<< Пред. стр. 87 (из 272) След. >>
Deregulation, Brookings Institution, Washington, 1986.Резюме
Три основных дефекта рынка дают экономическое
оправдание государственного регулирования: моно-
польная власть, внешние факторы и несовершенная
информация.
Экономическое регулирование в Соединенных Шта-
тах, включающее контроль в области цен, вхождения
на рынок и качества услуг в отдельных отраслях, все-
рьез началось с момента создания Комиссии по меж-
штатной торговле в 1887 г. Оно распространилось на
сферу коммунальных услуг перед самым началом пер-
вой мировой войны и на другие отрасли в 1930-е го-
ды и в начале 1970-х годов.
3. Социальное регулирование, направленное на решение
проблем, связанных с внешними факторами и несо-
вершенной информацией, началось с учреждения Ад-
министрации по надзору за качеством пищевых про-
дуктов и медикаментов в 1906 г. Социальное регули-
250 Часть 3: Несовершенство рынка и государственное регулирование
рование приобрело необычайный размах в 1960-х и
начале 1970-х годов.
Работников органов экономического регулирования,
зачастую контролирующих работу отраслей, которые
не являются естественными монополиями, иногда об-
виняют в служении интересам преимущественно тех,
чью деятельность они регулируют, хотя факты свиде-
тельствуют о том, что они подвержены также воздей-
ствию других политических рычагов. Работников орга-
нов социального регулирования чаще обвиняют в
чрезмерном усердии, в реализации целей регулирую-
щего агентства без учета соответствующих затрат.
Внешние эффекты имеют место тогда, когда произ-
водство или потребление некоего блага сопровождает-
ся побочными эффектами, оказывающими воздействие
на других субъектов, и когда эти побочные эффекты
не находят полного отражения в ценах. Внешние эф-
фекты имеют место при отсутствии соответствующего
рынка.
Экономически эффективный контроль за загрязнени-
ем окружающей среды требует уравнивания величины
предельных общественных издержек по дополнитель-
ной очистке с величиной предельной общественной
выгоды, которая могла бы быть получена в итоге.
Достижение оптимального уровня загрязнения окру-
жающей среды, который, как правило, не является ну-
левым, с наименьшими издержками возможно, по
крайней мере в принципе, при введении налога на за-
грязнение, т. е. в услових имитации работы отсутству-
ющего конкурентного рынка. Достижению этой же
цели может способствовать система купли-продажи
разрешений на определенный объем загрязняющих
выбросов.
В Соединенных Штатах Управление по охране окру-
жающей среды (EPA) осуществляет контроль за за-
грязнением при помощи устанавливаемых им техни-
ческих нормативов (которые предписывают опреде-
ленные действия) и удельных нормативов (которые
предписывают результаты действий). Хотя состояние
окружающей среды по сравнению с 1970 г. улучши-
лось, неясно, в какой степени это связано с мерами
по регулированию со стороны EPA, чья деятельность
сопряжена с высокими издержками для общества.
Регулирующие агентства, имеющие дело с дефектами
в области информации, подвергались критике за игно-
рирование издержек, обусловленных их действиями
(хотя подчас Конгресс не оставлял им выбора), за не-
достаточную концентрацию усилий на проблемах ри-
ска, о которых общественность плохо информирована
(особенно о рисках, имеющих отдаленные послед-
ствия для здоровья), и чрезмерный патернализм.
10. Начиная с 1980 г. движение по дерегулированию нео-
бычайно сократило размеры экономического регули-
рования. Дерегулирование в области авиационного со-
общения, по-видимому, принесло выгоды большинству
авиапассажиров и авиационному транспорту в целом
и привело к радикальному изменению в схемах авиа-
маршрутов, способствующему росту эффективности.
Ключевые термины
Экономическое регулирование
Социальное регулирование
Дефекты рынка
Внешний эффект
Несовершенство информации
Гипотеза захвата
Налог на загрязнение окружающей среды
Технические нормативы
Удельные нормативы (на единицу произведенной продук-
ции или выполненных работ)
Покупаемые и продаваемые разрешения
Патернализм
Дерегулирование
Задачи
(а) Дайте определение понятия внешних эффектов. (Ь)
Покажите, почему в том случае, когда имеет место не-
благоприятное воздействие внешнего фактора, объем
производства товара, порождающего данное воздей-
ствие, оказывается избыточным.
Почему установление платы за загрязнение окружаю-
щей среды эффективнее прямых указаний каждой
фирме-загрязнителю об уменьшении в том же разме-
ре в процентах объема ее выбросов?
(а) Почему существуют правила техники безопасности
на рабочих местах? (Ь) Должно ли быть их целью
предотвращение всех несчастных случаев на производ-
стве?
Некоторые утверждают, что если некто четко знает, с
каким риском связана его сегодняшняя работа, то по-
пытки какого-либо контроля условий его работы бе-
зосновательны. Другие говорят, что общество не дол-
жно позволять людям браться за крайне опасную ра-
боту, хотят они того или нет. На чьей вы стороне и
почему? (Вам не обязательно оставаться только в рам-
ках чисто экономических аргументов, но вы должны
привести относящиеся к делу экономические аргумен-
ты.)
EPA регулировало объемы выбросов выхлопных газов
автомобилями на основании требования о соответ-
ствии машин определенным стандартам. Предполо-
жим, что изобретен некий прибор, который можно
установить на каждую машину в целях измерения ко-
личества ежегодно выбрасываемых загрязняющих ве-
ществ, (а) Каким образом EPA могло бы контролиро-
вать снижение количества загрязняющих веществ в
данном случае? (Ь) Каковы выгоды от подхода, содер-
жащегося в вашем ответе на вопрос (а), по сравнению
с выгодами от существующего сегодня подхода, при
котором EPA четко определяет объемы загрязняющих
выбросов для новых автомобилей?
В тексте главы утверждается, что введение нормативов
использования очистных установок в процессе очист-
ки угля приводит к более высоким удельным издерж-
кам, связанным с уменьшением загрязнения окружа-
1. Глава 13: Регулирование экономической деятельности 251
ющей среды, на западе и юго-западе, чем на востоке.
Объясните.
Каковы экономические аргументы за и против обяза-
тельного применения (а) воздушных мешков, (Ь) вы-
соких штрафов для тех, кто не пользуется ремнями
безопасности, и требования об обязательном оборудо-
вании всех машин ремнями безопасности и (с) требо-
вания о том, что производители автомобилей должны
предоставить клиентам право самим решать, иметь ли
им в машинах ремни безопасности или воздушные
мешки или же не иметь никаких защитных приспо-
соблений.
(а) Существует ли какая-либо причина, по которой
общество хотело бы изъять с рынка безвредные лекар-
ственные препараты, предполагая, что они не лечат
болезни, для которых предназначены? (Ь) Некоторые
утверждают, что регулирующее агентство всегда будет
стремиться к чрезмерному регулированию, поскольку
его всегда сильно ругают за те неприятности, которые
происходят, несмотря на принимаемые им меры (на-
пример, авария самолета), но мало ругают в случае,
когда его деятельность препятствует распространению
полезных благ, о которых никто не знает (например,
нужное лекарство может не выноситься на рынок в
течение длительного времени). Имеет ли смысл этот
аргумент?
9. В газетной статье утверждается, что существует 310
правил и нормативов, регулирующих производство
пиццы. Например, моззарелльский сыр должен иметь
от 30 до 45% жирности и изготавливаться из пастери-
зованного коровьего молока. Томатный соус должен
быть красного цвета или цвета редиса и содержать по
меньшей мере 24% натуральных томатных раствори-
мых веществ. Видите ли вы хоть какие-нибудь оправ-
дания такого рода регулирующим мерам? Объясните
Почему «Тимстерз Юнион», не владеющий собствен-
ными автотранспортными фирмами, выступает про-
тив дерегулирования в области автотранспортных пе-
ревозок между штатами? (Заметьте, что «Тимстерз»
был по существу монопольным поставщиком труда в
регулируемую отрасль автомобильного транспорта, в
которой тарифы устанавливались на основе себестои-
мости.)
В окне 13-1 описывается деятельность компании, ко-
торая занимается и сертификацией, и страхованием
паровых котлов, (а) Насколько хорошо шли бы дела
компании, если бы она занималась только сертифика-
цией котлов? (Ь) Как вы думаете, могла бы такого ро-
да сертификация сработать в случае с лекарственными
препаратами? Объясните.
10.
Государство
п проблема
монополий
9 января 1982 г. на первой странице «Нью-Йорк
тайме» появилось сообщение:
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ ВЫИГРЫВАЮТ
ТЕЛЕФОННЫЙ ПРОЦЕСС, ПРЕКРАЩАЮТ ДЕЛО
ПЮТИВ Ай Би Эм; РАЗДЕЛЕНИЕ AT&T, В КОРНЕ
ИЗМЕНЯЮЩЕЕ ОБЛИК ОТРАСЛИ
Сегодня завершился антитрестовский судебный про-
цесс, который вело Министерство юстиции против
Американской телефонной и телеграфной компании
(AT&T), ее согласием отказаться от 22 компаний «Белл
систем», обеспечивающих работу подавляющей части
национальной телефонной связи.
В знаменательный для антитрестовской политики
день Министерством юстиции был также прекращен
поистине марафонский процесс против корпорации
Ай Би Эм — процесс, имевший целью добиться разде-
ления компании, занимавшей доминирующее положе-
ние в отрасли по производству компьютеров.
Согласие AT&T в случае его окончательного утверж-
дения Федеральным судом стало бы самым крупным
антитрестовским решением за прошедшие десятиле-
тия и могло бы сравниться, пожалуй, только с истори-
ческим решением 1911 г., которое привело к разделе-
нию принадлежавшей семье Рокфеллеров компании
«Стандард ойл» на 33 самостоятельные компании...1
Антитрестовские законы, примененные в этих двух
исторических случаях, применимы также почти ко
всем действующим в Соединенных Штатах пред-
приятиям, как большим, так и малым.
Как обсуждалось в гл. 13, действия фирм также
ограничиваются регулированием двух основных ти-
пов. В процессе экономического регулирования госу-
дарственные агентства устанавливают цены и зача-
стую определяют, кто и что может продавать. На-
пример, как до антитрестовского процесса против
AT&T, так и после него цены на услуги местной те-
лефонной связи устанавливались государственными
агентствами, действующими на уровне штатов. В
процессе социальною регулирования, обсуждавшего-
ся в гл. 13, государственные агентства занимаются
такими проблемами, как здоровье, безопасность, ди-
скриминация, а также защита потребителей и охра-
на окружающей среды.
В данной главе речь пойдет об антитрестовской
деятельности и экономическом регулировании как
ответных мерах государства на дефекты рынка, при-
чиной которых является власть монополий, т. е.
способность отдельного продавца или группы про-
давцов ограничивать объем выпуска и повышать це-
ны выше их конкурентного уровня. Мы начинаем с
общего обсуждения проблемы монопольной власти
и показываем, почему антитрестовское законода-
тельство призвано дополнять работу рыночных сил,
тогда как экономическое регулирование призвано
1 Ernest Holsendolph, NewYork Times, Jan. 9, 1982, p. 1. Copyright © 1982
by the NewYork Times Company. Публикуется с разрешения. Согласие
AT&T было подтверждено после некоторых изменений и дополнений.
253
LAC, LMC
замещать эти силы. Затем в п. 2 рассматривается
антитрестовская политика в том ее виде, в каком
она была сформирована в прошедшие годы полити-
ками, юристами, судьями и в последние годы — до
некоторой степени — экономистами.
Хотя обе основные политические партии часто
требуют строгого соблюдения антитрестовских за-
конов, они почти столь же часто имеют в виду раз-
ные вещи. Наконец, в п. 3 поднимается вопрос
практического осуществления экономического регу-
лирования в отраслях, в которых конкуренция не-
возможна, да и нежелательна. Мы исследуем задачу
регулирования деятельности естественных монопо-
лий в теории и выполнение этой задачи работника-
ми регулирующих агентств на практике.
1. Г
В гл 11 и 12 мы видели, что монополии и по той
же самой причине некоторые олигополии склонны
ограничивать свой выпуск уровнями ниже конку-
рентных. Такого рода использование монопольной
власти обеспечивает соответствующим фирмам по-
лучение прибыли выше нормального уровня. Одна-
ко, как мы видели в гл. 11, власть монополий, созда-
вая разницу между величиной предельных издержек
производства продукции и ценностью ее дополни-
тельной единицы для потребителя, приводит к по-
терям для общества. В этом параграфе вначале по-
кажем, что экономическая эффективность ответных
мер на фактическое или потенциальное существова-
ние власти монополий зависит от того, насколько
большое значение в рассматриваемой отрасли имеет
экономия от масштаба. Затем обсудим важность
проблемы монополий для Соединенных Штатов се-
годня.
На рис. 14-1 показаны издержки общества, связан-
ные с монопольным ограничением выпуска. Долгос-
рочные издержки, как средние, так и предельные,
изображенной на рисунке отрасли постоянны и
равны LMC для любых объемов производимого фир-
мами и отраслью в целом выпуска. Таким образом,'
в отрасли имеет место постоянная отдача от масш-
таба. В условиях совершенной конкуренции состоя-
ние равновесия в отрасли достигалось бы в точке В,
в которой долгосрочная кривая предложения LMC
пересекается с кривой рыночного спроса D. Но в
условиях монополии выпуск ограничен уровнем,
при котором MR — LMC. Отсюда следует, что объем
монопольного выпуска составляет только QM, а мо-
нопольная цена равняется Рм, что выше ее конку-
Объем выпуска
РИС. 14-1. Издержки общества, связанные с существовани-