<< Пред. стр. 93 (из 272) След. >>
гресса издержки снижались гораздо быстрее посравнению со снижением цен работниками регули-
рующих агентств. Хотя этот опыт, кажется, под-
тверждает гипотезу захвата, обсуждавшуюся в гл. 13,
работники регулирующих агентств не всегда обеспе-
чивают регулируемым фирмам получение высоких
прибылей. Например, в 1970-х годах быстрые тем-
пы роста инфляции и рост цен на топливо способ-
ствовали необычайному повышению стоимости
электроэнергии. Цены на электроэнергию стали
острой политической проблемой, а работники регу-
лирующих агентств не повышали тарифы в степени,
достаточной для возмещения издержек. В результате
многие электрические компании оказались не в со-
стоянии возместить свои совокупные издержки. На-
ряду с ростом издержек и снижением качества об-
служивания это привело к сокращению объемов
инвестиций и затрат на поддержание работы обору-
дования. Точно так же некоторые государственные
268 Часть 3: Несовершенство рынка и государственное регулирование
коммунальные предприятия терпят постоянные
убытки (как, например, U.S. Postal Service до начала
1980-х годов), тогда как другим удается получать
сверхприбыли (ряд муниципальных электрических
компаний).
ПРОИЗВОДСТВО. Очень мало кто из работников
регулирующих агентств и еще меньше из осущест-
вляющих надзор за работой государственных пред-
приятий в сфере коммунального обслуживания уде-
ляет должное внимание проблеме минимизации из-
держек. Частично это происходит потому, что
управляющие коммунальных компаний обычно го-
раздо лучше информированы о возможностях фирм
и их вероятных действиях, чем работники органов
регулирования. Иногда коммунальные предприятия
подвергаются санкциям за нерациональные реше-
ния, например дорогие и ненужные атомные элект-
ростанции. Но такого рода наказания, обычно нео-
жиданные, оказываются слишком запоздалыми, что-
бы влиять на решения фирм И вместе с тем регу-
лирующие комиссии редко поощряют коммуналь-
ные предприятия за особенно хорошую работу.
Это, однако, не означает, что не существует сти-
мулов для снижения издержек. Однажды установ-
ленные цены на коммунальные услуги поддержива-
ются на неизменном уровне вплоть до того момен-
та, пока работники органов регулирования не на-
чнут их пересматривать. До тех пор, пока цены
фиксированы, снижение издержек увеличивает при-
были доллар за долларом Поскольку процесс регу-
лирования занимает определенное время, необходи-
мое для того, чтобы рассмотреть заявки коммуналь-
ных компаний по поводу роста их издержек и при-
слушаться к свидетельским показаниям экспертов и
груип потребителей, изменение регулируемых цен
имеет тенденцию к запаздыванию по отношению к
издержкам Может быть, из-за существования этого
лага регулирования или потому, что явно раздувае-
мые издержки могут быть легко обнаружены, а так-
же потому, что управляющие коммунальных компа-
ний часто очень серьезно относятся к обществен-
ным услугам, показатели эффективности регулируе-
мых предприятий коммунального обслуживания в
Соединенных Штатах определенно не были катаст-
рофически низкими. Но существует множество
оснований полагать, что они могли бы быть и выше
? Антитрестовская политика и экономическое ре-
гулирование деятельности естественных монополий
представляют собой сугубо специфические для Аме-
рики ответные меры на проблему монопольной вла-
сти. Мы увидели, что ни одна из них не является со-
вершенной. Дебаты по поводу антитрестовской по-
литики всегда привлекают как тех, кто выступает за
ужесточение правил регулирования (вне зависимости
от того, каковы они в настоящий момент), чтобы со-
здать барьеры использованию монопольной власти,
так и тех, кто полагает, что существующие правила
препятствуют эффективной работе предприятий. Ни
один из подходов к регулированию или государ-
ственному управлению естественными монополиями
не избежал серьезной, вполне заслуженной критики,
Проблемы, связанные с властью монополий (как
естественных, так и не являющихся таковыми), до-
статочно трудны для их изучения на занятиях, где
известны все кривые издержек и спроса, а целью яв-
ляется эффективность; они намного сложнее в реаль-
ном мире, где много неопределенности, а цели явля-
ются политически заданными.
Резюме
Социальные издержки, обусловленные существовани-
ем монополий, возникают вследствие ограничения вы-
пуска монополистом. Величина этих социальных по-
терь измеряется как сумма разностей между цен-
ностью, которую потребители устанавливают для каж-
дой единицы продукции, которую необходимо произ-
вести, и предельными издержками ее производства.
В отраслях, являющихся естественными монополиями,
в которых издержки падают с ростом объема выпу-
ска, конкуренция не способствует росту эффективно-
сти. Такие отрасли, как правило, либо являются регу-
лируемыми, либо находятся в государственной соб-
ственности; государственные структуры, а не рыноч-
ные силы, устанавливают здесь цены. В других отрас-
лях требование неукоснительного соблюдения антит-
рестовских законов способно повысить их эффектив-
ность посредством усиления и защиты конкуренции.
Оценки издержек общества, связанных с монополь-
ным ограничением выпуска, незначительны по величи-
не: как правило, они составляют менее 1% величины
совокупного выпуска в экономике Столь низкая оцен-
ка издержек общества может отражать, во-первых,
положительное воздействие антитрестовской полити-
ки и регулирования и, во-вторых, игнорирование того
факта, что монополия может приводить к чрезмерно
высоким издержкам производства, порождать недопу-
стимую политическую власть и несправедливое пере-
распределение дохода.
Первым и важнейшим антитрестовским законом был
Закон Шермана 1890 г, принятый в период интен-
сивной волны слияний. Этот закон запрещает всякие
соглашения, ограничивающие торговлю (включая со-
глашения об установлении и поддержании фиксиро-
ванных цен), а также монополизацию (использование
3. «неприемлемых», «неблагоразумных» действий в целях
достижения и сохранения монопольного положения).
Закон Клейтона 1914 г. запрещает ценовую дискри-
минацию, требования о том, чтобы покупатели не
имели дело с конкурентами продавца, и слияния, но
только в тех случаях, когда эти практические действия
способствуют ослаблению конкуренции.
Установление и поддержание фиксированных цен яв-
ляются нарушением закона и часто наказываются
штрафами или тюремным заключением. Другие нару-
шения антитрестовских законов обычно заканчивают-
ся приговорами суда, требующими определенных дей-
ствий (например, разделения фирмы) или изменений
в политике этих нарушителей. Кроме того, пострадав-
шие в результате нарушения антитрестовских законов
имеют право на возмещение своих убытков в троек-
ратном размере. В последние годы частные судебные
иски (иски частных фирм) о возмещении ущерба в
троекратном размере или вынесении судебных приго-
воров по делу были гораздо более многочисленными
по сравнению с государственными.
Антитрестовская политика, проводимая администра-
цией Рейгана, концентрировалась на случаях установ-
ления и поддержания фиксированных цен и на про-
цессах слияний между конкурентами в отраслях с вы-
соким уровнем концентрации. Судебные дела, возбуж-
денные по факту негласного сговора, ценовой дискри-
минации и слияний между фирмами и еще не завер-
шенные, могут быть ограждены от антитрестовских
нападок.
Поскольку органичение выпуска соответствует интере-
сам существующих в отрасли компаний, то законы,
направленные против поддержания фиксированных
цен и слияний в целях создания монополии, способ-
ствовали ослаблению монопольной власти в экономи-
ке США. Некоторые полагают, что антитрестовская
политика не уделяла достаточного внимания таким
факторам, как конкуренция с зарубежными фирмами
и выигрыш в эффективности в результате слияния,
тогда как другие утверждают, что антитрестовские за-
коны должны использоваться для защиты малых пред-
приятий по социальным и политическим причинам
К главным примерам естественных монополий отно-
сятся отрасли коммунального обслуживания: снабже-
ние водой, газом и электроэнергией, а также местная
телефонная связь и канализация. В Соединенных Шта-
тах и большинстве других стран отрасли коммуналь-
ного обслуживания либо являются регулируемыми, ли-
бо находятся в государственной собственности и
управляются государством, с тем чтобы помешать им
воспользоваться своей властью над рынком
10. Для эффективного распределения ресурсов цены есте-
ственных монополий должны по возможности быть
близки к их предельным издержкам Но средние из-
держки снижаются в условиях естественной монопо-
лии, так что предельные издержки оказываются ниже
средних издержек. Поэтому в том случае, когда цена
устанавливается на уровне предельных издержек, она
оказывается ниже величины средних издержек, и
фирма несет убытки.
' 11. Двухкомпонентные тарифы, предусматривающие от-
Глава 14: Государство и проблема монополий 269
дельную и фиксированную плату за доступ к получе-
нию услуг, а также оплату каждой единицы получен-
ных услуг, могут служить хорошим примером реше-
ния этой проблемы. Другое решение, более распрост-
раненное в Соединенных Штатах, заключается в уста-
новлении цен на уровне средних издержек. При це-
нах, устанавливаемых на уровне средних издержек,
объем выпуска не является оптимальным с общест-
венной точки зрения, но потери для общества мень-
ше, чем могли бы быть в случае нерегулируемой мо-
нополии.
12. Работники регулирующих агентств с переменным
успехом пытаются обеспечить, предприятиям комму-
нального обслуживания получение нормальной нормы
прибыли. Если бы это им всегда удавалось, то комму-
нальные фирмы не имели бы стимула для минимиза-
ции своих издержек. Таким образом, важной для ра-
ботников органов регулирования является задача от-
слеживания показателей эффективности работы ком-
мунальных отраслей и ее повышения, однако это
трудная задача.
Ключевые термины
Антитрестовская политика
Издержки общества от монополии
Естественная монополия
Закон Шермана
Закон Клейтона
Закон Робинсона—Пэтмана
Федеральная торговая комиссия
Усилия частных фирм по реализации антитрестовской по-
литики
Вертикальные слияния
Конгломераты
Горизонтальные слияния
Ценообразование на основе предельных издержек
Ценообразование на основе средних издержек
Двухкомпонентный тариф
Лаг регулирования
Задачи
Дайте характеристику естественной монополии и
приведите некоторые примеры. Почему конкуренция
не обеспечивает эффективное распределение ресурсов
в отрасли, являющейся естественной монополией?
(а) Когда компания AT&T обладала монополией в
сфере междугородной телефонной связи, она утверж-
дала, что междугородная телефонная связь представля-
ла собой естественную монополию. Какие факты мог-
ли бы убедить вас в правоте этого утверждения? (Ь)
Сейчас у AT&T имеется несколько конкурентов в
междугородном телефонном бизнесе Если эта область
действительно является естественной монополией, то
что, по вашему мнению, может произойти с более
мелкими конкурентами компании AT&T?
Приведите четыре примера, показывающих, почему
приводимые в бухгалтерской отчетности издержки
1. 270 Часть 3: Несовершенство рынка и государственное регулирование
могли быть чрезмерными (а, следовательно, балансовая
норма прибыли — заниженной) в отраслях с моно-
польной властью.
Предположим, что отрасль является конкурентной и
что ее средние и предельные издержки производства
постоянны и равны 5 долл., цена также составляет
5 долл. Ежегодно продается 1 млн. единиц продукции.
Затем отрасль монополизируется, и мы знаем, что цена
возрастает до 8 долл., а выпуск падает до 800 000 еди-
ниц. На основе только этих фактов как бы вы оценили
величину потерь для общества от монополии в данной
отрасли: и какую величину вы получили бы в ответе?
Рассмотрим конкурентную отрасль с постоянными
долгосрочными средними и предельными издержками.
Предположим, что все фирмы в отрасли сливаются во-
едино в целях образования монополии и что это вле-
чет за собой значительное снижение издержек. Сде-
лайте рисунок, позволяющий сравнить конкурентное
равновесие с монопольным равновесием. Возможны
ли в процессе монополизации снижение цены и рост
выпуска?
(а) Только «Альфа» и «Бета» производят в США стек-
лянные домашние туфли. Потребители знают, что туф-
ли фирмы «Бета» сразу разбиваются во время танца; в
результате «Бета» уходит из этого бизнеса. Фирма
«Альфа» становится, таким образом, монополией. Была
ли она монополизирована? (Ь) Фирма «Гамма» поду-
мывает о проникновении в отрасль по производству
стеклянных домашних туфель. Что могла бы предпри-
нять «Альфа», чтобы помешать «Гамме» стать силь-
ным конкурентом? Какие из этих действий, по ваше-
му мнению, могли бы быть охарактеризованы как мо-
нополизация, т. е. противозаконные?
Многие наблюдатели полагают, что Закон Робинсона—
Пэтмана служит главным образом для защиты мелких
фирм от их более крупных и работающих более эф-
фективно соперников. Как, по-вашему; это говорит за
или против применения этого акта?
8. Утверждалось, что антитрестовские законы не являют-
ся необходимыми, так как по завершении процесса
• образования монополии другие фирмы вольются в от-
расль и потеснят ее. Другие утверждают, что после за-
вершения процесса формирования монополия в фи-
нансовом плане становится достаточно сильной для
того, чтобы продавать в течение некоторого времени
продукцию по такой низкой цене, что конкуренты
никогда не смогут вступить в этот бизнес. Соотнесите
данный аргумент с понятием «грабительское ценооб-
разование» и объясните, почему, с вашей точки зре-
ния, грабительское ценообразование иногда может
иметь место или почему это крайне маловероятно.
9. Охарактеризуйте основные экономические конфлик-
ты, существующие между тремя основными правила-
ми регулирования естественных монополий.
Если отрасли коммунального обслуживания действуют
в интересах общества, означает ли это, что интересы
потребителя должны быть защищены одним из следу-
ющих способов: (а) установлением для сельских и го-