<< Пред.           стр. 83 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 безопасности купания в реке могла бы быть получе-
 на на основе оценки предполагаемого количества
 «V
 •
 
 на издержках какой-то одной фирмы, обусловлен-
 ная сокращением ее выпуска на 1 единицу, в точно-
 сти равняется величине прироста издержек другой
 фирмы при производстве 1 дополнительной едини-
 цы. Точно так же величина совокупных издержек,
 связанных со снижением уровня загрязнения, ми-
 нимальна тогда, когда предельные издержки по со-
 кращению объемов выбросов одинаковы для всех
 загрязнителей окружающей среды.
 Однако имеется и существенное отличие, фирмы,
 загрязняющие конкретную реку, могут производить
 сильно отличающиеся продукты, используя совер-
 шенно разные производственные технологии. Для
 некоторых фирм наиболее дешевый способ умень-
 шения сбросов может заключаться в предваритель-
 ной очистке отходов перед сбросом их в реку. Дру-
 гие фирмы могут изменить используемые техноло-
 гии или ассортимент производимых продуктов. У
 третьих может не быть иного выбора, кроме сокра-
 щения объема выпускаемой продукции или оконча-
 тельного ухода из этой области деятельности. Пре-
 дельные издержки, связанные с уменьшением сбро-
 сов, могут оказаться очень высокими для одних
 фирм и очень низкими для других. Таким образом,
 
 0 20 40 60 80 100
 Снижение объемов выбросов, %
 РИС. 13-2. Предельные издержки по снижению загрязне-
 ния в процессе очистки нефти. (Источник William J. Baumol
 and Wallace E. Oates, Economics, Environmental Policy, and the
 Quality ofUfe, Prentice-Hall, Englewood Cliffs, N.J., 1979, p. 213.)
 Глава 13: Регулирование экономической деятельности 239
 плавающих и определения выраженной в долларах
 стоимости каждого посещения исходя из стоимости
 посещения других мест для купания. Как правило,
 кривые MB стремительно убывают, поскольку после
 того, как источающая неприятный запах река, не-
 пригодная для существования в ней рыбы, становит-
 ся достаточно чистой для питья, дальнейшее повы-
 шение качества воды имеет чрезвычайно малый эф-
 фект для любого человека.
 Коль скоро правительство имеет представление о
 кривых MB и AdC, его оптимальная политика ясна.
 Оптимум имеет место в точке E на рис 13-1, в ко-
 торой предельные издержки по снижению объема
 загрязнений в точности равняются величине пре-
 дельной выгоды, связанной с дальнейшим снижени-
 ем уровня загрязнений. Если загрязнение реки пре-
 вышает его уровень в точке E, то выгоды от сниже-
 ния загрязнения немного превосходят величину из-
 держек; если река более чистая, чем в точке Q0, то
 общество в целом получает выгоды, разрешая фир-
 мам снижать свои издержки за счет увеличения
 объемов выбросов.
 Утверждение о том, что степень загрязнения
 окружающей среды может быть слишком низкой,
 может показаться странным. Когда люди размыш-
 ляют о проблеме загрязнения, то естественно в дан-
 ном случае сказать, что чем меньше, тем лучше. Но
 это только одна сторона равенства, показывающая
 величину выгод. Так как сокращение загрязнения
 означает увеличение расходов на приборы контроля
 уровня загрязнения и уменьшение расходов на дру-
 гие полезные вещи, то попытка полностью изба-
 виться от загрязнений не обязательно является оп-
 тимальной стратегией. Например, устранение всех
 загрязняющих воздух выбросов* потребовало бы гро-
 мадных инвестиций в ядерную энергетику и чрез-
 вычайно увеличило бы стоимость электроэнергии.
 То, какой уровень загрязнения является экономиче-
 ски эффективным, зависит как от выгод, так и от
 издержек на очистку.
 НАЛОГ НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ
 СРЕДЫ, В ситуации, изображенной на рис 13-1, мы
 показали, что задача государства заключается в сни-
 жении уровня загрязнения на величину Q0 наиболее
 дешевым способом. Каким образом оно могло бы
 решить эту задачу? Если государство располагает до-
 статочной информацией, оно могло бы рассчитать
 наиболее дешевый способ сокращения объема вы-
 бросов и просто указать каждой фирме, загрязняю-
 щей окрркающую среду, что ей делать. Или же оно
 могло бы сэкономить бумагу, доводя до каждой фир-
 мы только оптимальное задание по снижению уров-
 ня загрязнения, оставляя за фирмой решение о том,
 как выполнить его с наименьшими издержками.
 Но хотя уменьшения объема загрязняющих вы-
 бросов можно достичь множеством различных спо-
 собов, похоже, ни одно государственное агентство
 не в состоянии выполнить такого рода расчет на
 практике, особенно еще и потому, что фирмы заин-
 тересованы в завышении величины своих затрат на
 очистку. Тем не менее существует более простое ре-
 шение. Государство может установить налог на за-
 грязнение окружающей среды, равный величине P0
 в расчете на единицу сбрасываемых в реку загряз-
 няющих сточных вод. В этом случае каждая фирма
 увеличивает свои прибыли при уменьшении объема
 своих сбросов тогда, когда величина ее предельных
 издержек по снижению объема неочищенных сто-
 чных вод на 1 единицу меньше соответствующей
 величины экономии на налоге P0. После того как
 каждая фирма выберет свой уровень снижения объ-
 ема сброса, позволяющий ей максимизировать соб-
 ственные прибыли, предельные издержки по даль-
 нейшему сокращению объема сброса будут равны
 P0 для всех фирм.
 Так как предельные издержки по снижению объ-
 ема загрязнения равны для всех фирм, то из этого
 следует, что совокупная величина его снижения в
 размере Q0 будет автоматически достигаться при са-
 мых низких совокупных издержках, — совсем как
 автоматическая минимизация издержек производ-
 ства продукции совершенно конкурентным рынком
 В этой точке у всех фирм имеются стимулы к раз-
 работке и использованию новых способов для даже
 большего сокращения объема загрязнения, с тем
 чтобы уменьшить свои налоговые платежи. Фирмы,
 которые не могут снизить объем загрязняющих от-
 ходов на единицу продукции, будут платить относи-
 тельно высокие налоги. В результате их издержки
 будут расти, вызывая рост цен, который приведет к
 уменьшению потребления «грязеемких» видов про-
 дукции, т. е таких, у которых в себестоимости отно-
 сительно высока доля затрат, связанных с загрязне-
 нием.
 Может ли в действительности контроль за загряз-
 нением окружающей среды осуществляться с по-
 мощью налогообложения? Только не в Соединен-
 ных Штатах. Однако в Западной Германии налоги
 на загрязнение применялись с начала нашего столе-
 тия для контроля за загрязнением воды в бассейне
 Рура. И хотя суммарный объем водостока в этой
 области меньше, чем в районе реки Потомак, а раз-
 мещено в этом районе примерно 40% промышлен-
 ных предприятий Германии, реки здесь, как прави-
 ло, весьма чистые по стандартам США9.
 ' Для дискуссии по поводу этою опыта см. Allen V. Kneese and Blair T.
 Bower, Managing Water Quality, John Hopkins University Press, Baltimore,
 1968.
 Hf, 18 — Экономика
 240 Часть 3: Несовершенство рынка и государственное регулирование
 Контроль EPA за уровнем загрязнения
 В конце 60-х годов проблема загрязнения окружаю-
 щей среды превратилась в важную социальную про-
 блему. На рис 13-3 показано постепенное ухудшение
 состояния озер Эри и Онтарио с 1900 по 1970 г, из-
 меряемое присутствием в их водах нерастворимых
 твердых частиц. Аналогичные рисунки можно приве-
 сти для других озер и рек, открытых морей, город-
 ского воздуха и даже для состояния воздушной сре-
 ды в стране10.
 EPA было создано в 1970 г. как реакция на широ-
 ко распространенное убеждение, согласно которому
 загрязнение окружающей среды вышло из-под конт-
 роля. Это Управление руководило множеством про-
 грамм, связанных с Загрязнением воздуха, воды и
 вредными шумами, а также с загрязнением среды
 твердыми отходами, токсичными веществами и с ра-
 диационным загрязнением. EPA было поручено за-
 ниматься проблемами улучшения окружающей сре-
 ды, а не выравниванием предельных издержек и
 предельных выгод. Например, на EPA возложена от-
 ветственность за проведение в жизнь закона 1972 г.,
 устанавливающего в качестве цели «прекращение
 выбросов загрязняющих веществ в судоходные воды
 к 1985 г.». Эта задача не была выполнена, и, как сви-
 детельствует наш предшествующий анализ при взве-
 шивании всех «за» и «против», это не так уж плвхо.
 EPA никогда не применяло налоги для контроля
 за загрязнением окружающей среды. Вместо этого
 оно опиралось на два типа нормативов. Технические
 нормативы указывают фирме, что именно она дол-
 жна делать для того, чтобы оставаться в рамках за-
 кона. Например, все новые электростанции, работа-
 ющие на угле, должны применять устройства, назы-
 ваемые газоочистителями (газоочистные установки),
 для сокращения выбросов двуокиси серы, вызываю-
 щих кислотные дожди. С другой стороны, норма-
 тивы на единицу произведенной продукции или вы-
 полненных работ (в данном случае речь идет о
 нормативах удельных выбросов, или о предельно до-
 пустимых выбросах (ПДВ) на единицу продукции.
 — Прим. пер.) просто ограничивают допустимый
 уровень загрязняющих выбросов, оставляя фирмам,
 вовлеченным в производство этой продукции, са-
 мим решать вопрос о том, как достичь этих норма-
 тивов с наименьшими издержками. Загрязнение ок-
 ружающей среды новыми автомобилями регламен-
 тируется установленными Конгрессом нормативами.
 Экономисты критически настроены по отноше-
 10 Данные по многим видам загрязнений обобщены в гл. 2 книги: William
 J. Baumol and Wallace E Oates, Economics, Environmental Policy, and the
 Quality of life, Prentice-Hall, Englewood Clifls, NJ, 1979. Авторы напо-
 минают нам, что загрязнение окружающей среды давно уже представ-
 ляет собой серьезную проблему: в 1700 г. показатели загрязнения возду-
 ха в Лондоне были хуже, чем в Лос-Анджелесе 15 лет назад.
 
 Год
 РИС 13-3. Изменение концентрации нерастворимых твер-
 дых частиц в озерах Эри и Онтарио, 1900-1970 гг. (Источ-
 ник: William J. Baumol and Wallace E. Oates, Economics,
 Environmental Policy, and the Quality of Life, Prentice-Hall,
 Englewood Cliffs, NJ, 1979, p. 16.)
 нию к нормативам по нескольким причинам. Пер-
 вая: технические нормативы могут стать препят-
 ствием для фирм в применении более дешевых спо-
 собов сокращения загрязнений. Вторая: когда дея-
 тельность фирмы удовлетворяет требованиям обоих
 типов нормативов, у нее отсутствуют стимулы к
 дальнейшему снижению объема загрязнения, как
 было бы в условиях налоговой системы. Третья: нор-
 мативы ориентированы на их применение больши-
 ми группами фирм, даже несмотря на то, что диф-
 ференциация предельных издержек, включаемых в
 расчет, может быть огромной. Из-за того что уголь,
 используемый на западе и юго-западе, содержит ма-
 ло серы, единые нормативы использования газоочи-
 стных установок вызывают там гораздо более высо-
 кие издержки на единицу снижения загрязняющих
 выбросов, чем на востоке, где уголь содержит боль-
 ше серы и степень загрязнения воздуха выше Чет-
 вертая: применение нормативов часто сопряжено с
 нежелательными побочными эффектами. Нормати-
 вы удельных выбросов выхлопных газов автомобиля-
 ми относятся только к новым автомобилям и вызы-
 вают их удорожание. Соответственно ослабевают
 стимулы замены старых машин, имеющих более
 высокие показатели загрязнения. Нормативы ис-
 пользования средств газоочистки, которые применя-
 ются только к новым электростанциям, имеют точ-
 но такие же последствия.
 EPA утверждает, что на практике проще конт-
 ролировать соблюдение нормативов, чем налогов.
 Легче посмотреть, используются ли требуемые уст-
 ройства или периодически проверять, выполняются
 ли удельные нормативы (нормативы на единицу
 произведенной продукции), чем постоянно отслежи-
 Глава 13: Регулирование экономической деятельности 241
 ТАБЛИЦА 13-2. Выбросы в воздух загрязняющих
 веществ в Соединенных Штатах (в млн. т)
 1970
 1977
 1983
 Загрязняющее вещество
 
 19,8 9,9 7,6
 31,1 29,0 22,9
 20,0 23,0 21,4
 29,8 26,0 21,9
 108,3 89,4 74,5
 224,6 155,6 51,7
 Твердые частицы*
 Окислы серы
 Окислы азота
 Гидрокарбонаты
 Окись углерода
 Свинец (тыс т.)
 * Дым, пыль и копоть.
 источник Statistical Abstract of the United States, 1986, Table 352.
 вать объемы выбросов в целях налогообложения. На-
 лог на загрязнение окружающей среды автомобиля-
 ми практически не используется. Более того, закон
 предусматривает ликвидацию загрязнений, а послед-
 ствия воздействия налога на уровень загрязнения
 труднопредсказуемы, поскольку сложно оценить
 кривые MC. EPA утверждает, что использование нор-
 мативов имеет более определенные последствия. Од-
 нако приведенное выше обсуждение применения
 нормативных показателей работы автомобилей сви-
 детельствует о том, что и последствия использования
 нормативов также не всегда легко предсказуемы.
 БЫЛА ЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ EPA УСПЕШНОЙ?
 Способствовала ли деятельность EPA по регулирова-
 нию загрязнения окружающей среды снижению его
 уровня? Результаты измерения качества воздуха в
 целом свидетельствуют об улучшении его состояния
 с 1970 г., но они также показывают наличие срав-
 нимых (с периодом 1970-х годов) улучшений в
 1960-х годах, до учреждения EPA11. В эти периоды
 экономика переходила от производства товаров к
 производству услуг, а также имел место рост коэф-
 фициента полезного действия автомобильных мото-
 ров и силовых установок, что способствовало сниже-
 нию уровня загрязнения. В табл. 13-2 представлены
 данные о выбросах в воздух загрязняющих веществ
 с 1970 г. Загрязнение снизилось по всем категориям
 загрязняющих веществ, кроме одной — окислов
 азота А так как экономическая активность, изме-
 ренная показателем реального ВНП, выросла за
 охватываемый период на 36%, очевидно, что относи-
 тельный показатель загрязнения окружающей сре-
 ды (отношение объема загрязнения к объему произ-
 водства) существенно снизился. Огромное сокраще-
 ние выбросов свинца произошло главным образом

<< Пред.           стр. 83 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу