<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 Раздел 2. МЕСТО И РОЛЬ БУХГАЛТЕРА
 В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
 
 Наступила эра бухгалтера.
 Дж. Мэй, 1949 г.
 
 2.1. Информация и ее анализ в работе бухгалтера
 и аудитора
 
 Учет - это философия всего бизнеса, его язык.
 Р.А. Фаулки
  Основное содержание деятельности бухгалтера и аудитора составляет информационно-аналитическая работа. Информационная часть работы заключается в сборе, обработке и предоставлении обобщенных данных. Аналитическая часть работы включает в себя изучение и интерпретацию экономической информации с целью принятия управленческих решений.
  Любой факт в хозяйственной деятельности предприятия для отражения в бухгалтерском учете должен быть оформлен соответствующим первичным оправдательным документом, который описывает его содержание, дает денежное измерение и подтверждает достоверность и законность. Документ (лат. documentum) буквально означает образец, свидетельство, доказательство, вошло в русский язык из немецкого в 1708 г. Примерами первичных учетных документов являются накладная при продаже или покупке ценностей, платежное поручение при поступлении или списании средств с расчетного счета предприятия и т.д. Правильно оформленные первичные документы служат основанием для записей в бухгалтерском учете, давая начало учетной информации. Для бухгалтера есть правило: "Нет документа - нет записи в бухгалтерском учете".
  Первичные учетные документы содержат экономическую и юридическую информацию, обосновывая записи в бухгалтерском учете, а также для руководства и управления хозяйственной деятельностью передают распоряжения от руководителей и менеджеров к исполнителям операции. Например, требование служит основанием для отпуска материалов со склада, расходный кассовый ордер - для выдачи денег из кассы и т.д.
  В Российской Федерации законодательно установлены требования, предъявляемые к первичным учетным документам, а именно:
  - все факты хозяйственной деятельности должны быть точно и полно отражены в документах;
  - документ должен быть составлен своевременно, т.е. в момент совершения операции либо сразу по ее завершении;
  - документ должен быть оформлен качественно и должен содержать достоверные сведения;
  - первичный учетный документ должен быть составлен с соблюдением установленных форм и реквизитов (отдельных элементов).
  В первичных документах имеется большое количество данных об операциях, которые накапливаются и систематизируются в учетных регистрах. Под словом "регистр" (лат. registrum) в бухгалтерском учете понимают различные виды таблиц, в которые записывают данные из первичных документов. Применяемые в настоящее время учетные регистры разнообразны по внешнему виду и материальному носителю.
  С развитием производства, усложнением хозяйственных связей, увеличением количества совершаемых и учитываемых фактов хозяйственной жизни, возрастанием объемов собираемой и перерабатываемой информации совершенствовались учетные регистры, которые в настоящее время могут иметь как бумажную основу (книги, отдельные листы, карточки), так и храниться в памяти ПК либо на любом носителе другого вида (дискета, CD-диск и т.д.).
  Информация, содержащаяся в первичных учетных документах и регистрах учета, является внутренней информацией и закрыта для пользователей вне организации. Внутренняя информация используется только внутренними пользователями, т.е. администрацией, собственниками, менеджерами различных уровней управления для разработки и принятия эффективных решений по управлению деятельностью предприятия.
  Обобщенные результаты фактов хозяйственной жизни за определенный период времени из учетных регистров переносятся в бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерская отчетность выступает как средство наблюдения пользователями за работой предприятия или организации. В бухгалтерской отчетности в сжатом виде представлена информация об основных показателях хозяйственной деятельности предприятия, в первую очередь:
  - об имущественном и финансовом положении организации на определенную дату;
  - о финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении за период.
  Эти показатели должны давать возможность внешним пользователям делать правильные выводы и принимать обоснованные решения. Внешними пользователями бухгалтерской отчетности во всем мире являются: реальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом. При этом каждый из них стремится с помощью бухгалтерской отчетности удовлетворить определенные потребности в информации.
  Например, инвесторов интересует информация о рискованности и доходности будущих или уже осуществленных инвестиций, о способности организации выплачивать дивиденды. Работников интересует информация о стабильности и прибыльности предприятия, на котором они работают, будут ли они гарантированно получать заработную плату и сохранятся ли за ними их рабочие места. Заимодавцев интересует, будут ли своевременно погашены предоставленные ими организации займы и выплачены проценты. Поставщики и подрядчики хотят знать, будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы. Покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации. Органы власти заинтересованы в информации для распределения ресурсов, регулирования народного хозяйства, разработки и реализации общегосударственной политики, ведения статистического наблюдения. Общественность в целом заинтересована в информации о роли и вкладе организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях. Интересы заинтересованных пользователей значительно различаются, бухгалтерский учет не может удовлетворить все информационные потребности названных групп пользователей в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете, удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей.
  Взаимодействие с внешним миром может быть эффективным для предприятия лишь при условии существования высокоорганизованной системы управления. Качество экономических, технологических и других решений напрямую связано со своевременностью, достоверностью и полнотой учетно-экономической информации, получаемой управленческим персоналом. Учет объективно составляет информационную подсистему механизма управления предприятием. Посредством учета образуется единое целое из информационной системы и процесса выбора того или иного пути развития. В связи с развитием и усложнением системы управления организации среди целей бухгалтерского учета не последнее место в ХХ в. заняла подсистема управленческого учета. В рамках учета для целей управления формируются внутренние отчеты. Благодаря управленческому учету анализируются данные, необходимые для принятия тактических и стратегических управленческих решений в деятельности организации (например, формирование новых направлений внешней и внутренней политики организации, изменение ее структуры, разработка среднесрочных и долгосрочных программ развития).
  Бухгалтер, получая и контролируя данные первичных документов, накапливая и группируя экономическую информацию, формируя показатели отчетности и предоставляя ее пользователям, реализует информационную функцию. При этом он должен хорошо знать законодательство и нормативные документы по бухгалтерскому учету и отчетности.
  В то же время выполнение информационной функции позволяет грамотному бухгалтеру объяснять (интерпретировать) полученные отчетные показатели, оценивать их динамику и причины происходящих изменений.
  Изучение обобщенных показателей в их взаимосвязи и выявление влияния отдельных факторов на полученные результаты деятельности организации составляют сущность экономического анализа.
  Экономический анализ - это система специальных знаний, которая направлена на повышение экономической эффективности деятельности организации. В ходе анализа исследуются экономические процессы в их взаимосвязи; изучается обоснованность бизнес-планов и дается объективная оценка их выполнения; дается количественная оценка положительным и отрицательным факторам; раскрываются тенденции и пропорции хозяйственного развития, определяются неиспользованные внутрихозяйственные резервы; обобщается передовой опыт; обеспечивается принятие оптимальных управленческих решений.
  Объектами экономического анализа являются все составляющие хозяйственной деятельности организации, которые количественно выражаются соответствующими показателями. К этим сторонам прежде всего относятся:
  - производство и реализация продукции;
  - затраты на производство и себестоимость продукции;
  - использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
  - финансовые результаты деятельности и финансовое состояние организации.
  Экономический анализ хозяйственной деятельности организаций, их структурных подразделений проводится на основе информации, отражаемой в системе плановых показателей, в первичных учетных документах, регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Результаты анализа в виде качественных и количественных характеристик предоставляются заинтересованным лицам для оценки ситуации и принятия управленческих решений.
  Учитывая интересы всех заинтересованных пользователей, в основе формирования бухгалтерской информации должно лежать профессиональное суждение бухгалтера в области формирования финансовой информации, которое напрямую влияет на состав и содержание бухгалтерской отчетности.
  Достоверность информации бухгалтерской отчетности организации, представленной внешним пользователям, может, а в отдельных случаях - в обязательном порядке должна подтверждаться аудитором или аудиторской фирмой, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Целью аудиторской проверки является независимая в существенных аспектах оценка деятельности достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого предприятия. Под достоверностью бухгалтерской отчетности понимается такая степень точности данных бухгалтерской отчетности, которая позволяет компетентному пользователю делать на ее основе правильные выводы о результатах деятельности предприятия и принимать основанные на этих выводах экономические решения. В ходе аудиторской проверки аудиторы изучают первичные документы предприятия, регистры бухгалтерского учета, результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, бухгалтерскую отчетность предприятия. После этого аудиторы высказывают свое мнение в первую очередь о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета требованиям законодательства. Доказательства своего мнения аудиторы приводят в специальном документе - Аудиторском заключении, состоящем:
  - из вводной части (данные об аудиторской фирме);
  - аналитической части (анализ состояния бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, а также нарушения, выявленные в ходе проверки);
  - итоговой части (собственно заключения).
  В ходе изучения экономической и другой информации аудиторы применяют знания в области бухгалтерского учета и отчетности, экономического анализа. Они должны хорошо разбираться в специфических условиях деятельности каждой организации и их влиянии на систему документирования, способах ведения учета и формирования показателей бухгалтерской отчетности, давать оценку форме и содержанию предоставленных сведений. Вместе с тем аудит не предполагает формулирование независимого мнения о качестве отчетных данных организации путем повторения (дублирования) всего комплекса бухгалтерской работы. Поэтому в ходе аудита используются собственные профессиональные приемы и правила (стандарты).
  Таким образом, учетный процесс сегодня - это информационный процесс, имеющий целью отражение в бухгалтерской отчетности сведений, удовлетворяющих потребности ее пользователей, влияющий на систему управления организации, величину получаемых финансовых результатов, уточнение принимаемых управленческих решений, основанный также на профессиональном умении анализировать и прогнозировать бизнес.
 
 2.2. Квалификационная характеристика
 главного бухгалтера
 
 Главный счетовод - это инженер, который изобретает
 или руководит, а счетовод - машинист, который
  заставляет действовать машину.
 А. А. Аледжани, 1891 г.
  Должности главного бухгалтера и заместителя главного бухгалтера относятся к категории руководящих должностей 10. Должности бухгалтера, аудитора, ревизора, преподавателя, а также их ассистенты и помощники относятся к категории специалистов.
  Экономисты в области бухгалтерского учета и аудита должны быть подготовлены к профессиональной работе в организациях и учреждениях различных отраслей и форм собственности.
  Высшее экономическое образование и стаж финансово-бухгалтерской работы не менее 3 лет позволяет претендовать на аттестацию статуса профессионального бухгалтера (главного, финансиста или аудитора).
  Профессиональный статус бухгалтера обязывает ЗНАТЬ:
  - гражданское, финансовое, налоговое, хозяйственное, трудовое право;
  - законодательство в области бухгалтерского учета, составления отчетности, налогообложения;
  - правила и нормы охраны труда;
  - структуру предприятия;
  - экономику, организацию производства, труда и управления;
  - основы технологии производства;
  - правила ведения бухгалтерского учета;
  - организацию документооборота;
  - формы и порядок финансовых расчетов;
  - порядок приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;
  - правила расчетов с дебиторами (нам должны) и кредиторами (им должны);
  - порядок списания недостач и других потерь;
  - правила проведения инвентаризации;
  - условия налогообложения юридических и физических лиц;
  - порядок и сроки составления бухгалтерской отчетности, в том числе баланса;
  - методы экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия, выявления внутрихозяйственных резервов;
  - правила проведения аудита, ревизий и порядок оформления их результатов;
  - современные средства вычислительной техники, компьютерные технологии и возможности их применения в бухгалтерской, ревизионной и аналитической работе;
  - отечественный и зарубежный опыт организации бухгалтерского учета;
  - рыночные методы хозяйствования.
  Профессиональный статус бухгалтера обязывает УМЕТЬ:
  - организовать бухгалтерский учет деятельности организации;
  - формировать учетную политику исходя их особенностей деятельности предприятия;
  - обеспечить законность, своевременность и правильность оформления документов;
  - составлять обоснованные отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), расчеты по заработной плате, правильно начислять и перечислять налоги, сборы, взносы в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, осуществлять расчеты с банками;
  - оказывать методическую помощь работникам бухгалтерии по вопросам бухгалтерского учета, контроля и отчетности;
  - осуществлять контроль за сохранностью имущества организации, принимать меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей;
  - оформлять документы по недостачам и хищениям имущества предприятия, контролировать передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы. При отсутствии на предприятии юридических служб непосредственно осуществлять эту функцию;
  - проводить экономический анализ хозяйственной деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности;
  - обеспечить финансовую устойчивость, платежеспособность предприятия;
  - составлять бухгалтерский баланс и другую отчетность предприятия;
  - организовать сохранность бухгалтерских документов, порядок их сдачи в архив.
  В настоящее время допускается совмещение должностей главного бухгалтера в разных организациях.
 
 2.3. Этические принципы бухгалтера-аудитора
 
 Бухгалтерия является громадною воспитательной силою,
 прививая человеку чувство порядка, честности и экономии.
 М.Е. Харитоненко, 1908 г.
  Профессиональная этика, или, как иногда говорят, кодексы поведения, формулируют нравственный характер взаимоотношений между коллегами и партнерами по бизнесу. Считается, что заслуга в разработке этой концепции принадлежит американской бухгалтерской школе. Впервые идея этического кодекса была выдвинута Р. Монтгомери, а содержательные аспекты разработаны Дж. Кэри. Основная идея его может быть выражена словами Марка Аврелия, приведенными во введении к американскому кодексу этики бухгалтера: "Человек должен не казаться честным, но быть им".
  Этические трудности для бухгалтера заключаются в том, что он одновременно служит иногда противоречащим друг другу интересам собственника, государства и личным. Профессиональная этика в учете - понятие многогранное. Оно охватывает нравственные основы профессии, профессиональную подготовку и этическое воспитание кадров, восприятие истории и традиций в учете, связь времен и поколений учетных работников, их международные контакты, взаимосвязи бухгалтера с трудовым коллективом, собственниками и руководством предприятия, отношения с банками, финансовыми и налоговыми органами, право на информацию и соблюдение коммерческой тайны.
  Бухгалтер - член общества, коллектива, и к нему применимы все общечеловеческие требования нравственности. Диплом о высшем образовании ко многому обязывает. Высшее образование предполагает не только специальный, профессиональный уровень, но и наличие общей культуры, здорового образа жизни, кругозора, ораторского мастерства, навыков делового общения, а также доброты и сострадания, т.е. всего того, что относится к интеллигентности и деликатности.
  Причастность к профессии бухгалтера-аудитора обязывает российского специалиста соблюдать принципы, которые сформулированы в "Кодексе этики члена института профессиональных бухгалтеров России" и "Кодексе профессиональной этики аудиторов", утвержденном общим собранием Аудиторской палаты России 4 декабря 1996 г. Эти кодексы разработаны общественными профессиональными объединениями, они несколько отличаются по структуре и содержанию, но неизменными остаются основополагающие принципы:
  - честность, объективность и непредвзятость;
  - недопущение давления со стороны;
  - профессиональная компетентность;
  - самосовершенствование;
  - конфиденциальность;
  - независимость;
  - признание своей ответственности перед обществом;
  - приверженность к единой системе ценностей;
  - доброжелательное отношение к коллегам.
  Эти принципы можно сформулировать одной фразой: "Жить и работать по совести".
  Работать в коллективе людей с разными характерами и темпераментами - это целая наука, а руководить бухгалтерией с таким штатом - это наука вдвойне. Не всякий способен выстоять перед натиском наглости и демагогии, не всякий может доказать свою правоту раздраженным, настроенным, спровоцированным против него людям. Чтобы выдержать эти испытания, нужно обладать мужеством, иметь четкие понятия о долге и чести. Я.В. Соколов и С.А. Стуков отмечали: "Бухгалтерская профессия формирует лучшие качества характера, в том числе чувства долга, ответственности и способности отстаивать принципы до конца. У настоящего бухгалтера немало ран и шрамов, внешне они не заметны, ибо глубоко спрятаны в его душе. Жизнь бухгалтера нелегка, так как он постоянно чувствует ответственность за работу предприятия и ее результаты" 11. Хотя не трудности, а именно победа и удача кружат голову и портят человека. Поэтому тот, кто хочет стать бухгалтером, должен осознать, насколько это беспокойная, сложная, но вместе с тем интересная работа.
 
 2.4. Права, обязанности и ответственность бухгалтера
 
 Бухгалтер - бог, бухгалтер, конечно, самодержец.
 Г. Арсеньев. 1908 г.
  Профессия бухгалтера всегда была нужной и важной, а за последние годы она стала еще и престижной. Бухгалтер находится в курсе дел предприятия, так как он должен отразить в учете финансово-хозяйственные операции и, правильно воспользовавшись льготами, оптимизировать налоги. От его умения зависят правильность исчисления суммы налогов и сборов, а также возможные штрафы за несвоевременное и неполное их перечисление. Поэтому многие руководители с уважением относятся к бухгалтерам и доверяют им.
  Учет хозяйственных операций ведет бухгалтерская служба - бухгалтерия. Возглавляет ее главный бухгалтер. Но иногда организация имеет такой маленький штат, что все ее дела ведет один бухгалтер. В этом случае функции главного бухгалтера возлагаются на него. Кроме того, учет может быть поручен специализированной организации или бухгалтеру-специалисту. Это следует из Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998г. № 34н.
  Вопросы прав, обязанностей и ответственности переплетены между собой. Отметим некоторые моменты.
  Главный бухгалтер имеет право:
  - требовать от всех работников организации своевременно предоставлять в бухгалтерию необходимые документы и сведения для отражения хозяйственных операций;
  - подписывать денежные и расчетные документы, в противном случае финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению;
  - в случае разногласий с руководителем организации по осуществлению отдельных хозяйственных операций принять документы к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций;
  - в случае изъятия учетных документов на основании постановлений органов дознания, следствия, прокуратуры, налоговой инспекции в присутствии представителей этих органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.
  Главный бухгалтер обязан:
  - решать основные задачи учета, а именно: формировать полную и достоверную информацию о деятельности предприятия, обеспечивать этой информацией внешних и внутренних пользователей бухгалтерской отчетности, предотвращать отрицательные результаты хозяйственной деятельности организации и выявлять внутрихозяйственные резервы для обеспечения ее финансовой устойчивости;
  - обеспечивать соответствие осуществляемых хозяйственных операций российскому законодательству;
  - вести контроль за движением имущества и выполнением обязательств;
  - формировать учетную политику организации;
  - организовать работу по составлению графика документооборота и контролировать его соблюдение исполнителями;
  - подписывать бухгалтерскую отчетность организации;
  - обеспечить сохранность всех бухгалтерских документов, оформление и передачу их в архив.
  Приказом руководителя или иным организационно-распорядительным документом в рамках действующего законодательства на главного бухгалтера можно возложить другие обязанности или наделить его иными правами, кроме перечисленных выше.
  Главный бухгалтер (если такая должность отсутствует в штате, тогда бухгалтер) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации, непосредственно ему же и подчиняется.
  Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
  Бухгалтер, как и любой работник предприятия, может быть привлечен к ответственности за нарушение трудовой дисциплины. Взыскание определяется в соответствии с трудовым законодательством. Это могут быть замечание, выговор, строгий выговор или увольнение. Причем увольнение возможно лишь в случаях, прямо предусмотренных в Трудовом кодексе.
  Материальная ответственность работников организации предусмотрена Трудовым кодексом. Бухгалтер, как любой другой сотрудник, отвечает лишь за прямой ущерб, который нанесен предприятию. Бухгалтер непосредственно не имеет дела с ценностями. Поэтому на него не может быть возложена полная материальная ответственность. Более того, он даже не имеет права сам получать по чекам деньги и товарно-материальные ценности для предприятия. Однако для малых предприятий сделано исключение: по согласованию с банком главный бухгалтер может осуществлять и функции кассира. В этом случае с ним обязательно заключают договор о полной материальной ответственности.
  В отличие от бухгалтера кассир несет материальную ответственность. На основании Трудового кодекса предприятие заключает с ним соответствующий договор в письменной форме. Заметим, что такие договоры можно заключать лишь с работниками, которые достигли 18-летнего возраста и выполняют работы, непосредственно связанные с хранением ценностей, их перевозкой, продажей и т.д.
  Административная ответственность работников предусмотрена Административным кодексом. Он устанавливает, что должностные лица ответственны за административные правонарушения, связанные с невыполнением служебных обязанностей. Данное правило распространяется и на бухгалтера, который является должностным лицом организации.
  Что такое административное правонарушение? Это противоправное действие либо бездействие, которое было совершено с умыслом или по неосторожности. Умысел имеет место, если правонарушитель сознавал, что его действие незаконно, предвидел вредные последствия, желал или сознательно допускал их. Неосторожностью же называется ситуация, когда виновный знал о возможности вредных последствий, но легкомысленно рассчитывал на их предотвращение либо не предполагал таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.
  За совершение правонарушений с умыслом главный бухгалтер может быть привлечен к уголовно-правовой ответственности, и на него могут налагаться санкции, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.
  Остается добавить, что бухгалтер может не бояться ответственности и суровых взысканий. Для этого ему надо всего лишь соблюдать установленные законом правила, а также предельно точно и своевременно исполнять свои служебные обязанности.
 
 2.5. Компьютерные технологии
 в работе бухгалтера-аудитора
 
 Первое, что должен сделать бухгалтер -
 это компьютеризировать самого себя.
  С. Робертсон, 1992 г.
  Становление рыночных отношений в экономике и успех экономических реформ в значительной степени зависят от масштаба использования новых высокоэффективных технологий во всех сферах деятельности, создания информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование любой экономической, организационной, социальной структуры. Одной из сфер применения информационных технологий является бухгалтерский учет.
  Бухгалтерская информация представляет собой упорядоченный комплекс данных, всесторонне отражающих все показатели деятельности и дает возможность внутренним и внешним пользователям принимать обоснованные решения, как при управлении производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью предприятия, так и при установлении инвестиционных и договорных отношений с партнерами. Естественно, такая информация должна быть полной, достоверной, своевременной и объективной. При значительных объемах учетной информации, используемой в любом хозяйствующем субъекте и повторяемости выполняемых расчетов, достичь этого можно лишь с использованием преимуществ новых информационных технологий. Вместе с тем следует заметить, что никакая система автоматизации учета не в состоянии полностью заменить бухгалтера-профессионала. Она способна только повлиять на стиль и качество выполняемых им функций за счет освобождения от рутинной работы. Поэтому повышаются требования к квалификации бухгалтера, значительно расширяется круг вопросов его компетенции. Сегодня современные персональные компьютеры - необходимый инструмент в работе бухгалтера. Высококвалифицированный бухгалтер должен обладать не только знаниями бухгалтерского учета, анализа и аудита, но и владеть современными методами обработки данных на компьютерах. Он должен иметь представление об основах построения и функционирования автоматизированных информационных систем бухгалтерского учета, анализа и аудита; понимать роль бухгалтера на всех стадиях жизненного цикла автоматизированной информационной системы бухгалтерского учета (АИС-БУ). Чтобы эффективно использовать информационные технологии в практической деятельности, ему необходимо ориентироваться в обширном рынке программных продуктов, предназначенных для решения задач бухгалтерского учета, анализа и аудита, владеть технологией решения своих профессиональных задач в компьютерной среде.
  В течение последнего десятилетия десятки тысяч российских предприятий внедрили в практику управления автоматизированные информационные системы бухгалтерского учета. Это стало возможным благодаря доступности персональных компьютеров и наличию на рынке широкого спектра программных продуктов, предназначенных для автоматизации учета. В настоящий время существует около двух десятков широко используемых бухгалтерских пакетов: "1С", "Парус", "БЕСТ", "Комтех", "Компас", "Монолит", "Суперменеджер", "Инфософт" и т.п. Если предлагаемые программные продукты достаточно однородны по составу реализуемых функций, то этого никак нельзя сказать о принципах их построения, о составе и способах предоставления разработчиками программ дополнительных услуг по внедрению, техническому и методическому сопровождению. Очень существенны и различия в стоимости программного обеспечения бухгалтерского учета. Но несомненным достижением многих систем автоматизации учета является то, что они ориентированы на бухгалтера нового типа - бухгалтера-аналитика, способного проводить финансовый анализ, оценивать инвестиционные проекты, работать с ценными бумагами и т.п.
  Знание нормативных документов, регламентирующих организацию и методику бухгалтерского учета является неотъемлемой частью повседневной работы каждого бухгалтера. Однако как справиться с мощным потоком постоянно меняющейся правовой информации? Выход был найден на пути эффективного применения современной быстродействующей вычислительной техники. Как показывает практика, компьютер является идеальным средством для сбора, обработки, хранения, обновления и выдачи потребителям информации о законах и других нормативно-правовых актах.
  В сфере правовой информатики используется значительное число компьютерных технологий. В частности, к ним относятся автоматизированные информационно-поисковые системы. В настоящее время в России уже создан ряд компьютерных центров и сетей правовой информации, которые охватывают всю территорию страны и предоставляют свои услуги сотням тысяч пользователей. Наиболее известные из них: "Консультант Плюс" (АО "Консультант Плюс"), "Гарант" (НПП "Гарант-Сервис"), "Кодекс" (Центр компьютерных разработок).
  Основная причина популярности справочных поисковых систем (СПС) состоит в том, что такие системы представляют собой доступный и эффективный инструмент для ежедневной работы бухгалтера с правовой информацией. Кроме того, например, СПС "Консультант Плюс" и "Гарант" содержат электронные версии периодических изданий, учебной и монографической литературы по бухгалтерскому учету.
  В процессе подготовки специалистов по бухгалтерскому учету в СГЭА предусматривается работа студентов в специализированных лабораториях, оснащенных современной компьютерной техникой. За время учебы в академии каждый студент приобретает навыки работы с бухгалтерской системой "1С: Предприятие", СПС "Консультант Плюс" а также имеет доступ к сети Интернет при подготовке к занятиям и выполнении лабораторных работ, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
  В последние годы на кафедре бухгалтерского учета применяются новые информационные технологии в процессе работы со студентами. Идет интенсивная работа над созданием мультимедийных электронных учебно-методических материалов, способных постепенно вытеснить печатные издания. Основу такого учебного пособия составляет гипертекст. От обычного текста он отличается четкой структурой, возможностью практически мгновенного доступа к любой части учебного материала. Гипертекст может содержать ссылки (специальным образом помеченные слова) на различные объекты. Объектами могут быть: какой-либо текст; графическая иллюстрация; таблица, анимация; аудиофрагмент; видеофрагмент; какая-либо программа.
  Важнейшая часть компьютерного пособия - блок вопросов и/или упражнений для осмысления и закрепления теоретического материала, развития практических умений и навыков.
  В состав компьютерных пособий могут входить тесты для промежуточного или итогового контроля знаний, пакеты прикладных программ для автоматизации расчетов и т.п.
  В научной студенческой работе новые информационные технологии в виде создания мультимедийных, гипертекстовых электронных разработок используются при выполнении научных конкурсных работ, при написании курсовых и дипломных работ. Например, при защите дипломных работ на нашей кафедре широко используются презентации с использованием Microsoft PowerPoint и других программных средств.
 
 2.6. Международные стандарты финансовой отчетности
 и общественные организации бухгалтеров
 
 Почти все законодательства культурных стран
 стремятся из счетоводства частных предприятий
 извлечь пользу для государства и для интересов лиц,
 данному предприятию не причастных.
 Е.Я. Левин, 1912 г.
  Сложное состояние мировой экономики, ряд банкротств крупнейших транснациональных компаний и крупнейших национальных систем, охватывающих десятки тысяч дочерних и зависимых фирм, выявляют новые проблемы в области ведения учета и подготовки бухгалтерской отчетности.
  Одной из наиболее популярных тем, обсуждаемых в настоящее время, является активный процесс интеграции (глобализации) финансовых рынков. Наиболее сложная теоретическая и практическая проблема - это недостаточность финансовой информации об отдельных компаниях, привлекающих средства путем использования рынков мирового капитала. Решить указанную проблему можно путем усиления роли консолидированной отчетности группы компаний и разработки новых стандартов бухгалтерского учета и отчетности, которые были бы признаны на международном уровне и в которых были бы отражены новые аспекты мировой практики. Это позволит обеспечить инвесторов достоверной информацией в разных аспектах.
  Практически все ведущие организации в этой области (Комитет международных стандартов финансовой отчетности (КМСФО), Международная федерация бухгалтеров (IFAC), Европейская федерация бухгалтеров (FEE), Совет по стандартам финансового учета США (FASB), Международная комиссия по ценным бумагам (IOSCO)) к настоящему времени определили свои позиции по вопросу совершенствования международных стандартов учета. Высказывая различные точки зрения по поводу конкретных механизмов организации такой работы, они сходятся в одном: единые стандарты учета необходимы, их неприменение может привести и приводит к дезориентации и даже обману инвесторов, весьма резким действиям с их стороны в случае возникновения проблем на рынках и к крушению даже крупных фирм.
  С целью унификации принципов бухгалтерского учета, используемых компаниями и другими организациями для формирования финансовой отчетности во всем мире, по соглашению между профессиональными бухгалтерскими организациями Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Голландии, Великобритании, Ирландии и США в 1973 г. был основан Комитет международных стандартов финансовой отчетности. С 1983 г. членами Комитета стали все профессиональные бухгалтерские организации - члены Международной федерации бухгалтеров. По состоянию на январь 2000 г. в 104 странах насчитывалось 143 члена Комитета. В настоящее время в работу КМСФО вовлечены многие другие организации.
  Комитет по международным стандартам финансовой отчетности разрабатывает, совершенствует и публикует, исходя из общественных интересов, международные стандарты финансовой отчетности (МСФО - IAS), в которых гармонизуются разные национальные правила и системы учета. Все больше стран и экономических сообществ признают и используют их при представлении финансовых отчетов. При условии применения принципов международных стандартов можно констатировать, что отчетность является достоверной, наиболее полно удовлетворяющей потребности различных пользователей, а принятые на ее основе экономические решения будут иметь наименьший риск.
  МСФО, работа над которыми продолжается и в настоящее время, позволили значительно усовершенствовать и гармонизировать процесс составления финансовой отчетности во всем мире:
  - на их основе разрабатываются национальные требования к бухгалтерскому учету во многих странах;
  - они служат международным ориентиром для тех стран, которые разрабатывают собственные требования к бухгалтерскому учету;
  - их используют фондовые биржи;
  - они применяются в таких наднациональных органах, как Европейская комиссия, которая объявила о том, что в значительной степени опирается на КМСФО при подготовке документов, удовлетворяющих потребности рынков капитала.
  КМСФО по соглашению с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSCO) разработал систему "основных стандартов", охватывающих все аспекты бухгалтерского учета и отчетности, обеспечивающих прозрачность, сопоставимость финансовой отчетности и полное раскрытие информации. Президиум IOSCO в мае 2000 г. рекомендовал своим членам разрешить транснациональным компаниям готовить финансовую отчетность в соответствии с основными стандартами КМСФО в целях размещения и котировки своих ценных бумаг на международных биржах.
  Международная федерация бухгалтеров (IFAC) созданная в 1978 г. Это крупнейшая в мире бухгалтерская организация, объединяющая более 2 млн. профессионалов, представляющих 153 организации из 113 стран мира. Основная задача федерации состоит в создании единых правил для бухгалтеров во всем мире. Федерация имеет множество комитетов, таких как Комитет по международным стандартам финансовой отчетности IASC, занимающийся разработкой международных стандартов бухучета и аудита, комитет по этике, определяющий обязательные для бухгалтеров этические нормы и нормы корпоративного поведения и др. Эта федерация является организатором всемирных бухгалтерских конгрессов. Всемирный конгресс бухгалтеров - это самое крупное мероприятие, касающееся бухгалтерского учета. Конгресс проходит каждые 4 года в разных странах мира. В нем принимают участие ведущие представители бухгалтерской профессии, руководители предприятий, а также специалисты в области финансов. Конгресс предоставляет возможность обсудить проблемы финансов, экономики, бухгалтерского учета с зарубежными коллегами, поделиться опытом и узнать о современных тенденциях в мире финансов.
  Международная федерация бухгалтеров выступила инициатором создания Форума развития бухгалтерской профессии, объединяющего различные банки и агентства развития. Кроме этого, организация предложила разработать стандарты и методические указания по бухгалтерскому учету, которые удовлетворяли бы требованиям правительств, министерств, налогоплательщиков и рейтинговых агентств, и в 2000 г. опубликовала первые международные стандарты для государственного сектора. Другим проектом в рамках своей деятельности по защите интересов всего общества явилась разработка стандарта, затрагивающего аспекты независимости профессиональных бухгалтеров, занимающихся частной практикой. В настоящее время приняты международный стандарт по аудиторским гарантиям и требования к профессиональным бухгалтерам, разработкой которых занимался Комитет по международной аудиторской практике при МФБ.
  Международный форум развития бухгалтерского учета (далее - Форум) был создан в июне 1999 г. по инициативе Международной федерации бухгалтеров и Всемирного Банка. В его состав в качестве членов или полномочных наблюдателей входит целый ряд организаций, представляющих международные финансовые институты, агентства международного развития, международную бухгалтерскую профессию и крупнейшие международные аудиторские фирмы. Цели деятельности Форума:
  - помочь правительствам осознать значимость подготовки прозрачной финансовой отчетности различными субъектами, использующими услуги бухгалтерской профессии в рамках эффективной системы корпоративного управления;
  - содействовать в определении требований к бухгалтерской профессии (как в государственном, так и частном секторе) в части, касающейся защиты интересов общества;
  - оказывать давление на правительства, чтобы они в большей степени учитывали потребности развивающихся стран;
  - помогать в целенаправленном выделении материальных и технических ресурсов для создания эффективной системы бухгалтерского учета и аудита в развивающихся странах;
  - способствовать сотрудничеству между правительствами, профессиональными, международными финансовыми институтами, регулирующими органами, органами, устанавливающими стандарты, инвесторами и эмитентами ценных бумаг;
  - содействовать в разработке единой стратегии (концептуальной основы) развития бухгалтерской профессии.
  Работа этих международных организаций направлена на внедрение во всем мире международных стандартов финансовой отчетности, которые являются универсальным языком бухгалтерского учета. МСФО уменьшают различия национальных бухгалтерских систем путем гармонизации нормативных актов, стандартов и порядка составления и представления бухгалтерской отчетности. Реформирование бухгалтерского учета в соответствии с МСФО является одной из составляющих курса экономических реформ в России.
  Европейская бухгалтерская ассоциация (European Accounting Association) - профессиональная организация специалистов финансового сектора. Членами ассоциации являются как физические лица, так и организации. Штаб-квартира ассоциации находится в Брюсселе (Бельгия). С 1976 г. ассоциация стала проводить ежегодные конгрессы, на которых специалисты в области бухгалтерского учета, аудита и финансов со всего мира встречаются для обсуждения наиболее насущных проблем и обмена опытом. В связи с интеграцией России в мировую экономику и переходом к международным стандартам финансовой отчетности и аудита участие в международных конгрессах приобрело особенную актуальность для российских представителей финансовых профессий.
  Наряду с международными профессиональными организациями значительное место в формировании системы международной системы учета занимают национальные организации: Гонконгское общество бухгалтеров (Китай); Орден экспертов-бухгалтеров Франции; Национальная компания комиссаров по счетам (Франция); Институт дипломированных бухгалтеров Шотландии, Институт профессиональных бухгалтеров России.
  Гонконгское общество бухгалтеров (Китай) - единственная профессиональная организация в Гонконге, наделенная правами выдавать лицензии, необходимые для осуществления деятельности в области бухгалтерского учета и регулировать бухгалтерскую деятельность в целом. В настоящее время Гонконгское общество бухгалтеров насчитывает около 19000 членов, из которых 16000 - организации, а 3000 - частные лица.
  Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБР) создан в апреле 1997 г. в Российской Федерации (г. Москва). Учредителями некоммерческого партнерства "Институт профессиональных бухгалтеров России" (ИПБ России) являются высшие учебные, научные и общественные организации. Активное участие в создании и деятельности ИПБ России принимает Министерство финансов РФ. ИПБ России объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Они представляют руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб предприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский состав в области учета, экономического анализа и аудита различных учебных заведений, специалистов финансового менеджмента. ИБП России является одним из семи аккредитованных при Министерстве финансов РФ профессиональных аудиторских объединений.
  Основными целями и задачами ИПБ являются:
  - объединение в единую профессиональную организацию и координация деятельности квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента, а также юридических лиц, специализирующихся в области распространения информации финансово-экономического профиля, оказания услуг в области бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита, финансового менеджмента, и повышения квалификации работников бухгалтерского, финансово-экономического профиля;
  - организация и проведение аттестации специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента в целях повышения их профессионального статуса и значимости на профессиональном рынке труда и услуг;
  - разработка методологии и методики бухгалтерского учета и аудита;
  - создание системы оперативного информирования членов ИПБ об изменениях и новшествах в области регулирования бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита;
  - совершенствование профессиональной деятельности персонала организаций, связанного с бухгалтерским учетом, финансовым менеджментом, аудитом и т.п., формирование положительного общественного мнения о добросовестно работающих специалистах в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента, аудита и т.п. (далее специалистах), защита интересов специалистов в законодательных и исполнительных органах власти, а также социальная защита специалистов;
  - внедрение в практику новых форм и методов организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, отвечающих требованиям Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;
  - формирование у специалистов экономического мышления, соответствующего рыночным отношениям; соблюдение ими норм профессиональной этики;
  - представление и защита прав и законных интересов членов ИПБ, оказание им помощи в защите их профессиональных интересов.
  - ИПБ России объединяет как физических, так и юридических лиц. Активное участие ИПБ России в реформировании бухгалтерского учета было предусмотрено в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
  В различных регионах России создаются территориальные институты профессиональных бухгалтеров (ТИПБ), целью которых является консолидация усилий всех заинтересованных организаций территории по управлению ведением бухгалтерского учета на предприятиях региона. Уже создано 65 ТИПБ. Все они самостоятельные юридические лица, одним из учредителей которых является ИПБ России. Подготовку профессиональных бухгалтеров осуществляют около 200 учебно-методических центров (УМЦ), функционирующих практически во всех регионах страны. На сегодняшний день подготовлено и аттестовано более 100 тыс. профессиональных бухгалтеров. Из них членами ИПБ России являются свыше 80 тыс. чел.
  Адрес ИПБ России: Адрес: 103006, Москва, Настасьинский пер., 3, корп. 2. Телефон: (095) 299-46-45 Факс: (095) 200-46-35, адрес во всемирной сети Internet: www.ipbr.ru.
  Осознание причастности к общему делу, законам и традициям выражается в том числе в появлении определенной символики, которая раскрывает основные правила существования сообщества. У международного сообщества бухгалтеров-аудиторов таким символом является герб 12, состоящий из трех фигур: солнца (бухгалтерский учет освещает хозяйственную деятельность предприятия), весов (символизируют баланс), кривой Бернулли (символ того, что учет, однажды возникнув, будет существовать вечно) и девиза: "Наука, доверие (совесть), независимость". Автором герба бухгалтеров является французский ученый Жан Батист Дюмарше (1874-1946). Следует отметить, что идет дискуссия по поводу кривой, изображенной на гербе. Считают, что Дюмарше повторил ошибку того, кто изобразил спираль на могильном камне Якоба Бернулли (1654-1705). Действительно, Я. Бернулли занимался, в частности, исследованием различных математических кривых. Логарифмическая спираль, которая обладает свойством воспроизводиться при различных преобразованиях, настолько вдохновила Якоба, что он пожелал, чтобы эту кривую вырезали на его могильном камне с надписью: "Изменившись, возникаю такой же". Но вместо этой спирали на могильном камне изобразили спираль Архимеда. Эта же спираль изображена и на гербе. Следует отметить, что Якоб был автором формулы не менее знаменитой кривой - лемнискаты, являющейся символом бесконечности.
  В 1999 г. учетно-экономическим факультетом, которым тогда руководила доктор экономических наук, профессор Е.В. Зарова, ныне проректор СГЭА по научной работе, был объявлен конкурс на эмблему факультета. В нем приняли участие 30 чел. Идея конкурса была в том, чтобы показать то, как меняется представление студентов о своей специальности, выражаемое графическими средствами. Критериями оценки были: содержательность (отражение роли бухгалтерского учета в бизнесе фирм и экономической жизни региона, государства), рекламность (эмблема должна объяснять абитуриентам преимущества получения специальности бухгалтера), наглядность, доступность восприятия и др.
  Эмблемы, которые принесли на конкурс студенты, подчеркивали основные принципы в работе бухгалтера, который в бизнесе является не просто учетчиком, а человеком, подготавливающим управленческие решения. Хороший бухгалтер - это профессионализм, достоверность, порядочность, законность. Глобальность специальности бухгалтера подчеркивали эмблемы с изображением земного шара, флага России и космоса. Почти в каждой эмблеме присутствовали весы как символ сбалансированности, равенства имущества предприятия и источников его приобретения. Некоторые студенты отобразили в эмблеме факультета символы любви и дружбы на фоне основных принципов работы бухгалтера. При этом выдвигались такие лозунги: "Жизнь бухучету вечность подарила!", "Ошибайся в пользу государства!". Наиболее удачными признаны две эмблемы. Первая, в виде улыбающегося человеческого лица, вызывает хорошее настроение, а весы, как глаза и брови, изображают суть метода бухгалтерского учета. Второй эскиз, пирамида, содержащая несколько уровней информации в бухучете, подчеркивает фундаментальность науки, весы также не забыты.
 
 
 Раздел 3. Учебный процесс в высшей школе
 
 Тяжело в ученье, легко в бою.
 А.В. Суворов. Наука побеждать.
 
 3.1. Краткое содержание специальных дисциплин
 
 Бухгалтерский финансовый учет
 
 Бухгалтерию... все-таки следовало бы
 признать отраслью математики.
 Н.У. Попов, 1892 г.
  Предмет, объекты, цели и концепции финансового учета. Система его нормативного регулирования в России. Организационно-правовые особенности предприятий и их влияние на постановку финансового учета в хозяйствующих субъектах.
  Основное содержание и порядок ведения учета: денежных средств и расчетов, долгосрочных инвестиций и источников финансирования, основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, производственных запасов, труда и его оплаты, издержек хозяйственной деятельности, готовой продукции (работ, услуг), ее реализации, финансовых результатов и использования прибыли, капитала, фондов, резервов, кредитов и займов, операций и ценностей, не принадлежащих предприятию. Бухгалтерская отчетность.
 
 Бухгалтерский управленческий учет
 
 Калькуляционная бухгалтерия
 является венцом науки счетоводства.
 И.Ф. Шер, 1925 г.
 
  Сущность, содержание, принципы и назначение управленческого учета. Производственный учет как составная часть управленческого учета. Концепции и терминология классификации издержек. Центры расходов, прибыли, ответственности и бюджетирования.
  Цели и концепции систем подготовки смет. Виды сметных систем. Фиксированные и гибкие сметы. Нулевые и приростные сметы. Периодические и непрерывные сметы.
  Основные модели учета затрат. Выбор и проектирование систем учета и контроля затрат в организациях. Учет и контроль издержек производства продукции по видам расходов. Учет и исчисление затрат по местам формирования и центрам ответственности. Учет и распределение затрат по объектам калькуляции. Маржинальный доход и методы списания постоянных расходов. Методы калькулирования как базы ценообразования. Нормативный учет и стандарт-кост, директ-кост. Использование данных управленческого учета для анализа и обоснования решений на разных уровнях управления.
 
 Бухгалтерская (финансовая) отчетность
 
  Как геометрия - не землемерие,
  так и бухгалтерия - не одно книговодство.
 Н.У. Попов, 1894 г.
  Концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и международной практике. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России. Виды бухгалтерской отчетности. Бухгалтерский баланс и модели его построения. Особенность оценки статей баланса в условиях гиперинфляции.
  Отчет о прибылях и убытках: схемы построения в отечественных и международных стандартах, взаимосвязь с налоговыми расчетами. Отчет о движении денежных средств, модели его составления. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Пояснительная записка, ее содержание.
  Сводная и консолидированная бухгалтерская отчетность: назначение, методы составления. Сегментарная отчетность организации: ее цели, состав и методы составления. Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности. Аудит и публичность бухгалтерской отчетности. Трансформация бухгалтерской отчетности российских предприятий в составляемую по международным стандартам.
 
 Комплексный экономический анализ
 хозяйственной деятельности
 
 Когда дела идут плохо, больше всех бывают
 удивлены именно бухгалтеры.
 Б. Райн, 1998 г.
  Роль комплексного анализа в управлении. Содержание комплексного управленческого анализа и последовательность его проведения. Структура комплексного бизнес-плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей. Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет (бюджетов). Анализ в системе маркетинга. Анализ и управление объемом производства и продаж. Обоснование формирования и оценка эффективности ассортиментных программ. Анализ обновления продукции и ее качества.
  Анализ технико-организационного уровня и других условий производства. Анализ технической оснащенности производства, возрастного состава основных фондов. Анализ и оценка уровня организации производства и управления. Жизненный цикл изделия, техники, технологии и учет его влияния на анализ организационно-технического уровня. Анализ состояния и использования трудовых и материальных ресурсов. Анализ и управление затратами. Особенности анализа прямых и косвенных, переменных и постоянных затрат. Финансовые результаты и рентабельность активов коммерческой организации и методы их анализа. Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений.
  Финансовое состояние коммерческой организации и методы его анализа. Анализ финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности организации. Методы комплексного анализа уровня использования экономического потенциала хозяйствующего субъекта и оценка бизнеса. Методика рейтингового анализа эмитентов.
 
  Анализ финансовой отчетности
 
 Присутствие денег в кассе еще не свидетельствует
 о благоприятном положении дела, как равно и наоборот.
 П.П. Лобзин, 1897 г.
  Объекты анализа, оценка информативности финансовой отчетности с позиций основных групп ее пользователей. Взаимосвязь состава и содержания отчетности с развитием организационно-правовых форм хозяйствования. Анализ соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности налоговым декларациям и статистическим отчетам.
  Анализ бухгалтерского баланса, его основных статей и расчетных показателей. Разработка аналитического баланса, горизонтальный и вертикальный анализ.
  Анализ отчета о прибылях и убытках. Трендовый анализ реализации продукции и обоснование устойчивости тренда. Анализ и оценка структуры затрат и доходов организации. Анализ учетной (бухгалтерской) и экономической рентабельности. Анализ информации, содержащейся в отчете о движении денежных средств. Оценка результативности производственно-хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности. Анализ состава и движения капитала организации. Оценка чистых активов.
  Анализ прочей информации, содержащейся в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о прибылях и убытках, в пояснительной записке, подлежащей обязательному раскрытию в финансовой отчетности.
  Особенности анализа консолидированной отчетности организаций разного типа. Специфика анализа сегментарной отчетности.
  Использование выводов из анализа финансовой отчетности при разработке бизнес-плана организации и принятии различных управленческих решений. Формы заключения аудиторов по анализу финансовой отчетности.
 
 Аудит
 Счетоводство может быть так запутано,
 что для поверки и недоступно.
 Ф.В. Езерский, 1921 г.
  Сущность, цели и задачи аудита. Его роль в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики. Направления аудиторских проверок. Пользователи материалов аудиторских заключений. Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы. Нормативно-правовое регулирование и организация аудиторской деятельности. Виды аудита и аудиторских услуг. Международные и отечественные стандарты аудиторской деятельности. Качество аудита. Профессиональная этика аудитора.
  Планирование и программа аудита. Основные этапы, сущность техники и технологии проведения аудиторских проверок. Понятие существенности и риска в аудите. Оценка системы внутреннего контроля. Аудиторская выборка. Аудиторские доказательства и документы. Порядок подготовки аудиторского заключения.
 Технология и методика проведения аудиторских проверок в организациях разного профиля. Выбор основных направлений аудиторской проверки. Аудит учредительных документов и формирования уставного капитала. Аудит системы управления организацией. Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики. Аудит расчетов. Аудит кредитных операций, финансовых вложений и операций с ценными бумагами. Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами. Аудит издержек производства. Аудит финансовых результатов. Оценка финансового состояния, платеже- и кредитоспособности организации. Виды и порядок подготовки аудиторских заключений. Роль финансового анализа в аудиторской деятельности. Аудит рыночного позицирования организации. Прогноз финансовой отчетности и ее оценка. Особенности организации и аналитических процедур внутреннего аудита. Внутренний аудит как способ контроля за деятельностью менеджера со стороны собственников (акционеров). Взаимоотношения внутренних аудиторов с аудиторскими фирмами.
 
 Бухгалтерское дело
 
 Перегруженный бухгалтер - не бухгалтер, а счетовод.
 А.З.Попов,1930 г.
  Сущность бухгалтерского дела, его содержание. Формирование профессии современного бухгалтера и аудитора. Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов. Правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организацией. Специфика бухгалтерского учета и внутреннего аудита в компьютерной среде. Хозяйственные ситуации (операции) - важнейший объект бухгалтерского дела. Комплексный экономический и юридический анализ этих ситуаций, оценка налоговых последствий, а также финансовых рисков. Выбор оптимального варианта хозяйственных ситуаций, порядок отражения их в учете и возможности их идентификации по данным отчетности. Проведение аудита.
 
 3.2. Организация работы студентов
 
 Важнейшая порука в занятиях бухгалтерских
 есть решительная склонность к этому занятию.
 В. Снопов, 1857 г.
  Лекции (от латинского слова "читать") принадлежит ведущая роль в учебном процессе. Лекции имеют существенные преимущества перед учебниками, так как обеспечивают быстрое и глубокое усвоение материала, а также дают новейшее освещение вопросов по данным последних достижений науки. В настоящее время широко используется практика конспектирования, ведущаяся одновременно со слушанием лекции. О том, как конспектировать лекции, нет единого мнения. Конспектирование, если оно правильно поставлено и не является самоцелью, имеет для студентов вспомогательное значение хотя и является средством развития умственных способностей. Наиболее правильная рекомендация для студентов сводится к тому, чтобы они, прежде всего, внимательно слушали лекцию, стараясь понять ее содержание и кратко записывать по ходу лекции основные, важнейшие научные положения и выводы. При этом качество конспектов в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей восприятия и памяти студентов. Некоторые психологи утверждают, что студент, записывающий лекцию, дольше сохраняет работоспособность в течение учебного дня. Дословная запись не позволяет ни понять, ни тем более усвоить материал. Не менее важной частью работы студента в процессе конспектирования является запись возникающих при слушании лекции своих мыслей, вопросов, соображений и т.п. Конспект - это только вспомогательный материал для самостоятельной работы, он ни в коем случае не должен подменять собою книгу, учебник, учебное пособие.
  Практические занятия могут проводиться в различной форме. Они содействуют выработке навыков в выполнении определенных видов работ. Практические (семинарские) занятия ведутся в студенческих группах и носят систематический характер, регулярно следуя за каждой лекцией. Для успешной работы на практических занятиях нельзя ограничиться слушанием лекций. Необходима предварительная, самостоятельная работа студентов по теме предстоящего занятия. Обычно преподаватель разъясняет методику решения той или иной задачи и предоставляет возможность студентам самостоятельно продолжить расчеты.
  В процессе семинарских занятий студенты овладевают научным аппаратом, приобретают навыки оформления научных работ и овладевают искусством устного и письменного изложения материала. Эти занятия дают богатейшие возможности для подготовки специалистов. Студенты должны быть готовы к активному участию и выступлениям на семинарах.
  Лабораторные занятия особенно важны в связи с внедрением новых компьютерных технологий в работу бухгалтера и жизнь современного специалиста. В основном они проходят в современных компьютерных классах за изучением новейших компьютерных программ, интернета, программных средств бухгалтерского учета, электронных баз данных и др.
  Курсовые работы носят учебно-исследовательский характер. Название их указывает на то, что они соответствуют определенному курсу обучения и выполняются по конкретной дисциплине. Студенты пишут курсовые работы по следующим дисциплинам: экономическая география, экономическая теория, статистика, бухгалтерский финансовый учет, бухгалтерский управленческий учет, аудит, экономический анализ. Как правило, эти работы выполняются по литературным источникам, при этом могут использоваться конкретные данные деятельности предприятий. Работа заканчивается выводами, сделанными студентом самостоятельно. Тематика курсовых работ достаточно широка и утверждена кафедрой, однако студент может самостоятельно предложить тему. Нередко курсовые работы служат основой дипломной работы. Работа рецензируется научным руководителем и защищается перед комиссией кафедры. Оценка за курсовую работу идет в зачетную книжку.
  Дипломная работа выполняется на последнем курсе обучения после сдачи междисциплинарного государственного экзамена. Эта работа - своеобразный итог подготовки студента. Выполнению дипломной работы предшествует преддипломная практика по специальности, на которой студент собирает реальный цифровой материал для написания дипломной работы и осмысливает методические и организационные системы учета. Дипломная работа - это самостоятельное научное исследование студента по определенной теме. Научный руководитель курирует работу студента. Дипломная работа дает возможность продемонстрировать весь багаж полученных в вузе знаний, особенно в части общей экономической теории, права, бухгалтерского учета, отчетности, налогообложения, аудита и экономического анализа. При написании работы многие студенты часто используют экономико-математические методы. Практическая значимость дипломной работы студента может быть подтверждена предприятием, по данным которого написана работа. Защита дипломной работы складывается из краткого доклада студента, его ответов на вопросы членов комиссии, выступления научного руководителя.
 
 
 Раздел 4. ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
 
 4.1. Аспирантура и соискательство
 
 Научная подготовка и
 опыт бухгалтера - лучший учитель.

<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу