<< Пред. стр. 242 (из 272) След. >>
в долг странам, которые на самом деле не имелисредств для выплаты долга Коммерческие банки от-
крыли для себя тот факт, что их клиенты в Латин-
ской Америке не только не имели возможности
вернуть сами долги, по которым подошли сроки
возврата, но даже не могли выплатить большей ча-
сти процентов. Речь шла не о предоставлении до-
полнительных кредитов, а о том, как получить об-
ратно уже выданные средства
Для стран-должников кризис задолженности
принял форму драматической необходимости при-
вести в порядок состояние дел в экономике. Если
раньше они могли взять в долг, чтобы выплатить все
проценты, то теперь доступа к кредитам уже не
было. Доходы, необходимые для выплаты процентов,
нужно было получить за счет быстрого и вынужден-
ного изменения текущего платежного баланса с по-
мощью сокращения импорта и увеличения экспор-
та Это означало огромное падение уровня жизни.
Масштабы этой проблемы могут быть продемон-
стрированы в терминах платежного баланса Разо-
бьем дефицит текущего платежного баланса на две
составляющие. Первая — это общая сумма процен-
тных платежей, которые должны быть выплачены
внешнему миру; вторая — это сумма чистых выплат
за иностранную валюту по всем остальным сделкам
(назовем ее непроцентным дефицитом):
Дефицит
текущего процентные непроцентный
платежного = + , (2)
баланса платежи дефицит
Теперь представим себе, что в какой-то момент
внешнее финансирование в виде займов, прямого
инвестирования и помощи становится недоступ-
ным, а процентные платежи остаются неизменны-
ми. Отсутствие внешнего финансирования означает,
что текущий счет должен быть сбалансирован, по-
скольку возможность использования для оплаты де-
фицита притока капитала (положительного сальдо
баланса движения капиталов) отсутствует. Кроме
того, необходимость выплачивать проценты требует,
чтобы неггроцентный дефицит превратился в неггро-
центное положительное сальдо. Чтобы достичь это-
го, страны-должники вынуждены были прибегнуть
к суровым мерам: провести девальвацию, сокраща-
ющую объемы импорта, повышающую конкурен-
тоспособность и стимулирующую экспорт.
В табл. 39-10 иллюстрируется динамика внешнего
долга, дефицита текущего платежного баланса и раз-
деления между процентными платежами и непро-
центным дефицитом для Латинской Америки. Таб-
лица наглядно показывает резкое увеличение про-
центных платежей в 1980-1982 гг., резкое падение
дефицита текущего платежного баланса в период
после 1982 г. (вследствие недостатка внешних креди-
тов) и тот самый сдвиг от непроцентного дефицита
в пользу непроцентного положительного сальдо, о
котором мы только что говорили. К 1985 г. большая
часть процентов уже выплачивалась должниками, а
не относилась на долг, причем эти выплаты финан-
сировались за счет резко возросшего положительно-
го торгового сальдо.
Адаптация стран-должников к новым условиям
проходила, конечно, очень тяжело. В 1981-1985 гг.
доход на душу населения упал фактически во всех
странах-должниках Латинской Америки. В среднем
для региона это падение составило 8,6%. В некото-
рых странах, например в Боливии, душевой доход
упал более чем на 20%. Огромные масштабы этой
цены, платить которую приходилось снижением до-
ходов и занятости, ставили перед странами-должни-
ками вопрос о том, в состоянии ли они продолжать
обслуживание долга или же они должны признать
необходимость аннулирования долгов, т.е. объявить
о невозможности их выплаты сейчас или в будущем.
Аннулирование долгов имеет многочисленные исто-
рические прецеденты и было обычной практикой в
30-х годах. Однако вплоть до начала 1987 г. ни одна
страна не отказалась от своих долгов. Перу ограни-
чила свои выплаты процентов величиной своих эк-
спортных поступлений, и многие страны подхвати-
ли эту идею. В феврале 1987 г. Бразилия остановила
выплату процентов по своим банковским кредитам,
ТАБЛИЦА 39-10. Внешний долг и дефицит торгового
баланса Латинской Америки (в млрд. долл.)
В среднем за
1978-1981 гг. 1982 г. 1983 г. 1984 г. 1985 г.
Дефицит текущего
платежного
баланса 28Д 41,9 10,7 3,1 4,6
Неггроцентный
дефицит 5,3 -3,8 -29,9 -41,8 -36,5
Процентные
платежи 22,9 45,7 40,6 44,9 41,1
Внешний долг 216 333 343 359 369
Источник: International financial Statistics.
Глава 39: Развивающиеся страны в мировой экономике 747
но объявила, что хочет возобновить выплаты позд-
нее Риск торговых санкций со стороны стран-кре-
диторов и страх, что впоследствии они не смогут
брать кредиты за границей, вынуждали должников
не предпринимать излишне вызывающие действия.
Но даже при этом к 1987 г. стало ясно, что нара-
щивание активного сальдо торгового баланса LDC
(и, следовательно, перераспределение ресурсов в
пользу богатых стран) так и не стало устойчивым
процессом В то же время риск конфронтации меж-
ду должниками и кредиторами угрожал серьезными
последствиями для коммерческих банков. Амери-
канские банки принимали участие в кредитовании
Латинской Америки в весьма крупных масштабах,
и сумма выданных ими кредитов во многих случаях
превосходила величину уставного (чистого собствен-
ного) капитала. Поэтому в случае отказа стран-дол-
жников платить долги многие крупные коммерче-
ские банки в развитых странах превратились бы в
банкротов, что могло бы спровоцировать финансо-
вый крах в мировом масштабе.
Те трудности, с которыми сталкиваются коммер-
ческие банки в ситуации отказа от обязательств, взя-
тых перед ними,, и их неготовность допустить даже
возможность уступок за счет уменьшения, напри-
мер, процентных ставок по долгу ставят на повестку
дня вопрос о том, имеют ли правительства стран-
должников достаточную политическую силу, чтобы
выжить в условиях отсутствия экономического роста
и инвестиционной деятельности. Это представляется
маловероятным. В конце концов выход из кризиса
задолженности, по-видимому, будет включать огра-
ниченное целевое списание долга, которое не прине-
сет значительного вреда банкам и будет способство-
вать экономическому росту стран-должников. Но
выработка такого решения явно запоздала.
5. Помощь развитию
Многие из претензий, выдвигаемых Югом или раз-
вивающимися странами, сводятся к тому, что Север
должен предоставлять более значительную помощь
Югу. Какие экономические аргументы могут быть
приведены в пользу прямых платежей или мягкого
режима кредитования?
Этот вопрос можно разделить на две части. Во-
первых, насколько хорошо справляются с кредито-
ванием частные финансовые институты развиваю-
щихся стран по рыночным процентным ставкам?
Другими словами, не слишком ли мал объем креди-
тования Юга при существующем уровне нормы
процента, по которой предоставляются займы на
мировых рынках капитала? Это вопрос эффективно-
сти: существуют ли на Юге инвестиционные воз-
можности, способные принести более высокую нор-
му прибыли, чем на Севере, но не реализованные
из-за того, что эти страны не могут получить креди-
ты? Если это так, то отсюда следует, что по какой-
то причине частные рынки капитала не желают фи-
нансировать выгодные проекты на Юге
Весьма вероятно, что в середине и в конце 80-х
годов многие перспективные инвестиционные
возможности на Юге были упущены из-за недостат-
ка капитала. С началом кризиса задолженности в
1982 г. валовые инвестиции в страны Латинской
Америки сократились на 5 процентных пунктов
ВНП этих стран. Некоторая часть этого падения,
вероятно, была вполне желательна, поскольку при
более значительных масштабах инвестирования в
предшествующем периоде часть соответствующих
расходов была бы выброшена на ветер. Но то, что
хорошие инвестиционные возможности как в част-
ном, так и в государственном секторе были упуще-
ны лишь потому, что обеспокоенные кредиторы в
развитых странах отказались от их финансирования,
почти не вызывает сомнений. С точки зрения эф-
фективности в этом случае больший объем ресурсов
мог и должен был быть привлечен с прибылью. Вот
почему столь важно найти новые каналы финанси-
рования развивающихся стран.
Вторая проблема: должен ли Север предоставлять
Югу кредиты по особым ставкам или он должен
оказывать помощь в какой-либо другой форме? Хотя
в настоящее время основные споры ведутся вокруг
кредитов по низким процентным ставкам, такие
кредиты являются лишь одним из видов помощи;
принципиальный вопрос заключается в том, предо-
ставлять ли помощь, и если да, то в каком виде
Основные проблемы, связанные с предоставлени-
ем помощи, по сути те же, что возникают при об-
суждении вопросов перераспределения доходов в
развитых странах. Обладает ли правительство США
правом или возлагаются ли на него обязанности
предоставлять своим наиболее бедным гражданам
помощь при одновременном налогообложении дру-
гих граждан? Обычно, хотя и не всегда, ответ госу-
дарства (и общества, в котором оно действует)
утвердителен. Обладают ли жители богатых стран
правом или возлагаются ли на них обязанности на-
правлять дополнительные ресурсы людям, живущим
в других, чрезвычайно бедных, странах? И здесь от-
вет представляется вопросом морали, усложняемым
к тому же доводом Юга о том, что частично про-
цветание Севера было достигнуто в результате нече-
стного использования ресурсов Юга во времена,
когда страны Юга были колониями
Помощь и страны-реципиенты
Предположим, что некто считает помощь бедным
людям Юга необходимостью. Означает ли это, что
748 Часть 8: Мировая экономика
помощь должна быть предоставлена в виде поста-
вок продовольствия, дешевых кредитов, прямых де-
нежных субсидий или же для этого есть более при-
емлемые способы?
Вероятно, наиболее важная и простая форма по-
мощи развивающимся странам — открыть им до-
ступ на рынки развитых стран. Некоторые критики
выступают против предоставления помощи под ло-
зунгом «Торговля вместо помощи». Экономическое
развитие, базирующееся на взаимовыгодной торгов-
ле, является, вероятно, более эффективным, чем те
отношения, которые основаны на подарках Севера
Югу. Взаимоотношения, в рамках которых у каж-
дой из стран есть что предложить (как это происхо-
дит в случае с торговлей), являются более прочны-
ми, чем те отношения, когда одна из стран жертву-
ет что-то другой. Более того, позволяя развиваю-
щимся странам выйти на свои рынки, Север дает
Югу возможность расширить объемы производства,
в то время как, предоставляя помощь, Север дает
возможность Югу увеличить объемы потребления
без расширения производства.
Некоторые критики также утверждают, что Се-
вер сделал бы для Юга больше, если бы вместо пре-
доставления помощи настаивал на том, чтобы пра-
вительства этих стран следовали благоразумной по-
литике сбалансированного бюджета и реалистичных
валютных курсов. Правительства развивающихся
стран слишком часто вмешиваются в функциониро-
вание своей экономики, не позволяя ценам менять-
ся таким образом, чтобы на рынке воцарилось рав-
новесие Противники предоставления помощи счи-
тают, что именно помощь дает правительствам LDC
возможность продолжать политику растраты ресур-
сов и препятствует необходимому изменению поли-
тики в этих странах. Например, сторонники взаи-
мовыгодных торговых соглашений с Югом, в кото-
рых было бы предусмотрено сокращение препят-
ствий для торговли как на Севере, так и на Юге, го-
ворят, что, если Север не будет настаивать на вза-
имности в ситуации, когда от него требуют открыть
свои рынки, это будет использовано отнюдь не для
того, чтобы заставить фирмы Юга честно конкури-
ровать на мировых рынках, а для того, чтобы с по-
мощью высоких тарифов защитить неэффективную
национальную промышленность Юга.
В пользу этой же точки зрения говорит и аргу-
мент о том, что программы помощи делают больше
для элиты развивающихся стран, чем для бедных
граждан этих стран. Мы привыкли думать, что по-
мощь — это когда берут деньги у богатого амери-
канца и отдают их бедному жителю южной страны.
Но вполне может оказаться, что такой трансферт
направлен от бедного американца богатому жителю
бедной страны.
Чтобы воспрепятствовать этому, правительство-
донор может попытаться обеспечить правильное ис-
пользование помощи реципиентом. Например, в
случае оказания продовольственной помощи предо-
ставляющий эту помощь может сделать попытку
убедиться в том, что она действительно доходит до
беднейших слоев населения, а не оседает у богатых
оптовиков-дистрибьюторов, назначающих высокие
цены при ее продаже. Но реальность диктует свои
условия. Власти не любят, когда иностранцы указы-
вают им, что делать. Обычно приходится действо-
вать через правительства третьих стран, прилагая
максимально возможные усилия к тому, чтобы убе-
диться в правильности распределения помощи.
Всякий раз, когда обсуждаются помощь и пере-
распределение доходов, полезно провести аналогию
с дырявым ведром Артура Окуня'4. Процесс пере-
распределения доходов между государствами похож
на попытку перенести воду в дырявом ведре. Часть
воды проливается (другими словами, часть помощи
растрачивается попусту или идет не тем людям, ко-
торым она необходима). Тем не менее другая ее
часть выполняет свою функцию. Имеет ли этот про-
цесс смысл, зависит от того, сколько воды пролива-
ется, а также от степени необходимости носить ее.
При этом мы, конечно, должны оглянуться в поис-
ках ведер, которые протекали бы меньше
Помощь и проблемы миграции
Самым быстрым способом уравнивания доходов в
мире было бы разрешить свободную миграцию. В
этом случае жители бедных стран смогли бы уе-
хать в поисках более высоких доходов в любую
страну.
Колоссальные перемещения людей из Европы в
Америку и колонии в XIX и начале XX в. представ-
ляли собой как раз такую миграцию с целью вырав-
нивания доходов. В некоторой степени схожее явле-
ние, в основном в виде миграции рабочих, имело
место после второй мировой войны. Денежные пе-
реводы в Турцию и Югославию, отправляемые в ад-