<< Пред.           стр. 166 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 тора, которая в свою очередь находится под влияни-
 ем нормы резервов банков и удельного веса средств,
 направляемых населением на банковское депониро-
 вание При неизменной денежной базе количество
 денег будет сокращаться, если банки решат увели-
 чить размер своих резервов. Это же будет происхо-
 дить и в том случае, если население предпочтет дер-
 жать больше денег в наличной форме, поскольку пе-
 ремещение денежных средств с депозитных счетов
 в наличность вызовет недостаток банковских резер-
 вов и предопределит многократное сокращение де-
 нежной массы.
 Великая депрессия
 Наиболее известным примером реакции денежной
 массы на изменения денежного мультипликатора
 является сокращение количества денег в обращении
 в период с 1929 по 1933 г. За четырехлетний пери-
 од Великой депрессии масса денег в обращении
 снизилась на 25%. За тот же период масса денег по-
 вышенной эффективности возросла на 19%.
 Почему в этот период произошло столь резкое
 падение величины денежного мультипликатора? На
 это были две причины. Обе они явились результа-
 том процесса банковских банкротств, начавшихся в
 1930 г., возобновившихся с новой силой в 1931 г, и,
 наконец, приведших в 1933 г. к закрытию всех бан-
 ков страны почти на неделю во время правитель-
 ственных попыток привести банковскую систему в
 порядок. Первые из разорившихся банков потерпе-
 ли неудачу, поскольку они предоставили ссуды, ко-
 торые заемщики не могли вернуть из-за депрессии.
 Однако как только процесс разорения начался,
 вкладчики (и не только этих банков), опасаясь, что
 они не смогут получить обратно деньги, если банк
 обанкротится, попытались изъять как можно боль-
 ше наличных денег. Таким образом, увеличилось от-
 ношение наличных денег к депозитам, и по мере
 того как вкладчики изымали свои деньги с депозит-
 ных счетов, разорялось все больше и больше банков.
 Вторая причина сокращения денежного мультип-
 ликатора состояла в том, что сами банки в ответ на
 возросшую вероятность изъятия вкладчиками денег
 решили увеличить размер своих резервов. Вполне
 логично, что, когда банк ожидает массового снятия
 денег со счетов, он вынужден иметь достаточные
 резервы, чтобы быть в состоянии удовлетворить все
 эти требования. Поэтому банки увеличили фактиче-
 ский размер своих резервов, что также привело к
 сокращению денежного мультипликатора.
 Крах банковской системы США во время Вели-
 кой депрессии большей частью явился результатом
 банкротства деятельности Fed как кредитора в по-
 следней инстанции. Вместо того чтобы попытаться
 помочь банкам, испытывающим трудности по вы-
 плате средств своим вкладчикам, Fed просто закры-
 ла эти банки. Что же следовало ей сделать вместо
 этого?
 Кредитор в последней инстанции
 Любая банковская система, держащая резервы в
 объеме, пропорциональном сумме депозитов, может
 потерпеть крах из-за того, что банки не будут иметь
 достаточного количества денежных средств, чтобы
 удовлетворить требования всех своих вкладчиков од-
 новременно. Таким образом, уж если вкладчики
 считают, что банкам угрожает банкротство, то они
 действительно доведут дело до полного банкротства,
 бросившись изымать свои деньги с банковских сче-
 тов17. Единственный путь предотвратить крушение
 банковской системы — это предотвратить начало
 процесса банкротства.
 Банкротства могли бы быть предотвращены, если
 бы существовала уверенность в том, что банки, нуж-
 дающиеся в деньгах повышенной эффективности
 для выплат своим вкладчикам, получат их. В эконо-
 мике существует только один институт, способный
 «производить» деньги повышенной эффективности
 без ограничений. Это центральный банк. Сами пас-
 сивы (обязательства) Fed являются деньгами повы-
 шенной эффективности, и поэтому, как мы видели
 раньше, Fed, выпуская в обращение все больше сво-
 17 Это пример самореалиэуемого пророчества — предсказания, которое
 является точным, поскольку описывает действия, использованные в ка-
 честве основы для пророчества.
 «
 Глава 27: Центральные банки и денежная система 501
 
 их обязательств, никогда не сможет стать банкро-
 том. Что действительно должна была бы сделать Fed
 на ранних стадиях процесса банковских банкротств,
 когда этот процесс только еще зарождался, — так
 это предоставить займы нуждающимся банкам. Ей
 следовало дать недвусмысленно понять вкладчикам,
 что банкам не будет позволено обанкротиться из-за
 наплыва требований, вызванных паникой. Действуя
 таким образом, можно было бы эту панику предот-
 вратить.
 Если бы Fed с самого начала заняла такую силь-
 ную позицию, банковские банкротства никогда бы
 не имели место в столь огромных масштабах. В
 этом случае Fed действовала бы как кредитор в по-
 следней инстанции, предоставляя займы финансо-
 вым институтам в момент, когда всей финансовой
 системе угрожала паника. И подобные действия
 центрального банка помогли бы предотвратить ее
 наступление.
 Этот урок Великой депрессии был хорошо усвоен
 Fed, руководители которой четко осознали необходи-
 мость постоянной готовности вмешаться в развитие
 событий при первых же признаках угрозы финансо-
 вой паники, выполняя роль кредитора в последней
 инстанции. Так, например, в 70-х и 80-х годах были
 случаи, когда банки находились в достаточно труд-
 ном положении и были близки к банкротству, но на
 сей раз руководители Fed сразу заверили агентов фи-
 нансовых рынков, что готовы при необходимости
 поддержать заемщиков и предоставить им кредиты.
 Подобные меры страховки помогли предотвратить
 финансовую панику и цепную реакцию банковских
 банкротств, которая, как мы видели, завершается со-
 кращением денежной массы из-за уменьшения ве-
 личины денежного мультипликатора.
 федеральная корпорация страхования
 депозитов (Federal Deposit Insurance
 Corporation, FDIC)
 Еще более важным с точки зрения возможности
 предотвращения финансовых крахов было учрежде-
 ние Федеральной корпорации страхования депози-
 тов (FDIC). FDIC осуществляет страхование банков-
 ских депозитов, гарантируя владельцам, что их вкла-
 ды будут оплачены даже в случае банкротства банка.
 Установлена максимальная величина депозитов,
 принимаемых к страхованию, но поскольку одно
 лицо может держать несколько застрахованных сче-
 тов, то FDIC существенно снижает для любого
 вкладчика риск столкнуться с потерей его денег в
 результате банкротства банка
 Даже когда такой риск возникает, сам факт бан-
 ковского банкротства становится уже менее вероят-
 ным. Мы видели, что одной из причин банковских
 банкротств является то, что люди, предвидя банк-
 ротство, спешат изымать свои средства. Но если те-
 перь их средства гарантированы, то нет и причин
 для стремления их изъять. Таким образом, сущест-
 вование FDIC — это тот редкий случай, когда само
 по себе наличие страхования делает менее вероят-
 ной необходимость его использования.
 В результате образования FDIC и готовности Fed
 выступать в роли кредитора в последней инстанции
 после 30-х годов количество банковских банкротств
 значительно сократилось. Если в период с 1921 по
 1933 г. в результате финансовых трудностей была
 приостановлена или прекращена работа 14807 бан-
 ков, то за весь период с 1934 г. (года начала функ-
 ционирования FDIC) до 1984 г. было закрыто лишь
 885 банков, большинство из которых было застра-
 ховано FDIC и вкладчики которых в результате не
 понесли ущерба. Однако несмотря на общую благо-
 приятную картину, в 80-х годах обострились бан-
 ковские проблемы и вновь возросло число банков-
 ских банкротств. Некоторые из крупнейших банков
 страны переживали серьезные трудности. Особенно
 показателен в этой связи пример Continental
 Illinois Bank, который в 1984 г. выдал ряд весьма
 неудачных кредитов. Сообщение об этом привело к
 наплыву в банк требований о выплате средств, что
 заставило в конце концов вмешаться FDIC и Fed,
 которые гарантировали всем вкладчикам, что те
 смогут полностью получить средства своих вкладов.
 Является ли американская банковская система
 защищенной от паники? Вероятно, да, но лишь до
 тех пор, пока Fed продолжает эффективно выпол-
 нять роль кредитора в последней инстанции, как
 это и делается с 30-х годов. Впрочем, несомненно,
 что с появлением FDIC столь жесткая необходи-
 мость для Fed действовать в качестве кредитора в
 последней инстанции значительно уменьшилась.
 Но если система в целом, вероятно, может счи-
 таться защищенной от паники, то этого отнюдь
 нельзя сказать о некоторых, ее элементах. Напри-
 мер, в 1985 г. сберегательные банки в штатах Огайо
 и Мэриленд, депозиты которых были застрахованы
 местными системами страхования, а не Федераль-
 ной корпорацией, подверглись наплыву требований
 о возврате средств. Поскольку же эти страховые си-
 стемы не располагали достаточными средствами,
 чтобы гарантировать сохранность всех депозитов во
 всех банках, то вкладчики обнаружили невозмож-
 ность полного изъятия собственных средств.
 5. Fed и Казначейство: дефицит
 финансирования
 Fed является формально независимой организацией,
 которая не подчиняется инструкциям Казначейства
 502 Часть 6: Совокупный спрос и факторы, его определяющие
 или любого другого органа администрации. В неко-
 торых других странах центральные банки, как, на-
 пример, Банк Англии, не являются независимыми и
 в случае возникновения разногласий должны подчи-
 няться решениям Казначейства. Почему это обстоя-
 тельство является важным? Независимость централь-
 ного банка имеет значение потому, что правитель-
 ство, которое не может в достаточной степени под-
 нять налоги, чтобы покрыть свои расходы, вынужде-
 но искать другие способы финансировать свои за-
 купки. Таких способов только два. Первый — это за-
 нять у населения, второй — напечатать деньги.
 В Соединенных Штатах Казначейство, оплачива-
 ющее счета правительства, не имеет права печатать
 деньги. Единственной возможностью финансировать
 избыток расходов над поступлением налогов являет-
 ся для него получение займоа В других же странах
 либо Казначейство, либо правительство имеют воз-
 можность контролировать печатание денег и могут,
 таким образом, решить проблему финансирования
 своего дефицита за счет печатания денег повышен-
 ной эффективности. Эмиссия наличных денег — это
 самый легкий и поначалу безболезненный путь
 оплатить необходимые правительству товары. В
 этом случае нет нужды увеличивать налоги, чтобы
 финансировать расходы. Необходимо лишь вклю-
 чить печатный станок. В затруднительной ситуации
 многие правительства прибегают именно к печата-
 нию денег. А это чаще всего приводит к инфляции.
 Независимость была предоставлена Fed именно
 для того, чтобы попытаться минимизировать веро-
 ятность использования правительством США де-
 нежной эмиссии для финансирования бюджетного
 дефицита. Но сам по себе факт наличия у Fed фор-
 мальной независимости не может служить полной
 гарантией того, что дефицит не будет финансиро-
 ваться путем денежной эмиссии. Возвращаясь к ба-
 лансу Fed в табл. 27-1, мы видим, что главной стать-
 ей его активов являются правительственные ценные
 бумаги. Мы уже знаем, что всякий раз, когда Fed
 покупает правительственные ценные бумаги, она
 увеличивает количество денег повышенной эффек-
 тивности. Предположим теперь, что федеральное
 правительство имеет дефицит бюджета и продает
 облигации, чтобы финансировать этот дефицит. Если
 Fed покупает облигации, создавая тем самым деньги
 повышенной эффективности, то в этом случае цент-
 ральный банк действительно позволяет правитель-
 ству финансировать свои расходы, напечатав деньги.
 Таким образом, Казначейство и Fed делят между со-
 бой ответственность за финансирование дефицита
 путем выпуска в обращение денег повышенной эф-
 фективности.
 Однако не все придерживаются мнения, что Фе-
 деральная резервная система должна быть независи-
 мой. Некоторые экономисты и политики полагают,
 что любая избранная администрация должна иметь
 возможность самостоятельно проводить как денеж-
 ную, так и фискальную политику. Как они считают,
 недемократично назначать специальных чиновни-
 ков, контролирующих денежную политику, которая
 сама по себе, как мы увидим в последующих главах,
 может оказывать мощное влияние на инфляцию и
 выпуск продукции. Другие же утверждают, что на-
 личие независимого центрального банка является
 более предпочтительным, поскольку в противном
 случае политикам было бы очень легко за короткий
 срок увеличивать обороты экономики, печатая день-
 ги и не беспокоясь об инфляционных последствиях,
 которые возникнут несколько позже. В действитель-
 ности Fed, как и Верховный суд, учитывает в своей
 деятельности результаты выборов и там, где это воз-
 можно, старается не противодействовать экономи-
 ческой политике, проводимой администрацией. Од-
 нако при этом она сохраняет формальную незави-
 симость и иногда использует ее на практика
 6. Золотой стандарт
 В существующей денежной системе США Федераль-
 ная резервная система может создавать деньги по-
 вышенной эффективности одним лишь росчерком
 пера. И именно при этой системе западный мир
 мог наблюдать самый длительный за послевоенный
 период рост инфляции в мирное время. Лишь не-
 многие еще сомневаются в том, что Fed в тот пери-
 од могла бы снизить средний уровень инфляции, за-
 медли она рост денежной массы. В табл. 27-4 при-
 водятся норма инфляции и темпы роста денежной
 массы в Соединенных Штатах за период с 1950 г.
 Очевидно, что вплоть до конца 70-х годов ускоряв-
 шийся рост денежной массы сопровождался нара-
 станием инфляционных процессов.
 Каким же образом удавалось сдерживать инфля-
 цию на более низком уровне раньше? До 30-х годов
 денежные системы были в той или иной степени
 связаны с золотом как денежной базой. При золо-
 ТАБЛИЦА 27-4. Рост денежной массы и темпы
 инфляции в США, 1950-1986 гг. (в % в год)
 
 
 1950-1960 1960-1970 1970-1980 1980-1986
 Рост Ml 2Д 4,3 6,7 9,9
 Уровень инфляции
 (на основе индекса
 потребительских цен) 2,1 2,8 7,8 4,9
 Источник International Financial Statistics (выпуски различных лет).
 Глава 27: Центральные банки и денежная система 503
 том стандарте денежная база состояла из золотых

<< Пред.           стр. 166 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу