконо-
 мика и макроэкономика по существу не являются
 различными дисциплинами. Одни и те же концеп-
 ции и основные идеи используются в обеих обла-
 стях, и понимание одной поможет вам разобраться
 в другой.
 Экономический жаргон
 Большинство академических дисциплин пользуются
 специальными языками, или жаргоном, для того,
 чтобы облегчить тем, кто изучает их, общение друг
 с другом Физики, например, используют необычные
 слова, такие, как «нейтрон» и «протон». Но жаргон
 физиков содержит также и знакомые слова, такие,
 как «сила» и «масса», которые употребляются в
 формально точном, специфическом смысле Чтобы
 преуспеть в физике, вы должны освоить как упот-
 ребление незнакомых слов («нейтрон»), так и спе-
 цифические значения знакомых слов («сила»), ис-
 пользующихся в профессиональном жаргоне физи-
 ков.
 Определения и того, и другого рода важны также
 и в экономике. «Альтернативная стоимость», напри-
 мер, — это новый термин для большинства читате-
 лей данной книги, в то время как «эффектив-
 ность» — знакомое слово, имеющее специальное
 значение на экономическом жаргоне. Большинство
 определений, которые вам необходимы, чтобы овла-
 деть экономической теорией и ее жаргоном, содер-
 жат знакомые слова и фразы. Студенты имеют
 обыкновение пропускать определения тех понятий,
 которыми они пользуются каждый день, и исполь-
 зовать эти термины в «научных разговорах» точно
 так же, как и в обычной речи. Будьте осторожны:
 этот путь небезопасен. Например, когда экономист
 говорит «деньги», он не имеет в виду «доход» или
 «богатство», хотя в обычной речи зачастую нет раз-
 личий в употреблении этих слоа
 ? Говорят, президент Трумэн просил своих бли-
 жайших советников найти ему «однорукого» эконо-
 миста Он имел в виду, что устал слушать, как эко-
 номисты говорят ему, что если он предпринимает
 практически любое действие, «с одной стороны, в
 результате произойдет нечто хорошее, но, с другой
 стороны, произойдет нечто плохое». Однако в реаль-
 ной жизни большинство экономических решений
 требует именно такого рода анализа, и в этом смыс-
 ле не существует «одноруких» экономистов. Эконо-
 мика — это наука о том, как осуществляется выбор
 в условиях ограниченности ресурсов, т. е. такой вы-
 бор, который мы как индивиды и как члены обще-
 ства должны осуществлять каждый день.
 
 Резюме
 Экономика изучает, каким образом общества, сталки-
 ваясь с центральной проблемой согласования безгра-
 ничных желаний в потреблении товаров и услуг с
 ограничивающими их выпуск дефицитными ресурса-
 ми, решают, что, как и для кого производить.
 Экономисты имеют дело с позитивными и норматив-
 ными проблемами. Позитивная экономика ищет науч-
 ные объяснения функционированию экономики, она
 имеет дело с тем, что есть или могло бы быть. Норма-
 тивная экономика предлагает рецепты действий, осно-
 ванные на личных оценочных суждениях, она имеет
 дело с тем, что должно быть. Наиболее глубокие раз-
 ногласия среди экономистов вызывают вопросы в
 рамках нормативного подхода, позитивный подход к
 экономике, как правило, споров не вызывает.
 Граница производственных возможностей (PPF) пока-
 зывает максимально возможное количество какого-ли-
 бо товара или вида услуг, которое может быть произ-
 ведено для каждого данного уровня выпуска других
 товаров и услуг. PPF любого общества изменится, если
 изменяется количество или качество производствен-
 ных ресурсов или если появляются новые полезные
 знания.
 PPF воображаемой экономики, в которой имеются
 только два возможных вида выпуска, иллюстрирует
 базисные экономические принципы. Альтернативные
 издержки, связанные с увеличением выпуска одного
 товара, определяются количеством других товаров, ко-
 торым необходимо при этом пожертвовать. Только те
 изменения, которые могли бы произойти в результате
 конкретного действия, следует рассматривать при
 оценке их желательности; решения должны прини-
 маться в соответствии с предельными изменениями.
 Чтобы расширить (сдвинуть вовне) PPF или иметь воз-
 можность увеличить производство завтра, общество
 должно уменьшить потребление сегодня. Общество
 растрачивает ресурсы, если находится внутри своей
 PPF; работает эффективно, если находится на PPF. Точ-
 ки, расположенные вовне PPF, недостижимы вслед-
 ствие органиченности ресурсов.
 В командной экономике все решения о том, что, как
 и для кого производить, должны были бы принимать-
 4. 14 Часть 1: Введение
 ся государством. Управление такого рода экономикой
 было бы почти наверняка неразрешимой задачей для
 государства; в действительности чисто командных эко-
 номик не существует.
 В экономике свободного рынка — прямой противопо-
 ложности командной экономики — государство не иг-
 рало бы никакой роли в распределении ресурсов; вза-
 имодействие решений фирм и домашних хозяйств
 осуществлялось бы посредством рынков для принятия
 решений о том, что, как и для кого производить. Адам
 Смит утверждал, что индивиды, руководствуясь свои-
 ми собственными интересами на свободных рынках,
 направляются как бы невидимой рукой в целях дости-
 жения интересов общества в целом. Но чисто рыноч-
 ных экономик также не существует; все реально суще-
 ствующие государства оказывают влияние на решения
 о распределении ресурсов различными способами и
 по различным причинам.
 Все современные экономики являются смешанными —
 находятся в промежутке между двумя крайностями:
 чисто командной и чисто рыночной системами. В сме-
 шанных экономиках распределение ресурсов опреде-
 ляют и государственные решения, и рыночные силы.
 Действительное соотношение государства и рынка в
 различных странах сильно варьируется. В США веду-
 щая роль принадлежит рынку. Подчас напряженный
 спор возникает именно по поводу той роли, которую
 должны играть государство и рынок в экономике.
 В экономике существуют два основных раздела. Мик-
 роэкономика сосредоточена на изучении функциони-
 рования отдельных рынков и их взаимодействия. Мак-
 роэкономика изучает экономику в целом, сосредото-
 чиваясь на таких вопросах, как инфляция, безработи-
 ца и рост совокупного выпуска. В обоих разделах при-
 меняются одни и те же основные принципы.
 Ключевые термины
 Ограниченность
 Вопросы «что», «как» и «для кого» производить
 Компромиссы
 Позитивная экономика в отличие от нормативной
 Альтернативная стоимость
 Выбор по предельным характеристикам
 Экономический рост
 Эффективное производство
 Рынки
 Цены
 Командная экономика
 Экономика свободного рынка
 Невидимая рука
 Смешанная экономика
 Микроэкономика и макроэкономика
 Задачи
 1. (а) Предположим, что вы живете в одиночестве на
 острове. Какие из трех основных экономических про-
 блем вам не пришлось бы решать? (Ь) Почему не воз-
 никает никаких экономических проблем, когда люди
 имеют все, что хотят? (с) Как вы думаете, действи-
 тельно ли неограниченны человеческие потребности
 или настанет день, когда мы будем производить
 столько, что каждый сможет иметь все и в любом ко-
 личестве?
 Как проблемы «что», «как» и «для кого» решаются в
 вашей семье?
 Представьте экономику с пятью работниками, каждый
 из которых за день может произвести либо четыре
 торта, либо три рубашки, (а) Начертите границу про-
 изводственных возможностей такого общества. (Ь)
 Сколько тортов могло бы потребить общество, если бы
 оно было готово обходиться без рубашек? (с) Отметьте
 точки на вашем графике, соответствующие неэффек-
 тивным методам производства, (d) Объясните, почему
 точки вовне границы являются недостижимыми. j
 Дана экономика такая же, как в задаче 3. Однако для j
 производства рубашек изобретен новый метод, благо- J
 даря которому один работник может производить
 пять рубашек в день. Улучшений в производстве тор-
 тов не произошло, (а) Покажите новую границу про-
 изводственных возможностей общества. (Ь) Как она
 соотносится с предыдущей границей? (с) Если потре-
 бители предпочитают иметь и торты, и рубашки, ка-
 ков, вероятнее всего, будет общественный выбор отно- ,
 сительно того, что производить?
 Экономисты обычно говорят, что не существует такой
 вещи, как «бесплатные обеды». Но если общество ра-
 ботает неэффективно, существует возможность произ-
 водить больше товаров всех видов. В этом смысле в та-
 кой экономике есть место «бесплатным обедам» — не
 нужно ни от чего отказываться, чтобы произвести еще
 один «обед». Объясните, когда нет места «бесплатным
 обедам» и почему.
 Даже в странах советского блока рабочие, получая до-
 ход, могут по крайней мере часть его израсходовать в i
 магазинах, покупая то, что они хотят. Как вы думаете,
 почему советские плановики не идут дальше по пути
 усиления командности экономики к непосредственно-
 му распределению всех товаров и услуг между отдель- ,

<< Пред.           стр. 12 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу