<< Пред.           стр. 93 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 гресса издержки снижались гораздо быстрее по
 сравнению со снижением цен работниками регули-
 рующих агентств. Хотя этот опыт, кажется, под-
 тверждает гипотезу захвата, обсуждавшуюся в гл. 13,
 работники регулирующих агентств не всегда обеспе-
 чивают регулируемым фирмам получение высоких
 прибылей. Например, в 1970-х годах быстрые тем-
 пы роста инфляции и рост цен на топливо способ-
 ствовали необычайному повышению стоимости
 электроэнергии. Цены на электроэнергию стали
 острой политической проблемой, а работники регу-
 лирующих агентств не повышали тарифы в степени,
 достаточной для возмещения издержек. В результате
 многие электрические компании оказались не в со-
 стоянии возместить свои совокупные издержки. На-
 ряду с ростом издержек и снижением качества об-
 служивания это привело к сокращению объемов
 инвестиций и затрат на поддержание работы обору-
 дования. Точно так же некоторые государственные
 268 Часть 3: Несовершенство рынка и государственное регулирование
 коммунальные предприятия терпят постоянные
 убытки (как, например, U.S. Postal Service до начала
 1980-х годов), тогда как другим удается получать
 сверхприбыли (ряд муниципальных электрических
 компаний).
 ПРОИЗВОДСТВО. Очень мало кто из работников
 регулирующих агентств и еще меньше из осущест-
 вляющих надзор за работой государственных пред-
 приятий в сфере коммунального обслуживания уде-
 ляет должное внимание проблеме минимизации из-
 держек. Частично это происходит потому, что
 управляющие коммунальных компаний обычно го-
 раздо лучше информированы о возможностях фирм
 и их вероятных действиях, чем работники органов
 регулирования. Иногда коммунальные предприятия
 подвергаются санкциям за нерациональные реше-
 ния, например дорогие и ненужные атомные элект-
 ростанции. Но такого рода наказания, обычно нео-
 жиданные, оказываются слишком запоздалыми, что-
 бы влиять на решения фирм И вместе с тем регу-
 лирующие комиссии редко поощряют коммуналь-
 ные предприятия за особенно хорошую работу.
 Это, однако, не означает, что не существует сти-
 мулов для снижения издержек. Однажды установ-
 ленные цены на коммунальные услуги поддержива-
 ются на неизменном уровне вплоть до того момен-
 та, пока работники органов регулирования не на-
 чнут их пересматривать. До тех пор, пока цены
 фиксированы, снижение издержек увеличивает при-
 были доллар за долларом Поскольку процесс регу-
 лирования занимает определенное время, необходи-
 мое для того, чтобы рассмотреть заявки коммуналь-
 ных компаний по поводу роста их издержек и при-
 слушаться к свидетельским показаниям экспертов и
 груип потребителей, изменение регулируемых цен
 имеет тенденцию к запаздыванию по отношению к
 издержкам Может быть, из-за существования этого
 лага регулирования или потому, что явно раздувае-
 мые издержки могут быть легко обнаружены, а так-
 же потому, что управляющие коммунальных компа-
 ний часто очень серьезно относятся к обществен-
 ным услугам, показатели эффективности регулируе-
 мых предприятий коммунального обслуживания в
 Соединенных Штатах определенно не были катаст-
 рофически низкими. Но существует множество
 оснований полагать, что они могли бы быть и выше
 ? Антитрестовская политика и экономическое ре-
 гулирование деятельности естественных монополий
 представляют собой сугубо специфические для Аме-
 рики ответные меры на проблему монопольной вла-
 сти. Мы увидели, что ни одна из них не является со-
 вершенной. Дебаты по поводу антитрестовской по-
 литики всегда привлекают как тех, кто выступает за
 ужесточение правил регулирования (вне зависимости
 от того, каковы они в настоящий момент), чтобы со-
 здать барьеры использованию монопольной власти,
 так и тех, кто полагает, что существующие правила
 препятствуют эффективной работе предприятий. Ни
 один из подходов к регулированию или государ-
 ственному управлению естественными монополиями
 не избежал серьезной, вполне заслуженной критики,
 Проблемы, связанные с властью монополий (как
 естественных, так и не являющихся таковыми), до-
 статочно трудны для их изучения на занятиях, где
 известны все кривые издержек и спроса, а целью яв-
 ляется эффективность; они намного сложнее в реаль-
 ном мире, где много неопределенности, а цели явля-
 ются политически заданными.
 
 Резюме
 Социальные издержки, обусловленные существовани-
 ем монополий, возникают вследствие ограничения вы-
 пуска монополистом. Величина этих социальных по-
 терь измеряется как сумма разностей между цен-
 ностью, которую потребители устанавливают для каж-
 дой единицы продукции, которую необходимо произ-
 вести, и предельными издержками ее производства.
 В отраслях, являющихся естественными монополиями,
 в которых издержки падают с ростом объема выпу-
 ска, конкуренция не способствует росту эффективно-
 сти. Такие отрасли, как правило, либо являются регу-
 лируемыми, либо находятся в государственной соб-
 ственности; государственные структуры, а не рыноч-
 ные силы, устанавливают здесь цены. В других отрас-
 лях требование неукоснительного соблюдения антит-
 рестовских законов способно повысить их эффектив-
 ность посредством усиления и защиты конкуренции.
 Оценки издержек общества, связанных с монополь-
 ным ограничением выпуска, незначительны по величи-
 не: как правило, они составляют менее 1% величины
 совокупного выпуска в экономике Столь низкая оцен-
 ка издержек общества может отражать, во-первых,
 положительное воздействие антитрестовской полити-
 ки и регулирования и, во-вторых, игнорирование того
 факта, что монополия может приводить к чрезмерно
 высоким издержкам производства, порождать недопу-
 стимую политическую власть и несправедливое пере-
 распределение дохода.
 Первым и важнейшим антитрестовским законом был
 Закон Шермана 1890 г, принятый в период интен-
 сивной волны слияний. Этот закон запрещает всякие
 соглашения, ограничивающие торговлю (включая со-
 глашения об установлении и поддержании фиксиро-
 ванных цен), а также монополизацию (использование
 3. «неприемлемых», «неблагоразумных» действий в целях
 достижения и сохранения монопольного положения).
 Закон Клейтона 1914 г. запрещает ценовую дискри-
 минацию, требования о том, чтобы покупатели не
 имели дело с конкурентами продавца, и слияния, но
 только в тех случаях, когда эти практические действия
 способствуют ослаблению конкуренции.
 Установление и поддержание фиксированных цен яв-
 ляются нарушением закона и часто наказываются
 штрафами или тюремным заключением. Другие нару-
 шения антитрестовских законов обычно заканчивают-
 ся приговорами суда, требующими определенных дей-
 ствий (например, разделения фирмы) или изменений
 в политике этих нарушителей. Кроме того, пострадав-
 шие в результате нарушения антитрестовских законов
 имеют право на возмещение своих убытков в троек-
 ратном размере. В последние годы частные судебные
 иски (иски частных фирм) о возмещении ущерба в
 троекратном размере или вынесении судебных приго-
 воров по делу были гораздо более многочисленными
 по сравнению с государственными.
 Антитрестовская политика, проводимая администра-
 цией Рейгана, концентрировалась на случаях установ-
 ления и поддержания фиксированных цен и на про-
 цессах слияний между конкурентами в отраслях с вы-
 соким уровнем концентрации. Судебные дела, возбуж-
 денные по факту негласного сговора, ценовой дискри-
 минации и слияний между фирмами и еще не завер-
 шенные, могут быть ограждены от антитрестовских
 нападок.
 Поскольку органичение выпуска соответствует интере-
 сам существующих в отрасли компаний, то законы,
 направленные против поддержания фиксированных
 цен и слияний в целях создания монополии, способ-
 ствовали ослаблению монопольной власти в экономи-
 ке США. Некоторые полагают, что антитрестовская
 политика не уделяла достаточного внимания таким
 факторам, как конкуренция с зарубежными фирмами
 и выигрыш в эффективности в результате слияния,
 тогда как другие утверждают, что антитрестовские за-
 коны должны использоваться для защиты малых пред-
 приятий по социальным и политическим причинам
 К главным примерам естественных монополий отно-
 сятся отрасли коммунального обслуживания: снабже-
 ние водой, газом и электроэнергией, а также местная
 телефонная связь и канализация. В Соединенных Шта-
 тах и большинстве других стран отрасли коммуналь-
 ного обслуживания либо являются регулируемыми, ли-
 бо находятся в государственной собственности и
 управляются государством, с тем чтобы помешать им
 воспользоваться своей властью над рынком
 10. Для эффективного распределения ресурсов цены есте-
 ственных монополий должны по возможности быть
 близки к их предельным издержкам Но средние из-
 держки снижаются в условиях естественной монопо-
 лии, так что предельные издержки оказываются ниже
 средних издержек. Поэтому в том случае, когда цена
 устанавливается на уровне предельных издержек, она
 оказывается ниже величины средних издержек, и
 фирма несет убытки.
 ' 11. Двухкомпонентные тарифы, предусматривающие от-
 Глава 14: Государство и проблема монополий 269
 дельную и фиксированную плату за доступ к получе-
 нию услуг, а также оплату каждой единицы получен-
 ных услуг, могут служить хорошим примером реше-
 ния этой проблемы. Другое решение, более распрост-
 раненное в Соединенных Штатах, заключается в уста-
 новлении цен на уровне средних издержек. При це-
 нах, устанавливаемых на уровне средних издержек,
 объем выпуска не является оптимальным с общест-
 венной точки зрения, но потери для общества мень-
 ше, чем могли бы быть в случае нерегулируемой мо-
 нополии.
 12. Работники регулирующих агентств с переменным
 успехом пытаются обеспечить, предприятиям комму-
 нального обслуживания получение нормальной нормы
 прибыли. Если бы это им всегда удавалось, то комму-
 нальные фирмы не имели бы стимула для минимиза-
 ции своих издержек. Таким образом, важной для ра-
 ботников органов регулирования является задача от-
 слеживания показателей эффективности работы ком-
 мунальных отраслей и ее повышения, однако это
 трудная задача.
 Ключевые термины
 Антитрестовская политика
 Издержки общества от монополии
 Естественная монополия
 Закон Шермана
 Закон Клейтона
 Закон Робинсона—Пэтмана
 Федеральная торговая комиссия
 Усилия частных фирм по реализации антитрестовской по-
 литики
 Вертикальные слияния
 Конгломераты
 Горизонтальные слияния
 Ценообразование на основе предельных издержек
 Ценообразование на основе средних издержек
 Двухкомпонентный тариф
 Лаг регулирования
 Задачи
 Дайте характеристику естественной монополии и
 приведите некоторые примеры. Почему конкуренция
 не обеспечивает эффективное распределение ресурсов
 в отрасли, являющейся естественной монополией?
 (а) Когда компания AT&T обладала монополией в
 сфере междугородной телефонной связи, она утверж-
 дала, что междугородная телефонная связь представля-
 ла собой естественную монополию. Какие факты мог-
 ли бы убедить вас в правоте этого утверждения? (Ь)
 Сейчас у AT&T имеется несколько конкурентов в
 междугородном телефонном бизнесе Если эта область
 действительно является естественной монополией, то
 что, по вашему мнению, может произойти с более
 мелкими конкурентами компании AT&T?
 Приведите четыре примера, показывающих, почему
 приводимые в бухгалтерской отчетности издержки
 1. 270 Часть 3: Несовершенство рынка и государственное регулирование
 могли быть чрезмерными (а, следовательно, балансовая
 норма прибыли — заниженной) в отраслях с моно-
 польной властью.
 Предположим, что отрасль является конкурентной и
 что ее средние и предельные издержки производства
 постоянны и равны 5 долл., цена также составляет
 5 долл. Ежегодно продается 1 млн. единиц продукции.
 Затем отрасль монополизируется, и мы знаем, что цена
 возрастает до 8 долл., а выпуск падает до 800 000 еди-
 ниц. На основе только этих фактов как бы вы оценили
 величину потерь для общества от монополии в данной
 отрасли: и какую величину вы получили бы в ответе?
 Рассмотрим конкурентную отрасль с постоянными
 долгосрочными средними и предельными издержками.
 Предположим, что все фирмы в отрасли сливаются во-
 едино в целях образования монополии и что это вле-
 чет за собой значительное снижение издержек. Сде-
 лайте рисунок, позволяющий сравнить конкурентное
 равновесие с монопольным равновесием. Возможны
 ли в процессе монополизации снижение цены и рост
 выпуска?
 (а) Только «Альфа» и «Бета» производят в США стек-
 лянные домашние туфли. Потребители знают, что туф-
 ли фирмы «Бета» сразу разбиваются во время танца; в
 результате «Бета» уходит из этого бизнеса. Фирма
 «Альфа» становится, таким образом, монополией. Была
 ли она монополизирована? (Ь) Фирма «Гамма» поду-
 мывает о проникновении в отрасль по производству
 стеклянных домашних туфель. Что могла бы предпри-
 нять «Альфа», чтобы помешать «Гамме» стать силь-
 ным конкурентом? Какие из этих действий, по ваше-
 му мнению, могли бы быть охарактеризованы как мо-
 нополизация, т. е. противозаконные?
 Многие наблюдатели полагают, что Закон Робинсона—
 Пэтмана служит главным образом для защиты мелких
 фирм от их более крупных и работающих более эф-
 фективно соперников. Как, по-вашему; это говорит за
 или против применения этого акта?
 8. Утверждалось, что антитрестовские законы не являют-
 ся необходимыми, так как по завершении процесса
 • образования монополии другие фирмы вольются в от-
 расль и потеснят ее. Другие утверждают, что после за-
 вершения процесса формирования монополия в фи-
 нансовом плане становится достаточно сильной для
 того, чтобы продавать в течение некоторого времени
 продукцию по такой низкой цене, что конкуренты
 никогда не смогут вступить в этот бизнес. Соотнесите
 данный аргумент с понятием «грабительское ценооб-
 разование» и объясните, почему, с вашей точки зре-
 ния, грабительское ценообразование иногда может
 иметь место или почему это крайне маловероятно.
 9. Охарактеризуйте основные экономические конфлик-
 ты, существующие между тремя основными правила-
 ми регулирования естественных монополий.
 Если отрасли коммунального обслуживания действуют
 в интересах общества, означает ли это, что интересы
 потребителя должны быть защищены одним из следу-
 ющих способов: (а) установлением для сельских и го-

<< Пред.           стр. 93 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу