<< Пред.           стр. 31 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 можно было указать на то, что существует лучший
 способ. Не существует совершенной процедуры
 принятия обществом решений. Вопрос в том, какая
 система является наилучшей, а не совершенной с
 точки зрения отражения предпочтений людей. Как
 сказано, «демократия — это наихудшая форма госу-
 дарственного правления, кроме всех остальных».
 Расходы, налоги и дефицит
 В п. 1 мы наблюдали, что за последние 20 лет госу-
 дарственные расходы в процентах к ВНП быстро
 росли во всех странах с развитой рыночной эконо-
 микой. Насколько вероятно, что эта тенденция со-
 хранится?
 Почти весь прирост государственных расходов в
 Соединенных Штатах и других странах ОЭСР за
 прошедшие 20 лет пришелся на социальные выпла-
 ты, в частности на пенсии по старости, на пособия
 по безработице и на медицинскую помощь. Отчасти
 этот сдвиг отражает происходившие изменения в
 структуре населения. Когда люди, родившиеся в пе-
 риод бума деторождения, достигли зрелого возраста,
 население состарилось. В семи крупнейших странах
 ОЭСР в 1960 г. 27% населения были в возрасте 14
 лет и меньше, а в 1985 г. только 20%. За этот же
 период доля населения старше 65 лет увеличилась с
 менее чем 10 до 13%. При сохранении действую-
 щей тенденции процесс старения населения будет
 продолжаться также и в XXI в.
 Забота о престарелых и больных стала во все воз-
 растающей степени рассматриваться как обязан-
 ность государства, а не самих индивидов, их семей
 или частной благотворительности. И не существует
 причины, по которой более богатые общества, како-
 выми стали страны ОЭСР за прошедшие 25 лет, не
 должны относительно больше заботиться о преста-
 релых, чем это делают более бедные общества. Вме-
 сте с тем, несомненно, растущая политическая сила
 лиц старшего возраста сыграла свою роль в увеличе-
 нии трансфертных выплат пожилым. Кандидаты на
 пост президента в Соединенных Штатах упорно
 клялись не сокращать пособия по программе соци-
 ального обеспечения.
 Должно ли общество направлять возрастающую
 долю своих ресурсов на поддержку престарелых и
 больных? Эта проблема является первоочередной
 для рассмотрения как с политической, так и с нрав-
 ственной позиций. Экономический анализ может
 выявить последствия альтернативных мер в этой об-
 ласти. Каковы последствия сокращения выплат по
 социальному обеспечению для тех лиц старшего
 возраста, которые продолжают работать? Каковы
 последствия разрешения ухода людей на заслужен-
 ный отдых и на получение ими пособий в возрасте
 60 лет вместо 62? Существуют ли лучшие способы,
 чем государственная программа бесплатной или
 льготной медицинской помощи, обеспечения охра-
 ны здоровья престарелых? На экономистов может
 быть возложена ответственность за ответы на все
 эти вопросы.
 Рост доли государственных расходов в ВНП, по-
 казанный на рис 4-1, по всей вероятности, не со-
 хранится. Конечно, против данной тенденции, под-
 разумевающей, что правительство не будет в бли-
 жайшем будущем распоряжаться большей долей
 ресурсов, чем сейчас, в Соединенных Штатах суще-
 ствовало сильное политическое движение. Во мно-
 гих других странах ОЭСР консервативные прави-
 тельства, придя к власти, пытаются ограничить пра-
 вительственные расходы.
 Проблема больших размеров дефицита США
 возникла относительно недавно. Большие размеры
 дефицита ведут свое начало от налоговых сокраще-
 ний в 1981—1983 гг., которые не сопровождались
 сокращениями в государственных расходах. Это ре-
 шение частично базировалось на утверждении, что
 Конгресс будет тратить все имеющиеся поступле-
 ния и что сокращение дохода — это, следовательно,
 способ сократить расходы. До 1987 г. это так и не
 72 Часть 1: Введение
 сработало. Дефицит стал важнейшей политической
 и экономической проблемой, но не много было до-
 стигнуто в решении этой проблемы. Почему? Пото-
 му что Конгресс и администрация не нашли про-
 грамм, которые они могли бы сократить, чтобы
 уравновесить расходы с доходами. Политическое
 давление против сокращения расходов было слиш-
 ком сильным
 Это могло случиться потому, что выигрыши от
 многих программ расходов имеют концентрирован-
 ное выражение, тогда как бремя издержек, связан-
 ных с оплатой этих программ, распределено по все-
 му населению. Но это также могло произойти пото-
 му, что общество на самом деле предпочитает те
 объемы государственных расходов, которые имеет.
 Споры об экономических последствиях дефицита
 продолжаются. Когда государство испытывает дефи-
 цит, расходуя больше, чем оно получает от налогов,
 оно вынуждено идти на займы для погашения раз-
 ницы. Государственные займы увеличивают нацио-
 нальный долг. Дефицит согласно широко распрост-
 раненному мнению является причиной инфляции, а
 наличие национального долга, как полагают, ложит-
 ся бременем на будущие поколения, которые вы-
 нуждены будут платить налоги, чтобы погасить этот
 долг. Приводит ли существование дефицита и долга
 именно к таким последствиям? Это будет анализи-
 роваться в гл. 34.
 Поскольку сократить государственные расходы
 оказалось столь трудным и поскольку дефицит бюд-
 жета в Соединенных Штатах был в недавнем про-
 шлом большим, выдвигалось много предложений о
 принятии законов, которые сделали бы обязатель-
 ным сбалансированный бюджет или ограничили бы
 долю государственных расходов в ВНП. В некото-
 рых штатах прошли законы, ограничивающие уро-
 вень и (или) рост местных налогов и расходов.
 Предпринимались также попытки провести зако-
 ны, имеющие целью сбалансировать бюджет на фе-
 деральном уровне. Некоторые предлагают внести
 поправку к Конституции, другие — просто принять
 закон Конгрессом В 1985 г. Конгресс одобрил зако-
 нопроект Грэма — Радмена — Холлингза, требовав-
 ший, чтобы размер дефицита сокращался год от го-
 да до тех пор, пока не стал бы сбалансированным к
 1991 г. Законопроект был объявлен антиконститу-
 ционным, но заменяющий закон прошел Тем не
 менее вовсе не обязательно, что законопроект Грэ-
 ма — Радмена — Холлингза окажется успешным в
 деле сокращения дефицита, так как он содержит
 некоторые лазейки. Многие спрашивают, зачем на-
 до было Конгрессу ожидать бюджетного баланса от
 законопроекта Грэма — Радмена —' Холлингза, ког-
 да у него были все полномочия для того, чтобы сба-
 лансировать бюджет, сокращая расходы или посто-
 янно увеличивая налоги.
 Почему конституционная поправка или общий
 закон, ограничивающий дефицит, могли бы помочь
 сократить дефицит или расходы, если Конгресс не
 может сейчас сократить расходы? Ответ таков, что
 вследствие сговоров и парадокса голосования объе-
 мы расходов, определенные в условиях давления аб-
 солютно со всех сторон, могут значительно отли-
 чаться от тех, которые могли бы быть достигнуты в
 результате взаимных уступок.
 ? Государство играет центральную роль в совре-
 менных смешанных экономиках. Ресурсы распреде-
 ляются не только через рынки, но также через по-
 литический процесс. Существуют веские теоретиче-
 ские доводы в пользу того, что государственное вме-
 шательство может помочь улучшить распределение
 ресурсов. Основная деятельность государства имеет
 место в тех сферах, где рынки работают плохо, на-
 пример в обеспечении такими общественными бла-
 гами, как оборона, и в регулировании. Другая сфера
 деятельности государства — перераспределение до-
 хода, передача дохода от одних людей другим. Здесь
 аргументы в пользу государственного вмешательства
 включают этические и моральные оценки. Но коль
 скоро рынки могут работать плохо, это же относит-
 ся и к политическому процессу. Мы будем изучать
 не только то, каким образом государство может
 улучшить функционирование экономики в принци-
 пе, но также и то, являются ли его действия эффек-
 тивными на практике
 
 Резюме
 Государственные структуры играют ведущую роль в
 современных смешанных экономиках. Совокупные
 расходы государственных структур всех уровней —
 федеральных, штатов и местных — в Соединенных
 Штатах превышают 35% ВНП.
 Роль государства не ограничивается только покупками
 товаров и услуг и осуществлением трансфертных пла-
 тежей. Государственные структуры устанавливают пра-
 вовые основы, в рамках которых осуществляется эко-
 номическая деятельность, регулируют экономическую
 деятельность и ггредпринимают попытки стабилизиро-
 вать экономический цикл.
 3. Налоги, которые государство поднимает для финанси-
 рования своей деятельности, оказывают воздействие
 на распределение ресурсов. Облагая товар налогом, го-
 Глава 4: Государство в смешанной экономике 73
 сударство повышает цену для покупателя и снижает
 цену, получаемую продавцами, сокращая тем самым
 объем выпуска товара
 Чем более чувствителен объем спроса (предложения)
 к изменениям цены, тем меньшую долю бремени от
 акцизного налога несут покупатели (продавцы) при
 прочих равных условиях.
 Государственное вмешательство в экономику может
 быть оправдано с экономических позиций в силу не-
 состоятельности, несовершенства рынка Стабилизация
 циклов деловой активности, решения об объемах про-
 изводства общественных благ, реагирование на внеш-
 ние эффекты, корректировка связанных с информаци-
 ей проблем, предотвращение монополии на рынке и
 вмешательство в целях создания социально желатель-
 ного распределения дохода и обеспечения насущными
 ' благами — все это представляет собой экономический
 фундамент той роли, которую играет государство в
 экономике.
 Государственные решения должны представлять инте-
 ресы общества, но зачастую не существует простого
 способа установления действительных интересов или
 предпочтений общества в целом. Процедуры голосова-
 ния могут приводить к противоречивым, несогласо-
 ванным решениям, а сговор может явиться причиной
 того, что издержки действий государства перевесят их
 выгоды. Политический процесс может придать непра-
 вомерно большой вес предпочтениям групп, интересы
 которых предстают в концентрированном виде
 Доля государственных расходов в ВНП резко выросла
 за прошедшие полстолетия и даже за прошедшие 20
 лет. Большая часть этого прироста была обусловлена
 увеличившимися трансфертными платежами, частично
 в результате старения населения. Увеличение доли го-
 сударства в совокупных расходах замедляется и может
 даже смениться падением Законы, призванные огра-
 ничить государственные расходы и дефицит, были
 приняты в Соединенных Штатах на федеральном
 уровне и на уровне штатов.
 Ключевые термины
 Трансфертный платеж
 Политика стабилизации (стабилизационный курс)
 Несостоятельность рынка
 Экономический цикл (цикл деловой активности)
 Общественные блага
 Частные блага
 «Едущий бесплатно» (те. пользующийся благами бесплатно)
 Внешний эффект
 Информационные проблемы
 Монополия
 Власть рынка
 Насущные (обеспечивающие достойное существование)
 блага
 Общественный выбор
 Парадокс голосования
 Сговор
 Сконцентрированные интересы
 Протекционализм
 Задачи
 В табл. 4-1 определите категории расходов, которые
 отражают (а) государственные ассигнования на обще-
 ственные блага, (Ь) касаются насущных благ, (с) каса-
 ются распределения дохода
 Обсудите, чем отличается Диснейлэнд от национально-
 го парка? Который из двух является общественным
 благом? Должен ли один из них или оба финансиро-
 ваться за счет общества? Могут ли национальные парки
 управляться на основе частного предпринимательства?
 Почему общество старается убедиться в том, что каж-
 дый ребенок получает образование? Обсудите различ-
 ные способы, которыми это могло бы быть сделано, и
 обоснуйте выбор именно одного метода, а не другого.
 Какие из следующих благ квалифицируются в качестве
 общественных: (а) противопожарная безопасность, (Ь)
 чистые улицы, (с) уборка мусора, (d) поликлинические
 услуги, (е) оркестр военных моряков США, (f) почто-
 вые услуги? Объясните и обсудите альтернативные
 способы обеспечения этими благами.
 Покупаете ли вы какие-либо товары и пользуетесь ли
 услугами, производимыми монополиями? Определите,
 какие именно, и объясните, почему этот продукт яв-
 ляется объектом монопольной продажи и почему мо-
 жет потребоваться государственное вмешательство для
 контроля цен, устанавливаемых монополией.
 В 70-х годах государство установило строгие нормы
 допустимого объема загрязняющих выхлопов для ма-
 шин. Подпадает ли это под какую-нибудь категорию,
 оправдывающую государственное вмешательство в де-
 ла рынка? Объясните.
 Какие имеются основания для размышлений по пово-
 ду того, что распределение дохода, производимое част-
 ными рынками, было бы желательным или, наоборот,
 нежелательным? Какова ваша точка зрения на жела-
 тельность государственного вмешательства для оказа-
 ния воздействия на распределение дохода?
 В чем состоит основное отличие процесса принятия
 решений частными лицами и государством, обусловли-
 вающее необходимость изучения принципов общест-
 венного выбора?
 Обсудите следующее положение: «Проблема, связан-
 ная с общественными решениями, заключается в том,
 что люди ненавидят налоги так сильно, что государ-
 ство никогда не решится взять на себя все расходы из
 страха обидеть тех, кто вынужден за это платить».
 10. Допустим, государство хотело бы способствовать по-
 треблению молока. Покажите, используя схему типа
 приведенной на рис 4-3, как субсидия (противопол-
 ожность налогу) производителям молока может увели-
 чить его потребление. (Вам надо показать кривые
 спроса и предложения при отложенной по вертикаль-
 ной оси цене, заплаченной потребителями.) Когда го-
 сударство предоставляет субсидию, оно платит опреде-
 ленную сумму в расчете на 1 галлон производителю.
 Следовательно, для ответа на вопрос вы должны пока-
 зать, что происходит с кривой предложения молока
 (начерченной так, что по вертикальной оси откладыва-
 ется цена, заплаченная потребителями), когда государ-
 ство оплачивает субсидию.

<< Пред.           стр. 31 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу