<< Пред.           стр. 90 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 в соглашения о поддержании фиксированных цен
 не всегда вовлекаются только ведущие корпорации.
 Пекарни, а также производители картона и бумаги
 часто признавались виновными в сговоре с целью
 поддержания фиксированных цен и ограничения
 выпуска В последние годы несколько фирм были
 признаны виновными в искусственном завышении
 цен при заключении контрактов на асфальтирова-
 ние дорог и скоростных автотрасс.
 Один интересный случай из недавнего прошлого
 связан с телефонным разговором, происшедшим в
 1982 г. между президентом компании «Америкэн
 эйрлайнз» Робертом Л. Крэндаллом и президентом
 компании «Брэнифф интернэшнл» Говардом Патнэ-
 мом. На эти две авиакомпании приходилась боль-
 шая часть авиационных рейсов в районе Далласа.
 Кульминационная часть разговора выглядела при-
 мерно следующим образом6:
 Крэндалл: Я думаю, что это чертовски глупо., сидеть
 здесь и выколачивать (опущено) друг из друга, не зара-
 6 «American Air Accused of Bid to Kx Prices», Watt Street Journal FeK 24,
 1983, p. Z
 Глава 14: Государство и проблема монополий 259
 батывая на этом ни (опущено) дайма... Мы с вами
 вполне можем ужиться, но места для «Дельты» здесь
 нет. К счастью, я не вижу никаких причин, которые
 вынудили бы наши компании уйти из бизнеса,
 Патнэм: У вас есть ко мне предложение?
 Крэндалл: Да, есть. Поднимите свои (опущено) тари-
 фы на 20%. На следующее же утро я повышу свои... Вы
 сделаете больше денег, и я тоже.
 Патнэм: Мы не можем говорить о ценах.
 Крэндалл: О (опущено), Говард. Мы можем говорить,
 о чем (опущено) нам угодно.
 Разумеется, Патнэм был прав.
 В то время как явный сговор очевидно противо-
 законен, олигополисты, как мы видели в гл. 12, мо-
 гут ухитриться прийти к соглашению негласным об-
 разом С экономической точки зрения безразлично,
 каким именно путем ограничивается выпуск; ре-
 зультат не зависит от того, является ли сговор яв-
 ным или тайным. В 1946 г. было выявлено наруше-
 ние антитрестовских законов ведущими производи-
 телями сигарет, заключавшееся в «сознательном па-
 раллелизме». Это означало, что каждая фирма и без
 всякого соглашения придерживалась политики огра-
 ничения выпуска. Это удалось только потому, что
 каждая из них знала: другие будут делать то же са-
 мое Однако ни одно дело подобного рода не было
 выиграно в последнее время.
 Таким образом, антитрестовские законы не могут
 непосредственно препятствовать тайному сговору в
 отраслях с высоким уровнем концентрации. В этом
 проявляется слабость антитрестовских законов с
 экономической точки зрения. Однако юристы
 утверждают, что закон, который не может быть вы-
 полнен, является несправедливым, и что законода-
 тельство, побуждающее олигополией не принимать
 рациональных решений, было бы именно таковым
 МОНОПОЛИЗАЦИЯ. Многие из наиболее знаме-
 нитых «антитрестовских» дел, включая решения о
 разделении компаний «Америкэн тобако» и «Стэн-
 дард ойл», принятые в 1911 г., а также упомянутые
 в начале этой главы судебные дела Ай Би Эм и
 AT&T, содержали обвинения в монополизации.
 Многое в действиях фирм, занимающих доминиру-
 ющее положение в своих областях бизнеса, было
 признано незаконным, хотя те же самые действия
 фирм меньшего размера не рассматриваются как
 нарушение закона.
 Попытки монополизировать рынок могут высту-
 пать в форме установления грабительских цен (по
 сути демпинговых. — Прим. пер). Большинство на-
 блюдателей пришли к заключению, что грабитель-
 ское ценообразование имеет место в тех случаях,
 когда фирма устанавливает цены настолько низкие,
 что они имеют смысл только потому, что, по всей
 260 Часть 3: Несовершенство рынка и государственное регулирование
 вероятности, выталкивают конкурентов с рынка.
 Мелкие фирмы, имеющие высокие издержки, часто
 обвиняют своих более крупных конкурентов в ис-
 пользовании грабительского ценообразования. В по-
 следние годы суды отвергали подобные обвинения в
 тех случаях, когда цены предположительно превы-
 шали величину переменных издержек фирм, устано-
 вивших эти цены.
 В деле, начатом правительством против Ай Би Эм
 в 1982 г, в качестве одного из обвинений было вы-
 двинуто установление грабительских цен. Прави-
 тельство обвиняло Ай Би Эм в том, что она плани-
 ровала продавать свой новый компьютер по цене
 ниже себестоимости и объявила о выходе его на
 рынок раньше, чем работа над ним была завершена,
 чтобы помешать компании «Контрол дейта» стать
 жизнеспособным конкурентом.
 В этом деле важнейшим был вопрос о том, обла-
 дала ли Ай Би Эм монопольной властью на соответ-
 ствующем рынке или нет. Правительство, утверж-
 дая, что монополия имела место, трактовало данный
 рынок узко, как включающий только большие
 компьютеры, и определяло тем самым долю Ай Би
 Эм в данном рынке как высокую. Сама фирма, на-
 против, утверждала, что соответствующий рынок
 включал также программное обеспечение и перифе-
 рийные устройства. А поскольку доля Ай Би Эм на
 этом расширенном рынке была заметно меньше, то
 и доказать факт наличия монопольной власти было
 гораздо труднее. Проблема определения границ
 рынка имеет важное значение во многих судебных
 делах, возбуждаемых по факту нарушения раздела 2
 Закона Шермана. (Другой пример приведен в окне
 11-1.) Придирчивые экономисты зачастую могут не
 согласиться с самым лучшим определением рынка,
 если значительная часть продуктов, его составляю-
 щих, может быть при определенных условиях заме-
 нена другими. Например, несомненно, люди иногда
 предпочитают заниматься арифметикой с помощью
 карандаша, а не большой ЭВМ, — но действительно
 ли принадлежат карандаши и большие компьютеры
 к одному рынку? А как насчет больших ЭВМ и пер-
 сональных компьютеров?
 В деле AT&T, выдержки из которого были приве-
 дены в начале данной главы, правительство обвиня-
 ло AT&T в том, что она монополизировала отрасль
 средств связи посредством установления цен на не-
 которые услуги ниже себестоимости, отказывая при
 этом другим междугородным телефонным компани-
 ям в доступе к локальным сетям AT&T, и использо-
 вала свое монопольное положение в телефонной ин-
 дустрии для создания спроса на оборудование, про-
 изводимое ее собственной компанией «Вестерн
 электрик».
 Соглашение, достигнутое между AT&T и Мини-
 стерством юстиции, которое лишь незначительно
 было изменено в суде, рассматривалось в общем как
 победа правительства Оно требовало от AT&T рас-
 продажи телефонных компаний «Белл систем», ко-
 торые обслуживали местную телефонную связь. В
 результате этого судебного процесса в январе 1984 г.
 AT&T лишилась активов на сумму свыше 87 млрд.
 долл., что явилось самым грандиозным изъятием
 собственности за всю историю антитрестовской по-
 литики. Местные телефонные компании, получив-
 шие теперь независимость, не имеют стимула отно-
 ситься к AT&T более благожелательно, чем к ее
 конкурентам в сфере междугородной телефонной
 связи (например, MCI и US Sprint) или другим про-
 изводителям телекоммуникационного оборудования.
 Как показано в окне 14-1, в телефонной индустрии
 в последнее десятилетие происходили драматиче-
 ские и противоречивые события, и конца этим со-
 бытиям не видно.
 СЛИЯНИЯ. В 1950-х и 1960-х годах, после того как
 Закон Селлера—Кефаувера усилил действенность
 раздела 7 Закона Клейтона, слияния любого рода
 подвергались нападкам со стороны правительства, и
 практически все подвергшиеся критике слияния
 блокировались судами. Однако в 1970-е годы мно-
 гие наблюдатели стали утверждать, что политика по
 отношению к слияниям стала слишком жесткой. В
 частности, многие вертикальные слияния (между
 покупателями и продавцами, например между про-
 изводителями стали и производителями автомоби-
 лей) и конгломераты (образуемые путем слияния
 не конкурирующих между собой фирм и не высту-
 пающих друг для друга в качестве покупателя или
 продавца, например производители стали и пекар-
 ни) были запрещены, хотя маловероятно, что они
 могли ущемить конкуренцию. Подвергались напад-
 кам и многие горизонтальные слияния (между кон-
 курирующими фирмами), в которые вовлекались
 мелкие фирмы, действующие на слабоконцентриро-
 ванных рынках.
 В 1982 г. администрацией Рейгана были выпуще-
 ны в свет новые инструктивные документы, содер-
 жащие правила, в соответствии с которыми Мини-
 стерством юстиции и FTC должны были прини-
 маться решения о том, какие слияния будут оспо-
 рены. А поскольку большинство судебных дел о сли-
 яниях возбуждается правительством, эти правила
 имеют довольно большое значение В новых поло-
 жениях (частично пересмотренных в 1984 г.) указы-
 валось, что государство, за редким исключением, не
 будет препятствовать вертикальным слияниям или
 образованию конгломератов. Горизонтальные слия-
 ния на слабоконцентрированных рынках также
 объявлялись законными. Выступать против горизон-
 тальных слияний в средне- и высококонцентриро-
 Глава 14: Государство и проблема монополий 261
 Окно 14-1. Телефонная революция
 В первой половине 1960-х годов в телефонной индуст-
 рии доминировала единственная фирма — AT&T, обес-
 печивавшая работу значительной части местной телефон-
 ной связи и почти всю междугородную телефонную
 связь. К данной отрасли вне зависимости от того, обес-
 печивала ли ее работу компания AT&T или одна из не-
 скольких менее крупных компаний, относились как к
 естественной монополии. Вход в отрасль другим фирмам
 был закрыт, а тарифы устанавливались на таком уровне,
 чтобы обеспечить AT&T получение «справедливой» нор-
 мы отдачи на ее вложенный капитал Поскольку работ-
 ники органов регулирования были чрезмерно озабочены
 снижением цен на услуги местной городской (внутриго-
 родской) телефонной сети, многие наблюдатели утверж-
 дали, что цены на услуги междугородного телефона и на
 деловые телефонные разговоры были установлены выше
 величины издержек, с тем чтобы обеспечить AT&T воз-
 можность получения конкурентной нормы прибыли в
 целом по всем направлениям ее деятельности. AT&T
 производила практически все средства связи и коммута-
 ционные устройства, используемые в телефонных сетях,
 и потребители могли пользоваться только телефонными
 аппаратами, арендованными у AT&T.
 Ситуация начала меняться со второй половины 1960-х
 годов. Федеральная комиссия по связи (FCC) стала по-
 степенно осознавать, что отрасль по производству теле-
 фонных аппаратов не является естественной монополи-
 ей. FCC с 1972 г. пошла по пути полного дерегулирова-
 ния этой сферы, завершив его в 1980 г. Теперь потреби-
 тели и предприятия могут выбирать из широкого спект-
 ра продуктов, поставляемых на рынок многочисленными
 производителями.
 Начиная со второй половины 1960-х годов FCC нача-
 ла терять веру в то, что и междугородная телефонная
 связь представляет собой естественную монополию. В
 1969 г. она дала разрешение на ограниченное вхождение
 в эту сферу. В 1977 г. на основании решения суда FCC
 была вынуждена разрешить по существу неограничен-
 ный вход на рынок междугородной телефонной связи.
 Упоминавшееся изъятие в 1984 г. части собственности
 AT&T способствовало продолжению этой революции.
 Экономисты ожидали, что она приведет к сближению
 тарифов на телефонные разговоры с издержками, но бы-
 ло оказано сильнейшее политическое сопротивление по-
 вышению тарифов на услуги местной городской теле-
 фонной сети, с тем чтобы воспрепятствовать увеличению
 счетов предприятий за междугородные телефонные раз-
 говоры. Многие ожидали, что тарифы на междугородные
 разговоры быстро выйдут из-под контроля. Однако если
 конкуренты AT&T не являются регулируемыми компа-
 ниями, то AT&T все еще остается регулируемой по боль-
 шей части из-за того, что сохраняет за собой обслужива-
 ние свыше 80% междугородной телефонной связи. Итак,
 тарифы на междугородные разговоры резко упали. Скла-
 дывалось впечатление, что местные телефонные коллпа-
 нии, заслоняемые AT&T, превратятся в надоедливых
 просителей подобно компаниям, занимающимся водо-
 снабжением. Но вместо этого местные компании зареги-
 стрировали много новых предприятий, причем некото-
 рые из них находились на переднем крае технологии, и
 таких вновь зарегистрированных предприятий было бы
 гораздо больше, если бы не ограничения, наложенные на
 их деятельность федеральным судьей, проводившим слу-
 шание дела AT&T.
 Что произойдет с тарифами на внутригородские и де-
 ловые телефонные разговоры? Будет ли AT&T продол-
 жать доминировать в сфере междугородной телефонной
 связи, и останется ли она регулируемой или станет нере-
 гулируемой фирмой, имеющей сильных соперников? Что
 будет позволено делать местным телефонным компани-
 ям? Что они попытаются предпринять? Будет ли Конг-
 ресс предпринимать какие-то шаги для того, чтобы разо-
 браться со всем этим, или он будет по-прежнему позво-
 лять работникам регулирующих комиссий и судам при-
 нимать все ключевые решения? Новые тенденции в раз-
 витии данной отрасли возникают практически каждый
 день, но окончательные ответы на эти и другие вопросы
 могут в ближайшие годы так и не проясниться.
 Примечание. Для обсуждения ситуации, сложившейся в теле-
 фонном бизнесе сразу после изъятия части собственности
 AT&T, CM^ Paul W. MacAvoy and Kenneth Robinson, «Losing by
 Judicial Policemaking: The First Year of the AT&T Divestiture»,
 Yale Journal on Regulation, 1985.
 
 ванных отраслях следовало только в том случае, если
 бы они приводили к существенному росту уровня
 концентрации. Для этою случая был определен це-
 лый ряд детальных численных нормативных показа-
 телей. В окне 14-2 приведены эти нормативные по-
 казатели и описано их применение на примере од-
 ного недавнею случая, имевшего важное значение В
 новых положениях также указывается, что следует
 принимать в расчет и другие факторы, такие, как
 вероятный рост эффективности в результате слия-
 ний, барьеры входа на рынок и масштабы конку-
 ренции с зарубежными фирмами.
 О политике Рейгана в отношении слияний много
 спорили. Некоторые утверждают, что эти меры ра-
 зумны; другие оспаривают это на том основании,
 что правительство Рейгана обещало не требовать ис-
 полнения данного закона Неудивительно, что годы
 президентства Рейгана были отмечены заметной
 волной слияний.
 Следует ли вносить изменения
 в антитрестовскую политику?
 Рассматривая возможные изменения в антитрестов-
 ской политике, естественно начать с экономических
 262 Часть 3: Несовершенство рынка и государственное регулирование
 Окно 14-2. Указания по слиянию, концентрация рынка и прохладительные напитки
 В 1986 г. FTC подвергла критике наметившиеся слияния

<< Пред.           стр. 90 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу