<< Пред.           стр. 226 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 РИС. 37-3. Капиталовооруженность в эко-
 номике в целом и капиталовооруженность
 экспорта относительно капиталовооружен-
 ности импорта. По данным министерства тру-
 да США, см. LLS. Department of Labor, Changes
 in the International Pattern of factor Abundance
 and the Composition of Trade, Economic
 Discussion Paper 8, June 1980. Объяснение дан-
 ных дано в тексте
 Отношение капитал/труд, тыс. долл. на занятого
 другие товары. Существует обширная внутриотрас-
 левая торговля (торговля внутри одной отрасли).
 О Внутриотраслевая торговля имеет место,
 когда страна и импортирует, и экспортирует
 товары, производимые отдельной отраслью.
 Значительная часть торговли среди индустриальных
 стран, упомянутых в гл. 36, является внутриотрасле-
 вой торговлей.
 Уровень внутриотраслевой торговли определяется
 взаимодействием трех факторов. Во-первых, потре-
 бители предпочитают разнообразие и предъявляют
 спрос на широкий диапазон однородных товаров.
 Действительно, не все потребители хотят иметь
 одинаковые марки автомобилей, рубашки или ра-
 диоприемники. Во-вторых, производство многих то-
 варов характеризуется экономией от масштаба. По-
 этому фирма, специализирующаяся на производстве
 определенного ассортимента продукции, например
 роскошных автомобилей или очень маленьких ра-
 диоприемников, продавая их повсюду в мире, будет
 иметь преимущество в издержках над другими
 фирмами, которые производят только для своих
 внутренних рынков. Эти два фактора обычно явля-
 ются причиной внутриотраслевой специализации,
 при этом различные страны специализируются на
 разных видах одного и того же товара (товара в
 широком смысле слова). Третий фактор — транс-
 портные издержки — противодействует этой тен-
 денции. Если две страны производят товары с при-
 мерно одинаковыми издержками, то высокие расхо-
 ды на транспортировку товаров между этими двумя
 странами заставят каждую из них производить
 только для своего собственного рынка, если,
 конечно, экономия от масштаба не будет очень зна-
 чительной.
 Сложившаяся структура внутриотраслевой тор-
 говли является результатом действия этих трех сил
 На рис 37-4 мы показываем относительное значе-
 ние внутриотраслевой торговли для нескольких от-
 раслей США. Индекс мы определяем следующим
 образом: он равен нулю, когда торговля определен-
 ным товаром носит односторонний характер: стра-
 на только экспортирует или только импортирует
 этот товар. Индекс принимает значение 1 в услови-
 ях двусторонней торговли, когда размеры импорта
 определенного товара равны объему экспорта3.
 Один крайний случай — это очень незначитель-
 ная двусторонняя торговля топливом; Соединенные
 Штаты импортируют топливо, но экспортируют
 его в небольших размерах. Другой крайний случай
 — большое значение двусторонней торговли обору-
 дованием для офисов и телекоммуникаций, где ин-
 декс равен примерно 0,84. Другими словами, объем
 импорта этого оборудования равен 84% объема эк-
 спорта. Индекс внутриотраслевой торговли для
 многих других товаров расположен между этими
 3 Точнее, индекс определяется как отношение меньшего из значений (им-
 порта или экспорта) к большему из этих двух значений.
 Глава 37: Выгоды международной торговли и связанные с ней проблемы 695
 
 
 РИС 37-4 Индекс внутриотраслевой торговли США для некоторых товаров. Когда внутриотраслевая торговля отсутствует, т. е.
 товар или только экспортируется, или только импортируется, значение индекса равно нулю. Когда величины стоимости импорта и эк-
 спорта определенного товара одинаковы, индекс равен 1, и тогда доминирует внутриотраслевая торговля. Рисунок показывает, что значи-
 мость внутриотраслевой торговли среди выбранных товаров меняется, (Источник: GATT, International Trade, 1978/1979, Geneva 1979.)
 крайними значениями. В целом очевидно, что чем
 менее дифференцирован товар (например, топливо,
 железо и сталь), тем в большей степени сравни-
 тельное преимущество будет определять структуру
 торговли. По мере того как мы движемся по на-
 правлению к конечной продукции, начинает преоб-
 ладать дифференциация продукции и сравнитель-
 ное преимущество начинает терять свою первосте-
 пенную роль. Например, торговля автомобилями и
 оборудованием для офисов носит внутриотраслевой
 характер.
 Внутриотраслевая торговля отражает экономиче-
 скую интеграцию стран. Наиболее близкие рынки
 объединяются, и чем меньше препятствий для тор-
 говли с точки зрения расстояний и тарифов, тем ве-
 роятнее внутриотраслевая торговля. Например, сре-
 ди стран Европейского экономического сообщества4
 имеет место обширная внутриотраслевая торговля.
 Япония, наоборот, импортирует сырье, а экспорти-
 рует продукцию обрабатывающей промышленно-
 сти, при этом импортирует очень незначительный
 объем такой продукции. Соответственно индекс
 внутриотраслевой торговли в Японии для большин-
 ства товаров будет небольшим.
 Размеры внутриотраслевой торговли особенно ве-
 лики, когда тесное соседство и отсутствие ограниче-
 ний для торговли создают очень интегрированные
 рынки. Этими характерными чертами отличается
 торговля между различными регионами Соединен-
 ных Штатов, хотя Детройт подобно Японии имеет
 почти полностью одностороннюю торговлю автомо-
 билями. Выигрыш от такой торговли состоит в том,
 4 В сообщество входят Германия, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия,
 Люксембург, Великобритания, Дания, Испания, Португалия и Греция.
 что потребители могут потреблять более разнооб-
 разные товары и по более низким ценам, чем в слу-
 чае, когда производители не могут использовать
 международные рынки в крупных масштабах.
 4. Выигравшие и проигравшие
 Мы показали, почему страны торгуют и почему они
 в итоге выигрывают, открывая экономику для тор-
 говли, вместо того чтобы препятствовать обмену с
 остальным миром Но из этого вовсе не следует, что
 международная торговля всегда делает каждого ее
 участника богаче Рассмотрим два примера конф-
 ликтов и проблем, порождаемых международной
 торговлей.
 Морозильные камеры
 На рис 37-5 показан экспорт мороженой и охлаж-
 денной говядины из Соединенных Штатов и Арген-
 тины в период 1900-1913 гг.
 Изобретение в конце XIX а машинных способов
 охлаждения дало возможность Аргентине стать по-
 ставщиком мороженого мяса на мировой рынок.
 Экспорт, который был невозможен в 1900 г., при
 использовании новой технологии доставки мяса в
 Европу возрос к 1913 г почти до 400 тыс т. В то
 время Соединенные Штаты уже были экспортером
 говядины, но американский экспорт упал со 100
 тыс т практически до нуля.
 Резко возросший экспорт говядины из Аргенти-
 ны и аналогичный рост экспорта мяса из Австралии
 и Новой Зеландии дают наглядный пример конф-
 ликта интересов, порождаемого международной
 696 Часть 8: Мировая экономика
 
 РИС, 37-5. Рефрижераторы позво-
 лили Аргентине стать главным
 экспортером говядины. (Источник:
 League of Nations, The Network of
 World Trade, Geneva, 1942, p. 86.)
 
 
 торговлей. В табл. 37-5 показаны те, кто выиграл
 (+), и те, кто проиграл (—). Для Аргентины возмож-
 ность экспорта означала крупное изменение произ-
 водственной структуры всей экономики. Ее ресурсы
 были привлечены для разведения скота и экспорта
 мяса. Выиграли собственники крупного рогатого
 скота и земли; другие пользователи земли (напри-
 мер, небольшие фермеры), чьи издержки возросли,
 потерпели убытки. Аргентинские потребители обна-
 ружили, что их бифштексы стали гораздо дороже,
 потому что мясо отправлялось за границу. Таким
 образом, даже для некоторых аргентинцев возмож-
 ность экспортировать мясо оказалась неоднознач-
 ным благом.
 В Соединенных Штатах и Европе последствия
 сказались главным образом на потребителях и про-
 изводителях говядины. Производители говядины по-
 терпели убытки, потому что цены на мясо упали, а
 потребители по той же причине выиграли. Влияние
 этого на производителей других товаров было не-
 значительным.
 Выиграл ли в итоге мир от изобретения рефри-
 жераторов, позволивших расширить торговлю мя-
 сом? Если выигравшим и проигравшим присвоить
 равные значения веса, а затем просуммировать все
 выигрыши и потери, то ответ будет утвердитель-
 ным. Но если проигравшие имели по какой-то при-
 чине больший вес, чем выигравшие, тогда результат
 может измениться. Кто-то, возможно, питает к по-
 терпевшим (это небольшие фермеры в Аргентине и
 хозяева небольших ранчо в Соединенных Штатах)
 больше симпатий, чем к победителям (это владель-
 цы больших ранчо в Аргентине и состоятельные по-
 требители бифштексов в Соединенных Штатах). Но
 такое взвешивание было бы оценочным суждением,
 отражающим личную точку зрения.
 Автомобильная индустрия США
 Более четверти автомобилей, продаваемых сегодня в
 Соединенных Штатах, импортируется, при этом
 импорт идет в основном из Японии. Вслед за рез-
 ким увеличением импорта в 1978-1980 гг. произво-
 дители США начали оказывать давление на прави-
 тельство с целью предотвратить дальнейший рост
 импорта
 Ограничение импорта приняло форму доброволь-
 ного ограничения экспорта со стороны правитель-
 ства Японии. Японское правительство согласилось,
 что японские фирмы будут увеличивать свой авто-
 мобильный экспорт в Соединенные Штаты не бо-
 лее чем на оговоренное число автомобилей.
 ТАБЛИЦА 37-5. Экспорт говядины из Аргентины стал
 возможным благодаря изобретению рефрижераторов:
 выгоды и потери
 США Европа Аргентина
 Производители говядины — — +
 Другие производители 0 0 —
 Потребители + + —
 Глава 37: Выгоды международной торговли и связанные с ней проблемы 697
 Здесь также были свои выгоды и потери. Ограни-
 чение импорта автомобилей из Японии повысило
 цены на японские автомобили для американских
 потребителей и, вероятно, подняло цены на осталь-
 ные автомобили. Причина этого кроется в том, что
 американские производители могли теперь позво-
 лить себе поднять цены на свои автомобили, потому
 что иностранная конкуренция была ограничена.
 Ограничения привели также к сокращению рабо-
 чих мест или по крайней мере к сокращению роста
 доходов в Японии. С другой стороны, большее коли-
 чество работников американской автомобильной
 индустрии смогли сохранить свои рабочие места, а
 владельцы акций отечественных автомобильных
 компаний извлекли прибыль.
 И в других ситуациях при ограничении торговли
 имеются выигравшие и проигравшие. Ограничи-
 тельные меры могут принимать форму: ограничения
 экспорта определенных товаров по стратегическим
 причинам (Соединенные Штаты, например, пыта-
 ются предотвратить экспорт сложных компьютеров
 в Советский Союз); ограничений на кредитование
 стран, в которых нарушаются права человека; огра-
 ничения экспорта зерна в Советский Союз или
 ограничения всей торговли с определенной страной
 как меру экономической борьбы с ней.
 Эти и другие меры, оказывающие влияние на
 международную торговлю, создают как победителей,
 так и проигравших. Чтобы соизмерить выигрыши и
 потери, мы далее подробно проанализируем поня-
 тие тарифа, а затем применим этот анализ к другим
 инструментам торговой или коммерческой полити-
 ки.
 О Торговая политика — это государственная
 политика, которая оказывает влияние на тор-
 говлю через налоги, субсидии и прямые огра-
 ничения на импорт или экспорт.
 5. Экономика тарифов
 Наиболее распространенным видом ограничения
 торговли является тариф, т.е. таможенная пошлина
 на импорт. Обычно тариф означает, что импортер
 товара должен платить государству определенную
 долю цены импортных товаров. Если ставка тарифа
 на автомобили равна, например, 20%, а мировая це-
 на автомобиля составляет 6(XX) долл., то таможен-
 ная пошлина на импорт будет равняться 1200 долл.
 (ОД х 6000). Издержки импортера теперь включа-
 ют его выплаты иностранным производителям
 (6000 долл.), а также таможенную пошлину, кото-
 рую он платит государству (1200 долл.),
 Если для простоты пренебречь остальными из-
 держками, то минимальная отечественная цена, по
 которой импортер будет готов продавать свой то-
 вар, равняется мировой цене плюс таможенная по-
 шлина. Так: как таможенная пошлина равна ставке
 тарифа, умноженной на мировую цену, то мини-
 мальная цена будет равняться мировой цене, умно-
 женной на (1 + тарифная ставка):
 Внутренняя мировая тарифная
 yi^ - 1^ х(1 + F ^ ) (3)
 цена цена ставка
 Даже если конкуренция вынуждает импортера на-
 значать свою минимальную цену, тариф поднимает
 отечественную цену импортного товара выше миро-
 вой (в примере с автомобилем — от 6000 до 7200
 долл.). Таким образом, с помощью тарифа обеспечи-
 вается защита отечественных производителей таких
 же товаров и облагаются налогом потребители, что
 мы сейчас продемонстрируем в деталях.
 Равновесие при свободной торговле
 Стандартом для сравнения служит равновесие при
 свободной торговле, которое существовало бы при
 отсутствии тарифов. Предположим, что страна стал-
 кивается с определенной мировой ценой, скажем
 6000 долл. за автомобиль, а отечественные и иност-
 ранные автомобили одинаковы, т. е. полностью вза-
 имозаменяемы. На рис 37-6 представлен отечест-
 венный рынок автомобилей. Мировая цена показана
 горизонтальной линией: страна может покупать лю-
 бое количество автомобилей по имеющейся в на-
 стоящее время мировой цене. Кривые DhS — это
 кривые отечественного спроса на автомобили и
 предложения автомобилей соответственно5.
 При данной кривой спроса, представленной на
 рис 37-6, отечественные потребители нуждаются в
 Qd автомобилях по цене 6000 долл. за один автомо-
 биль. Величина потребления автомобилей описыва-
 ется точкой G на кривой спроса. Отечественные
 фирмы производят по этой цене только Q5 единиц,
 что обозначено точкой С на кривой предложения.
 Разница (Qd — Qs) будет возмещена импортом. Если
 действует преобладающая в мире цена, то часть оте-
 чественного спроса удовлетворяется отечественным
 производством, а часть — импортом.

<< Пред.           стр. 226 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу