<< Пред.           стр. 30 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 делать, а чиновники на основе мандатов законода-
 тельной власти собирают поступления, управляют
 государственными расходами, проводят в жизнь за-
 коны, предлагают и контролируют исполнение регу-
 
 РИС 4-4. Процесс принятия общественных решений
 лирующих правил, как, например, правила техники
 безопасности и охраны здоровья. На протяжении
 всего процесса принятия и исполнения любого госу-
 дарственного решения заинтересованные избирате-
 ли и организации будут объединяться в лоббирую-
 щие группы, пытаясь убедить законодателей и чи-
 новников вынести нужное им решение.
 Лица, управляющие государством, законодатели,
 выборные представители власти и чиновники не яв-
 ляются простыми пешками, только выполняющими
 наказы общества. Они имеют свои собственные це-
 ли, стремясь, как и все остальные люди, максимизи-
 ровать свое собственное благополучие. Они могут
 максимизировать свое собственное благополучие, де-
 лая то, что, по их мнению, хорошо для общества,
 или они могут иметь более узкие цели, какого: быть
 переизбранным вновь или продвинуться вверх по
 иерархической лестнице. Хорошо оформленная об-
 щественная система — это та, в которой люди,
 управляющие государством, ориентированы на до-
 стижение интересов общества при реализации сво-
 их собственных целей, т.е. та, которая действует
 именно так, как невидимая рука на конкурентных
 рынках, направляя индивидов, преследующих свои
 собственные интересы, на реализацию интересов
 общества.
 Современные теории общественного выбора8 пы-
 таются понять и предсказать, каким образом люди
 в рамках политической системы завершают процесс
 распределения ресурсов при заданной ее структуре
 и заданных своих собственных целях9. Ключевым
 является вопрос как и в какой мере результат про-
 цесса, представленного на рис 4-4, отражает пред-
 почтения избирателей? Конечно же, среди избира-
 8 Среди наиболее важных разработчиков этой теории — Нобелевские лау-
 реаты Кеннет Эрроу из Стэнфордского университета и Джеймс Быоке-
 нен из университета Джорж Мейсон.
 9 Аналогичный вопрос возникает в теории фирм. Управляющие осущест-
 вляют руководство фирмой от имени акционеров. В этой связи возника-
 ет вопрос (обсуждаемый в гл. 7): действуют ли управляющие всегда
 в полном соответствии с интересами акционеров, как и в данном слу-
 чае — действует ли государство всегда в интересах общества?
 Глава 4г Государство в смешанной экономике 69
 Окно 4-2. Парадокс голосования
 Общество может оказаться не в состоянии проранжиро-
 вать политические альтернативы непротиворечивым, со-
 гласованным образом путем голосования по принципу
 большинства, что и иллюстрирует табл 40-1. Общество
 должно выбрать из трех возможностей: А, В и С Табли-
 ца показывает, как трое голосующих — 1-й, 2-й и 3-й —
 ранжируют эти возможности. Например, первый голосу-
 ющий ставит на первое место А, затем В и наконец С
 ТАБЛИЦА 40-1. Парадокс голосования: ранги
 голосующих
 
 
  Ранги возможных альтернатив
 Голосующие А В С
 1
 2
 3 1
 3
 2 2 3
 1 2
 3 1
 Теперь пусть данная группа выбирает между А и В по
 принципу большинства. Результат — два голоса против
 одного в пользу А, так как оба голосующих — первый и
 третий — предпочитают возможность А возможности В.
 Точно так же результат голосования будет два против
 одного в пользу В против С, так как оба голосующих —
 первый и второй — предпочитают возможность В воз-
 можности С Таким образом, при голосовании по прин-
 ципу большинства группа в целом предпочитает А по
 сравнению с В и В по сравнению С Для согласованно-
 сти, непротиворечивости процесса выбора мы должны
 затем ожидать результата голосования в пользу А против
 С. Но, как вы можете заключить на основе таблицы, в
 результате голосования С побеждает А. Отсюда следует
 вывод, что принцип большинства не может привести к
 непротиворечивому, согласованному выбору из трех
 альтернатив, представленных в таблице10.
 Действительно ли это серьезная проблема или просто
 любопытный пример? Это серьезная проблема, посколь-
 ку нельзя всегда опираться на принцип большинства для
 принятия непротиворечивых, согласованных решений.
 Например, предпочтет ли общество возможность А воз-
 можности С, если индивиды имеют показанные в табл
 40-1 предпочтения? Ответ состоит в том, что это зави-
 сит от того, осуществляется ли выбор в результате пря-
 мого голосования между А и С, при котором большин-
 ство обеспечивает выбор альтернативы С, или в результа-
 те двух последовательных голосований между А и В и
 между В и С, при которых общество выбирает альтерна-
 тиву А.
 Существует ли какой-нибудь механизм, с помощью
 которого общество может принимать непротиворечивые,
 согласованные решения, отражающие лежащие в их
 основе предпочтения членов общества? Ответ будет от-
 рицательным, если только предпочтения индивидов не
 являются безусловно единодушными.
 
 телей широко распространено ощущение, что госу-
 дарство зачастую неотзывчиво к их желаниям. Как
 мы сейчас покажем, действительно существуют
 трудности в принятии решений посредством поли-
 тического процесса.
 Голосование и согласованность
 (непротиворечивость )
 Процесс принятия общественных решений был бы
 легким делом, если бы все во всем походили друг
 на друга. Наиболее важная проблема, которую об-
 щество разрешает посредством политического про-
 цесса, состоит в том, как примирить различные
 взгляды, позиции и интересы его членов. Очевидно,
 что трудные вопросы — это не те, по которым
 имеется полное согласие о том, что должно быть
 сделано, но те, по которым мнения избирателей
 расходятся.
 Осуществление выбора посредством политиче-
 ской системы ставит весьма специфические пробле-
 мы. Одна из них — это парадокс голосования, опи-
 санный в окне 4-2. Трое или больше людей могут
 оказаться не в состоянии при голосовании по прин-
 ципу простого большинства осуществить непротиво-
 речивый, согласованный выбор11. На практике это
 означает, что решения, принимаемые посредством
 голосования, могут зависеть от того, что кажется
 простыми деталями процедуры, как, например, тот
 порядок, в котором вопросы выносятся на голосова-
 ние.
 Сговор
 Возможность сговора — это другая проблема голо-
 сования по принцицу простого большинства. При
 сговоре группы объединяются, с тем чтобы решить,
 как они будут голосовать по целому пакету вопро-
 10 Экономисты обычно предполагают, что индивидуальные, потребители все
 же имеют устойчивые предпочтения. Конечно, это не может быть пол-
 ностью верным: мы зачастую изумляемся сегодня тому, зачем мы купили
 что-то вчера, даже когда мы знали совершенно точно, что покупали. Кро-
 ме того, многие проблемы голосования возникают вновь, когда мы дума-
 ем о семье как основной потребительской единице. Семьи стремятся
 «разрешить» парадокс голосования путем учета только предпочтений ро-
 дителей. (Покажите, что парадокс голосования не может возникнуть, ес-
 ли не имеется по крайней мере трех принимающих решения лиц.)
 11 Кеннет Эрроу из Стэнфорда получил Нобелевскую премию по экономи-
 ке, в частности, за свою работу, показывающую, что общество не может
 найти процедуру принятия непротиворечивых, согласованных решений,
 если только эти решения не оставлены на усмотрение одного лица. Де-
 монстрация этого положения основана на парадоксе голосования.
 70 Часть 1: Введение
 ТАБЛИЦА 4-3. Сговор
 
 
  Пункты
 Голосующие А В
 1
 2
 3 -6
 -3
 5 -1
 4
 -1
 сов вместо того, чтобы рассматривать каждый во-
 прос в отдельности. В табл. 4-3 показано, как сговор
 может повлиять на результаты голосования.
 Имеются два пункта для голосования (А и В) и
 трое голосующих (1-й, 2-й и 3-й). В таблице показа-
 ны стоимостные эквиваленты (в долларах) выигры-
 шей и потерь по каждому из пунктов для каждого
 голосующего. Предположим, что некое лицо голосу-
 ет за мероприятие, только если оно от этого выиг-
 рывает. Таким образом, первый голосующий голосо-
 вал бы и против А, и против В, тогда как второй го-
 лосующий голосовал бы против А, но за В.
 Оба пункта оказались бы отвергнутыми двумя го-
 лосами против одного при прямом голосовании по
 принципу большинства Теперь рассмотрим возмож-
 ность образования коалиции из любых двух голосую-
 щих, каждый из которых согласен голосовать за
 предложение, предпочитаемое другим членом коали-
 ции. Второй и третий голосующие могут договорить-
 ся голосовать «за» по обоим пунктам сразу. Второй
 голосующий выиграет при этом 1 долл., теряя
 3 долл. на А, но выигрывая 4 долл. на В. Точно так
 же третий голосующий потеряет 1 долл. на пункте
 В, но будет более чем вознагражден на пункте А.
 Оба мероприятия оказываются отвергнутыми при
 голосовании по принцицу большинства; оба прохо-
 дят при коалиции, созданной в результате сговора.
 Заметьте, что суммарная стоимость, определенная
 всеми голосующими по двум пунктам вместе, отри-
 цательна, как следует из табл. 4-3. Но оба они про-
 ходят. Представляет ли проблема сговора чисто тео-
 ретический интерес или это реально существующая
 проблема? Это способ существования в законода-
 тельных органах власти, члены которых должны за-
 ручиться поддержкой в пользу предлагаемых ими
 проектов со стороны коллег, которые потом пред-
 ставят свои собственные проекты для голосования.
 Сконцентрированные интересы
 Свободная международная торговля приносит выго-
 ды потребителям, о чем свидетельствуют их покуп-
 ки импортных машин, тканей и обуви. Но, с другой
 стороны, отечественные производители автомоби-
 лей, тканей и обуви теряют работу и прибыли и
 терпят убытки от импорта. Как мы увидим в гл. 37,
 выгоды для общества в целом от свободной торгов-
 ли, вообще говоря, перевешивают издержки.
 В политическом плане, однако, тем, кто выступа-
 ет против свободной торговли (их называют протек-
 ционистами), часто удается заставить Конгресс
 уменьшить поток импортных товаров. Иногда зако-
 нодатели вводят тарифы, которые представляют со-
 бой налоги на импортные товары. Подчас давление
 на Конгресс и исполнительные органы власти обо-
 рачивается давлением на правительства иностран-
 ных государств с целью введения квот, ограничива-
 ющих объемы их экспорта в Соединенные Штаты.
 Например, с 1981 по 1984 г. Япония ввела квоты
 на число экспортируемых в Соединенные Штаты
 машин, существуют также квоты на ткани и другие
 товары.
 Почему же политика протекционизма часто ока-
 зывается успешной, даже несмотря на выгоды от
 свободной торговли для потребителей и общества в
 целом? Потому что издержки тех, кто несет потери
 от свободной торговли, предстают в высококонцент-
 рированном виде, тогда как выгоды для потребите-
 лей — нет. Конкуренция с импортными товарами
 наносит очень сильный вред конкретным работни-
 кам и фирмам. Работник, теряющий высокооплачи-
 ваемую работу в автомобильной промышленности,
 несет большие издержки. Выгоды для потребителей
 являются более размытыми и, следовательно, менее
 очевидными. Кроме всего прочего, потребители мо-
 гут покупать отечественные машины, и потеря от
 того, что человек не в состоянии купить иностран-
 ный автомобиль, не может идти ни в какое сравне-
 ние с потерей хорошего места
 Поскольку издержки, обусловленные импортом,
 предстают в концентрированном виде, те, кто теря-
 ет, и более заметны, и более легко организуемы. До-
 статочно только четырех высших руководителей ав-
 томобильных отраслей и президента профсоюза ра-
 ботников автомобильной промышленности, свиде-
 тельствующих перед Конгрессом, чтобы дать ясно
 понять, каковы их потери от импорта И гораздо
 труднее для миллионов потенциальных покупателей
 импортных машин собраться вместе и убедительно
 засвидетельствовать, каковы могли бы быть их поте-
 ри, если бы импорт был сокращен.
 Рассмотрим с этих же позиций проблему поддер-
 жания цен на молоко. Молочная промышленность
 мала и так высокопроизводительна, что она не мо-
 жет продавать столько, сколько производит, по су-
 ществующим ценам. Поэтому государство покупает
 и запасает молоко в больших количествах12. Госу-
 дарственные субсидии производителям молока до-
 рого обходятся и налогоплательщикам, и потребите-
 12 Не случайно помощь США бедным странам часто включает поставки
 сухого молока.
 Глава 4: Государство в смешанной экономике 71
 лям молока. Почему это продолжается? Потому что
 молочные фермеры представляют собой политиче-
 ски мощную, географически сконцентрированную
 группу, тогда как потребители молока — нет. Кро-
 ме того, организация молочных фермеров обнару-
 живает, что ей легко оказывать политическое содей-
 ствие тем, кто голосует за их интересы, тогда как
 широкой общественности было бы крайне трудно
 объединиться, чтобы обеспечить содействие полити-
 кам, выступающим против субсидий на молоко. Да-
 же простое обращение с просьбой о добровольном
 содействии тех, кто жаждет снижения цен на моло-
 ко, наталкивается на проблему существования «еду-
 щих бесплатно», так как каждый осознает, что его
 или ее малый вклад в это дело сам по себе не будет
 реально значимым.
 Тот факт, что концентрированные конкретные
 интересы оказываются политически более влиятель-
 ными, чем размытые общие интересы, помогает по-
 нять многие государственные решения. Государст-
 венное вмешательство в экономику не может рас-
 сматриваться как простое корректирование неэф-
 фективной работы рынков. Хотя теоретически несо-
 стоятельность рынка и обеспечивает оправдание го-
 сударственному вмешательству, но действительные
 причины и последствия государственной политики
 могут иметь мало общего с преодолением недостат-
 ков рынка.
 Эти рассуждения по поводу несовершенства про-
 цесса принятия решений государством в демокра-
 тическом обществе были бы напрасны, если бы

<< Пред.           стр. 30 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу