<< Пред.           стр. 131 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 свое вмешательство в экономику лишь теми услови-
 ями, при которых, как утверждает экономическая
 теория, имеются теоретические причины для вме-
 шательства. На практике государство вмешивается в
 23 Напомним (см. сноску 7), что в действительности имеются три предель-
 ные ставки: 15, 33 и 28%.
 экономику всякий раз, когда политики видят спо-
 соб улучшить жизнь своих избирателей.
 Обеспечение общественными благами
 Общественное благо — это такое благо, которое да-
 же в случае, если оно потреблено одним человеком,
 остается доступным для потребления другими. Клас-
 сическими примерами общественных благ являются
 национальная оборона и чистый воздух. Радиопрог-
 раммы и красоты национальных парков — это то-
 же примеры общественных благ. При обсуждении
 общественных благ мы будем предполагать, что ис-
 ключить кого-либо из потребления этого блага не-
 возможно. На практике же такое исключение воз-
 можно. Например, до существования кабельного те-
 левидения было невозможно лишить зрителей, жи-
 вущих в каком-либо районе, возможности смотреть
 телевизионные программы и, следовательно, телеви-
 зионные сигналы были общественным благом. В
 условиях же кабельного телевидения неплательщики
 могут быть лишены возможности смотреть телеви-
 зор и сигнал становится частным товаром Товар та-
 кого рода не является предметом нашего рассмот-
 рения. Мы рассматриваем такие общественные бла-
 га, как оборона и чистый воздух, где исключение
 других из потребления этого блага невозможно.
 Нельзя ожидать от частных рынков, что они смо-
 гут обеспечить нужным количеством общественных
 благ, поскольку у людей нет стимула показывать
 субъективную ценность, которой обладает для них
 товар, через его покупку или добровольное участие
 в возмещении издержек его приобретения24.
 Сколько следует производить общественных благ?
 Здесь мы используем общий принцип, который
 применим и к обычным частным товарам: обществу
 следует наращивать производство вплоть до той точ-
 ки, где предельные издержки для общества равны
 предельной общественной выгоде от расширения
 производства.
 Начнем с рассмотрения кривой спроса на обще-
 ственные блага, определяющей предельные общест-
 венные выгоды. Предположим, что общественным
 благом является общественная безопасность и что
 общество состоит только из двух человек. Оценка
 стоимости общественной безопасности, которую да-
 ет один человек, показана на рис 21-6 при помощи
 24 Прояснить природу общественных благ, вероятно, поможет предположе-
 ние о наличии в потреблении таких благ мощных внешних эффектов.
 Внешние эффекты существуют тогда, когда действия одного человека или
 фирмы влияют на благосостояние других без какого-либо прямого уча-
 стия со стороны последних. Покупка общественного блага, конечно, вли-
 яет и на мое благосостояние, так как она автоматически увеличивает
 мое потребление этого блага. Но поскольку вы в итоге не получаете ка-
 ких-либо выгод от покупки этого блага (таких, какие возникли бы, ска-
 жем, в случае с покупкой гамбургера), вы, видимо, потратите на приоб-
 ретение этого блага меньше оптимального для общества в целом уровня.
 Глава 21: Налоги и государственные расходы 389
 кривой спроса на безопасность как функции цены.
 Этя кривая показывает, какое количество услуг бе-
 зопасности человек будет покупать при заданном
 уровне цены на нее и при условии, что он говорит
 правду. Таким образом, D1 — это кривая спроса для
 первого человека в данной группе (обществе), a D2
 — кривая спроса для второго человека.
 Кривая спроса общества на общественную безо-
 пасность показана кривой D, представляющей со-
 бой сумму индивидуальных цен, которые каждый
 из членов общества готов платить за данный объем
 безопасности. Например, при величине безопасно-
 сти Q один человек готов платить P1, а другой — P2.
 Так как каждый получает сумму произведенных
 услуг безопасности, общество, состоящее из двух
 человек, готово платить P1 плюс P2. Эта сумма явля-
 ется предельной оценкой, которую общество дает
 этой величине безопасности. Она показана суммар-
 
 Количество общественного блага
 РИС. 21-6. Спрос на общественное благо. Имеются два чело-
 века с кривыми спроса на общественное благо D1 и D2 соответ-
 ственно. Как эта группа (общество) оценивает дополнительную
 единицу выпускаемой продукции? Для каждого уровня выпуска
 мы складываем по вертикали цены, которые каждый человек го-
 тов платить за следующую единицу. Таким образом, при выпуске
 продукции Q мы складываем P1 и P2, чтобы получить совокупную
 опенку дополнительной единицы общественного блага. Тем са-
 мым мы получаем кривую спроса D. Эта кривая представляет со-
 бой частный случай, при котором потребление блага одним чело-
 веком не создает препятствий для потребления этого же блага
 другим
 ной ценой P на кривой спроса общества на безопас-
 ность D.
 Кривая совокупного спроса на общественное бла-
 го отличается от кривой спроса на частное благо. В
 случае общественного блага мы складываем кривые
 спроса по вертикали. Для каждого уровня выпуска
 этого блага мы складываем цены, которые все инди-
 видуумы в экономике готовы за него платить. Мы
 делаем так потому, что каждый человек получает
 для своего потребления весь произведенный объем
 общественного блага В случае частного блага мы
 складываем кривые спроса по горизонтали25. Сово-
 купная величина предлагаемого частного блага дол-
 жна быть разделена между всеми людьми в общест-
 ве, при этом каждый приравнивает предельную вы-
 году от потребления своей доли к величине, кото-
 рую он платит, т.е. к цене. Различия между кривы-
 ми спроса для частных и общественных благ возни-
 кают вследствие того, что потребление частных благ
 является эксклюзивным, т.е. потребляющий частное
 благо исключает тем самым других людей из по-
 требления этого блага В отношении общественного
 блага это невозможно.
 На рис 21-7 мы объединяем кривую спроса на
 общественное благо D, например безопасность, с
 кривой предложения. Кривая предложения задается
 предельными издержками обеспечения безопасно-
 сти. Кривая MC изображена так, что первоначально
 ее величина уменьшается, но в дальнейшем возра-
 стает. Социальный оптимум находится в точке E.
 Для этой точки предельная общественная оценка
 дополнительной единицы безопасности (равная
 оценке, которую все люди в совокупности дают до-
 полнительной единице) равна предельным издерж-
 кам. Если бы выпуск общественного блага находился
 ниже этой точки, общество выиграло бы от его уве-
 личения.
 ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ. Каким образом
 государство определяет, сколько ему тратить на об-
 щественные блага? Почему бы не спросить людей,
 сколько они готовы заплатить за тот или иной уро-
 вень выпуска общественных благ? Или, другими
 словами, можно ли попросить людей показать их
 индивидуальные кривые спроса, такие, как D1 на
 рис 21-6? Как мы уже говорили в гл. 4, проблема
 здесь состоит в том, что, если налоги, выплачивае-
 мые на цели производства этого блага, будут введе-
 ны в соответствии с объявленным спросом, у людей
 появится стимул обманывать. Если же все граждане
 честно готовы платить на национальную оборону,
 скажем, 1000 долл. в год, наша обороноспособность
 не пострадает сколь-нибудь существенно, если я
 25 Это процесс, посредством которого была получена кривая рыночного
 спроса в гл. 6.
 390 Часть 5: Налоги, трансферты и государственные расходы
 
 Количество общественного блага
 РИС 21-7. Оптимальное предложение общественного бла-
 га. Кривая MC показывает предельные издержки предложения
 дополнительной единицы общественного блага. D — кривая
 спроса, показывающая предельную оценку обществом каждой из
 единиц общественного блага. Социальный оптимум находится в
 точке E, где предельные издержки равны предельной полезности
 скажу, что готов платить лишь 20 долл. или вообще
 ничего. Тем самым я становлюсь «зайцем-безбилет-
 ником» (едущим бесплатно), пользуясь выгодами и
 не неся при этом никаких издержек. Но если все
 рассуждают подобным образом, установить истин-
 ный спрос очень трудно.
 А что если в нашем вопросе мы отделим спрос на
 общественные блага от требования обязательной пла-
 ты за него? Если сумма, которую люди должны пла-
 тить, не влияет на величину общественного блага, ко-
 торую, по их мнению, они хотели бы иметь, то они
 могут заявить такой объем спроса, который будет со-
 ответствовать случаю нулевой цены. Если городские
 власти спрашивают меня, хочу ли я безопасности на
 улицах, причем это не будет стоить мне ни цента, то
 я полностью «за» — чем безопаснее, тем лучше (при
 условии, что я ничего не должен платить). Следова-
 тельно, и этот подход является порочным
 На практике решения о величине предоставляе-
 мых общественных благ принимаются посредством
 политического процесса. И мы не знаем, склонна ли
 существующая политическая система обеспечивать
 правильный, слишком большой или недостаточный
 объем общественных благ.
 Предоставление благ государством
 Органы власти в Соединенных Штатах обеспечива-
 ют предоставление следующих общественных благ
 здравоохранение, национальная оборона, библиоте-
 ка Конгресса, услуги ФБР и ЦРУ, национальных
 парков, продажа спиртных напитков в государ-
 ственных магазинах, образование в государственных
 университетах и многие другие. Таблица 21-4, по-
 вторяющая аналогичную таблицу из гл. 4, иллюстри-
 рует структуру государственных расходов26.
 Таблица 21-4 показывает, что государство дей-
 ствительно обеспечивает общественными благами,
 но при этом не все блага, которые оно предоставля-
 ет, являются общественными. Национальная оборо-
 на и полиция, на которые приходится почти 20%
 совокупных государственных расходов, действитель-
 но являются общественными благами. Националь-
 ные парки представляют собой смешанный случай,
 поскольку получение удовольствия от красот этих
 парков является общественным благом, чего никак
 нельзя сказать об использовании сети общественно-
 го питания и кемпингов. Продажа спиртных напит-
 ков (которая включается в категорию «прочие») не
 является общественным благом, поскольку они
 вполне могут быть проданы и через частные магази-
 ны — так, как это делается в большинстве штатов.
 В середине таблицы приводятся некоторые катего-
 рии, например, образование и расходы на здравоох-
 ранение (на которые приходится 17% совокупных
 государственных расходов), имеющие что-то от ча-
 стного блага, а что-то — от общественного.
 Анализ «издержки — выгоды»
 Предположим, что правительство — Федеральное,
 штата или местный орган власти — решает, стоит
 ли осуществлять какой-либо проект. Проектом мо-
 жет быть строительство плотины, туннеля, шоссе
 или школы. Каким образом правительство может
 определить, есть ли экономический смысл в осуще-
 ствлении этого проекта?
 Аналитический инструментарий для принятия
 решения по такому вопросу правительством не
 имеет существенных отличий от того, которым
 пользуется частная фирма. Фирма пытается оценить
 выгоды от осуществления этого проекта, а затем
 сравнить их величину с величиной издержек. Если
 выгоды превосходят издержки, то следует присту-
 пить к осуществлению проекта. Частная фирма при-
 нимает решение на основе анализа влияния проек-
 та на объем ее прибыли. Правительство должно
 иметь более широкий взгляд, сравнивая при приня-
 м В этой главе мы фокусируем внимание не на трансфертах, а на закуп-
 ках товаров; платежи, связанные с вэлфером, рассматриваются в гл. 22.
 Глава 21: Налоги и государственные расходы 391
 ТАБЛИЦА 21-4. Структура государственных расходов в Соединенных Штатах в 1983 г. (в % от совокупных
 государственных расходов)
 Статьи расходов
 Федеральное правительство Правительства штатов Местные органы власти Всего
 
 
 Всего 58Д 17,3 24,6 100,0
 Национальная оборона
 и международные отношения 16,9 - - 16,9
 Образование 0,9 3,3 8,8 13,1
 Здравоохранение и больницы 0,9 1,5 1,7 4Д
 Транспортные средства
 и скоростные трассы 0,4 1,6 1,4 3,4
 Полиция ОД ОД 1,1 1,5
 Социальное обеспечение, вэлфер и тл. 20,3 6,4 1,4 28,2
 Проценты по государственному долгу 8,0 0,8 1,0 9,8
 Прочие 10,6 3,5 9,2 22,9
 Примечание. Сумма составляющих не равна в точности позиции «Всего» из-за округлений.
 Иапочнгж: Facts and Figures on Government Finance, 1986, p.18, Tax Foundation, Inc., Washington, D.C
 таи решения общественную пользу от осуществле-
 ния проекта с общественными издержками.
 Проанализируем для примера, стоит ли строить
 еще один, третий туннель под Бостонской гаванью.
 В настоящее время в сторону аэропорта ведут два
 туннеля. Доехать до аэропорта и обратно, особенно
 в часы пик, является делом мучительно медленным,
 поэтому многие люди, сидя в своих автомобилях, в
 такси или в автобусах, теряют время, тогда как мог-
 ли бы вместо этого работать или отдыхать дома.
 Возможность строительства третьего туннеля часто
 обсуждается, и дело даже дошло до голосования в
 Конгрессе по вопросу о выделении денежных
 средств на этот проект.
 Первым шагом в анализе является погодовое рас-
 пределение издержек на этот проект и оценки вы-
 год от его осуществления. Издержки на новый тун-
 нель будут, разумеется, включать в себя прямые из-
 держки на строительство: оплату труда рабочих,
 оборудования и материалов, необходимых для стро-
 ительства туннеля. Следует также принять в расчет
 и другие издержки, которые не оплачиваются в де-
 нежной форме. Главные неденежные издержки воз-
 никнут в результате возрастания загруженности до-
 рог. Это произойдет вследствие того, что ближай-
 шие к строительству дороги в течение четырех лет,
 которые потребуются на строительство туннеля, бу-
 дут использоваться тяжелыми грузовиками. Чтобы
 оценить издержки от этой перегруженности, снача-
 ла вычисляется общая величина дополнительного
 времени, которое будет в результате затрачено на
 дорогах ездящими в этом районе водителями (на-
 пример, 10 мин в день у 50000 водителей). Затем
 издержки от перегруженности дорог вычисляются
 как произведение числа потерянных часов и стои-
 мости времени водителей, в качестве которой часто
 берется зарплата за вычетом налогов. Издержки от
 перегруженности будут включать в себя также сто-
 имость затраченного бензина и, возможно, некото-
 рую оценку издержек, возникающих в других ча-
 стях города из-за объездов через эти районы, а так-
 же оценку неудобств жителей этих районов.
 Выгоды от туннеля возникают в основном в резуль-
 тате экономии времени водителей. Когда через четы-
 ре года туннель будет действовать, водители будут го-
 раздо быстрее ездить в аэропорт и обратно. Стои-
 мость времени и бензина, которые они будут эконо-

<< Пред.           стр. 131 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу