<< Пред. стр. 201 (из 272) След. >>
вызывают доверие, то они, вероятно, смогут оказатьвлияние на темпы роста зарплаты по контрактам,
заключаемым на следующие несколько лет. Следова-
тельно, политика, вызывающая доверие, имеет боль-
шие шансы на успех в деле снижения уровня ин-
фляции и при этом повлечет за собой меньшие мас-
штабы спада
Каким же образом политика может стать заслу-
живающей доверия? Этот вопрос должен быть за-
дан как политологам, так и экономистам. Пожалуй,
единственный надежный и гарантирующий успех
путь вызвать доверие — сделать то, что было обеща-
но5. Однако этот рецепт вряд ли сможет помочь
правительству, только что пришедшему к власти и
желающему изменить ход событий немедленно. Ад-
министрация в начале своего правления не имеет
безупречно чистой репутации, хотя, вероятно, и хо-
тела бы. Народ видел много новых администраций,
и почти все они начинали с оптимистичных, бодро
звучавших прогнозов. Однако большинство в конце
5 Проблема доверия была досконально проанализирована специалистами,
изучающими возможности возникновения ядерной войны. Ядерное ору-
жие, безусловно, сдерживает врага, считающего возможным его приме-
нение Политики ни одной из сторон не склонны нажать ядерную кноп-
ку, что неминуемо вызвало бы массовую гибель людей и огромные раз-
рушения. Исходя из этого, как может одна сторона сдерживать возмож-
ные действия другой? Один из путей — поставить себя в ситуацию, ког-
да у вас нет другого выбора, кроме как действовать определенным обра-
зом. Это вынудит противоположную сторону делать свой выбор между
действиями, которые заведомо вызовут вашу автоматическую реакцию,
или же уступить.
концов прекращало свою антиинфляционную поли-
тику, сталкиваясь с трудностями ее проведения.
Такие мысли о влиянии политики правительства
на инфляционный процесс возникают при рассмот-
рении рис 33-4, который наряду с динамикой годо-
вой нормы инфляции иллюстрирует также средние
темпы инфляции в течение каждого экономическо-
го цикла. Экономический цикл рассматривается от
одного пика до следующего. На рисунке можно об-
наружить удивительный факт, с 1960 по 1982 г. в
каждом следующем цикле средние темпы инфля-
ции были выше, чем в предыдущем. Всякий раз,
когда начинался спад, инфляция замедлялась, но
вскоре, по мере подъема в экономике, она превы-
шала уровень предыдущего пика Такая модель, ка-
залось, была разрушена в период 1982-1987 гг., но
мы пока еще не наблюдали пика следующего эко-
номического цикла Остается подождать, чтобы уви-
деть, будут ли тогда темпы инфляции ниже преды-
дущего уровня; возможно, на этот раз существую-
щая тенденция действительно будет сломана
Учитывая предыдущий опыт, ни работники, ни
фирмы не выказывают обычно большого доверия
правительству, когда оно объявляет, что на этот раз
имеет самые серьезные намерения относительно
снижения уровня инфляции. Конечно, вполне воз-
можно, что на этот раз правительство действитель-
но сдержит свое слово, но большинство людей счи-
тают эти обещания таким же блефом, как и все
предыдущие В результате, когда подойдет год выбо-
ров, кандидаты, уже занимающие определенные
должности в администрации, не захотят столкнуть-
ся во время предвыборной кампании с вопросами
высокой и продолжающей расти безработицы. Та-
кая точка зрения может показаться циничной, но
ведь было все же несколько случаев, когда претен-
дент, уже занимавший ответственный пост, в год
выборов предлагал принять меры, способные вы-
звать спад в экономике
Насколько это дорого — остановить
инфляцию?
В начале этой главы мы ставили вопросы: почему к
началу 80-х годов инфляция в Соединенных Штатах
достигла таких высоких темпов и почему правитель-
ству так и не удалось остановить ее в короткие сро-
ки? Ответ на первый вопрос не представляет труда;
не было серьезной политической воли или необхо-
димого единодушия, чтобы предпринять решитель-
ную атаку на инфляцию. Во многом это объясняет-
ся тем, что люди еще помнили Великую депрессию
с ее массовой безработицей, отчаянием и беспоряд-
ками в национальном масштабе. Таким образом, в
наследство от 1930-х годов надолго осталась привер-
женность политике высокой занятости. Тем не ме-
Глава 33: Проблема инфляции 619
1990
РИС. 33-4. фактические и среднециклические темпы инфляции в Соединенных Штатах, 1950-1987. Примечание. Инфляция
— это ежегодный темп роста дефлятора ВНП. (Источник Data Resources, Inc.)
нее ясно, что, коль скоро правительство берет на се-
бя обязательства обеспечивать высокий уровень за-
нятости, оно тем самым уменьшает надежды оста-
новить инфляцию раз и навсегда.
Мы уже обсуждали роль политики, доверия к
ней, существования долговременных контрактов о
заработной плате и наличия у населения инфляци-
онных ожиданий как факторов, до определенной
степени препятствующих стабилизации цен. Основ-
ной урок, который можно извлечь из опыта Соеди-
ненных Штатов в рассматриваемом периоде, состо-
ит в том, что и уровень зарплаты, и уровень цен
слабо реагируют на рестрикционные мероприятия,
тогда как выпуск продукции и занятость — в суще-
ственной мере. В 70-е годы специалисты в своих
оценках состояния экономики Соединенных Шта-
тов предполагали, что если не последует новых, но
уже благоприятных шоковых изменений предложе-
ния, то снижение инфляции будет происходить ис-
ключительно ценой значительного роста безработи-
цы.
В начале 80-х годов, когда темпы инфляции стали
измеряться двузначной цифрой и ее уровень, каза-
лось, стал главной политической проблемой, вопрос
о том, насколько глубоким должен быть спад, чтобы
остановить дальнейший рост инфляции, представлял
собой первостепенную важность. Тогда некоторые
оценки возможных издержек борьбы с инфляцией
были просто ошеломляющими. Так, предполагалось,
что потребуется 15 лет для того, чтобы снизить уро-
вень инфляции с 10% до нуля, при этом безработи-
ца увеличится до 10% и останется на этом уровне в
течение многих лет6. Подобные оценки, конечно,
мало способствовали популярности антиинфляцион-
ной борьбы. И все же в течение 1981-1986 гг. Сое-
диненные Штаты достигли впечатляющего замедле-
ния темпов инфляции. Чем же можно объяснить
эту готовность политиков идти на риск и их успех?
СОКРАЩЕНИЕ ТЕМПОВ ИНФЛЯЦИИ В 1981-
1986 гг. Первая причина, по которой политики с
готовностью предприняли попытку обуздать инфля-
цию, состояла в том, что, по их оценкам, издержки
этой борьбы на самом деле были гораздо меньше
того уровня, который предсказывался некоторыми
«экстремистски» настроенными исследователями.
Политики также надеялись, что если антиинфляци-
онные меры будут предприняты и проведены по-
следовательно, то в какой-то момент воздействие
этой политики на процесс формирования зарплаты
и цен станет' более оперативным, не требующим
6 Оценки лауреата Нобелевской премии профессора Йельского универси-
тета Джеймса Тобина, который является стойким противником полити-
ки, включающей риск вызвать высокую безработицу. См. James Tobin
«Stabilization Policy Ten Years After», Brookings Paper on Economic AcSvOy,
1,1980.
I
620 Часть 7: Совокупное предложение и экономический рост
значительного временного лага Если в определен-
ный момент и фирмы, и работники осознают, что
инфляция действительно пошла на спад, то возмож-
ное снижение их инфляционных ожиданий помо-
жет подкрепить проводимую правительством поли-
тику. Однако такое развитие событий может потре-
бовать нескольких лет, а ведь в прошлом админист-
рации слишком часто удавалось придерживаться
провозглашенной политики лишь непродолжитель-
ное время, после чего эта политика менялась. Но, в
конце концов, неужели потребуется 15 лет для того,
чтобы зарплаты и цены должным образом отреаги-
ровали на рестрикционную политику?
В период 1981-1986 гг. инфляция снизилась с
уровня около 10% до менее чем 3% в-год. За этот
же период уровень безработицы не опускался ниже
7%, и огромная доля успеха в замедлении темпов
развития инфляции может быть отнесена именно
на действие этого фактора Кроме того, сработал и
ряд благоприятных факторов со стороны предложе-
ния. Роль профсоюзов в этот период заметно ослаб-
ла7, устойчивая позиция доллара обеспечила силь-
ную конкуренцию на товарном рынке со стороны
импорта, сдерживающую рост внутренних цен, в то
время как на внешнем рынке цены на нефть, сель-
скохозяйственную продукцию и товары промыш-
ленного назначения упали. Эти благоприятные фак-
торы обеспечили усиление влияния безработицы на
снижение инфляции.
2. Мировой опыт инфляции
Соединенные Штаты являются, конечно, не един-
ственной страной, которая в период с 60-х и до на-
чала 80-х годов пережила устойчивую и нарастаю-
щую инфляцию. Схожие процессы имели место в
большинстве промышленно развитых стран. В табл.
33-1 представлены темпы инфляции в более чем 100
странах мира в 1970 г., 1979 г. и 1984 г. В таблице
обнаруживается интересный факт: во всем мире
темпы инфляции в 1979 г. были значительно выше,
чем в 1970 г. Если в 1970 г. 88% всех стран имели
темпы инфляции ниже 10% в год, то в 1979 г. столь
«низкие» темпы инфляции были только в 42% пред-
ставленных стран и в половине стран уровень ин-
фляции находился в интервале 10-50%. Таким обра-
зом, весь мир стал более инфляционным
Любопытно, что к 1984 г. в экономике большин-
ства стран произошел сдвиг в сторону снижения
инфляции до уровня ниже 10% в год. Одновремен-
7 Ослабление профсоюзов не было случайным: этому во многом способ-
ствовали принятое в 1981 г. решение президента Рейгана уволить всех
авиадиспетчеров, принимавших участие в забастовке, и, кроме того, мас-
совая хроническая безработица.
ТАБЛИЦА 33-1. Инфляция в мировой экономике
Число стран с уровнем инфляции
Год 0-5% 100% и
5-10% 10-20% 20-50% 50-100% более Всего
1970
1979
1984 57
12
38 33 10 2 -
33 39 13 7 1
32 26 15 3 5 102
105
119
Источник International Monetary Fund, International financial Statistics,
Yearbook for 1987.
но в ряде стран с высокими темпами инфляции
имели место резкое обострение инфляционной си-
туации и переход к гиперинфляции. В гл. 34 мы
рассмотрим примеры функционирования экономи-
ки в условиях гиперинфляции, когда ежегодные
темпы инфляции превосходят 500%. В 1984-1985 гг.
такими странами были Аргентина, Боливия и Изра-
иль.
В табл. 33-2 мы продолжаем исследование миро-
вых инфляционных процессов, сравнивая оценки ин-
фляции в развитых странах за период 1960-1986 гг.
Большинство индустриально развитых стран и стран
— членов ОЭСР8 вместе с Соединенными Штатами
испытали воздействие инфляции, нараставшей вплоть
до 1980 г. В некоторых из них, например в Италии,
рост инфляции был еще более интенсивным, чем в
Соединенных Штатах, в то же время Германии уда-
лось сдержать эти процессы, и уровень инфляции в
стране был гораздо ниже.
В начале 1980-х годов во всех индустриально раз-
витых странах предпринимались атаки на инфля-
цию. В Германии и Японии к 1986 г. инфляция в
целом была ликвидирована, и даже в Великобрита-
нии и Италии она резко снизилась по сравнению с
уровнем 1970-х годов. В 1986 г. средний показатель
темпов инфляции для развитых стран упал ниже
уровня 60-х годов, когда впервые инфляция стала
представлять собой серьезную проблему.
Реакция уровня цен и зарплаты на изменения в
политике различается по странам. Отчасти это свя-
зано с различиями в процедурах ведения перегово-
ров по контрактам о размерах заработной платы.
Например, в Японии система зарплаты более гиб-
кая, чем в Соединенных Штатах. Ежегодно в Япо-
нии проводится серия переговоров предпринимате-
лей и работников по вопросу о размере заработной
платы, этот период профсоюзы называют весенним
8 ОЭСР — Организация экономического сотрудничества и развития
(OECD, Organization for Economic Cooperation and Development), распо-
ложенная в Париже. Является межправительственной организацией ве-
дущих индустриальных стран. В ее задачи входит координация политики,
связанной с их общими интересами.
Глава 33: Проблема инфляции 621
ТАБЛИЦА 33-2. Уровень инфляции по странам, 1960-1986 (на основе индекса потребительских цен, в % в год)
США Япония Германия Великобритания Италия Канада ОЭСР
1960-1972 2,9 5,7 3,1 4,7 4Д 2,9 3,9
1972-1980 8,8 9,9 5,0 15,1 16,0 9Д 10,9
1980-1985 6,8 3,6 4Д 9,0 15,1 7,9 7,1
1986 2,0 0,5 -од 3,4 6,0 4,2 2Д
Источник OECD, Economic Oudook, December 1986, and IMF, Worid Economic Outlook, April 1987.
наступлением. На подобных совещаниях между
фирмой и ее работниками заключаются детально
проработанные договоренности об уровне заработ-
ной платы, основанные на уже достигнутом обще-
национальном соглашении. При этом часть зарпла-
ты, от 25 до 30%, выплачивается в виде премий, за-
висящих от размера прибыли фирмы. Это означает,
что, когда понижается спрос и вслед за этим разме-
ры прибыли фирмы, уровень зарплаты также авто-
матически понижается.
Профсоюзы в Японии организованы не по отрас-
лям, а по предприятиям. В этой ситуации, посколь-
ку единый профсоюз представляет всех работников
фирмы, существует некая общность интересов этой
фирмы и профсоюза. И если профсоюз будет оказы-
вать слишком сильное давление на фирму с целью
повысить уровень зарплаты, фирма окажется не в
состоянии успешно функционировать. Кроме того,
японские фирмы редко увольняют своих работни-
ков. Большинство работников-мужчин фактически
имеют пожизненную работу. Подобные долговре-
менные узы делают еще более очевидным тот факт,
что у фирмы есть общие интересы с ее работника-
ми. Ввиду существования устойчивых связей со
своей фирмой японские работники обычно легче
соглашаются на сокращение заработной платы, ког-
да их фирма испытывает трудности, поскольку они
вполне могут рассчитывать на возмещение своих
потерь от таких уступок при улучшении экономи-
ческих условий.
Хотя темпы инфляции в Японии в период 1960-
1972 гг., приведенные в табл. 33-2, составляли толь-