<< Пред.           стр. 82 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 жить более сложные примеры поведения6. В 1880-х
 годах фермеры настойчиво выступали в поддержку
 регулирования железнодорожного сообщения и по-
 лучали выгоды, например, от ограничений на желез-
 нодорожные тарифы. В 1930-х годах владельцы гру-
 зовиков сопротивлялись регулированию; их деятель-
 ность регулировалась главным образом потому, что
 железнодорожные компании желали увеличения та-
 рифов на грузовые перевозки в целях ослабления
 конкуренции со стороны грузового автотранспорта.
 Аналогично, тот факт, что деятельность авиалиний и
 автотранспортные перевозки подверглись процессу
 дерегулирования, наводит на мысль о том, что иног-
 да и большое количество людей (например, авиапас-
 сажиры и судовладельцы) могут быть объединены в
 политически действенную силу.
 Точно так же гипотеза захвата является слишком
 простой для приемлемого объяснения поведения
 работников органов регулирования. Законы, лежа-
 щие в основе экономического регулирования, как
 правило, весьма расплывчаты и дают работникам
 регулирующих агентств большую свободу в дости-
 жении своих собственных целей, а цели эти варьи-
 руются как во времени, так и по отдельным агент-
 ствам. В период 1960-х годов комиссии штатов, ре-
 гулирующие деятельность электрических компаний,
 уделяли им мало внимания, и эти компании получа-
 ли высокие прибыли. Комиссии вполне могли слу-
 жить интересам этих компаний, как и предсказыва-
 ет гипотеза захвата. Но в 1970-е годы многие работ-
 ники регулирующих агентств на уровне штатов пы-
 тались достичь весомых политических результатов
 посредством снижения цен на электроэнергию, в
 результате чего страдали электрические компании.
 На федеральном уровне Федеральная комиссия по
 связи (FCC) сохраняла в течение долгого времени
 налог на телефонные переговоры на дальние рассто-
 6 Для основательного обсуждения этих проблем и фактов см. James Q.
 Wilson, «The Politics of Regulation», — J. Q. Wilson (ei), The Politics of
 Regulation, Basic Boob, NewYork, 1980.
 236 Часть 3: Несовершенство рынка и государственное регулирование
 яния (устанавливая тарифы на них выше себестои-
 мости) для субсидирования местной телефонной свя-
 зи, Министерство гражданской авиации (CAB) под-
 держивало прибыльность авиалиний, препятствуя
 возникновению новых фирм, a ICC пыталась заста-
 вить железнодорожные компании продолжать невы-
 годное для них обслуживание малых городов. Но в
 годы президентства Картера и Рейгана члены всех
 этих агентств энергично выступали за дерегулирова-
 ние Сотрудники регулирующих агентств, как и за-
 конодатели, являются политиками, но реагируют
 они не только на политическую власть регулируемых
 фирм В гипотезе захвата есть доля истины, но она
 не дает полной картины.
 Социальное регулирование
 Для существования большинства из приведенных в
 табл. 13-1 агентств, занимающихся социальным ре-
 гулированием, имеются четкие экономические осно-
 вания. Большинство из них имеют дело с послед-
 ствиями внешних эффектов (таких, как загрязнение
 воздуха) или с ситуациями, в которых лица, прини-
 мающие решения, часто оказываются не вполне ин-
 формированными (как, например, с ситуациями,
 представляющими опасность для здоровья). Соот-
 ветственно мало кто из экономистов предлагал
 ограничить масштабы социального регулирования,
 однако многие были настроены критически в отно-
 шении существующих законов и регулирующих
 агентств.
 Гипотеза захвата не очень-то помогает в объясне-
 нии становления социального регулирования. На-
 пример, большинство рабочих мест в Соединенных
 Штатах оказалось под юрисдикцией Управления по
 технике безопасности и охране труда (OSHA). Фир-
 мы, деятельность которых регулируется этим Уп-
 равлением, не являются, таким образом, небольшой
 и легко организуемой группой. Более того, они ни-
 чего не выигрывают от регулирования, особенно по-
 сле принятия закона о создании OSHA, который
 подобно большинству законодательных актов по со-
 циальному регулированию предоставляет регулиру-
 ющему агентству малую свободу действий. Управле-
 нию предписано «гарантировать, насколько это воз-
 можно, всем работающим в стране мужчинам и
 женщинам безопасные и здоровые условия работы»,
 а не только устранять неоправданные риски или
 обеспечивать работников информацией. В меропри-
 ятия по социальному регулированию оказываются
 вовлеченными большие группы населения: рабочие,
 специалисты в области охраны окружающей среды,
 потребители и многочисленные фирмы.
 Точно так же работники органов социального ре-
 гулирования редко обвиняются в том, что они дей-
 ствуют в интересах регулируемых ими субъектов.
 Работники органов социального регулирования ча-
 сто являются профессионалами в области здравоох-
 ранения, безопасности и других связанных с ними
 областях. Вероятно, они действуют в угоду группам,
 выступающим в поддержку их агентств, но их дей-
 ствия ограничены законами, которые подобно зако-
 ну об OSHA предписывают им устранять опреде-
 ленные явления или ситуации, а не оптимизировать
 их. Таким образом, работников органов социального
 регулирования чаще обвиняют в чрезмерном усер-
 дии, нежели в подчинении их тем, чью деятельность
 они регулируют7.
 3. Внешние эффекты и деятельность
 Управления по охране окружающей
 среды (EPA)
 Перейдем к рассмотрению важного примера из об-
 ласти социального регулирования: контроля за за-
 грязнением окружающей среды. Мы начнем с обо-
 снования экономических доводов в пользу государ-
 ственного регулирования загрязнения- окрркающей
 среды. Затем мы обсудим то, как Управление по
 охране окрркающей среды (EPA) подошло к реше-
 нию стоящей перед ним задачи, и завершим параг-
 раф обсуждением возможностей реформы в этой
 области регулирования.
 Внешние эффекты и оптимальное
 регулирование
 О Внешний эффект имеет место всегда, ког-
 да действия некоторого домашнего хозяйства
 или фирмы непосредственно влияют на из-
 держки или выгоды каких-либо других домаш-
 них хозяйств или фирм и когда эти побочные
 эффекты не находят полного отражения в ры-
 ночных ценах.
 Загрязнение окружающей среды — это наиболее
 очевидный и важный пример внешнего эффекта
 Рассмотрим химическую компанию, которая сбра-
 сывает отходы своего производства в реку. Эти сто-
 ки загрязняют местные запасы воды, причиняют
 вред рыбе и птицам и распространяют отвратитель^
 ный запах. Компания наносит прямой ущерб мест-
 ным жителям Другими словами, она пользуется ре-
 кой для сброса сточных вод и не несет соответству-
 7 Хотя мы откладываем подробное обсуждение антитрестовской политики
 до следующей главы, здесь стоит отметить, что ни истоки антитрестов-
 ских законов, ни поведение антитрестовских агентств полностью не об>
 ясняются гипотезой захвата. Антитрестовские законы подобно большин-
 ству положений по социальному регулированию применимы в сущности
 ко всем фирмам в экономике. А антитрестовские агентства, так же как
 и комиссии по социальному регулированию, укомплектованы главным
 образом профессионалами: юристами и экономистами.
 Глава 13: Регулирование экономической деятельности 237
 ющих расходов. Частные издержки производства
 этой химической компании ниже величины общест-
 венных издержек, так как она не платит за ущерб,
 наносимый ею окружающей среде. А следовательно,
 и рыночные цены производимых фирмой химиче-
 ских продуктов, вероятно, будут ниже истинных об-
 щественных издержек производства, которые вклю-
 чают полные затраты на обработку сточных вод.
 Это в свою очередь ведет к неэффективному рас-
 пределению ресурсов, поскольку потребление этих
 химических продуктов слишком велико. Предельная
 ценность последней единицы произведенной про-
 дукции ниже величины предельных общественных
 издержек производства, так что ее производство
 должно быть сокращено.
 Не все внешние эффекты имеют нежелательный
 характер. Окрашивая заново свой дом, его владели-
 ца приносит определенную пользу своим соседям,
 так как вид из их окон становится более привлека-
 тельным. Но поскольку домовладельцам не оплачи-
 ваются производимые ими побочные эффекты, то
 величина общественных выгод от покраски дома
 превосходит величину частных выгод. Это сильно
 уменьшает предложение вновь окрашенных домов,
 т.е общество в целом выиграло бы, будь такого рода
 домов больше. Однако домовладельцы производят
 окраску только тогда, когда их частные выгоды от
 окраски превышают издержки.
 Как подсказывают эти примеры, внешние эффек-
 ты возникают на месте отсутствующих рынков,
 фирмы или домашние хозяйства выступают в каче-
 стве потребителей (сбрасываемых в реку отходов)
 или производителей (приятного вида свежеокра-
 шенных домов) продуктов, обладающих ценностью,
 но не имеющих цены. Даже если все существующие
 рынки являются совершенно конкурентными, то
 распределение ресурсов в экономике в целом не бу-
 дет эффективным, если некоторые рынки отсутству-
 ют. В этом случае предельные издержки производ-
 ства благ не будут совпадать с их предельной цен-
 ностью. Будет произведено слишком много благ,
 приводящих к неблагоприятным или негативным
 внешним эффектам, а благ, приводящих к положи-
 тельным внешним эффектам, будет произведено в
 недостаточном объеме
 Почему мы говорим здесь в первую очередь об
 отсутствующих рынках? В целом потому, что загряз-
 нение окружающей среды и другие важные внеш-
 ние эффекты являются во многих аспектах общест-
 венными благами (или общественными «бедами»).
 Если вы производите окраску своего дома, то у всех
 ваших соседей вид из окон становится более прият-
 ным; выгоды, получаемые любым из них, отрицать
 невозможно. Каждый живущий в крупном городе
 дышит тем же воздухом, что и остальные; и в дан-
 ном случае невозможно отрицать выгоды для кого
 бы то ни было от снижения уровня загрязнения
 воздуха Как обсуждалось в гл. 4, поскольку «непла-
 тельщиков» нельзя исключить из потребления,
 обычные рынки не могут работать нормально в слу-
 чае общественных благ. Таким образом, есть серьез-
 ный довод в пользу государственного вмешательства
 в том случае, когда множество людей испытывают
 воздействие внешних эффектов.
 ОПТИМАЛЬНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО. Должно ли
 государство вмешиваться всегда, когда четко уста-
 новлено наличие такого рода внешнего эффекта? Ес-
 ли рассматривать этот вопрос в практическом пла-
 не, ответ должен быть отрицательным, поскольку
 государственное регулирование не является бесплат-
 ным. Например, чувства студентов могут быть
 оскорблены вкусами профессоров в выборе галсту-
 ков, но трудно себе вообразить агентство по «гал-
 стучному» регулированию, выгоды от деятельности
 которого были бы равны издержкам по его содер-
 жанию. В большинстве стран регулирование охваты-
 вает внешние эффекты, связанные с использованием
 земли (к примеру, не разрешается строительство
 электростанций в жилых районах) и загрязнением
 окружающей среды.
 Предположим, правительство решило что-то
 предпринять в связи с загрязнением реки. Какова
 должна быть его цель? Поскольку конкурентные
 рынки распределяют ресурсы эффективно, то и пра-
 вительству (если оно заинтересовано в эффективно-
 сти) следует попытаться сымитировать работу кон-
 курентного рынка. Иными словами, оно должно
 найти замену отсутствующему рынку.
 Рисунок 13-1 иллюстрирует используемые при
 этом принципы. На горизонтальной оси показано
 снижение степени загрязненности конкретной реки
 по сравнению с ситуацией, предшествующей госу-
 дарственному вмешательству8. Кривая, обозначенная
 MC, — это кривая предельных издержек, связанных
 со снижением уровня загрязнения в результате со-
 кращения объема сбрасываемых в реку отходов,
 при минимально возможных совокупных издерж-
 ках. Она аналогична кривой предложения на обыч-
 ном конкурентном рынке Вспомните, что на конку-
 рентном рынке совокупный выпуск обходится наи-
 более дешево в силу равенства предельных издер-
 жек производства для всех фирм, так что издержки
 не могут быть уменьшены за счет перераспределе-
 ния совокупного выпуска между ними. Экономия
 8 Мы характеризуем данный рынок как связанный скорее со снижением
 уровня загрязнения, чем с абсолютным уровнем загрязнения или со
 сбросами сточных вод в реку, так что по горизонтальной оси откладыва-
 ется положительный эффект — «благо», а не отрицательный — «вред»,
 как в обычном анализе спроса—предложения. Это не влияет на резуль-
 таты.
 238 Часть 3: Несовершенство рынка и государственное регулирование
 
 100%-й уровень
 чистоты
 Снижение уровня загрязнения
 РИС. 13-1. Оптимальный уровень снижения загрязнения.
 Предельные издержки по снижению уровня загрязненности во-
 ды возрастают по мере уменьшения этого уровня. Предельные
 выгоды от дальнейшего снижения уровня загрязненности падают
 по мере того, как вода становится чище. Оптимальный уровень
 снижения объема загрязнений — это уровень Q0. При данном
 уровне загрязнения величина предельной выгоды, получаемой в
 результате небольшого улучшения состояния окружающей среды,
 в точности совпадает с величиной предельных издержек по до-
 полнительному снижению уровня загрязненности
 кривая AdC в данном случае есть результат обобще-
 ния более разнообразного набора решений и стра-
 тегий, чем в случае большинства обычных кривьн
 предложения.
 На рис 13-1 мы изображаем кривую AdC как бы-
 стро растущую, чтобы отразить тот факт, что дл1
 резкого сокращения объема сбросов необходимы,
 как правило, решительные и дорогостоящие меры.
 На рис. 13-2 показаны предельные издержки по
 снижению одного вида загрязнений в процессе очи-
 стки нефти. До 70% объема загрязнений может
 быть устранено достаточно дешево, но избавление
 от оставшихся 30% требует существенно больших
 затрат.
 Кривая AdB на рис. 13-1 показывает величину
 предельных общественных выгод, обусловленных
 снижением уровня загрязнения, точно так же как
 обычные кривые спроса показывают величину пре-
 дельной ценности возросшего объема выпуска дл1
 общества. Основное отличие состоит в том, что, по-
 скольку река относится к категории общественных
 благ, невозможно запретить потребителям пользо-
 ваться ею. Следовательно, мы не можем получить
 оценку кривой AdB, отмечая непосредственно объе-
 мы спроса на снижение уровня загрязнения при
 различных значениях цены. На практике существу-
 ют многообразные способы оценки величины пре-
 дельной выгоды. Например, ценность обеспечения

<< Пред.           стр. 82 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу