<< Пред.           стр. 29 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 изводстве химических продуктов имеет место внеш-
 ний эффект.
 О Внешний эффект имеет место, когда про-
 изводство или потребление товара оказывает
 непосредственное воздействие на производите-
 лей или потребителей, не вовлеченных в про-
 цесс купли-продажи данного товара, и когда
 эти побочные эффекты не находят полного
 отражения в рыночных ценах.
 Не все внешние эффекты являются негативными.
 Производя окраску дома, его владелица обеспечива-
 ет внешние выгоды своим соседям; им больше не
 придется смотреть на обшарпанный и ветхий дом
 Во всех внешних эффектах присутствует нечто, воз-
 действующее на издержки фирм или благосостоя-
 ние потребителей (как, например, загрязнение или
 внешний вид вновь окрашенных домов), но не явля-
 ющееся предметом купли-продажи на рынке. Эко-
 номисты часто говорят о внешних эффектах как о
 факторах, обусловленных «отсутствующими рынка-
 ми» (т.е. имеющих внерыночный характер).
 Когда присутствуют внешние эффекты, то рыноч-
 ные цены не отражают всех общественных издер-
 жек и выгод производства товара. Государственное
 вмешательство может улучшить функционирование
 экономики, например требуя от фирм в обязатель-
 ном порядке очищать их производственные отходы
 перед сбросом Так как внешние эффекты являют
 собой отсутствующие рынки, то управление этими
 эффектами может в принципе осуществляться так-
 же с помощью решений рыночного типа. Государ-
 ство, например, может заставить фирмы платить
 (согласно оценке) за ущерб, нанесенный их загряз-
 нителями, или может дать разрешение на опреде-
 ленный объем загрязняющих выбросов и позволить
 7*
 66 Часть 1: Введение
 фирмам покупать и продавать права на выброс от-
 ходов. Однако пока накоплено мало опыта в ис-
 пользовании такого рода рыночных решений.
 Наличие внешних эффектов может служить
 оправданием некоторых действий государства, по-
 мимо контроля за загрязнением окружающей сре-
 ды. Примеры простираются от контроля за теле- и
 радиовещанием (вмешательство здесь — это внеш-
 ний эффект) до зонирования и других ограничений
 в сфере землепользования.
 Проблемы, связанные с информацией
 Не будучи хорошо информированными, фирмы и
 потребители могут предпринимать действия, кото-
 рые не отвечают их собственным интересам. Если
 решения основаны на недоброкачественной инфор-
 мации, то рынки не будут работать как следует. Но
 в свободной рыночной экономике, в частности в со-
 временной сложной экономике, фирмы и потреби-
 тели, похоже, не являются хорошо информирован-
 ными о последствиях всех своих решений.
 Частные рынки могут и не предоставлять инфор-
 мацию нужного качества и в нужных объемах. Фир-
 мы, например, слабо заинтересованы в изучении
 долгосрочных последствий риска для здоровья, кото-
 рому подвергаются их работники, и если бы не бы-
 ло штрафов за мошенничество, то производители
 небезопасных товаров использовали бы каждый по-
 вод, чтобы скрыть вредность своих изделий.
 Кроме того, современные экономики настолько
 сложны, что мало индивидов могут переварить и
 оценить всю необходимую информацию, позволяю-
 щую принимать решения . Может оказаться эффек-
 тивным передать государственным органам обра-
 ботку некой сложной информации по поручению
 граждан.
 Государственные структуры давно поняли необхо-
 димость защиты слабо информированных потреби-
 телей от действий, о которых они впоследствии по-
 жалели бы. Законы против мошенничества сущест-
 вовали столетиями. Современные государственные
 структуры осуществляют общее регулирование усло-
 вий работы, проверяют и сортируют продукты пи-
 тания, регулируют внешний вид и безопасность по-
 требительских товаров и требуют, чтобы определен-
 ные изделия (типа пищи и опасных химических
 продуктов) были снабжены этикетками с соответ-
 ствующей информацией.
 Монополия и власть рынка
 Конкурентные рынки в целом работают хорошо,
 чего нельзя сказать о рынках, на которых или поку-
 патели, или продавцы могут манипулировать цена-
 ми. В частности, на том рынке, где один-единствен-
 ный продавец контролирует предложение, выпуск
 продукции будет очень малым, а цены — очень вы-
 сокими.
 О Монополист — это единственный прода-
 вец (производитель) товара или услуги.
 Монополисты могут получать высокие прибыли,
 ограничивая объем продаж и поднимая цену. Явля-
 ясь единственными продавцами, они не боятся сни-
 жения цен со стороны конкурентов, и потребители
 в конечном счете платят больше, чем должны.
 Некоторые монополии практически неизбежны.
 Большинство предприятий коммунального обслужи-
 вания, таких, как газовая или электрическая компа-
 ния, являются монополиями местного значения. Го-
 сударство может регулировать деятельность таких
 компаний, осуществляя контроль за ценами, кото-
 рые им разрешено назначать, или может избрать
 способ поставки продуктов при своем непосред-
 ственном участии. (В Соединенных Штатах большая
 часть телефонных услуг предоставляется регулируе-
 мыми частными фирмами; снабжение водой обеспе-
 чивается в основном государством.) Другие монопо-
 лии могут создаваться искусственным образом пу-
 тем различных манипуляций фирм. В их деятель-
 ность государственные структуры вторгаются при
 помощи антитрестовских законов, стремясь сделать
 конкуренцию более энергичной и препятствовать
 монополиям или другим попыткам осуществлять
 контроль за предложением.
 Любого покупателя или продавца, способного
 оказывать существенное влияние на рыночную цену,
 характеризуют как обладающего властью над рын-
 ком, или монопольной властью. Государственное
 вмешательство, ограничивающее власть над рынком,
 может улучшить распределение ресурсов. Напри-
 мер, государство препятствует фирмам, обладаю-
 щим властью над рынком, устанавливать высокие
 цены.
 Перераспределение доходов и насущные
 блага
 Как мы отмечали в конце гл 3 .распределение до-
 хода, порождаемое свободными рынками, не отве-
 чает этическим требованиям справедливости или че-
 стности. В зависимости от того, кто начинает дело и
 с какими ресурсами, частные рынки могут порож-
 дать много различных (в смысле «для кого») вариан-
 тов конечных распределений ресурсов и благососто-
 яния. Частные рынки могут породить распределе-
 ние, при котором 1% доходополучателей получает
 40% совокупного дохода в экономике, или они мо-
 гут порождать равномерное распределение дохода.
 И в том, и в другом случае у государства может воз-
 никнуть желание вмешаться, чтобы повлиять на
 Глава 4л Государство в смешанной экономике 67
 распределение дохода, облагая налогом одних и да-
 вая преимущества другим.
 На практике современные государства вовлечены
 в широкомасштабное перераспределение дохода. За
 период с 1960 г. доля трансфертов в государствен-
 ных расходах возросла не только в Соединенных
 Штатах, но и во всем мире 11% ВНП, расходуемые
 правительством в Соединенных Штатах на выплаты
 трансфертов, дают представление о государственном
 перераспределении дохода в пользу престарелых
 (через систему социального обеспечения), безработ-
 ных (через пособия по безработице), фермеров,
 производящих табак (через ценовые надбавки на
 табачные изделия), и других получателей пособий.
 Быстрый рост трансфертных расходов стал источни-
 ком реальной полемики с критиками, утверждаю-
 щими, что многие правительственные социальные
 программы нанесли вред людям, которым были
 призваны помочь.
 Существует различие между государственным
 вмешательством с целью оказать влияние на рас-
 пределение дохода и вмешательством с целью обес-
 печения необходимого объема производства обще-
 ственных благ или того, чтобы внешние эффекты
 находили отражение в рыночных ценах. В двух по-
 следних случаях государство предпринимает дей-
 ствия, которые могут, по крайней мере в принципе,
 улучшить положение всех людей в обществе. Но
 когда государство вмешивается в распределение до-
 хода, оно улучшает положение одних за счет ухуд-
 шения положения других.
 Государственные органы власти и управления
 имеют отношение не только к распределению дохо-
 да, но также и к потреблению определенных това-
 ров и услуг.
 <С> Насущные блага — это такие блага, кото-
 рые, по мнению общества, люди должны по-
 треблять или получать вне зависимости от их
 доходов7.
 Насущные блага обычно включают здоровье, образо-
 вание, кров и еду. Так, мы — общество — можем
 понять, что каждый должен иметь соответствующее
 жилье, и предпринимаем шаги для обеспечения им.
 Существует ли экономическое оправдание государ-
 ственному вмешательству, когда дело касается на-
 сущных благ? В известном смысле оно всегда суще-
 ствует, поскольку вид бездомного порождает внеш-
 нее воздействие, делающее всех остальных несчаст-
 ными. Обеспечивая жильем или кровом тех, кто в
 противном случае оказался бы на улице, государство
 улучшает самочувствие остальных.
 Забота общества о насущных благах тесно связа-
 ' Насущные блата — это блага, обеспечивающие достойное (merit) сущест-
 вование. (Прим. пер.)
 на с заботой о распределении дохода. Отличие ситу-
 ации с насущными благами состоит в том, что об-
 щество хочет гарантировать потребление индивида-
 ми определенных благ, а не благ вообще Некото-
 рые блага, предоставляемые государством и пере-
 численные в табл. 4-1, например здоровье и образо-
 вание, являются насущными.
 Забота государства о потреблении как насущных,
 так и общественных благ не оправдывает государ-
 ственного производства. Экономическая теория
 оправдывает такую политику, которая гарантирует
 индивидам потребление насущных благ в опреде-
 ленных количествах. В ней не говорится ни о том,
 что государство должно производить эти блага само,
 ни о том, как именно должно осуществляться госу-
 дарственное вмешательство.
 Один из способов может заключаться в простом
 требовании, чтобы блага потреблялись в надлежа-
 щем количестве В случае с образованием каждый
 должен посещать школу до определенного возраста.
 Но никто не должен посещать именно государ-
 ственную школу — годится любая официально при-
 знанная школа. В случае с жильем государство мо-
 жет строить низкодоходные дома и сдавать их по
 субсидированным арендным ставкам, предоставлять
 рентные надбавки или просто определить мини-
 мальные жилищные стандарты.
 Наиболее трудный вопрос, на который надо отве-
 тить, обсуждая насущные блага и распределение до-
 хода, заключается в том, как общество или государ-
 ство решает, кто должен получить и что должен по-
 лучить. Любой человек может иметь совершенно
 разумную точку зрения по этим вопросам, напри-
 мер: чем более равномерным является распределе-
 ние дохода, тем лучше, или то распределение дохо-
 да, которое мы имеем, и является наилучшим, или
 что люди, работающие более напряженно, должны
 получать больше, или что каждый должен иметь
 скромное, приличное жилье и никто не должен го-
 лодать. Сведение этих различных мнений к цельной
 (непротиворечивой) концепции, которая принима-
 ется государством и реализуется в политике налого-
 обложения и трансфертной политике, представляет
 собой нереальную политическую задачу.
 Резюме
 Обсуждение в этом параграфе дает некоторое тео-
 ретическое оправдание государственного вмешатель-
 ства в рыночную экономику. Однако государствен-
 ные органы власти не принимают свои решения о
 налогах и расходах, основываясь на том, что говорят
 экономисты по поводу того, какова должна быть
 роль этих органов власти. Только сильно напрягая
 свое воображение, мы можем говорить, что все по-
 купки товаров и услуг, реально осуществляемые го-
 68 Часть 1: Введение
 сударством, представляют собой покупки общест-
 венных или насущных благ или что вмешательство в
 деятельность любых конкретных рынков предпри-
 нимается исключительно для того, чтобы устранить
 действие внешних эффектов. Понадобилось бы еще
 больше воображения для того, чтобы увидеть в госу-
 дарственном вмешательстве, оказывающем влияние
 на распределение дохода, результат цельной концеп-
 ции оптимального распределения. Сейчас мы подхо-
 дим к обсуждению механизмов, используемых де-
 мократическими обществами для принятия ими ре-
 альных решений о налогообложении и государ-
 ственных расходах.
 3. Как государственные органы
 принимают решения?
 Мотивации, которые экономисты приписывают от-
 дельным лицам и фирмам, являются простыми.
 Фирмы занимаются хозяйственной деятельностью
 ради получения прибыли для своих владельцев.
 Предполагается, что индивиды выбирают такие
 комбинации благ, которые являются для них наи-
 лучшими. Эти простые предположения, как прави-
 ло, позволяют экономистам объяснить процесс при-
 нятия решений потребителями и предпринимателя-
 ми.
 Принятие решений государством не может быть
 объяснено так просто. Типичный процесс, с по-
 мощью которого государственные органы власти и
 управления принимают решения о налогах, расхо-
 дах и прочие решения, показан на рис 4-4. Избира-
 тели отдают свои предпочтения тем или иным
 представителям власти (лицам, принимающим ре-
 шения). К ним относятся законодатели и выборные
 представители исполнительной власти, такие, как
 президент и губернаторы штатов. Их работа заклю-
 чается в принятии основополагающих решений о
 расходах и налогах, в принятии новых законов и
 разработке новых программ по регулированию.
 Каждый из избираемых кандидатов предложил сво-
 им избирателям программу (пакет мероприятий),
 отражающую собственную позицию кандидата и те
 направления политики, которые он или она будет
 поддерживать. Таким образом, путем голосования
 избирателям удается выразить свои предпочтения
 среди альтернативных политических платформ, а не
 по каждому отдельному вопросу.
 Законодатели в свою очередь указывают чиновни-
 кам ( включая высшую исполнительную власть), что

<< Пред.           стр. 29 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу