<< Пред.           стр. 183 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 (повышение) государственных расходов.
 Удорожание денег и ужесточение фискальной по-
 литики означают, что Fed и администрация исполь-
 зуют все возможные сдерживающие механизмы в
 экономике. Действовать подобным образом они бу-
 дут в ситуации, когда выпуск продукции превышает
 свой потенциальный уровень и наблюдаются высо-
 кие темпы инфляции. Когда механизмы торможе-
 ния вступают в действие, рост ВНП начинает замед-
 ляться и в экономике может наступить спад. Одно-
 временное ужесточение и денежной, и фискальной
 политики не будет иметь существенного влияния на
 структуру совокупного спроса (соотношение потреб-
 ления, инвестиций и правительственных расходов в
 общем объеме совокупного спроса). Это объясняется
 тем, что дорогие деньги имеют тенденцию сокра-
 щать инвестиции, в то время как жесткая фискаль-
 ная политика обычно увеличивает их уровень. Одна-
 ко комбинация этих мер, несомненно, вызовет со-
 кращение абсолютного объема совокупного спроса.
 Диаметрально противоположный эффект возникает
 при одновременном проведении и денежной, и фи-
 скальной экспансии. Экономика или выйдет из со-
 стояния спада, или начнется бум, поскольку прои-
 зойдет увеличение совокупного спроса
 Сдерживающее направление как в денежной, так
 и в фискальной политике имело место в период
 ТАБЛИЦА 29-7. Смешанная политика
 Подорожание денег
 Удешевление денег
 
 Ужесточение фискальной политики
 Смягчение фискальной политики
 Спад/замедление в 1969-1970 гг.
 Эффект вытеснения: падение доли
 инвестиций в ВНП в 1982 г.
 Обратный эффект вытеснения: рост доли
 инвестиций в ВНП
 Бум/оживление, 1983 г.
 Глава 29: Экономика и деньги 557
 1969-1970 гг, когда в экономике действительно наб-
 людался спад. Гораздо более сложным было взаимо-
 действие мер денежной и фискальной политики во
 время спада 1981-1982 гг. и подъема 1983-1984 гг. В
 1981 г. денежная политика была достаточно жест-
 кой, и одновременно был принят закон о сокраще-
 нии налогов. Однако фискальная экспансия оказала
 свое действие не сразу, поскольку сокращение нало-
 гов должно было начаться лишь в следующем году.
 В 1982 г. фискальная экспансия возымела действие,
 однако денежная политика продолжала оставаться
 довольно жесткой до тех пор, пока экономический
 спад не стал слишком серьезным Поэтому во вто-
 рой половине 1982 г. Fed ослабила денежную поли-
 тику, вызвав быстрый рост денежной массы и рез-
 кое снижение номинальных процентных ставок. В
 условиях экспансионистской фискальной политики
 переход к более мягкой денежной политике вызвал
 в 1983-1984 гг. оздоровление экономики, хотя ре-
 альные процентные ставки по-прежнему оставались
 очень высокими19.
 Вытеснение представлено в табл. 29-7 как резуль-
 тат сочетания жестких мер денежной политики со
 смягчением в политике фискальной. В силу опреде-
 ленной разнонаправленности двух этих стратегий их
 совокупное влияние на объем совокупного спроса в
 отличие от влияния на его структуру, скорее всего,
 будет незначительным. Увеличение процентных ста-
 вок и снижение инвестиций дают «зеленый свет»
 возросшим потребительским и государственным
 расходам. Обратная ситуация будет иметь место,
 когда в результате расширения реального объема
 денежной массы происходит обесценение денег, но
 увеличивающиеся одновременно с этим налоги или
 сократившиеся правительственные расходы компен-
 сируют это расширительное влияние на совокупный
 спрос. Величина совокупного спроса и выпуска про-
 дукции останется в основном неизменной, но в ре-
 зультате денежной экспансии произойдет резкое
 снижение процентных ставок и, таким образом,
 возросшие инвестиции вытеснят государственные
 или потребительские расходы. Структура совокуп-
 ного спроса особенно важна, поскольку она способ-
 на определять экономический рост. Чем выше доля
 инвестиций, тем больше прирост капитала в форме
 материальных активов (особенно в части зданий и
 оборудования). Это будет способствовать более су-
 щественному расширению производства и количест-
 ва рабочих мест. И наоборот, чем выше доля теку-
 19 Во время экономического подъема в 1983-1984 гг. было ясно видно, что
 эффект вытеснения имел гораздо большее воздействие на величину чи-
 стого экспорта (4Ci1BePTUU компонент ВНП), чем на уровень инвести-
 ций. Эту связь между денежной и фискальной политикой и величиной
 чистого экспорта мы исследуем в гл. 38.
 щего потребления и государственных расходов, тем
 меньше средств вкладывается в будущее развитие.
 Субсидирование инвестиций
 Изменения общего уровня налогов и государствен-
 ных расходов являются достаточно грубым инстру-
 ментом фискальной политики. Воздействие же из-'
 менений в самой налоговой системе на структуру
 совокупного спроса, а также на его общий уровень
 может быть более выборочным и точно направлен-
 ным. В частности, чтобы повлиять на уровень инве-
 стиций, правительство США неоднократно прибега-
 ло к использованию инвестиционного налогового
 кредита и других специальных налоговых льгот.
 О "Инвестиционный налоговый кредит позво-
 ляет фирмам исключать из суммы налогов, ко-
 торые они должны выплатить государству,
 сумму своих инвестиций. Инвестиционный
 налоговый кредит, таким образом, сокращает
 уровень издержек инвестирования.
 Например, в условиях инвестиционного налогового
 кредита фирма, которая вкладывает средства в обо-
 рудование, фактически получает обратно от прави-
 тельства 10% цены, по которой это оборудование
 было куплено. Сокращая издержки инвестирования,
 инвестиционный налоговый кредит, таким образом,
 делает более прибыльным любой конкретный инве-
 стиционный проект. Это побуждает фирмы прини-
 мать к реализации проекты, которые ранее счита-
 лись неприбыльными, и, следовательно, увеличивает
 общий объем инвестиций.
 Увеличение инвестиционного налогового кредита
 имеет двоякое влияние на экономику: оно одновре-
 менно повышает совокупный спрос и вызывает рост
 инвестиций. В этом смысле подобная мера является
 противоположностью фискальной экспансии вооб-
 ще, конечным результатом которой является сокра-
 щение объема инвестирования. Хотя и в этом слу-
 чае остается верным то, что полученный в результа-
 те действия инвестиционного налогового кредита
 прирост доходов вызовет рост процентных ставок и
 тем самым снизит масштаб расширения по сравне-
 нию с ситуацией, когда процентная ставка остается
 неизменной. Однако в случае действия налоговых
 льгот инвестиции будут возрастать даже при повы-
 шении уровня процентных ставок.
 Различие в результатах применения этих двух ва-
 риантов расширительной фискальной политики воз-
 никает из-за того, что инвестиционный налоговый
 кредит в действительности снижает относительные
 цены инвестиционных благ. Изменяя относительные
 цены, субсидируя или облагая налогом производство
 определенного блага, фискальная политика позволя-
 ет регулировать уровень выпуска данного блага (в
 558 Часть 6: Совокупный спрос и факторы, его определяющие
 нашем случае инвестиционных благ) в необходимом
 направлении.
 Администрация, которая намерена проводить
 жесткую денежную политику в целях борьбы с ин-
 фляцией, но одновременно заботится о росте вло-
 жений для будущего производства, может приме-
 нить такой вариант расширительной фискальной
 ' политики, который поощряет инвестирование, пре-
 доставляя инвестиционные налоговые кредиты. В
 этом случае при стимулировании экономического
 роста инвестиции не будут поставлены в невыгод-
 ное положение.
 Инвестиционный налоговый кредит широко при-
 менялся в экономике Соединенных Штатов начи-
 ная с 60-х годов. В 1981 г. закон о сокращении на-
 логов увеличил размеры инвестиционного налогово-
 го кредита, сократив издержки инвестирования. Это
 явилось одной из причин, по которой в период эко-
 номического подъема 1983-1984 гг. уровень инве-
 стиций был весьма значительным, несмотря на то,
 что процентные ставки были также высоки20.
 Инвестиционный налоговый кредит был отменен
 в 1986 г. в рамках масштабной налоговой реформы,
 Критики налоговой системы доказывали, что подо-
 бное избирательное снижение налоговых ставок на
 инвестиции позволяло многим корпорациям сво-
 дить концы с концами, не уплачивая налогов. Более
 того, они утверждали, что в силу единого размера
 налоговой скидки по инвестициям система инвести-
 ционного налогового кредита привела к искажени-
 ям в структуре инвестиций. В то же время те эко-
 номисты, которые полагали, что темпы экономиче-
 ского роста в Соединенных Штатах слишком низки
 и необходима модернизация фабрик и рабочих
 мест, высказывали опасения, что отмена специаль-
 ного налогового режима для инвестиций может со-
 кратить рост ВНП. Таким образом, весьма вероят-
 но, что система инвестиционного налогового креди-
 та будет вновь введена в экономическую практику.
 6. Кейнсианская экономическая теория
 и государственный активизм 21
 Эта глава завершает анализ совокупного спроса.
 Определение и анализ совокупного спроса составля-
 ют важный вклад кейнсианского экономического
 учения в макроэкономическую теорию. Как фи-
 скальная, так и денежная политика, влияя на сово-
 купный спрос, сами могут меняться в соответствии
 20 Изменение режима налоговых скидок для амортизационных отчисле-
 ний имело особое значение в сокращении издержек инвестирования в
 1981 г, Некоторые из этих налоговых льгот были отменены налоговым
 законодательством 1982 г.
 21 Термином «активизм» в западной экономике называют политику актив-
 ного правительственного вмешательства в экономику. (Прим. пер.)
 с изменением спроса. Так, последователи Кейнса
 утверждали, что в периоды спадов и недостаточного
 совокупного спроса денежная и фискальная экспан-
 сии призваны расширять выпуск продукции и уро-
 вень занятости, тогда как в течение бумов следует
 прибегать к более жестким мерам денежной и фи-
 скальной политики.
 Помимо самого Джона Мейнарда Кейнса (John
 Maynard Keynes) (1883-1946), чья великая книга
 «Общая теория занятости, процента и денег» (The
 General Theory of Employment, Interest and Money),
 увидевшая свет в 1936 г., произвела революцию в
 макроэкономике, к числу ведущих кейнсианцев
 США можно отнести множество известнейших уче-
 ных-макроэкономистов. Среди них лауреаты Нобе-
 левской премии Лоуренс Клейн (Lawrence Klein) из
 Пенсильванского университета, Франко Модильяни
 (Franco Modigliani) и Пол Самуэльсон (Paul Samuel-
 son) из Массачусетского технологического института
 и Джеймс Тобин (James Tobin) из Йельского универ-
 ситета. В Соединенных Штатах идеи кейнсианства
 были чрезвычайно популярны в послевоенный пери-
 од и вплоть до 70-х годов. Во многом это объясня-
 лось катастрофическим действием Великой депрес-
 сии. Было совершенно ясно, что более разумное и ак-
 тивное использование мер денежной и фискальной
 политики в 30-х годах могло бы предотвратить мно-
 голетнюю безработицу, потери в выпуске продукции,
 многие бедствия как национального, так и индивиду-
 ального плана. И именно в силу этого кейнсианская
 экономическая теория сохраняет свою ценность.
 Кейнсианская теория стала активным средством
 экономической политики в 60-е годы. Тогда админи-
 страции президентов Кеннеди и Джонсона в тече-
 ние нескольких лет проводили фискальную политику
 стимулирования экономического роста, сопровожда-
 ющуюся аналогичной денежной политикой. Приня-
 то считать, например, что именно благодаря значи-
 тельному сокращению налогов в 1964 г. удалось вы-
 вести экономику из спада и достичь состояния пол-
 ной занятости и даже сверхзанятости. В то время
 подобная экономическая политика представлялась
 крайне эффективной и успешной. «Новая экономи-
 ческая теория» (new economics), как ее потом назва-
 ли, уделяла особое внимание проведению активной
 денежной и фискальной политики в целях борьбы с
 экономическими спадами и для достижения высоко-
 го уровня занятости. Экономисты, работавшие в ад-
 министрации президента, не высказывали каких-ли-
 бо сомнений по поводу возможности установления
 контроля над экономической ситуацией.
 Однако результаты этой политики были далеки от
 совершенства Так, в 60-х годах кейнсианской поли-
 тике удалось сократить безработицу с уровня почти
 6% в 1963 г. до всего лишь 3,50% в 1969 г. Но одно-
 Глава 29: Экономика и деньги 559
 временно инфляция, которая в 1963 г. находилась на
 уровне приблизительно 1%, постепенно росла и в
 1969 г. превысила уровень 5%. Это нарастание ин-
 фляции было, вне всякого сомнения, результатом по-
 литики 60-х годов, причем результатом дорогостоя-
 щим и труднопреодолимым. Это привело к появле-
 нию среди экономистов определенного скептицизма
 по поводу эффективности активных мер экономиче-
 ской политики 60-х годов, а также ценности кейн-
 сианской экономической теории вообще.
 Здесь мы сталкиваемся с основным предметом
 дискуссий: простейший кейнсианский анализ исхо-
 дит из предположения, что уровень цен в экономи-
 ке является заданным То же самое полагали до сих
 пор и мы. В этом случае фискально-денежная поли-
 тика, вызывающая рост совокупных расходов, всегда
 увеличивает и спрос на товары. И если в экономике
 существует безработица и цены являются постоян-
 ными, то рост совокупного спроса приведет к уве-
 личению выпуска продукции и уровня занятости.
 Однако что будет происходить в ситуации, когда
 экономика находится в состоянии, близком к пол-
 ной занятости? В этом случае меры денежной эк-
 спансии не смогут вызвать большой рост производ-
 ства, поскольку в экономике уже задействованы по-
 чти все ресурсы. Тогда применение подобной поли-
 тики приведет, вероятнее всего, к росту цен и акти-
 визирует инфляционные процессы, как это и случи-
 лось в конце 60-х годов. Таким образом, очевидно,
 что следующим необходимым шагом в развитии
 макроэкономической теории является непосред-
 ственное включение в анализ возможности измене-
 ний уровня цен, другими словами, рассмотрение
 инфляции. Эти вопросы будут предметом внимания
 двух последующих глав.
 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКТИВИЗМ И ТОНКАЯ
 НАСТРОЙКА. Экономисты и политики, скептиче-
 ски настроенные по поводу возможности использо-
 вания мер фискально-денежной политики для под-
 держания полной занятости в экономике, указыва-
 ют не только на то, что в простейшем кейнсиан-
 ском анализе была упущена из виду инфляция. Они
 вообще выражают сомнения в том, что последствия

<< Пред.           стр. 183 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу