<< Пред. стр. 183 (из 272) След. >>
(повышение) государственных расходов.Удорожание денег и ужесточение фискальной по-
литики означают, что Fed и администрация исполь-
зуют все возможные сдерживающие механизмы в
экономике. Действовать подобным образом они бу-
дут в ситуации, когда выпуск продукции превышает
свой потенциальный уровень и наблюдаются высо-
кие темпы инфляции. Когда механизмы торможе-
ния вступают в действие, рост ВНП начинает замед-
ляться и в экономике может наступить спад. Одно-
временное ужесточение и денежной, и фискальной
политики не будет иметь существенного влияния на
структуру совокупного спроса (соотношение потреб-
ления, инвестиций и правительственных расходов в
общем объеме совокупного спроса). Это объясняется
тем, что дорогие деньги имеют тенденцию сокра-
щать инвестиции, в то время как жесткая фискаль-
ная политика обычно увеличивает их уровень. Одна-
ко комбинация этих мер, несомненно, вызовет со-
кращение абсолютного объема совокупного спроса.
Диаметрально противоположный эффект возникает
при одновременном проведении и денежной, и фи-
скальной экспансии. Экономика или выйдет из со-
стояния спада, или начнется бум, поскольку прои-
зойдет увеличение совокупного спроса
Сдерживающее направление как в денежной, так
и в фискальной политике имело место в период
ТАБЛИЦА 29-7. Смешанная политика
Подорожание денег
Удешевление денег
Ужесточение фискальной политики
Смягчение фискальной политики
Спад/замедление в 1969-1970 гг.
Эффект вытеснения: падение доли
инвестиций в ВНП в 1982 г.
Обратный эффект вытеснения: рост доли
инвестиций в ВНП
Бум/оживление, 1983 г.
Глава 29: Экономика и деньги 557
1969-1970 гг, когда в экономике действительно наб-
людался спад. Гораздо более сложным было взаимо-
действие мер денежной и фискальной политики во
время спада 1981-1982 гг. и подъема 1983-1984 гг. В
1981 г. денежная политика была достаточно жест-
кой, и одновременно был принят закон о сокраще-
нии налогов. Однако фискальная экспансия оказала
свое действие не сразу, поскольку сокращение нало-
гов должно было начаться лишь в следующем году.
В 1982 г. фискальная экспансия возымела действие,
однако денежная политика продолжала оставаться
довольно жесткой до тех пор, пока экономический
спад не стал слишком серьезным Поэтому во вто-
рой половине 1982 г. Fed ослабила денежную поли-
тику, вызвав быстрый рост денежной массы и рез-
кое снижение номинальных процентных ставок. В
условиях экспансионистской фискальной политики
переход к более мягкой денежной политике вызвал
в 1983-1984 гг. оздоровление экономики, хотя ре-
альные процентные ставки по-прежнему оставались
очень высокими19.
Вытеснение представлено в табл. 29-7 как резуль-
тат сочетания жестких мер денежной политики со
смягчением в политике фискальной. В силу опреде-
ленной разнонаправленности двух этих стратегий их
совокупное влияние на объем совокупного спроса в
отличие от влияния на его структуру, скорее всего,
будет незначительным. Увеличение процентных ста-
вок и снижение инвестиций дают «зеленый свет»
возросшим потребительским и государственным
расходам. Обратная ситуация будет иметь место,
когда в результате расширения реального объема
денежной массы происходит обесценение денег, но
увеличивающиеся одновременно с этим налоги или
сократившиеся правительственные расходы компен-
сируют это расширительное влияние на совокупный
спрос. Величина совокупного спроса и выпуска про-
дукции останется в основном неизменной, но в ре-
зультате денежной экспансии произойдет резкое
снижение процентных ставок и, таким образом,
возросшие инвестиции вытеснят государственные
или потребительские расходы. Структура совокуп-
ного спроса особенно важна, поскольку она способ-
на определять экономический рост. Чем выше доля
инвестиций, тем больше прирост капитала в форме
материальных активов (особенно в части зданий и
оборудования). Это будет способствовать более су-
щественному расширению производства и количест-
ва рабочих мест. И наоборот, чем выше доля теку-
19 Во время экономического подъема в 1983-1984 гг. было ясно видно, что
эффект вытеснения имел гораздо большее воздействие на величину чи-
стого экспорта (4Ci1BePTUU компонент ВНП), чем на уровень инвести-
ций. Эту связь между денежной и фискальной политикой и величиной
чистого экспорта мы исследуем в гл. 38.
щего потребления и государственных расходов, тем
меньше средств вкладывается в будущее развитие.
Субсидирование инвестиций
Изменения общего уровня налогов и государствен-
ных расходов являются достаточно грубым инстру-
ментом фискальной политики. Воздействие же из-'
менений в самой налоговой системе на структуру
совокупного спроса, а также на его общий уровень
может быть более выборочным и точно направлен-
ным. В частности, чтобы повлиять на уровень инве-
стиций, правительство США неоднократно прибега-
ло к использованию инвестиционного налогового
кредита и других специальных налоговых льгот.
О "Инвестиционный налоговый кредит позво-
ляет фирмам исключать из суммы налогов, ко-
торые они должны выплатить государству,
сумму своих инвестиций. Инвестиционный
налоговый кредит, таким образом, сокращает
уровень издержек инвестирования.
Например, в условиях инвестиционного налогового
кредита фирма, которая вкладывает средства в обо-
рудование, фактически получает обратно от прави-
тельства 10% цены, по которой это оборудование
было куплено. Сокращая издержки инвестирования,
инвестиционный налоговый кредит, таким образом,
делает более прибыльным любой конкретный инве-
стиционный проект. Это побуждает фирмы прини-
мать к реализации проекты, которые ранее счита-
лись неприбыльными, и, следовательно, увеличивает
общий объем инвестиций.
Увеличение инвестиционного налогового кредита
имеет двоякое влияние на экономику: оно одновре-
менно повышает совокупный спрос и вызывает рост
инвестиций. В этом смысле подобная мера является
противоположностью фискальной экспансии вооб-
ще, конечным результатом которой является сокра-
щение объема инвестирования. Хотя и в этом слу-
чае остается верным то, что полученный в результа-
те действия инвестиционного налогового кредита
прирост доходов вызовет рост процентных ставок и
тем самым снизит масштаб расширения по сравне-
нию с ситуацией, когда процентная ставка остается
неизменной. Однако в случае действия налоговых
льгот инвестиции будут возрастать даже при повы-
шении уровня процентных ставок.
Различие в результатах применения этих двух ва-
риантов расширительной фискальной политики воз-
никает из-за того, что инвестиционный налоговый
кредит в действительности снижает относительные
цены инвестиционных благ. Изменяя относительные
цены, субсидируя или облагая налогом производство
определенного блага, фискальная политика позволя-
ет регулировать уровень выпуска данного блага (в
558 Часть 6: Совокупный спрос и факторы, его определяющие
нашем случае инвестиционных благ) в необходимом
направлении.
Администрация, которая намерена проводить
жесткую денежную политику в целях борьбы с ин-
фляцией, но одновременно заботится о росте вло-
жений для будущего производства, может приме-
нить такой вариант расширительной фискальной
' политики, который поощряет инвестирование, пре-
доставляя инвестиционные налоговые кредиты. В
этом случае при стимулировании экономического
роста инвестиции не будут поставлены в невыгод-
ное положение.
Инвестиционный налоговый кредит широко при-
менялся в экономике Соединенных Штатов начи-
ная с 60-х годов. В 1981 г. закон о сокращении на-
логов увеличил размеры инвестиционного налогово-
го кредита, сократив издержки инвестирования. Это
явилось одной из причин, по которой в период эко-
номического подъема 1983-1984 гг. уровень инве-
стиций был весьма значительным, несмотря на то,
что процентные ставки были также высоки20.
Инвестиционный налоговый кредит был отменен
в 1986 г. в рамках масштабной налоговой реформы,
Критики налоговой системы доказывали, что подо-
бное избирательное снижение налоговых ставок на
инвестиции позволяло многим корпорациям сво-
дить концы с концами, не уплачивая налогов. Более
того, они утверждали, что в силу единого размера
налоговой скидки по инвестициям система инвести-
ционного налогового кредита привела к искажени-
ям в структуре инвестиций. В то же время те эко-
номисты, которые полагали, что темпы экономиче-
ского роста в Соединенных Штатах слишком низки
и необходима модернизация фабрик и рабочих
мест, высказывали опасения, что отмена специаль-
ного налогового режима для инвестиций может со-
кратить рост ВНП. Таким образом, весьма вероят-
но, что система инвестиционного налогового креди-
та будет вновь введена в экономическую практику.
6. Кейнсианская экономическая теория
и государственный активизм 21
Эта глава завершает анализ совокупного спроса.
Определение и анализ совокупного спроса составля-
ют важный вклад кейнсианского экономического
учения в макроэкономическую теорию. Как фи-
скальная, так и денежная политика, влияя на сово-
купный спрос, сами могут меняться в соответствии
20 Изменение режима налоговых скидок для амортизационных отчисле-
ний имело особое значение в сокращении издержек инвестирования в
1981 г, Некоторые из этих налоговых льгот были отменены налоговым
законодательством 1982 г.
21 Термином «активизм» в западной экономике называют политику актив-
ного правительственного вмешательства в экономику. (Прим. пер.)
с изменением спроса. Так, последователи Кейнса
утверждали, что в периоды спадов и недостаточного
совокупного спроса денежная и фискальная экспан-
сии призваны расширять выпуск продукции и уро-
вень занятости, тогда как в течение бумов следует
прибегать к более жестким мерам денежной и фи-
скальной политики.
Помимо самого Джона Мейнарда Кейнса (John
Maynard Keynes) (1883-1946), чья великая книга
«Общая теория занятости, процента и денег» (The
General Theory of Employment, Interest and Money),
увидевшая свет в 1936 г., произвела революцию в
макроэкономике, к числу ведущих кейнсианцев
США можно отнести множество известнейших уче-
ных-макроэкономистов. Среди них лауреаты Нобе-
левской премии Лоуренс Клейн (Lawrence Klein) из
Пенсильванского университета, Франко Модильяни
(Franco Modigliani) и Пол Самуэльсон (Paul Samuel-
son) из Массачусетского технологического института
и Джеймс Тобин (James Tobin) из Йельского универ-
ситета. В Соединенных Штатах идеи кейнсианства
были чрезвычайно популярны в послевоенный пери-
од и вплоть до 70-х годов. Во многом это объясня-
лось катастрофическим действием Великой депрес-
сии. Было совершенно ясно, что более разумное и ак-
тивное использование мер денежной и фискальной
политики в 30-х годах могло бы предотвратить мно-
голетнюю безработицу, потери в выпуске продукции,
многие бедствия как национального, так и индивиду-
ального плана. И именно в силу этого кейнсианская
экономическая теория сохраняет свою ценность.
Кейнсианская теория стала активным средством
экономической политики в 60-е годы. Тогда админи-
страции президентов Кеннеди и Джонсона в тече-
ние нескольких лет проводили фискальную политику
стимулирования экономического роста, сопровожда-
ющуюся аналогичной денежной политикой. Приня-
то считать, например, что именно благодаря значи-
тельному сокращению налогов в 1964 г. удалось вы-
вести экономику из спада и достичь состояния пол-
ной занятости и даже сверхзанятости. В то время
подобная экономическая политика представлялась
крайне эффективной и успешной. «Новая экономи-
ческая теория» (new economics), как ее потом назва-
ли, уделяла особое внимание проведению активной
денежной и фискальной политики в целях борьбы с
экономическими спадами и для достижения высоко-
го уровня занятости. Экономисты, работавшие в ад-
министрации президента, не высказывали каких-ли-
бо сомнений по поводу возможности установления
контроля над экономической ситуацией.
Однако результаты этой политики были далеки от
совершенства Так, в 60-х годах кейнсианской поли-
тике удалось сократить безработицу с уровня почти
6% в 1963 г. до всего лишь 3,50% в 1969 г. Но одно-
Глава 29: Экономика и деньги 559
временно инфляция, которая в 1963 г. находилась на
уровне приблизительно 1%, постепенно росла и в
1969 г. превысила уровень 5%. Это нарастание ин-
фляции было, вне всякого сомнения, результатом по-
литики 60-х годов, причем результатом дорогостоя-
щим и труднопреодолимым. Это привело к появле-
нию среди экономистов определенного скептицизма
по поводу эффективности активных мер экономиче-
ской политики 60-х годов, а также ценности кейн-
сианской экономической теории вообще.
Здесь мы сталкиваемся с основным предметом
дискуссий: простейший кейнсианский анализ исхо-
дит из предположения, что уровень цен в экономи-
ке является заданным То же самое полагали до сих
пор и мы. В этом случае фискально-денежная поли-
тика, вызывающая рост совокупных расходов, всегда
увеличивает и спрос на товары. И если в экономике
существует безработица и цены являются постоян-
ными, то рост совокупного спроса приведет к уве-
личению выпуска продукции и уровня занятости.
Однако что будет происходить в ситуации, когда
экономика находится в состоянии, близком к пол-
ной занятости? В этом случае меры денежной эк-
спансии не смогут вызвать большой рост производ-
ства, поскольку в экономике уже задействованы по-
чти все ресурсы. Тогда применение подобной поли-
тики приведет, вероятнее всего, к росту цен и акти-
визирует инфляционные процессы, как это и случи-
лось в конце 60-х годов. Таким образом, очевидно,
что следующим необходимым шагом в развитии
макроэкономической теории является непосред-
ственное включение в анализ возможности измене-
ний уровня цен, другими словами, рассмотрение
инфляции. Эти вопросы будут предметом внимания
двух последующих глав.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКТИВИЗМ И ТОНКАЯ
НАСТРОЙКА. Экономисты и политики, скептиче-
ски настроенные по поводу возможности использо-
вания мер фискально-денежной политики для под-
держания полной занятости в экономике, указыва-
ют не только на то, что в простейшем кейнсиан-
ском анализе была упущена из виду инфляция. Они
вообще выражают сомнения в том, что последствия