<< Пред.           стр. 91 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 компаний «Кока-кола» и «Доктор Пеппер», «Пепси-ко-
 ла» и «Севен ап» на том основании, что оба эти слияния,
 по всей вероятности, способствовали бы ослаблению
 конкуренции на рынке прохладительных напитков. Это
 решение было принято в соответствии с правилами для
 горизонтальных слияний, изложенными в данных указа-
 ниях по слиянию.
 В указаниях специально оговаривается, что для изме-
 рения степени концентрации рынка будет использован
 индекс Хиршмана — Херфиндаля (HHI). HHI рассчиты-
 вается как сумма квадратов рыночных долей всех фирм
 в отрасли. Так, если в отрасли существуют только две
 фирмы и доля каждой составляет 50%, то значение ин-
 декса равно 5000 (502 + 502). Но если доля одной фир-
 мы составляет 80%, а другой — только 20%, то значение
 индекса в этом случае равняется 6800 (802 + 202). Та-
 ким образом, индекс принимает большее значение тогда,
 когда в отрасли имеет место неравномерное распределе-
 ние фирм по их размеру. Индекс принимает меньшие
 значения, когда в отрасли существует много фирм. На-
 пример, если в отрасли имеются три фирмы и доля каж-
 дой составляет 33%, то значение индекса равно 3267
 (ЗЗ2 + ЗЗ2 + ЗЗ2); если в отрасли 10 фирм и доля каж-
 дой составляет 10%, значение индекса равно только 1000
 (10 х 102). Таким образом, чем меньше фирм в отрасли
 и чем сильнее в ней доминируют очень немногие из их
 числа, тем выше показатель концентрации, рассчитан-
 ный на основе HHI.
 Указания по слиянию устанавливают критерий, при-
 водимый в табл. 140-1. Как показано в таблице, чем вы-
 ше значение HHI и его прирост в результате данного
 слияния, тем больше вероятность того, что такие слия-
 ния будут оспариваться.
 Давайте посмотрим, как приведенные в табл 140-1
 нормативные показатели могут быть применены в слу-
 чае намечавшихся слияний в отрасли по производству
 прохладительных напитков. Начальное (до слияния) зна-
 чение HHI в этой отрасли равнялось 2510, так что в от-
 расли уровень концентрации с самого начала был высо-
 ким. Доля компании «Кока-кола» на рынке составляла
 40%, а «Доктор Пеппер» — 6,5%. Таким образом, вклад
 этих двух компаний в начальные значения HHI состав-
 ТАБЛИЦА 14O-1. Значение HHI после слияния
 Меньше 1000
 Свыше 1800
 1000-1800
 Высококонцентриро-
 ванный рынок
 Оспариваются
 только те слия-
 ния, в результате
 которых прирост
 HHI составляет
 по меньшей мере
 50 пунктов
 Слабоконцент-
 рированный
 рынок
 Никакие
 слияния не
 оспариваются
 Среднеконцентриро-
 ванный рынок
 Оспариваются
 только те слия-
 ния, в результате
 которых прирост
 HHI составляет
 по меньшей мере
 100 пунктов
 лял: 402 + 6,52 = 1642 пункта. В случае слияния их доля
 в рынке составила бы 46,5%, а их вклад в конечное (по-
 сле слияния) значение HHI — 46,52 = 2162 пункта. Сли-
 яние фирм «Кока-кола» и «Доктор Пеппер», следова-
 тельно, привело бы к росту индекса HHI на 520 (2162 -
 1642) пунктов (с 2510 до 3030). Это намечавшееся слия-
 ние определенно выходило за рамки нормативных пока-
 зателей, содержащихся в данных указаниях.
 Точно так же вы должны суметь показать, что наме-
 чавшееся слияние компаний «Пепси-кола», имевшей до-
 лю в 28%, и «Севен ап», имевшей долю в 7%, увеличило
 бы значение HHI на 392 пункта. Таким образом, в ре-
 зультате обоих слияний заведомо были бы нарушены
 нормативные требования, содержащиеся в данных указа-
 ниях. Почему же в таком случае «Кока» и «Пепси», зная
 об этом, первым делом предприняли эти попытки к сли-
 янию? Да потому, что администрация Рейгана до этого
 безуспешно пыталась помешать ряду других слияний,
 которые также заведомо нарушали нормативные требо-
 вания данных указаний.
 Примечание. Для получения дополнительной информации о на-
 мечавшихся слияниях в отрасли по производству прохладитель-
 ных напитков и данных, используемых здесь для расчета значе-
 ний HHI, см; «It's Still a Free-for-All on the Soda Shelf», Business
 Week, July 7,1986, p. 37.
 
 последствий действовавшей политики. Для оценки
 этих последствий необходимо задать вопрос что бы-
 ло бы в экономике США без антитрестовского за-
 • конодательства? Это трудный для детального ответа
 вопрос, однако весьма вероятно, что при отсутствии
 антитрестовских законов фирмы гораздо чаще всту-
 пали бы в соглашения с целью установления фикси-
 рованных цен и было бы больше слияний между
 конкурентами, приводящих к монополии или почти
 монополии. Как было показано в предыдущих гла-
 вах, фирмы в отрасли заинтересованы в различного
 рода объединениях, позволяющих ограничивать объ-
 ем выпуска и устанавливать цены выше величины
 издержек. Многочисленные картели, существовав-
 шие в экономике США в прошлом веке, и последо-
 вавшие за ними массовые слияния подтверждают
 данный теоретический вывод.
 Сравнения с зарубежным опытом в целом также
 подтверждают этот вывод. Антитрестовская полити-
 ка до недавнего времени имела относительно не-
 большое значение вне пределов Соединенных Шта-
 тов. Правительства других стран стремились занять
 более мягкую позицию по отношению к слияниям
 и картельным соглашениям. В странах «Общего
 Глава 14: Государство и проблема монополий 263
 
 
 
 рынка» в настоящее время формально существуют
 антитрестовские законы. В Канаде, Великобритании,
 Западной Германии и ряде других стран антитре-
 стовская политика приобретает все большее значе-
 ние, но проведение ее в жизнь, по американским
 меркам, осуществляется не столь энергично, в част-
 ности потому, что там не разрешены частные судеб-
 ные процессы. Правительства некоторых стран все
 еще занимают мягкую позицию по отношению к
 своим внутренним производителям с целью вытес-
 нения с рынка зарубежных конкурентов и дают
 возможность внутренним фирмам действовать по-
 добно монополиям. Таким образом, неудивительно,
 что зарубежные фирмы часто практикуют соглаше-
 ния о поддержании фиксированных цен и другие
 меры, которые носили бы незаконный характер в
 условиях американских антитрестовских законов.
 Неудивительно также, что слияния были наиболее
 важной причиной роста концентрации вне преде-
 лов Соединенных Штатов.
 Среди экономистов мало кто сомневается в том,
 что законы, направленные против установления и
 поддержания фиксированных цен, имели благотвор-
 ные последствия. Но некоторые утверждали, что ан-
 титрестовская политика, даже при администрации
 Рейгана, была чрезмерно сосредоточена на том, что-
 бы помешать процессу концентрации среди фирм
 США. Это утверждение вызывает два возражения.
 Объем выпуска
 Во-первых, требование строго соблюдать антитре-
 стовское законодательство часто игнорирует факт
 существования конкуренции с зарубежными фир-
 мами. К примеру, в США имеются только три веду-
 щие фирмы по производству автомобилей, но они
 сталкиваются со значительным числом зарубежных
 конкурентов. Если принять в расчет иностранных
 конкурентов, это дает совершенно иную картину
 рынка; проблемы, связанные с ростом концентра-
 ции внутреннего рынка, на этом фоне выглядят го-
 раздо менее серьезными. В указаниях по слиянию
 подчеркивается, что Министерством юстиции и FTC
 будет приниматься во внимание факт существова-
 ния конкуренции с зарубежными фирмами (повы-
 шение уровня концентрации рынков за рубежом),
 однако некоторые утверждают, что эти учреждения
 или суды не уделяют достаточного внимания этому
 фактору.
 Во-вторых, даже если возросшая концентрация и
 приводит к сдвигу в сторону монопольного ценооб-
 разования, она могла бы быть благотворной с пози-
 ции общества в том случае, если бы способствовала
 снижению издержек. На рис. 14-3 показана кривая
 долгосрочных предельных издержек LMC конкурен-
 тной отрасли. Равновесие в условиях совершенной
 конкуренции достигается в точке E, соответствую-
 щей объему выпуска Qc и цене Рс. Теперь предпо-
 ложим, что в результате процесса слияний отрасль
 превращается в монополию и слившиеся воедино
 фирмы действуют более эффективно. Мы показыва-
 ем это при помощи сдвига вниз кривой долгосроч-
 ных предельных издержек в положение LMC. По-
 скольку отрасль теперь является монополией, слив-
 шиеся воедино фирмы максимизируют свои прибы-
 ли путем уменьшения объема выпуска до QM, где
 MR = LMC. Покупатели испытывают на себе рост
 цены с Рс до Рм, и их положение явно ухудшается.
 Размер чистой потери излишка для потребителей
 РИС. 14-3. Процесс монополизации, сопро-
 вождающийся снижением издержек. Рас-
 сматриваемая отрасль первоначально является
 конкурентной с постоянными издержками на
 единицу продукции. Исходное положение равно-
 весия достигается в точке E, в которой пересека-
 ются кривые предложения (LMC) и спроса (D).
 Затем отрасль монополизируется. Это снижает
 ее долгосрочные средние и предельные издержки
 до величины LMC и определяет объем производ-
 ства в точке E'. Величина чистых потерь для об-
 щества с связи с ростом цены с Рс до Рм равня-
 ется площади треугольника А, но налицо и чи-
 стый выигрыш в размере площади В в силу того,
 что выпуск QM теперь производится с более низ-
 кими издержками. В данном случае общество в
 целом выигрывает от монополизации, так как В
 превосходит А
 264 Часть 3: Несовершенство рынка и государственное регулирование
 определяется площадью треугольника, обозначенно-
 го через А7.
 Однако это еще не конец истории: потери поку-
 пателей компенсируются экономией на издержках.
 Величина средних издержек в расчете на единицу
 производимой продукции упала с LMC до LMC, так
 что величина общего снижения издержек в расчете
 на весь объем выпуска QM равняется площади фигу-
 ры, обозначенной через В. Полученная в результате
 снижения издержек экономия, которая представля-
 ет собой: монопольную прибыль, является также
 экономией и с позиций общества, поскольку для
 производства выпуска QM теперь требуется меньше
 ресурсов. В силу того что на рис. 14-3 площадь В
 больше площади А, представленный здесь процесс
 монополизации, исключительно потому, что он со-
 провождается снижением издержек, фактически за-
 ключает в себе потенциальную возможность чистого
 прироста благосостояния общества в целом8.
 Таким образом, если в некотором особом случае
 монополизация приводила бы к значительной эко-
 номии издержек, то антитрестовские законы могли
 бы стать препятствием в осуществлении социально
 желательных изменений. Министерство юстиции и
 FTC учитывают факт подобного снижения издер-
 жек при принятии ими решений о слияниях, одна-
 ко суды неизменно отказывались это делать на том
 основании, что в антитрестовских законах речь идет
 о конкуренции, а не о социальном благополучии.
 С другой стороны, некоторые наблюдатели
 утверждали, что антитрестовская политика в послед-
 ние годы стала уж очень много внимания уделять
 сугубо экономическим ценностям. Для сравнения: в
 1962 г. по поводу судебного дела о слиянии, в кото-
 ром участвовали две фирмы, владевшие цепочками
 обувных магазинов, Верховный суд США постано-
 вил9:
 Несомненно, некоторые из результатов деятельности
 большой интегрированной цепи магазинов выгодны
 потребителям. Расширение их деятельности не может
 быть признано противозаконным из-за того, что это
 может оказать негативное влияние на мелкие незави-
 симые магазины. Закон Клейтона защищает конкурен-
 цию, а не конкурентов. Но мы не можем не понять
 желание Конгресса способствовать конкуренции по-
 средством защиты жизнеспособных, малых, находя-
 гцихся в муниципальной собственности предприятий.
 7 Общая величина потери излишка для потребителей, обусловленная ро-
 стом цены с Рс до Ри, равняется площади фигуры РМЕ'ЕРС. Но монопо-
 лия получает в качестве прибыли величину, равную площади прямоуголь-
 ника P^1FP0. Вычитая величину этой передачи части излишка для потре-
 бителей в пользу монополиста, мы получаем величину чистой потери из-
 лишка для потребителей, равную площади треугольника Л
 8 Рассматривает ли общество данное изменение в качестве реального вы-
 игрыша зависит от тою, как оно оценивает соотношение между величи-
 ной потерь для потребителей и величиной выигрыша для монополиста.
 ' Brown Shoe Co., Inc. v. United States, 370 US. 294 (1962).
 Конгресс расценил, что случайные более высокие из-
 держки и цены могли явиться результатом поддержки
 существования фрагментарных отраслей и рынков. Он
 вынес решение по этим конкурирующим позициям в
 пользу децентрализации. Мы должны дать положитель-
 ную оценку этому решению.
 Входило ли это в намерение Конгресса или нет, но
 политика в части слияний и антитрестовская поли-
 тика в целом далеко ушли от сантиментов, прису-
 щих этому решению. Те, кто считает, что, «чем
 меньше, тем лучше» как по социальным, так и по
 политическим соображениям, сожалеют об этом от-
 ходе.
 3. Естественная монополия
 и экономическое регулирование
 Важнейшие примеры естественных монополий
 включают обеспечение водой, газом и электроэнер-
 гией, а также местную телефонную связь и канали-
 зацию. Эти производства выделяют в отдельную
 группу в силу значимости фактора экономии от
 масштаба при распределении услуг. Установка труб
 большего диаметра при проводке канализации для
 обслуживания в 2 раза большего числа домов увели-
 чивает издержки менее чем в 2 раза. Дешевле
 пользоваться одним кабелем для электропроводки
 или телефона, чем иметь два частично перекрываю-
 щих друг друга кабеля. То же самое можно сказать
 о кабельном телевидении, местном автобусном со-
 общении и сборе вторсырья. Существование в этих
 отраслях коммунального обслуживания экономии
 от масштаба обусловливает желание иметь моно-
 польного поставщика, но тогда возникает необходи-
 мость государственного вмешательства, с тем чтобы

<< Пред.           стр. 91 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу