<< Пред.           стр. 225 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 справа. Место, где проходит водораздел, зависит ча-
 стично от размеров двух стран и от уровней спроса
 на каждый вид продукции. На рис 37-2 показана
 возможная структура производства.
 В случае, показанном на рис. 37-2, от торговли
 выигрывают обе страны, так как обе в определен-
 ной степени специализируются. Каждая импортиру-
 ет некоторое количество товаров, которые произво-
 дит сама. Это означает, что производство этих това-
 ров стало относительно дешевле, чем раньше, и, сле-
 довательно, покупательная способность потребите-
 лей в обеих странах возросла,
 2. Разница в обеспеченности
 факторами производства
 В обсуждавшейся в предыдущем параграфе модели
 Рикардо различия в относительной производитель-
 ности труда вели к различиям в относительных из-
 держках, т.е. к сравнительному преимуществу. Раз-
 ница в относительных издержках в свою очередь
 дает импульс международной торговле и получению
 выгод от нее. Теперь расширим наш анализ, чтобы
 рассмотреть другие причины возникновения между-
 народной торговли и ее выгод.
 Относительные издержки производства товаров
 определяются не только разницей в технологии, но
 и имеющимся в стране относительным количеством
 факторов производства (т. е. обеспеченностью фак-
 торами производства). Возьмем простейший при-
 мер. Саудовская Аравия имеет относительное преи-
 мущество в производстве нефти, потому что она по
 сравнению с другими странами имеет относительно
 более крупные месторождения нефти. Саудовская
 Аравия может производить нефть дешевле по срав-
 нению с другими странами, так же как Чили и Зам-
 бия могут относительно дешевле производить медь.
 Соответственно эти страны добывают и экспорти-
 руют названные полезные ископаемые.
 Разница в капиталовооруженности
 Разница в обеспеченности сырьем является одной
 из причин существования различных относительных
 издержек производства в разных странах. Но стра-
 ны различаются между собой и по обеспеченности
 другими факторами производства, например капи-
 талом (оборудованием, зданиями, компьютерами и
 тд.) и трудом.
 Рассмотрим, например, Соединенные Штаты и
 Мексику. Соединенные Штаты имеют больше капи-
 тала и больше рабочей силы по сравнению с Мекси-
 кой, потому что США — более крупная страна. Но
 
 РИС. 37-2. Структура производства при торговле многими товарами. Товары расположены в порядке уменьшения сравнитель-
 ного преимущества США (и увеличения сравнительного преимущества Франции) слева направо. Структура производства определяется
 положением разделительной линии. Соединенные Штаты производят товары слева от этой линии, а Франция — справа. Те товары, ко-
 торые страна не производит, она импортирует. Положение линии в огромной степени определяется относительным размером страны
 Глава 37: Выгоды международной торговли и связанные с ней проблемы 693
 в Соединенных Штатах больше и относительная ве-
 личина капитала. Другими словами, капиталовоору-
 женность, или величина капитала на одного рабоче-
 го, в Соединенных Штатах больше, чем в Мексике
 При отсутствии торговли норма дохода на капитал
 в Соединенных Штатах была бы относительно ни-
 же, потому что Соединенные Штаты имеют относи-
 тельно больший размер капитала. Труд в США был
 бы относительно более дорогим.
 Продолжим пример с автомобилями и тексти-
 лем, но теперь предположим, что для производства
 автомобилей и текстиля требуются как капитал, гак
 и труд. Предполагается, что производство автомоби-
 лей в обеих странах является относительно более
 интенсивным с точки зрения обеспеченности капи-
 талом, чем производство текстиля. Это означает, что
 при производстве автомобилей используется больше
 капитала на одною рабочего, чем при производстве
 текстиля. Относящиеся к этому примеру данные
 сведены в табл. 37-4. В Соединенных Штатах на од-
 ного рабочего приходится в 2 раза больше капитала,
 чем в Мексике, поэтому Соединенные Штаты по
 сравнению с Мексикой являются страной, более на-
 сыщенной капиталом.
 При отсутствии торговли обе страны будут иметь
 очень разные относительные цены. В Соединенных
 Штатах, где больше капитала по сравнению с тру-
 дом, автомобили могли бы производиться с более
 низкими издержками по сравнению с текстилем,
 чем в Мексике. Следовательно, цена автомобиля от-
 носительно цены текстиля в Соединенных Штатах
 будет значительно ниже, чем в Мексике. Соединен-
 ные Штаты имеют сравнительное преимущество в
 производстве капиталоемких автомобилей, а Мекси-
 ка — в производстве трудоемкого текстиля.
 Вследствие того что автомобили в Соединенных
 Штатах относительно дешевле, открытие экономи-
 ки для торговли сделает Соединенные Штаты про-
 изводителем и экспортером автомобилей, а Мекси-
 ку — производителем и экспортером текстиля.
 Сравнительное преимущество продолжает в основ-
 ном определять структуру торговли: страны экспор-
 тируют товар, в производстве которого они имеют
 ТАБЛИЦА 37-4. Гипотетическое отношение капитала
 к ТРУАУ
 Обеспеченность капиталом Технология
 (в расчете на ~~~"~"""—————.
 одного работника) автомобили текстиль
 Соединенные 5000 долл. Капитало- Трудо-
 Штаты емкая емкая
 Мексика 2500 долл. Капитало- Трудо-
 емкая емкая
 относительно более низкие издержки. В модели Ри-
 кардо сравнительное преимущество зависит от про-
 изводительности труда. В расширенной модели оно
 зависит также и от относительной доступности ка-
 питала и рабочей силы. Страны, богатые капиталом,
 экспортируют относительно капиталоемкие товары,
 а импортируют относительно более трудоемкие то-
 вары.
 Некоторые данные об обеспеченности
 факторами производства и структуре
 торговли
 Из предыдущего анализа следует, что страны, име-
 ющие избыток капитала по сравнению с трудом,
 будут экспортировать товары, производство кото-
 рых требует относительно большего количества ка-
 питала, чем товары, которые они импортируют. На
 рис 37-3 представлены некоторые данные в пользу
 этой теории.
 Горизонтальная ось показывает капиталовоору-
 женность одного рабочего в тысячах долларов США
 для различных стран. Вертикальная ось показывает
 капиталовооруженность в производстве экспортных
 товаров по сравнению с импортом. Такое число,
 как, например, 0,5, означает, что капиталовооружен-
 ность экспорта составляет только половину капита-
 ловоорркенности импорта. Данные свидетельствуют
 о несомненно положительной зависимости между
 относительными величинами капитала и труда, с од-
 ной стороны, и структурой торговли — с другой.
 Это в целом подтверждает теорию сравнительного
 преимущества, основанную на относительном пред-
 ложении капитала и труда.
 Сравнительные преимущества, или более низкие
 относительные издержки производства, являются
 одной из фундаментальных причин торговли между
 странами. Разница в издержках может возникать
 или благодаря тому, что страны различаются по
 производительности, или из-за разницы в относи-
 тельном предложении факторов производства в раз-
 ных странах. Специализация стран определяется
 сравнительными преимуществами, которые они
 имеют в производстве тех или иных товаров.
 3. Внутриотраслевая торговля
 Если ознакомиться со статистикой торговли или да-
 же просто побывать на стоянке автомашин или в
 универсальном магазине, то выясняется удивитель-
 ный факт: специализация — явление относительно
 редкое. Соединенные Штаты и многие другие стра-
 ны как импортируют, так и экспортируют автомо-
 били, холодильники, одежду, химикаты и многие
 694 Чястъ 8: Мировая экономика
 
 РИС. 37-3. Капиталовооруженность в эко-
 номике в целом и капиталовооруженность
 экспорта относительно капиталовооружен-
 ности импорта. По данным министерства тру-
 да США, см US. Department of Labor, Changes
 in the International Pattern of Factor Abundance
 and the Composition of Trade, Economic
 Discussion Paper 8, June 1980. Объяснение дан-
 ных дано в тексте
 Отношение капитал/труд, тыс. долл. на занятого
 другие товары. Существует обширная внутриотрас-
 левая торговля (торговля внутри одной отрасли).
 О Внутриотраслевая торговля имеет место,
 когда страна и импортирует, и экспортирует
 товары, производимые отдельной отраслью.
 Значительная часть торговли среди индустриальных
 стран, упомянутых в гл. 36, является внутриотрасле-
 вой торговлей.
 Уровень внутриотраслевой торговли определяется
 взаимодействием трех факторов. Во-первых, потре-
 бители предпочитают разнообразие и предъявляют
 спрос на широкий диапазон однородных товаров.
 Действительно, не все потребители хотят иметь
 одинаковые марки автомобилей, рубашки или ра-
 диоприемники. Во-вторых, производство многих то-
 варов характеризуется экономией от масштаба. По-
 этому фирма, специализирующаяся на производстве
 определенного ассортимента продукции, например
 роскошных автомобилей или очень маленьких ра-
 диоприемников, продавая их повсюду в мире, будет
 иметь преимущество в издержках над другими
 фирмами, которые производят только для своих
 внутренних рынков. Эти два фактора обычно явля-
 ются причиной внутриотраслевой специализации,
 при этом различные страны специализируются на
 разных видах одного и того же товара (товара в
 широком смысле слова). Третий фактор — транс-
 портные издержки — противодействует этой тен-
 денции. Если две страны производят товары с при-
 мерно одинаковыми издержками, то высокие расхо-
 ды на транспортировку товаров между этими двумя
 странами заставят каждую из них производить
 только для своего собственного рынка, если,
 конечно, экономия от масштаба не будет очень зна-
 чительной.
 Сложившаяся структура внутриотраслевой тор-
 говли является результатом действия этих трех сил.
 На рис 37-4 мы показываем относительное значе-
 ние внутриотраслевой торговли для нескольких от-
 раслей США. Индекс мы определяем следующим
 образом: он равен нулю, когда торговля определен-
 ным товаром носит односторонний характер: стра-
 на только экспортирует или только импортирует
 этот товар. Индекс принимает значение 1 в услови-
 ях двусторонней торговли, когда размеры импорта
 определенного товара равны объему экспорта3.
 Один крайний случай — это очень незначитель-
 ная двусторонняя торговля топливом; Соединенные
 Штаты импортируют топливо, но экспортируют
 его в небольших размерах. Другой крайний случай
 — большое значение двусторонней торговли обору-
 дованием для офисов и телекоммуникаций, где ин-
 декс равен примерно 0,84. Другими словами, объем
 импорта этого оборудования равен 84% объема эк-
 спорта. Индекс внутриотраслевой торговли для
 многих других товаров расположен между этими
 3 Точнее, индекс определяется как отношение меньшего из значений (им-
 порта или экспорта) к большему из этих двух значений.
 Глава 37: Выгоды международной торговли и связанные с ней проблемы 695
 
 
 РИС 37-4 Индекс внутриотраслевой торговли США для некоторых товаров. Когда внутриотраслевая торговля отсутствует, т. е.
 товар или только экспортируется, или только импортируется, значение индекса равно нулю. Когда величины стоимости импорта и эк-
 спорта определенного товара одинаковы, индекс равен 1, и тогда доминирует внутриотраслевая торговля. Рисунок показывает, что значи-
 мость внутриотраслевой торговли среди выбранных товаров меняется. (Источник: GATT, International Trade, 1978/1979, Geneva 1979.)
 крайними значениями. В целом очевидно, что чем
 менее дифференцирован товар (например, топливо,
 железо и сталь), тем в большей степени сравни-
 тельное преимущество будет определять структуру
 торговли. По мере того как мы движемся по на-
 правлению к конечной продукции, начинает преоб-
 ладать дифференциация продукции и сравнитель-
 ное преимущество начинает терять свою первосте-
 пенную роль. Например, торговля автомобилями и
 оборудованием для офисов носит внутриотраслевой
 характер.
 Внутриотраслевая торговля отражает экономиче-
 скую интеграцию стран. Наиболее близкие рынки
 объединяются, и чем меньше препятствий для тор-
 говли с точки зрения расстояний и тарифов, тем ве-
 роятнее внутриотраслевая торговля. Например, сре-
 ди стран Европейского экономического сообщества4
 имеет место обширная внутриотраслевая торговля.
 Япония, наоборот, импортирует сырье, а экспорти-
 рует продукцию обрабатывающей промышленно-
 сти, при этом импортирует очень незначительный
 объем такой продукции. Соответственно индекс
 внутриотраслевой торговли в Японии для большин-
 ства товаров будет небольшим
 Размеры внутриотраслевой торговли особенно ве-
 лики, когда тесное соседство и отсутствие ограниче-
 ний для торговли создают очень интегрированные
 рынки. Этими характерными чертами отличается
 торговля между различными регионами Соединен-
 ных Штатов, хотя Детройт подобно Японии имеет
 почти полностью одностороннюю торговлю автомо-
 билями. Выигрыш от такой торговли состоит в том,
 4 В сообщество входят Германия, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия,
 Люксембург, Великобритания, Дания, Испания, Португалия и Греция.
 что потребители могут потреблять более разнооб-
 разные товары и по более низким ценам, чем в слу-
 чае, когда производители не могут использовать
 международные рынки в крупных масштабах.
 4. Выигравшие и проигравшие
 Мы показали, почему страны торгуют и почему они
 в итоге выигрывают, открывая экономику для тор-
 говли, вместо того чтобы препятствовать обмену с
 остальным миром Но из этого вовсе не следует, что
 международная торговля всегда делает каждого ее
 участника богаче. Рассмотрим два примера конф-
 ликтов и проблем, порождаемых международной
 торговлей.
 Морозильные камеры
 На рис 37-5 показан экспорт мороженой и охлаж-
 денной говядины из Соединенных Штатов и Арген-
 тины в период 1900-1913 гг.
 Изобретение в конце XIX в. машинных способов
 охлаждения дало возможность Аргентине стать по-
 ставщиком мороженого мяса на мировой рынок.
 Экспорт, который был невозможен в 1900 г., при
 использовании новой технологии доставки мяса в
 Европу возрос к 1913 г почти до 400 тыс т. В то
 время Соединенные Штаты уже были экспортером
 говядины, но американский экспорт упал со 100
 тыс т практически до нуля.
 Резко возросший экспорт говядины из Аргенти-
 ны и аналогичный рост экспорта мяса из Австралии
 и Новой Зеландии дают наглядный пример конф-
 ликта интересов, порождаемого международной
 694 Часть 8: Мировая экономика
 

<< Пред.           стр. 225 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу