<< Пред.           стр. 198 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 сами участники программ
 Примечание. Содержание данного окна опирается на доклад
 «Lowering Minority Unemployment: Six Ideas That Work»,
 Business Week, Sept 2, 1985, основанный на работе, проведенной
 Центром изучения рынка труда Северо-Восточного университе-
 та (Northeastern University).
 S(C 4,1 — Экономика
 608 Часть 7: Совокупное предложение и экономический рост
 высокой долей новичков, впервые вступающих на
 рынок труда, частыми уходами и возвращениями на
 него. Следовательно, для того чтобы уменьшить уро-
 вень безработицы среди молодежи, надо найти спо-
 соб помогать молодым людям быстрее получать ра-
 боту и дольше удерживаться на ней.
 Эта мысль привела к предложениям о создании
 Службы занятости для молодежи (Youth Employ-
 ment Service), способной помочь выпускникам шко-
 лы найти работу. Как показано в окне 32-1, службы
 по поиску рабочих мест для людей, вступающих в
 совокупную рабочую силу, были успешно созданы в
 нескольких американских городах. Здесь изложены
 также другие новаторские идеи, касающиеся несо-
 вершеннолетних безработных.
 Многим работникам, потерявшим работу, необхо-
 димо долгое время, чтобы найти новое место, пото-
 му что они не имеют подходящей профессии. Разра-
 батываемые и финансируемые правительством про-
 граммы часто представляют собой попытки помочь
 безработным получить те профессии, на которые
 имеется спрос. Имеются свидетельства в пользу того,
 что эти программы действительно помогли многим
 людям более успешно действовать на рынке труда9.
 Минимальная заработная плата
 Более противоречивым является вопрос о роли ми-
 нимальной заработной платы как причины безрабо-
 тицы среди молодежи. С 1938 г. Федеральное прави-
 тельство требует от ггредпринимателей установления
 минимальной заработной платы для некоторых ка-
 тегорий занятых. Такая заработная плата выплачива-
 ется работникам, не занятым управлением, и рас-
 пространяется сегодня примерно на 3/4 рабочей си-
 лы. С годами степень этого охвата меняется. В раз-
 личных штатах действует также ряд законов о ми-
 нимальной заработной плате, охватывающих тех, кто
 не включен в сферу действия федерального закона.
 В соответствии с постулатами микроэкономики
 минимальная заработная плата, если она эффектив-
 на, должна увеличить норму безработицы, что и бу-
 дет сейчас продемонстрировано. Рисунок 32-6 пока-
 зывает соотношение спроса на труд и его предло-
 жения. Кривая спроса направлена вниз: предприни-
 матели хотят нанимать больше работников по мере
 снижения реальной заработной платы. Кривая пред-
 ложения труда направлена вверх. Без минимальной
 заработной платы занятость была бы на уровне N0,
 а реальная заработная плата была бы на уровне W0,
 где предложение равно спросу.
 9 Эти программы и их результаты, дать оценку которым весьма трудно,
 обсуждаются в работе Laurie J. Bassi и Orley Ashenfelter, «The Effect of
 Direct Job Creation and Training Programs on Low-Skilled Workers», a
 также в Sheldon H. Danziger and Daniel H. Weinberg (eds.), fighting
 Poverty, Harvard University Press, 1986.
 Равновесие, показанное в точке E на рис. 32-6, со-
 ответствует естественной норме безработицы, кото-
 рая возникает в результате того, что люди меняют
 работу и ищут новую. Теперь вводится минималь-
 ная заработная плата, равная Wn^n. Минимум нахо-
 дится на уровне, превышающем величину заработ-
 ной платы, при которой на рынке труда сохраняет-
 ся равновесие. В результате ггредприниматели хотят
 нанимать работников меньше уровня N0. Но при
 заработной плате Wmin число людей, желающих ра-
 ботать, больше, чем в точке равновесия E. Однако
 предприниматели наймут только N1 работников.
 Таким образом, возникает дополнительная безрабо-
 тица, равная N2 — N1. Следовательно, минимальная
 заработная плата увеличивает безработицу.
 Разумеется, если бы минимальная заработная пла-
 та на рис 32-6 была ниже равновесного уровня, то
 она была бы просто неэффективной. В реальной
 практике существует множество различных профес-
 сий. Для некоторых из них, особенно тех, которые
 требуют труда опытных, квалифицированных работ-
 ников, равновесная заработная плата выше мини-
 
 Количество работников
 РИС 32-6. Влияние минимальной заработной платы на за-
 нятость и безработицу. Для начала представим, что минималь-
 ной заработной платы не существует. Уровень занятости и зар-
 плата определяются спросом и предложением Равновесное зна-
 чение заработной платы, при котором занято N0 человек, равно
 W0. Пусть затем вводится минимальная заработная плата Wmjn.
 При этой заработной плате спрос на труд равен только N1 и та-
 кое же количество работников занято. Но при этой минималь-
 ной заработной плате хотят работать N2 людей. Минимальная за-
 работная плата, следовательно, увеличивает безработицу на (N2 -
 N1) работников. Она также сокращает занятость на (N0 - N1)
 работников.
 мального уровня, установленного для всей экономи-
 ки. Для других, напротив, этот уровень может пре-
 вышать величину зарплаты, при которой они были
 бы заняты.
 Этот момент особенно тесно связан с анализом
 безработицы среди молодежи. В 1985 г. минималь-
 ная заработная плата составляла 3,35 долл. за час
 работы. Это значительно ниже уровня, который по-
 лучало большинство опытных работников, и, следо-
 вательно, минимальная зарплата не влияла на ры-
 ночное поведение в процессе их найма (вы должны
 уметь использовать рис 32-6, чтобы показать, поче-
 му это так). Но минимальная заработная плата бы-
 ла отнюдь не низкой по сравнению с заработной
 платой, получаемой молодыми людьми, впервые по-
 падающими на рынок труда. Отсюда есть все осно-
 вания ожидать, что безработица среди молодежи
 должна возрасти при существовании минимальной
 заработной платы.
 Большинство исследований подтверждают эти
 ожидания и показывают, что ставки минимальной
 зарплаты действительно увеличили безработицу сре-
 ди тех, кто в противном случае получал бы низкую
 заработную плату. Еще очевидней тот факт, что ми-
 нимальная заработная плата служит причиной со-
 кращения занятости среди молодежи. При заработ-
 ной плате в 3,35 долл. многие подростки не в состо-
 янии найти работу, потому что фирмы не хотят пла-
 тить так много за работу, которую они могли бы
 выполнять.
 В 80-е годы минимальная заработная плата не-
 сколько сократилась относительно средней. Она
 была установлена на уровне 3,35 долл в 1981 г. и
 впоследствии не поднималась. Таким образом, за
 период с 1981 по 1986 г. минимум зарплаты упал
 относительно среднего уровня в обрабатывающей
 промышленности с 50 до 35%. Если минимальная
 заработная плата действительно имеет значительное
 влияние на безработицу среди молодежи, то эти из-
 менения должны помочь сократить ее.
 Проблема минимальной заработной платы затра-
 гивает один интересный вопрос почему мы имеем
 такое законодательство, которое препятствует полу-
 чению людьми работы? Почему политики голосуют
 за такие законы? Почему бы всем людям, которые
 не могут получить работу из-за существования ми-
 нимальной заработной платы, не потребовать от
 своих членов Конгресса отменить такой закон? Но
 ведь минимальная заработная плата вредит не всем.
 В лучшем положении, в частности, оказываются за-
 нятые, доходы которых были бы ниже, не будь это-
 го закона. В последнем случае они получали бы за-
 работную плату W0 (см. рис 32-6); при действии же
 этого закона они получают W1111n. Таким образом, за-
 Глава 32: Безработица 609
 конодательство о минимальной заработной плате
 ухудшает положение далеко не всех.
 Снова естественная норма
 Выше отмечалось, что естественная норма безрабо-
 тицы составляет значительную величину, и с 60-х
 годов она выросла. Ее величина частично отражает
 природу безработицы среди молодежи, различие в
 подходах к труду людей разного возраста (более мо-
 лодые люди охотнее принимаются за кратковремен-
 ную работу) и в некоторой степени — факт сущест-
 вования пособий по безработице, которые влияют
 на ее продолжительность.
 Естественная норма выросла, потому что измени-
 лась структура рабочей силы. Процент, который за-
 нимают в ней мужчины с высшим образованием,
 уменьшился. Это группа с самым низким уровнем
 безработицы. Доля женщин, имеющих немногим
 более высокий уровень безработицы, а также моло-
 дежи, среди которых безработица распространена в
 гораздо большей степени, возросла. Эти факторы
 увеличивают естественную норму, но они не объяс-
 няют всего роста средней нормы безработицы в
 1960-1980 гг. Мы просто-напросто не располагаем
 исчерпывающим объяснением роста средней нор-
 мы. То значение, которое макроэкономика придает
 проблеме безработицы, оспаривается некоторыми
 экономистами, утверждающими, что мы должны
 сосредоточить свое внимание скорее на том, сколь-
 ко людей занято, чем на проблеме уменьшения чис-
 ла безработных. В окне 32-2 рассматривается этот
 аргумент.
 7. Международные сопоставления
 Уровень безработицы в разных странах различается
 в широких пределах. Таблица 32-5 показывает сред-
 ние нормы безработицы в ряде индустриальных
 стран в период с 1967 г. В 60-е и 70-е годы Соеди-
 ненные Штаты и Канада имели самую высокую
 безработицу. Вплоть до 1974 г. в большинстве
 остальных стран безработица составляла примерно
 половину или даже менее уровня США Но в пери-
 од 1974-1980 гг. эти страны в значительной степени
 приблизились к США по данному показателю. По-
 сле 1980 г. уровень безработицы в крупных евро-
 пейских странах — Германии, Италии и Великобри-
 тании (а также во Франции, которая не показана)
 — продолжал расти, и теперь он выше североаме-
 риканских показателей.
 Чем объяснить подобные различия и столь боль-
 шие изменения уровня безработицы в некоторых
 странах в период после 1974 г.? У каждой страны
 своя история. В Японии, например, работники
 41*
 610 Часть 7: Совокупное предложение и экономический рост
 Окно 32-2. Занятость и безработица: бублик и дырка от бублика
 В данной главе внимание сфокусировано на безработице
 Логика, заключающаяся в том, что судить об успехах
 экономики следует по числу людей, обеспеченных рабо-
 той, из тех, кто хочет ее получить, вполне стандартна. Но
 существует и другая точка зрения, в которой упор дела-
 ется на норму занятости.
 • Норма занятости — это процент занятых среди
 представителей данной группы.
 В Соединенных Штатах примерно 65% людей в возрасте
 от 16 лет и старше работают. Это люди, которые жела-
 ют работать и которых экономика способна обеспечить
 работой.
 Если мы посмотрим не на норму безработицы, а на
 норму занятости, то получим более благоприятное впе-
 чатление о состоянии рынка труда в период после 60-х
 годов. Рис 32-01 показывает доли безработных и заня-
 тых с 1967 г. Шкала безработицы перевернута «вверх
 ногами», чтобы показать совместное изменение норм за-
 нятости и безработицы в течение экономического цикла.
 Когда во время спада уровень безработицы растет, заня-
 тость падает, и наоборот.
 Но итоговые тенденции этих двух рядов различаются.
 За период с 1967 г. норма занятости выросла. Это ка-
 жется хорошим признаком Экономика преуспела в во-
 влечении потенциальной рабочей силы в производство.
 Однако если внимательно присмотреться к данным, то
 можно увидеть, что в этот период происходило возраста-
 ние доли работающих женщин, в то время как заня-
 тость среди мужчин фактически сократилась.
 На чем же мы должны акцентировать внимание на
 «бублике» занятости или на «дырке от бублика» — без-
 работице? И на том, и на другом. Хорошо, что экономи-
 ка обеспечила работой многих из тех, кто хочет рабо-
 тать, — об этом свидетельствует норма занятости. К то-
 му же она является полезным показателем, поскольку не
 изменяется, если отчаявшийся работник покидает ряды
 безработных оттого, что не может найти работу. Но еще
 большее внимание мы должны сосредоточить на норме
 безработицы. Хорошо функционирующая экономика
 должна обеспечить работой тех, кто хочет получить ее
 при существующей заработной плате. Если экономика
 не может обеспечить работой всех желающих, то в ре-
 зультате безработицы ресурсы растрачиваются попусту.
 Следовательно, норма безработицы, скорректированная
 на естественную норму, является основным индикато-
 ром величины ресурсов, теряемых из-за того, что эконо-
 мика не полностью использует свой потенциал.
 
 
 РИС. 32-01. Норма занятости
 и норма безработицы, 1967-
 1986. (Источник: Economic
 Report of the President, 1987,
 Tables B-34, B-35.)
 
 ТАБЛИЦА 32-5. Уровень безработицы в различных странах, 1967-1985
 Период
 США Австралия Канада Германия Великобритания Италия Япония Швеция
 
 1967-1973
 1974-1980
 1981-1985
 1986*
 
 
 4,5 2,0 5,1 1,0 2,4 5,6 U 2Д
 6,8 5Д 7Д 3,5 .4,7 6,7 1,9 1,9
 8,2 8,0 10,4 7,2 12,0 9,5 2,5 3,0
 6,8 8,2 9,6 8Д 13,1 10,7 2,9 2,6
 * Третий квартал.
 Источники. OECD, Historical Statistics, 1960-1980; OECD Economic Outlook, December 1986. Данные скорректированы при стандартизации определе-
 ний безработицы. *
 Глава 32: Безработица 611
 очень редко подвергаются увольнению или уходят
 сами. Фирмы и их работники заключают соглаше-
 ние о том, что последние получают пожизненную
 работу, — при условии, что они мужчины. В свою
 очередь женщины, теряющие работу, склонны со-
 всем покидать рынок труда, а не пополнять ряды
 безработных.
 Германия вплоть до 1974 г. принимала рабочих
 из других стран Европы. Немцы, желающие рабо-
 тать, могли свободно получить работу; иммигранты
 имели право приехать только в случае наличия сво-
 бодных рабочих мест. Таким образом, в Германии
 до 1974 г. безработицы почти не было. После того
 как цены на нефть в 1973 г. выросли в 4 раза, эко-
 номический рост в Германии замедлился, иностран-
 ные рабочие были отправлены домой, а среди не-
 мецких рабочих появилась безработица В 80-х го-
 дах многие иностранные наблюдатели заявляли, что
 безработица в Германии является результатом сла-
 бой денежной и фискальной политики. Однако не-

<< Пред.           стр. 198 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу