<< Пред.           стр. 42 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 гамбургеры по цене P, вместо того чтобы отказаться
 от них полностью. Теперь рассмотрим два альтерна-
 тивных изменения, которые ухудшают ситуацию
 для Фреда. Во-первых, предположим, что цена гам-
 бургеров возрастает до P2 и излишек Фреда снижа-
 ется на 4 долл. — до 6 долл. в неделю. Во-вторых,
 предположим, что вместо повышения цены произ-
 водитель просит Фреда заплатить 4 долл. за карточ-
 ку, которая давала бы ему право покупать гамбурге-
 ры по низкой цене P. Фред имел бы в точности тот
 же излишек (и в точности ту же полезность) в обо-
 их случаях.
 Таким образом, он был бы готов переплатить
 4 долл, чтобы воспрепятствовать увеличению цены
 до P2. Издержки, обусловленные ростом цены до P2,
 составляют для Фреда 4 долл. в неделю — именно
 эту максимальную сумму он был бы готов запла-
 тить, чтобы предотвратить повышение цены. Как
 видим, падение потребительского излишка Фреда
 вследствие роста цены дает денежную меру (долла-
 ровый эквивалент) его издержек, обусловленных
 данным увеличением цены.
 О Уменьшение излишка потребителя вслед-
 ствие роста цены равно максимальной сумме,
 которую потребитель был бы готов заплатить,
 чтобы воспрепятствовать росту цены; увеличе-
 ние излишка для потребителя вследствие сни-
 жения цены равно максимальной сумме, ко-
 торую потребитель был бы готов заплатить,
 чтобы вызвать снижение цены.
 Изменение величины потребительского излишка,
 обусловленное изменением цены, дает денежный
 (выраженный в долларах) показатель выгод или по-
 терь потребителя в результате изменения цены15.
 Окно 6-2 содержит пример использования этого
 показателя для оценки предлагаемого изменения в
 федеральной политике, которое привело бы к росту
 цены сахара. В данном примере для расчета измене-
 ний в величине излишка используется рыночная
 кривая спроса. Так как рыночные кривые спроса
 получаются путем сложения по горизонтали инди-
 видуальных кривых спроса (см рис 6-1), то это да-
 ет и суммарную величину выгод или потерь в де-
 нежном выражении, полученную всеми покупателя-
 ми в результате изменения цены. Одна из проблем
 данного подхода состоит в том, что он уравнивает
 всех потребителей (т.е. не взвешивает потребителей
 по величине их дохода). Сокращение на 1 долл. из-
 лишка миллиардера оценивается точно так же, как
 сокращение на 1 долл. излишка бедной семьи. Един-
 ственный способ разобраться с этой проблемой за-
 ключается в непосредственной работе с кривыми
 спроса отдельных потребителей или групп потреби-
 телей.
 ? В гл. 3 мы утверждали, что собственная цена то-
 вара, цены других товаров, потребительские доходы
 и вкусы — все это влияет на объем спроса. В дан-
 ной главе мы построили экономическую модель по-
 требительского поведения, которая показывает, как
 взаимодействие этих факторов влияет на расходы.
 Двигаясь от простого перечисления влияющих на
 спрос факторов к модели, мы оказались в состоянии
 вскрыть фундаментальные связи между изменения-
 ми цены и изменениями дохода: все изменения це-
 ны имеют следствием эффекты дохода, и воздей-
 ствие этих изменений на потребителей может быть
 оценено в долларах при использовании концепции
 потребительского излишка. Мы начинаем в следую-
 щей главе углубляться в сферу рыночного предложе-
 ния. Нанта задача — понять, как в результате взаи-
 модействия факторов, перечисленных при обсужде-
 нии поведения производителей в гл. 3, определяется
 объем предложения. Предельный анализ, используе-
 мый здесь для решения проблемы максимизации
 полезности, окажется столь же полезным и для ре-
 шения указанной выше задачи.
 15 Из углубленных курсов можно узнать, что этот показатель (изменение
 величины потребительского излишка) дает лишь приближенное значе-
 ние, хотя оказывается очень полезным лая практических целей.
 110 Часть 2: Спрос, предложение и 1>ынки товаров
 Резюме
 Шкала рыночного спроса получается путем сложения
 объемов спроса всех покупателей при каждом значе-
 нии цены. Рыночная кривая спроса представляет со-
 бой сумму по горизонтали кривых спроса всех инди-
 видов на рынке.
 Бюджетное ограничение обусловливает выбор комби-
 наций благ (или потребительских наборов), которые
 потребитель может себе позволить приобрести. По-
 скольку ни один потребитель не может себе позволить
 все, что ему хочется, то он оказывается перед лицом
 компромиссов, находящих итоговое выражение в от-
 рицательном наклоне линии бюджетных ограничений.
 В экономической теории под полезностью понимается
 удовлетворение, или счастье, получаемое потребите-
 лем от товаров и услуг, которые он покупает. Предель-
 ная полезность любого блага представляет собой при-
 рост совокупной полезности в результате потребления
 дополнительной единицы данного блага. Обычно пред-
 полагается, что предельная полезность является убыва-
 ющей, это означает, что предельная полезность тем
 меньше, чем большим количеством блага потребитель
 уже обладает.
 Потребитель в целях максимизации полезности кор-
 ректирует свои расходы путем выбора удовлетворяю-
 щего бюджетному ограничению потребительского на-
 бора, для которого отношение предельной полезности
 к цене является одинаковым для всех входящих в этот
 набор благ. В этой точке (на линии бюджетных огра-
 ничений) ценность последнего доллара расходов на
 каждое благо обеспечивает одинаковый прирост по-
 лезности, так что никакая перемена в направлениях
 расходов не может увеличить полезность.
 Можно охарактеризовать максимизацию полезности и
 иначе, сказав, что отношение цен любой пары благ
 должно равняться отношению их предельных полез-
 ностей.
 Изменение всех цен и дохода в одинаковой пропор-
 ции оставляет потребительский спрос на все блага не-
 изменным.
 Теория выявленных предпочтений показывает, что ес-
 ли поведение потребителей является непротиворечи-
 вым, то динамика их расходов будет описываться мо-
 делью максимизации полезности.
 Эффект дохода вследствие изменения цены заключает-
 ся в адаптации объемов спроса к изменению в поку-
 пательной способности дохода. Эффект замещения
 вследствие изменения цены заключается в адаптации
 объемов спроса к изменению относительных цен.
 Эффект замещения, обусловленный увеличением цены
 любого товара, ведет к сокращению объема спроса на
 него.
 
 Эффект дохода, обусловленный увеличением цены
 нормального товара, ведет к сокращению объема
 спроса на него. Следовательно, кривые спроса на нор-
 мальные товары должны удовлетворять закону спроса;
 они являются убывающими. На практике кривые
 спроса на низшие блага также являются убывающими.
 Потребительский излишек, связанный с любым това-
 ром, представляет собой разницу между максималь-
 ной суммой, которую потребитель заплатил бы за за-
 прашиваемое количество данного блага, и фактически
 заплаченной суммой. Потребительский излишек мо-
 жет быть измерен площадью фигуры, ограниченной
 сверху кривой спроса и снизу линией цены.
 12. Изменение величины потребительского излишка,
 обусловленное изменением цены, дает денежный (в
 долларах) показатель измерения выгод или потерь по-
 требителя от изменения цены.
 Ключевые термины
 Рыночная кривая спроса
 Индивидуальная кривая спроса
 Бюджетное ограничение
 Потребительский набор
 Функция полезности
 Совокупная полезность
 Предельная полезность
 Убывающая предельная полезность
 Относительные цены
 Эффект дохода
 Эффект замещения
 Закон спроса
 Товар Гиффена
 Излишек потребителя (потребительский излишек)
 Выгоды или потери в результате изменения цены
 Задачи
 Истинно или ложно следующее утверждение: Рыноч-
 ная кривая спроса является убывающей по двум при-
 чинам. Первая: кривая спроса каждого индивида явля-
 ется убывающей; вторая: чем ниже цена, тем больше
 реальных покупателей данного товара. (Для ответа
 воспользуйтесь рис. 6-1.)
 Ссылаясь на табл. 6-2, покажите, что для Фреда было
 бы неоптимальным решение съедать два гамбургера
 каждую неделю и посещать пять концертов. Для отве-
 та воспользуйтесь концепцией предельной полезности.
 Доход Александры составляет 200 долл. в неделю. Она
 живет в простом мире, в котором существуют только
 два вида ограниченных благ: говядина и рубашки.
 Фунт говядины стоит 5 долл, а каждая рубашка — 20
 долл. (а) Сделайте таблицу, аналогичную табл. 6-1, по-
 казав пять потребительских пар, которые Александра
 может себе позволить. (Ь) Нанесите на график эти
 точки и воспользуйтесь вашим графиком для характе-
 ристики бюджетного ограничения Александры, (с) Ес-
 ли Qj. — это объем спроса Александры на говядину, а
 Qp — объем ее спроса на рубашки, то напишите ра-
 венство, аналогичное равенству (1), характеризующее
 множество потребительских пар, которые Александра
 может купить, (d) Каковы альтернативные издержки
 Александры по приобретению двух дополнительных
 рубашек ? '(e) Как изменилось бы бюджетное ограни-
 чение Александры, если бы цена говядины упала до 1
 долл. за фунт, цена рубашек — до 4 долл. за штуку, а
 ее Доход — до 40 долл. в неделю?
 1. г
 
 Число съеденных Совокупная полезность
 печении от печенья
 *
 0 100
 1 143
 2 180
 3 200
 4 216
 5 226
 6 235
 Просмот- Совокупная Совокупная
 ренные полезность Съеденные полезность
 комиксы от комиксов конфеты от конфет
 0 0 0 0
 1 12 1 8
 2 22 2 13
 3 30 3 17
 4 36 4 20
 5 41 5 22
 6 45 6 23
 (а) Карл утверждает, что получает 100 «утилей» каж-
 дый день просто от того, что знает, что в мире суще-
 ствует печенье. Пока в мире есть печенье, возможно
 ли, чтобы его поведение могло бы все же противоре-
 чить данному утверждению? (Ь) Рассчитайте предель-
 ную полезность для Карла от печенья при каждом
 уровне его потребления, (с) Демонстрирует ли его
 функция полезности убывающую предельную полез-
 ность булочек?
 5. Бетти имеет недельный резерв в размере 6 долл, кото-
 рый она тратит на комиксы и конфеты. Каждая книга
 комиксов стоит 2 долл., а каждая конфета — 1 долл.
 Полезность для Бетти каждую неделю складывается из
 полезности от комиксов и полезности от конфет. Две
 составляющие ее функции полезности представляются
 следующим образом:
 (а) Показывает ли функция полезности Бетти убываю-
 щую предельную полезность от комиксов? (Ь) Пока-
 жите, что для Бетти не оптимальна трата всего сво-
 бодного остатка денег на комиксы, (с) Покажите, что
 также не оптимальна для Бетти трата всего ее резерва
 на конфеты, (d) Какую комбинацию благ выберет Бет-
 ти?
 Воспользуйтесь данными задачи 5. (а) Как изменились
 бы расходы Бетти, если бы ее денежный резерв возрос
 до 9 долл в неделю? (Ь) Как изменился бы ваш ответ
 на задачу 5(a), если бы все значения совокупной по-
 лезности в таблице к задаче 5 удвоились? Соотнесите
 ваш ответ с обсуждением измеримой полезности в
 п. 3.
 Джону нравится покупать видеозаписи фильмов и
 Глава. 6:
 4. Полезность от потребления печенья (в день) для Кар-
 ла выглядит следующим образом:
 6: Потребительское поведение и рыночный спрос Ш
 аудиозаписи. Каждая видеозапись стоит 30 долл, а
 аудиозаписи того типа, которые он покупает, стоят 12
 долл каждая, (а) Джон сообщает, что предельная по-
 лезность видеозаписей составляет для него 10 «ути-
 лей» , тогда как предельная полезность аудиозапи-
 сей — 20 «утилей». Максимизирует ли он полезность?
 Объясните так, чтобы Джон понял ваш ответ. (Ь) Как
 следует ему изменить расходы, чтобы увеличить полез-
 ность? (с) Допустим, Джон вместо высказывания (а)
 сообщает, что не знает, что такое «утили», но знает,
 что предельная полезность видеозаписи для него рав-
 няется предельной полезности аудиозаписи. Как изме-
 нились бы ваши ответы на задачи (а) и (Ь)?
 8. У Мелиссы завтра два экзамена: по экономике и по
 истории. Она чувствует себя уверенно в экономике, но
 беспокоится по поводу истории. Мелисса хотела бы
 максимизировать сумму баллов, полученных ею по
 двум экзаменам. Остается мало времени, и она может
 потратить еще только 1 ч на занятия. В зависимости
 от того, сколько дополнительных минут она тратит на
 подготовку к каждому экзамену, она ожидает полу-
 чить следующие баллы.
 Количество Количество
 минут, Ожидаемые минут, Ожидаемые
 посвященных баллы по посвященных баллы по
 экономике экономике истории истории
 
 
 0 70 0 50
 10 76 10 58
 20 81 20 65
 30 85 30 71
 40 88 40 76
 50 90 50 80
 60 91 60 83
 (а) Что означает «убывающая предельная полезность»
 в данном случае? (Ь) Объясните Мелиссе, почему ей
 не следует посвящать весь час более трудному для нее
 предмету — истории, (с) Как ей следует потратить
 этот час? (d) Как изменилось бы оптимальное исполь-
 зование ее времени, если бы все баллы по экономике
 были на 20 пунктов ниже, а по истории — на 10 пун-
 ктов выше? (е) Соотнесите ваш ответ на задачу (d) с
 обсуждением измеримой полезности в п. 3.
 9. Мы наблюдаем, что когда доход Флоренс увеличивает-
 ся, ее объем спроса на яблоки также увеличивается.
 Используя эту информацию, докажите, что объем ее

<< Пред.           стр. 42 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу