<< Пред. стр. 205 (из 272) След. >>
усиления дефицита, давление на контролирующиеорганы с требованиями предоставить льготы возра-
стает, и в конце концов, это делает меры контроля
трудноосуществимыми.
ПОЛИТИКА НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДОХОДОВ (TIP). Политика ограничения доходов
обычно принимает форму либо правительственных
рекомендаций профсоюзам и администрациям
предприятий по поводу уровня зарплаты и цен, ли-
бо действенных мер по осуществлению правитель-
ственного контроля. TIP как альтернатива этим под-
ходам ориентирована на использование налогов и
создание у фирм и работников стимулов не подни-
мать цены и зарплаты.
О TIP — это система, при которой посред-
ством налоговой системы фирмы и занятые на
них работники поощряются или наказываются
в зависимости от роста уровня цен и заработ-
ной платы.
Рассмотрим, в частности, ценовую разновидность
TIP. Фирмам объявляется, что уровень уплачиваемых
ими налогов зависит от роста цен на их продукцию.
К примеру, рост цен до 5% не вызывает каких-либо
штрафных санкций, за каждый следующий процен-
тный пункт правительство увеличивает ставку нало-
гообложения. Налоговая ставка может увеличивать-
ся, скажем, на 2 пункта (с 33 до 35%) за каждый
процент прироста цен на продукцию фирмы.
При реализации такой политики рост цен обхо-
дится фирмам слишком дорого. Следовательно, у них
появляется стимул не допускать значительного увели-
чения цен. Рост цен по всем фирмам, таким образом,
составит значительно меньшую величину, и темпы
инфляции сократятся. Схожий механизм может
быть реализован и в отношении заработной платы.
Администрация Картера (1977-1981 гг.) пыталась
заставить Конгресс ввести TIP для регулирования
уровня зарплаты, однако так и не добилась успеха
Sha разновидность TIP до сих пор не испытана, и
трудно сказать, сможет ли она работать.
Реформа законодательной и исполнитель-
ной власти в борьбе с инфляцией
Второй подход к решению проблемы инфляции
требует более детального рассмотрения. Можно с
уверенностью сказать, что если бы рост денежной
массы в течение двух последних десятилетий любы-
ми средствами удерживался на низком уровне, то
сейчас мы имели бы гораздо меньшие темпы ин-
фляции. Отсюда следует, что мы, вероятно, сможем
предотвратить нарастание инфляции в будущем, ес-
ли не допустим быстрого роста денежной массы.
Как это можно сделать? Опять же двумя способами.
КОНТРОЛИРОВАТЬ FED, ПРОДОЛЖАЯ ИС-
ПОЛЬЗОВАТЬ БУМАЖНЫЕ ДЕНЬГИ. Fed конт-
ролирует объем денежной массы в обращении, и,
следовательно, сама должна подвергаться контролю.
Одним из вариантов такого контроля являются пря-
мые распоряжения в адрес Fed со стороны Конгрес-
са США, фиксирующие темп роста денежной мас-
сы на определенном приемлемом уровне, например
4% в год. В 70-80-е годы Fed действительно двига-
лась в указанном направлении, однако подобные
контрольные цифры роста денежной массы никогда
не были жестко фиксированными величинами, и от-
клонение от них не контролировалось.
Если бы деньги так и оставались главным сред-
ством осуществления экономических взаимосвязей,
эти меры, вероятно, были бы в состоянии в значи-
тельной степени способствовать предотвращению
инфляции. Однако в экономике продолжают суще-
ствовать и развиваться различные виды денежных
средств. Первоначально деньгами признавалось толь-
ко золото. Затем к нему добавились банкноты, по-
Глава 33: Проблема инфляции 631
том банковские депозиты, наконец ценные бумаги.
Теперь вполне возможна ситуация, когда Fed. прово-
дит политику действенного контроля за изменения-
ми одной группы денежных активов, а в это время
другой их вид начинает широко использоваться в
качестве денег. Таким образом, эффективно действу-
ющий центральный банк должен постоянно дер-
жать под наблюдением все, что в какой-то момент
может стать деньгами.
В какой ситуации такая политика имеет шансы
быть успешной? Пока Fed удается удерживать ин-
фляцию на низком уровне, Конгресс вряд ли будет
голосовать за введение этих мер, однако, как только
инфляция выйдет из-под контроля Fed, подобные
меры могут быть применены.
НАЗАД К ЗОЛОТОМУ СТАНДАРТУ. Радикальные
экономисты утверждают, что, пока деньги в стране
не более чем бумажки, инфляция существует и бу-
дет существовать. Следовательно, нужно отменить
бумажные деньги и вернуться к реальным ценно-
стям Ссылаясь на факты из истории Соединенных
Штатов (см. рис. 33-1), «помешанные на золоте»
утверждают, что во времена использования золота в
качестве денег в Соединенных Штатах не существо-
вало проблемы инфляции, за исключением периода
военного времени, когда действие золотого стандарта
было приостановлено17. С другой стороны, добавля-
ют они, весь период использования бумажных денег,
объем которых контролировался Fed, сопровождался
инфляцией. Исключение может составить лишь пе-
риод Великой депрессии, само возникновение кото-
рой, однако, должно подрывать доверие к Fed.
Сторонники золотого стандарта в Соединенных
Штатах хотели бы вновь сделать золото единствен-
ным видом денег. В этом случае Fed была бы обяза-
на продавать и покупать золото по фиксированной
цене в долларах. При этом можно быть уверенным,
что Fed не станет печатать слишком много денег. А
если такое все-таки случится, люди начнут требовать
золото у Fed в полной уверенности, что Fed не смо-
жет долго удерживать его прежнюю фиксирован-
ную долларовую цену. Таким образом, при ограни-
ченном предложении золота она будет вынуждена
немедленно предпринять меры по сокращению ко-
личества бумажных денег на руках у населения, с
тем чтобы быть в состоянии удовлетворить спрос на
золото по фиксированной цене.
Золотой стандарт обсуждался в гл. 29, где отмеча-
лось, что и при золотом стандарте в экономике мо-
17 Термин «помешанный на золоте» (gold bug) часто используется для
обозначения консерваторов, поддерживающих восстановление золотого
стандарта как средства утверждения стабильности цен См, например:
Representative Ron Paul, Lewis Lehman, The Case for Gold, Cato
Institute, Washington, D.C, 1982.
гут возникать сбои. Так, например, спады в эти пе-
риоды были гораздо глубже, чем теперь. Эти спады
являлись платой за стабильность цен и отсутствие
инфляции в экономике. Кроме того, само по себе
использование золота в качестве денег является рас-
точительным. Разве рационально тратить огромные
средства на добычу золота из-под земли, в то время
как производство бумаги, которая с тем же успехом
может выступать в роли денег, является почти бес-
платным
Умения жить в условиях инфляции
Как мы уже упоминали, существует еще один вари-
ант противостоять инфляции — просто научиться
жить при ней. Это, в частности, означает, что все
экономические институты должны быть полностью
адаптированы к условиям инфляции. Одним из ша-
гов на пути к такому состоянию экономики явилось
бы устранение контроля над банковскими процент-
ными ставками и введение механизма корректиро-
вок налоговых ставок.
Какие еще меры могут быть предприняты в этом
же направлении? В налоговую систему необходимо
внести коррективы, устраняющие влияние инфля-
ции на налогообложение капитала. В других обла-
стях такой мерой может стать индексация в значи-
тельных масштабах. '
О Индексация автоматически корректирует
выплаты на темпы инфляции.
Например, когда индексация включена в трудовые
соглашения, с ростом цен автоматически повышает-
ся уровень зарплаты. При индексации пенсий их
номинальная величина растет вместе с повышением
уровня цен, что гарантирует пенсионерам защиту
от возможных потерь. Аналогично: при индексации
кредитов с ростом цен будет возрастать и сумма,
подлежащая возврату. В этом случае кредиторы
больше не страдают при возникновении непредви-
денной инфляции, а заемщики рке не имеют воз-
можности извлекать из этого прибыль.
В определенной мере индексация в экономике
США уже существует. Ее наиболее важной состав-
ляющей является индексирование пособий по соци-
альному обеспечению. При существующей системе
выплаты получателям таких пособий растут вместе
с уровнем цен. Таким образом, люди, получающие
свои пенсионные доходы через систему социального
обеспечения, оказываются частично избавленными
от неблагоприятного воздействия последствий ин-
фляционных процессов. Конечно, базисная величина
пенсии в системе социального обеспечения не мо-
жет сделать ее получателя богатым, но зато система
индексации делает этот источник надежной осно-
вой получения реальных благ.
632 Часть 7: Совокупное предложение и экономический рост
СЛЕДУЕТ ЛИ НАМ ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ К
ИНФЛЯЦИИ? Почему бы не бросить борьбу с ин-
фляцией и не заняться «наукой жизни» в условиях
инфляции? В 70-е годы действительно был предпри-
нят ряд мер, направленных на адаптацию экономи-
ки к условиям инфляции, однако даже широкое
распространение индексации не помогло решить
проблему радикально.
Дело в том, что индексация весьма сложна для
осуществления, поскольку между изменениями цен
и моментом, когда выплаты смогут быть скорректи-
рованы нужным образом, существует временной
лаг. Кроме того, и при индексации существует та-
кой вид инфляционных издержек, как «издержки
на обувные подметки». Существует и другой аргу-
мент против «приспособленчества». Избрав этот ва-
риант, мы никогда не сможем избавиться от инфля-
ции и, скорее всего, будем испытывать все большие
трудности, скатываясь вниз по инфляционной пло-
скости. Другими словами, полагая, что неконтроли-
руемый рост инфляции допустим до тех пор, пока
его последствия не станут слишком ощутимыми,
мы, в конце концов, обнаружим экономику в состо-
янии чрезвычайно высокого уровня инфляции.
Подобное происходило в таких странах, как Бра-
зилия и Израиль, где в середине 1980-х годов рост
инфляции сопровождался большими масштабами
индексации. Но поскольку «издержки на обувные
подметки» все равно остаются, а индексирование
несовершенно, издержки от инфляции при значи-
тельных ее темпах продолжают быть высокими. Та-
ким образом, с инфляцией лучше начинать бороться
сегодня, чем делать это в будущем, когда ее темпы
будут гораздо выше
Очевидно, что трудности возникают при всех
трех вариантах решения проблемы инфляции. Ни-
кто не в состоянии предложить быстрого и безбо-
лезненного рецепта И все же наиболее вероятным
представляется сочетание первого и третьего вари-
антов: когда уровень инфляции высок, для борьбы с
ней должна использоваться ограничительная фи-
скально-денежная политика. Во избежание же иска-
жений, вызываемых инфляционными процессами,
следует продолжать пытаться приспособить к ним
налоговую систему и другие экономические инсти-
туты.
? Еще не так давно, в 1981 г., когда темпы инфля-
ции (рассчитанные на основе индекса потребитель-
ских цен) превышали 13%, вызванные этой ситуаци-
ей трудности и плохие виды на будущее сделали про-
блему инфляции центральным политическим вопро-
сом К счастью, в середине 1980-х годов, после не-
скольких шоковых изменений предложения, уровень
безработицы и инфляции вновь стал весьма умерен-
ным, и в этих условиях многие проблемы, рассмот-
ренные в данной главе, уже не являются столь ост-
рыми, как ранее. Но когда враг не так заметен, очень
трудно не потерять бдительности и продолжать раз-
вивать успешное антиинфляционное наступление
Ведь эта борьба не входит в качестве неотъемлемой
части в американскую макроэкономическую культу-
ру так, как это произошло в Японии и Германии, пе-
реживших гораздо более тяжелые уроки инфляции.
Резюме
Инфляция в экономике Соединенных Штатов и дру-
гих стран существовала не всегда. Так, в XIX в. наблю-
дались длительные периоды, в течение которых цены
по большей части падали. Таким образом, инфляция,
возникшая в период после второй мировой войны,
явилась первым в истории США серьезным случаем
инфляционных процессов в мирное время. Инфляция
последнего времени имела всемирный масштаб. 80-е
годы явились периодом стабилизации инфляции в ин-
дустриальных странах, но во многих развивающихся
странах ее масштабы еще более выросли.
Инфляция в Соединенных Штатах, хотя и носит уме-
ренный характер, является достаточно устойчивым фе-
номеном с глубокими корнями. Такая устойчивость
происходит от того, что уровень зарплаты и цен мед-
ленно реагирует на сокращение совокупного спроса.
Медленная реакция уровня зарплаты и цен частично
происходит благодаря сильному влиянию инфляцион-
ных ожиданий. Прошлые представления об уровне ин-
фляции в перспективе встроены в сегодняшние темпы
роста зарплаты через заключенные трудовые соглаше-
ния. Более того, динамика уровня зарплаты в перспек-
тиве в большой степени зависит от того, что думают
люди сегодня об экономической политике правитель-
ства. Доверие к заверениям правительства о привер-
женности антиинфляционной политике, таким обра-
зом, также существенно влияет на уровень инфляции.
Кривая Филипса иллюстрирует компромисс между
инфляцией и безработицей. Чем выше темпы инфля-
ции, тем ниже норма безработицы. Опыт 1960-х и
1970-х годов показывает, что двигаться вверх по кри-
вой Филипса к ситуации с низкой, безработицей гораз-
до легче, чем спускаться вниз, по пути снижения ин-
фляции, поскольку последнее всегда содержит риск
высокой безработицы.
Поскольку инфляция медленно реагирует на сокраще-
ние совокупного спроса, государственные деятели в
своей политике сталкиваются с проблемой выбора. Ес-
ли они идут на сокращение совокупного спроса, то,
возможно, потребуется несколько лет роста безрабо-
тицы, для того чтобы действительно избавиться от ин-
фляции. Но если вовсе не принимать никаких антиин-
4. Глава 33: Проблема инфляции 633
фляционных мер, то ситуация от этого не только не
станет лучше, а, скорее всего, приведет к дальнейшему
росту инфляции.
Резко недоброжелательное отношение людей к инфля-
ции, возможно, вызвано иллюзией, что инфляция по-
рождает лишь рост цен на потребляемые ими товары;
при этом они обычно не замечают, что одновременно
инфляция приводит к росту и их доходов.
Инфляция действительно связана с издержками. Их
масштаб зависит в основном от двух факторов: во-пер-