<< Пред. стр. 135 (из 272) След. >>
часть медицинской помощи пожилым и нетрудос-пособным. Он считается элементом социального
страхования, хотя вполне может рассматриваться и
как пособие в натуральной форме, поскольку предо-
ставляет не деньги, а медицинскую помощь.
Медикейр был основан в 1966 г. и быстро пре-
вратился в крупную программу. Теперь он является
третьей по величине среди программ социальной
помощи. Рост выплат по этой программе связан с
быстрым ростом издержек на медицинское обслу-
живание. Одной из значительных инициатив адми-
нистрации Рейгана была попытка проконтролиро-
вать рост издержек на медицину. Результаты этой
попытки можно признать вполне успешными, но
одновременно и весьма негативными для врачей.
Подобно пенсионному обеспечению медицинское
страхование может быть организовано частным об-
разом. Однако, как и в случае с пенсиями, в боль-
шинстве стран государство участвует в обеспечении
медицинской помощью или по крайней мере в ее
оплате. Доступ к медицинскому обслуживанию счи-
тается насущной потребностью, т.е. таким товаром,
правом потребления которого должны обладать все
люди, каково бы ни было их экономическое поло-
жение Большинство людей сочувствуют положению
бедного человека, который не может позволить себе
медицинское страхование и из-за этого вынужден
обходиться без медицинского обслуживания. Меди-
кейд обеспечивает доступ к медицинской помощи
для всех бедных, а не только для пожилых бедных10.
Рост выплат по социальному обеспечению сопро-
вождается устойчивым уменьшением доли стариков,
живущих ниже черты бедности. В 1960 г. 35% по-
жилых жили ниже черты бедности (по сравнению с
менее чем 22% среди прочих слоев населения). В
1978 г. уже только 14% пожилых людей жили в
бедности. С тех пор доля пожилых, живущих в
условиях бедности, находится на уровне 14-15%. В
1983 г. впервые процент бедных среди «непожи-
лых» превысил показатель для пожилых.
В гл 20 мы уже отмечали, что бедность может
быть временным состоянием для тех, кто надеется
покончить с ней в течение года или двух, найдя ра-
боту или выздоровев. С гораздо большей вероят-
ностью бедность является долговременной среди по-
жилых. Уменьшение бедности среди пожилых, та-
ким образом, стало чрезвычайно значительным со-
бытием, которое можно записать в актив системе
социального обеспечения.
10 Оставляем читателю анализ дилеммы, следует ли правительству ограни-
чиваться лишь предъявлением требований к пожилым людям иметь ме-
дицинскую страховку, или же оно само должно оплачивать соответству-
ющие расходы. Эта дилемма почти в точности совпадает с обсуждав-
шейся нами проблемой предоставления пенсий системой социальною
обеспечения.
Глава 22: Вэлфер, бедность и распределение доходов 401
^нежная помощь
Денежная помощь предоставляется определенной
части бедных, в том числе лицам преклонного воз-
раста, нетрудоспособным, а также семьям, в кото-
рых только один из родителей занимается воспита-
нием маленьких детей. Самой крупной программой
предоставления денежной помогли является AFDC
(«Помощь семьям с маленькими детьми»), которая
осуществляет выплаты родителям-одиночкам с низ-
кими доходами, имеющим детей на своем иждиве-
нии. В 1985 г. 16% всех семей возглавлялись жен-
щиной без участия взрослого мужчины. В эту кате-
горию попали более 40% черных семей, и более по-
ловины из этих семей жили ниже черты бедности.
Таким образом, проблема, на решение которой на-
правлена AFDC, является весьма масштабной.
AFDC находится в числе наиболее спорных соци-
альных программ. Критики утверждают, что, предо-
ставляя платежи незамужним матерям, AFDC по-
ощряет последних заводить детей. Оказывая по-
мощь семье, возглавляемой лишь одним из родите-
лей, AFDC делает выгодным уход из семьи второго
из них. Более того, дети, которые растут в семьях,
получающих вэлфер, и в частности AFDC, рано
осознают, что можно жить, не работая; предполага-
ется, что это и служит причиной явления, известно-
го под названием «культивирование бедности» (cul-
ture of poverty), когда дети вслед за своими родите-
лями попадают в зависимость от вэлфера11.
Реальные расходы на AFDC с середины 1970-х
годов не возрастали и в соответствии с бюджетны-
ми планами должны постепенно сокращаться в те-
чение 1980-х годов.
Пособия в натуральной форме
Пособия в натуральной форме предоставляются по-
средством Медикейда, а также через талоны на про-
довольствие и субсидируемое жилье. Медикейд воз-
мещает медицинские расходы пожилых людей с
низкими доходами, нетрудоспособных и членов се-
мей с одним из родителей. Талоны на продоволь-
ствие — это вид долгового поручительства (ваучера);
они могут использоваться для покупки продоволь-
ственных товаров.
В табл. 22-2 именно объемы пособий в натураль-
ной форме демонстрируют наивысшие темпы роста.
В 1960 г. таких программ практически не было, а
уже в 1984 г. на них было израсходовано 66 млрд.
долл., или 1,7% ВНП. Система обеспечения талонами
на продовольствие, равно как и AFDC, привлекла к
11 Charles Murray в книге Losing Ground, Basic Books, New York, 1984, от-
мечает, что AFDC была введена в 1930-х годах, чтобы обеспечить адов с
маленькими детьми. Автор также глубоко анализирует обвинения, вы-
двигаемые в адрес AFDC
себе особое внимание как программа, на которой
лежит ответственность за культивирование бедности.
Размер пособий, выдаваемых на одного человека
по программе обеспечения талонами на продоволь-
ствие, остался в реальном выражении тем же, что и
в 1971 г. Тем не менее государственные расходы на
эту программу в течение 1970-х годов быстро воз-
растали, поскольку росло число людей, имеющих
право воспользоваться ее преимуществами.
Система социальной защиты
(страховочная сеть)
О Система социальной защиты, или прог-
раммы предоставления пособий липам с низки-
ми доходами, — это система программ вэлфера,
призванных обеспечивать бедных пособиями в
размерах, зависящих от степени их бедности.
Как ясно из названия, программы системы социаль-
ной защиты существуют для защиты тех, кто по той
или иной причине не зарабатывает в условиях ры-
ночной экономики достаточно для поддержания
определенного уровня жизни, нормативы которого
устанавливаются данными программами.
Система социальной защиты включает AFDC,
программы дополнительных доходов из системы со-
циального обеспечения, предоставление государ-
ственного жилья и талонов на продовольствие, а
также Медикейд и некоторые другие программы.
Когда администрация Рейгана пыталась в 1980-х го-
дах сократить объем вэлфера, она обещала поддер-
живать те из программ системы социальной защи-
ты, которые помогают истинно бедным.
Влияние на уровень бедности
Официальный расчет доли населения, проживающе-
го за чертой бедности (см. рис. 20-7 и данные, при-
веденные во введении к настоящей главе), не вклю-
чает в доходы трансферты в натуральной форме. Та-
ким образом, официальный показатель уровня бед-
ности игнорирует, например, уменьшение бедности
в результате распространения талонов на продо-
вольствие или предоставления услуг Медикейда. В
действительности эти программы вносят вклад в со-
кращение фактического уровня бедности, оставляя
без изменения официальный уровень бедности.
В табл. 22-3 в двух последних столбцах мы пока-
зываем, что трансферты в натуральной форме ока-
зывают значительное влияние на уровень бедности.
В последнем столбце объем трансфертов в натураль-
ной форме добавляется к величине индивидуальных
доходов, и с учетом этого изменения в способах
расчета доходов уровень бедности также пересчиты-
вается. Если принять во внимание трансферты в на-
28»
402 Часть 5: Налоги, трансферты и государственные расходы
туральной форме, официальный уровень бедности в
1983 г. должен быть скорректирован на одну треть.
Этот эффект особенно значителен в отношении
уровня бедности среди черных, среди лиц, прожива-
ющих в семьях, возглавляемых женщинами, а так-
же среди пожилых людей.
Таблица 22-3 показывает, что фактический уро-
вень бедности действительно существенно снизился в
период с 1964 г. и большую роль в этом сыграли
трансферты в натуральной форме Таблица также по-
казывает, что среди различных демографических
групп доли бедных существенно различаются между
собой. Наиболее замечательным является то, что,
принимая во внимание трансферты в натуральной
форме, можно говорить о фактическом искоренении
бедности среди пожилых. На динамику уровня бед-
ности влияют не только изменения, связанные с про-
граммами для бедных. В реальном выражении уро-
вень бедности — величина постоянная. Следователь-
но, если бы распределение доходов оставалось одина-
ковым, рост средних доходов приводил бы к сокра-
щению доли бедных. И действительно, когда медиан-
ный уровень семейных доходов растет, доля бедных
имеет тенденцию к сокращению. Быстрый прогресс
в борьбе с бедностью в 1960-х годах, ггроиллюстри-
рованный на рис 20-7, сопровождался увеличением
реального медианного уровня семейных доходов на
34%. В 70-х же годах этот показатель увеличился ме-
нее чем на 0,05%, а в период 1973-1980 гг. даже сни-
зился на 6% Следовательно, замедление прогресса в
войне с бедностью в 70-х годах было отчасти след-
ствием падения темпов роста всей экономики
12
12 Работа Rebecca M. Blank и Alan S. Blinder, «Macroeconomics, Income
Distribution, and Poverty,» в Sheldon H. Danziger and Daniel H.
Weinberg (eds.), Fighting Poverty, Harvard University Press, 1986, рассмат-
ривает влияние макроэкономических условий на уровень бедности. Ав-
торы приводят оценку, в соответствии с которой сохраняющийся в те-
чение двух лет рост нормы безработицы среди мужчин в расцвете сил
на 2 пункта приводит к увеличению уровня бедности на 0,9 пункта.
Возвращение бедности
Был ли рост официально измеряемой бедности в
первой половине 1980-х годов результатом спадов
1980 г. и 1981-1982 гг. или же в первую очередь он
стал следствием атак, предпринятых против соци-
альных программ администрацией Рейгана? Адми-
нистрация сформулировала смысл своих усилий как
стремление нацелить социальные выплаты на ис-
тинно бедных, сократив тем самым расходы на вэл-
фер и не ущемляя при этом интересов тех, кто дей-
ствительно нуждается в помощи со стороны систе-
мы социальной защиты13.
Расходы на социальные программы резко возрос-
ли в 1970-е годы. В своем последнем бюджете пре-
зидент Картер планировал уменьшить тейпы ро-
ста, а не уровень расходов на вэлфер. Первый бюд-
жет президента Рейгана предполагал значительное
сокращение реальных расходов на вэлфер к 1984 г.
В табл. 22-4 приводятся бюджетные расходы на
программы для бедных.
На самом же деле к 1984 г. реальные расходы на
вэлфер были выше, чем в 1981 г., даже превысив
уровень, запланированный в бюджете Картера, и
тем более уровень, запланированный в первоначаль-
ном бюджете Рейгана Конгресс не одобрил все те
сокращения, которые хотела произвести админист-
рация. Тот факт, что администрация Рейгана сокра-
щала вэлфер, в наиболее очевидной форме представ-
лен в табл. 22-4, где показано уменьшение фактиче-
ских бюджетных расходов на программы для людей
с низкими доходами в 1982 финансовом году по
сравнению с предшествующим годом по мере
вхождения экономики в состояние спада.
13 В работе John C Weicher, «The Reagan Domestic Budget Cuts: Proposals,
Outcomes and Effects», в Phillip Cagan (ed.), Essays in Contemporary
Economic Problems, 1986, American Enterprise Institute, Washington, D.C,
приводится подробное обсуждение данной проблемы.
ТАБЛИЦА 22-3. Процент лиц, живущих в условиях бедности
иуппа
Официальный
уровень ?964 г.
Официальный Уровень, скорректированный на величину
уровень 1983 г. трансфертов в натуральной форме, 1983 г.
Все население 19,0 15,2 10,2
Белые 14,9 12,1 8,6
Черные 49,6 35,7 21,2
Испаноязычные 28,4 20Д
Живущие в семьях, возглавляемых женщиной** 45,9 40Д 24,7
Пожилые (65 лет и старше) 28,5*** 14,1 3,3
Дети (до 18 лет) 20,7*** 22,2 15,6
* Оценка трансфертов в натуральной форме произведена на основе рыночных цен.
** Без мужа.
*** Данные относятся к 1966 г.
Источник Sheldon H. Danziger, Robert H. Haverman, and Robert D. Plotnick, «Antipoverty Policy: Effects on the Poor and the Nonpoor», в книге
Sheldon H Danziger and Daniel H. Weinberg (eds.), Fighting Poverty, Harvard University Press, 1986, p 56.
Глава 22: Вэлфер, бедность и распределение доходов 403
ТАБЛИЦА 22-4. Реальные расходы на программы социальных выплат для лиц с низким достатком в 1960-1984 гг.
(по финансовым годам, в долл. 1980 г.)
фактические расходы 10,0 19,8 50,1 53,8 51,4 55,3 55,4
Бюджет Картера (январь 1981 г.) 52,1 52,0 54,4 54,6
Бюджет Рейгана (март 1981 г.) 51,8 47,5 47,6 46,1
Источник: John С Weicher, «The Reagan Domestic Budget Cuts Proposals, Outcomes and Effects*, in Phillip Cagan (ed), Essays in Contemporary Economic
Problems, 1986, American Enterprise Institute, Washington, DC, 1986, Tables 1-1 and 1-2. Финансовый год Федерального правительства начинается 1
октября и подобно моделям автомобилей получает свое название по последнему из календарных лет.
Сокращение пособий во время спада, конечно же,
усугубило тот рост бедности, который был вызван
самим спадом. Сокращение Рейганом социальных
программ, следовательно, внесло свой вклад в увели-
чение бедности в 1980-1983 гг., хотя в первую оче-
редь в этом виновен сам спад. В то же время име-
ются некоторые свидетельства того, что администра-
ция была в состоянии улучшить нацеленность соци-
альных выплат, с тем чтобы более значительная
часть из каждого доллара пошла на нужды бедных14.
3. Дестимулируюхций эффект
трансфертов
Налоги, необходимые для финансирования государ-
ственных трансфертных программ, создают искаже-
ния и социальные издержки, описанные в гл. 21. Кро-
ме того, эти программы сами по себе могут иметь ис-
кажающие или дестимулирующие последствия. В
этом параграфе мы рассмотрим такие последствия и
начнем с системы социального обеспечения.
Система социального обеспечения
Первое обвинение в адрес системы социального
обеспечения состоит в том, что, поскольку она дей-
ствует по принципу «плати, сколько собрал, не
оставляя резерва», это приводит к уменьшению со-
вокупной нормы сбережений нации. Если бы не бы-
ло системы социального обеспечения, каждый дол-
жен был бы делать сбережения на старость в част-
ном порядке. Некоторые из этих сбережений вкла-