<< Пред.           стр. 92 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 пресекать злоупотребления монопольной властью. С
 учетом этого в Соединенных Штатах и большинстве
 других стран отрасли коммунального обслуживания
 или являются регулируемыми, или находятся в госу-
 дарственной собственности и управляются государ-
 ством. В обоих случаях цены устанавливаются госу-
 дарством, а не монополистом-производителем.
 Как мы знаем, экономическое регулирование в
 Соединенных Штатах применяется с начала про-
 шлого столетия. Государственные комиссии, дей-
 ствующие на уровне штатов, стали брать на себя
 функции местных властей по регулированию перед
 самым началом первой мировой войны, а усиление
 роли Федерального правительства относится к 30-м
 годам. Федеральное правительство, кроме всего про-
 чего, регулирует часть продаж электроэнергии и
 междугородную телефонную связь, тогда как цены,
 которые потребители платят за газ, электроэнергию
 и услуги местной телефонной связи, в большинстве
 регионов устанавливаются государственными комис-
 сиями, действующими на уровне штатоа В некото-
 рых штатах работников регулирующих агентств на-
 значают на федеральном уровне, а в других выбира-
 ют. Все они действуют в рамках расплывчатых зако-
 нов, которые предписывают им устанавливать
 «справедливые», или «обоснованные», цены и слу-
 жить «интересам общества».
 Обеспечением работы естественных монополий
 иногда занимается само государство, а не регулируе-
 мые частные фирмы. Так, сегодня работу водопро-
 вода и канализации обычно обеспечивают местные
 органы власти (муниципалитеты)10. В Соединенных
 Штатах на государственные агентства и некоммер-
 ческие кооперативы приходится около 20% объема
 продаж электроэнергии и чуть меньшая доля услуг
 местной телефонной связи. Государственная корпо-
 рация U.S. Postal Service обладает законной монопо-
 лией в сфере почтовых услуг первого класса. За ис-
 ключением Соединенных Штатов, а также Великоб-
 ритании, где обеспечение телефонными услугами и
 газом с недавнего времени перешло к частным фир-
 мам, производство в отраслях, являющихся естест-
 венными монополиями, как правило, осуществляет
 государство.
 Осуществляет ли государство регулирующие фун-
 кции или действует в качестве производителя —
 оно должно определять цены на услуги, предостав-
 ляемые естественными монополиями. В этом параг-
 рафе вначале мы охарактеризуем саму задачу уста-
 новления экономически эффективных цен, а затем
 кратко обсудим поведение и работу агентств, осу-
 ществляющих экономическое регулирование на
 практике
 Задачи регулирования
 Положение о том, что конкурентные рынки обеспе-
 чивают эффективное распределение ресурсов (кото-
 рое развивалось в гл. 10), предполагает, что работни-
 ки органов регулирования должны попытаться сы-
 митировать работу конкурентных рынков в тех сек-
 торах, где существуют естественные монополии. Как
 и в случае конкурентных рынков, издержки должны
 минимизироваться, а цены определяться на основе
 предельных издержек. Кроме того, органы регулиро-
 вания должны соблюдать баланс между интересами
 потребителей, которые желают низких цен, и эко-
 номической жизнеспособностью производителя.
 Программа, благоприятствующая потребителям по-
 средством установления цен гораздо ниже себестои-
 10TaK было не всегда: в 1896 г. почти в половине крупных городов США
 водоснабжением занимались частные компании. Позже местные органы
 власти взяли на себя функции многих частных автобусных компаний. С
 другой стороны, многие крупные города с недавних пор стали заклю-
 чать контракты с частными компаниями на уборку мусора.
 Глава 14: Государство и проблема монополий 265
 мости, приведет к скорому банкротству регулируе-
 мых фирм или потребует значительного увеличения
 налогов для возмещения убытков государственного
 производства. С учетом этих замечаний необходимо
 выполнение следующих основных правил регулиро-
 вания деятельности естественных монополий.
 Цены должны быть максимально приближены
 к предельным издержкам
 Прибыли должны обеспечивать только
 нормальную норму прибыли.
 Производство должно быть эффективным.
 Обсудим каждое из них по порядку.
 ЦЕНЫ. Установление цен на основе предельных из-
 держек гарантирует, что ценность дополнительно
 производимой продукции для потребителей равна
 издержкам ее производства. Большие отклонения от
 этой системы ценообразования обусловливают из-
 лишние потери. Если величина предельных издер-
 жек ниже цены, то продукция производится в не-
 достаточном объеме; если их величина превышает
 цену, то объем производимой продукции слишком
 высок Но в естественных монополиях средние из-
 держки падают с ростом выпуска в силу экономии
 от масштаба. А это, как иллюстрирует рис. 14-4,
 означает, что предельные издержки ниже средних.
 Установление цены точно на уровне предельных из-
 держек означало бы производство продукции в объ-
 еме Q' и требовало бы соответствующего изменения
 цены F, которая в этом случае оказывается ниже
 величины долгосрочных средних издержек Данная
 отрасль коммунального обслуживания несла бы по-
 тери; ее балансовая прибыль, если таковая и име-
 лась бы, не обеспечивала бы нормального дохода на
 вложенный капитал. Таким образом, работники ре-
 гулирующих агентств должны пытаться устанавли-
 вать цены, максимально приближенные к предель-
 ным издержкам, но вместе с тем обеспечивать по-
 лучение дохода, достаточного для возмещения из-
 держек
 Один из способов, с помощью которого можно
 было бы этого добиться, заключается в использова-
 нии двухкомпонентного тарифа.
 О &вухкомпонентный тариф представляет
 собой систему ценообразования, при которой
 пользователи платят фиксированную сумму за
 право встать на обслуживание, а затем плата
 взимается за потребление каждой единицы
 данного вида услуг (переменная плата).
 В случае с электроэнергией, например, была бы
 установлена фиксированная плата, скажем, в 4 долл.
 в месяц за подключение к муниципальной электри-
 ческой сети, а затем — отдельно измеряемая по
 266 Часть 3: Несовершенство рынка и государственное регулирование
 
 
 счетчику плата за каждый потребленный киловатт-
 час электроэнергии. Доход от фиксированной со-
 ставляющей платы за услугу давал бы компании
 возможность возместить свои издержки даже в том
 случае, если бы переменная составляющая была
 установлена равной предельным издержкам. Неко-
 торые предприятия коммунального обслуживания
 используют модифицированную схему, при которой
 несколько первых киловатт электроэнергии отпу-
 скается по высокой цене, а цены на дополнитель-
 ные единицы электроэнергии устанавливаются бли-
 же к предельным издержкам
 Более распространенный, но менее удовлетвори-
 тельный подход заключается в установлении цены
 на уровне средних издержек. Этот подход проиллю-
 стрирован на рис 14-4. В оптимальной с позиции
 общества точке E' цена ниже величины долгосроч-
 ных средних издержек. Если ценообразование на
 основе двухкомпонентного тарифа исключается, ра-
 ботники органов регулирования могут решить уста-
 новить цену, равную P. В этой точке доходы лишь
 возмещают издержки по удовлетворению спроса
 потребителей на продукцию в объеме Q.
 Объем выпуска
 Существуют две проблемы, связанные с ценооб-
 разованием на основе средних издержек. Первая:
 при объеме выпуска Q продукции производится
 меньше, так как цена превышает LMC Величина со-
 циальных потерь соответствует затененной области
 на рис. 14-4. Вторая: предельные издержки пред-
 приятий сферы коммунального обслуживания име-
 ют тенденцию к изменению во времени (по време-
 ни суток, в частности). Как правило, наращивание
 производства электроэнергии требует гораздо мень-
 ших затрат в ночное время, когда работают только
 наиболее эффективные предприятия, чем в дневное
 время, когда для удовлетворения спроса отрасль
 коммунального обслуживания часто вынуждена ра-
 ботать на полную мощность. Цены должны отра-
 жать изменения величины предельных издержек во
 времени; цены, базирующиеся на средних издерж-
 ках, обычно не могут это сделать должным образом.
 ПРИБЫЛЬ. Ранее мы утверждали, что все издержки
 должны быть возмещены, так что для того, чтобы
 предприятие коммунального обслуживания могло
 выжить, прибыли должны обеспечивать по меньшей
 мере нормальный доход на капитал. На рис. 14-4
 показано, почему прибыли не должны значительно
 превышать этот необходимый уровень. Предполо-
 жим, что регулируемая цена равнялась P", следова-
 тельно, отрасль коммунального обслуживания про-
 изводила бы в точке E". В данном случае отрасль по-
 лучала бы существенные сверхприбыли, и мы нахо-
 дились бы далеко от оптимальной с позиции обще-
 ства точки E" — намного дальше, чем требуется для
 получения отраслью нормальных прибылей. В точке
 E" потребители платят за услугу даже больше, чем в
 точке E, в которой цена устанавливается на основе
 средних издержек, они получают меньше продук-
 ции, и продукция производится с более высокими
 средними издержками. Равновесие в точке E" не от-
 вечает ничьим интересам, за исключением интере-
 сов коммунальной компании, которая в этом случае
 получает сверхприбыли. Пресечение случаев получе-
 ния сверхприбылей защитит потребителей от нео-
 правданно высоких цен.
 РИС. 14-4 Регулируемая естественная моно-
 полия. В оптимальной с позиции общества точке
 . ?', в которой цена совпадает с величиной предель-
 ных издержек, фирма не возмещала бы своих из-
 держек, так как LAC превышают LMC для любых
 объемов выпуска Одно из решений заключается в
 установлении цены на уровне средних издержек
 и объема производства, соответствующего точке H.
 Но в этой точке продукции производится слиш-
 ком мало, так как P превышает LMC. Величина
 возникающих в результате этого издержек обще-
 ства показана затененной областью. И все же для
 общества в целом точка E оказывается предпочти-
 тельнее точки равновесия нерегулируемой моно-
 полии E"
 Глава 14: Государство и проблема монополий 267
 ПРОИЗВОДСТВО. Но если цены всегда только воз-
 мещают издержки, так что отрасль коммунального
 обслуживания всегда получает нормальную норму
 прибыли, есть ли у нее хоть какой-то стимул для
 минимизации издержек? Вовсе никакого. В этих
 условиях ожидаемые издержки, а следовательно, и
 цены были бы более высокими, чем необходимо.
 Это требует напряженной, подчас неприятной ра-
 боты по снижению издержек. А увеличение некото-
 рых статей расходов, таких, как большие оклады и
 «плюшевые» офисы для руководящих работников,
 бассейны для сотрудников, кафетерии с дотируемы-
 ми ценами на обеды, всегда только приятно. Бремя
 таких издержек целиком и полностью несут посто-
 янные потребители коммунальных услуг.
 Поэтому особенно важно, чтобы работники регу-
 лирующих агентств проявляли активный интерес к
 эффективности работы регулируемых или находя-
 щихся в государственной собственности фирм11. Ра-
 ботники регулирующих агентств должны следить за
 эффективностью работы этих фирм путем проверки
 исполнения важных управленческих решений и
 сравнений с любыми предприятиями коммунально-
 го обслуживания, оказывающими аналогичные услу-
 ги. Возможно, временами необходимо обеспечивать
 прибыли выше нормальных, а временами — ниже
 нормальных, с тем чтобы поощрить за хорошую ра-
 боту или наказать за неэффективную.
 выполнение задачи регулирования
 Как можно оценить работу регулируемых или госу-
 дарственных естественных монополий в Соединен-
 ных Штатах на основе трех только что приведен-
 ных нормативных показателей (цены, прибыли, эф-
 фективности) хозяйственной деятельности? Коротко
 можно было бы ответить: «Не очень хорошо». Для
 более полного ответа следовало бы добавить: «Но в
 среднем не хуже, чем работу любых естественных
 монополий». Частично этот неоднозначный ответ
 отражает политические аспекты регулирования, ко-
 торые мы подчеркивали в гл. 13; частично он отра-
 жает трудности достижения хороших показателей
 работы без вознаграждений и наказаний, автомати-
 чески обеспечиваемых конкуренцией.
 ЦЕНЫ. До недавнего времени работники регулиру-
 ющих органов в Соединенных Штатах не уделяли
 должного внимания предельным издержкам при
 11 Во многих ситуациях работники регулирующих агентств должны также
 заниматься вопросами качества и надежности предоставляемых услуг. В
 отличие от показателей эффективности производства показатели качест-
 ва и надежности относительно легко измерить. По-настоягдему трудная
 задача возникает при определении социально оптимальных уровней ка-
 чества и надежности. Например, всегда можно уменьшить вероятность
 перебоев в поставке электроэнергии, но только ценой дополнительных
 затрат.
 установлении цены; тарифы на коммунальные услу-
 ги основывались главным образом на средних из-
 держках. С государственными предприятиями поло-
 жение-здесь было не лучше, хотя в других странах
 некоторые отрасли коммунального обслуживания в
 составе государственного сектора (преимущественно
 электроэнергетические системы Англии и Франции)
 были пионерами в использовании системы ценооб-
 разования на основе предельных издержек.
 Поскольку работники регулирующих агентств
 чувствительны к воздействию политических рычагов
 и обладают некоторой свободой в реализации своих
 собственных социальных и политических целей, це-
 ны в отраслях коммунального обслуживания США
 часто использовались для налогообложения одних
 групп и субсидирования других. Так, сельскохозяй-
 ственные области часто получали субсидии благода-
 ря требованию об установлении единых на всей
 территории данного штата цен вне зависимости от
 издержек. На деловые и междугородные телефон-
 ные разговоры был введен налог (цены превышали
 средние издержки), с тем чтобы субсидировать ра-
 боту городской и местной телефонной связи.
 Работа по регулированию в этой области в по-
 следние годы улучшилась, однако некоторые работ-
 ники органов регулирования при установлении цен
 все еще уделяют слишком мало внимания предель-
 ным издержкам.
 ПРИБЫЛИ. Даже несмотря на то, что работники
 регулирующих агентств уделяли много внимания
 расчетам нормальной (или «справедливой») нормы
 прибыли на капитал, регулируемые компании под-
 час получали высокие нормы прибыли. Так было с
 электроэнергетическими компаниями в 1950-х и
 1960-х годах, когда в результате технического про-

<< Пред.           стр. 92 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу