<< Пред.           стр. 76 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 к выводу, что в их личных интересах лучше сознать-
 ся, даже несмотря на то, что обоим было бы лучше,
 если бы оба они молчали. Угроза мести могла бы в
 данном случае воспрепятствовать обману и наруше-
 нию достигнутого ранее соглашения о том, что если
 попался — не сознаваться.
 Дилемма заключенных применима не только к
 преступникам и олигополистам. Обсуждавшаяся в
 гл. 4 проблема общественных благ по сути представ-
 ляет собой дилемму заключенных. Даже если бы вы
 хотели иметь больший военный бюджет, не в ва-
 ших личных интересах выписать чек министерству
 обороны. Ту же природу имеет и проблема жителей
 трущоб. Всем домовладельцам было бы лучше, если
 бы все отчисляли деньги на восстановление жилья,
 но вряд ли имеет смысл делать это в одиночку и
 вкладывать большие средства в трущобы. Перечень
 подобных ситуаций длинен и включает самые раз-
 ные проблемы, например такие, как загрязнение
 воздуха и гонка вооружений.
 В каком случае возникает сговор4?
 Центральная проблема анализа олигополии состоит
 в предсказании того, в каком случае будет иметь
 место сговор. Это требует прогноза ситуаций, в
 условиях которых фирмы будут в состоянии как до-
 говориться об ограничении соперничества, так и
 предотвратить нарушения данного соглашения. Эко-
 номисты еще не решили эту проблему полностью,
 но они выявили целый ряд факторов, делающих сго-
 вор более или менее вероятным.
 1. Вероятность сговора тем выше, чем в большей
 степени правовая система благоприятствует яв-
 ным соглашениям с целью повышения цены и
 ограничения объема производства. Одна, редко
 встречающаяся в жизни, крайность состоит в
 том, что сговор легко достижим в том случае,
 если контракты между соперничающими про-
 давцами, которые определяют цену и объемы
 выпуска, будут осуществляться в принудитель-
 ном порядке через суды. В этом случае угроза
 судебного разбирательства может удерживать
 соперников от обмана. Если не существует пра-
 вовых препятствий для соглашений по ценам и
 объемам выпуска, но суды не будут осущест-
 влять поддержку исполнения договорных согла-
 шений, то стремящиеся к сговору фирмы дол-
 жны искать какие-то иные меры защиты от-об-
 мана. В подобных условиях осуществляют свою
 деятельность международные картели, такие,
 как ОПЕК (которые обсуждаются ниже). Нако-
 нец, если явный сговор является противозакон-
 ным, как в Соединенных Штатах, то заключить
 договорное соглашение рискованнее и труднее.
 218 Часть 3: Несовершенство рынка и государственное регулирование
 2 Вероятность сговора тем выше, чем меньшее
 число фирм должно быть к нему причастно.
 Когда в некое дело вовлечено множество лиц,
 договориться труднее, и труднее выявить нару-
 шения в рамках договорного соглашения, когда
 в нем участвуют много продавцов. К примеру,
 фермеры США время от времени предпринима-
 ют попытки к ограничению выпуска тех или
 иных видов продукции, но без государственной
 помощи эти попытки к сговору неизменно про-
 валиваются, поскольку каждый индивидуальный
 фермер знает, что он может продавать сверх
 предназначенной для него квоты, не оказывая
 влияния на рыночную цену, и, таким образом,
 обманывать, не будучи уличенным. Однако если
 продавцов всего несколько, то все они находятся
 в поле зрения друг друга, и в этом случае веро-
 ятность того, что обман выявится, выше Следо-
 вательно, высокая концентрация продавцов де-
 лает сговор более вероятным, но ни в коем слу-
 чае не обязательным.
 Вероятность сговора выше в том случае, когда
 фирмам легко договориться о наилучших совме-
 стных действиях и когда соглашение такого ро-
 да должно достигаться лишь время от времени.
 Например, различия в издержках затрудняют
 соглашения по наиболее выгодной цене, так как
 фирмы с высокими издержками хотят установ-
 ления более высоких рыночных цен, чем фирмы
 с низкими издержками. При различиях в про-
 дукции могут потребоваться соглашения по це-
 лому ряду цен. Быстрые изменения в издержках
 или объемах спроса требуют частых пересмот-
 ров договорных соглашений.
 Вероятность продления договорных соглашений
 тем выше, чем легче выявляются нарушения в
 рамках соглашения. Выявление подобных нару-
 шений является трудным делом, если фирмы не
 могут отслеживать назначаемые их соперника-
 ми цены или продаваемые ими количества про-
 дукции. Фирмам редко удается договориться не
 конкурировать друг с другом "путем объедине-
 ния расходов на рекламу или на исследования
 по большей части потому, что такого рода рас-
 ходы трудно отследить. С другой стороны, если
 к фирмам могут быть приписаны постоянные
 покупатели, возможно, посредством предостав-
 ления каждой фирме монопольного положения
 * в некотором географическом регионе, то обман
 относительно легко выявляется. Например,
 крупные международные химические компании
 в период между мировыми войнами поделили
 между собой весь мир, и каждая продавала в
 «своих» странах.
 5. Сговор обусловливает повышение цен и прибы-
 лей и тем самым привлекает новые фирмы. Что-
 бы сговор был прибыльным в долгосрочной пер-
 спективе, необходимо предотвратить проникно-
 вение новых продавцов на рынок. В одних слу-
 чаях имеют место барьеры входа, которые обес-
 печивают это автоматически; в других — про-
 давцы — участники сговора могут предприни-
 мать действия по оттеснению или устранению
 новичков. Но время от времени приток новых
 фирм все же происходит и двигает цены в сто-
 рону конкурентного уровня, ограничивая моно-
 польную власть участвующих в сговоре фирм9.
 3. Разнообразие форм
 олигополистического поведения
 Как свидетельствует предшествующее обсуждение,
 поведение олигополистов на практике отличается
 многообразием. В этом параграфе мы обсудим не-
 которые типы поведения, которые могут возникать
 на практике, начиная с наиболее явной разновид-
 ности сговора.
 Явный сговор: картели
 Когда фирмы в отрасли идут навстречу друг другу и
 открыто договариваются о ценах и объемах выпу-
 ска, то говорят, что они образуют картель. Как мы
 уже отметили, на сегодняшний день в Соединенных
 Штатах явный сговор является нелегальным (проти-
 возаконным), и вследствие этого картели относи-
 тельно редки. Но все же иногда они создаются, и
 время от времени мы читаем истории о руководя-
 щих работниках корпораций, которые садятся в
 тюрьму за установление фиксированных цен. В окне
 12-2 описывается подобный исключительно важный
 случай незаконного установления фиксированных
 цен.
 Правовой статус картелей со временем претерпел
 изменения и различается по странам. На професси-
 ональный бейсбол, например, не распространяется
 действие закона США против картелей, тогда как
 баскетбол, футбол и хоккей подчиняются его дей-
 ствию. За рубежом отношение к картелям и другим
 соглашениям между фирмами, как правило, более
 мягкое, однако в Европе усиливается тенденция к
 тому, чтобы поставить их вне закона В Японии кар-
 тели получили большее распространение
 В XIX в. картели в Соединенных Штатах сущест-
 вовали во многих отраслях на законном основании.
 9 Говорят, что рынки, вход на которые является столь легким делом, что
 цену нельзя поднять выше конкурентного уровня без того, чтобы не
 привлечь тотчас же новые фирмы, считаются рынками совершенного со-
 перничества. В этом крайнем случае сговор совсем не может повысить
 прибыли.
 Глава 12: Олигополия и монополистическая конкуренция 219
 Окно 12-2. Великий заговор электрических компаний
 Начиная с 30-х годов руководящие работники «Джене-
 рал электрик», «Вестингауз» и других главных произво-
 дителей тяжелого энергетического оборудования в США
 принимали участие в деятельности секретных картелей,
 целью которых было устранение соперничества в рамках
 каждого из основных направлений их производственной
 специализации, включающих производство генераторов,
 трансформаторов, круговых прерывателей и изоляторов.
 Это оборудование приобретается предприятиями, кото-
 рые занимаются производством, передачей и распределе-
 нием электроэнергии. Некоторые из этих предприятий
 являются государственными; например, в Лос-Анджелесе
 электроэнергию проживающим в нем жителям продает
 муниципалитет. Другие являются частными, но их дея-
 тельность регулируется государством (как мы увидим в
 гл. 14); например, жители Нью-Йорка получают элект-
 роэнергию от частной фирмы «Консолидейтед Эдисон».
 Государственные предприятия, покупавшие оборудо-
 вание у членов картеля, потребовали от заинтересован-
 ных поставщиков представить им на рассмотрение сек-
 ретные заявки (содержащие предлагаемые ими цены на
 оборудование). Выбиралось предложение с самой низкой
 ценой, и объявлялся победитель, но цены предложения
 во всех заявках держались в секрете. Картели контроли-
 ровали этот бизнес, в основе которого лежали закрытые
 торги (закрытые торги часто используются в практике
 государственных закупок. — Прим. пер), вначале догова-
 риваясь о доле каждого члена картеля в этом бизнесе, а
 затем составляя шифрованные таблицы, в которых ука-
 зывалось, какая из фирм получала право на предложение
 низкой цены в течение каждого последующего двухне-
 дельного периода. Шифрованная таблица также уточня-
 ла, насколько взвинтят предлагаемые цены остальные
 участники торгов согласно этой «лунно-фазовой» систе-
 ме Таким образом, никогда две фирмы сразу не пред-
 ставляли на рассмотрение одинаковых предложений, ко-
 торые могли бы вызвать подозрение у потребителей, но
 обман тем не менее был сразу же заметен для всех чле-
 нов картеля.
 Частные предприятия обычно не проводили закрытых
 торгов. Имея дело с этими клиентами, участники карте-
 ля просто договаривались придерживаться объявленных
 ими цен. Они не закрепляли клиентов за конкретными
 фирмами. Это затрудняло раскрытие обмана среди чле-
 нов картеля. «Дженерал электрик» никак не могла бы
 сказать, уступила ли она заказ компании «Вестингауз»
 потому, что покупатель предпочел торгового агента «Ве-
 стингауз», или потому, что «Вестингауз» нарушила согла-
 шение и снизила свою цену.
 Действительно, в период своей деятельности эти кар-
 тели много раз прибегали к обману, нарушая соглаше-
 ния. Время от времени другие фирмы решали наказать
 обманщиков, и тогда разражались монопольные ценовые
 войны. (И покупатели, и продавцы называли их «белыми
 продажами».) В другие времена некоторые фирмы про-
 сто отказывались от участия в одном или более картелях,
 чувствуя, что они могли бы больше выиграть, увеличив
 свою долю в рынке путем энергичной конкуренции, а не
 сговора
 Этим незаконным соглашениям был положен конец в
 1960 г, когда замешанным в этом деле фирмам и их ру-
 ководителям было предъявлено обвинение со стороны
 федеральных присяжных в установлении фиксированных
 цен. Было оштрафовано 29 компаний почти на 2 млн.
 долл., и всем им было предъявлено требование заплатить
 во много раз больше этой суммы в возмещение ущерба
 клиентам, переплачивавшим за оборудование. Семеро
 руководителей были отправлены в тюрьму, а остальные
 23 получили условные жриговоры с испытательным сро-
 ком на 5 лет.
 Примечание. Интересное обсуждение деятельности этих карте-
 лей см; Richard Austin Smith, «The Incredible Electric Conspi-
 rasy», Fortune, April/May 1961.
 
 Эти картели существенным образом отличались по
 формам их организации, характеру деятельности и
 мере преуспевания. В частности, железные дороги
 были объединены в целый ряд картелей. Бичом кар-
 телей были частые войны цен, начинавшиеся обыч-
 но с попыток наказать фирмы, которые подозрева-
 лись в том, что ради успеха своего дела они шли на
 тайные ценовые скидки.
 Из современных картелей наиболее известным и
 преуспевавшим в течение десятилетия был, конечно
 же, ОПЕК — Организация стран — экспортеров
 нефти. ОПЕК был основан в 1960 г., но начал актив-
 но действовать только в 1973 г. С этого времени
 ОПЕК действовал как картель, включающий 12
 стран-членов (в том числе крупные производители
 стран Ближнего Востока наряду с Индонезией, Ни-
 герией и Венесуэлой), которые регулярно собира-
 лись вместе для принятия решений о назначении
 цен. В течение некоторого времени мировые цены
 на нефть оставались близкими к принятым внутри
 ОПЕК ценам. Но в первой половине 80-х годов це-
 ны стали падать, и в начале 1986 г. ценовые согла-
 шения ОПЕК потерпели крах. Что же произошло?
 На рис. 12-2 показано, что после 1973 г. цены
 ОПЕК резко возрастали дважды. Первый раз это
 произошло в 1973-1974 гг., когда картель впервые
 продемонстрировал свою силу, снизив объем своего
 производства во время Иом-Киппурской войны
 между Израилем и его соседями в октябре 1973 г.
 и после этой войны. Поскольку краткосрочный
 спрос на нефть неэластичен, цены на нефть возрос-
 ли в 4 раза. В 1970-1980 гг., когда в результате
 иранской революции были сорваны поставки нефти,
 цены опять удвоились. Общая сумма доходов ОПЕК
 220 Часть 3: Несовершенство рынка и государственное регулирование
 
 
 1970
 1975
 1980
 1985
 РИС. 12-Z Цена импортируемой сырой
 нефти в 1968-1986 гг. Номинальная (в теку-
 щих долл.) и реальная (в долл. 1986 г.) цены
 приобретения сырой нефти, импортируемой
 нефтеперерабатывающими заводами США.
 (Источник. Данные собраны Министерством
 энергетики США и содержатся в различных
 публикациях.)
 Год
 от нефти возросла за период с 1973 по 1980 г. на
 340% (даже после корректировки на общий рост
 цен за этот период). Картель сильно преуспел в деле
 ограничения объема выпуска и увеличения прибыли
 его членов.
 Страны — члены ОПЕК, конечно же, не един-
 ственные в мире производители нефти; в 1973 г. на
 страны, не являющиеся членами ОПЕК (включая
 Соединенные Штаты, Советский Союз, Норвегию,
 Мексику и Великобританию), приходилось 44% ми-
 рового производства нефти. Но, как показывает об-
 суждение модели доминантной фирмы в гл. 11, кар-
 телю, для того чтобы иметь существенную моно-
 польную власть, не требуется контролировать весь

<< Пред.           стр. 76 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу