<< Пред.           стр. 10 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

 - В жизни на протяжении одного дня мы бываем по-разному настроены.
 Из чего складываются настроения человека, что их вызывает? А вот что:
 * окружающая нас действительность и события в ней, предполагаемое нами развитие событий и наше отношение к ним;
 * наше физическое самочувствие в данный момент, которое определяется физическим состоянием и часто нашим осознанным отношением к этому состоянию;
 * содержание нашего жизненного действия в данный момент, цели этого действия и нашего отношения к нему.
 - Не бывает беспричинных настроений. Если нам не удается изменить наше настроение, значит, мы не осознали всех причин, породивших его. Или - упорно сопротивляется наше физическое самочувствие. А из чего оно складывается?.. Можете вспомнить, например, как у вас болела голова? Восстановятся в памяти все обстоятельства одного из таких дней... Расскажите о них.
 - Разумеется, после того как вы всю ночь готовились к экзамену и только полчаса урвали для сна - голова трещала. Если вы сейчас увидите внутренним зрением все картины этого ужасного утра - вспомните, как тяжело, неохотно открывались глаза, когда заверещал будильник, какая томящая тяжесть была во всем теле и как вы потягивались, полусонный, а глаза сами собой закрывались, как вы мочили голову под краном, как вы допили чай и побежали деревянными ногами на экзамен, - к этим конкретным видениям обязательно примешается тень былых ощущений. Голова не заболит от воспоминаний, но вы всем существом вспомните, как она болела и каким вы были... Я вижу, что вы сейчас скисли немного от воспоминаний - тело вспомнило прошлое физическое самочувствие... И даже немного заболела голова? Нет, это вам кажется.
 - Чтобы подбодрить вас, вспомним другой день, о котором вы как-то рассказывали. Тот день, когда вы поймали трех щук подряд. Вспомните: вы проснулись в деревне на второй день после приезда и никак не могли понять, пока не открыли глаз, почему поют птицы, откуда они взялись? Потом побежали к озеру, благо оно было рядом, и плюхнулись в него. Почему-то громко запели, когда бежали обратно, и разбудили всех родичей. Потом что было? Вспоминайте!.. Ну вот, вы еще не дошли до щук, а уже развеселились, и румянец появился! Снова - конкретные видения заставили тело вспомнить былое физическое самочувствие... А почему заблестели глаза у вашего соседа? Расскажите, сосед!.. Смотрите-ка, значит, чужое задание разбудило и вашу память?
 ФИЗИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ
 Упражнение тренирует память кожных и внутренностных ощущений, которые тоже определяют физическое самочувствие человека.
 - Вспомните, как у вас болел зуб, как вы мучались и наконец, не выдержав, героически отправились к зубному врачу.
 - Вспомните, как, где и чем вы порезали руку или ногу, как смачивали рану йодом, забинтовывали ее.
 - Вспомните, как вам попала в глаз соринка, когда вы стояли у раскрытого окна идущего поезда. Вспомните, как вы пытались избавиться от нее, как долго она мешала вам и как болел глаз.
 - Вспомните, как вы, больной, лежали с высокой температурой. Какой? Чем болели?
 - Вспомните, как вы упали и сильно расшиблись. Как это случилось?
 - Вспомните, как в один из особенно жарких дней вас томила жажда, как пересыхал рот, как вы наконец добрались до воды и как пили, пили...
 - Вспомните, как вы обожглись. Схватили сковородку с костра?
 - Вспомните, как вы отравились грибами и как досаждал вам ваш бедный желудок.
 - Вспомните, как вы запыхались, когда пришлось долго бежать. А куда вы спешили?
 - Помогайте воспоминаниям - мысленной речью, про себя. Вспоминайте все, что вы делали тогда, старайтесь увидеть внутренним зрением как можно больше конкретных деталей. Восстанавливайте в воспоминаниях всю былую последовательность происходившего с вами, ничего не пропуская. Вспоминая, действуйте физически. Если вы выполните эти условия, память поможет телу вспомнить былое физическое самочувствие.
 - Идите на площадку. Попробуйте соединить воспоминание о каком-нибудь физическом самочувствии - с вымышленными предлагаемыми обстоятельствами действия: несмотря на недомогание, например, вам необходимо написать срочное письмо.
 - Все, что с вами происходило в жизни, и все, что происходило в вашей фантазии, может вам понадобиться как материал для творческого процесса. Научитесь воскрешать любое физическое самочувствие - мысленным или реальным повторением былых действий в их логике и последовательности и конкретными видениями. Потом вы научитесь - на основе испытанных физических самочувствований - творить новые самочувствия, которых вы не испытывали. Не огорчайтесь, что не удается воскресить былое физическое самочувствие полностью, до конца. Это неосуществимо. Но достаточно намека, тени, отблеска воспоминания, чтобы загорелась актерская фантазия и чтобы тело поверило в правду вымысла.
 ПАМЯТЬ ПЯТИ ОРГАНОВ ЧУВСТВ
 - Ну вот, мы с вами и познакомились с разными ощущениями, которыми дарят нас органы чувств и наша память:
 * со зрительными ощущениями и с внутренними видениями, хранящими зрительную память;
 * со слуховыми ощущениями и с памятью звуков;
 * с осязательными ощущениями и с памятью прикосновений;
 * с обонятельными ощущениями и с памятью запахов;
 * со вкусовыми ощущениями и с памятью сладкого, горького, кислого и соленого.
 - Теперь сделаем упражнение на переключение:
 * по первому хлопку - вспомните фасад нашего института;
 * по второму - вспомните звонок начала занятий;
 * по третьему - вспомните, как ваши пальцы исследовали шевелюру Кати или Валеры;
 * по четвертому - вспомните, как вы принюхивались на кухне и как обнаружили подгоревшую картошку на забытой сковородке;
 * по пятому - вспомните первый глоток свежесваренного кофе.
 - Начали!
 Раздаются один за другим пять хлопков.
 - А теперь вразбивку. Один хлопок - фасад института, два хлопка - звонок, три - шевелюра, четыре - горелая картошка, пять - кофе. Начали!
 И педагог (или ведущий) варьируют: два хлопка, потом один, потом пять и т. д.
 УСЛОВИЯ УРОКА
 В начале урока или посреди его установим условия физического самочувствия:
 - Как только услышите стук ладонью по столу, продолжая свои действия, измените самочувствие: все происходит зимой в нетопленом помещении.
 Или - летом в жару, на палубе парохода и т. д. Еще условия:
 - Усилился западный ветер, как бы не было наводнения!
 - Пошел дождь. Катя не придет, наверно...
 - Рядом гремит духовой оркестр, а у меня завтра экзамен и еще восемь книг надо прочесть!
 10. ТЕМПОРИТМЫ
 Градации темпоритмов - Переключение темпоритмов - Коробка скоростей - Мостик - Сложение темпоритмов - Люди и темпоритмы - Действие в двух темпоритмах - Наблюдения за темпоритмами - Оправдание движений в темпоритмах
 ГРАДАЦИИ ТЕМПОРИТМОВ
 Глава о темпоритмах во второй части книги "Работа актера над собой" Станиславского содержит много тренировочных упражнений. Опубликованы и его черновые заметки с конспектами упражнений на темп и ритм.
 Чувство темпоритма развивается на уроках ритмики и на других занятиях курса сценического движения. Ограничимся поэтому лишь несколькими упражнениями, используя их, как мостик, между этим предметом и уроками актерского мастерства.
 Для удобства введем шкалу разных темпоритмов, условно разделив их на 10 градаций:
 № 1 - предельная пассивность, вялость, бездейственная подавленность, опустошенность, почти умирание.
 № 2, 3, 4 - постепенный переход к энергичному, бодрому самочувствию.
 № 5 - готовность к любому действию, ясная цель в энергичном, плодотворном действии.
 № 6 - темпоритм, цитируя И. Судакова, "настороженного внимания, когда человек должен моментально принимать точное решение... Это - ритм решений, резкий, четкий ритм жизнеутверждения".
 № 7 - преодоление серьезных препятствий в энергичном действии, первое появление опасности, тревога, или - бурная радость.
 № 8, 9 - лихорадочный пульс жизни.
 № 10 - миг перед падением в пропасть, перед расстрелом, начало безумия, потеря способности осознавать и регулировать свои действия.
 Итак, номер темпоритма обозначает ту или иную градацию физического самочувствия, которая зависит от интенсивности, насыщенности действия человека в данный момент, от напряженности предлагаемых обстоятельств, от степени волевого настроя человека.
 - Сейчас сделаем новое упражнение. Все готовы действовать? Проверьте мускульным контролером, нет ли излишнего напряжения? Собраны? Сосредоточены на ожидании? Словом, находитесь ли вы в пятом темпоритме?.. Теперь поставьте себя в такие вымышленные обстоятельства, которые приведут вас к седьмому темпоритму, и действуйте в них!
 Ученик решит, например: в книжный магазин наконец-то поступила книга, за которой он давно охотился. Для него оставили последний экземпляр. Не хватает двадцати рублей. Через пять минут магазин закрывается. Он прибежал к товарищам, но одни не хотят ему одолжить, а другие не могут. Он переходит от одного к другому, просит, умоляет...
 - А что это за книга? Почему она вам необходима?
 ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ТЕМПОРИТМОВ
 Тренируя переключения из одного темпоритма в другой, воспользуемся любым упражнением на действие с воображаемыми предметами.
 - Вы - дома. Сидите за столом и пишете письмо. Нормальное физическое самочувствие, темпоритм № 5. Решите, кому вы пишете, о чем? Действуйте.
 - А если бы вам не хотелось писать? Но не напишешь - тетушка обидится. Придется для приличия что-то нацарапать. Но что?.. Замените в своем внутреннем видении адресата и действуйте! (№ 4)
 - А если бы была жара, да вас тянуло бы еще ко сну, а писать тетушке все-таки пришлось бы? (№ 3)
 - А если бы письмо, которое вы пишете, нужно было бы закончить ровно через две минуты? Нет ни жары, ни тетушки. Измените обстоятельства и действуйте! (№ 6)
 - А если бы вас исключали из института и вы писали заявление ректору с просьбой оставить вас? Оправдайте вымыслом эти предлагаемые обстоятельства и действуйте! (№ 8)
 КОРОБКА СКОРОСТЕЙ
 - Велико ли расстояние до той стены?
 Дело здесь не в количестве метров и сантиметров. И не в количестве шагов, хотя разговор начнется с них:
 - Как вы думаете, сколько шагов вам понадобится, чтобы дойти, не спеша, до той стены? А сколько времени?.. Ну, а быстрым шагом?.. Пройдите - сначала медленно, а второй раз быстрее.
 - Теперь приготовьтесь повторить ваш путь. Пойдете медленнее, на первой скорости. Нет, не двигайтесь, пока я не дам команду "вперед!", только будьте готовы идти!.. Меняем задание - вы пойдете быстрее, на второй скорости. Приготовьтесь... А если на первой?.. А если... на второй? Вперед!
 Нужно, чтобы ученик почувствовал эту внутреннюю настройку организма, которая производится нашим сознанием, нашими мышцами с помощью вестибулярного аппарата - настройку организма на ускорение или замедление, установку на новое действие, на организацию действий в пространстве и во времени. Как и везде, здесь тоже надо использовать возможность натренировать механизмы переключения, быстроты реакций.
 - У вас есть две скорости. А как сократить время? Как быстрее всего добежать до стены? Вперед!
 Теперь в "копилке ощущений" ученика есть три разных настройки на скорость - медленно, быстро, стремительно.
 - Стоя на месте, готовьтесь к бегу, ждите команды на настройку. Пойдем на первой скорости!.. На второй!.. На третьей!.. На третьей!.. На первой!.. Вперед!
 По тому, как двигается ученик после команды "вперед!", можно судить, верная ли была до этого настройка, а также о том, насколько быстро происходит переключение с одной настройки на другую.
 МОСТИК
 - Перед вами мостик через небольшую речку. Серенький осенний день... Нафантазируйте все подробности времени и места. Пройдите по мостику, только помните - он очень шаткий, непрочный. Того и гляди свалишься в воду, а на каждом из вас новый костюм. С чего начнете упражнение? С нового костюма? Освойтесь с ним, обживите его и - шагайте к мостику! Вспомните, как вы ведете себя в жизни в подобных обстоятельствах. Вы осторожно ступаете, пробуя ногой доску... Вы стараетесь соблюдать равновесие, чтобы случайно не пошатнуться, не упасть... Вы пристально рассматриваете каждый гвоздик, каждый сучок на пути.
 - Дошли до середины мостика. Смотрите - все небо в тучах, подул ветер. Прямо в лицо. Все сильней, все неистовей... Он валит с ног, мешает смотреть.
 - Хлынул дождь. Тяжелые холодные капли бьют в глаза. Вспоминаете их? Доски под ногами сразу стали скользкими... Ветер не прекращается. Идти все трудней...
 - Все благополучно перешли через речку? Пойдем дальше. Новые условия: зима, мостик в горах над пропастью, никаких поручней у мостика нет. Пусть каждый задаст себе несколько вопросов. Кто я? Почему оказался здесь? Куда иду? Кто мои товарищи? Помните, внизу глубокая пропасть, упадем - костей не соберем! Все одеты по-разному, решите сами как. Хорошо, что ветра нет... Двинемся в путь!
 - Кто-то огорчился, что ему не удается ярко представить себе всю картину - и горы, и пропасть - и непрерывно видеть ее в воображении, пока он идет по мостику. Надо не огорчаться, а радоваться: если бы эта воображаемая картина непрерывно торчала перед вашими глазами, вам нужно было бы лечиться, а не учиться. Наше внутреннее видение - зыбкая, непрочная, ускользающая картина. Надо стремиться, чтобы она виделась нам подольше, надо хотеть увидеть все подробности пути по мостику, стараться удержать видения, и в них все дело, в наших стремлениях и стараниях, а не в самих видениях. Главное - последовательная цепочка действий. Не удается видеть всю картину, но вот вы шагнули на мостик... Взгляните, как непрочна эта доска под вашей ногой! Может, она гнилая? Выдержит ли вас? Видите, какая она старая? Вы пробуете ногой доску, и в этот момент доска появляется на вашем экране. Переведите взгляд, посмотрите на пол так, как если бы там была пропасть. Что бы вы делали в таких обстоятельствах? Делайте - ваше тело непременно чуть отстранится от опасной пустоты, и тут же вы постараетесь сохранить равновесие, чтобы не упасть туда, в темную яму. Вы видите, что она так глубока, что даже дна ее не видно, только недалеко от вас чуть видны какие-то кусты, уходящие вниз. Теперь видите пропасть? Вы увидели ее в тот момент, когда отстранились, чтобы не упасть. А прежнее видение - доски мостика - сохранилось? Нет, конечно. Для каждого отдельного действия свое видение. Пропасть... Всмотритесь в нее... Но ведь это опасно, лучше не глядеть туда! Вернее - перевести взгляд вперед, на мостик. Далеко ли идти? И тут вам понадобится увидеть дальний конец мостика - вон он, там, где его доски упираются в подножье скалы. Постарайтесь увидеть отчетливее, крепко ли лежат там доски, не разошлись ли? И, разумеется, в этот момент нового видения у вас исчезнет зрительное воспоминание пропасти. Оно исчезнет, но останется смутное ощущение опасности. Вот так, действие за действием, видение за видением, - шагайте по мостику!
 - Пошел снег. Вы и до середины мостика не дошли, а доски обледенели... Солнце село, становится все темнее...
 - Добрались все-таки? А сейчас, для разрядки - летний день, теплынь, солнце, мостки через канавку, впереди - пляж... Вперед!.. А теперь - по сигналу - чередуем то лето, то зиму...
 Это упражнение полезно делать босиком: голые ступни и кончики пальцев пробуждают осязательную память, помогают фантазии.
 СЛОЖЕНИЕ ТЕМПОРИТМОВ
 Упражнения на сложение темпоритмов могут проводиться в такой, например, последовательности:
 * Ученик действует с воображаемыми предметами (причесывается, пришивает пуговицу, одевается и пр.) и мысленной речью подкрепляет свое действие, уточняя его подробности, помогая удерживанию видений. (Темпоритм № 6.)
 * Действие с воображаемыми предметами прерывается. Ученик вспоминает действенные эпизоды вчерашнего утра - с мысленной речью. (Темпоритм № 4.)
 * Оба действия складываются: ученик продолжает действовать с воображаемыми предметами, сопровождая это действие воспоминанием вчерашнего утра с мысленной речью.
 - Оправдайте вымышленными обстоятельствами: зачем вам потребовалось совершать именно это действие с воображаемыми предметами и одновременно вспоминать вчерашнее утро? Темпоритмы должны сохраниться такими же, какими они были, - воспоминание не активное, работа руками гораздо активнее!
 ЛЮДИ И ТЕМПОРИТМЫ
 Условная градация темпоритмов может стать более ощутимой, если в учебном разделе "Наблюдения" студент попытается соотнести характеры наблюдаемого человека с присущим ему обычным темпоритмом жизни.
 Наблюдающий непременно заметит, что есть люди "пятого тем-поритма". Среди них - много разнообразных характеров, но все они склонны скорее к избытку покоя, чем к волнениям. Их девиз - максимум покоя, минимум энергии. Обстоятельства жизни заставляют, конечно, и их "взвиваться" временами выше своей нормы или опускаться ниже, как и других людей, с иными характерами, но главным остается одно - их стремление жить в своем тонусе.
 Люди пятого темпоритма при всех их разновидностях - прочно, уверенно шагают по жизни. На них можно положиться. Им не угрожают неожиданности, они всегда начеку, всегда в курсе дел соседей и мироздания, они знают, что волноваться вредно и бесполезно, что надо жить, как все люди, а потому им нередко сопутствуют удачи в личной и служебной деятельности. Завидная категория! Психологам еще предстоит объяснить, каким образом сосуществуют в этой благополучной жизненной нише поразительный Антон Павлович Чехов рядом с его поразительным Апломбовым. Но студенческие раздумья по этому поводу помогут им в разгадке происхождения разных характеров наблюдаемых людей, биографический материал которых - их будущие актерские роли.
 Скажем и о людях седьмого темпоритма. Их жизненный тонус диктуется повышенно-настороженным, а подчас подозрительным вниманием к явлениям окружающей действительности. Поэтому они всегда несколько возбуждены, недоверчивы...
 Итак:
 - Покажи из своих жизненных наблюдений человека четвертого темпоритма.
 - А пятого?
 - А седьмого?
 ДЕЙСТВИЕ В ДВУХ ТЕМПОРИТМАХ
 - Придумайте действие с воображаемыми предметами в темпоритме № 3, а мысленное действие в темпоритме № 7. Внешне спокойное действие с воображаемым предметом должно сочетаться с напряженным мысленным действием в воспоминании.
 Допустим, ученик начал с того, что неторопливо брился воображаемой бритвой. Потом, в мысленном действии, вспоминал, как он на днях потерял чужую, очень ценную, вещь. Оправдание сложенных действий: "Я дома, бреюсь; ко мне пришел товарищ, который оставил на сохранение золотые часы, подарок отца; он еще не знает, что я их потерял; он сидит, просматривает газету, а когда кончит, конечно, спросит меня о часах; я выдумываю, как перед ним оправдаться, а чтобы он не забеспокоился раньше времени, не заподозрил неладное, я нарочито спокойно бреюсь..."
 НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ТЕМПОРИТМАМИ
 Индивидуальные упражнения:
 - Иногда в театре или в кинофильме вы видите сцену, в которой одновременно действует много людей, так называемую массовку. Бывает, что предлагаемые обстоятельства заставляют всех действовать в едином порыве, с единой степенью внутреннего напряжения, в едином темпоритме, - и вы верите, вас захватывает эта сцена. Бывает иное - вы смотрите на сцену, где суетится множество людей, и не верите, ощущаете фальшь, искусственность их поведения. Если вы внимательно присмотритесь к ним, вы увидите, что все они действуют в одном и том же темпоритме.
 В жизни же - понаблюдайте! - каждый человек несет свой собственный темпоритм, который ему диктуют предлагаемые обстоятельства его жизни в данный момент и особенности его характера.
 - Понаблюдайте за толпой на улице. Определите темпоритм отдельных людей. Догадайтесь и нафантазируйте причины появления этих темпоритмов. А почему толпа? Очередь за билетами?
 - Понаблюдайте за людьми на перроне вокзала. В кажущемся однообразии темпоритмов уловите их многообразие. Поймите, как из множества разных темпоритмов отдельных людей складывается общая атмосфера вокзала.
 Какого вокзала? Любого, с которого вы по субботам уезжаете грибы собирать...
 - Понаблюдайте за людьми, ожидающими приема в коридорах зубной поликлиники. Определяйте отдельные темпоритмы и перехватывайте их, ставя себя в вымышленные предлагаемые обстоятельства.
 - Понаблюдайте за темпоритмами жизни людей в фойе кинотеатра перед началом сеанса. На стадионе, во время футбольного матча. На танцевальном вечере. На лекции.
 ОПРАВДАНИЕ ДВИЖЕНИЙ В ТЕМПОРИТМАХ
 Любое упражнение на оправдание движений можно осложнить заданием определенного темпоритма.
 - Сначала выслушайте задание и проделайте его только мысленно. Первое: вы делаете несколько шагов. Второе: поворачиваете голову влево. Третье: тянете туда же левую руку. Четвертое: сгибаетесь. Пятое: поворачиваетесь и идете обратно. Найдите оправдание этим движениям, сделайте мысленно все по порядку. Не двигать руками, только мысленно! Оправдание должно быть в третьем темпоритме.
 - Найдите мысленное оправдание этим движениям в шестом темпоритме... Совсем другое событие получилось? По моим командам действуйте мысленно, не двигаясь с места... Третий!.. Шестой!.. Когда переходите на новое оправдание, помните, на чем остановились в прежнем мысленном действии... Третий! Продолжайте с того момента, на котором закончили тогда!.. Шестой!..
 - Действуйте на площадке! Все по очереди - сначала в третьем, потом в шестом темпоритме. Одни действуют, остальные оценивают: верим или нет?
 - Расскажите о своих действиях... Ищете грибы, увидели, потянулись было, нагнулись - нет, поганка!.. Это в темпоритме № 6? А в № 3? То же самое, только у вас первый день после болезни? Возможно.
 - Повторите упражнение и последите за своим дыханием. Вначале сделайте упражнение мысленно и дышите так, как дышали бы в жизни в этих обстоятельствах: почаще при ходьбе, замерло дыхание при взгляде на гриб, досадливо выдохнули, увидев поганку...
 - Мы не ищем прямых воздействий на дыхание и пульс, но ведь изменение темпоритма тесно связано с тем и другим. А они - дыхание и пульс - связаны друг с другом. Но если волевое овладение ритмом пульса - наука чрезвычайной сложности, то дыхание всегда в нашей власти. А это - косвенно воздействует и на пульс, если мы в упражнении, сознательно варьируя дыхание, до конца верим обстоятельствам своего действия.
 11. ОБЩЕНИЕ.
 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ПАРТНЕРОВ
 Подарок - Лови кастрюлю! - Качели - Тень - Сиамские близнецы - Зеркало - Клубок ниток - Парное оправдание поз - Перехват - Двойной перехват - Парное действие - Пилим дрова - Насосы - Лодка - Перетягивание каната - Озвученные действия - Лучеиспускание и лучевосприятие - Физическая природа общения - Через окно - Сцепка - Что-то случилось! - Над кем смеетесь? - Изобретатели - Два ассистента - Пристройка - Двое на скамейке - Перемена отношения к партнеру - Словесное воздействие - В эфире - Разговор по телефону - Переговорный пункт
 ПОДАРОК
 Упражнение соединяет тренировку взаимодействия партнеров с памятью восприятий.
 - У вас в руке яблоко. Большое, спелое, душистое. Рассмотрите его, какое оно аппетитное! Вспомните его вес (памятью мышц), его глянцевую кожицу (памятью пальцев), его запах (памятью обоняния). Все эти воспоминания, то одно, то другое, будут все время связаны и со зрительной памятью - вы будете видеть на своем внутреннем экране воображения и его румяный бочок, и черенок с зеленым листком.
 - Не выпуская из рук яблока, выберите себе партнера так, как вы уже умеете делать - молчаливо, незаметно для остальных. Убедитесь, что партнер понял вас.
 - Кому не удалось выбрать партнера, поднимите руки. Увидели, кто без партнера? Вот и договоритесь между собой - но ни слова, ни движения! Теперь все с партнерами, можно так же молчаливо договориться, кто из вас кому подарит яблоко. Добейтесь, чтобы партнер понял - это вы ему кинете яблоко, а он пусть ловит его. Нет, нет, подмигивать запрещается! Лицо как будто неподвижно, только чуть-чуть что-то неуловимое делают глаза и губы, незаметно для окружающих. Проверим, верно ли договорились. Кто понял, что будет ловить яблоко, поднимите руки. Ну вот, кто ошибся, договоритесь снова.
 - Кидаем яблоко партнеру. Надо увидеть, как оно летит в воздухе. Не упустите его! Ловите одной рукой, вторая ведь занята.
 - Теперь у некоторых из вас по два яблока. Рассмотрите, какое из них более аппетитное. Решите, какое оставите у себя, а какое кинете партнеру. Посмотрим, добры ли вы к своему товарищу. Кидайте!
 Надо обратить внимание участников этого упражнения, какая крепкая связь с партнером получается у них (и они не могут ее не чувствовать), когда они договариваются друг с другом и обмениваются яблоками.
 ЛОВИ КАСТРЮЛЮ!
 Ученики, сидя или стоя в большом кругу, перебрасываются воображаемыми предметами. Бросая, ученик объявляет имя партнера и предмет, который он кинет. Тот, кому кидают, должен немедленно "пристроиться" к предмету - ведь котенка нужно ловить иначе, чем змею.
 - Володя! Кастрюля! - кричит ученик и швыряет воображаемую кастрюлю.
 - Вы решили, почему вы кидаете Володе кастрюлю? Сначала нужно придумать цель действия, а она вряд ли заставит вас так истошно кричать, как будто вы бомбу кидаете. Дело-то простое - Володе надо кашу сварить. Затем нужно ощутить в своих руках воображаемую кастрюлю - тогда вы не станете ее швырять, как ком бумаги.
 - Володя, вы поняли, для чего вам кидают кастрюлю? Если даже не угадали, должны сами решить, зачем он швырнул вам кастрюлю. Ой, наверно, он по каше соскучился! Вы протягиваете руки, чтобы поймать воображаемую кастрюлю, - это начало действия, о цели которого вы уже догадываетесь.
 - Разрешаются любые причины и цели, кроме одной, - "я - пугаю товарища" (а для того, кто ловит, - "я растерялся от неожиданности ").
 Упражнение опасно своей кажущейся простотой. Оно может не принести никакой пользы и даже причинит вред, если будет выполняться бездумно, с целью повеселиться. Чтобы с самого начала придать ему верный характер, нужно остановить игру на первом же броске и добиться, чтобы и бросающий и ловящий увидели и ощутили в руках воображаемый предмет. И ощутили творческую радость!
 Объявив партнера, ученик вступает с ним во взаимодействие - на это тоже надо обратить их внимание:
 - Сейчас вы узнаете, что вам кинут! Будьте готовы мгновенно принять такое положение, чтобы поймать этот предмет. Что вам кинут? Удочку? Смотрите же, не наколитесь на крючок, когда будете ловить. Ловите!
 - В какой момент вы ощущали наиболее тесное взаимодействие с партнером? Да, в ту секунду, когда один приготовился кинуть, а другой поймать!
 КАЧЕЛИ
 Упражнение связывает тренировку двигательных ощущений с первыми навыками взаимодействия и взаимосвязи партнеров.
 - Вспомните большие качели в парке. Вы с товарищем, или с подругой, становитесь лицом друг к другу на дно люльки, качельной лодочки, беретесь за металлические прутья и... Что происходит дальше? Как удается вам превратить неподвижную лодочку в огромный летающий маятник? Вы приседаете и выпрямляетесь. Отталкиваете тяжесть и отдаетесь легкости. Вы становитесь то тяжелее слона, то легче пушинки. Говоря языком космонавтов, вы испытываете состояние то перегрузки, то невесомости.
 - Сделаем упражнение, которое напомнит вам полет на качелях. Разделитесь на пары и станьте друг против друга. Возьмитесь за руки, поднимите соединенные руки на уровень груди. Пусть первый присядет и выпрямится. Он должен при приседании перелить волну мышечного напряжения от плечей к ногам, а при выпрямлении перелить волну мышечного расслабления от ступней к кистям. Партнер делает то же самое: он приседает, когда первый начинает выпрямляться, и начинает выпрямляться, когда первый приседает.
 - Помните: не партнер должен пристроиться к вам, а вы - к партнеру. Если нет слаженного взаимодействия - виноваты вы, а не партнер. Уловите его ритм, поймайте величину напряжения, с которой он действует.
 Добейтесь плавности! Пусть волна переливается, а не скачет рывками - ведь это волна!
 - А теперь - "гигантские шаги". Вот они! Летайте!
 ТЕНЬ
 - Выбрали партнера? Первый (молча договоритесь - кто) будет Человеком, пусть он ходит по комнате, как по лесу, собирает грибы, рвет ягоды, ловит бабочек. Второй будет его Тенью, пусть он ходит за спиной Человека и повторяет в точности все его движения.
 - Если Человек задумчив, грустен - может ли Тень веселиться? Повторяя движения Человека, Тень должна действовать в том же ритме и в том же самочувствии. Мало повторять движения, надо еще попытаться проникнуть в мысли Человека, догадаться о целях его действий, уловить его сегодняшнее физическое самочувствие.
 СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ
 Это забавное упражнение тоже тренирует навык взаимосвязи и взаимозависимости партнеров в едином действии.
 - Выберите партнера. Представьте себе, что вы и ваш партнер - одно целое, что вы, как сиамские близнецы, приросли бок к боку. Крепко обнимите партнера за талию одной рукой и считайте, что этой руки у вас нет. Есть только по одной руке на каждого. Ходить - сложно. Ноги тоже частично срослись, так что приходится шагать как одному существу - сначала шаг двумя сросшимися ногами, потом единый шаг двумя "боковыми" ногами. Пройдитесь по комнате, привыкайте друг к другу.
 - Привыкли? Попробуйте позавтракать. Садитесь за стол. Перед вами воображаемый завтрак: тарелка сосисок с капустой, стакан кофе, булочка. Помните, что на двоих у вас - две руки. В одну руку берите нож, в другую - вилку. Режьте и ешьте, кладите кусочки в каждый рот по очереди. Потом напейтесь кофе с булочкой.
 - Вы понимаете, как нужна согласованность действий? И как нужно быть внимательным к действиям партнера!
 ЗЕРКАЛО
 - Станьте парами друг против друга. Решите, кто из вас Человек, а кто Зеркало. Пусть Человек делает то, что обыкновенно делает перед зеркалом: причесывается, бреется, "наводит косметику", примеряет костюм. Зеркало обязано точно отразить все действия Человека.
 - У Человека есть, конечно, конкретная цель его действий: допустим, он причесывается и приглаживается, готовясь к встрече Нового года; он бреется наспех, боясь опоздать на занятия; он примеряет костюм, впервые в жизни сшитый в ателье, а не купленный в магазине готового платья. Он живет в кругу своих вымышленных обстоятельств и верит в них.
 - Зеркало не должно механически повторять все движения Человека. Надо, чтобы в нем отразилась и внутренняя жизнь Человека, - надо угадать его цели (хотя бы приблизительно!), надо жить его мыслями (предполагаемыми вами).
 - Поменяйтесь ролями.
 В этом упражнении будем следить, прежде всего, за верной взаимосвязью и взаимозависимостью партнеров.
 КЛУБОК НИТОК
 - Разделитесь на пары и сядьте лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. У одного из вас - воображаемое веретено толстых шерстяных ниток. Отмотайте немного и, не выпуская из рук конца нитки, киньте веретено товарищу. Возьмите воображаемую бумажку и наматывайте на нее нитку в клубок. Пусть товарищ держит веретено, поворачивает его, отпуская нитку, а вы наматывайте. Вся нитка с веретена должна перейти на ваш клубок.
 - Следите оба, чтобы воображаемая нитка не свисала до земли, а была натянута. Нужно, чтобы ваши движения были согласованными - следите за руками товарища. Вы должны пристроиться к его манипуляциям, уловить ритм перематывания. Помните актерское правило: не партнер должен пристроиться к вам, а вы - к партнеру! За свои ошибки вините себя, а не партнера, - значит, вы были невнимательны к его действиям. За ошибки партнера тоже вините себя, - значит, вы недостаточно помогали ему!
 - Перематывая нитку, ощущаете ли вы как будто физическую связь между собой и партнером, словно эта воображаемая нить - живая? Ощущаете свою зависимость от партнера, зависимость ваших действий от его действий?
 Единый, естественный процесс взаимодействия партнеров возможен только при очень тесной взаимосвязи и взаимозависимости между ними.
 ПАРНОЕ ОПРАВДАНИЕ ПОЗ
 - Станьте по двое. По моему сигналу бросьте себя в неожиданную позу. Проверяя ее мускульным контролером, оправдывая ее, постарайтесь угадать намерения партнера, пристройтесь к нему, включите свою позу в его оправдание. Нужно, чтобы у вас возникло общее действие с партнером.
 - Договариваться ни о чем нельзя - ни до начала упражнения, ни во время оправдания. Общее действие должно возникнуть в итоге вашей пристройки к партнеру как результат ваших взаимных пристроек.
 - Не скупитесь на решения. Родилось оправдание, но оно не сообразуется с движениями партнера? Отбросьте его, найдите другое. Всё - для партнера! Поймите его намерения и помогите ему своими действиями. Помните наш закон - не вы, а партнер всегда прав!
 ПЕРЕХВАТ
 Тренируя сцепку между партнерами в их взаимодействии, вызовем на площадку двух учеников. Пусть первый начинает действовать с воображаемыми предметами, не рассказывая ни нам, ни партнеру, что он такое делает. Действие должно быть достаточно сложным, чтобы мы не сразу догадались о его содержании, - например, вся процедура печатания фотоснимков через увеличитель, которая начинается с приготовления растворов проявителя и фиксажа.
 Партнеру скажем:
 - Догадайтесь, чем занялся ваш товарищ. Постарайтесь увидеть внутренним зрением все воображаемые предметы, с которыми он орудует.
 Через некоторое время дадим команду:
 - Перехват!
 Первый ученик должен застыть на месте с тем положением рук, которое было к моменту команды, а второй ученик должен подойти к нему и перехватить действие, продолжив работу с того же движения.
 - Что вы делаете? Готовите кофе по-турецки? Нет, ваш партнер другим занимался. Присмотритесь еще... Перехват!
 Когда эта команда дается первому ученику, он должен не перехватывать Действие партнера (то есть не продолжать приготовление кофе), а привести руки в прежнее положение и продолжать свое действие (приготовление проявителя) с того движения, на котором остановился.
 Дадим ему поработать, а партнеру понаблюдать, и снова:
 - Перехват!
 Когда в результате второй ученик разгадает действие первого, они оба продолжат единое действие и время от времени по команде перехватывают его друг у друга.
 ДВОЙНОЙ ПЕРЕХВАТ
 Два ученика действуют с воображаемыми предметами, не зная о содержании действия партнера.
 - Занимаясь своим делом, ни на секунду не упускайте партнера из поля зрения. Разгадайте, что он делает, с какими предметами орудует. По команде "Перехват!" каждый из вас должен прервать до следующей команды свое занятие и перехватить действие партнера.
 - Перехват!
 ПАРНОЕ ДЕЙСТВИЕ
 - В этом углу комнаты лежат воображаемые бревна.. Вдвоем с партнером перенесите бревно к другой стене. Через час придут рабочие крепить стойки для ремонта потолка.
 - Не верю, что вы несете бревно. Тяжелое оно? Достаточно ли напряжены руки, плечи, спина? Легко ли отрывать подошвы от земли? Ваше бревно прогибается, гнется во все стороны, становится то коротким, то длинным. Значит, вы невнимательны к партнеру. Следите за его руками, за степенью напряжения отдельных его мышц. Угадайте вес бревна - по характеру движений партнера. Действуйте с ним заодно!
 - Что это за бревно? Березовое? Вспоминаете? Пальцы вспоминают прохладную бархатистую бересту. Мышцами вспоминайте тяжесть бревна! И ни на мгновение не упускайте связи с партнером. Согласованы ли ваши движения? Помогаете ли вы партнеру?
 ПИЛИМ ДРОВА
 - Неожиданно? Привыкли к паровому отоплению? А если бы - Сибирь, тайга, холодная избушка... Кто вы? Ах, изыскатели алмазов? Пожалуйста! Но сейчас нужно просто согреться, печурку затопить. Беритесь по двое за воображаемую пилу и сделайте дрова из этих сосновых коряг, которые приволокли из леса ваши товарищи по алмазному делу!
 - А пила-то у вас резиновая - то короче, то длиннее...
 - Проверяйте, как чередуются напряжения и расслабления мышц...
 - А запах сосновой коры помните?..
 НАСОСЫ
 - Пожар! Опять пожар!
 Поддержим атмосферу всеобщего переполоха, вызванного этим неожиданным педагогическим заявлением. Объясним, что охвачены ярким пламенем три кабинета учебной части. Воодушевим учеников на погашение огня, поскольку вот они - пожарные насосы! Их надо качать! Качнем! Десять насосов!
 - Спасение учебной части в ваших руках, лишь бы руки партнеров работали согласованно, синхронно!
 ЛОДКА
 - Покатайтесь по озеру на лодке. Сами решите, как действовать веслами: можно двоим сесть на банку, и у каждого будет по веслу, можно сесть на две банки и и плыть в четыре весла. Главное: сообразовать свои движения с партнером, ведь без этого лодка будет вертеться на месте.
 ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА
 - Станьте на расстоянии пяти шагов от партнера, возьмите в руки воображаемый канат и постарайтесь перетянуть партнера, сдвинуть его с места...
 - Будьте предельно внимательны к партнеру. Улавливайте его намерения, разгадывайте его действия - не так себе, а в каждый момент. Следите за логикой его действий, поймите, к чему он готовится, что будет делать в следующую секунду.
 - Ваш канат как будто резиновый, - значит, вы невнимательны к партнеру. Как бы вы действовали с настоящим канатом? Вы бы старались приложить к канату больше силы, чем ваш партнер. А в упражнении с воображаемым канатом что делать? Угадывайте глазами силу, с которой тянет партнер, и напрягайте свои руки с канатом еще сильнее, чем он. Когда он увидит, что вы его вот-вот перетянете, он может на секунду поддаться, сбить вас с толку, чтобы в следующую секунду, собравшись с силами, постараться перетянуть вас.
 - Делая это упражнение, проверяйте мускульным контролером, целесообразно ли распределено напряжение во всем вашем теле. Нет ли излишнего закрепощения? Проверьте - возьмитесь за ручку запертой двери, тяните ее изо всей силы. Разве напряжено все тело? Нет. Голова и шея - свободны. Нога, отставленная назад, почти полностью расслаблена. Где больше всего напряжения? В кистях, в плечах, в верхней части позвоночника, в колене ноги, выставленной вперед. Оставьте дверь, беритесь за воображаемый канат, вспомните телом только что испытанное напряжение. Еще раз проверьте себя: дайте друг другу правые руки, сцепитесь ими, попробуйте перетянуть партнера, проследите, как работает тело. Снова - за воображаемый канат!
 ОЗВУЧЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
 Физическое ощущение взаимосвязи и взаимодействия с партнером можно еще раз почувствовать (и понять) в таких упражнениях, когда один из партнеров занимается беспредметным действием, а другой - его "озвучивает".
 Вначале - самое простое. Один наливает воду в стакан из воображаемого графина, а другой, следя за ним, делает то же самое с реальным графином и стаканом. Первый прислушивается при этом к реальным звукам и старается сообразовать с ними свои действия, а второй тоже заботится о том, чтобы производимые им звуки совпадали с движениями рук партнера.
 Более сложное задание - стирка. Для этого нужен таз с водой и тряпка. Один стирает воображаемую тряпку в воображаемом тазу, а другой озвучивает это действие реальными звуками. К слову сказать, подобные упражнения делаются учениками с большим интересом и приносят ощутимую пользу.
 И наконец - любое озвучивание воображаемых действий с помощью магнитофона. Например, игра на воображаемых инструментах под реальную музыку. Здесь взаимосвязь с партнером носит иной характер: надо так играть на своей воображаемой трубе, чтобы жить в единой творческой задаче (а не только в едином музыкальном ритме) со своим партнером, играющим рядом на воображаемом саксофоне.
 ЛУЧЕИСПУСКАНИЕ И ЛУЧЕВОСПРИЯТИЕ
 "Первое упражнение заключается в том, чтоб с помощью манков вызвать в себе какую-либо эмоцию (чувство) и передавать ее другому лицу. При этом прислушивайтесь к своему физическому ощущению лучевосприятия, естественно вызывая и замечая его в момент общения с другими".
 Задание состоит из двух частей. Сначала надо наладить органический процесс общения с партнером - это первая часть. Вторая - в момент общения прислушаться к своему физическому ощущению, внутренним контролером подметить то, что может быть названо "ощущением лучеиспускания, излучения", либо "ощущением лучевосприятия, излучения". Эти задачи не решить в упражнении. Нужен небольшой этюд. Он выполняется без слов.
 Итак, прежде всего - сам процесс общения, взаимодействия партнеров. Затем - ощущения взаимовлияния и взаимозависимости партнеров.
 Как и всякое жизненное действие, общение партнеров требует ясной цели. Что я должен сделать? И в каком направлении я должен воздействовать на партнера? Зачем? Эти вопросы решаются уже в первых стадиях общения, когда я ориентируюсь в окружающих условиях и нахожу своего партнера, а затем привлекаю к себе его внимание и, пристраиваясь к нему, "зондируя его душу щупальцами глаз", готовлюсь воздействовать на его сознание.
 - Вам надо осторожно подготовить собеседника к страшному известию: умер его близкий человек.
 Как сказать эту страшную новость? Мой партнер предчувствует ее и пытается прочесть правду в моих глазах. Молчать трудно и опасно, поэтому я ищу, с чего начать. Мысленно перебираю жалкие слова утешения, отбрасываю их, снова ищу. Стараюсь так смотреть на него, чтобы он не догадался раньше времени, а сам проверяю по его глазам, вдруг он уже понял! Что же сказать ему? Надо скорее что-то сказать, потому что я чувствую - он не выдержит и задаст вопрос.
 - Не можете молчать? Говорите!
 При подобном развитии действия в заключительных стадиях общения, если упражнение-этюд делается с полной правдой и верой, у партнеров образуется такая тесная сцепка, что внедрение видений и восприятие их будут сопровождаться явственными ощущениями лучеиспускания и лучевосприятия. Эмоциональная цель при активном взаимодействии партнеров помогает ощущениям проявиться в нашем сознании.
 ФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ОБЩЕНИЯ
 "Второе упражнение: постарайтесь вызвать в себе одно физическое ощущение лучеиспускания или лучевосприятия, без эмоционального переживания. Необходимо большое внимание при этой работе. Иначе можно принять простое мышечное напряжение за ощущение влучения и излучения. Когда физический процесс будет налажен, подготовьте изнутри какое-нибудь чувство для его излучения или влучения. Но только, повторяю, бойтесь при этом насилия и физической потуги. Излучения и влучения производятся непременно легко, свободно, естественно, без всякой затраты физической энергии... Общайтесь только с живым объектом, действительно существующим в жизни, действительно стоящим рядом с вами и действительно желающим воспринимать от вас ваши чувства".
 Если первое упражнение выполнено с полной правдой и верой и если внутренний актерский контроль подметил ощущение физической взаимозависимости при тесной сцепке общения - можно уловить знакомое ощущение уже в самом начале процесса общения, на стадии выбора объекта.
 "Вызвать в себе одно физическое ощущение лучеиспускания" лучше всего косвенным путем, через активную пристройку к партнеру, то есть путем действия. Если, например, партнер не видит меня, а я не спускаю с него глаз и жду, когда он повернется, чтобы застать его врасплох, - можно поймать себя на ощущениях как бы собственного лучеиспускания.
 "Физический процесс будет налажен" - когда целесообразное действие будет длиться непрерывно (конечно, относительно непрерывно!). В приведенном выше примере, когда я ловлю взгляд партнера и чувствую, что не могу от него оторваться, - можно сказать, что физический процесс налажен.
 "Подставить изнутри какое-либо чувство для его излучения" - это значит осознать эмоциональную цель действия. К примеру, понять, как больно поразит партнера мое неожиданное появление, набраться решимости ее выполнить и ждать, чтобы не упустить момент, когда можно это сделать, то есть когда партнер, не подозревающий, что я здесь, повернется и увидит меня.
 В общем, ощущения лучеиспускания и лучевосприятия можно осознать не только в моменты активного внедрения и восприятия видений (в эти моменты их легче подловить), но по существу в любое мгновение взаимодействия с партнером.
 ЧЕРЕЗ ОКНО
 Вы видели, конечно, как разговаривают сквозь через окно, а может быть, и вам приходилось это делать. Помните, как нужно напрягать голос и тратить массу усилий, чтобы собеседник понял вас?.. Станьте друг против друга. Вообразите, что вас и вашего партнера разделяет окно с таким толстым стеклом, что попытки кричать - бесполезны, партнер не услышит вас. Однако вам необходимо сообщить ему очень важную вещь. Что делать? Жестикулировать? Но слишком уж серьезен предмет сообщения, чтобы размахивать руками, - допустим, как и в одном из предыдущих упражнений, вам нужно подготовить партнера к тяжелой вести о смерти близкого человека. Допустим, обстоятельства таковы, что выйти к вам он никак не может. Как бы вы вели себя, что бы вы делали в подобных предлагаемых обстоятельствах?
 Станиславский определил пять обязательных стадий в процессе общения. Итак:
 1-я стадия - ориентировка в окружающих условиях и выбор объекта. Действительно, сперва вам нужно увидеть партнера и увидеть преграду - толстое стекло. Нужно освоиться с мыслью, что разговор невозможен и вашу трудную миссию вам придется выполнить каким-то иным путем.
 2-я стадия - привлечение к себе внимания объекта. Вы не приступите к дальнейшим действиям, пока не убедитесь, что партнер обратил на вас внимание и хочет понять, с чем вы пришли к нему.
 3-я стадия - пристройка и приспособление к объекту, или "зондирование души объекта щупальцами глаз, подготовление этой чужой души для наиболее легкого и свободного восприятия мыслей, чувств и видений субъекта". На этой стадии вы осторожно подготавливаете партнера к тому, чтобы он воспринял тяжелую весть, - ваше взаимодействие с партнером состоит в том, что партнер по вашему виду, по вашим глазам начинает понимать, что вы пришли к нему с какой-то (он еще не знает, с какой) страшной новостью, а вы в это время, перебирая мысленно видения, смотрите на партнера, стараясь уловить момент, когда он догадается о том, что вас так волнует.
 4-я стадия - передача своих видений объекту и воздействие на него, то есть попытки заставить партнера "увидеть внутренним зрением, что и как видит передаваемое сам общающийся субъект".
 5-я стадия - восприятие отклика партнера и вновь - передача видений, воздействие и восприятие. Можно сказать, что вы как бы обмениваетесь мыслями и видениями. Если вы полны желанием внедрить свои видения и принять видения партнера, то внимательные ваши глаза будут улавливать мельчайшие и тончайшие изменения микромимики партнера. Вы будете угадывать содержание его мыслей и видений. Будете бесконечно проверять, верно ли угадали мысль партнера и понял ли он вашу мысль.
 - Не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробуйте передать через стекло все, что вы хотели сообщить, и получить ответ.
 СЦЕПКА
 Второе упражнение "через окно" - на взаимосвязь и взаимозависимость партнеров - по-другому обеспечивает сцепку между двумя партнерами.
 - Партнер не слышит вас через массивное стекло, поэтому попробуйте объясниться письменно - пишите пальцем буквы в воздухе, пусть он их читает и пишет свои ответы. Придумайте цель и действуйте.
 Ученики пишут пальцем в воздухе, но очень скоро выясняется, что слов не достаточно: они еще активно смотрят в глаза друг друга, а не только на буквы. Они угадывают начинающиеся слова и даже всю будущую фразу. Они пытаются найти подтверждение своей догадке - в глазах партнера. Они отвечают и спрашивают, наконец, не только буквами - ими они пользуются лишь в том случае, если партнер чего-то не понимает. Между ними устанавливается крепкая внутренняя связь, сцепка.
 - Когда вам было легче и передавать и принимать: вначале, когда вы пользовались только буквами, или потом, когда образовалась сцепка? Конечно, потом, - с момента сцепки вы начали взаимодействовать друг с другом, а вначале взаимодействия не было, потому что каждый из вас все свои усилия употреблял на писание букв - то есть на другой объект, а не на партнера.
 ЧТО-ТО СЛУЧИЛОСЬ!
 Одно из тех упражнений, которые особенно охотно выполняются учениками. Почему? Оно отнюдь не легкое. Оно длится минут пять в напряженной тишине, требует полной сосредоточенности, непрерывного внимания, - словом, трудной нервной работы, а долгие эти минуты проходят незаметно, и аудиторию наполняет какая-то особая атмосфера интереса и нетерпения.
 Ученики - в полукруге. Они видят педагога, странно задумавшегося о чем-то. Что случилось?..
 - Что случилось? Хорошего - мало... Ну, попробуйте угадать. Крайний слева - староста. Я ему скажу, что случилось, а вы попробуйте догадаться. Порядок будет такой: я ему скажу, он сядет на место, а дальше по кругу пойдет органически процесс общения. Сидящий рядом с ним будет стараться понять, что я сказал ему на ухо. Староста будет думать, следя за партнером, стоит ли ему доверить свои неясные подозрения; решит, что не стоит, и отвернется. Третий в полукруге продолжит цепочку общений, попытается понять, о чем подумал сосед старосты. А тот, глядя на своего соседа, станет решать, говорить ли ему о своих Предположениях. Решит, что не стоит, и отвернется. И третий повернется с немым вопросом к четвертому, и так, цепочкой парных общений, парных проникновений друг в друга, пойдет по полукругу волна мысленных предположений, захватывающая всех.
 А скажем мы тихонько старосте, подозвав его к столику, что-то и для нас не до конца выясненное:
 - Вы не знаете, почему Андрей... Впрочем, ладно, садитесь. Это еще надо проверить, не стоит спешить с выводами. Садитесь!
 Началась и пошла по полукругу парная "передача мыслей", то есть угадывание того, что именно хочет и не решается сказать мне мой партнер. И с какими предположениями я остаюсь после того, как он отвернулся, а я, чувствуя нетерпеливый взгляд соседа справа, оборачиваюсь к нему и решаю, сказать ли о своих возникших подозрениях?
 - Впивайтесь взглядом в зрачки партнера, ищите там подтверждения своих мыслей...
 НАД КЕМ СМЕЕТЕСЬ?
 Ученики видят, что педагог изо всех сил старается сдержать смех и быть серьезным. Вот он подзывает старосту и шепчет ему на ухо:
 - Вы слышали, что Андрей... А впрочем, потом поговорим... Ха-ха... Если что знаете, пока не говорите ребятам. Садитесь, отдохните, а я пока подумаю, какое упражнение дать группе.
 Староста сел на место. Началась льющаяся цепочка парных общений. Педагог, кажется, занят своими серьезными мыслями. А в полукруге почему-то возникает все более и более веселая атмосфера. О чем шептался педагог со старостой? Почему у старосты лукавые глаза, что он скрывает? Ах, неужели... А смех уже трудно сдержать.
 - А почему развеселились? Ваши мысли привели вас в это состояние? Ваши попытки угадать, что воспринял партнер от своего соседа? Ваше желание проникнуть в мысли партнера?.. Это и есть - сцепка, общение, взаимодействие!
 ИЗОБРЕТАТЕЛИ
 Упражнение может быть успешно выполнено при хорошо оттренированном навыке действования с воображаемыми предметами. Оно тренирует тесную сцепку между партнерами в их взаимодействии.
 - Выберите партнера. Каждый из вас - изобретатель, ученый. Не говорите ни нам, ни партнеру, над чем вы сейчас будете работать. Даю вам пять минут на обдумывание изобретения. Вот какие аппараты, например, изобрели на днях ваши товарищи:
 * Мощный видеотелескоп, работающий на "дельтакрасных" лучах так, что с Земли даже все кустики на поверхности Венеры видны как на ладони.
 * Универсальная диагностическая кабина: больной человек заходит в нее, садится в специальное кресло с электронными датчиками, и через минуту готовы все медицинские анализы, выписаны все лекарства, определен курс лечения и названа точная дата полного выздоровления.
 * Карманный квантовый секретарь: аппарат в виде блокнота, в котором мелким шрифтом мгновенно отпечатываются все ваши мысли (если вам некогда их записать) и сортируются по тематическим разделам.
 - Первая пара - отправляйтесь на площадку, оборудуйте лабораторию необходимыми воображаемыми предметами и приступайте к работе над своим изобретением. Оба - за одними и теми же столами, в одной лаборатории. Как работать, не зная, что изобретает ваш партнер? Считайте, что он - ваш ассистент и помогает вам. Помогайте ему тоже! Смотрите, чтобы он не напутал чего-нибудь. Разговаривать запрещается!
 - Вы в недоумении? Партнер что-то кипятит на спиртовке, явно химическое, это не вяжется с содержанием вашей работы? Немедленно оправдайте - ах да, это он дезинфицирует для нас тончайшие проволочки! Скоро ли они будут готовы?
 - Почему ваш ассистент смотрит на часы, напряженно отсчитывая секунды, а вы так безмятежны? Может быть, настал решающий момент испытания какой-то небольшой детали вашего изобретения? Следите же за часами!
 Это упражнение обычно выполняется учениками с большим увлечением и захватывает не только исполнителей, но и зрителей. Оба партнера довольно быстро пристраиваются друг к другу и одновременно доводят до конца свою совместную работу. По окончании упражнения они рассказывают, над чем каждый из них работал. Выясняется, что ничего общего в их изобретениях не было: один изготовлял химический состав, стимулирующий гигантский рост моркови, а другой трудился над изобретением "машины времени" - и тем не менее в процессе работы оба они верили, что делают одно дело, помогали друг другу, ощущали неразрывную связь в едином взаимодействии. Вынужденные все время присматриваться к партнеру и разгадывать цели его манипуляций, они обрели теснейшую сцепку.
 Упражнение полезно время от времени повторять, "уточняя изобретение" в связи с новейшими научными открытиями.
 ДВА АССИСТЕНТА
 Этот усложненный вариант предыдущего упражнения проводится после того, как ученики начнут верно взаимодействовать в паре:
 - У одного изобретателя - два отличных молчаливых ассистента. Тут изобретателю гораздо труднее работать, но зато интереснее: надо следить за обоими помощниками, продолжая делать свое дело, разгадывать их блестящие идеи и включать их работу в свой замысел!
 ПРИСТРОЙКА
 - Поупражняемся в пристройке, которая при общении партнеров предшествует началу разговора.
 - Сад. Две скамейки. Вы незнакомы и хотите познакомиться. Что вы будете делать? Постарайтесь соориентироваться, привлечь к себе внимание партнера такими действиями, которые бы соответствовали предлагаемым обстоятельствам, и когда в результате вы получите возможность что-то сказать партнеру - упражнение будет закончено.
 Возьмем упражнения на пристройку, в которых цели партнера неизвестны. Каждому из партнеров педагог дает особое задание, о котором другой не знает. Например, первому, на ухо:
 - Врач предупредил вас, что ваш товарищ сошел с ума. Скоро за ним придут, а пока вас просили проследить, чтобы он не ушел отсюда. Разговаривать с ним ни в коем случае нельзя, поэтому читайте книгу, приглядывая за ним.
 А второму:
 - Почему-то ваш приятель сегодня молчит и явно не в своей тарелке. Спрашивать его - бесполезно, не ответит, такой уж характер. Что же делать?
 ДВОЕ НА СКАМЕЙКЕ
 Многие так называемые этюды на органическое молчание могут быть использованы как упражнения на рождение живого слова.
 - Скамейка в парке, назначенное место встречи. Сидит юноша (или девушка), ждет приятеля. Подходит второй юноша, садится рядом, так как и он условился встретиться с приятелем именно здесь. Итак, сидят двое незнакомых людей. И вдруг в какой-то момент каждый из них, приглядевшись к партнеру, вспоминает, что где-то видел его. Но где? Пока не переберешь в памяти все возможные варианты, неудобно начинать разговор. Где же я его видел?.. Каждому разрешается текст: либо "Это вы? Помните?..", либо "Да, да, помню..."
 - Надо действительно вспомнить как можно больше возможных мест встречи - у знакомых, в театре, на демонстрации... Надо поверить, что это - тот самый человек, который так запомнился вам потому, что помог вам чем-то или заступился за кого-то. Надо сомневаться, он ли это. Надо улучить момент, когда удобно завязать разговор. Надо увидеть по его глазам, что и он вас вспомнил, и тогда сами собой родятся слова: "Это вы? Помните?.."
 ПЕРЕМЕНА ОТНОШЕНИЯ К ПАРТНЕРУ
 Три этапа отношения:
 * оно должно родиться;
 * оно проявляется;
 * оно изменяется - по конкретной причине.
 Пример заданий двум партнерам. Первому:
 - Товарищ просил вас зайти к нему. Вы догадываетесь, для чего: да, уже давно пора "выяснить отношения", открыто сказать, что вы любите Свету, а она любит вас, а не его. Придется ему примириться с этим.
 - А вы уже примирились. Надо, как это ни трудно, покончить со всеми недомолвками, а то вы потеряете друга. Вы приготовили сюрприз - две мексиканские шариковые ручки: для него и для Светы. Вернется ли прежняя искренность и простота ваших отношений?
 Это - драматический этюд с точным текстом. Его можно было бы записать так:
 "Постучав в дверь, Первый входит в комнату. Второй молча кивает ему.
 ВТОРОЙ. Минутку! (Отходит, роется в шкафу.)
 ПЕРВЫЙ. Я не спешу.
 ВТОРОЙ (подходит и протягивает две шариковые ручки). Тебе и Свете.
 ПЕРВЫЙ (не сразу). Спасибо!"
 - Это все. Действуйте! Накопите отношения - сообразно своим целям - и начинайте.
 - Итак, первый этап - "рождение отношений" - заготавливается в преджизни. Со "шлейфом" родившегося отношения вы начинаете этюд. Обмен первыми репликами проявляет эти отношения. Вы ощутили во время действия, как обострено ваше восприятие поведения партнера? Первый - готовится к трудному, решительному объяснению, выжидая подходящий момент. Второй опасается, что размолвка между вами зашла слишком уж далеко, и тоже готовится к трудному - одним искренним жестом изменить отношения, сломать лед.

<< Пред.           стр. 10 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу