<< Пред. стр. 7 (из 19) След. >>
Шаг 4. Сообщите партнеру о тех признаках транса, которые вы у него наблюдаете(тем самым зафиксируйте состояние транса и углубите).
Шаг 5. Дайте партнеру установку на "ничегонеделание".
Шаг 6. Используйте транс для достижения вашей цели.
Шаг 7. Возвратите партнера из транса.
Конечно, это описание шагов нуждается
в комментарии. По первому шагу - что значит "удобная поза"? В данном шаблоне
удобной для наведения транса считается такая поза партнера, когда он сидит,
его ступни плотно стоят на полу, руки лежат на коленях (то есть, так называемая
"открытая поза " - руки и ноги не перекрещены). Вы можете описать партнеру
эту позу и попросить принять ее, а можете просто подойти к партнеру и придать
ему эту позу. Второй вариант иногда работает эффективнее, когда вы придаете
партнеру некую позу, он обычно в это время замирает, а вы уже знаете, что
"замирание" - предвестник каталепсии, чем можно воспользоваться для наведения
более глубокого транса с первого шага.
Сконцентрировать внимание партнера
на каком- либо объекте вы можете, попросив его либо направить взгляд на
какую-то точку, куда он сможет постоянно возвращаться, либо быть предельно
внимательным к ощущениям в обеих руках сразу (это самые простые приемы).
Отвлекая сознательное внимание партнера, вы тем самым высвобождаете его
подсознание для контакта с вами. В эриксонианском гипнозе существует много
приемов, называемых "ловушкой для сознания", и сосредоточение на чем-либо
сознательного внимания партнера - один из приемов этого ряда.
На третьем
шаге вы еще более четко разделяете сознание партнера от его подсознания
с помощью своей речи; вы по-разному обращаетесь к сознанию и подсознанию.
Наверное, это проще показать, чем объяснить; если я обращаюсь к вашему
подсознанию, повернув голову влево и разговаривая при этом громким голосом,
и обращаюсь к вашему сознанию, повернув голову вправо и разговаривая тихим
голосом, то скоро подсознание каждого из вас будет знать, что мой тихий
голос при повороте головы вправо означает вызов именно подсознания на контакт.
(С. Горин поворачивает голову влево и продолжает говорить громким голосом).
Ваше сознание продолжает слышать мой голос, в то время как (поворачивает
голову вправо и говорит тихим голосом) ваше подсознание начинает что-то
вспоминать; (влево громким голосом) ваше сознание заинтересовано происходящим,
и (вправо тихим голосом) ваше подсознание готовится перевести вас в новое
состояние: (влево громко) ваше сознание сомневается, войдете ли вы в транс,
в то время как (вправо тихо) ваше подсознание уже нашло способ погрузить
вас в транс...
На четвертом шаге вы говорите партнеру, что вы у него наблюдаете
из знакомых вам признаков транса: "Ваше дыхание стало более редким и глубоким,
мышцы лица расслабились, тело расслаблено" - и т. д.
Пятый шаг - отсутствие
установки или установка на "ничегонеделание". Вы можете кратко или подробно
сообщить партнеру, что он ничего не должен делать. Это можно сказать примерно
в таких выражениях: "Вам не нужно помогать мне, и не нужно мешать мне.
Вы можете не слушать мой голос можете не смотреть на меня, либо можете
смотреть очень внимательно. Вы можете ни о чем не думать или думать о чем
угодно, хоть обо всем сразу... Здесь вообще нет ничего, что нужно делать".
Так вы создаете ситуацию неопределенного ожидания, помогающую лучше использовать
транс. Установка на "ничегонеделание" провоцирует подсознательный поиск
процессов, нужных для изменений. (На уровне сознания это воспринимается
так: "Если я не должен делать это, это и это, то что же я должен делать?").
Использованию транса, шестому шагу модели М. Эриксона, мы посвятим еще
много времени, но сделаем это позже. Пока вы знаете, что можете дать партнеру
(с целью использования транса) неопределенную приятную инструкцию конструктивного
содержания.
И наконец вы возвращаете партнера из транса к ясному сознанию.
В этом шаге есть свои тонкости, свои детали. Возвращение из транса должно
быть постепенным - и чем более глубоким был транс, тем более медленным
должно быть возвращение. Если человек всего лишь погружен в чтение интересной
книги, а вы внезапно кладете руку ему на плечо, то он вздрагивает. Резкое,
слишком быстрое возвращение к реальности из состояния погруженности в себя
вызывает дискомфорт, а в идеале все, связанное с трансом, должно связываться
у вашего партнера по преимуществу с приятными ощущениями. Поэтому возвращайте
партнера из транса постепенно; хотя бы предупредите его о возвращении и
дайте ему несколько минут для того, чтобы он вернулся к ясному сознанию.
Иногда гипнотизер связывает выход из транса со счетом - "я буду считать
до трех, и вы будете возвращаться к состоянию бодрствования". Счет необязателен,
но вы можете описать возвращение в то же пространство (комнату, зал, кабинет),
в котором ваш партнер находился бодрствующим, в тот же момент времени,
в котором вы сейчас находитесь, верните партнеру ощущение тела и возможность
самостоятельных движений. Вот, пожалуй, и все.
Вопрос из зала: Когда вы занимаетесь официальным наведением транса,
вы всегда употребляете эти термины - транс, подсознание?
С. Горин: Нет, я стараюсь использовать более понятные слова. Вместо
слов "сознание" и "подсознание" можно говорить о том, что происходит "в
центре внимания" и "за границами внимания"; о том, что "вы хорошо понимаете"
и "есть вещи, которые тоже происходят". Или, обращаясь к сознанию, я говорю
"вы хотите", а обращаясь к подсознанию, говорю "ваше тело хочет" - либо
"ваш организм, ваша нервная система, ваш мозг"; здесь можно найти много синонимов.
Слово "транс", благодаря телесеансам, понятно всей Руси великой.
Но и его можно чем-то заменить. Можно сказать о "другом вашем состоянии",
об "отдыхе", "покое"... Говоря о трансе, важно своим поведением дать понять
партнеру, о чем идет речь: во время сеанса я сам впадаю в транс, становлюсь
неподвижным, расслабленным; я даю партнеру пример для подражания (потом
я останавливаюсь, а партнер следует дальше). Таким образом, если состояние
моего партнера не знает слова "транс", то подсознание все равно поймет меня.
Теперь мы перейдем к другому шаблону наведения транса. Его можно было
бы назвать "согласием по инерции", но у него есть более краткое и пока
малопонятное для вас название - "5-4-3-2-1".
Я опять немного отвлекусь
от темы. В книгах Дейла Карнеги, все еще считающихся на территории бывшего
СССР едва ли не высшим достижением практической психологии, есть одно любопытное
замечание: получить согласие партнера легче, если вы строите беседу так,
чтобы партнер предварительно один-два раза с чем-нибудь согласился. Начинайте
с согласия, начинайте с "да" - тогда в решающий момент, когда придет черед
важного вопроса, из-за которого вы и затевали беседу, ваш партнер ответит
"да" просто по инерции...
Реплика из зала: Вы, кажется, не очень высокого мнения о Карнеги?
С. Горин: Нет, отчего же. Для своего времени Карнеги был хорошим "интуитивно-практическим"
психологом, но ведь его работы относятся к тридцатым годам - с тех пор
психология ушла вперед.
Задолго до Карнеги техника согласия по инерции
была известна под названием "сократовский диалог", мы для краткости назовем
ее техникой "да-да-да" Она работает тем эффективнее, чем больше положительных
ответов вы собрали до того, как задать значимый для вас вопрос. Одна из
составляющих успеха при использовании этой техники - одинаковая интонация
для всех вопросов или утверждений (нельзя выделять голосом то, что вас
интересует).
Хороший следователь часто строит допрос так, чтобы сначала получить
"порцию" положительных ответов от подозреваемого, усыпить ею бдительность,
подготовить к согласию, а потом "оглушить" решающим вопросом: "Иванов?
Иван Иванович? Вас задержали вчера? Хотите курить? Хотите сознаться в ограблении?".
Похоже действуют американские продавцы автомобилей. "Сегодня прекрасный
день! Тебе очень идет эта рубашка! Ты хочешь купить этот автомобиль!".
Я помню одного из городских руководителей, который очень любил технику
"да-да-да", и вопросы на голосование выносил таким примерно способом: "Товарищи,
ну ведь все мы живем в этом городе! Мы все ходим по этим улицам! Данный
вопрос требует вот такого решения! Кто - "за"?".
Какое отношение все это имеет к нашей теме, к гипнозу? Самое непосредственное:
если вы хотите, чтобы партнер согласился с вашим внушением, дайте ему возможность
посоглашаться сначала с чем-то еще. Просто прокомментируйте то, что сейчас
есть (что он видит, слышит и чувствует), а потом внушайте то, чего пока нет.
Упражнение N 10 ("5-4-3-2-1"). Выполняется в парах: партнер А в роли
гипнотизера, партнер Б - в роли гипнотизируемого.
Вам предстоит пройти
пять этапов, описывая с целью наведения транса то, что в данный момент
реально имеется во внешнем опыте партнера Б, в его восприятии внешнего
мира (то, что он может сразу же проверить и согласиться с вами), а потом
добавлять внушающие утверждения о том, что должно быть во внутреннем мире
партнера (этого он проверить не может и будет соглашаться по инерции).
Общая схема движения к трансу такова: на первом этапе вы очень много говорите
о внешнем мире, а на последнем - о внутреннем.
Первый этап. Дайте партнеру Б четыре утверждения о том, что он сейчас
видит, и добавьте пятое утверждение внушающего характера. Затем дайте четыре
утверждения о том, что он слышит, и сделайте еще одно внушение; потом -
четыре утверждения о том, что он ощущает, и внушение.
Второй этап. Дайте партнеру Б три утверждения о том, что он видит, и
добавьте два внушения. Аналогично сделайте по три утверждения о том, что
он слышит и чувствует, добавляя по два внушения.
Третий этап. Сделайте два утверждения о том, что партнер Б видит, и
добавьте три внушения; два утверждения о том, что он слышит, и три внушения;
два утверждения о том, что он чувствует, и три внушения.
Четвертый этап. Одно утверждение о том, что партнер видит, плюс четыре
внушения; одно утверждение о том, что он чувствует, и четыре внушения.
На пятом этапе вы можете только внушать - значит, можете сделать транс
глубже, доставив партнеру больше приятных переживаний, но обычно к пятому
этапу транс уже достаточно глубок. Если партнер Б предварительно просит
вас помочь ему в решении какой-то проблемы - дайте ему внушения о том,
что проблема будет решена. Если особых просьб нет, сделайте неопределенные
приятные внушения конструктивной направленности.
Шестой этап - возвращение из транса; сделайте его постепенным и максимально
комфортным для партнера. Для того чтобы не запутаться в последовательности
утверждений, сделайте себе вот такую таблицу:
ТАБЛИЦА 2. Шаблон "5-4-3-2-1" Этапы Количество утверждений "Вы видите во внешнем мире" ВНУШЕНИЕ "Вы слышите во внешнем мире" ВНУШЕНИЕ " Вы чувствуете" ВНУШЕНИЕ I 4 1 4 1 4 1 II 3 2 3 2 3 2 III 2 3 2 3 2 3 IV 1 4 1 4 1 4 V 0 5 0 5 0 5
И еще одно примечание. По мере того как вы будете продвигаться от этапа
к этапу, обращайте внимание партнера на то, что он в принципе способен
воспринять, но обычно не воспринимает сознательно - на очень слабые раздражители.
Так, все мы слышим тиканье часов в комнате, но до тех пор пока я вам об
этом не сказал, вы не воспринимали этот звук осознанно. Любой из вас способен
почувствовать свое дыхание, движение грудной клетки вверх и вниз - но пока
вам об этом не сообщат, вы не осознаете такие вещи.
Да, свои внушения вы
можете маскировать, используя выражения типа "вы видите внутренним зрением"
и "вы слышите внутренним слухом". Теперь давайте выполним упражнение, и,
возможно, вы еще что-то захотите добавить к моим примечаниям.
Реплика из зала: Продемонстрируйте с кем-нибудь это упражнение.
С. Горин: Нужен доброволец. Виталий? Прекрасно, садись сюда. Ты хочешь
погрузиться в глубокий транс или в легкий.
Виталий: Пусть это будет легкий транс.
С. Горин: Я уверен, что твой мозг сможет различить, когда я обращаюсь
к тебе (говорит, сидя лицом к Виталию), а когда - к группе. Сейчас я задам
вопрос группе (поворачивается к залу). Что я сделал?
Ответы из зала: Вы подстроились к позе и дыханию Виталия.
С. Горин: Да, но не только это. Я применил маленькую речевую хитрость
- я задал Виталию вопрос, повышающий готовность к трансу. Я спросил: "Ты
хочешь погрузиться в глубокий транс или легкий?" Меня устраивает любой
выбор Виталия, поскольку здесь нет выбора, любой ответ предусматривает,
что Виталий хочет погрузиться в транс.
(Поворачивается к Виталию). Хорошо,
продолжаем. Я хочу обратить твое внимание на то, что ты сейчас видишь...
Ты видишь перед собой стену... На стене - выключатель белого цвета... Ты
видишь Олега, который смотрит на тебя... Видишь красный шарф на шее у Олега...
И начинаешь расслабляться...
...Ты слышишь мой голос... И слышишь шум магнитофона...
И слышишь шум машин на улице... И шелест бумаги в зале... И можешь дышать
более редко и глубоко...
Ты чувствуешь прикосновение спины к спинке стула...
Чувствуешь твердость сиденья... Чувствуешь прикосновение подошв к полу...
и прикосновение левого локтя к левому бедру... И твоя сосредоточенность
становится все больше и больше...
Ты видишь рисунок линолеума на полу...
И отражение солнечных лучей из окна на полу... И свет лампе потолка...
И твои глаза начинают уставать... Возможно, им хочется закрыться...
И ты слышишь, как скрипнул стул в комнате... И слышишь очень слабый шелест ленты
в магнитофоне... И слышишь отдаленные шаги... И успокаиваешься все глубже
и глубже... И погружаешься в себя...
Чувствуя тяжесть своих рук.. их вес...
когда руки лежат на бедрах... ты ощущаешь ладонями ткань брюк... И тебе
становится все более интересно то, что происходит внутри тебя... А внешний
мир куда-то уходит...
И твои глаза уже закрылись... Но сквозь сомкнутые
веки ты еще можешь увидеть свет в этой комнате... Или цветные пятна, которые
бывают, если закрыть глаза... и оставить их закрытыми... глядя на нас и
на себя внутренним зрением... погружаясь в себя еще глубже... понимая,
что спокойствие будет нарастать...
И ты еще слышишь мой голос... который
звучит приглушенно... и слышишь шум своего дыхания... очень спокойного
и замедленного... сонного... и весь мир уходит еще дальше от тебя...
В то время как ты чувствуешь, как спокойно и уверенно бьется твое сердце...
как при дыхании твоя грудная клетка... поднимается... и опускается... и
ты понимаешь, что твоя расслабленность уже очень глубока... что даже если
бы ты захотел открыть глаза... тебе было бы лень это делать... тебе очень
удобно с закрытыми глазами... и в этой позе...
Когда ты вспоминаешь какие-то
картины;.. очень приятные картины... из своего прошлого... и уже не знаешь,
воспоминания это или сновидения... и твой организм делает очень важную
работу... ты ушел глубоко в себя... в свой внутренний мир.. продолжая иногда
слышать какие-то звуки далекого разговора... и не зная, есть ли этот разговор
на самом деле... или он тебе снится... и твой мозг учится многим вещам...
которые относятся к трансу... и приобретает полезные знания... которые
ты будешь успешно использовать... в своей работе...
Отдохни... в то время
как твой мозг будет усваивать полезные знания... и запоминать полезные
навыки... Отдохни...
И только тогда, когда твой мозг поймет, что ты готов
вернуться к состоянию бодрствования.. ты будешь возвращаться к нам... в
эту комнату и в этот день и час... в том темпе, который тебя устраивает...
может быть, очень быстро... или не очень быстро... и все твои знания останутся
при тебе... хотя ты о них еще ничего не знаешь... Я буду считать до трех,
и ты заметишь некоторые явления...
Один... Твои веки начинают подрагивать...
Дыхание становится чуть более частым и поверхностным... Два. Твои мышцы
готовы к работе, ты хорошо ощущаешь свои руки и ноги. Три! Открой глаза! Потянись!
(Обращаясь к аудитории) Вот и все упражнение. Как видите, я прошел
по всем этапам, поначалу следуя за партнером, а потом лидируя. Моя речь
могла произвести странное впечатление, хотя в ней все соответствовало происходящему:
я описывал только то, что Виталий мог видеть, слышать и чувствовать. Кстати,
Виталий, сколько минут это продолжалось?
Виталий: Минуты две-три.
С. Горин: Вот вам искажение чувства времени в трансе. Сидящие в зале
могут сравнить объективное время с внутренним временем Виталия - сколько
минут на самом деле продолжалось упражнение?
Ответы из зала: Три минуты.
Пять минут. Полторы минуты. Десять минут (смех в зале).
С. Горин: Ни одного правильного ответа. Помнится, кто-то из вас говорил,
что не поддается гипнозу... Будем считать, что вы готовы делать упражнение.
Вопрос из зала: Здесь находится много людей, это не будет сбивать партнера?
С. Горин: Вашей заботой как раз и является сделать так, чтобы партнера
это не сбивало. Вы достигаете этого очень просто - включая все, что происходит,
в свою речь: "...и ты слышишь, как здесь разговаривают люди, и входишь
в транс еще успешнее". Наличие шумов в зале - больше помеха для гипнотизера,
чем для гипнотизируемого.
Однажды под окном моего рабочего кабинета начали
ремонтировать водопровод. Пригнали бульдозер, компрессор... Ну, вы знаете,
как шумит компрессор, и знаете, что ремонт в этой стране не делается быстро.
Я мог бы прекратить практику, но я сделал по-другому: в течение нескольких
дней я сообщил своим пациентам, что они прекрасно слышат шум компрессора,
и это позволяет им понять, что с помощью этого шума люди решают свои проблемы,
а пациент может решить свои, слушая этот шум и еще больше расслабляясь.
Включайте в свою речь (тогда, когда вы описываете внешний опыт партнера)
все, что происходит. Многие начинающие гипнотизеры считают, что потерп
ели неудачу при наведении транса, если видят, что их партнер улыбается:
"Ах, он улыбается, он смеется надо мной, о каком трансе может идти речь!".
Улыбка партнера - тоже стимул, который может привести его к трансу.
Верните партнеру его движение, дайте понять, что вы его заметили: "...ты