<< Пред.           стр. 87 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 Deregulation, Brookings Institution, Washington, 1986.
 
 Резюме
 Три основных дефекта рынка дают экономическое
 оправдание государственного регулирования: моно-
 польная власть, внешние факторы и несовершенная
 информация.
 Экономическое регулирование в Соединенных Шта-
 тах, включающее контроль в области цен, вхождения
 на рынок и качества услуг в отдельных отраслях, все-
 рьез началось с момента создания Комиссии по меж-
 штатной торговле в 1887 г. Оно распространилось на
 сферу коммунальных услуг перед самым началом пер-
 вой мировой войны и на другие отрасли в 1930-е го-
 ды и в начале 1970-х годов.
 3. Социальное регулирование, направленное на решение
 проблем, связанных с внешними факторами и несо-
 вершенной информацией, началось с учреждения Ад-
 министрации по надзору за качеством пищевых про-
 дуктов и медикаментов в 1906 г. Социальное регули-
 250 Часть 3: Несовершенство рынка и государственное регулирование
 рование приобрело необычайный размах в 1960-х и
 начале 1970-х годов.
 Работников органов экономического регулирования,
 зачастую контролирующих работу отраслей, которые
 не являются естественными монополиями, иногда об-
 виняют в служении интересам преимущественно тех,
 чью деятельность они регулируют, хотя факты свиде-
 тельствуют о том, что они подвержены также воздей-
 ствию других политических рычагов. Работников орга-
 нов социального регулирования чаще обвиняют в
 чрезмерном усердии, в реализации целей регулирую-
 щего агентства без учета соответствующих затрат.
 Внешние эффекты имеют место тогда, когда произ-
 водство или потребление некоего блага сопровождает-
 ся побочными эффектами, оказывающими воздействие
 на других субъектов, и когда эти побочные эффекты
 не находят полного отражения в ценах. Внешние эф-
 фекты имеют место при отсутствии соответствующего
 рынка.
 Экономически эффективный контроль за загрязнени-
 ем окружающей среды требует уравнивания величины
 предельных общественных издержек по дополнитель-
 ной очистке с величиной предельной общественной
 выгоды, которая могла бы быть получена в итоге.
 Достижение оптимального уровня загрязнения окру-
 жающей среды, который, как правило, не является ну-
 левым, с наименьшими издержками возможно, по
 крайней мере в принципе, при введении налога на за-
 грязнение, т. е. в услових имитации работы отсутству-
 ющего конкурентного рынка. Достижению этой же
 цели может способствовать система купли-продажи
 разрешений на определенный объем загрязняющих
 выбросов.
 В Соединенных Штатах Управление по охране окру-
 жающей среды (EPA) осуществляет контроль за за-
 грязнением при помощи устанавливаемых им техни-
 ческих нормативов (которые предписывают опреде-
 ленные действия) и удельных нормативов (которые
 предписывают результаты действий). Хотя состояние
 окружающей среды по сравнению с 1970 г. улучши-
 лось, неясно, в какой степени это связано с мерами
 по регулированию со стороны EPA, чья деятельность
 сопряжена с высокими издержками для общества.
 Регулирующие агентства, имеющие дело с дефектами
 в области информации, подвергались критике за игно-
 рирование издержек, обусловленных их действиями
 (хотя подчас Конгресс не оставлял им выбора), за не-
 достаточную концентрацию усилий на проблемах ри-
 ска, о которых общественность плохо информирована
 (особенно о рисках, имеющих отдаленные послед-
 ствия для здоровья), и чрезмерный патернализм.
 10. Начиная с 1980 г. движение по дерегулированию нео-
 бычайно сократило размеры экономического регули-
 рования. Дерегулирование в области авиационного со-
 общения, по-видимому, принесло выгоды большинству
 авиапассажиров и авиационному транспорту в целом
 и привело к радикальному изменению в схемах авиа-
 маршрутов, способствующему росту эффективности.
 Ключевые термины
 Экономическое регулирование
 Социальное регулирование
 Дефекты рынка
 Внешний эффект
 Несовершенство информации
 Гипотеза захвата
 Налог на загрязнение окружающей среды
 Технические нормативы
 Удельные нормативы (на единицу произведенной продук-
 ции или выполненных работ)
 Покупаемые и продаваемые разрешения
 Патернализм
 Дерегулирование
 Задачи
 (а) Дайте определение понятия внешних эффектов. (Ь)
 Покажите, почему в том случае, когда имеет место не-
 благоприятное воздействие внешнего фактора, объем
 производства товара, порождающего данное воздей-
 ствие, оказывается избыточным.
 Почему установление платы за загрязнение окружаю-
 щей среды эффективнее прямых указаний каждой
 фирме-загрязнителю об уменьшении в том же разме-
 ре в процентах объема ее выбросов?
 (а) Почему существуют правила техники безопасности
 на рабочих местах? (Ь) Должно ли быть их целью
 предотвращение всех несчастных случаев на производ-
 стве?
 Некоторые утверждают, что если некто четко знает, с
 каким риском связана его сегодняшняя работа, то по-
 пытки какого-либо контроля условий его работы бе-
 зосновательны. Другие говорят, что общество не дол-
 жно позволять людям браться за крайне опасную ра-
 боту, хотят они того или нет. На чьей вы стороне и
 почему? (Вам не обязательно оставаться только в рам-
 ках чисто экономических аргументов, но вы должны
 привести относящиеся к делу экономические аргумен-
 ты.)
 EPA регулировало объемы выбросов выхлопных газов
 автомобилями на основании требования о соответ-
 ствии машин определенным стандартам. Предполо-
 жим, что изобретен некий прибор, который можно
 установить на каждую машину в целях измерения ко-
 личества ежегодно выбрасываемых загрязняющих ве-
 ществ, (а) Каким образом EPA могло бы контролиро-
 вать снижение количества загрязняющих веществ в
 данном случае? (Ь) Каковы выгоды от подхода, содер-
 жащегося в вашем ответе на вопрос (а), по сравнению
 с выгодами от существующего сегодня подхода, при
 котором EPA четко определяет объемы загрязняющих
 выбросов для новых автомобилей?
 В тексте главы утверждается, что введение нормативов
 использования очистных установок в процессе очист-
 ки угля приводит к более высоким удельным издерж-
 кам, связанным с уменьшением загрязнения окружа-
 1. Глава 13: Регулирование экономической деятельности 251
 ющей среды, на западе и юго-западе, чем на востоке.
 Объясните.
 Каковы экономические аргументы за и против обяза-
 тельного применения (а) воздушных мешков, (Ь) вы-
 соких штрафов для тех, кто не пользуется ремнями
 безопасности, и требования об обязательном оборудо-
 вании всех машин ремнями безопасности и (с) требо-
 вания о том, что производители автомобилей должны
 предоставить клиентам право самим решать, иметь ли
 им в машинах ремни безопасности или воздушные
 мешки или же не иметь никаких защитных приспо-
 соблений.
 (а) Существует ли какая-либо причина, по которой
 общество хотело бы изъять с рынка безвредные лекар-
 ственные препараты, предполагая, что они не лечат
 болезни, для которых предназначены? (Ь) Некоторые
 утверждают, что регулирующее агентство всегда будет
 стремиться к чрезмерному регулированию, поскольку
 его всегда сильно ругают за те неприятности, которые
 происходят, несмотря на принимаемые им меры (на-
 пример, авария самолета), но мало ругают в случае,
 когда его деятельность препятствует распространению
 полезных благ, о которых никто не знает (например,
 нужное лекарство может не выноситься на рынок в
 течение длительного времени). Имеет ли смысл этот
 аргумент?
 9. В газетной статье утверждается, что существует 310
 правил и нормативов, регулирующих производство
 пиццы. Например, моззарелльский сыр должен иметь
 от 30 до 45% жирности и изготавливаться из пастери-
 зованного коровьего молока. Томатный соус должен
 быть красного цвета или цвета редиса и содержать по
 меньшей мере 24% натуральных томатных раствори-
 мых веществ. Видите ли вы хоть какие-нибудь оправ-
 дания такого рода регулирующим мерам? Объясните
 Почему «Тимстерз Юнион», не владеющий собствен-
 ными автотранспортными фирмами, выступает про-
 тив дерегулирования в области автотранспортных пе-
 ревозок между штатами? (Заметьте, что «Тимстерз»
 был по существу монопольным поставщиком труда в
 регулируемую отрасль автомобильного транспорта, в
 которой тарифы устанавливались на основе себестои-
 мости.)
 В окне 13-1 описывается деятельность компании, ко-
 торая занимается и сертификацией, и страхованием
 паровых котлов, (а) Насколько хорошо шли бы дела
 компании, если бы она занималась только сертифика-
 цией котлов? (Ь) Как вы думаете, могла бы такого ро-
 да сертификация сработать в случае с лекарственными
 препаратами? Объясните.
  10.
 Государство
 п проблема
 монополий
 9 января 1982 г. на первой странице «Нью-Йорк
 тайме» появилось сообщение:
 СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ ВЫИГРЫВАЮТ
 ТЕЛЕФОННЫЙ ПРОЦЕСС, ПРЕКРАЩАЮТ ДЕЛО
 ПЮТИВ Ай Би Эм; РАЗДЕЛЕНИЕ AT&T, В КОРНЕ
 ИЗМЕНЯЮЩЕЕ ОБЛИК ОТРАСЛИ
 Сегодня завершился антитрестовский судебный про-
 цесс, который вело Министерство юстиции против
 Американской телефонной и телеграфной компании
 (AT&T), ее согласием отказаться от 22 компаний «Белл
 систем», обеспечивающих работу подавляющей части
 национальной телефонной связи.
 В знаменательный для антитрестовской политики
 день Министерством юстиции был также прекращен
 поистине марафонский процесс против корпорации
 Ай Би Эм — процесс, имевший целью добиться разде-
 ления компании, занимавшей доминирующее положе-
 ние в отрасли по производству компьютеров.
 Согласие AT&T в случае его окончательного утверж-
 дения Федеральным судом стало бы самым крупным
 антитрестовским решением за прошедшие десятиле-
 тия и могло бы сравниться, пожалуй, только с истори-
 ческим решением 1911 г., которое привело к разделе-
 нию принадлежавшей семье Рокфеллеров компании
 «Стандард ойл» на 33 самостоятельные компании...1
 Антитрестовские законы, примененные в этих двух
 исторических случаях, применимы также почти ко
 всем действующим в Соединенных Штатах пред-
 приятиям, как большим, так и малым.
 Как обсуждалось в гл. 13, действия фирм также
 ограничиваются регулированием двух основных ти-
 пов. В процессе экономического регулирования госу-
 дарственные агентства устанавливают цены и зача-
 стую определяют, кто и что может продавать. На-
 пример, как до антитрестовского процесса против
 AT&T, так и после него цены на услуги местной те-
 лефонной связи устанавливались государственными
 агентствами, действующими на уровне штатов. В
 процессе социальною регулирования, обсуждавшего-
 ся в гл. 13, государственные агентства занимаются
 такими проблемами, как здоровье, безопасность, ди-
 скриминация, а также защита потребителей и охра-
 на окружающей среды.
 В данной главе речь пойдет об антитрестовской
 деятельности и экономическом регулировании как
 ответных мерах государства на дефекты рынка, при-
 чиной которых является власть монополий, т. е.
 способность отдельного продавца или группы про-
 давцов ограничивать объем выпуска и повышать це-
 ны выше их конкурентного уровня. Мы начинаем с
 общего обсуждения проблемы монопольной власти
 и показываем, почему антитрестовское законода-
 тельство призвано дополнять работу рыночных сил,
 тогда как экономическое регулирование призвано
 1 Ernest Holsendolph, NewYork Times, Jan. 9, 1982, p. 1. Copyright © 1982
 by the NewYork Times Company. Публикуется с разрешения. Согласие
 AT&T было подтверждено после некоторых изменений и дополнений.
 253
 
 LAC, LMC
 замещать эти силы. Затем в п. 2 рассматривается
 антитрестовская политика в том ее виде, в каком
 она была сформирована в прошедшие годы полити-
 ками, юристами, судьями и в последние годы — до
 некоторой степени — экономистами.
 Хотя обе основные политические партии часто
 требуют строгого соблюдения антитрестовских за-
 конов, они почти столь же часто имеют в виду раз-
 ные вещи. Наконец, в п. 3 поднимается вопрос
 практического осуществления экономического регу-
 лирования в отраслях, в которых конкуренция не-
 возможна, да и нежелательна. Мы исследуем задачу
 регулирования деятельности естественных монопо-
 лий в теории и выполнение этой задачи работника-
 ми регулирующих агентств на практике.
 1. Г
 В гл 11 и 12 мы видели, что монополии и по той
 же самой причине некоторые олигополии склонны
 ограничивать свой выпуск уровнями ниже конку-
 рентных. Такого рода использование монопольной
 власти обеспечивает соответствующим фирмам по-
 лучение прибыли выше нормального уровня. Одна-
 ко, как мы видели в гл. 11, власть монополий, созда-
 вая разницу между величиной предельных издержек
 производства продукции и ценностью ее дополни-
 тельной единицы для потребителя, приводит к по-
 терям для общества. В этом параграфе вначале по-
 кажем, что экономическая эффективность ответных
 мер на фактическое или потенциальное существова-
 ние власти монополий зависит от того, насколько
 большое значение в рассматриваемой отрасли имеет
 экономия от масштаба. Затем обсудим важность
 проблемы монополий для Соединенных Штатов се-
 годня.
 На рис. 14-1 показаны издержки общества, связан-
 ные с монопольным ограничением выпуска. Долгос-
 рочные издержки, как средние, так и предельные,
 изображенной на рисунке отрасли постоянны и
 равны LMC для любых объемов производимого фир-
 мами и отраслью в целом выпуска. Таким образом,'
 в отрасли имеет место постоянная отдача от масш-
 таба. В условиях совершенной конкуренции состоя-
 ние равновесия в отрасли достигалось бы в точке В,
 в которой долгосрочная кривая предложения LMC
 пересекается с кривой рыночного спроса D. Но в
 условиях монополии выпуск ограничен уровнем,
 при котором MR — LMC. Отсюда следует, что объем
 монопольного выпуска составляет только QM, а мо-
 нопольная цена равняется Рм, что выше ее конку-
 Объем выпуска
 РИС. 14-1. Издержки общества, связанные с существовани-

<< Пред.           стр. 87 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу