<< Пред.           стр. 124 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 уровень мобильности, ближе к «50 на 50», чем к
 «90 против 10». Приведенные данные основаны на
 долговременном исследовании экономических успе-
 хов довольно большой группы индивидуумов, на-
 блюдение за которыми велось год за годом, начиная
 с 1968 г. Данные о доходах молодежи относятся к
 1981 г. В таблице в каждой строке указана доля мо-
 лодых людей, принадлежащих к одной из доходных
 групп. Например, 59% молодых людей из нижних
 40% семей и сами находились в нижних 40%. Соот-
 ветственно не менее 41% детей беднейших 40% ро-
 дителей оказались в более высоких доходных груп-
 пах по сравнению со своими родителями. С другой
 стороны, 25% детей родителей из верхних 40% ока-
 зались в нижних 40%.
 Семья, личные заслуги и везение
 Что стоит за данными, представленными в табл.
 20-6? Мы можем выделить три фактора: происхож-
 дение, личные достижения и удачливость. К сожале-
 нию, мы немногое можем сказать о последней, а
 потому сконцентрируем внимание на первых двух
 факторах. Происхождение может определять эконо-
 ТАБЛИЦА 20-6. Экономическая мобильность в разрезе
 поколений в США
 Вероятность (в %) для молодых людей
 оказаться в группе
 Родители нижних средних верхних
 из группы 40% 20% 40%
 Нижние 40% 59 18 22
 Средние 20% 34 23 43
 Верхние 40% 25 20 55
 Источник Hill and Ponza Pendence across Generations, Economic
 Outbok, Summer 1983, p. 61, Table 1.
 Сумма строк не равна 100 из-за округлений.
 мический статус тремя путями. Во-первых, важное
 значение имеет наследственность. В той же мере, в
 какой дети умных и талантливых родителей с боль-
 шей вероятностью умны и талантливы, они также
 имеют больше шансов на успех, чем остальные их
 сверстники.
 Во-вторых, происхождение способно повлиять на
 индивидуальное развитие и реализацию залаженных
 в человеке способностей. Воспитание в трудолюби-
 вой семье, принадлежащей к среднему классу, спо-
 собно разбудить в ребенке такие сильные мотива-
 ции и инициативность, которые, вполне возможно,
 и не проявились бы, будь он ребенком очень состо-
 ятельных, а потому неработающих родителей. B-
 третьих, семейные различия напрямую влияют на
 возможность выбора для детей. Дети богатых роди-
 телей почти всегда поступают в колледж, несмотря
 на наличие или отсутствие способностей, тогда как
 лишь наиболее способные выходцы из трущоб име-
 ют возможность продолжить образование после
 окончания школы. Этот третий момент касается и
 других, менее формализуемых, но оттого не стано-
 вящихся менее осязаемыми преимуществ. Речь идет
 об отношениях между семьями и доступе к боль-
 шему количеству возможностей через семейные
 традиции и связи. Состоять в каком-либо клубе, ра-
 зумеется, полезно с этой точки зрения. Точно так
 же, как утверждают многие, США создали в послед-
 ние два десятилетия целый культурный слой нище-
 ты, в рамках которой дети, выросшие в условиях за-
 висимости от системы социального обеспечения,
 или вэлфера (welfare), и сами становятся зависимы-
 ми от нее.
 Другим важным фактором, определяющим сте-
 пень социально-экономического преуспевания, явля-
 ются личные достижения — результат сильных мо-
 тиваций и трудолюбия. Разумеется, эти достижения
 трудно измерить и еще трудней отделить от способ-
 ностей, передающихся по наследству, и влияния се-
 Глава 20: Неравенство, бедность и дискриминация в Соединенных Штатах 367
 мейного окружения. Поскольку возможностей оце-
 нить индивидуальные способности не так много, до-
 стижения в области учебы остаются одним из наи-
 более часто применяемых в нашем обществе пока-
 зателей потенциала. Действительно, если даже кто-
 то и не получил никаких знаний в колледже, сам
 факт, что человек его закончил, демонстрирует не-
 кий уровень его мотиваций возможному работода-
 телю (см. обсуждение в гл. 17). Ну и, по крайней
 мере, мы тешим себя надеждой, что учеба и на са-
 мом деле развивает способности. Таким образом,
 программы, направленные на предоставление детям
 из бедных семей доступа к образованию, являют со-
 бой один из важнейших механизмов, обеспечиваю-
 щих более честную конкуренцию за экономический
 статус и более равные шансы на успех.
 Данные, приведенные в табл. 20-6, говорят о том,
 тго, несмотря на существование многих факторов,
 способствующих соответствию доходов детей уров-
 ню доходов их родителей, экономическая мобиль-
 ность в США все же находится на весьма высоком
 уровне8. Но поскольку данные основаны на слиш-
 ком общем характере предпосылок, вполне возмож-
 но, что они игнорируют существование проблемы
 хронической зависимости от системы социального
 обеспечения9. Можно также привести в качестве
 доказательства данные об экономической мобильно-
 сти, но не в разрезе поколений, а на протяжении
 относительно небольших промежутков времени.
 Таблица 20-7 показывает, что треть семей, находив-
 шихся в числе нижних 40% в 1971 г., спустя семь
 лет заняла место в более высокодоходных группах.
 Аналогично около трети тех, кто в 1971 г. находил-
 ся в верхних 40% семей, в течение семи лет опусти-
 лись на более низкие ступеньки экономической ле-
 стницы.
 4. Дискриминация
 Коль скоро мы говорим о значительных масштабах
 экономической мобильности как в разрезе поколе-
 ний, так и на протяжении меньших по длине ггро-
 1 Доказательство факта существования высокого уровня мобильности име-
 ет долгую историю. Работа James R. Kearl and Clayne L. Pope, «Intergene-
 rational Effects on the Distribution of Income and Wealth: The Utah Expe-
 rience, 1850-1900», National Bureau of Economic Research, Cambridge,
 Mass, Working Paper N. 754, 1981, исследует доходы и размеры состоя-
 ния отцов и сыновей в штате Юта в конце XIX в. Авторы обнаружили,
 TiO доходы и состояние детей отцов, обладающих более высоким уров-
 нем текущих и накопленных доходов, также более высокие, но этот эф-
 фект не был слишком сильным. И эффект этот был в большей степени
 результатом передачи богатства отцов по наследству, чем следствием лич-
 ных усилий сыновей.
 ' Хилл и Понза в статье, из которой заимствованы данные для табл. 20-6,
 тем не менее заключают, что их выводы не подтверждают «теорий куль-
 туры нищеты» (culture-of-poverty theory), деклассированных элементов
 (underclass theory) и зависимости от «вэлфера» (weliare-dependence theo-
 ry)» (с 64). Мы вернемся к этой проблеме в гл 22.
 $ 26 —Экономика
 ТАБЛИЦА 20-7. Экономическая мобильность семей в
 США
 Вероятность (в %) для семьи
 оказаться в 1978 г. в группе
 Если семья в 1971 г. нижних средних верхних
 находилась в числе 40% 20% 40%
 Нижних 40% 67 16 18
 Средних 20% 37 31 33
 Верхних 40% 15 20 66
 Источник: Greg J. Duncan, Years ofPoverty', Years of Plenty, University of
 Michigan, Ann Arbor, 1984, Table 1.1.
 Сумма строк не равна 100 из-за округлений.
 межутков времени, следует сказать и о том, что эти
 масштабы были бы еще большими, не препятствуй
 этому дискриминация. Некоторые даже считают,
 что именно дискриминация в значительной степени
 лежит в основе бедности и неравномерности рас-
 пределения национального дохода.
 В табл. 20-8 приведена дифференциация заработ-
 ной платы по полу и расе в 1984 г. Женщины и не
 белые работники в среднем зарабатывали много
 меньше белых мужчин. В настоящем параграфе мы
 рассмотрим роль дискриминации в создании этих
 диспропорций, проанализируем их динамику, а так-
 же обсудим действия государства, ставящие целью
 помочь дискриминируемым группам населения.
 Среди источников неравенства в экономическом
 статусе различных групп совокупной рабочей силы
 можно выделить два основных. Во-первых, это раз-
 личия в величине доли хороших рабочих мест, при-
 надлежащих каждой из этих групп. Второй источ-
 ник — различия в величине оплаты за одну и ту же
 работу. Начнем с первого.
 Кому принадлежат хорошие рабочие
 места?
 Таблица 20-9 показывает величину оплаты различ-
 ных профессий, а также долю, которую в каждой из
 них занимает.та или иная группа населения. Оче-
 ТАБЛИЦА 20-8. Средний уровень недельной зарплаты
 по полу и расе (индекс, белые мужчины = 100)
 
 
  Мужчины Женщины
 Белые 100 66
 Черные 75 60
 Испаноязычные 71 56
 Источник Statistical Abstract of the United States, 1986, Table 713.
 368 Часть 4: Рынки факторов производства и распределение доходов
 ТАБЛИЦА 20-9. Некоторые профессии: относительный уровень зарплаты и распределение занятых по группам
 населения
 Процент среди занятых представителей разных групп
 
 
 Профессия Относительная зарплата* всех женщин черных испаноязьгчных
 Менеджеры 100 10,7 7,9 5,4 5,8
 Специалисты 93 12,7 14,0 8,7 6,0
 Операторы, сборщики, разнорабочие 61 16,0 9,7 24,1 25,0
 Вспомогательные службы 57 16,3 29,7 16,8 15,4
 Обслуживающий персонал 45 13,7 18,9 24,5 25,0
 * Показатель средней недельной зарплаты занятых полный рабочий день, индекс для менеджеров взят за 100.
 Источник Handbook of Labor Statistics, 1985, Table 17: Statistical Abstract of the United States, 1986, Table 704. Данные относятся к 1983 г.
 видно, что основной причиной диспропорции в
 оплате труда в табл. 20-8 являются различия в со-
 ставе лиц, имеющих данную профессию. Женщины,
 черные и испаноязычные чаще, чем в среднем, име-
 ют плохо оплачиваемую работу. Например, в то
 время как менеджерами работают 10,7% всех заня-
 тых, среди черных лишь 5,4% выполняют эту рабо-
 ту. Аналогично женщины, черные и испаноязычные
 чаще других выполняют работу обслуживающего
 персонала, которая оплачивается в среднем в 2 раза
 хуже, чем управленческий труд. Единственное нео-
 жиданное исключение — довольно большая доля
 женщин среди категории «специалистов» (profes-
 sionals). Однако такое деление представляется че-
 ресчур широким, поскольку в эту группу была
 включена как категория врачей (на 16% состоящая
 из женщин), так и воспитателей детских садов, сре-
 ди которых женщины составляют 98%
 Лучшие рабочие места не только хорошо оплачи-
 ваются, но и требуют более тяжелого труда. К тому
 же менеджеры и специалисты, как правило, более
 стабильны в своих привязанностях к рабочему ме-
 сту. В то время как в среднем в 1983 г. норма без-
 работицы составляла 9,6%, среди этих «элитарных»
 профессий безработных было лишь 3,3% Эта цифра
 также помогает лучше понять, почему безработица
 среди черных (21,0% в 1983 г.) и испаноязычных
 (16,3%) обычно значительно выше среднего показа-
 теля для экономики.
 Почему больший процент белых владеет хороши-
 ми профессиями? Почему белые женщины имеют
 преимущество перед черными в получении рабочих
 мест управляющих? Три типа дискриминации, про-
 шлой и настоящей, способствовали созданию этих
 диспропорций.
 ПРЕДРАССУДКИ. Наиболее очевидным источни-
 ком дискриминации являются предрассудки: расо-
 вые (расизм) или по полу (сексизм). Если белый
 мужчина при найме на хорошее рабочее место дол-
 жен отдать предпочтение одному из двух претен-
 дентов равной квалификации, один из которых бе-
 лый мужчина, а другой — черная женщина, скорее
 всего будет нанят первый. Этот выбор может отра-
 жать как личные предрассудки человека, принима-
 ющего решение, так и предрассудки клиентов, а
 также других работников. Пока белые мужчины
 контролируют процесс найма на большинство рабо-
 чих мест и пока они предпочитают работать с бе-
 лыми мужчинами или быть руководимыми ими,
 женщины, черные и испаноязычные не займут ту
 долю хороших рабочих мест, на которую они пре-
 тендуют.
 СТАТИСТИЧЕСКАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ. Пред-
 положим, что работодатель выбирает между двумя
 выпускниками одного и того же колледжа, закон-
 чившими его с одинаковыми оценками. Один из
 них белый, другой — черный, но никого, ни самого
 нанимателя, ни его клиентов, ни остальных работ-
 ников, не беспокоит вопрос, кто будет нанят белый
 или черный. Дискриминация тем не менее сущест-
 вует и в этом случае, даже без всяких предрассуд-
 ков, если только работодатель считает, что черные в
 среднем обладают худшими способностями к труду,
 чем белые. Таким образом, цвет кожи передает до-
 полнительную информацию, и работодатель выберет
 белого претендента, поскольку, учитывая цвет кожи
 последнего, считает его труд более производитель-
 ным.
 Этот тип дискриминации имеет последствия, схо-
 жие с результатами самореализуемого предсказания.
 Если доступ к хорошим рабочим местам в значи-
 тельной степени базируется на наследственных при-
 знаках, таких, как пол, цвет кожи и семейное окру-
 жение, дискриминируемые группы имеют гораздо
 меньшие стимулы вкладывать в свое образование
 или совершенствовать свои трудовые навыки. Та
 группа населения, чьи качества заранее оцениваются
 ниже, отличается меньшим стремлением к самосо-
 Глава 20: Неравенство, бедность и дискриминация в Соединенных Штатах 369
 вершенствованию и, таким образом, становится на
 самом деле менее квалифицированной, а ее доля в
 различных профессиях, превращается в достаточно
 точный показатель фактической производительности.
 ДОСТУП К ОБРАЗОВАНИЮ. Третий путь, посредс-
 твом которого создаются диспропорции в экономиче-
 ском статусе и распределении хороших рабочих мест,
 — это неравный доступ к качественному образова-
 нию, в том числе профессиональному. Таблица 20-10
 иллюстрирует значительный масштаб исторически
 сложившихся различий в образовательном уровне10.
 Тридцать лет назад средний черный работник
 имел в качестве образования лишь начальную шко-
 лу, тогда как средний белый работник — среднюю
 школу. В 1959 г. доля закончивших школу среди
 черных работников составляла лишь 48% показателя
 белых (25,5% против 52,6%).
 С тех пор доля закончивших школу среди черных
 и испаноязычных росла гораздо быстрее, чем среди
 белых. В 1984 г. эта доля для черных составляла уже
 84% уровня белых. Однако испаноязычные до сих
 пор сильно отстают в этом отношении. К тому же,
 поскольку бедные общины могут позволить себе со-
 держать только бедные школы, качество образова-
 ния, которое получают черные и испаноязычные, ви-
 димо, хуже того, что получают белые11. Более того,
 на уровне колледжей сократить разрыв в какой-либо
 значительной степени так и не удалось. В 1959 г. до-
 ля черных работников с дипломом колледжа состав-

<< Пред.           стр. 124 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу