<< Пред. стр. 204 (из 272) След. >>
вия дестимулируют кредиторов, что и является не-желательным эффектом инфляции при неполной
приспособленности институтов к инфляционным
процессам14.
Как мы видим, даже ожидаемая инфляция вызы-
вает потери в экономике, если институты власти
адаптированы к ней не полностью. Подобные поте-
ри становятся особенно существенными в условиях
контроля над процентной ставкой, неадекватного
налогообложения доходов на капитал и прогрессив-
ного роста налоговых ставок, увеличивающих реаль-
ные налоговые выплаты. Под адекватным налогооб-
ложением в условиях инфляции мы подразумеваем
такой порядок взимания налогов, при котором на-
логом не облагается инфляционный компонент при-
роста активов.
Инфляция при неверных ожиданиях
Третьим случаем из табл. 33-3 является инфляция
при неверных ожиданиях, или непредвиденная ин-
фляция. Издержки, которые мы выделяем в этом
случае, возникают в результате перераспределения
доходов или материальных ценностей между креди-
торами и заемщиками. Это может происходить да-
же в тех условиях, когда все институты в экономике
полностью адаптировались к существованию инфля-
ции. Рассмотрим такие случаи.
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ. Когда цены повышаются
внезапно, те, кто владеет номинальными активами,
например деньгами или облигациями, терпят убыт-
ки. Каждый, кто взял деньги в долг и теперь должен
в номинальном выражении фиксированную сумму,
— в выигрыше Например, некто должен получить
обратно 100 долл. долга и, поскольку не ожидает
инфляции, предполагает, что сможет купить товаров
и услуг на 100 долл Однако в случае неожиданного
возникновения 10%-й инфляции покупательная спо-
собность этих 100 долл в терминах реальных това-
ров и услуг будет на 10% меньше Кредитор, таким
14 Теоретически возможно, что процентная ставка до уплаты налогов воз-
растает быстрее, чем темпы инфляции, сохраняя тем самым реальную
процентную ставку, остающуюся после уплаты налогов, постоянной. (В
нашем примере, если бы номинальная процентная ставка выросла на
6,94 пункта, реальная процентная ставка (за вычетом налогов) сохрани-
лась бы неизменной. Это произошло бы потому, что после изъятия на-
лога в 28% от 6,94 пункта кредитору остались бы именно 5 пунктов ин-
фляционного прироста процентной ставки.) Что касается заемщиков, то
при этом, если, конечно сумма их процентных платежей вычитается из
облагаемой налогом суммы, номинальная ставка" процента после вычета
налогов составит для них 5%, т.е. тот уровень, при котором они будут
продолжать предъявлять спрос на ту же величину кредитов, что и рань-
ше, но уже при номинальной процентной ставке (до вычета налогов)
6,94%. Однако на основе эмпирических данных, проиллюстрированных
в окне 33-1, можно предположить, что при ожидаемой инфляции рост
номинальных процентных ставок скорее отстает, чем опережает темпы
роста инфляции. Таким образом, отсутствуют условия, необходимые для
поддержания реальной процентной ставки после вычета налогов вне за-
висимости от темпов инфляции.
628 Часть 7: Совокупное предложение и экономический рост
образом, терпит убытки, а заемщик получает нео-
жиданный доход.
Конечно, в экономике почти каждому номиналь-
ному активу соответствует определенный долг. Поэ-
тому подобные выгоды и потери, как правило, вза-
имно уравновешиваются. Как это происходит?
Представим, например, человека, имеющего банков-
ский депозит. В свою очередь банк предоставляет
своим клиентам кредиты. Если возникает неожи-
данная инфляция, то вкладчик банка терпит убыт-
ки, так как стоимость его депозита понизилась. С
другой стороны, человек, взявший в банке кредит,
извлекает прибыль, поскольку стоимость его долга
сократилась. Таким образом, выигрыш и потери
взаимно балансируются.
Однако этот факт вовсе не означает полного от-
сутствия проблем. В 1930-е годы, например, проис-
ходило понижение цен на товары, но, поскольку в
предыдущие 10-15 лет никто этого не предвидел,
многие фермеры брали кредиты на покупку земли.
Когда цены стали снижаться, доходы фермеров так-
же упали, а уровень долга и процентов, которые
они обязались выплачивать, остался неизменным. В
условиях уменьшения номинальных доходов и со-
хранения прежнего размера долгов и процентных
платежей (также в денежном выражении) фермеры
становились банкротами и лишались своего имуще-
ства.
Другой сложный вопрос Как нам следует отно-
ситься к такому же перераспределению, но уже
между частным сектором и государством? Если го-
сударственный долг составляет приблизительно 2
трлн. долл., а уровень цен увеличивается на 1%, ре-
альная величина долга сокращается тем самым на
20 млрд. долл.
Казалось бы, это означает, что частный сектор те-
ряет 20 млрд. долл., а государство их получает. Одна-
ко это не совсем так
Что есть государство, как не мы сами? Когда в
будущем государство будет вынуждено выплачивать
частному сектору свой долг или проценты по нему,
оно при этом обложит налогами все тот же част-
ный сектор. Следовательно, перераспределение меж-
ду частным сектором и государством — это на са-
мом деле перераспределение между людьми, владе-
ющими долгом, и налогоплательщиками. И зача-
стую в реальной жизни люди едины в двух этих ли-
цах. Таким образом, вопрос, кто выигрывает, а кто
теряет при уменьшении стоимости государственно-
го долга в результате действия инфляции, является
далеко не таким уж простым.
«ОТЦЫ И ДЕТИ». В нашей экономике основными
кредиторами — владельцами номинальных активов
— являются пожилые люди. Они уже выплатили все
суммы своих ипотечных ссуд и имеют определен-
ные сбережения в форме счетов в сберегательных
банках или в пенсионных фондах. Когда они стано-
вятся пенсионерами, любое увеличение уровня цен
больно бьет по их карману15. Должниками же в
основном являются молодые люди и в еще большей
степени люди среднего поколения, взявшие ссуды.
При неожиданной инфляции они извлекают при-
быль. Следовательно, часть перераспределения цен-
ностей, связанного с неожиданной инфляцией, име-
ет направленность от старшего поколения к моло-
дому.
БОГАТЫЕ И БЕДНЫЕ. Часто можно услышать
утверждения о том, что в результате инфляции про-
исходит перераспределение доходов в пользу бога-
тых. К удивлению многих, с точки зрения фактов
вовсе не очевидно, что люди, живущие за счет зар-
платы, при инфляции переживают трудные време-
на, в то время как богачи преуспевают.
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ. Многое в реальной жизни
свидетельствует о том, что при высоких темпах ин-
фляции неопределенность в отношении ее будущих
темпов и уровня цен приобретает гораздо большие
масштабы, чем в условиях стабильности. Таким об-
разом, усиление инфляции несет в себе дополни-
тельные издержки в виде роста неопределенности,
которая в свою очередь обходится дорого, посколь-
ку существенно затрудняет планирование.
Случай непредвиденной инфляции
и неполной институциональной адаптации
Наиболее серьезные проблемы возникают при не-
предвиденной инфляции в условиях неприспособ-
ленности к ней государственных институтов. В этом
случае имеют место все проблемы, связанные с
контролем за налогами и процентными ставками, о
которых мы говорили ранее, и плюс к этому пос-
ледствия тех перераспределительных процессов, ко-
торые вызываются непредвиденными изменениями
в уровне цен. Именно в подобной ситуации оказа-
лись многие страны.
Нет такой экономики, в которой динамика ин-
фляции могла бы быть спрогнозирована точно. Ко-
нечно, существует ряд стран, обладающих опытом
функционирования экономики в условиях высоких
темпов инфляции. В этих странах государственные
институты развиты настолько, что инфляция, каков
бы ни был ее уровень, практически не оказывает то-
го искажающего влияния на экономику, которое
15 Получаемые пожилыми выплаты по социальному обеспечению индекси-
руются, увеличиваясь по мере роста цен. Таким образом, большая часть
доходов пожилых людей защищена от инфляции.
Глава 33: Проблема инфляции 629
возникает из-за контролируемых процентных ставок
или запаздываний с корректировкой налогов. К Сое-
диненным Штатам это, однако, пока не относится. В
начале 80-х годов, когда темпы инфляции были вы-
сокими, еще предпринимались некоторые попытки
адаптации к наличию в экономике инфляции, в ре-
зультате чего правительство отказалось от контроля
за движением процентной ставки. Но поскольку в
дальнейшем адаптационные процессы не получили
должного развития, следующий виток инфляции мо-
жет дорого обойтись Соединенным Штатам.
СТРАХ ПЕРЕД ИНФЛЯЦИЕЙ. Инфляция страшит
людей, и это нельзя недооценивать. Пожилые люди
обеспокоены тем, что внезапная вспышка инфляции
может свести к минимуму реальную стоимость их
активов, поставив их в преклонном возрасте в зави-
симость от правительства или от собственных детей.
И такие опасения не лишены оснований, поскольку
подобное уже случалось в жизни. Однако, как мы
увидим в гл. 34, обычно такое происходило в ситуа-
ции, когда правительство было близко к банкрот-
ству, т.е. в случае, не характерном для сегодняшних
Соединенных Штатов.
4 Что делать с инфляцией?
Существуют три основных пути решения проблемы
инфляции. Во-первых, это разработка новой страте-
гии противодействия инфляции методами фискаль-
но-денежной политики. Во-вторых, можно попы-
таться изменить сами приемы фискально-денежной
политики так, чтобы, снизив темпы инфляции, удер-
живать их на стабильно низком уровне И наконец,
в-третьих, можно просто научиться жить в условиях
инфляции.
Избавление от инфляции
В начале 80-х годов в Соединенных Штатах и дру-
гих развитых странах в результате рестриктивной
денежной политики, вызвавшей глубокий спад, тем-
пы инфляции снизились. Возможен ли более эффек-
тивный путь? Ответ на этот вопрос можно разде-
лить на две основные части. Во-первых, сама страте-
гия влияния на совокупный спрос может быть бо-
лее эффективной в борьбе с инфляцией. Во-вторых,
мы должны быть уверены, что снизившиеся темпы
инфляции уже не вернутся на прежний уровень.
Все это предполагает определенные изменения в'
фискально-денежной системе, способные в будущем
предотвратить возможную инфляцию. Наконец, в
конце параграфа мы рассмотрим и третий вариант
ответа — приспособление к жизни в условиях инф-
ляции.
Различные методы регулирования доходов, в том
числе на базе налоговой системы, призваны сделать
фискально-денежную политику более действенной в
борьбе против инфляции.
ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ. Сдер-
живание роста заработной платы в условиях стиму-
лирования совокупного спроса является ключевым
элементом, способным повлиять на замедление тем-
пов развития инфляции. Тем самым предполагается,
что наилучшим методом было бы непосредственное
воздействие на уровень зарплаты.
О Политика регулирования доходов состоит
в осуществлении влияния на уровень зарплаты
и других доходов не через совокупный спрос,
а непосредственно.
Например, правительство может обратиться к про-
фсоюзам с просьбой ограничить в течение данного
года рост заработной платы уровнем в 2%. Другой
вариант — достижение такого компромисса между
правительством и профсоюзами, при котором про-
фсоюзы обязуются не требовать слишком значи-
тельного увеличения заработной платы в обмен на
обещание правительства сдерживать рост налогов.
Помимо этого, правительство может принимать
законы, регулирующие темпы роста зарплаты и цен.
Такие юридические акты принято называть конт-
ролем над зарплатой и ценами.
О Контроль над зарплатой и ценами огра-
ничивает и регулирует действия фирм по вы-
плате зарплаты и назначению цен.
Такой контроль применялся в Соединенных Шта-
тах во время второй мировой войны и войны в Ко-
рее, а также в годы президентства Никсона. Не вы-
зывает сомнения то, что во время второй мировой
войны именно политика регулирования доходов
удерживала цены от такого же быстрого роста, ка-
кой имел место во времена предыдущих войн. Точ-
но так же очевидно, что при Никсоне политика
сдерживания доходов практически не имела успеха.
В самом деле, часто можно встретить утвержде-
ния о том, что политика ограничения доходов ни-
когда не приносила успеха16. Отчасти это может
быть объяснено тем, что часто она рассматривается
в качестве противовеса макроэкономической поли-
тике сокращения инфляции, а не как полезное до-
полнение последней. Ведь если правительство прово-
дит жесткую антиинфляционную фискально-денеж-
16 Hugh feocltoff, Drastic Measures: A History of Wage and Price Controls in
the United States, Cambridge University Press, 1984. Данная работа пред-
ставляет собой подробное исследование эволюции методов контроля
над зарплатой и ценами; автор приходит к выводу, что такие меры
контроля лишь иногда позволяли уменьшить темпы инфляции.
630 Часть 7: Совокупное предложение и экономический рост
ную политику, самое время применить меры по
предотвращению роста зарплаты и цен, возможного
в результате инфляционных ожиданий и определен-
ной инерции экономических процессов. Но на
практике, как правило, регулирование доходов
обычно не сопровождается жесткой макроэкономи-
ческой политикой.
Примерами неудачного использования жесткой
макроэкономической политики в дополнение к
контролю над ценами являются Аргентина и Брази-
лия в 1986 г. В этих странах правительство, пытаясь
уменьшить трехзначные темпы инфляции, использо-
вало меры ценового контроля. Однако эти страны
не смогли в достаточной мере сократить бюджет-
ный дефицит, являющийся источником инфляцион-
ного давления. Поскольку масштабы сокращения
государственных расходов и увеличения налоговых
поступлений были недостаточны, бюджетный дефи-
цит оставался на довольно высоком уровне и темпы
инфляции в обеих странах были снижены лишь на
короткое время.
Неудачи в осуществлении политики контроля над
ценами и зарплатой можно также объяснить значи-
тельными административными сложностями ее
проведения. К органам контроля постоянно предъ-
являются требования сделать исключения для тех
или иных цен или для какой-либо отрасли. Конечно,
не работая в этой отрасли, трудно правильно опре-
делить, какими должны быть уровень цен и величи-
на зарплаты, поэтому от контролирующих органов
требуется принятие жестких и не подлежащих об-
суждению решений. Постепенно, по мере дальней-
шего отклонения цен от состояния равновесия и