<< Пред.           стр. 86 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 регулирующих агентств. Кроме того, в процессе
 снижения степени риска ресурсы не должны рас-
 трачиваться впустую в большей мере, чем в связи с
 другими благородными целями. Если мы в силу не-
 которых причин решаем, что число несчастных слу-
 чаев на производстве должно снизиться на 20%, то
 общество в целом выигрывает, если нам удается до-
 биться этого наиболее дешевым способом Но это
 требует, чтобы величина предельной выгоды, выра-
 жающаяся в уменьшении числа несчастных случаев,
 от 1 долл;, истраченного в целях устранения какой-
 то одной причины несчастных случаев, была бы вез-
 де одинаковой. Действующие методы регулирования
 не имеют никакого отношения к данной схеме рас-
 чета эффективности; предельные издержки по пре-
 дотвращению одного смертельного исхода варьиру-
 ются по всему спектру причин.
 Экономисты давно призывали к тому, чтобы дея-
 тельность по регулированию подвергалась анализу с
 точки зрения издержек и выгод. Администрации
 форда, Картера, Рейгана были с этим согласны, но
 работники регулирующих агентств в целом отвергли
 эти рекомендации. В конце концов, даже если об-
 щество решает, что определенные права (право на
 здоровье, на жизнь) должны ставиться выше эконо-
 мических расчетов, мы должны все же стремиться к
 обеспечению гарантии этих прав с минимальными
 издержками. По мере того как экономисты набира-
 ются опыта в деле анализа издержек и выгод и по-
 лучают все больше информации о цене, которую
 люди устанавливают за риск в процессе их ежеднев-
 ного осознанного выбора, будет нарастать конфликт
 по поводу ценности регулирования между теми, кто
 выступает за эффективное с точки зрения издержек
 регулирование (экономически эффективное регули-
 рование), и теми, кто утверждает, что определенные
 ценности стоят выше экономического расчета. Нет
 сомнений в том, что позиция последних будет от-
 стаиваться с большим упорством18.
 5. Авиакомпании и движение
 за дерегулирование
 Как отмечалось в п. 1, значительный размах движе-
 ние за дерегулирование экономики получило в кон-
 це 1970-х и начале 1980-х годов. Экономисты мо-
 гут рассчитывать на признание своих заслуг в этом
 деле19. Они давно отмечали, что экономическое ре-
 18 См. очень сильную аргументацию Стивена Кельмана в «Cost Benefit
 Analysis'. An Ethical Critique», Regulation, January-February 1981.
 w О движении за дерегулирование с упором на роль экономического ана-
 лиза см. Martha Derthick and Paul J. Quirk, The Politics of Deregulation,
 Brookings Institution, Washington, 1985. Экономические последствия это-
 го движения описаны к Leonard W. Weiss and Michael W. Klass (eds.),
 Regulatory Reform. What Actually Happened, little, Brown, Boston, 1986.
 гулирование затрагивало отрасли, которые непо-
 средственно не являлись естественными монополи-
 ями, — к числу важнейших примеров относятся
 грузовой автотранспорт и авиаперевозки. Начиная
 с первой половины 1960-х годов тщательные иссле-
 дования, посвященные поведению работников орга-
 нов экономического регулирования, все более ясно
 давали понять, что регулирование в целом не отве-
 чало интересам общества, связанным с устранением
 дефектов рынка20. Работники регулирующих
 агентств преследовали множество различных целей,
 которые чаще включали сохранение в бизнесе регу-
 лируемых фирм, чем достижение эффективности.
 Экономисты, исходя из явных недостатков эконо-
 мического регулирования на практике, стали дока-
 зывать, что регулированию должны подвергаться
 только те отрасли, в которых конкуренция заведо-
 мо невозможна. Так, многие выступали за введение
 конкуренции в сферу междугородного телефона, да-
 же несмотря на то, что некоторые технические
 специалисты расценивали эту область бизнеса как
 естественную монополию.
 В 1970-х годах политики стали находить стрельбу
 пулями, приготовленными экономистами, весьма
 полезной. В 1978 г. были одобрены законы о дерегу-
 лировании деятельности авиакомпаний и большин-
 ства производителей природного газа. В том же году
 всерьез началась конкуренция в сфере междугород-
 ных телефонных услуг. В 1979 г. президент Картер
 положил начало процессу постепенного вывода цен
 на нефть из-под контроля; президент Рейган унич-
 тожил остатки контроля в этой области после
 вступления на этот пост в 1980 г. В том же году
 был принят ряд выдвинутых администрацией Кар-
 тера законов, отменяющих государственное регули-
 рование в области автотранспортных и большей ча-
 сти железнодорожных тарифов, а Федеральной ко-
 миссией по связи (FCC) было отменено государ-
 ственное регулирование продажи телефонных аппа-
 ратов и сопутствующего оборудования. Принятые в
 1980 и 1982 гг. законы ослабили регулирование в
 сфере деятельности банков и других депозитных
 учреждений21.
 урегулирование деятельности
 авиакомпаний
 Дерегулирование деятельности авиакомпаний имеет
 значение не только само по себе, но еще и потому,
 что его ощутимый успех усилил позиции сторонни-
 20 Вспомните обсуждение гипотезы захвата в п. 1; в гл. 14 мы увидим, что
 аналогичные выводы применимы к регулированию уровня обществен-
 ной полезности.
 21 В 1980 г. был принят Закон о дерегулировании депозитных учреждений
 и денежно-кредитном контроле и создан комитет по надзору за испол-
 нением этого акта.
 248 Часть 3: Несовершенство рынка и государственное регулирование
 ков процесса дерегулирования в других секторах22.
 Регулирование работы авиатранспорта всерьез нача-
 лось в 1938 г., с момента создания Управления
 гражданской авиации (CAB). Это агентство устанав-
 ливало тарифы на полеты между штатами, указыва-
 ло каждой авиакомпании, какие маршруты ей по-
 зволено обслуживать, и до 1978 г. преграждало но-
 вичкам, стремящимся проникнуть в эту сферу дея-
 тельности, путь к обслуживанию главных маршру-
 тов.
 Из-за бграниченных возможностей проникнове-
 ния в отрасль и регулируемых тарифов авиакомпа-
 нии перешли от ценовой конкуренции к неценовой.
 Вместо того чтобы идти по пути снижения цен в
 целях расширения бизнеса и увеличения прибылей,
 авиакомпании конкурировали друг с другом посред-
 ством предлагаемых во время полета блюд и коли-
 чества выполняемых полетов. Пассажиры, отдавая
 должное хорошей пище и регулярности полетов,
 вместе с тем предпочитают и более низкие цены.
 Но поскольку CAB контролировало цены, конкурен-
 ция происходила только по другим направлениям.
 Конкуренция развивалась в основном в сфере услуг,
 но не в области цен.
 В 1975 г. в Сенате состоялись хорошо разрекла-
 мированные слушания по результатам деятельности
 CAB по регулированию. Экономисты приводили
 свидетельства в пользу того, что регулирование в
 этой отрасли не было необходимым и обусловлива-
 ло значительные издержки для общества Они ука-
 зывали на то, что не подвергающиеся регулирова-
 нию авиакомпании, выполняющие рейсы в преде-
 лах Калифорнии и Техаса, назначали гораздо более
 низкие цены, чем регулируемые авиакомпании, об-
 служивающие сравнимые маршруты в межштатном
 сообщении. Именно в этот период CAB опублико-
 вало собственное исследование, в котором предлага-
 лось упразднить регулирование в области авиатранс-
 порта
 Вскоре после своего торжественного вступления в
 должность президент Картер направил двух эконо-
 мистов — Альфреда Кана и Элизабет Бэйли — на
 работу в CAB2'. Кан был назначен его председате-
 лем Под их руководством CAB быстро пошло по
 пути предоставления все большей свободы действий
 авиакомпаниям в деле выбора как цен, так и марш-
 рутов. Результаты, согласно общему мнению, были
 благоприятными. Несмотря на сопротивление со
 22 Хорошим основным справочным пособием являете* работа Elizabeth Б.
 Bailey, David R. Graham and Daniel P. Kaplan, Deregulation the Airlines,
 MIT Press, Cambridge, 1985.
 23 Альфред Кан, одновременно являющийся деканом Корнельского уни-
 верситета, славится своим остроумием Примером может служить ком-
 ментарий, сделанный им во время встречи с прессой: «Декан для фа-
 культета — это то же, что фонарный столб для собаки». Элизабет Бэйли
 в настоящее время является деканом Университета Карнеги-Меллон.
 стороны авиакомпании, опасавшихся, что конкурен-
 ция приведет к снижению их прибылей, и на про-
 тест со стороны профсоюзов авиаработников, опа-
 савшихся, что проникновение в отрасль авиакомпа-
 ний—нечленов профсоюза окажет давление на их
 зарплату в сторону ее снижения, Конгресс в 1978 г.
 одобрил законодательство, отменяющее большин-
 ство положений по регулированию деятельности
 авиакомпаний и даже упраздняющее само CAB с 1
 января 1985 г.
 Последствия дерегулирования
 Экономисты ожидали, что дерегулирование деятель-
 ности авиакомпаний приведет к снижению цен и
 тем самым к росту спроса на авиапутешествия и
 будет способствовать вхождению в отрасль новых
 авиакомпаний. Как показано в табл. 13-5, эти ожи-
 дания оправдались. Денежные поступления авиа-
 компаний в расчете на пассажиро-милю, скоррек-
 тированные на изменения в стоимости затрат, рез-
 ко упали. С 1970 г. пассажирооборот более чем
 удвоился, даже с учетом поправки на изменение
 численности населения. (Конечно, значительная
 часть этого роста имела бы место в любом случае,
 поскольку эластичность спроса на авиапутешествия
 по доходу высока.) Необычайно возросло число
 авиакомпаний, и таблица не содержит фактов, под-
 тверждающих обвинение в том, что дерегулирова-
 ние способствовало снижению безопасности поле-
 тоа
 Данные в табл. 13-5 вызывают некоторое недоу-
 мение После 1978 г. в конструкциях самолетов не
 отмечалось разительных нововведений, авиационные
 тарифы повысились в гораздо меньшей степени, чем
 ТАБЛИЦА 13-5. Авиационный транспорт до и после
 начала процесса дерегулирования
 
 
  1970 1975 1980 1985
 Плата за проезд, скорректиро-
 ванная на стоимость затрат* 100 80 43 41
 Выполненные полеты в милях
 на душу населения 510 611 884 1030
 Показатель загрузки** 49,7 53,7 59,0 59,2
 Число авиакомпаний 41 35 63 95
 Общее число аварий 39 28 19 12
 Число аварий со смертельным
 исходом 2 2 1 1
 * Индекс 1970 "? 100 с учетом корректировки изменений в иенах
 ресурсов.
 " Приблизительно равен проценту заполненных мест на авиалинии.
 Источюас: Statistical Abstract of Ue United States, 1986, Tables 1081 and
 1082.
 Глава 13: Регулирование экономической деятельности 249
 стоимость затрат топлива и труда, тем не менее от-
 расль в целом получает адекватные прибыли. Либо
 отрасль получала монопольные прибыли до начала
 процесса дерегулирования и дерегулирование оказа-
 лось ни при чем, либо издержки в расчете на пасса-
 жиро-милю существенно снизились, даже несмотря
 на использование тех же типов самолетов.
 Как показывает табл. 13-5, одна из причин сни-
 жения затрат в расчете на пассажиро-милю состоит
 в том, что показатель загрузки, грубо измеряемый
 долей занятых кресел, несколько вырос. Однако
 главная причина снижения издержек, по-видимому,
 связана с изменением схемы авиамаршрутов. К
 1984 г. большинство авиалиний уже представляли
 собой «центрально-радиальные» системы. Напри-
 мер, многие рейсы, выполняемые «Америкэн Эй-
 рлайнз», начинаются или заканчиваются в Далласе,
 так что схема маршрутов компании «Америкэн Эй-
 рлайнз» представляет собой радиусы, расходящиеся
 из центра, который находится в Далласе. Длитель-
 ный перелет на самолетах «Америкэн Эйрлайнз»
 обычно включает смену самолетов в Далласе Важ-
 нейшим центром является также Атланта, и неко-
 торые жители Флориды утверждают: «После смерти
 вы можете отправиться в рай или ад, но по пути вы
 непременно сделаете остановку в Атланте». Основ-
 ные издержки от регулирования CAB, вовсе не оче-
 видные в то время, заключались в том, что Управле-
 ние, распределяя маршруты между авиакомпания-
 ми, препятствовало возникновению эффективных
 центрально-радиальных схем машрутов.
 С другой стороны, изменения в схемах маршру-
 тов, которые последовали в результате процесса де-
 регулирования, обусловили изменения в характере
 оказываемых услуг. Некоторые крупные города
 остались без авиасообщения, а некоторые пассажи-
 ры обнаружили, что перелеты, которые обычно бы-
 ли беспосадочными, теперь включают смену самоле-
 тов и пребывание в многолюдных центральных аэ-
 ропортах. Перевесило ли снижение качества авиаус-
 луг снижение цен, т. е. действительно ли ухудши-
 лись условия для пассажиров по сравнению с тем,
 что было раньше? В недавно проведенном исследо-
 вании, в котором основательно анализировались как
 качество услуг, так и авиационные тарифы на боль-
 шом множестве маршрутов и рассматривались по-
 следствия процесса дерегулирования с точки зрения
 как бизнеса, так и удобства пассажиров, был сделан
 совершенно противоположный вывод24. Величина
 годовой выгоды от дерегулирования для всех пасса-
 жиров составила, по оценкам, около 10 млрд. долл.
 (в долл. 1985 г.), прибыли авиакомпаний были вы-
 ше, чем они могли быть в условиях регулирования,
 и ни одной существенной категорий пассажиров не
 был нанесен заметный ущерб. Дерегулирование в
 сфере авиасообщений оказалось на самом деле весь-
 ма плодотворной идеей.
 ? Экономисты любят поговорить о дерегулирова-
 нии в области авиатранспорта не только потому,
 что здесь последовали их совету, но также и потому,
 что это оказалось принципиально верным. Эконо-
 мисты также получают удовольствие, говоря о дере-
 гулировании других отраслей, деятельность которых
 никогда не следовало бы регулировать в первую оче-
 редь, и о более эффективных путях контроля в об-
 ласти таких внешних факторов, как загрязнение
 окружающей среды. Но программы по социальному
 регулированию, связанному с несовершенством ин-
 формации, дают меньше радостных поводов для
 разговоров. Эти программы, как правило, связаны с
 серьезными проблемами, не имеющими простых
 решений. Если последние три администрации осоз-
 нали значимость пристального анализа издержек и
 выгод социального регулирования, то этого нельзя
 сказать о Конгрессе и большинстве специалистов по
 регулированию. Легкие победы движения за эконо-
 мическое дерегулирование остались позади; будущее
 обещает трудные и болезненные дебаты по поводу
 реформы социального регулирования и, как показа-
 но в следующей главе, по поводу антитрестовских
 мер, а также в области регулирования деятельности
 естественных монополий.
 м Steven Morrison and Clifford Winston, The Economic Effects of Airline

<< Пред.           стр. 86 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу