<< Пред.           стр. 223 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 Активное, или положительное, сальдо текущего платеж-
 ного баланса — это превышение доходов страны (от
 продажи товаров и услуг иностранцам) над ее платежа-
 ми иностранцам за товары и услуги (с учетом транс-
 фертов). Активное сальдо баланса движения капиталов
 равно превышению суммы продаж заграничных акти-
 вов и займов у иностранцев над суммой покупок загра-
 ничных активов и кредитования иностранцев.
 Активное сальдо платежного баланса соответствует
 покупкам иностранной валюты центральным банком.
 Когда центральный банк уменьшает свои резервы в
 иностранной валюте, возникает дефицит платежного
 баланса.
 Страна, имеющая дефицит текущего платежного ба-
 ланса, может финансировать его посредством прода-
 жи активов или займов у иностранцев; кроме того,
 она может скорректировать свои расходы и/или дохо-
 ды. Продолжительный дефицит текущего платежного
 баланса требует не финансирования, а коррекции. Но
 коррекция текущего платежного баланса обходится
 дорого. Она предполагает более напряженный труд
 или уменьшение расходов. По этой причине прави-
 тельства часто откладывают коррекцию, что ведет к
 кризису платежного баланса.
 Ключевые термины
 Структура торговли
 Импорт
 Экспорт
 Развивающиеся страны
 Новые индустриальные страны
 Баланс по текущим операциям
 Активное (положительное) сальдо и дефицит текущего
 платежного баланса
 Финансирование
 Коррекция платежного баланса
 Чистые заграничные активы
 Баланс движения капиталов
 Операции с официальными резервами
 Интервенция
 Платежный баланс
 Кризис платежного баланса
 Задачи
 1. (а) Как вы объясните разницу между структурой тор-
 говли развивающихся стран и Японии в табл. 36-7?
 (Ь) Как вы думаете, на какую страну с точки зрения
 структуры экспорта и импорта больше похожа Да-
 ния: на Соединенные Штаты или на Японию? А Гон-
 конг?
 Рисунок 36-2 показывает, что Япония быстро стано-
 вится ведущей страной в мировой торговле. Следует
 ли Соединенным Штатам беспокоиться по поводу
 этого и почему?
 В 1980-х годах текущий платежный баланс США по-
 казывает очень большой дефицит, (а) Как финансиру-
 ется этот дефицит? (Ь) Должны ли мы беспокоиться
 по поводу этого дефицита и почему?
 Вплоть до 1985 г. Соединенные Штаты были чистым
 кредитором, а затем стали чистым должником, (а)
 Как из чистого кредитора страна превращается в чи-
 стого должника? (Ь) Является ли положение чистого
 должника невыгодным?
 Корея является крупным должником Как вы полагае-
 те, имеет ли счет услуг Кореи положительное сальдо
 или находится в состоянии дефицита?
 Предположим, что страна имеет активное сальдо те-
 кущего платежного баланса величиной в 6 млрд. долл.
 Баланс движения капиталов показывает дефицит в
 2 млрд. долл. (а) С отрицательным или с положитель-
 ным сальдо сводится платежный баланс? (Ь) Если цен-
 тральный банк проводит интервенцию, растут или
 уменьшаются чистые заграничные активы этой стра-
 ны? (с) Покупает или продает центральный банк оте-
 чественную валюту? Поясните.
 В стране открыто месторождение золота Чтобы добы-
 вать золото, страну наводняют старатели с оборудова-
 нием (а) Как, по-вашему, избыток или дефицит пока-
 жет текущий платежный баланс? (Ь) Какие факторы
 приводят вас к мнению, что имеется избыток, а какие
 — что имеется дефицит? (с) Как вы полагаете, актив-
 ное сальдо или дефицит покажет баланс движения ка-
 питалов? Поясните.
 В 1970-х годах вслед за ростом цен на нефть все стра-
 ны ОПЕК имели устойчивые положительные сальдо
 текущих платежных балансов. Как это совместить с
 утверждением, согласно которому устойчивое наруше-
 ние равновесия по текущим операциям в конечном
 счете нуждается в коррекции?
 Если центральный банк страны никогда не будет про-
 водить интервенции на валютном рынке, то эта стра-
 на никогда не будет иметь ни положительного, ни от-
 рицательного сальдо (дефицита) платежного баланса,
 (а) Поясните. (Ь) Следует ли отсюда, что эта страна
 никогда не будет страдать от проблем, связанных с
 торговлей?
 10. Почему плохие новости об экономических перспекти-
 вах страны влияют на обменный курс ее валюты?
 
 Выгоды
 международ-
 ной ТОРГОВЛИ
 и связанные
 с ней
 проблемы
 В этой главе мы обсудим причины, по которым
 страны торгуют между собой, и изучим выгоды, свя-
 занные с международной торговлей. Упрощая, мож-
 но сказать, что страны торгуют между собой, пото-
 му что они могут покупать некоторые товары за
 границей дешевле, чем дома. Кажется очевидным,
 что торговля делает их богаче, нежели в случае отка-
 за от участия в международной торговле.
 Однако дело обстоит несколько сложнее. Торгов-
 ля — улица с двусторонним движением: для того
 чтобы иметь возможность импортировать, страна
 должна осуществлять экспорт. Как было установле-
 но в гл. 36, для оплаты импорта страны не могут
 бесконечно прибегать к займам или продавать свои
 активы. Международная торговля влечет за собой
 специализацию и обмен. Страна, торгующая с дру-
 гими странами, специализируется на производстве
 определенных товаров в объемах, превышающих
 внутренний спрос. Излишек экспортируется в об-
 мен на товары, которые хотят покупать жители
 страны, но которые не производятся здесь в доста-
 точном количестве.
 Специализация и обмен позволяют повышать
 уровень жизни в стране двумя путями. Во-первых, с
 помощью торговли извлекается выгода из разницы
 в издержках в разных странах. Эти выгоды происте-
 кают из разницы в технологиях, разной степени до-
 ступности сырья или других производственных фак-
 торов. Например, регионы с холодным климатом не
 подходят для производства вина, а экваториальная
 зона не годится для выращивания пшеницы. Меж-
 дународная торговля дает возможность странам спе-
 циализироваться в тех сферах производства, где из-
 держки минимальны, и покупать за границей то,
 что дорого производить самим. Во-вторых, с по-
 мощью торговли легче получить экномию от масш-
 таба, т. е. снизить издержки за счет увеличения вы-
 пуска продукции. Нет лучшего способа увеличить
 объем производства, чем использовать в качестве
 рынка весь мир. Эти источники выгод от торговли
 анализируются подробнее в п. 1-3 данной главы.
 Хотя международная торговля позволяет повы-
 сить уровень жизни, она также создает проблемы и
 трения между странами. Если страны — участницы
 торговли в итоге становятся богаче, то некоторые
 люди могут терпеть убытки, особенно первое время,
 когда экономика приспосабливается к меняющимся
 условиям торговли. Например, когда в Японии рас-
 тет эффективность производства автомобилей, ста-
 новятся богаче американские потребители, но не
 рабочие автомобильной промышленности Детройта
 В п. 4 приведено несколько дополнительных приме-
 ров. Вследствие того что иностранная конкуренция
 может усложнить жизнь некоторых людей, они как
 избиратели часто оказывают давление на прави-
 тельство, чтобы оно сократило импорт, например
 путем введения тарифов. В п. 5-8 мы обсуждаем ме-
 jjg 46 — Экономика
 688 Часть 8: Мировая экономика
 ры, с помощью которых правительства реагируют
 на проблемы торговли, и рассматриваем доводы
 «за* и «против» введения тарифов и иных ограниче-
 ний международной торговли.
 1. Сравнительные преимущества
 и выгоды от торговли
 Вначале мы покажем выгоды от торговли в случае,
 когда страны применяют разные технологии произ-
 водства, что ведет к различиям в издержках. Мы
 используем модель, впервые предложенную вели-
 ким английским экономистом Давидом Рикардо
 (1772-1823)1.
 О Модель Рикардо демонстрирует закон
 сравнительного преимущества: страны специа-
 лизируются на производстве тех товаров, кото-
 рые они могут делать с относительно более
 низкими издержками по сравнению с другими
 странами.
 Точный смысл этого закона станет ясным по мере
 изложения модели.
 Предположим, что в мире имеются только две
 страны: Соединенные Штаты и Франция. Произво-
 дятся только два товара: автомобили и текстиль.
 Труд является единственным фактором производ-
 ства, а экономия от масштаба остается постоянной.
 Гипотезы о структуре производства представлены в
 табл. 37-1.
 Отметим, что во Франции труд в обеих отраслях
 является менее производительным Однако эта раз-
 ница неодинакова. Американский труд при произ-
 водстве автомобилей является относительно более
 продуктивным, чем при производстве текстиля. Что-
 бы произвести автомобиль, Франции требуется в 2
 раза больше часов, чем Соединенным Штатам, но
 для текстиля это соотношение составляет только
 8:5. Как мы покажем ниже в этом параграфе, отно-
 сительные различия в производительности являются
 основой торговли, французские рабочие не потеря-
 ют работу из-за того, что их труд менее производи-
 телен, но его оплата будет более низкой.
 Предположим, что в обеих отраслях совершенная
 конкуренция. Это означает, что цены должны быть
 равны удельным издержкам на рабочую силу. В
 табл. 37-1 приведены издержки на рабочую силу в
 расчете на единицу продукции для этих двух това-
 ров в каждой из двух стран. Например, чтобы про-
 ' Рикардо стал членом парламента и экономистом в возрасте 40 лет, а до
 этого он был удачливым биржевым брокером. Его великая книга «Прин-
 ципы политической экономии и налогообложение» была опубликована в
 1817 г. Рикардо был пионером в области разработки экономических мо-
 делей; он ясно формулировал свои предпосылки и строго выводил след-
 ствия.
 ТАБЛИЦА 37-1. Производственные технологии, зарплата
 и цены
 
 
 Соединенные Штаты Франция
 Оплата 1 ч работы VC Vf*
 Количество часов, необходимое
 для производства единицы
 продукции
 Автомобили 300 600
 Текстиль 5 8
 Издержки на рабочую силу
 на единицу продукции
 Автомобили 30OxW 60OxV/*
 Текстиль 5х W 8 х V7*
 извести автомобиль, Соединенным Штатам требует-
 ся 300 ч труда при издержках на час работы W.
 Следовательно, издержки на рабочую силу при про-
 изводстве одного американского автомобиля равны
 300 х W. Если ставка зарплаты за час работы равна
 20 долл., то в расчете на один автомобиль зарплата
 составит 6000 долл.
 При отсутствии международной торговли цена
 любого товара в каждой стране будет определяться
 затратами на труд. Поскольку в Соединенных Шта-
 тах на сборку автомобиля требуется 300 ч, а на
 производство ярда текстиля — 5 ч, то при отсут-
 ствии торговли 60 ярдов ткани будут стоить столько
 же, сколько один автомобиль (300/5). Во Франции
 автомобиль будет стоить столько, сколько стоят 75
 ярдов ткани (600/8). Таким образом, во Франции
 автомобили будут относительно более дорогими,
 чем в Соединенных Штатах, тогда как в Соединен-
 ных Штатах текстиль будет относительно более
 дорогим, чем во Франции.
 Кто производит и что производит
 при свободной торговле?
 Предположим теперь, что Соединенные Штаты и
 Франция могут свободно торговать друг с другом2. В
 этом случае конкуренция гарантирует, что товары
 будут производиться там, где их производство обхо-
 дится наиболее дешево. Если производство текстиля
 во Франции стоит дороже, чем в Соединенных
 Штатах, то граждане обеих стран будут* покупать
 только американский текстиль, а во Франции его
 производить вообще не будут.
 2 Здесь мы допускаем, что отсутствуют тарифы и другие барьеры, о кото-
 рых пойдет речь позже в этой главе. Мы также предполагаем, что транс-
 портировка автомобилей и текстиля между Соединенными Штатами и
 Францией не стоит ничего.
 Глава 37: Выгоды международной торговли и связанные с ней проблемы 689
 W/W* < 8/5 - 1,6 (2а)
 ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ. Если в США из-
 держки на рабочую силу на единицу продукции
 (300 х W), будут ниже, чем во Франции (600 х W*),
 то Соединенные Штаты будут производителем авто-
 мобилей с более низкими издержками. Этот крите-
 рий мы можем записать в виде неравенства:
 или, разделив обе части на S и на W*, получим:
 США являются
 производителем текс-
 тиля с меньшими
 издержками, если
 
 В табл. 37-2 суммируется смысл неравенств (Ia) и
 (2а). Если оплата труда в США превосходит оплату
 300xW<600x W* (1) труда во Франции не более чем в 1,6 раза (интер-
 вал I), то Соединенные Штаты являются произво-
 дителем с более низкими издержками обоих това-
 ров. В этом случае конкуренция сделает цены обо-
 их товаров равными издержкам в США. В другом
 крайнем случае, если оплата труда в США более
 чем в 2 раза превосходит оплату труда во Франции
 (интервал III), Франция будет производить с мень-
 шими издержками как автомобили, так и текстиль
 и обе цены будут равны французским издержкам В
 промежуточном случае (интервал И) Соединенные
 Штаты производят с более низкими издержками
 автомобили, а Франция — текстиль.
 5xW<8xW* (2)
 США являются
 производителем авто-
 мобилей с меньшими
 издержками, если
 Разделив обе части на 300 и на W*, мы получим
 следующее выражение:

<< Пред.           стр. 223 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу