<< Пред.           стр. 242 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 в долг странам, которые на самом деле не имели
 средств для выплаты долга Коммерческие банки от-
 крыли для себя тот факт, что их клиенты в Латин-
 ской Америке не только не имели возможности
 вернуть сами долги, по которым подошли сроки
 возврата, но даже не могли выплатить большей ча-
 сти процентов. Речь шла не о предоставлении до-
 полнительных кредитов, а о том, как получить об-
 ратно уже выданные средства
 Для стран-должников кризис задолженности
 принял форму драматической необходимости при-
 вести в порядок состояние дел в экономике. Если
 раньше они могли взять в долг, чтобы выплатить все
 проценты, то теперь доступа к кредитам уже не
 было. Доходы, необходимые для выплаты процентов,
 нужно было получить за счет быстрого и вынужден-
 ного изменения текущего платежного баланса с по-
 мощью сокращения импорта и увеличения экспор-
 та Это означало огромное падение уровня жизни.
 Масштабы этой проблемы могут быть продемон-
 стрированы в терминах платежного баланса Разо-
 бьем дефицит текущего платежного баланса на две
 составляющие. Первая — это общая сумма процен-
 тных платежей, которые должны быть выплачены
 внешнему миру; вторая — это сумма чистых выплат
 за иностранную валюту по всем остальным сделкам
 (назовем ее непроцентным дефицитом):
 Дефицит
 текущего процентные непроцентный
 платежного = + , (2)
 баланса платежи дефицит
 Теперь представим себе, что в какой-то момент
 внешнее финансирование в виде займов, прямого
 инвестирования и помощи становится недоступ-
 ным, а процентные платежи остаются неизменны-
 ми. Отсутствие внешнего финансирования означает,
 что текущий счет должен быть сбалансирован, по-
 скольку возможность использования для оплаты де-
 фицита притока капитала (положительного сальдо
 баланса движения капиталов) отсутствует. Кроме
 того, необходимость выплачивать проценты требует,
 чтобы неггроцентный дефицит превратился в неггро-
 центное положительное сальдо. Чтобы достичь это-
 го, страны-должники вынуждены были прибегнуть
 к суровым мерам: провести девальвацию, сокраща-
 ющую объемы импорта, повышающую конкурен-
 тоспособность и стимулирующую экспорт.
 В табл. 39-10 иллюстрируется динамика внешнего
 долга, дефицита текущего платежного баланса и раз-
 деления между процентными платежами и непро-
 центным дефицитом для Латинской Америки. Таб-
 лица наглядно показывает резкое увеличение про-
 центных платежей в 1980-1982 гг., резкое падение
 дефицита текущего платежного баланса в период
 после 1982 г. (вследствие недостатка внешних креди-
 тов) и тот самый сдвиг от непроцентного дефицита
 в пользу непроцентного положительного сальдо, о
 котором мы только что говорили. К 1985 г. большая
 часть процентов уже выплачивалась должниками, а
 не относилась на долг, причем эти выплаты финан-
 сировались за счет резко возросшего положительно-
 го торгового сальдо.
 Адаптация стран-должников к новым условиям
 проходила, конечно, очень тяжело. В 1981-1985 гг.
 доход на душу населения упал фактически во всех
 странах-должниках Латинской Америки. В среднем
 для региона это падение составило 8,6%. В некото-
 рых странах, например в Боливии, душевой доход
 упал более чем на 20%. Огромные масштабы этой
 цены, платить которую приходилось снижением до-
 ходов и занятости, ставили перед странами-должни-
 ками вопрос о том, в состоянии ли они продолжать
 обслуживание долга или же они должны признать
 необходимость аннулирования долгов, т.е. объявить
 о невозможности их выплаты сейчас или в будущем.
 Аннулирование долгов имеет многочисленные исто-
 рические прецеденты и было обычной практикой в
 30-х годах. Однако вплоть до начала 1987 г. ни одна
 страна не отказалась от своих долгов. Перу ограни-
 чила свои выплаты процентов величиной своих эк-
 спортных поступлений, и многие страны подхвати-
 ли эту идею. В феврале 1987 г. Бразилия остановила
 выплату процентов по своим банковским кредитам,
 ТАБЛИЦА 39-10. Внешний долг и дефицит торгового
 баланса Латинской Америки (в млрд. долл.)
 В среднем за
 1978-1981 гг. 1982 г. 1983 г. 1984 г. 1985 г.
 Дефицит текущего
 платежного
 баланса 28Д 41,9 10,7 3,1 4,6
 Неггроцентный
 дефицит 5,3 -3,8 -29,9 -41,8 -36,5
 Процентные
 платежи 22,9 45,7 40,6 44,9 41,1
 Внешний долг 216 333 343 359 369
 Источник: International financial Statistics.
 Глава 39: Развивающиеся страны в мировой экономике 747
 но объявила, что хочет возобновить выплаты позд-
 нее Риск торговых санкций со стороны стран-кре-
 диторов и страх, что впоследствии они не смогут
 брать кредиты за границей, вынуждали должников
 не предпринимать излишне вызывающие действия.
 Но даже при этом к 1987 г. стало ясно, что нара-
 щивание активного сальдо торгового баланса LDC
 (и, следовательно, перераспределение ресурсов в
 пользу богатых стран) так и не стало устойчивым
 процессом В то же время риск конфронтации меж-
 ду должниками и кредиторами угрожал серьезными
 последствиями для коммерческих банков. Амери-
 канские банки принимали участие в кредитовании
 Латинской Америки в весьма крупных масштабах,
 и сумма выданных ими кредитов во многих случаях
 превосходила величину уставного (чистого собствен-
 ного) капитала. Поэтому в случае отказа стран-дол-
 жников платить долги многие крупные коммерче-
 ские банки в развитых странах превратились бы в
 банкротов, что могло бы спровоцировать финансо-
 вый крах в мировом масштабе.
 Те трудности, с которыми сталкиваются коммер-
 ческие банки в ситуации отказа от обязательств, взя-
 тых перед ними,, и их неготовность допустить даже
 возможность уступок за счет уменьшения, напри-
 мер, процентных ставок по долгу ставят на повестку
 дня вопрос о том, имеют ли правительства стран-
 должников достаточную политическую силу, чтобы
 выжить в условиях отсутствия экономического роста
 и инвестиционной деятельности. Это представляется
 маловероятным. В конце концов выход из кризиса
 задолженности, по-видимому, будет включать огра-
 ниченное целевое списание долга, которое не прине-
 сет значительного вреда банкам и будет способство-
 вать экономическому росту стран-должников. Но
 выработка такого решения явно запоздала.
 5. Помощь развитию
 Многие из претензий, выдвигаемых Югом или раз-
 вивающимися странами, сводятся к тому, что Север
 должен предоставлять более значительную помощь
 Югу. Какие экономические аргументы могут быть
 приведены в пользу прямых платежей или мягкого
 режима кредитования?
 Этот вопрос можно разделить на две части. Во-
 первых, насколько хорошо справляются с кредито-
 ванием частные финансовые институты развиваю-
 щихся стран по рыночным процентным ставкам?
 Другими словами, не слишком ли мал объем креди-
 тования Юга при существующем уровне нормы
 процента, по которой предоставляются займы на
 мировых рынках капитала? Это вопрос эффективно-
 сти: существуют ли на Юге инвестиционные воз-
 можности, способные принести более высокую нор-
 му прибыли, чем на Севере, но не реализованные
 из-за того, что эти страны не могут получить креди-
 ты? Если это так, то отсюда следует, что по какой-
 то причине частные рынки капитала не желают фи-
 нансировать выгодные проекты на Юге
 Весьма вероятно, что в середине и в конце 80-х
 годов многие перспективные инвестиционные
 возможности на Юге были упущены из-за недостат-
 ка капитала. С началом кризиса задолженности в
 1982 г. валовые инвестиции в страны Латинской
 Америки сократились на 5 процентных пунктов
 ВНП этих стран. Некоторая часть этого падения,
 вероятно, была вполне желательна, поскольку при
 более значительных масштабах инвестирования в
 предшествующем периоде часть соответствующих
 расходов была бы выброшена на ветер. Но то, что
 хорошие инвестиционные возможности как в част-
 ном, так и в государственном секторе были упуще-
 ны лишь потому, что обеспокоенные кредиторы в
 развитых странах отказались от их финансирования,
 почти не вызывает сомнений. С точки зрения эф-
 фективности в этом случае больший объем ресурсов
 мог и должен был быть привлечен с прибылью. Вот
 почему столь важно найти новые каналы финанси-
 рования развивающихся стран.
 Вторая проблема: должен ли Север предоставлять
 Югу кредиты по особым ставкам или он должен
 оказывать помощь в какой-либо другой форме? Хотя
 в настоящее время основные споры ведутся вокруг
 кредитов по низким процентным ставкам, такие
 кредиты являются лишь одним из видов помощи;
 принципиальный вопрос заключается в том, предо-
 ставлять ли помощь, и если да, то в каком виде
 Основные проблемы, связанные с предоставлени-
 ем помощи, по сути те же, что возникают при об-
 суждении вопросов перераспределения доходов в
 развитых странах. Обладает ли правительство США
 правом или возлагаются ли на него обязанности
 предоставлять своим наиболее бедным гражданам
 помощь при одновременном налогообложении дру-
 гих граждан? Обычно, хотя и не всегда, ответ госу-
 дарства (и общества, в котором оно действует)
 утвердителен. Обладают ли жители богатых стран
 правом или возлагаются ли на них обязанности на-
 правлять дополнительные ресурсы людям, живущим
 в других, чрезвычайно бедных, странах? И здесь от-
 вет представляется вопросом морали, усложняемым
 к тому же доводом Юга о том, что частично про-
 цветание Севера было достигнуто в результате нече-
 стного использования ресурсов Юга во времена,
 когда страны Юга были колониями
 Помощь и страны-реципиенты
 Предположим, что некто считает помощь бедным
 людям Юга необходимостью. Означает ли это, что
 748 Часть 8: Мировая экономика
 помощь должна быть предоставлена в виде поста-
 вок продовольствия, дешевых кредитов, прямых де-
 нежных субсидий или же для этого есть более при-
 емлемые способы?
 Вероятно, наиболее важная и простая форма по-
 мощи развивающимся странам — открыть им до-
 ступ на рынки развитых стран. Некоторые критики
 выступают против предоставления помощи под ло-
 зунгом «Торговля вместо помощи». Экономическое
 развитие, базирующееся на взаимовыгодной торгов-
 ле, является, вероятно, более эффективным, чем те
 отношения, которые основаны на подарках Севера
 Югу. Взаимоотношения, в рамках которых у каж-
 дой из стран есть что предложить (как это происхо-
 дит в случае с торговлей), являются более прочны-
 ми, чем те отношения, когда одна из стран жертву-
 ет что-то другой. Более того, позволяя развиваю-
 щимся странам выйти на свои рынки, Север дает
 Югу возможность расширить объемы производства,
 в то время как, предоставляя помощь, Север дает
 возможность Югу увеличить объемы потребления
 без расширения производства.
 Некоторые критики также утверждают, что Се-
 вер сделал бы для Юга больше, если бы вместо пре-
 доставления помощи настаивал на том, чтобы пра-
 вительства этих стран следовали благоразумной по-
 литике сбалансированного бюджета и реалистичных
 валютных курсов. Правительства развивающихся
 стран слишком часто вмешиваются в функциониро-
 вание своей экономики, не позволяя ценам менять-
 ся таким образом, чтобы на рынке воцарилось рав-
 новесие Противники предоставления помощи счи-
 тают, что именно помощь дает правительствам LDC
 возможность продолжать политику растраты ресур-
 сов и препятствует необходимому изменению поли-
 тики в этих странах. Например, сторонники взаи-
 мовыгодных торговых соглашений с Югом, в кото-
 рых было бы предусмотрено сокращение препят-
 ствий для торговли как на Севере, так и на Юге, го-
 ворят, что, если Север не будет настаивать на вза-
 имности в ситуации, когда от него требуют открыть
 свои рынки, это будет использовано отнюдь не для
 того, чтобы заставить фирмы Юга честно конкури-
 ровать на мировых рынках, а для того, чтобы с по-
 мощью высоких тарифов защитить неэффективную
 национальную промышленность Юга.
 В пользу этой же точки зрения говорит и аргу-
 мент о том, что программы помощи делают больше
 для элиты развивающихся стран, чем для бедных
 граждан этих стран. Мы привыкли думать, что по-
 мощь — это когда берут деньги у богатого амери-
 канца и отдают их бедному жителю южной страны.
 Но вполне может оказаться, что такой трансферт
 направлен от бедного американца богатому жителю
 бедной страны.
 Чтобы воспрепятствовать этому, правительство-
 донор может попытаться обеспечить правильное ис-
 пользование помощи реципиентом. Например, в
 случае оказания продовольственной помощи предо-
 ставляющий эту помощь может сделать попытку
 убедиться в том, что она действительно доходит до
 беднейших слоев населения, а не оседает у богатых
 оптовиков-дистрибьюторов, назначающих высокие
 цены при ее продаже. Но реальность диктует свои
 условия. Власти не любят, когда иностранцы указы-
 вают им, что делать. Обычно приходится действо-
 вать через правительства третьих стран, прилагая
 максимально возможные усилия к тому, чтобы убе-
 диться в правильности распределения помощи.
 Всякий раз, когда обсуждаются помощь и пере-
 распределение доходов, полезно провести аналогию
 с дырявым ведром Артура Окуня'4. Процесс пере-
 распределения доходов между государствами похож
 на попытку перенести воду в дырявом ведре. Часть
 воды проливается (другими словами, часть помощи
 растрачивается попусту или идет не тем людям, ко-
 торым она необходима). Тем не менее другая ее
 часть выполняет свою функцию. Имеет ли этот про-
 цесс смысл, зависит от того, сколько воды пролива-
 ется, а также от степени необходимости носить ее.
 При этом мы, конечно, должны оглянуться в поис-
 ках ведер, которые протекали бы меньше
 Помощь и проблемы миграции
 Самым быстрым способом уравнивания доходов в
 мире было бы разрешить свободную миграцию. В
 этом случае жители бедных стран смогли бы уе-
 хать в поисках более высоких доходов в любую
 страну.
 Колоссальные перемещения людей из Европы в
 Америку и колонии в XIX и начале XX в. представ-
 ляли собой как раз такую миграцию с целью вырав-
 нивания доходов. В некоторой степени схожее явле-
 ние, в основном в виде миграции рабочих, имело
 место после второй мировой войны. Денежные пе-
 реводы в Турцию и Югославию, отправляемые в ад-

<< Пред.           стр. 242 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу