<< Пред. стр. 163 (из 272) След. >>
страны?Предположим, что нормы резервных требований, ко-
торую устанавливает Fed, не существует. Что будет в
этом случае определять величину банковских резер-
вов? (Возможно, и в этом случае вам будет полезно
продумать ответ на примере ювелира-банкира.)
(а) Какие, на ваш взгляд, существуют доводы в пользу
того, чтобы считать дорожные чеки частью денег в об-
ращении? (Ь) Можно ли найти доводы в пользу того,
чтобы считать частью денежной массы билеты на мет-
ро? (с) А что вы могли бы сказать на этот счет по по-
воду кредитных карточек? (d) Или почтовых марок?
10. (а) Акции взаимных фондов денежного рынка, так же
как и депозиты, быстро стали главной формой, в кото-
рой люди предпочитают держать свои ликвидные ак-
тивы. В настоящий момент их общая стоимость зна-
чительно превосходит величину суммы наличных де-
нег. Порассуждайте, лучше или хуже будут взаимные
фонды денежного рынка выполнять функции денег по
сравнению с теми компонентами Ml, которые мы
традиционно называем деньгами. (Ь) Почему вообще
вопрос о том, что является деньгами, а что — нет,
имеет такое важное значение для нашего анализа?
Центральные
банкп
п денежная
система
Деньги существуют на протяжении тысячелетий.
Напротив, центральные банки появились на истори-
ческой сцене сравнительно недавно. Банк Англии и
Банк Швеции, старейшие из центральных банков,
были основаны в конце XVII в., а Федеральная ре-
зервная система (Fed) — центральный банк Соеди-
ненных Штатов — только в 1913 г. Что же касается
современной модели центральных банков, то ее
формирование восходит в лучшем случае к XIX в.,
когда начали определяться функции центральных
банков в экономике с бумажными деньгами и ком-
мерческими банками.
Сегодня в любой, даже самой маленькой стране
есть свой центральный банк. Он выполняет две
основные задачи. Первая задача — центральный
банк должен обеспечить стабильность функциони-
рования банковской и финансовой систем. В частно-
сти, он должен предупреждать возникновение фи-
нансовой паники, вероятность которой в финансо-
вой системе с широким набором посреднических
институтов весьма велика. При выполнении этой за-
дачи центральный банк играет роль кредитора в по-
следней инстанции.
О Кредитор в последней инстанции выделя-
ет кредиты финансовым институтам и фир-
мам в случае угрозы финансовой паники.
Вторая задача центрального банка состоит в осуще-
ствлении такой денежной политики, при реализа-
ции которой посредством контроля за объемом де-
нежной массы был бы обеспечен низкий уровень
инфляции и при этом не допущена значительная
безработица. Рассмотрению этой второй задачи цен-
тральных банков мы и посвятим несколько последу-
ющих глав с целью показать, как изменение количе-
ства денег в обращении влияет на выпуск продук-
ции и инфляционные процессы.
Вопрос о руководстве денежной политикой со
стороны центральных банков часто вызывает споры.
Особенно резкой критике политика Fed подвергает-
ся со стороны экономистов-монетаристов, в част-
ности Милтона Фридмена из Института Гувера (в
прошлом из Чикагского университета), Карла Бран-
нера из Университета Рочестера и Алана Мелцера из
Карнеги-Меллона, которые утверждают, что ключом
к успешной денежной политике является постоян-
ный медленный рост денежной массы. Приведем ти-
пичный пример критики Fed Милтоном Фридменом:
«Начиная со дня основания Федеральной резервной
системы каждый председатель совета управляющих
Fed... провозглашал, что Федеральная резервная система
не будет двигателем инфляции. Тем не менее Феде-
ральная резервная система была таковым в период
обеих мировых войн и продолжает оставаться им, по
крайней мере с 1960 г....
Управляющие Федеральной резервной системы, кото-
рые сейчас 90% своего времени посвящают не конт-
492 Часть 6: Совокупный спрос и факторы, его определяющие
Окно 27-1. Структура Федеральной резервной системы
Федеральная резервная система была создана в 1913 г.
на основании закона, принятого Конгрессом. Развиваясь
на протяжении последующих лет, она пережила две
большие реформы — в 30-х и затем в 80-х годах.
На рис 27O-1 представлена организационная структу-
ра Fed Наиболее важным органом в Fed является совет
управляющих, находящийся в Вашингтоне, федеральный
округ Колумбия. Совет состоит из семи членов, каждый
из которых назначается на 14-летний срок президентом
Соединенных Штатов. Столь длительный срок, как пред-
полагается, должен обеспечивать преемственность, ста-
бильность и независимость совета, хотя на практике
лишь немногие из управляющих занимают свой пост в
течение полного срокд.
Совет возглавляется председателем, назначаемым пре-
зидентом из состава управляющих на четырехлетний
срок. Председатель совета управляющих — это наиболее
могущественное лицо всей резервной системы. Его мне-
ние обычно доминирует как в совете, так и в Fed в це-
лом Время ог времени председателя Fed даже называют,
правда, с некоторой долей преувеличения, вторым лицом
в государстве1.
Федеральная резервная система состоит из 12 округов,
каждый из которых имеет свой Федеральный резервный
банк. На рис 270-1 приведена карта, показывающая
1 Хотя председатель, как и любой другой член совета, назначается прези-
дентом на 14-летний срок, в случае, если он после четырех лет своего
правления не получает подтверждения полномочий на следующий
цикл, он, дабы облегчить жизнь своего преемника, чаще всего подает в
отставку и как член совета. Ввиду того что четырехлетний председатель-
ский цикл не совпадает со сроком полномочий президента, новая ад-
министрация должна некоторое время сотрудничать с председателем,
назначенным предшествующим президентом.
округа Fed и города, в которых расположены федераль-
ные резервные банки. Эти банки проводят чеково-кли-
ринговые операции внутри Fed, способствуя оперативно-
му и эффективному осуществлению расчетов как внутри
каждого округа, так и между округами. Федеральные ре-
зервные банки осуществляют надзор за выполнением ре-
шений и предписаний Fed и изучают экономическую си-
туацию в своем округе Предоставляя совету материалы
по анализу экономической ситуации в каждом из 12
округов, окружные банки тем самым держат совет в
курсе событий, происходящих в стране.
Комитет по операциям на открытом рынке (FOMC)
принимает решения о курсе денежной политики США,
определяя необходимый уровень денежной массы и про-
центных ставок. FOMC состоит из семи членов совета,
президента Нью-Йоркского Федерального резервного
банка, а также президентов четырех из оставшихся
одиннадцати федеральных резервных банков, причем по-
следние включаются в состав FOMC на основе ротации.
РИС. 27O-1. Структура Федеральной
резервной системы
Глава 27: Центральные банки и денежная система 493
Практическая реализация мер денежной политики, в
том числе и решений о покупке и продаже правитель-
ственных ценных бумаг (механизм которых подробно
будет описан ниже), осуществляется в Нью-Йорке Бюро
по операциям на открытом рынке. Поскольку именно
там находятся главные финансовые рынки страны, пре-
зидент Нью-Йоркского округа Fed является постоянным
членом Комитета.
ролю за денежной массой, а выполнению своих адми-
нистративных функций, могли бы использовать на эти
цели и 99% своего времени. В этом случае, уделяя
контролю за денежной массой еще меньше времени,
они принесли бы гораздо меньше вреда»2.
Административные функции, которые, по мнению
фридмена, занимают 90% рабочего времени руково-
дителей Fed, относятся в основном к реализации
первой задачи центрального банка: обеспечению эф-
фективного функционирования банковской и фи-
нансовой систем. В настоящей главе мы рассмотрим
обе задачи Fed, начав с анализа ее структуры. Затем
мы подробно разберем, какими средствами Fed
контролирует объем денежной массы, а также обсу-
дим возможные альтернативы современным мето-
дам определения этого объема. Заметим, что, хотя
организация центральных банков других стран за-
метно отличается от Fed, все они призваны выпол-
нять те же две основные функции.
1. Функции Федеральной резервной
системы
В окне 27-1 представлена структура Fed Как и лю-
бой центральный банк, Fed призвана осуществлять
две основные функции. Первая состоит в том, что
Fed отвечает за стабильную работу денежной и фи-
нансовой систем. Выполняя эту функцию, она дей-
ствует и как банк, и как контролер за работой бан-
ковской системы.
Fed — это банк банков. Коммерческие банки
держат свои депозиты в Fed и осуществляют плате-
жи друг другу посредством перевода средств с этих
депозитов. В роли банка банков Fed производит
операции по системе клиринговых расчетов, посред-
ством которых осуществляются чековые платежи
между вкладчиками коммерческих банков, а также
предоставляет кредиты банкам, испытывающим
временный дефицит обязательных резервов3.
Fed осуществляет надзор за работой банковской
системы посредством контроля за предоставлением
кредитов и практикой хранения резервов. Fed уста-
2 Milton Friedman, «Monetary Policy», Journal of Money, Credit and Banking,
February 1982, pp. 102, 117. Даже после 1982 г., когда произошло паде-
ние темпов инфляции, Фридмен лишь незначительно умерил слою кри-
тику в отношении Fed; см., например: «The Fed Hasn't Changed Its
Ways», WaB Street Journal Aug. 20,1985.
3 Обязательные резервы и причины их существования были подробно
описаны в гл. 26.
навливает резервные требования для всех банков.
До 1986 г. Fed контролировала также процентные
ставки, выплачиваемые коммерческими банками по
депозитам. Функции надзора Fed осуществляет со-
вместно с рядом федеральных органов и органов
управления штатов.
БАНКИ — ЧЛЕНЫ Fed Банки, зарегистрированные
в Fed, считаются банками — членами Fed До 1980 г.
Fed могла устанавливать резервные требования
только в отношении своих членов, и только они
имели право держать счета в федеральных резерв-
ных банках, используя чеково-клиринговую систему
Fed и получая у Fed кредиты. В 1980 г. всего менее
40% общего количества коммерческих банков состо-
яли членами Fed Как правило, это были крупные
банки, для которых выгоды от членства в Fed пере-
вешивали неизбежные издержки от применяемых
мер контроля и регулирования.
В 1980 г. Закон о денежном контроле распрост-
ранил действие требований об обязательных резер-
вах на все банки страны, одновременно с этим раз-
решив всем банкам держать счета в Fed и использо-
вать ее чеково-клиринговую систему, а также — по
усмотрению Fed — получать у последней кредиты.
Это практически лишило Fed власти над процент-
ными ставками коммерческих банков. Хотя фор-
мально банки все еще делятся на членов и нечленов
Fed, никакого реального значения это различие уже
не имеет.
Денежная политика
Второй основной задачей Fed является проведение
денежной политики. Она осуществляется в основ-
ном посредством инструктирования Бюро по опера-
циям на открытом рынке#по поводу контроля за
денежной массой. Как уже отмечалось, именно ре-
шения по вопросам денежной политики делали Fed
центром всеобщего внимания раньше и продолжа-
ют делать это теперь. Мы уже приводили слова
Милтона Фридмена, возлагавшего на Fed ответствен-
ность за рост инфляции, начавшейся в 60-х годах и
особенно усилившейся в 70-х годах. Принято также
считать, что в начале 80-х годов Fed сыграла замет-
ную роль в инициировании экономических спадов,
ставших частью процесса сокращения инфляции,
доставшейся в наследство от 70-х годов. Кроме того,
Фридмен и Анна Аж. Шварц заявляли, что полити-
ка Fed в 30-е годы стала одной из причин Великой
494 Часть 6: Совокупный спрос и факторы, его определяющие
депрессии4. В конце главы мы вернемся к этой те-
ме.
Чтобы понять, как функционирует Fed в роли
банка банков, а также при определении объема де-
нежной массы рассмотрим балансовый отчет Fed
2. Баланс федеральной резервной
системы
В табл. 27-1 представлен сводный консолидирован-
ный баланс 12 федеральных резервных банков, объ-
единяющий все их активы и пассивы.
Пассивы
В составе пассивов два основных их вида: депозиты
и банкноты Федерального резервного банка. Банк-
ноты Федерального резервного банка — это те са-
мые долларовые купюры, которые мы носим в кар-
манах. Они выпускаются 12 федеральными резерв-
ными банками, и на каждой имеется клеймо выпу-
стившего ее банка5. Другой вид пассивов — это де-
позиты, принадлежащие различного рода депозит-
ным институтам (главным образом коммерческим
банкам) и Казначейству США и направленные для
хранения в Fed6.
В основе функционирования всех современных
денежных систем лежит один важный момент, ка-
сающийся характера пассивов центрального банка.
Fed не может обанкротиться. Допустим, что у ме-
ня по отношению к вам есть какие-либо долговые
обязательства, в соответствии с которыми я должен
выплатить деньги к определенной дате. Если к это-
му моменту денег нет, у меня появляются неприят-
ности. Однако если вы владеете банкнотой (долго-
вым обязательством) Федерального резервного бан-
ка (зачисленной в табл. 27-1 в пассив Fed), вы всегда
сможете получить ваши деньги обратно. Принеся в
Fed 50-долларовую банкноту, вы в обмен получите
кредитные билеты на те же 50 долл. Таким обра-
зом, отличительной чертой пассивов Fed является
то, что Fed может созывать их в неограниченном
количестве без опасений обанкротиться.
На протяжении почти всего XIX в. и вплоть до
1933 г. в Соединенных Штатах и большинстве дру-
гих стран существовал золотой стандарт. Стоимость
4 Это заявление приводится в их совместном классическом труде «А
Monetary History of the United States, 1867-1960», Princeton University
Press, 1963 (см. гл. 7).
5 Заглянув в свой карман, вы сразу же сможете сказать, в каком из окру-
гов Fed вы живете Большинство имеющихся у вас банкнот имеет печать
вашего регионального Федерального резервного банка; лишь небольшая
их часть оказывается выпущенной в других округах. Бумажные деньги
помногу не путешествуют.
6 Строка «прочие депозиты» в табл 27-1 включает небольшие суммы, при-