<< Пред.           стр. 163 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 страны?
 Предположим, что нормы резервных требований, ко-
 торую устанавливает Fed, не существует. Что будет в
 этом случае определять величину банковских резер-
 вов? (Возможно, и в этом случае вам будет полезно
 продумать ответ на примере ювелира-банкира.)
 (а) Какие, на ваш взгляд, существуют доводы в пользу
 того, чтобы считать дорожные чеки частью денег в об-
 ращении? (Ь) Можно ли найти доводы в пользу того,
 чтобы считать частью денежной массы билеты на мет-
 ро? (с) А что вы могли бы сказать на этот счет по по-
 воду кредитных карточек? (d) Или почтовых марок?
 10. (а) Акции взаимных фондов денежного рынка, так же
 как и депозиты, быстро стали главной формой, в кото-
 рой люди предпочитают держать свои ликвидные ак-
 тивы. В настоящий момент их общая стоимость зна-
 чительно превосходит величину суммы наличных де-
 нег. Порассуждайте, лучше или хуже будут взаимные
 фонды денежного рынка выполнять функции денег по
 сравнению с теми компонентами Ml, которые мы
 традиционно называем деньгами. (Ь) Почему вообще
 вопрос о том, что является деньгами, а что — нет,
 имеет такое важное значение для нашего анализа?
 
 Центральные
 банкп
 п денежная
 система
 Деньги существуют на протяжении тысячелетий.
 Напротив, центральные банки появились на истори-
 ческой сцене сравнительно недавно. Банк Англии и
 Банк Швеции, старейшие из центральных банков,
 были основаны в конце XVII в., а Федеральная ре-
 зервная система (Fed) — центральный банк Соеди-
 ненных Штатов — только в 1913 г. Что же касается
 современной модели центральных банков, то ее
 формирование восходит в лучшем случае к XIX в.,
 когда начали определяться функции центральных
 банков в экономике с бумажными деньгами и ком-
 мерческими банками.
 Сегодня в любой, даже самой маленькой стране
 есть свой центральный банк. Он выполняет две
 основные задачи. Первая задача — центральный
 банк должен обеспечить стабильность функциони-
 рования банковской и финансовой систем. В частно-
 сти, он должен предупреждать возникновение фи-
 нансовой паники, вероятность которой в финансо-
 вой системе с широким набором посреднических
 институтов весьма велика. При выполнении этой за-
 дачи центральный банк играет роль кредитора в по-
 следней инстанции.
 О Кредитор в последней инстанции выделя-
 ет кредиты финансовым институтам и фир-
 мам в случае угрозы финансовой паники.
 Вторая задача центрального банка состоит в осуще-
 ствлении такой денежной политики, при реализа-
 ции которой посредством контроля за объемом де-
 нежной массы был бы обеспечен низкий уровень
 инфляции и при этом не допущена значительная
 безработица. Рассмотрению этой второй задачи цен-
 тральных банков мы и посвятим несколько последу-
 ющих глав с целью показать, как изменение количе-
 ства денег в обращении влияет на выпуск продук-
 ции и инфляционные процессы.
 Вопрос о руководстве денежной политикой со
 стороны центральных банков часто вызывает споры.
 Особенно резкой критике политика Fed подвергает-
 ся со стороны экономистов-монетаристов, в част-
 ности Милтона Фридмена из Института Гувера (в
 прошлом из Чикагского университета), Карла Бран-
 нера из Университета Рочестера и Алана Мелцера из
 Карнеги-Меллона, которые утверждают, что ключом
 к успешной денежной политике является постоян-
 ный медленный рост денежной массы. Приведем ти-
 пичный пример критики Fed Милтоном Фридменом:
 «Начиная со дня основания Федеральной резервной
 системы каждый председатель совета управляющих
 Fed... провозглашал, что Федеральная резервная система
 не будет двигателем инфляции. Тем не менее Феде-
 ральная резервная система была таковым в период
 обеих мировых войн и продолжает оставаться им, по
 крайней мере с 1960 г....
 Управляющие Федеральной резервной системы, кото-
 рые сейчас 90% своего времени посвящают не конт-
 492 Часть 6: Совокупный спрос и факторы, его определяющие
 Окно 27-1. Структура Федеральной резервной системы
 Федеральная резервная система была создана в 1913 г.
 на основании закона, принятого Конгрессом. Развиваясь
 на протяжении последующих лет, она пережила две
 большие реформы — в 30-х и затем в 80-х годах.
 На рис 27O-1 представлена организационная структу-
 ра Fed Наиболее важным органом в Fed является совет
 управляющих, находящийся в Вашингтоне, федеральный
 округ Колумбия. Совет состоит из семи членов, каждый
 из которых назначается на 14-летний срок президентом
 Соединенных Штатов. Столь длительный срок, как пред-
 полагается, должен обеспечивать преемственность, ста-
 бильность и независимость совета, хотя на практике
 лишь немногие из управляющих занимают свой пост в
 течение полного срокд.
 Совет возглавляется председателем, назначаемым пре-
 зидентом из состава управляющих на четырехлетний
 срок. Председатель совета управляющих — это наиболее
 могущественное лицо всей резервной системы. Его мне-
 ние обычно доминирует как в совете, так и в Fed в це-
 лом Время ог времени председателя Fed даже называют,
 правда, с некоторой долей преувеличения, вторым лицом
 в государстве1.
 Федеральная резервная система состоит из 12 округов,
 каждый из которых имеет свой Федеральный резервный
 банк. На рис 270-1 приведена карта, показывающая
 1 Хотя председатель, как и любой другой член совета, назначается прези-
 дентом на 14-летний срок, в случае, если он после четырех лет своего
 правления не получает подтверждения полномочий на следующий
 цикл, он, дабы облегчить жизнь своего преемника, чаще всего подает в
 отставку и как член совета. Ввиду того что четырехлетний председатель-
 ский цикл не совпадает со сроком полномочий президента, новая ад-
 министрация должна некоторое время сотрудничать с председателем,
 назначенным предшествующим президентом.
 округа Fed и города, в которых расположены федераль-
 ные резервные банки. Эти банки проводят чеково-кли-
 ринговые операции внутри Fed, способствуя оперативно-
 му и эффективному осуществлению расчетов как внутри
 каждого округа, так и между округами. Федеральные ре-
 зервные банки осуществляют надзор за выполнением ре-
 шений и предписаний Fed и изучают экономическую си-
 туацию в своем округе Предоставляя совету материалы
 по анализу экономической ситуации в каждом из 12
 округов, окружные банки тем самым держат совет в
 курсе событий, происходящих в стране.
 Комитет по операциям на открытом рынке (FOMC)
 принимает решения о курсе денежной политики США,
 определяя необходимый уровень денежной массы и про-
 центных ставок. FOMC состоит из семи членов совета,
 президента Нью-Йоркского Федерального резервного
 банка, а также президентов четырех из оставшихся
 одиннадцати федеральных резервных банков, причем по-
 следние включаются в состав FOMC на основе ротации.
 
 
 
 РИС. 27O-1. Структура Федеральной
 резервной системы
 
 Глава 27: Центральные банки и денежная система 493
 Практическая реализация мер денежной политики, в
 том числе и решений о покупке и продаже правитель-
 ственных ценных бумаг (механизм которых подробно
 будет описан ниже), осуществляется в Нью-Йорке Бюро
 по операциям на открытом рынке. Поскольку именно
 там находятся главные финансовые рынки страны, пре-
 зидент Нью-Йоркского округа Fed является постоянным
 членом Комитета.
 
 ролю за денежной массой, а выполнению своих адми-
 нистративных функций, могли бы использовать на эти
 цели и 99% своего времени. В этом случае, уделяя
 контролю за денежной массой еще меньше времени,
 они принесли бы гораздо меньше вреда»2.
 Административные функции, которые, по мнению
 фридмена, занимают 90% рабочего времени руково-
 дителей Fed, относятся в основном к реализации
 первой задачи центрального банка: обеспечению эф-
 фективного функционирования банковской и фи-
 нансовой систем. В настоящей главе мы рассмотрим
 обе задачи Fed, начав с анализа ее структуры. Затем
 мы подробно разберем, какими средствами Fed
 контролирует объем денежной массы, а также обсу-
 дим возможные альтернативы современным мето-
 дам определения этого объема. Заметим, что, хотя
 организация центральных банков других стран за-
 метно отличается от Fed, все они призваны выпол-
 нять те же две основные функции.
 1. Функции Федеральной резервной
 системы
 В окне 27-1 представлена структура Fed Как и лю-
 бой центральный банк, Fed призвана осуществлять
 две основные функции. Первая состоит в том, что
 Fed отвечает за стабильную работу денежной и фи-
 нансовой систем. Выполняя эту функцию, она дей-
 ствует и как банк, и как контролер за работой бан-
 ковской системы.
 Fed — это банк банков. Коммерческие банки
 держат свои депозиты в Fed и осуществляют плате-
 жи друг другу посредством перевода средств с этих
 депозитов. В роли банка банков Fed производит
 операции по системе клиринговых расчетов, посред-
 ством которых осуществляются чековые платежи
 между вкладчиками коммерческих банков, а также
 предоставляет кредиты банкам, испытывающим
 временный дефицит обязательных резервов3.
 Fed осуществляет надзор за работой банковской
 системы посредством контроля за предоставлением
 кредитов и практикой хранения резервов. Fed уста-
 2 Milton Friedman, «Monetary Policy», Journal of Money, Credit and Banking,
 February 1982, pp. 102, 117. Даже после 1982 г., когда произошло паде-
 ние темпов инфляции, Фридмен лишь незначительно умерил слою кри-
 тику в отношении Fed; см., например: «The Fed Hasn't Changed Its
 Ways», WaB Street Journal Aug. 20,1985.
 3 Обязательные резервы и причины их существования были подробно
 описаны в гл. 26.
 навливает резервные требования для всех банков.
 До 1986 г. Fed контролировала также процентные
 ставки, выплачиваемые коммерческими банками по
 депозитам. Функции надзора Fed осуществляет со-
 вместно с рядом федеральных органов и органов
 управления штатов.
 БАНКИ — ЧЛЕНЫ Fed Банки, зарегистрированные
 в Fed, считаются банками — членами Fed До 1980 г.
 Fed могла устанавливать резервные требования
 только в отношении своих членов, и только они
 имели право держать счета в федеральных резерв-
 ных банках, используя чеково-клиринговую систему
 Fed и получая у Fed кредиты. В 1980 г. всего менее
 40% общего количества коммерческих банков состо-
 яли членами Fed Как правило, это были крупные
 банки, для которых выгоды от членства в Fed пере-
 вешивали неизбежные издержки от применяемых
 мер контроля и регулирования.
 В 1980 г. Закон о денежном контроле распрост-
 ранил действие требований об обязательных резер-
 вах на все банки страны, одновременно с этим раз-
 решив всем банкам держать счета в Fed и использо-
 вать ее чеково-клиринговую систему, а также — по
 усмотрению Fed — получать у последней кредиты.
 Это практически лишило Fed власти над процент-
 ными ставками коммерческих банков. Хотя фор-
 мально банки все еще делятся на членов и нечленов
 Fed, никакого реального значения это различие уже
 не имеет.
 Денежная политика
 Второй основной задачей Fed является проведение
 денежной политики. Она осуществляется в основ-
 ном посредством инструктирования Бюро по опера-
 циям на открытом рынке#по поводу контроля за
 денежной массой. Как уже отмечалось, именно ре-
 шения по вопросам денежной политики делали Fed
 центром всеобщего внимания раньше и продолжа-
 ют делать это теперь. Мы уже приводили слова
 Милтона Фридмена, возлагавшего на Fed ответствен-
 ность за рост инфляции, начавшейся в 60-х годах и
 особенно усилившейся в 70-х годах. Принято также
 считать, что в начале 80-х годов Fed сыграла замет-
 ную роль в инициировании экономических спадов,
 ставших частью процесса сокращения инфляции,
 доставшейся в наследство от 70-х годов. Кроме того,
 Фридмен и Анна Аж. Шварц заявляли, что полити-
 ка Fed в 30-е годы стала одной из причин Великой
 494 Часть 6: Совокупный спрос и факторы, его определяющие
 депрессии4. В конце главы мы вернемся к этой те-
 ме.
 Чтобы понять, как функционирует Fed в роли
 банка банков, а также при определении объема де-
 нежной массы рассмотрим балансовый отчет Fed
 2. Баланс федеральной резервной
 системы
 В табл. 27-1 представлен сводный консолидирован-
 ный баланс 12 федеральных резервных банков, объ-
 единяющий все их активы и пассивы.
 Пассивы
 В составе пассивов два основных их вида: депозиты
 и банкноты Федерального резервного банка. Банк-
 ноты Федерального резервного банка — это те са-
 мые долларовые купюры, которые мы носим в кар-
 манах. Они выпускаются 12 федеральными резерв-
 ными банками, и на каждой имеется клеймо выпу-
 стившего ее банка5. Другой вид пассивов — это де-
 позиты, принадлежащие различного рода депозит-
 ным институтам (главным образом коммерческим
 банкам) и Казначейству США и направленные для
 хранения в Fed6.
 В основе функционирования всех современных
 денежных систем лежит один важный момент, ка-
 сающийся характера пассивов центрального банка.
 Fed не может обанкротиться. Допустим, что у ме-
 ня по отношению к вам есть какие-либо долговые
 обязательства, в соответствии с которыми я должен
 выплатить деньги к определенной дате. Если к это-
 му моменту денег нет, у меня появляются неприят-
 ности. Однако если вы владеете банкнотой (долго-
 вым обязательством) Федерального резервного бан-
 ка (зачисленной в табл. 27-1 в пассив Fed), вы всегда
 сможете получить ваши деньги обратно. Принеся в
 Fed 50-долларовую банкноту, вы в обмен получите
 кредитные билеты на те же 50 долл. Таким обра-
 зом, отличительной чертой пассивов Fed является
 то, что Fed может созывать их в неограниченном
 количестве без опасений обанкротиться.
 На протяжении почти всего XIX в. и вплоть до
 1933 г. в Соединенных Штатах и большинстве дру-
 гих стран существовал золотой стандарт. Стоимость
 4 Это заявление приводится в их совместном классическом труде «А
 Monetary History of the United States, 1867-1960», Princeton University
 Press, 1963 (см. гл. 7).
 5 Заглянув в свой карман, вы сразу же сможете сказать, в каком из окру-
 гов Fed вы живете Большинство имеющихся у вас банкнот имеет печать
 вашего регионального Федерального резервного банка; лишь небольшая
 их часть оказывается выпущенной в других округах. Бумажные деньги
 помногу не путешествуют.
 6 Строка «прочие депозиты» в табл 27-1 включает небольшие суммы, при-

<< Пред.           стр. 163 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу