<< Пред. стр. 225 (из 272) След. >>
справа. Место, где проходит водораздел, зависит ча-стично от размеров двух стран и от уровней спроса
на каждый вид продукции. На рис 37-2 показана
возможная структура производства.
В случае, показанном на рис. 37-2, от торговли
выигрывают обе страны, так как обе в определен-
ной степени специализируются. Каждая импортиру-
ет некоторое количество товаров, которые произво-
дит сама. Это означает, что производство этих това-
ров стало относительно дешевле, чем раньше, и, сле-
довательно, покупательная способность потребите-
лей в обеих странах возросла,
2. Разница в обеспеченности
факторами производства
В обсуждавшейся в предыдущем параграфе модели
Рикардо различия в относительной производитель-
ности труда вели к различиям в относительных из-
держках, т.е. к сравнительному преимуществу. Раз-
ница в относительных издержках в свою очередь
дает импульс международной торговле и получению
выгод от нее. Теперь расширим наш анализ, чтобы
рассмотреть другие причины возникновения между-
народной торговли и ее выгод.
Относительные издержки производства товаров
определяются не только разницей в технологии, но
и имеющимся в стране относительным количеством
факторов производства (т. е. обеспеченностью фак-
торами производства). Возьмем простейший при-
мер. Саудовская Аравия имеет относительное преи-
мущество в производстве нефти, потому что она по
сравнению с другими странами имеет относительно
более крупные месторождения нефти. Саудовская
Аравия может производить нефть дешевле по срав-
нению с другими странами, так же как Чили и Зам-
бия могут относительно дешевле производить медь.
Соответственно эти страны добывают и экспорти-
руют названные полезные ископаемые.
Разница в капиталовооруженности
Разница в обеспеченности сырьем является одной
из причин существования различных относительных
издержек производства в разных странах. Но стра-
ны различаются между собой и по обеспеченности
другими факторами производства, например капи-
талом (оборудованием, зданиями, компьютерами и
тд.) и трудом.
Рассмотрим, например, Соединенные Штаты и
Мексику. Соединенные Штаты имеют больше капи-
тала и больше рабочей силы по сравнению с Мекси-
кой, потому что США — более крупная страна. Но
РИС. 37-2. Структура производства при торговле многими товарами. Товары расположены в порядке уменьшения сравнитель-
ного преимущества США (и увеличения сравнительного преимущества Франции) слева направо. Структура производства определяется
положением разделительной линии. Соединенные Штаты производят товары слева от этой линии, а Франция — справа. Те товары, ко-
торые страна не производит, она импортирует. Положение линии в огромной степени определяется относительным размером страны
Глава 37: Выгоды международной торговли и связанные с ней проблемы 693
в Соединенных Штатах больше и относительная ве-
личина капитала. Другими словами, капиталовоору-
женность, или величина капитала на одного рабоче-
го, в Соединенных Штатах больше, чем в Мексике
При отсутствии торговли норма дохода на капитал
в Соединенных Штатах была бы относительно ни-
же, потому что Соединенные Штаты имеют относи-
тельно больший размер капитала. Труд в США был
бы относительно более дорогим.
Продолжим пример с автомобилями и тексти-
лем, но теперь предположим, что для производства
автомобилей и текстиля требуются как капитал, гак
и труд. Предполагается, что производство автомоби-
лей в обеих странах является относительно более
интенсивным с точки зрения обеспеченности капи-
талом, чем производство текстиля. Это означает, что
при производстве автомобилей используется больше
капитала на одною рабочего, чем при производстве
текстиля. Относящиеся к этому примеру данные
сведены в табл. 37-4. В Соединенных Штатах на од-
ного рабочего приходится в 2 раза больше капитала,
чем в Мексике, поэтому Соединенные Штаты по
сравнению с Мексикой являются страной, более на-
сыщенной капиталом.
При отсутствии торговли обе страны будут иметь
очень разные относительные цены. В Соединенных
Штатах, где больше капитала по сравнению с тру-
дом, автомобили могли бы производиться с более
низкими издержками по сравнению с текстилем,
чем в Мексике. Следовательно, цена автомобиля от-
носительно цены текстиля в Соединенных Штатах
будет значительно ниже, чем в Мексике. Соединен-
ные Штаты имеют сравнительное преимущество в
производстве капиталоемких автомобилей, а Мекси-
ка — в производстве трудоемкого текстиля.
Вследствие того что автомобили в Соединенных
Штатах относительно дешевле, открытие экономи-
ки для торговли сделает Соединенные Штаты про-
изводителем и экспортером автомобилей, а Мекси-
ку — производителем и экспортером текстиля.
Сравнительное преимущество продолжает в основ-
ном определять структуру торговли: страны экспор-
тируют товар, в производстве которого они имеют
ТАБЛИЦА 37-4. Гипотетическое отношение капитала
к ТРУАУ
Обеспеченность капиталом Технология
(в расчете на ~~~"~"""—————.
одного работника) автомобили текстиль
Соединенные 5000 долл. Капитало- Трудо-
Штаты емкая емкая
Мексика 2500 долл. Капитало- Трудо-
емкая емкая
относительно более низкие издержки. В модели Ри-
кардо сравнительное преимущество зависит от про-
изводительности труда. В расширенной модели оно
зависит также и от относительной доступности ка-
питала и рабочей силы. Страны, богатые капиталом,
экспортируют относительно капиталоемкие товары,
а импортируют относительно более трудоемкие то-
вары.
Некоторые данные об обеспеченности
факторами производства и структуре
торговли
Из предыдущего анализа следует, что страны, име-
ющие избыток капитала по сравнению с трудом,
будут экспортировать товары, производство кото-
рых требует относительно большего количества ка-
питала, чем товары, которые они импортируют. На
рис 37-3 представлены некоторые данные в пользу
этой теории.
Горизонтальная ось показывает капиталовоору-
женность одного рабочего в тысячах долларов США
для различных стран. Вертикальная ось показывает
капиталовооруженность в производстве экспортных
товаров по сравнению с импортом. Такое число,
как, например, 0,5, означает, что капиталовооружен-
ность экспорта составляет только половину капита-
ловоорркенности импорта. Данные свидетельствуют
о несомненно положительной зависимости между
относительными величинами капитала и труда, с од-
ной стороны, и структурой торговли — с другой.
Это в целом подтверждает теорию сравнительного
преимущества, основанную на относительном пред-
ложении капитала и труда.
Сравнительные преимущества, или более низкие
относительные издержки производства, являются
одной из фундаментальных причин торговли между
странами. Разница в издержках может возникать
или благодаря тому, что страны различаются по
производительности, или из-за разницы в относи-
тельном предложении факторов производства в раз-
ных странах. Специализация стран определяется
сравнительными преимуществами, которые они
имеют в производстве тех или иных товаров.
3. Внутриотраслевая торговля
Если ознакомиться со статистикой торговли или да-
же просто побывать на стоянке автомашин или в
универсальном магазине, то выясняется удивитель-
ный факт: специализация — явление относительно
редкое. Соединенные Штаты и многие другие стра-
ны как импортируют, так и экспортируют автомо-
били, холодильники, одежду, химикаты и многие
694 Чястъ 8: Мировая экономика
РИС. 37-3. Капиталовооруженность в эко-
номике в целом и капиталовооруженность
экспорта относительно капиталовооружен-
ности импорта. По данным министерства тру-
да США, см US. Department of Labor, Changes
in the International Pattern of Factor Abundance
and the Composition of Trade, Economic
Discussion Paper 8, June 1980. Объяснение дан-
ных дано в тексте
Отношение капитал/труд, тыс. долл. на занятого
другие товары. Существует обширная внутриотрас-
левая торговля (торговля внутри одной отрасли).
О Внутриотраслевая торговля имеет место,
когда страна и импортирует, и экспортирует
товары, производимые отдельной отраслью.
Значительная часть торговли среди индустриальных
стран, упомянутых в гл. 36, является внутриотрасле-
вой торговлей.
Уровень внутриотраслевой торговли определяется
взаимодействием трех факторов. Во-первых, потре-
бители предпочитают разнообразие и предъявляют
спрос на широкий диапазон однородных товаров.
Действительно, не все потребители хотят иметь
одинаковые марки автомобилей, рубашки или ра-
диоприемники. Во-вторых, производство многих то-
варов характеризуется экономией от масштаба. По-
этому фирма, специализирующаяся на производстве
определенного ассортимента продукции, например
роскошных автомобилей или очень маленьких ра-
диоприемников, продавая их повсюду в мире, будет
иметь преимущество в издержках над другими
фирмами, которые производят только для своих
внутренних рынков. Эти два фактора обычно явля-
ются причиной внутриотраслевой специализации,
при этом различные страны специализируются на
разных видах одного и того же товара (товара в
широком смысле слова). Третий фактор — транс-
портные издержки — противодействует этой тен-
денции. Если две страны производят товары с при-
мерно одинаковыми издержками, то высокие расхо-
ды на транспортировку товаров между этими двумя
странами заставят каждую из них производить
только для своего собственного рынка, если,
конечно, экономия от масштаба не будет очень зна-
чительной.
Сложившаяся структура внутриотраслевой тор-
говли является результатом действия этих трех сил.
На рис 37-4 мы показываем относительное значе-
ние внутриотраслевой торговли для нескольких от-
раслей США. Индекс мы определяем следующим
образом: он равен нулю, когда торговля определен-
ным товаром носит односторонний характер: стра-
на только экспортирует или только импортирует
этот товар. Индекс принимает значение 1 в услови-
ях двусторонней торговли, когда размеры импорта
определенного товара равны объему экспорта3.
Один крайний случай — это очень незначитель-
ная двусторонняя торговля топливом; Соединенные
Штаты импортируют топливо, но экспортируют
его в небольших размерах. Другой крайний случай
— большое значение двусторонней торговли обору-
дованием для офисов и телекоммуникаций, где ин-
декс равен примерно 0,84. Другими словами, объем
импорта этого оборудования равен 84% объема эк-
спорта. Индекс внутриотраслевой торговли для
многих других товаров расположен между этими
3 Точнее, индекс определяется как отношение меньшего из значений (им-
порта или экспорта) к большему из этих двух значений.
Глава 37: Выгоды международной торговли и связанные с ней проблемы 695
РИС 37-4 Индекс внутриотраслевой торговли США для некоторых товаров. Когда внутриотраслевая торговля отсутствует, т. е.
товар или только экспортируется, или только импортируется, значение индекса равно нулю. Когда величины стоимости импорта и эк-
спорта определенного товара одинаковы, индекс равен 1, и тогда доминирует внутриотраслевая торговля. Рисунок показывает, что значи-
мость внутриотраслевой торговли среди выбранных товаров меняется. (Источник: GATT, International Trade, 1978/1979, Geneva 1979.)
крайними значениями. В целом очевидно, что чем
менее дифференцирован товар (например, топливо,
железо и сталь), тем в большей степени сравни-
тельное преимущество будет определять структуру
торговли. По мере того как мы движемся по на-
правлению к конечной продукции, начинает преоб-
ладать дифференциация продукции и сравнитель-
ное преимущество начинает терять свою первосте-
пенную роль. Например, торговля автомобилями и
оборудованием для офисов носит внутриотраслевой
характер.
Внутриотраслевая торговля отражает экономиче-
скую интеграцию стран. Наиболее близкие рынки
объединяются, и чем меньше препятствий для тор-
говли с точки зрения расстояний и тарифов, тем ве-
роятнее внутриотраслевая торговля. Например, сре-
ди стран Европейского экономического сообщества4
имеет место обширная внутриотраслевая торговля.
Япония, наоборот, импортирует сырье, а экспорти-
рует продукцию обрабатывающей промышленно-
сти, при этом импортирует очень незначительный
объем такой продукции. Соответственно индекс
внутриотраслевой торговли в Японии для большин-
ства товаров будет небольшим
Размеры внутриотраслевой торговли особенно ве-
лики, когда тесное соседство и отсутствие ограниче-
ний для торговли создают очень интегрированные
рынки. Этими характерными чертами отличается
торговля между различными регионами Соединен-
ных Штатов, хотя Детройт подобно Японии имеет
почти полностью одностороннюю торговлю автомо-
билями. Выигрыш от такой торговли состоит в том,
4 В сообщество входят Германия, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия,
Люксембург, Великобритания, Дания, Испания, Португалия и Греция.
что потребители могут потреблять более разнооб-
разные товары и по более низким ценам, чем в слу-
чае, когда производители не могут использовать
международные рынки в крупных масштабах.
4. Выигравшие и проигравшие
Мы показали, почему страны торгуют и почему они
в итоге выигрывают, открывая экономику для тор-
говли, вместо того чтобы препятствовать обмену с
остальным миром Но из этого вовсе не следует, что
международная торговля всегда делает каждого ее
участника богаче. Рассмотрим два примера конф-
ликтов и проблем, порождаемых международной
торговлей.
Морозильные камеры
На рис 37-5 показан экспорт мороженой и охлаж-
денной говядины из Соединенных Штатов и Арген-
тины в период 1900-1913 гг.
Изобретение в конце XIX в. машинных способов
охлаждения дало возможность Аргентине стать по-
ставщиком мороженого мяса на мировой рынок.
Экспорт, который был невозможен в 1900 г., при
использовании новой технологии доставки мяса в
Европу возрос к 1913 г почти до 400 тыс т. В то
время Соединенные Штаты уже были экспортером
говядины, но американский экспорт упал со 100
тыс т практически до нуля.
Резко возросший экспорт говядины из Аргенти-
ны и аналогичный рост экспорта мяса из Австралии
и Новой Зеландии дают наглядный пример конф-
ликта интересов, порождаемого международной
694 Часть 8: Мировая экономика