<< Пред. стр. 29 (из 272) След. >>
изводстве химических продуктов имеет место внеш-ний эффект.
О Внешний эффект имеет место, когда про-
изводство или потребление товара оказывает
непосредственное воздействие на производите-
лей или потребителей, не вовлеченных в про-
цесс купли-продажи данного товара, и когда
эти побочные эффекты не находят полного
отражения в рыночных ценах.
Не все внешние эффекты являются негативными.
Производя окраску дома, его владелица обеспечива-
ет внешние выгоды своим соседям; им больше не
придется смотреть на обшарпанный и ветхий дом
Во всех внешних эффектах присутствует нечто, воз-
действующее на издержки фирм или благосостоя-
ние потребителей (как, например, загрязнение или
внешний вид вновь окрашенных домов), но не явля-
ющееся предметом купли-продажи на рынке. Эко-
номисты часто говорят о внешних эффектах как о
факторах, обусловленных «отсутствующими рынка-
ми» (т.е. имеющих внерыночный характер).
Когда присутствуют внешние эффекты, то рыноч-
ные цены не отражают всех общественных издер-
жек и выгод производства товара. Государственное
вмешательство может улучшить функционирование
экономики, например требуя от фирм в обязатель-
ном порядке очищать их производственные отходы
перед сбросом Так как внешние эффекты являют
собой отсутствующие рынки, то управление этими
эффектами может в принципе осуществляться так-
же с помощью решений рыночного типа. Государ-
ство, например, может заставить фирмы платить
(согласно оценке) за ущерб, нанесенный их загряз-
нителями, или может дать разрешение на опреде-
ленный объем загрязняющих выбросов и позволить
7*
66 Часть 1: Введение
фирмам покупать и продавать права на выброс от-
ходов. Однако пока накоплено мало опыта в ис-
пользовании такого рода рыночных решений.
Наличие внешних эффектов может служить
оправданием некоторых действий государства, по-
мимо контроля за загрязнением окружающей сре-
ды. Примеры простираются от контроля за теле- и
радиовещанием (вмешательство здесь — это внеш-
ний эффект) до зонирования и других ограничений
в сфере землепользования.
Проблемы, связанные с информацией
Не будучи хорошо информированными, фирмы и
потребители могут предпринимать действия, кото-
рые не отвечают их собственным интересам. Если
решения основаны на недоброкачественной инфор-
мации, то рынки не будут работать как следует. Но
в свободной рыночной экономике, в частности в со-
временной сложной экономике, фирмы и потреби-
тели, похоже, не являются хорошо информирован-
ными о последствиях всех своих решений.
Частные рынки могут и не предоставлять инфор-
мацию нужного качества и в нужных объемах. Фир-
мы, например, слабо заинтересованы в изучении
долгосрочных последствий риска для здоровья, кото-
рому подвергаются их работники, и если бы не бы-
ло штрафов за мошенничество, то производители
небезопасных товаров использовали бы каждый по-
вод, чтобы скрыть вредность своих изделий.
Кроме того, современные экономики настолько
сложны, что мало индивидов могут переварить и
оценить всю необходимую информацию, позволяю-
щую принимать решения . Может оказаться эффек-
тивным передать государственным органам обра-
ботку некой сложной информации по поручению
граждан.
Государственные структуры давно поняли необхо-
димость защиты слабо информированных потреби-
телей от действий, о которых они впоследствии по-
жалели бы. Законы против мошенничества сущест-
вовали столетиями. Современные государственные
структуры осуществляют общее регулирование усло-
вий работы, проверяют и сортируют продукты пи-
тания, регулируют внешний вид и безопасность по-
требительских товаров и требуют, чтобы определен-
ные изделия (типа пищи и опасных химических
продуктов) были снабжены этикетками с соответ-
ствующей информацией.
Монополия и власть рынка
Конкурентные рынки в целом работают хорошо,
чего нельзя сказать о рынках, на которых или поку-
патели, или продавцы могут манипулировать цена-
ми. В частности, на том рынке, где один-единствен-
ный продавец контролирует предложение, выпуск
продукции будет очень малым, а цены — очень вы-
сокими.
О Монополист — это единственный прода-
вец (производитель) товара или услуги.
Монополисты могут получать высокие прибыли,
ограничивая объем продаж и поднимая цену. Явля-
ясь единственными продавцами, они не боятся сни-
жения цен со стороны конкурентов, и потребители
в конечном счете платят больше, чем должны.
Некоторые монополии практически неизбежны.
Большинство предприятий коммунального обслужи-
вания, таких, как газовая или электрическая компа-
ния, являются монополиями местного значения. Го-
сударство может регулировать деятельность таких
компаний, осуществляя контроль за ценами, кото-
рые им разрешено назначать, или может избрать
способ поставки продуктов при своем непосред-
ственном участии. (В Соединенных Штатах большая
часть телефонных услуг предоставляется регулируе-
мыми частными фирмами; снабжение водой обеспе-
чивается в основном государством.) Другие монопо-
лии могут создаваться искусственным образом пу-
тем различных манипуляций фирм. В их деятель-
ность государственные структуры вторгаются при
помощи антитрестовских законов, стремясь сделать
конкуренцию более энергичной и препятствовать
монополиям или другим попыткам осуществлять
контроль за предложением.
Любого покупателя или продавца, способного
оказывать существенное влияние на рыночную цену,
характеризуют как обладающего властью над рын-
ком, или монопольной властью. Государственное
вмешательство, ограничивающее власть над рынком,
может улучшить распределение ресурсов. Напри-
мер, государство препятствует фирмам, обладаю-
щим властью над рынком, устанавливать высокие
цены.
Перераспределение доходов и насущные
блага
Как мы отмечали в конце гл 3 .распределение до-
хода, порождаемое свободными рынками, не отве-
чает этическим требованиям справедливости или че-
стности. В зависимости от того, кто начинает дело и
с какими ресурсами, частные рынки могут порож-
дать много различных (в смысле «для кого») вариан-
тов конечных распределений ресурсов и благососто-
яния. Частные рынки могут породить распределе-
ние, при котором 1% доходополучателей получает
40% совокупного дохода в экономике, или они мо-
гут порождать равномерное распределение дохода.
И в том, и в другом случае у государства может воз-
никнуть желание вмешаться, чтобы повлиять на
Глава 4л Государство в смешанной экономике 67
распределение дохода, облагая налогом одних и да-
вая преимущества другим.
На практике современные государства вовлечены
в широкомасштабное перераспределение дохода. За
период с 1960 г. доля трансфертов в государствен-
ных расходах возросла не только в Соединенных
Штатах, но и во всем мире 11% ВНП, расходуемые
правительством в Соединенных Штатах на выплаты
трансфертов, дают представление о государственном
перераспределении дохода в пользу престарелых
(через систему социального обеспечения), безработ-
ных (через пособия по безработице), фермеров,
производящих табак (через ценовые надбавки на
табачные изделия), и других получателей пособий.
Быстрый рост трансфертных расходов стал источни-
ком реальной полемики с критиками, утверждаю-
щими, что многие правительственные социальные
программы нанесли вред людям, которым были
призваны помочь.
Существует различие между государственным
вмешательством с целью оказать влияние на рас-
пределение дохода и вмешательством с целью обес-
печения необходимого объема производства обще-
ственных благ или того, чтобы внешние эффекты
находили отражение в рыночных ценах. В двух по-
следних случаях государство предпринимает дей-
ствия, которые могут, по крайней мере в принципе,
улучшить положение всех людей в обществе. Но
когда государство вмешивается в распределение до-
хода, оно улучшает положение одних за счет ухуд-
шения положения других.
Государственные органы власти и управления
имеют отношение не только к распределению дохо-
да, но также и к потреблению определенных това-
ров и услуг.
<С> Насущные блага — это такие блага, кото-
рые, по мнению общества, люди должны по-
треблять или получать вне зависимости от их
доходов7.
Насущные блага обычно включают здоровье, образо-
вание, кров и еду. Так, мы — общество — можем
понять, что каждый должен иметь соответствующее
жилье, и предпринимаем шаги для обеспечения им.
Существует ли экономическое оправдание государ-
ственному вмешательству, когда дело касается на-
сущных благ? В известном смысле оно всегда суще-
ствует, поскольку вид бездомного порождает внеш-
нее воздействие, делающее всех остальных несчаст-
ными. Обеспечивая жильем или кровом тех, кто в
противном случае оказался бы на улице, государство
улучшает самочувствие остальных.
Забота общества о насущных благах тесно связа-
' Насущные блата — это блага, обеспечивающие достойное (merit) сущест-
вование. (Прим. пер.)
на с заботой о распределении дохода. Отличие ситу-
ации с насущными благами состоит в том, что об-
щество хочет гарантировать потребление индивида-
ми определенных благ, а не благ вообще Некото-
рые блага, предоставляемые государством и пере-
численные в табл. 4-1, например здоровье и образо-
вание, являются насущными.
Забота государства о потреблении как насущных,
так и общественных благ не оправдывает государ-
ственного производства. Экономическая теория
оправдывает такую политику, которая гарантирует
индивидам потребление насущных благ в опреде-
ленных количествах. В ней не говорится ни о том,
что государство должно производить эти блага само,
ни о том, как именно должно осуществляться госу-
дарственное вмешательство.
Один из способов может заключаться в простом
требовании, чтобы блага потреблялись в надлежа-
щем количестве В случае с образованием каждый
должен посещать школу до определенного возраста.
Но никто не должен посещать именно государ-
ственную школу — годится любая официально при-
знанная школа. В случае с жильем государство мо-
жет строить низкодоходные дома и сдавать их по
субсидированным арендным ставкам, предоставлять
рентные надбавки или просто определить мини-
мальные жилищные стандарты.
Наиболее трудный вопрос, на который надо отве-
тить, обсуждая насущные блага и распределение до-
хода, заключается в том, как общество или государ-
ство решает, кто должен получить и что должен по-
лучить. Любой человек может иметь совершенно
разумную точку зрения по этим вопросам, напри-
мер: чем более равномерным является распределе-
ние дохода, тем лучше, или то распределение дохо-
да, которое мы имеем, и является наилучшим, или
что люди, работающие более напряженно, должны
получать больше, или что каждый должен иметь
скромное, приличное жилье и никто не должен го-
лодать. Сведение этих различных мнений к цельной
(непротиворечивой) концепции, которая принима-
ется государством и реализуется в политике налого-
обложения и трансфертной политике, представляет
собой нереальную политическую задачу.
Резюме
Обсуждение в этом параграфе дает некоторое тео-
ретическое оправдание государственного вмешатель-
ства в рыночную экономику. Однако государствен-
ные органы власти не принимают свои решения о
налогах и расходах, основываясь на том, что говорят
экономисты по поводу того, какова должна быть
роль этих органов власти. Только сильно напрягая
свое воображение, мы можем говорить, что все по-
купки товаров и услуг, реально осуществляемые го-
68 Часть 1: Введение
сударством, представляют собой покупки общест-
венных или насущных благ или что вмешательство в
деятельность любых конкретных рынков предпри-
нимается исключительно для того, чтобы устранить
действие внешних эффектов. Понадобилось бы еще
больше воображения для того, чтобы увидеть в госу-
дарственном вмешательстве, оказывающем влияние
на распределение дохода, результат цельной концеп-
ции оптимального распределения. Сейчас мы подхо-
дим к обсуждению механизмов, используемых де-
мократическими обществами для принятия ими ре-
альных решений о налогообложении и государ-
ственных расходах.
3. Как государственные органы
принимают решения?
Мотивации, которые экономисты приписывают от-
дельным лицам и фирмам, являются простыми.
Фирмы занимаются хозяйственной деятельностью
ради получения прибыли для своих владельцев.
Предполагается, что индивиды выбирают такие
комбинации благ, которые являются для них наи-
лучшими. Эти простые предположения, как прави-
ло, позволяют экономистам объяснить процесс при-
нятия решений потребителями и предпринимателя-
ми.
Принятие решений государством не может быть
объяснено так просто. Типичный процесс, с по-
мощью которого государственные органы власти и
управления принимают решения о налогах, расхо-
дах и прочие решения, показан на рис 4-4. Избира-
тели отдают свои предпочтения тем или иным
представителям власти (лицам, принимающим ре-
шения). К ним относятся законодатели и выборные
представители исполнительной власти, такие, как
президент и губернаторы штатов. Их работа заклю-
чается в принятии основополагающих решений о
расходах и налогах, в принятии новых законов и
разработке новых программ по регулированию.
Каждый из избираемых кандидатов предложил сво-
им избирателям программу (пакет мероприятий),
отражающую собственную позицию кандидата и те
направления политики, которые он или она будет
поддерживать. Таким образом, путем голосования
избирателям удается выразить свои предпочтения
среди альтернативных политических платформ, а не
по каждому отдельному вопросу.
Законодатели в свою очередь указывают чиновни-
кам ( включая высшую исполнительную власть), что