<< Пред.           стр. 132 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 мить, считается выгодой от использования туннеля.
 Теперь издержки и выгоды для разных лет дол-
 жны быть просуммированы и принято окончатель-
 ное решение. В этом проекте, как и в большинстве
 других инвестиционных проектов, издержки пред-
 шествуют появлению выгод. Вспомните из гл. 17,
 что будущие доходы или будущие затраты обычно
 имеют более низкую стоимость сегодня, чем они
 будут иметь в будущем. Например, предположим,
 что мы должны платить 1 долл. каждый год, начи-
 ная с текущего. Сегодня мы можем отложить сум-
 му меньше 1 долл., чтобы через год быть в состоя-
 нии выплатить 1 долл. Сформулируем точнее: если
 процентная ставка составляет 5 и если сегодня мы
 откладываем 95,2 цента при ставке процента, рав-
 ной 5, через год мы будем иметь 1 долл. По этой
 причине будущие издержки и выгоды должны ди-
 сконтироваться к сегодняшнему масштабу.
 Когда все издержки и выгоды приведены к базе
 современной стоимости, издержки и выгоды скла-
 дываются. Если издержки перевешивают выгоды,
 экономический анализ говорит о том, что проект
 осуществлять не следует. Если выгоды перевешива-
 ют издержки, то с экономической точки зрения
 проект должен быть осуществлен.
 392 Часть 5: Налоги, трансферты и государственные расходы
 Но анализ «издержки — выгоды» не является со-
 вершенным, поскольку не все издержки и выгоды
 можно исчислить. Например, вполне возможно, что
 появление дополнительного туннеля на пути в аэро-
 порт приведет к росту воздушных перевозок и к
 большему скоплению пассажиров, и тогда самолеты
 должны будут становиться в очередь, чтобы взле-
 теть, или сделать дополнительный круг над аэропор-
 том перед посадкой. Более того, не всегда ясно, что
 представляют собой правильные цены, которые сле-
 дует использовать при расчете. Например, сколько
 получает общество от того, что время в пути для
 среднего водителя сократилось на 10 мин в день?
 В таких вычислениях наиболее важным момен-
 том является процентная ставка, используемая при
 исчислении современной стоимости. Принимая во
 внимание, что выгоды будут получены в более отда-
 ленном будущем по сравнению со временем, когда
 понесены издержки, высокая процентная ставка со-
 кратит выгоды относительно величины издержек27.
 Поэтому сторонники проектов зачастую стараются
 использовать в расчетах очень низкую процентную
 ставку.
 ПРИБЫЛИ И ВЫГОДЫ. В анализе проекта туннеля
 мы нигде не обсуждали тот факт, что правительство
 могло бы назначить плату за пользование туннелем.
 Мы не рассматриваем этот факт потому, что госу-
 дарственные доходы не влияют на желательность
 осуществления проекта для общества. Если бы пла-
 та была назначена, то люди бы платили постольку,
 поскольку при пользовании туннелем они эконо-
 мили бы время, а стоимость сэкономленного време-
 ни уже была принята в расчет в табл 21-4.
 Вполне возможно, что туннель мог бы иметь
 коммерческий успех, т. е. власти могли бы взять в
 кредит деньги, необходимые для оплаты строитель-
 ства, а затем, введя пошлину, получить достаточную
 сумму для оплаты процентных и эксплуатационных
 расходов и в конце концов выплатить долг.
 Но это вовсе еще не означает, что туннель обяза-
 тельно следует строить. Издержки от заторов, возни-
 кающих в результате строительства, возможно, будут
 так велики, что общественные издержки перевесят
 выгоды. Эти издержки от перегруженности дорог
 являются для проекта туннеля внешним эффектом,
 т.е. издержками, которые вынуждены нести люди и
 которые не отражаются в рыночных ценах.
 С другой стороны, может оказаться, что строи-
 тельство туннеля будет желательным, даже если оно
 будет нецелесообразно с коммерческой точки зрения.
 Предположим, что большая часть общественных вы-
 год имеет место в результате сэкономленного водите-
 17 Убедитесь, что вы понимаете, почему это так Если необходимо, верни-
 тесь к га. 17. Мы попросим вас объяснить это в задаче 8.
 лями времени, потому что после того, как туннель
 будет построен и многие водители начнут ездить в
 город через этот туннель, на других маршрутах в го-
 род водители столкнутся с меньшей загруженностью,
 чем ранее Владельцы не смогут назначать плату за
 получение этой выгоды. Она также является внеш-
 ним эффектом — люди извлекают выгоду из сущест-
 вования туннеля, ничего при этом не платя.
 Именно наличие внешних эффектов — издержек
 и выгод, которые невозможно оценить посредством
 рынка и которые, следовательно, не учитываются
 строителями туннеля, — делает обязательным ана-
 лиз общественных издержек и выгод.
 5. Местные органы власти
 Хотя доходы правительств штатов и превосходят
 прямые доходы местных органов власти, расходы
 последних составляют большую величину, чем рас-
 ходы правительств штатов. Как показывают данные
 табл 21-4, на местные органы власти приходится
 25% совокупных государственных расходов, а на
 правительства штатов — лишь 17%. Местные орга-
 ны власти могут расходовать больше той суммы, ко-
 торую они получают в виде прямых доходов от на-
 логов на собственность и других местных налогов,
 поскольку правительства штатов перечисляют им
 значительные суммы.
 В этом параграфе мы сначала обсудим некоторые
 последствия того факта, что люди могут выбирать
 такое местное правительство, которое будет слу-
 жить им28. Затем мы рассмотрим образование —
 самую крупную статью местных расходов. Города
 предоставляют множество других услуг, включаю-
 щих водоснабжение, санитарно-гигиенические услу-
 ги, охрану порядка, а в некоторых случаях — и
 снабжение электричеством.
 Районирование и эффект «невидимой ноги»
 Очевидно, что способность потребителей (или
 фирм) перемещаться из одного места в другое со-
 здает конкуренцию среди местных властей. Эконо-
 мисты говорят, что рынок общественных услуг на
 локальном уровне действует на практике эффектив-
 но, поскольку конкуренция -среди различных горо-
 дов делает возможным для потребителей выбор оп-
 тимального набора местных услуг. Эта идея получи-
 ла название гипотезы Тибо29. Если имеется много
 28 То же относится и к правительствам штатов, и даже стран, но в случае
 местных властей выбор наиболее очевиден, поскольку люди, решая, в
 каком городе или пригороде жить в данной метрополии, выбирают тем
 самым для себя местную власть.
 29 В работе Charles M. Tiebout, «A Pure Theory of Local Expenditures»,
 Jornal of Political Economy, October 1956, содержится первоначальное
 (нематематическое) упоминание об этой гипотезе.
 Глава 21: Налоги и государственные расходы 393
 различных местных органов власти и при этом каж-
 дый из них предоставляет различный набор услуг
 (борьбу с преступностью, образование, парки и т.д..).
 каждая семья может приблизиться к получению оп-
 тимального для себя набора. Поскольку люди голо-
 суют ногами, переезжая в ту местность, которая
 обеспечивает оптимальной корзиной налогов и вы-
 год, этот эффект иногда называется эффектом «не-
 видимой ноги». «Невидимая нога» действует, чтобы
 обеспечить качественное распределение ресурсов
 посредством конкуренции среди местных органов
 власти.
 Но раз люди свободны в передвижении, то как
 же в этой ситуации власти пригорода, предлагаю-
 щего, скажем, улучшенную систему образования,
 способны не допустить приток людей, которые мог-
 ли бы дать своим детям хорошее образование, пере-
 ехав огромной семьей в квартиру или маленький
 дом и, таким образом, не платя своей доли налогов?
 Посредством районирования.
 Районирование — это регулирование местными
 властями использования земли. Например, боль-
 шинство городов не позволяет, чтобы фабрики и су-
 пермаркеты располагались в жилых районах, а во
 многих пригородах власти запрещают строительство
 многоквартирных домов и требуют, чтобы строи-
 тельство велось только на крупных участках земли.
 Такое районное регулирование обращено на борьбу
 с внешними эффектами (загрязнением воздуха от
 заводов, скоплением транспорта рядом с супермар-
 кетами, неприглядностью трущоб), но оно также
 препятствует и переселению на эти территории
 бедняков.
 Справедливо ли не пускать бедных в богатые
 пригороды? С одной стороны, если приемлемы раз-
 личия в доходах людей, то же самое можно сказать
 и о разнице в уровне их потребления. С точки зре-
 ния экономики небольшие «закрытые» пригороды,
 закрытость которых основана на том, что не каж-
 дый может позволить себе платить местные налоги,
 являются эффективным средством контроля доступа
 к некоторым благам, так же как цены являются
 средством ограничения доступа к благам. С другой
 стороны, часто приводятся и доводы в пользу того,
 что доступ к некоторым услугам, например к обра-
 зованию детей, не должен всецело определяться до-
 ходами родителей.
 Образование
 Во всем мире государство обеспечивает получение
 образования. В отличие от Соединенных Штатов во
 многих странах школьное образование контролиру-
 ется центральным правительством, а не местными
 органами власти. И несмотря на существование ча-
 стных школ, в большинстве стран образование все
 же является в основном государственным30. По-
 скольку люди, получившие образование, имеют бо-
 лее высокие доходы, почему вообще государство
 должно взваливать на себя эту проблему? Не следу-
 ет ли из того, что экономические доходы от полу-
 ченного образования отражаются в рыночных ценах
 (зарплатах), вывод, что люди имеют перед собой
 оценку образования и поэтому частные рынки мог-
 ли бы качественно определять необходимые объемы
 образовательных услуг?
 Существует несколько причин, по которым госу-
 дарству следует заниматься образованием. Во-пер-
 вых, широко распространено мнение о том, что об-
 разованность общества является общественным бла-
 гом: это вносит свой вклад в общий уровень циви-
 лизованности общества. Вторая причина — перерас-
 пределительная. Многие полагают, что каждый дол-
 жен иметь свой шанс в жизни, который может
 быть использован детьми с потенциальными способ-
 ностями. Тем самым они могли бы избежать «нака-
 зания» за то, что их родители бедны. Обеспечивая
 образованием, государство гарантирует, что каждый
 получит его на определенном минимальном уровне
 В этом, возможно, и состоит основание для государ-
 ственного вмешательства. Третья причина заключа-
 ется в том, что дети еще недостаточно хорошо ин-
 формированы, чтобы выбрать для себя оптимальный
 уровень образования, и нет никакой уверенности,
 что даже их родители в состоянии сделать это. Ро-
 дители могут не иметь средств, чтобы дать образо-
 вание детям, или, если они эгоистичны, просто не
 захотеть предоставить своим детям достаточное об-
 разование.
 Однако далее если мы согласимся с тем, что госу-
 дарство должно потребовать для всех детей базового
 образования, открытым остается вопрос, как обес-
 печить это образование. Одна из возможностей со-
 стоит в том, что государство просто устанавливает
 уровень образования, который должен иметь каж-
 дый ребенок. Затем частные школы могли бы кон-
 курировать между собой, чтобы предоставлять это
 образование. Правительство штата или какая-либо
 группа частных лиц удостоверяли бы факт соответ-
 ствия школ государственным стандартам. Но что бу-
 дет в том случае, если родители не могут позволить
 себе отдать детей в школу? Милтон Фридмен и дру-
 гие предложили давать родителям образовательные
 ваучеры, которые могли бы быть использованы для
 платы за обучение31. Эксперименты с ваучерами
 30 В Соединенных Штатах это относится к школьному образованию, но не
 к образованию в колледжах. Во многих странах большинство колледжей
 являются государственными или по крайней мере в значительной степе-
 ни субсидируются государством
 31 См Christopher Jencks and others, Educational Vouchers, Center for the
 Study of Public Policy, Cambridge, Mass, 1970.
 394 Часть 5: Налоги, трансферты и государственные расходы
 уже проводились в ряде мест, но, учитывая длитель-
 ность периода, в течение которого образование
 предоставлялось местными органами власти, ради-
 кальный сдвиг в направлении образовательной си-
 стемы без участия государства в обеспечении на-
 чального и среднего школьного образования кажет-
 ся маловероятным
 ? Политический процесс, отражающий давление
 групп и представления общества о справедливости,
 определяет в конечном счете роль государства в
 экономике. Однако это не является причиной для
 игнорирования экономических аспектов налогооб-
 ложения и государственных расходов. Экономиче-
 ский анализ может применяться в целях выяснения
 последствий введения различных видов налогов для
 процесса распределения ресурсов, определения ве-
 личины брутто-эффекта налогообложения, а также
 для построения эффективной налоговой системы.
 Экономика как наука может также использоваться
 для анализа того, решения о каких видах расходов
 лучше оставить обществу, а о каких — рынку. Хотя
 роль государства в экономике за это последнее сто-
 летие быстро возрастала, продолжение этого про-
 цесса не является неизбежным, и вполне возможно
 некоторое сокращение роли государства
 
 Резюме
 Государственные доходы в Соединенных Штатах рав-
 ны почти одной трети ВНП. Это меньше, чем в боль-
 шинстве промышленно развитых стран, но гораздо
 больше, чем в прошлом. Федеральное правительство
 аккумулирует более 60% налогов, но затем передает
 некоторую долю этих поступлений правительствам
 штатов и местным органам власти.
 Двумя самыми большими источниками государствен-
 ных доходов в Соединенных Штатах являются подо-
 ходный налог и налоги на социальное обеспечение. В
 результате введения в действие Закона о налоговой ре-
 форме 1986 г. выросли налоги на корпорации. Налог
 на добавленную стоимость, или, другими словами, об-
 щенациональный налог на продажи, начисляемый на
 каждой стадии производства на добавленную на этой
 стадии стоимость, широко используется в других стра-
 нах.
 Принципы вертикального и горизонтального равен-
 ства используются при построении новых и оценива-
 нии старых налоговых систем Принцип горизонталь-
 ного равенства означает, что находящиеся в равных
 условиях должны трактоваться одинаково. Принцип
 вертикального равенства означает, что находящиеся в
 неравных условиях должны трактоваться неодинаково.
 Одна из точек зрения на трактовку последних состоит
 в том, что люди должны платить налоги в соответ-
 ствии с их платежеспособностью. Это предполагает,
 что более богатые будут платить больше. Если они
 платят больше в терминах пропорций, например вы-
 плачивают в виде налогов более высокую часть своих

<< Пред.           стр. 132 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу