<< Пред.           стр. 136 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 дывались бы в банки, которые в свою очередь давали
 бы их в кредит фирмам, желающим инвестировать.
 Теперь предположим, что система социального
 обеспечения только что придумана и от каждого че-
 ловека требуется, чтобы он сберегал ровно столько,
 сколько он сберегал ранее. В этих условиях вместо
 того, чтобы посылать чек в банк, сберегающий по-
 сылает его правительству. Правительство в свою оче-
 14 См предыдущую сноску.
 редь отправляет чеки на нужды клиентов системы
 социального обеспечения, которые тратят их. При
 такой системе средства людей идут на осуществле-
 ние социальных выплат, тогда как частные сбереже-
 ния расходовались бы на финансирование инвести-
 ций. Следовательно, при частных сбережениях вели-
 чина основного капитала больше, чем в условиях си-
 стемы социального обеспечения. Величину этого эф-
 фекта трудно оценить, но, учитывая, что в 1985 г.
 полученные правительством отчисления на социаль-
 ное страхование составили более 350 млрдлолл. (бо-
 лее 9% ВНП), а валовые частные сбережения — по-
 чти 700 млрд. долл., можно допустить, что существо-
 вание системы социального обеспечения оказало
 критическое влияние на величину совокупных сбе-
 режений15.
 Система социального обеспечения, очевидно, вли-
 яет и на срок выхода на пенсию, а тем самым — и
 на предложение труда в экономике. Количество вы-
 ходов на пенсию группируется в основном на уров-
 не возрастов 62 и 65 лет, т.е. тех возрастов, по до-
 стижении которых система социального обеспече-
 ния предоставляет соответственно раннюю пенсию
 и регулярное пособие по старости. В совокупной ра-
 бочей силе постепенно сокращается доля мужчин в
 возрасте за 60 лет, и некоторая часть этого сокра-
 щения объясняется, видимо, доступностью социаль-
 ного обеспечения. Разумеется, это необязательно яв-
 ляется фактором, нежелательным с точки зрения
 общественных потребностей. Вполне возможно, что
 раньше мужчины в свои 60 лет работали только по-
 тому, что у них не хватило предусмотрительности и
 они не скопили достаточно средств для более ран-
 него выхода на пенсию. Можно также предполо-
 жить, что социальное обеспечение дает людям воз-
 15 По поводу влияния социального обеспечения на величину сбережений
 разгорелась дискуссия. Мартин фелдштейн (Martin Feldstein) из Гар-
 вардского университета утверждает, что система социального обеспече-
 ния значительно уменьшает сумму, которую частные лица сберегают
 для себя. Другие же говорят, что люди воспринимают систему социаль-
 ного обеспечения лишь как совокупность перераспределительных про-
 грамм и, следовательно, как систему, не влияюпгую на уровень их сбере-
 жений. На основе изучения фактических данных эту проблему разре-
 шить неимоверно трудно.
 404 Часть 5: Налоги, трансферты и государственные расходы
 можность выходить на пенсию в наиболее подходя-
 щем для этого возрасте, вовсе не искажая опти-
 мальности выбора
 В условиях системы социального обеспечения в
 1970-е годы произошел быстрый рост выплат по
 нетрудоспособности, а также числа лиц, выходящих
 на пенсию по причине полной нетрудоспособности.
 Эта тенденция также заставляет предположить, что
 существование соответствующих программ сокра-
 щает предложение труда. Впрочем, сведения по
 этой проблеме не являются однозначными; главная
 проблема состоит в том, чтобы решить, являются ли
 люди, получающие от государства выплаты по не-
 трудоспособности, действительно полностью нетру-
 доспособными или же, как считают, лица, пользую-
 щиеся этими преимуществами, просто мошеннича-
 ют. Поскольку предполагается, что люди, получаю-
 щие этот вид выплат, полностью нетрудоспособны,
 трудно обнаружить, какую роль играет мошенниче-
 ство при предоставлении пособий.
 Считается, что Медикейд и Медикейр несут на
 себе по крайней мере часть ответственности за ска-
 чок цен в медицинском обслуживании в 70-х годах.
 Многие пожилые люди, которые были слишком
 бедны, чтобы посещать врача, теперь могут позво-
 лить себе медицинское обслуживание. Это означало
 сдвиг кривой спроса на медицинские услуги вверх,
 что и должно было привести к повышению цен.
 Пособие по безработице также создает проблему
 морального риска. Если издержки оттого, что чело-
 век не имеет работы, уменьшаются, возрастает ве-
 роятность того, что он бросит работу или будет ве-
 сти себя так, что его уволят. Аналогичным образом
 возрастает вероятность и того, что люди будут оста-
 ваться безработными до тех пор, пока им доступны
 пособия по безработице. В недавно проведенном ис-
 следовании обнаружено, что этот эффект находит
 свое отражение в значительном росте (по сравне-
 нию со средним уровнем) случаев поступления на
 работу накануне истечения срока получения посо-
 бия по безработице16. Стимулы искажаются не
 только у работников: когда доступны пособия по
 безработице, возрастает вероятность того, что фир-
 мы будут увольнять работников, поскольку в этом
 случае со стороны последних возникает меньше воз-
 ражений, чем при отсутствии пособий.
 Таким образом, все программы социального стра-
 хования17, вероятно, за исключением лишь пособий
 по нетрудоспособности, уменьшают стимулы к тру-
 ду. Это означает, что благо, которое они производят,
 уменьшая лишения и нужду, обходится для общест-
 16 См. Lawrence Katz, «Layoffis, Recall and the Duration of Unemployment»,
 Working Paper 1825, National Bureau of Economic Research, Cambridge,
 Mass, January 1986.
 17 Программы социального обеспечения представлены в табл. 22-1.
 ва дороже, чем сами по себе бюджетные расходы
 на осуществление этих программ.
 Программы вэлфера
 Главное обвинение в адрес социальных программ,
 вызывающее наибольшие споры, заключается в том,
 что они поощряют разрушение семьи. AFLX! выделя-
 ется в качестве основной программы, несущей за это
 ответственность. Обвинение состоит в том, что, пре-
 доставляя помощь детям, живущим лишь с одним из
 родителей, AFDC тем самым поощряет другого роди-
 теля покинуть семью или никогда в нее не входить.
 Без сомнения, процент детей, воспитывающихся
 в семьях, возглавляемых женщиной, или в семьях, в
 которых живет лишь один из родителей, возрастает,
 Если в 1970 г. 12% детей воспитывались в семьях,
 возглавляемых женщиной, то к 1982 г. эта цифра
 возросла до 19%. Хотя многие и считают эту тен-
 денцию вызывающей беспокойство, лишь очень ма-
 лая доля этого роста в 1970-х годах связана с AFLX1
 поскольку число детей, воспитывавшихся в семьях,
 получающих AFLX, и в 1972 г., и в 1982 г. находи-
 лось приблизительно на уровне 11%. Более того,
 платежи AFDC широко варьировались по штатам,
 однако в штатах, где пособия AFDC более щедры,
 доля детей, живущих с одним из родителей, не вы-
 ше. Не существует и особых доказательств того, что
 AFDC значительно сокращает желание работать у
 получающих пособия18.
 Большинство реципиентов AFDC получают по-
 мощь по этой программе в течение лишь короткого
 времени. Тем не менее большая часть расходов
 AFDC идет хронически зависимым от вэлфера ре-
 ципиентам. Непонятно, как решить эту проблему,
 поскольку, как отмечают Эллвуд и Саммерс, «для
 матерей-одиночек имеется только два пути самоо-
 беспечения: работа и замужество, — и для обоих из
 этих путей наличие маленьких детей создает пре-
 пятствия»19. Как показывает табл 22-3, 40% семей,
 во главе которых находится женщина, живут за
 чертой бедности. Даже с учетом пособий в нату-
 ральной форме почти четверть таких семей живет в
 бедности, причем в них насчитывается примерно
 4 млн. детей в возрасте до 18 лет.
 Некоторые в качестве обвинения в адрес про-
 грамм вэлфера выдвигают тот факт, что в последние
 годы доля безработных среди черных тинэйджеров
 по крайней мере в 2 раза выше, чем среди их белых
 сверстников. Например, в 1984 г. 42,6% черных муж-
 чин в возрасте от 16 до 19 лет, входящих в катего-
 рию рабочей силы, были безработными, в то время
 18 Эллвуд и Саммерс (Ellwood and Summers), цитированные выше (см
 сноску 6), дают краткий обзор свидетельств о последствиях AFDC
 19 Там же. С. 97.
 Глава 22: Вэлфер, бедность и распределение доходов 405
 ТАБЛИЦА 22-5. Система вэлфера и предельные налоги
 
 
 Доходы, Пособия, Доходы + по собия, Налоги, Доходы + пособия — налоги, Предельная ставка
 долл. долл. долл. долл. долл. налогообложения, %
 0 5000 5000 0 5000 50
 5000 2500 7500 0 7500 50
 10000 0 10000 0 10000 15
 30000 0 30000 4500 25500 15
 1000000 0 1000000 280000 720000 28
 Примечание. Предельные налоговые ставки на доходы в размере 10000 долл. и выше приведены в соответствии с Законом о налоговой реформе 1986 г.
 Для доходов на уровне 0 - 10000 долл. предполагается, что реципиент на каждом долларе зарабатываемых доходов теряет 50 центов пособий вэлфера
 и платит нулевые налоги до тех пор, пока его доходы не достигнут уровня 10000 долл.
 как среди белых того же возраста этот показатель со-
 ставил 16,8%. Однако безработная молодежь, как
 черная, так и белая, не является реципиентом посо-
 бий вэлфера в больших объемах, получая главным об-
 разом талоны на продовольствие Но талоны на про-
 довольствие не кажутся фактором, адекватно объяс-
 няющим существование проблемы значительной и
 устойчивой безработицы среди черной молодежи.
 В адрес минимальной заработной платы, устанав-
 ливаемой правительством, также иногда выдвигают-
 ся обвинения в связи с высокой безработицей среди
 черной молодежи. Действительно, экономический
 анализ говорит о том, что минимальная заработная
 плата увеличивает безработицу, особенно среди тех,
 кто в противном случае получал бы более низкую
 заработную плату20. Но минимальная заработная
 плата не росла с 1981 г., что привело к сокращению
 уровня последней относительно рыночного уровня;
 однако норма занятости среди черной молодежи
 повысилась лишь в незначительной степени. Высо-
 кий уровень безработицы среди черной молодежи
 представляет собой не только социальную проблему,
 но и вообще труднообъяснимый феномен.
 Вэлфер и налоговая система
 До 1986 г. при налогообложении дохода в Соеди-
 ненных Штатах предельная налоговая ставка росла
 вместе с доходом, варьируясь от 15% для домашних
 хозяйств с низкими доходами до 50% для наиболее
 состоятельных. Однако из-за существования систе-
 мы вэлфера бедные зачастую вынуждены платить
 налоги по более высокой предельной ставке, чем та,
 по которой платят налоги очень богатые.
 В табл. 22-5 иллюстрируется эта проблема с по-
 мощью налоговых ставок, введенных после 1986 г.
 Предположим, что кто-то, не зарабатывающий ни-
 чего, получает пособия в сумме 5 тыс долл. Сумма,
 обеспечиваемая талонами на продовольствие и дру-
 20 См. об этом гл. 16.
 гими выплатами вэлфера, уменьшается по мере ро-
 ста рыночных («внешних») доходов. Следовательно,
 на каждый доллар, заработанный на рынке, реципи-
 ент вэлфера получает чистыми меньше той величи-
 ны, которую составляет дополнительный доллар до-
 ходов. В табл. 22-5 мы предполагаем, что реципиент
 вэлфера теряет 50 центов пособий на каждый дол-
 лар заработанных «внешних» доходов. Когда его до-
 ходы достигают 10 тысдолл., он перестает получать
 пособия вообще. Предположим также, что налого-
 вые льготы для этого человека таковы, что он не
 платит подоходного налога на доходы до 10 тыс.
 долл., но при превышении этой суммы должен пла-
 тить по 15%-й предельной налоговой ставке, а затем
 - по 28%-й21.
 Поскольку человек в соответствии с данными
 табл. 22-5 быстро теряет пособия вэлфера по мере
 возрастания его заработков, предельная налоговая
 ставка на первые 10 000 долл. доходов весьма высо-
 ка — 50%. На самом деле предельная налоговая
 ставка на «внешние» доходы может быть гораздо
 выше, если только в расчет принимается потеря по-
 собий от нескольких программ Для некоторых про-
 грамм и отдельных географических точек имеются
 даже прецеденты, когда «внешние» доходы людей
 «облагаются налогом» (в смысле потери пособий)
 по ставке, превышающей 100%^. Эти высокие пре-
 дельные налоговые ставки в первую очередь сильно
 сокращают стимулы к труду у тех, кто находится на
 грани вхождения в совокупную рабочую силу.
 К сожалению, высокие предельные налоговые
 ставки неизбежны, если пособия выплачиваются
 главным образом бедным. Это следует из простой
 арифметики. Предположим, что черта бедности для
 21 Как подчеркивалось в гл. Zl, средняя предельная ставка составляет 33%.
 22 Гертни и МакКалеб (Gwartney and McCaleb, см. сноску [4J) приводят
 пример матери-одиночки с двумя детьми в Пенсильвании, у которой
 предельная налоговая ставка на рыночные доходы до 10 000 долл. пре-
 вышала 50% для всех доходов и 100% — для доходов на уровне 4000-
 6000 долл. Это означает, что ее совокупные доходы фактически понизи-
 лись бы, если бы она, зарабатывая 4000 дол/ц получила повышение на
 своей работе.
 406 Часть 5: Налоги, трансферты и государственные расходы
 семьи, состоящей из матери-одиночки и двух ма-
 леньких детей, находится на уровне годовых дохо-
 дов в 10000 долл. Предположим также, что в слу-
 чае, если мать имеет нулевые доходы, общество ре-
 шает, что эта семья должна получать 8000 долл. в
 денежной и натуральной формах — сумму, которая,
 вероятно, вполне достаточна для того, чтобы избе-
 жать недоедания. Что дало бы семье устройство ма-
 тери на работу, приносящую 10 000 долл. в год? Ес-
 ли ответ составляет 10 000 долл., то предельная на-
 логовая ставка равна 80%: увеличение до 10 000
 долл. дохода до выплаты налогов поднимает доход
 семьи за вычетом налогов (включая пособия) лишь
 на 2000 долл. Налог принимает форму сокращения
 пособий на 8000 долл. (80% от 10 000 долл.).
 Посмотрим на эту проблему с другой стороны.
 Зададимся вопросом: какая предельная ставка нало-
 га может считаться приемлемой? Если она равна
 50%, т.е. самой высокой ставке в подоходной нало-
 говой системе до 1986 г., то работающая мать в на-
 шем примере будет терять только 5000 долл. посо-
 бий, поскольку она зарабатывает 10 000 долл. Ее по-
 сленалоговые доходы (включая пособия), когда она
 зарабатывает 10 000 долл., будут составлять 13 000
 долл; 10 000 долл. — заработанный доход и 3000
 долл. — социальные пособия. Но если предельная
 налоговая ставка не поднимается выше 50% и 8000
 долл. — базисный уровень пособий, то она будет
 продолжать получать социальные пособия до тех
 пор, пока не станет зарабатывать больше 16 000
 долл. Таким образом, в этом примере все семьи, за-
 работок которых не превышает 16 000 долл., в том
 числе и вовсе не бедные, будут получать социальные
 пособия. В случае же, когда предельная налоговая
 ставка была равна 80%, только семьи с заработком
 менее 10 000 долл. получали социальные пособия.
 Сокращая предельную налоговую ставку в этом
 примере с 80 до 50%, мы сделали работу более при-
 влекательной для бедных людей. Это, вероятно, уве-
 личит эффективность экономики. Однако послед-
 ствия этого заключаются в том, что социальные вы-
 платы должны- предоставляться многим семьям, не
 являющимся бедными, против чего могут выступать

<< Пред.           стр. 136 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу