<< Пред.           стр. 7 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

  Рациональный---Иррациональный
  Безопасный-----Опасный
 
  Использование факторного анализа предполагает, что наиболее важные факторы будут входить в те характеристики, которые респонденты отмечают согласующимся образом. Например, если группа респондентов последовательно отбирает "разумный", "информированный" и "искренний", чтобы обозначить высокий уровень доверия, в то же время не отбирая других свойств, мы можем заключить, что эти три характеристики составляют базовый фактор, в то время как другие - нет. И хотя это объяснение страдает определенным упрощением, используемая логика процедур указывает, что некоторые факторы оперируют предсказуемым образом в наборе ситуаций, как выступающих так и аудитории.
  В многочисленных исследованиях выделяются два базовых фактора доверия: авторитетность и надежность. Тот, кто высоко оценивается по уровню авторитетности, будет восприниматься как информированный, квалифицированный, разумный, ценный, профессиональный; и наоборот, тот, кто оценивается невысоко, будет рассматриваться как неинформированный, неквалифицированный, не имеющий ценности, непрофессиональный. Понятно, что не все эти качества могут применяться ко всем ситуациям и ко всем выступающим.
  Второй фактор - надежность - функционирует независимо от авторитетности и должен быть связан с имиджем "хорошего парня", т.е. человека, рассматриваемого как честного, дружелюбного, приятного, самоотверженного и т. п. Человек может оцениваться высоко по надежности и низко по авторитетности, и наоборот. Например, дружественный, с хорошими манерами человек одновременно может рассматриваться как плохой работник, профессионально некомпетентный; с другой стороны, человека могут уважать за его технические возможности, но не любить, поскольку он является неприятной личностью.
  Динамизм также может рассматриваться как фактор, ведущий к доверию. Динамизм относится к вопросам представления и внешности. Динамический коммуникатор может быть описан как эмпатический, агрессивный, сильный, смелый, активный и энергичный. Низкая оценка динамизма указывает на то, что говорящий оценивается как застенчивый, осторожный, бессильный, пассивный и робкий. Динамизм является третьим фактором, отмечаемым в некоторых исследованиях, но отсутствующим в других. Одним из вероятным объяснений этого является то, что динамизм просто функционирует не так однозначно в разнообразных ситуациях, чем авторитетность и доверие.
  Неудивительно, что и другие факторы, кроме доверия, авторитетности и динамизма, иногда рассматриваются в качестве влияющих на доверие. Одно из исследований называет экстравертизм, мастерство и открытость в качестве важных факторов, в то время как другие отмечают, что восприимчивость также влияет на впечатление доверия. Этот список может быть продолжен включением профессионализма и безопасности, среди других понятий.
  Доверие к источнику позитивно коррелируется с изменением отношения
  Воздействие доверия к источнику на изменение отношения может быть проверено достаточно просто. Исследователь делит случайную выборку на две группы, заранее оцененные по отношению к теме убеждающей речи, услышанной в записи в эквивалентных ситуациях. Версии речи одинаковые, но их источники являются разными. Речь, которую слышит одна группа, приписывается человеку, который обладает высоким уровнем доверия, другая группа слышит версию от человека с низким уровнем доверия. Сравнивая вопросники, заполненные до и после презентации, исследователи определяют, есть ли разница в усредненной смене отношений между двумя группами. Если отношения меняются более в положительном направлении в условиях высокого уровня доверия, то разница предположительно возникает от большего воздействия источника.
  Известное исследование Хаймана (1949) использовало эту основную парадигму эквивалентной аудитории, идентичных сообщений, манипулируемого доверия к источнику и непосредственной проверки изменения отношений. Три группы прослушали записанную речь о социальной медицине, и каждая группа считала, что эту речь произносили разные люди: Томас Парран, главный хирург Соединенных Штатов; Юджин Деннис, секретарь Коммунистической партии Америки; и студент университета Нортвестерн. Версия, приписанная Паррану, оценивалась как значительно более компетентная, чем две другие, и она оказалась более эффективной по изменению отношения к этому вопросу. К близким результатам пришли и тогда, когда письменное сообщение приписывалось как институциям, так и индивидам, к примеру,"Правде" и Роберту Оппенгеймеру. Дополнительные подтверждающие сведения были получены также в случае, когда каналом был фильм, картина и обсуждение в малой группе.
  Хотя существует мало причин для того, чтобы сомневаться в том, что источник с высоким уровнем доверия действует более убеждающе, стандартные представления должны интерпретироваться с осторожностью. Высокий уровень доверия не несет ни автоматического, ни постоянного прироста убедительной силы. Помните, что основная парадигма не включает ничего даже отдаленно близкого к линейному отношению между убеждающим влиянием и уровнем доверия. Нет доказательства, что имеющиеся рост или потеря в личностной репутации ведут к пропорциональным изменениям в межличностном влиянии. Более того, стандартная исследовательская процедура не принимает во внимание ни один из факторов, известных как взаимодействующих с доверием к источнику.
  Рассмотрим ситуацию, где взгляды говорящего явным образом отличаются от взглядов аудитории. Если доверие не взаимодействует с фактором расхождения, у нас есть основание предположить, что любое увеличение в доверии вызовет пропорциональный рост в изменении отношений со стороны слушателей независимо от того, насколько отличаются их взгляды от взглядов говорящего. В действительности же скорее имеет место совершенно обратное. Исследования демонстрируют, что доверие и расхождение не являются независимо воздействующими, а работают как бы в тандеме, определяя до какой степени аудитория подвергнется воздействию со стороны говорящего.
  Доверие также взаимодействует с другими переменными, когда получатели ощущают давление, вынуждающее их подчиниться рекомендациям говорящего. Иногда понятие"хорошие парни" срабатывает в последнюю очередь. Одно неоднозначное исследование рассматривало интересную ситуацию, где коммуникатор старался заставить армейских резервистов есть вызывающую возражения еду - жареную саранчу. Удивительным было то, что хотя доверие к говорящему не влияло на уровень подчинения, изменение отношения к еде саранчи было значительно меньшим, когда источник рассматривался как хороший парень, чем когда он оценивался как холодный, бестактный, эгоистичный и сноб. Видимо, необходимость подчинения была наибольшей, когда доверие не несло за собой оправдания для включения в неприятную задачу. В другой области штат Канзас было предложена лекционная программа, чтобы предупредить тинейджеров об опасности употребления наркотиков. Исследования обнаружили, что известный криминалист из прославленного университета был эффективным убеждающим только в тех школах, где учениками являются дети из семей с профессиональным достатком. В школах, посещаемых учениками из социально лишенных семей, более благожелательно относились к личному свидетельству молодого человека, условно осужденного за употребление наркотиков. Понятно, что человек, высоко оцениваемый в одной ситуации, имеет меньший вес в другой. Такое доказательство расхождений и принудительного согласия должны рассматриваться как доказательство существования большего числа факторов, которые взаимодействуют или служат промежуточным звеном с некоторым эффектом доверия.
  Доверие связано со временем и ситуацией
  Ранее считалось, что мы формируем наши впечатления о доверии в стабильном и фиксированном виде. К некоторым людям есть больше доверия, к другим - нет. Для студентов, к примеру, имена Джона Ф. Кеннеди и Мартина Лютера Кинга имеют высокую оценку доверия во времени. Некоторым людям нравятся прочные оценки, другие никогда не переживут пятна некомпетентности и недоверия. Эта фиксированная модель доверия упускает динамическое взаимодействие и переплетение эффектов времени и ситуации на создание доверия. Лишь в небольшом количестве коммуникативных ситуаций факторы доверия являются фиксированными и статичными. Даже когда у нас есть годы, чтобы сформировать наше впечатление о ком-нибудь, наши рассуждения также все еще могут подвергнуться быстрым и драматическим изменениям.
 
  Д. РИСМЕН и др. ОДИНОКАЯ ТОЛПА
  (из книги Riesman D. а.о. The Lonely Crowd. - N.Y., 1955)
  Внутренне-ориентированный человек приносит в политику отношения, выработанные в сфере производства, внешне-ориентированный - в сфере потребления. Политика должна оцениваться в терминах предпочтений потребления. Политики являются людьми, и чем более обаятельными, тем лучше. Более того, имитируя стереотипы потребления, политика становится местом, где манера и способ "делания" вещей так же важны, как и то, что делается. Это соответствует тенденции внешне-ориентированных людей придавать большее значение средствам, чем это делают внутренне-ориентированные, и меньшее - результатам.
  Массовая коммуникация является, возможно, наиболее важным на политической сцене каналом между внешне-ориентированными деятелями и аудиторией. Массовая коммуникация, критикуя актеров и шоу, как правило, прямо или косвенно тренирует аудиторию в технике политического потребления. Хотя стереотипы подобного влияния сложны, их можно суммировать в виде трех предварительных обобщений.
  Во-первых, поскольку массовая культура является учителем потребления, она учит внешне-ориентированных людей поглощать политику и рассматривать ее, как и политическую информацию, в виде товара для потребления. Все это - продукты ( игры, развлечения, отдых); а он их покупатель ( игрок, зритель или ленивый созерцатель).
  Во-вторых, масс-медиа, будучи очень чувствительной к давлению, делают ставку на терпимость. Но даже тогда, когда кто-либо намеревается читать мораль, отношение аудитории сверстников заставляет воспринимать негодующее сообщение в спокойной манере. Более того, подобная ситуации в аудитории заставляет делать акцент не на том, что говорится в терминах содержания, а на "искренности" представленного. Подобный акцент на искренности, как в массовой культуре, так и в политике, ведет к значительной терпимости аудитории в отношении некомпетентности того, кто представляется.
  В-третьих, в то время как существует определенное внутренне-ориентированное морализаторство в освещении американских политических событий, они в какой-то степени замедляют, но не останавливают убеждения, направленные массовой культурой в пользу внешне-ориентированной терпимости и пассивности.
  Неспособность внешне-ориентированного человека знать, что он хочет, будучи занятым тем, что он любит, применима как к политике, так и к другим сферам жизни. В противоположность этому внутренне-ориентированный человек в таких сферах жизни,как политика,которые он идентифицирует с работой, знает, чего он хочет, но не позволяет себе знать, что же он любит.
  Массовая коммуникация играет роль зазывалы на политическом шоу. Она нашла одно-единственное лекарство для преодоления опасности апатии - очарование. Как и в сексе, очарование часто заменяет и любовь, и относительно безличностные семейные связи; как очарование упаковки и рекламы продуктов заменяет соревнование в цене, так и очарование в политике в качестве харизмы (упаковки) лидера или в мелькающем калейдоскопе событий в масс-медиа, заменяет типы самоинтереса, которыми руководствуются внутренне-ориентированные. В целом: увидев очарование на объекте внимания, мы вправе подозревать апатию со стороны наблюдателя.
  Результатом поиска очарования в политике является предоставление "психологических ценностей", привлекательных для потребителя". И, как выразился, выступая перед Институтом Супермаркета, м-р Клеменс, оценки политика являются "теми самыми характеристиками, которые мы любим в наших друзьях", а именно, "опрятность, современный вид, щедрость, вежливость, честность, терпение, искренность, симпатия и хорошее настроение". Многие из маневров политиков могут быть проинтерпретированы в этих терминах. Так в 1948 г. Трумен не обладал современной внешностью; Дьюи - искренностью, симпатией и хорошим настроением. Эйзенхауэр, казалось, обладал неотразимой привлекательностью по всем параметрам - у него было "все". <...>
  Есть несколько причин, почему масс-медиа развивают отношение терпимости, которое становится модусом обработки всего, включая политику.
  Наиболее важным фактором, способствующим этой точке зрения, является просто объем аудитории. Пресса, хотя и менее терроризируемая, чем кино, является субъектом применения множества направлений давлений от групп, ищущих защиты от атаки; подобное давление вошли в сущность, в саму структуру управления и распределения масс-медиа.
  Дополнительно, чем больший объем канала, тем большая вероятность того, что он будет редактироваться и продуцироваться в большом городском центре, где давление в сторону внешне-ориентированной толерантности будет наибольшим. <...>
  Искренность означает подачу исполнителя в стиле, не являющемся агрессивным или циничным, который даже может показаться беззащитным, как, например, манера проведения пресс-конференций некоторыми политиками. Исполнитель отдает себя на откуп как аудитории, так и своих эмоций. Так искренность со стороны исполнителя вызывает терпимость у аудитории по отношению к нему: невозможно быть излишне критичным к человеку, который полностью раскрылся и протягивает руку дружбы.
  Но популярный акцент на искренности означает гораздо больше. Все сводится к тому, что источник суждения с содержания представления и его правильности/неправильности сместился на личность исполнителя. Его оценивают по его отношению к аудитории, которое может быть искренним или нет, но не оценивают по его мастерству, то есть его честности и умениям.
  Игнорируя то, что аудитория считает отсутствующим у себя (возможности к представлению) и подчеркивая способности, которыми она считает, что обладает (возможность к искренности), аудитория получает возможность, до определенной степени, "опекать" исполнителя ,примерно так, как она покровительствует бормочущим участникам в прощальном шоу. Возможно и то,что аудитория, подчеркивая эмоциональные качества исполнителя (такие, как искренность), естественным образом избегает необходимости в эмоциональном ответе<...>
  В центре общественного интереса старые капитаны промышленности были заменены совершенно иным типом людей: капитанами непромышленности, потребления, отдыха. Исследование содержания масс-медиа показывает изменения в типе информации о бизнесменах и политических лидерах, интересной для аудитории. Раньше аудитории предоставлялись рассказы о том, как любовь героя к работе стала ключом к его успеху. Сегодня подъем по лестнице считается само собой разумеющимся, а акцентируются предпочтения героя в одежде, еде, женщинах и отдыхе. Это как бы та сфера, с которой читатель хорошо знаком и где даже сам может посоперничать с героем, в то время как сложно представить себя в роли президента Соединенных Штатов или главы большой компании.
  Не менее важно и то, что в подобных биографиях акцент смешен с лидеров бизнеса на лидеров потребления. Соответственно, актеры, художники, "развлекатели" получают больше места и времени в средствах масс-медиа, чем раньше, а герои офисов, трибун и заводов - гораздо меньше.Эти потребители дополнительного продукта могут, в терминах Веблена, предоставлять "духовный комфорт" своим изощренным умением потребления. Очарование таких героев потребления частично связано с их неспособностью к умениям, сходным с бизнесом представлений. Но в некоторых случаях их полная личная "искренность" помогает, заменив объективные художественные критерии.
  Реально же эти капитаны потребления не являются лидерами. Они остаются только личностями, используемыми, чтобы украшать движение, но не управлять им. При этом следует заметить, что реальные лидеры имеют с ними достаточно много общего.
 
  Т. ШИБУТАНИ. ИМПРОВИЗИРОВАННЫЕ НОВОСТИ: социологическое исследование слухов (из книги: Shibutani T. Improvised news. A sociological study of rumor. - Indianopolis, New York, 1966)
  (отрывки)
  Обычно считается, что центральной характеристикой слуха является ошибка. Слухи принято рассматривать как неправильные сообщения, или, по крайней мере, как такие, которые не проверены и, вероятно, фальшивы. Когда непроверенное сообщение оказывается правдой, никто не замечает его неизвестного источника. Когда же последующие события раскрывают сообщение как неосновательное, мы говорим, что "это были только слухи". Так же чаще всего называют слухами сообщения, которые вопросительны. К примеру, в конце второй мировой войны многие американцы скептически отнеслись к сообщению о смерти президента Рузвельта, посчитав его"очередным слухом", пока не получили подтверждения через масс-медиа. Иногда сообщения называются слухами теми, кто не хочет в них верить, как, например, индивиды,для которых хороший друг вдруг оказался мошенником.<...>
  Поскольку особое внимание к одним вещам отражается на подавлении других, существуют определенные ограничения к объему и характеру новостей, на которые могут реагировать возбужденные люди; замечания, которые несовместимы с существующим настроением, могут опускаться или опровергаться. Когда же общее настроение установлено, будут отвергаться даже сообщения из институцилизированных каналов, если они окажутся несовместимыми. В ситуации интенсивного коллективного возбуждения могут возникнуть характеристики, не соответствующие общепринятым стандартам. Такие слухи неизменно предоставляют форму для выражения превалирующих ощущений, и именно в подобных контекстах уверенно говорится о выполнении желаемого. Там, где слухи исходно экспрессивны, вопросы, которые логически несовместимы, могут поддерживаться одновременно. В случае некоторых кризисов, как, например, во время убийства президента Кеннеди, противоречия в фактах подозрений оставались незамечаемыми. Лебон заявляет,что логика аффекта отличается от рациональной логики; имиджи проявляются сами по себе или ассоциируются, а не соединяются логически.[...]
  Делались также попытки контролировать спонтанную коммуникацию с помощью закона. В случае бирж контроль новостей всегда представлял проблему, поэтому закон 1933 года признавал незаконным преднамеренное использование слухов для манипуляций над ценами. Во времена войны особенно делаются попытки борьбы с подрывными слухами, фиксируя юридическую ответственность и наказывая виновных. Так, во время второй мировой войны немцы пытались контролировать враждебные слухи на захваченных территориях путем строгих декретов; люди штрафовались или сажались в тюрьму за высказывания против оккупантов. В Англии оборонные законы признавали распространение тревожных или пораженческих настроений незаконными; необходимо было привести массу доказательств того, что лишь разумные причины заставили человека поверить в то, что слух был правдой, и не было злонамеренного умысла.<...>
  Один из распространенных способов борьбы со слухами во времена бедствий состоит в обращении к людям уважаемых лидеров. В 1938 г. президент Рузвельт обнародовал свое знаменитое "письмо к неназываемому гражданину", выступив против критиков своей администрации, указывая на реальные успехи в противоположность нашептываемым обвинениям. Во время второй мировой войны Массачусетский комитет общественной безопасности полностью посвятил себя предотвращению и контролю слухов с помощью гласности. Сообщения собирались на специальных постах, опровергались властями или экспертами и публиковались в "Бостон Херальд". Перепечатки этих статей затем пересылались заинтересованным лицам в другие части страны. Хотя подобные кампании направлены против "слухов",реально же атакуется любая вербализация, которая не поддерживает военных усилий. <...>
  Еще одно средство, рекомендуемое практически всеми, кто исследовал слухи серьезно, состоит в выдаче адекватной информации по институцилизированным каналам.<...> Осенью 1953 г., например, когда Пентагон объявил о бюджетном сокращении,слухи о закрытии и сокращении военных заводов распространялись по всей стране.Когда эти слухи нарушили ритм в одной из корпораций в Северной Каролине, президент ее открыл специальный флигель, названный "фабрикой слухов", попросив своих сотрудников изучить два бюллетеня. Один из них назывался слухи, и каждый мог записать там свой любимый вариант, другой назывался"факт",и там президент лично отвечал на все вопросы. На протяжении следующих двух месяцев были получены ответы на 100 вопросов. По прошествии же еще десяти дней ни одного вопроса не появилось и флигель был закрыт.[...]
  Степень личного включения в событие варьируется от индивида к индивиду, и это отражается в различном участии в создании слухов. Некоторые рассматривают себя только как наблюдателей; другие воспринимают себя как активных участников; третьи являются наблюдателями, интересы которых, однако, близки с интересами активных участников. В изучении распространения слухов, связанных с членством в компартии женщины, которая хотела организовать детский садик, Фестингер и его коллеги (1948) обнаружили, что те, кто чувствовал, что его статусу угрожает сходная ситуация, с большим энтузиазмом поддерживали слух, в результате оборвавший эту программу. В исследовании в сельской местности Канады слухов о том,что снявший хижину чужак является немецким шпионом, Добб (1941) обнаружил, что имелось четыре наиболее активных участника: 1) женщина, которая хотела сдать свою хижину и не нашла кому; 2)человек, который в свое время защищал чужого и попал из-за этого в беду;3) человек, который имел долгую вражду с семьей , поставлявшей чужаку молочные продукты; 4) человек, который подозрителен ко всем.
  Подстрекателями в линчующих толпах чаще всего являются друзья или родственники жертвы,которых особенно волнует, чтобы обвиняемый не избежал наказания. Те, кто больше выиграют от принятия какой-нибудь программы действий - избрание официального лица, объявление войны - активнее реагируют на сообщения, поддерживающие их предмет.Это отнюдь не значит, что действует преднамеренная манипуляция, в большинстве случаев участие является результатом избирательного внимания. Иногда интересы являются неосознанными; люди,чувствующие себя виновными или напуганными, просто больше реагируют на сообщения, которые подтверждают их ощущения. Оллпорт и Лепкин (1945) показали, что слухи об излишних тратах и специальных привилегиях, которые распространялись в Америке во время второй мировой войны, более серьезно воспринимались теми,кто считал , что программа рационирования является нечестной и ненужной,и у которых не было близких друзей или родственников на войне. [...]
  В конце второй мировой войны многие немецкие солдаты верили, что их страна имеет решающее секретное оружие. И хотя они понимали стратегическую бессмысленность своих ежедневных действий, слухи о секретном оружии давали необходимое оправдание продолжающемуся сопротивлению. Немецкие гражданские лица тоже имели подобные надежды. Когда убеждения о целях, лидерах и друг о друге начинают разрушаться, люди с меньшей охотой готовы идти на жертвы.. В таких ситуация слухи о коррупции развивают сомнение; если начались разногласия, слухи об оппозиции увеличивают подозрительность. В подобных ситуациях некоторые виды слухов могут быть фатальными. [...]
  Во время войны многие лидеры пытаются уменьшить боевой настрой вражеских войск и подорвать их желание воевать "утечкой" информации о своей собственной силе.Это довольно старый трюк. Чингисхан, покоривший большую часть Азии и Европы, не имел достаточно людских ресурсов, чтобы победить при помощи одной силы. Он использовал мобильные войска, в сильной степени полагаясь на разведку и пропаганду. Перед атакой его агенты распространяли сообщения, преувеличивающие число и дикость своих людей, чтобы напугать своих врагов. Его "бесчисленные орды" на самом деле были малыми и очень мобильными кавалерийскими соединениями. Генерал С.Батлер рассматривает инцидент 1912 г ., во время которого 375 американцев должны были открыть железнодорожное сообщение между Манагуа и Гранадой во время никарагуанской революции. Батлер по естественным каналам устроил утечку информации, в которой говорилось о 1500 военнослужащих с тяжелой артиллерией. Он также установил дополнительные палатки и закрыл брезентом свои небольшие пушки. Повстанцы не рискнули атаковать 1500 хорошо вооруженных военнослужащих, и железная дорога была открыта.[...]
 Неформальные коммуникативные каналы используются и в рекламных кампаниях. В 1934 г. продажа сигарет Честерфилд упала из-за слухов, что на заводе в Ричмонде, Вирджиния был найден рабочий, больной проказой. Это сообщение явно вводилось в неформальные каналы командой из двух человек; которые входили в переполненный вагон метро с разных дверей,двигались навстречу друг другу и начинали беседовать, в то время как другие пассажиры сидели на своих местах. Они приписывали информацию газетам. Было предложено 25,000$ тому,кто найдет виновных; в 1938 г. компания даже развесила объявления в магазинах, повторяющих эти заявления, но никто так и не обратился. Платные агенты, смешиваясь с потенциальными покупателями в общественных местах, могут использоваться,чтобы хвалить некоторые продукты. Несколько фирм по паблик рилейшенз использовали эти методы, а некоторые даже предлагали подобные услуги открыто. В отличие от открытой рекламы подобные заметки не рассматриваются как платные сообщения и не откидываются; более того, агенты могут заявлять такую информацию о продукте, которую рекламодатель не рискнул бы поместить в прессе.
 
 www.kiev-security.org.ua
 BEST rus DOC FOR FULL SECURITY
 
 
  Эдит Эфрон. Тенденциозная редакторская политика
  (из книги Efron E. The news twisters. New York, 1972)
  Тенденциозная интерпретация событий является важным элементом порождения необъективности в телевизионных сетях. Насколько она существенна? (...) Самый быстрый путь определения перспектив той роли, которую играет тенденциозная редактура, заключается в установлении процентов мнения редакторов по отношению к общему массиву мнений (...):
  АВС
  Общее число слов, выражающих мнение, из всех источников: 32.219
  Из этой суммы число слов репортеров: 15.470
  Процент этого мнения: 48%
 
  CBS
  Общее число слов, выражающих мнение, из всех источников: 19.340
  Из этой суммы число слов репортеров: 5.945
  Процент этого мнения: 31%
 
  NBC
  Общее число слов, выражающих мнение, из всех источников: 25.825
  Из этой суммы число слов репортеров: 4.599
  Процент этого мнения: 18%
 
  Отсюда видно, что существует важное различие роли журналистов в трех телевизионных сетях (...) В сетях наиболее важным мифом является то, что журналистское мнение может проявляться только в двух формах: "комментарии" и "обозрения". Все другие журналистские формы считаются нейтральными и "объективными". (...) Фактически нет разницы в любой из этих форм с точки зрения свободы от вмешательства. Эти предположительно нейтральные формы часто неразличимы одна от другой. Политическое мнение журналистов может быть найдено во всех из них и абсолютно отсутствует отличие между типами политического мнения, которое представлено во всех из них. В действительности есть даже более сильно выраженное мнение в считающихся фактом новостных сообщениях, чем они представлены в комментарии. Чаще сильная позиция одной стороны представлена более в новостях, чем в беспристрастных комментариях. И если новостные сообщения часто содержат открытые мнения, комментарии зачастую подают скрытые мнения. (...)
  Открытое журналистское мнение не требует объяснения: это прямое выражение мнения журналистом, который не скрывает того факта, что он выражает мнение, исходящее непосредственно от него.
  Скрытое мнение - это замаскированное мнение. Их имеется два типа. В первом, журналист не скрывает, что то, что он говорит, является мнением, он скрывает его источник, тем самым оно представляется в качестве исходящего от него. Во втором его мнение подается в имплицитной, кодированной форме, так что уже кажется не мнением, а фактом.
  Большую часть времени открытое и скрытое мнения смешиваются друг с другом. (...) Наиболее важной категорией скрытой интерпретации является приписывание собственных идей журналиста внешнему источнику, как будто он безличностно сообщает мнение других людей. Есть две важные техники этого типа:
  Чтение мыслей
  Это достаточно последовательно используемая техника по выражению скрытых политических мнений. Журналист делает вид, что сообщает мнение разных людей, переходя от индивидов к миллионам. Характерно, что он "сообщает" о внутренних чувствах, скрытых эмоциях, спрятанных мыслях и целях, неосознанных психологических мотивациях следующих групп: отдельных лиц; малых групп; толп - от десятитысячных до полумиллиона людей; целых социально-экономических классов; жителей больших географических районов, государств и наций; всех избирателей Соединенных Штатов; всех племен и народов. И неизменно журналист выносит широкие политические обобщения из такого "репортажа". (...)
  Анонимность
  Иногда журналисты прячутся за "анонимностью" источников мнений. По новостным сообщениям разбросаны такие факты, как "критики ощущают", "обозреватели указывают", " эксперты верят", "широко известно", "полиция чувствует", "североамериканцы говорят". Все это - непроверяемые источники.
  Опускание
  ...Если с помощью подобной техники журналисты представляют свои собственные взгляды, то опускание (или исключение) позволяет не допускать в эфир мнения, которые ему не нравятся. Существует четыре вида типичных опусканий:
  Уклонение
  Это наиболее объемная и наиболее широко используемая форма исключения. Утверждая, что он дает слово двум сторонам, журналист уклоняется от существенного материала, который есть, так что его сообщение реально представляет лишь одну из сторон в полемике...
  Перспектива
  Здесь журналист дает материал по полемике или политической дискуссии, даже не пытаясь осветить обе стороны. Он просто сообщает об одной из них, отражая при этом ее отношение, язык и эмоции. Так, в одном сообщении о студенческих волнениях в Беркли весь язык, эмоции, все отношения, оценки, цели, которые подавались, исходили от студентов. Единственным вариантом передаваемой журналистами перспективы была студенческая...
  Эвфемизмы
  Эта техника состоит из использования уклончивой терминологии при обсуждении незаконной, насильственной и криминальной деятельности, причем всегда в пользу практиков политического насилия. Так, насильственное возмущение называется "беспокойством"; насильственное прерывание права людей на свободу слова - "протестом"; насильственные провокации против полиции - "конфронтацией" или "демонстрацией". Опуская корректные юридические или моральные обозначения, журналист опускает критическое мнение общественности об этих акциях и выражает свою симпанию к ним.
  Последнее слово
  Техника написания заключений является достаточно распространенной. После сообщения о конфликтующих мнениях по полемическому вопросу журналист завершает сообщение цитатой или перефразировкой одной из сторон, избегая при этом другой...
  ВОСХВАЛЕНИЕ
  Другой тип техники можно объединить под названием "восхваление". Используя ее, журналист идеализирует индивида, группу или процесс. Различают шесть видов "восхваления":
  Похвала
  Пример: Журналист хвалит характер и смелость кандидата в президенты Маски до и после того, как Маски положительно оценил радикалов как "тинэйджеров" с "честными сомнениями о законности нашей системы". Репортер тем самым поддерживает как Маски, так и его положительную интерпретацию радикалов (NBC).
  Подавление негатива
  Вариант этой техники может быть обозначен так - "какие такие негативы?", что является специализацией NBC. Репортер путешествует по стране и постоянно делает вид, что не понимает, почему это американцы против демонстрантов.
  Наименование и восхваление негативов
  Пример: репортер описывает насильственные волнения черных, во время которых многие были ранены, оправдывая их как выражение "черной гордости" и "черной идентичности" (CBS).
  Наименование и игнорирование негативов
  Пример: Репортер описывает черного демонстранта, угрожающего поджечь город, и постоянно называет его "героем", как будто он не слышал его угроз (CBS).
  Увеличение значимости
  Пример: Репортер описывает находящееся в меньшинстве левое студенческое движение как "большое", сравнивая его с "большим правительством", "большими налогами", "большой прессой", "большими телесетями", приподнимая тем самым его значимость (CBS).
  Атака на оппонентов как аморальных
  Пример: Репортер атакует тех, кто возражает против черного политического насилия, называя их расистами, милитаристами, сторонниками авторитарной власти (NBC).
  ПРИНИЖЕНИЕ
  Негативной параллелью к "восхвалению" является "принижение". В этом случае репортер осуждает моральные характеристики индивида, группы или процесса. Есть семь различных видов выражения журналистского осуждения - все они достаточно частотны во всех трех телесетях.
  Прямая атака
  Прямая атака, исходящая от репортеров, редка, но существует. (...)
  Непрямая атака
  Репортер атакует не индивида, а его окружение, а в случае кандидата - его сторонников.
  Пример: Репортер показывает Никсона как такого, который поддерживается мелкими и ограниченными людьми (АВС).
  Атака с помощью двойного стандарта
  Журналисты атакуют индивида исходя из стандартов, которые более ни к кому не применяются. Никсон был главной жертвой такой практики.
  Пример: Никсона критикуют за то, что он все время повторяет одну и ту же речь (NBC), хотя это же делают все кандидаты.
  Пример: Никсона атакуют за то, что он "немолод, некрасив, несексуален" (CBS), хотя по этой или другой телесети никого из других кандидатов среднего возраста не критикуют по этим основаниям.
  Пример: Репортер осуждает Никсона за то, что тот не может дать комплексные решения национальных проблем на его публичных встречах (NBC), но эта телесеть никогда не атаковала Хэмфри за такие же "просчеты".
  Юмор, сарказм, сатира, ирония
  Репортеры телесетей используют все эти формы, чтобы уничтожить мнение, идею, доктрину, группу, процесс, представить их несущественными, глупыми, смешными, нелепыми.
  Пример: Репортер преуменьшает поджоги и волнения и высмеивает тех, кто относится к подобным "любительским" преступлениям серьезно (АВС).
  Аргумент
  Эта техника неодобрения используется с определенной частотой. Журналист, сообщая о полемическом вопросе, выступает голосом одной стороны - "дебатируя" с другой. Техника дебатов варьируется - иные более открыты, чем другие. В некоторых случаях репортер структурирует сообщение как дебаты, давая возможность говорить одной стороне, а затем разбирает высказывания, характер, ценности говорящего.
  Обвинение по ассоциации
  Эта техника неодобрения является одновременно древней и любимой сегодня во многих телесетях. Она состоит в постоянной связи политической группы с антиморальными, отталкивающими привычками. Так, Никсон, республиканцы, консерваторы, правые, полиция, средний класс и белое большинство США длительное время привязывались к "расизму".
  Код
  Атака на индивида или группу, слишком полемичная, чтобы высказываться открыто, передается символически. Никсона часто связывали с антилиберальным, антикоммунистическим прошлым с помощью кодовых отсылок к "старому Никсону", человеку, который идет за своими врагами "с дубинкой или топором для рубки мяса", человеку, у которого "не стоит покупать подержанную машину" и т.д. (ABC, CBS, NBC).
  ПОДДЕЛЬНЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ
  Есть еще одна категория журналистики, которую можно обозначить как "поддельный нейтралитет". Она состоит из продуманных усилий, изображающих журналиста нейтральным, в то время как он принимает чью-то сторону. Можно назвать шесть вариантов подобной техники.
  Фальшивый комплимент
  Журналист делает узкий комплимент характеру или уму политического деятеля, а затем окружает его следующим:
  а) полное и расширенное отрицание комплимента, тем самым уничтожающее его;
  б) усиленное восхваление оппонента.
  В этой технике комплимент "притворен": он прячет за собой атаку. В основе своей - это способ предстать "объективным" - таким, который видит и плюсы, и минусы, и доблести, и изъяны. Он служит в качестве гвоздя, на котором собираются повесить противоположное - атаку на человека и/или восхваление оппонента.
  Фактически все редкие комплименты Ричарду Никсону были этого "фальшивого" типа. Они были почти все аннулированы - вставлены в атаки на него и/или восхваление Хэмфри. (...) Миссис Никсон была объектом особо иезуитского использования "фальшивого комплимента" на АВС, при котором похвала в ее адрес включалась в массированную атаку на ее ум и характер, параллельно с таким же массированным восхвалением миссис Хэмфри.
  Фальшивая критика
  Данный вариант представляет собой перевернутую технику фальшивого комплимента. Журналист делает небольшое замечание по поводу политической фигуры - затем продолжает его существенным восхвалением, чтобы уничтожить критику и/или суровой атакой на оппонента. Мистер Хэмфри иногда выигрывал от такой техники.
  Фальшивые серии
  Эта техника возникла только на CBS и является изобретением конкретного журналиста. Она представляла собой нарушение основного правила логической категоризации, которому обучают детей в хорошо известном детском шоу "Улица Сезам" с помощью небольшого рефрена: "Одна из этих вещей непохожа на другую". Журналист создает мнимые логические серии критики всех трех кандидатов в президенты на определенных основаниях. Он объясняет эти основания. Затем он цитирует пример ошибки мистера Уоллеса в этом вопросе. Он продолжает перечень примеров ошибок мистера Никсона по этому вопросу. Но когда наступает время заняться ошибками мистера Хэмфри по этому вопросу, репортер ... меняет тему.
  Фальшивый прототип
  Журналист при этом представляет мнение одного индивида, утверждая однако, что он выступает от имени большой политической группы в США. Репортер разрешает "фальшивому прототипу" говорить, действуя как воплощение нейтральности. Фактически, давая индивиду право говорить от имени миллионов, журналист поддерживает значимость этих мнений. Наиболее драматическое использование этого метода было на NBC, которое предоставило двум черным демонстрантам статус представителей черной мысли и разрешило обоим людям самые длинные высказывания за весь период кампании.
  Полудебаты
  Журналист утверждает, что представляет аргументы двух сторон в полемике, но фактически не делает этого. Вместо этого он представляет рассуждения одной стороны очень подробно, но опускает рассуждения другой. (...)
  Двойная беседа
  Журналист, притворяясь нейтральным, противоречит сам себе, затем развивает половину этого противоречия.
  Пример: журналист четко утверждает, что шоу Никсона не являются обманом, затем тратит остаток времени на скрытое указание того, что они являются обманными (ABC).
  ПОЛНАЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
  Еще одной категорией скрытого необъективного подхода является полная фальсификация. Тип, который мы открыли, выглядит следующим образом:
  Искажение
 Журналист суммирует цитату, речь или проблему с сильной неточностью - в результате поддержки одной стороны полемической проблемы. Наиболее серьезным примером искажения является случай на CBS, когда кусочек речи Хэмфри был приведен вне контекста, оставляя впечатление, что Хэмфри поддерживает радикалов, тогда как он сильно атаковал их как поклонников тоталитаризма и сравнивал их с гитлеровской молодежью.
 
 www.kiev-security.org.ua
 BEST rus DOC FOR FULL SECURITY
 
  РЕДАКТИРУЕМАЯ СТРУКТУРА
  Есть другая группа из трех вариантов техники - все они выполняются за счет структуры и организации, состоящих из сокрытия или раздувания материала, исходя из симпатий журналистов.
  "Ядовитый сэндвич"
  Журналист прячет мнение, благоприятное для кандидата, между негативным введением и негативным заключением. Это уничтожает позитивное мнение и при удачном проведении фактически делает его незаметным. Яркий пример этой техники может быть найден на АВС, когда репортер поместил триумфальный прием Никсона в Филадельфии между сообщением о катастрофе, которая никогда не происходила, и разговорами о провале, который может не произойти.
  "Сахарный сэндвич"
  Это образец обратной техники - помещение негативного мнения между позитивными введением и заключением. (...)
  Раздувание детали
  Журналист раздувает и расширяет негативную деталь, создавая впечатление, что кандидата повсюду не любят, когда это отнюдь не так.
  Пример этого можно увидеть на АВС, когда расширенное обсуждение того, когда небольшой кусок мусора, кинутый в Никсона, занимает половину сообщения о его кампании в Огайо.
  ДРУГАЯ ТЕХНИКА
  Есть еще один вид техники, которая обычно используется вместе с другой. Можно назвать такие четыре вида ее:
  Сверхобобщение
  Журналист делает безосновательное обобщение о сотнях миллионов людей, не поддержанное ни опросами, ни исследованиями (Это иногда ассоциируется с "чтением мыслей").
  Пример: Журналист утверждает, что "большинство" американцев хотят "заплатить любую цену" свободы ради сохранения законности и порядка (NBC).
  Недоказанная теория
  Журналист сообщает непроверенную теорию или противоречивую гипотезу в области социальных наук так, как будто это является доказанным научным фактом, чтобы поддержать одну из сторон в полемике.
  Пример: журналист сообщает в качестве факта, что подчиняющиеся закону белые граждане из среднего класса несут ответственность за действия отдельных черных преступников - тогда как это достаточно спорная доктрина в социальных науках (NBC).
  Наводящий вопрос
  Репортер задает вопрос интервьюируемому, в котором содержится мнение по полемической проблеме.
  Пример: Репортер утверждает, что все американцы "бессознательно" имеют склонность к насилию, чтобы заставить Рамсея Кларка подтвердить это. Кларк отказывается (NBC).
  Однословная журналистика
  Репортер использует одно слово или фразу, чтобы передать быстрое одобрение или критику индивида, группы или позиции.
  Пример: Перед яростной атакой Джорджа Болла на Никсона как "хитрого, циничного, неглубокого и безответственного" репортер описывает эту атаку как "энергичную" (NBC).
  Список этот не является полным. Несомненно, существуют другие виды техник, и они используются в других телесетях. Но именно вышерассмотренное использовалось с достаточной частотой, что позволяет говорить о них как об основных редакторских техниках.
  Из всех их "чтение мыслей" и опущение-стирание-подавление являются наиболее частотными. С помощью одной категории журналист выражает свои взгляды. С помощью другой он не допускает в эфир взгляды других. Революция в журналистике будет иметь место сразу же, если только эти две техники будут запрещены.
  Было бы ошибкой признать, что репортеры злонамеренно придумали эти виды техники, чтобы обманывать легковерную публику. Они ничего не придумывали. Это стандартная техника точки зрения, принятая в прессе. В действительности, вероятно, существуют сотни других способов, кроме тех, что были названы.
  Ошибочно предполагать, что эти техники связаны с либеральным или левым содержанием. Это не так. (...) Как бы там ни было, это исследование новостного продукта телесетей, а не всего объема прессы, и этот продукт, в частности, асимметричен в сторону либерально-левых. Как бы ни называлось это редакторское мнение, является ли оно видимым или нет, открытым, закрытым или сочетанием обоих, то ли это 18% от общего мнения на NBC, 31% - как на CBS, или 48% - как на ABC, оно присутствует в эфире в значительных объемах. Это серьезным образом предопределяет картину необъективности.
 
  Заключение
 
  Психологические/информационные операции стали существенной приметой нашего времени. К ним прибегают как в случае военных конфликтов, так и в случае информационных кампаний в мирное время. Внимание к данной проблематике связано и с тем, что в рамках нее можно решать и позитивные задачи, направленные на усиление стабильности общества. Любое общественное действие сегодня может рассчитывать на успешное развитие только при соответствующей поддержке со стороны общественного мнения.
  Увеличение значимости информационной составляющей общества требует иного отношения к этим вопросам, переход от чисто реагирующей к принципиально опережающей модели взаимодействия. Это вызывает к жизни совершенно новые профессии, по которым мы еще не имеем социальных заданий от нашего общества. Например, в рамках Министерства обороны США в сфере паблик рилейшнз трудится несколько тысяч человек.
  Увеличение объема кризисных ситуаций на постсоветском пространстве также требует разработки методов коммуникации с населением, тем более, что теперь сообщения порождаются в альтернативной коммуникативной среде, а не в режиме монолога, как это было в случае инцидента на Чернобыльской АЭС.
  Информация правила миром всегда. Но сегодня, когда процессы обработки и порождения информации перешли на иной уровень, эта древняя истина обрела новое рождение.
 
  ЛИТЕРАТУРА
 
  Литература по коммуникативному воздействию
 
  Анин Б., Петрович А. Радиошпионаж. - М., 1996
  Бауэр В. и др. Энциклопедия символов. - М., 1995
  Борисов А. Роскошь человеческого общения. - М., 1998
  Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М., 1998
  ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. - М., 1989
  Войтасик Л. Психология политической пропаганды. - М., 1981
  Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М., 1980
  Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. - М., 1996
  Дмитриев А.В. и др. Неформальная политическая коммуникация. - М., 1997
  Добрович Л. Общение: наука и искусство. - М., 1996
  Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М., 1996
  Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. - М., 1980
  Ершов П.М. Искусство толкования. - В 2-х чч. - Дубна, 1997
  Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. - М., 1996
  Журавлев А.П. Звук и смысл. - М., 1981
  Зазыкин В.Г. Основы психологии проницательности. - М., 1997
  Зарецкая Е.Н. Логика речи для менеджера. М., - 1997
  Землянская Л.М. Современная американская коммуникативистика. - М., 1995
  Зильберт Б.А. Социопсихолингвистическое исследование текстов радио, телевидения, газеты. - Саратов, 1986
  Информационная война в Чечне. - М.. 1997
  Керлот Х.Э. Словарь символов. - М., 1994
  Киселева Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. - Л., 1978
  Колшанский Г.В. Паралингвистика. - М., 1974
  Кондращенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. - Минск, 1997
  Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М., 1997
  Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. - М., 1996
  Крылов И.В. Маркетинг. Социология маркетинговых коммуникаций. - М., 1998
  Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. - М., 1995
  Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 1997
  Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. - М., 1996
  Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М., 1994
  Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. - Таллин, 1973
  Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. - Таллинн, 1994
  Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. - СПб., 1996
  Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. - М., 1986
  Музыкант В. Реклама: международный опыт и российские традиции. - М., 1996
  Оптимизация речевого воздействия. - М., 1990
  Пиз А. Язык телодвижений. - Нижний Новгород, 1992
  Почепцов Г.Г. Теорія комунікації. - Київ, 1996
  Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. - М., 1998
  Проблемы эффективности речевой коммуникации. - М., 1989
  Психолингвистические проблемы массовой комуникации. - М., 1974
  Психология цвета. М. - К., 1996
  Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики. - М., 1972
  Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. - М., 1990
  Рождественский Ю.А. Введение в общую филологию. - М., 1979
  Рождественский Ю.А. Лекции по общему языкознанию. - М., 1990
  Рожков И.Я. Реклама: планка для "профи". - М., 1997
  Романов А.А. Грамматика деловых бесед. - Тверь, 1995
  Рощин С.К. Психология и журналистика. - М., 1989
  Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. - Москва - Новосибирск, 1997
  Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. - М., 1996
  Смит М. Как научиться говорить "нет" и чувствовать себя при этом комфортно. - СПб., 1996
  Строение фильма. - М., 1985
  Таннен Д. Ты меня не понимаешь! - М., 1996
  Ульяновский А. Мифодизайн рекламы. - СПб., 1995
  Фаст Дж. Язык тела. Холл Э. Как понимать иностранца без слов. - М., 1995
  Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. - М., 1996
  Фрюминг Р., Лаком Ж. Взаимодействие ради результата. Практикум делового общения. - Ростов-на-Дону, 1997
  Черепанова И. Дом колдуньи. Суггестивная лингвистика. - СПб., 1996
  Черепанова И. Дом колдуньи. Язык творческого Бессознательного. - М., 1996
  Шпигель Дж. Флирт - путь к успеху. - СПб., 1996
 
  Литература по риторике
 
  Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. - М., 1996
  Безменова Н.А. Очерки по истории и теории риторики. - М., 1991
  ван Еемерен Ф.Х., Гроотендорст Р. Аргументация, коммуникация и ошибки. СПб., 1992
  Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-на-Дону, 1995
  Вомперский В.П. Риторики в России XVII - XVIII вв. - М., 1988
  Гофман В. Слово оратора. - Л., 1932
  Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. - М., 1989
  Гурвич С.С. и др. Основы риторики. - Киев, 1988
  Данкел Ж. и др. Ораторское искусство - путь к успеху. - СПб., 1997
  Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII - первой половины XVIII в. - М., 1983
  Ковельман А.Б. Риторика в тени пирамид (Массовое сознание римского Египта). - М., 1988
  Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1994
  Культура парламентской речи. - М., 1994
  Леммерман Х. Учебник риторики. - М., 1997
  Львов М.Р. Риторика. М., 1995
  Мейзерский В.М. Философия и неориторика. - Киев, 1991
  Михайличенко Н.А. Основы риторики. - М., 1994
  Михайловская Н.Г., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. - М., 1981
  Михальская А.К. Педагогическая риторика. История и теория. - М., 1998
  Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. - М., 1996
  Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. - М., 1996
  Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. - М., 1989
  Общая риторика. - М., 1989
  Основы психологии и педагогики пропагандистской работы. - Киев, 1988
  Риторика и стиль. - М., 1984
  Рождественский Ю.В. Теория риторики. - М., 1997
  Сергеич П. Искусство речи на суде. - М., 1960
  Смолярчук В.И. Гиганты и чародеи слова. Русские судебные ораторы XIX - начала XX века. - М., 1984
  Сопер П. Основы искусства речи. - Ростов-на-Дону, 1995
  Стешов А.В. Как победить в споре. О культуре полемики. - Л., 1991
  Теория и практика риторики массовой коммуникации. М., 1989
  Чихачев В.П. Лекторское красноречие русских ученых XIX века. - М., 1987
  Чихачев В.П. Речевое мастерство пропагандиста. - М., 1987
 
  Литература по имиджелогии
 
  Берд П. Продай себя. Тактика совершенствования Вашего имиджа. - Минск, 1997
  Браун Л. Имидж - путь к успеху. СПб., 1996
  Дейвис Ф. Ваш абсолютный имидж. Книга для политиков и бизнесменов, мужчин и женщин. - М., 1997
  Джеймс Дж. Эффективный самомаркетинг. Искусство создания положительного образа. - М., 1998
  Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. - М., 1994
  Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. - Киев, 1998
  Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. - Киев, 1998
  Почепцов Г.Г. Символы в политической рекламе. - Киев, 1997

<< Пред.           стр. 7 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу